Адменистративный надзор

Как устроен административный надзор — жесткая репрессивная мера, о которой почти никто не знает? — Meduza

Адменистративный надзор

Один из фигурантов «Болотного дела» Иван Непомнящих уехал учиться в США. Он вышел из колонии 24 августа 2017 года. Незадолго до освобождения суд назначил Непомнящих административный надзор сроком на два года.

Это система ограничений, которые накладывают на бывших заключенных после того, как они выходят на свободу. Ее ввели относительно недавно, в 2011 году. В законе говорится, что эта система направлена на профилактику повторных преступлений. Надзор назначает суд по запросу администрации колонии или правоохранительных органов.

Есть несколько видов. Человеку могут запретить бывать в определенных местах или на публичных мероприятиях; запретить покидать определенную территорию — например, регион, в котором он живет; запретить покидать собственную квартиру в ночное время. И все, кто находятся под надзором, обязаны регулярно отмечаться в полиции.

К примеру, Ивану Непомнящих запретили даже приближаться к местам проведения массовых мероприятий (речь в том числе и о митингах), выезжать за пределы Московской области и покидать квартиру с 10 вечера до 6 утра — и обязали отмечаться каждый месяц в полиции.

Полицейские должны следить за тем, как человек выполняет условия административного надзора. И могут, например, прийти ночью и проверить, не покинул ли человек квартиру в неположенное время.

Вячеслав Киюцин, который сейчас находится под административным надзором после того, как отбыл восемь с половиной лет за убийство, рассказал «Медузе», что контроль жестче, чем при условно-досрочном освобождении или условном наказании. Киюцину, как и Непомнящих, запретили покидать квартиру с 10 вечера до 6 утра.

По его словам, полицейский едва не обвинил его в нарушении условий надзора только из-за того, что в квартире не работал домофон, — он посчитал, что никого нет дома после 10 вечера.

В 2016 году сотрудники Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД и Барнаульского юридического института МВД описали в своей работе негласные методы слежки за людьми, которые находятся под административным надзором.

Нет, не любому. Есть две основные категории.

Первая — это люди, осужденные по определенному списку статей, которые как-то дополнительно «провинились» — нарушали правила пребывания в колонии или совершили два или больше определенных административных правонарушений.

В эту категорию попадают люди, осужденные за повторные преступления, тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних и еще по нескольким статьям, связанным с наркотиками.

Вторая категория — люди, которым административный надзор назначается без всяких дополнительных причин: решением суда по запросу администрации колонии или органа внутренних дел.

К этой категории относятся осужденные за сексуальные преступления против несовершеннолетних, за некоторые виды особо тяжких преступлений, по некоторым «террористическим» и «экстремистским» статьям.

Например, по 282-й статье — о возбуждении ненависти или вражды.

Все зависит от категории. Если человеку назначают надзор за дополнительные провинности, срок составляет от одного до трех лет.

А если без дополнительных причин — просто по факту, что осудили по определенной статье, — до восьми лет.

Например, татарского активиста Рафиса Кашапова, осужденного в 2015 году к трем годам за критику российской агрессии в отношении Украины и нарушения прав крымских татар, поместили под административный надзор на восемь лет.

За это можно сесть в тюрьму. Если человек после выхода из колонии не приехал в место, где ему положено быть — например, в квартиру, где зарегистрирован, — ему может грозить уголовное наказание, вплоть до года лишения свободы. То же касается случаев, когда человек покинул территорию, которую ему нельзя было покидать.

Отъезд Непомнящих могли бы рассматривать как уголовное преступление, но, как отметила в разговоре с «Медузой» адвокат Ирина Бирюкова, он уехал до вступления решения о надзоре в законную силу.

Для небольших нарушений есть административная статья с наказанием в виде штрафа до полутора тысяч рублей или административного ареста.

Власти считают, что таким образом можно избежать повторных преступлений. Мы не нашли подробного анализа эффективности такого инструмента, но если судить по общей статистике, административный надзор работает плохо.

В аналитическом отчете Института проблем современного общества сказано, что в 2014–2015 годах доля «рецидивистов» среди осужденных достигла 63–64 процентов, хотя до 2012-го не превышала 50–53 процентов.

Напомним, закон об административном надзоре ввели в 2011-м.

Очень часто. В 2016 году из мест лишения свободы вышли 210 тысяч человек. Из них 157 тысяч — после полностью отбытого срока (административный надзор не назначается помилованным и освобожденным условно-досрочно). Под административный надзор поместили 69 тысяч человек. Выходит, что в 2016 году под наздор попал каждый второй освободившийся, 44 процента.

Мы не знаем. Руководитель Института проблем современного общества и правозащитница Ольга Киюцина (жена Вячеслава Киюцина) уверена, что административный надзор — способ давления на осужденных, которые пишут жалобы на администрацию колонии. Киюцина сообщила «Медузе», что не раз встречалась с такими случаями в своей правозащитной практике.

Руководитель правозащитного центра «Агора» Павел Чиков сказал, что административный надзор в последнее время стал очень активно применяться против людей, осужденных по политически мотивированным уголовным делам — в частности, по статьям за «экстремизм», по «Болотному» и другим громким делам. По мнению Чикова, главная причина — не жалобы заключенных на администрацию колонии, а желание силовых ведомств (в частности, ФСБ и Центра по противодействию экстремизму МВД) контролировать их после освобождения.

В докладе «Агоры» от 22 августа 2017 года административный надзор называют «гласной формой слежки и контроля над поведением „неблагонадежных“ лиц при условии, что ранее их привлекали к уголовной ответственности».

Источник: https://meduza.io/cards/ivan-nepomnyaschih-uehal-iz-rossii-nesmotrya-na-administrativnyy-nadzor-a-chto-takoe-administrativnyy-nadzor

10.3. Общий административный надзор

Адменистративный надзор

Принято считать, что в России в соответствиис действующим законодательствомприменяются следующие виды надзора:судебный, прокурорский и административный.Анализ законодательства позволяетсделать вывод о том, что таможенный,бюджетный, банковский и иные надзорыявляются составной частью трехвышеперечисленных надзоров.

Административный надзор среди другихявляется наиболее объемным и разнообразным.При соблюдении определенных федеральнымизаконами условий он допускает возможностьвторжения в права физических и юридическихлиц.

Тенденция расширения объемаадминистративно-надзорной деятельностиимеет объективный характер и определяетсяповышением роли технических средств,разнообразных технических правил,контроль за соблюдением которых – важноеусловие обеспечения безопасностиграждан, общества, государства.

В административном праве подадминистративным надзором понимаетсянадведомственный специализированныйсистематический контроль (или наблюдение)органов исполнительной власти (ихструктурных подразделений) за соблюдениемгражданами и организациями правовых итехнико-юридических норм.

надзорной функции предполагаетвозможность осуществления: систематическихпроверок; мониторинг; лицензионную,регистрационную, уведомительную,регламентарную функцию; оценкисоответствия управленческих действийзаконодательству.

Применительно к деятельности милициии других правоохранительных органовтермин “надзор” предполагаетвмешательство не только в конфликтныеситуации, связанные с правонарушениями,в целях их пресечения (в т.ч. и с применениемсилы), но и в ситуациях, требующих принятияоперативных решений, направленных назащиту жизни и здоровья граждан, а такжеформ собственности.

Профессор Ф.С. Разаренов в шестидесятыхгодах XX столетия одним из первыхотечественных правоведов обратился кпроблеме административного надзора,осуществляемого милицией. На протяженииряда лет он исследовал эту проблему взависимости от круга лиц и объектов, накоторые распространяется административныйнадзор. Им были выделены следующиеразновидности административногонадзора:

1) осуществляемый в отношениинеопределенного круга лиц (физическихи юридических), не находящихся ворганизационном или ином подчинениисубъектам надзора, за строгим соблюдениемобщеобязательных правил, напримеррегиональных нормативных правовыхактов по вопросам охраны общественногопорядка;

2) осуществляемый в отношенииопределенного круга субъектов илиопределенного круга вопросов, напримерза соблюдением иностранными гражданамиправил пребывания в стране, за соблюдениемправил приобретения, использования ихранения оружия, взрывчатых и некоторыхдругих веществ гражданами, учреждениями,предприятиями и организациями;

3) осуществляемый за строго определеннымкругом лиц: за лицами, освобожденнымииз мест лишения свободы; за лицами,условно осужденными к лишению свободы,условно освобожденными из исправительныхучреждений, и некоторыми другими.Остановимся на этом круге субъектовадминистративного надзора болееподробно.

В середине 60-х годов XX столетия в СССРдействовало Положение об административномнадзоре органов внутренних дел залицами, освобожденными из мест лишениясвободы.

Формально его не отменяли, нона практике он уже не применяется, таккак изменилась не только страна (распадСССР и возникновение на его территории15-и новых государств), но и законодательство.

Во вновь принятых КоАПРФ и УКРФ не содержится наступление юридическойответственности за нарушение положенийрассматриваемого документа.

Однаковысокий уровень общей рецидивнойпреступности (около 25%) в стране и особенновысокой рецидивности (от 40% до 60%) засовершение таких преступлений, какграбежи, разбой, кражи, бандитизм, повлекза собой необходимость обращения кпредыдущему опыту профилактикиправонарушений с применением методовадминистративного воздействия. Поэтомув апреле 2009 года был принят проектФедерального закона “Об административномнадзоре за лицами, освобожденными измест лишения свободы”. Одновременнопредложены поправки в текст КоАПРФ и УКРФ, предусматривающие не только мерыюридического воздействия на нарушителейэтого режима, но и возможность досрочногопрекращения действия установленногоадминистративного надзора. Решениеэтого вопроса предполагается возложитьна мирового судью.

С точки зрения профессора С.И. Котюргина,административный надзор делится наобщий и специальный.

Общий административный надзор – этонаблюдение органов исполнительнойвласти, наделенных специальнымиполномочиями, за точным исполнениемгражданами и должностными лицамипредприятий, учреждений и организацийзаконов и основанных на них подзаконныхнормативных актов.

Применительно к милиции под общимадминистративным надзором понималосьсистематическое наблюдение органов,подразделений и сотрудников милицииза точным соблюдением гражданами идолжностными лицами законов и подзаконныхактов, регулирующих общественныйпорядок, в целях предупреждения,пресечения их нарушений, выявления, атакже обеспечения привлечения кответственности виновных или принятияк ним мер общественного воздействия.

Основными направлениями общегоадминистративного надзора милицииявляется соблюдение правил: общественногопорядка; охраны собственности; торговли;дорожного движения и пользованиятранспортом; общественной безопасностии охраны здоровья населения; паспортнойсистемы и т.д. Это способствовалосовершенствованию изучения надзорнойдеятельности, повышению качественногоуровня ее правового регулирования ипрактической организации.

Специальный надзор милиции (органоввнутренних дел), по мнению С.И.Котюргина, распространяется на двекатегории объектов:

– на граждан, представляющих для органоввнутренних дел определенный интересввиду своей противоправной деятельности(ставятся на учет, находятся под контролем,с ними проводится воспитательная работаи т.д.);

– на объекты разрешительной системы(огнестрельное оружие, стрелковые тиры,оружейно-ремонтные и пиротехническиемастерские, склады с взрывчатымиматериалами, радиоактивными веществамии пр.). Надзор за данными объектаминеобходимо осуществлять ввиду ихзначительной общественной опасности.

Ю.М. Козлов и Л.Л. Попов, разделяявысказанную точку зрения на содержаниеадминистративного надзора, обосновываютследующие три разновидностиадминистративного надзора, фактическиинтерпретируя позицию профессора Ф.С.Разаренова:

1. Осуществляемый в отношениинеопределенного (неперсонифицированного)круга физических и юридических лицнезависимо от их ведомственнойподчиненности и формы собственности,не находящихся в каком-либо подчиненииорганов надзора, за соблюдением имиопределенных правил, например правилповедения (деятельности) в общественныхместах.

2. Распространяемый на определенныйкруг граждан, должностных и юридическихлиц и по конкретным вопросам, напримернадзор за соблюдением гражданами правилприобретения, хранения и использованияогнестрельного оружия, должностнымилицами, ответственными за сохранностьи использование радиоактивных материалов,средств цветного копирования.

3. Персонифицированный административныйнадзор, осуществляемый органамивнутренних дел в отношении некоторыхграждан, освобожденных из мест лишениясвободы.

Новый подход к разграничению видовадминистративного надзора был изложенв работах ученых Д.Н. Бахраха, А.В. Деминаи С.Д. Хазанова. Они выделяют триразновидности административногонадзора:

1. За неопределенным числом субъектов,а точнее за всеми теми, кто обязансоблюдать общие и специальные санитарные,таможенные и иные правила.

2. За лицами, получившими лицензиии иные разрешения.

3. За лицами, совершившими преступления(правоохранительный административныйнадзор).

Существует большое число государственныхструктур, занимающихся административнымнадзором. Среди них есть специализированныеведомства.

Во многих ведомствах есть специализированныенадзорные службы, большинство из которыхназываются государственными инспекциями,а некоторые носят названия регистров,служб, управлений, департаментов. В ихчисле: государственная ветеринарная,автомобильная, торговая, охотничьяинспекции и т.д.

Главными задачами административногонадзора является обеспечение:безопасности граждан, общества,государства; надлежащего качествапродукции и услуг.

Источник: https://studfile.net/preview/7019747/page:49/

Административный надзор

Адменистративный надзор

Административный надзор как способ обеспечения законности представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:

отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

наличие специального объекта надзорной деятельности – норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, их исполнение физическими и юридическими лицами;

возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения право

нарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;

строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

Административный надзор реализуется в различных организационных и правовых формах:

  • а) административный надзор в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил, например правил пожарной безопасности;
  • б) административный надзор, осуществляемый в отношении определенного круга граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например, надзор за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов;
  • в) административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Организационно административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий: предварительный – анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования; текущий – включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности; заключительный – состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденции-разработке предложений.

Административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения, причем надзорные органы используют административно-предупредительные меры (например, карантин), меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автомототранспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров и документов), административные наказания. Следовательно, органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции.

Таким образом, административный надзор – это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся федеральные службы, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и другого надзора), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).

Источник: https://studme.org/95437/pravo/administrativnyy_nadzor

Вопросы по закону
Добавить комментарий