Должен ли опекун выплачивать долги за коммунальные услуги за квартиру подопечной?

Плата за принадледжащее детям-сиротам жилое помещение и коммунальные услуги

Должен ли опекун выплачивать долги за коммунальные услуги за квартиру подопечной?
12.11.2014  / Пролетарский район г. Тулы

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как наиболее уязвимая социальная группа нуждаются в особой заботе государства. Одной из основных задач государственной политики в области детства является совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих надлежащую защиту прав детей-сирот, в том числе жилищных.

Комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период 2013 – 2017 гг., утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.09.2013 N 1701-р.

Он содержит мероприятия организационного и правового характера, направленные на решение наиболее актуальных проблем, связанных с созданием условий для предоставления жилья детям-сиротам, в том числе проведение мониторинга оказания в субъектах РФ мер социальной поддержки детям-сиротам в части оплаты жилых помещений и коммунальных услуг, а также освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о многочисленных проблемах, связанных с исполнением обязанности по внесению платы за коммунальные услуги и жилое помещение, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которого являются дети-сироты, в период их пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в исправительных учреждениях, а также за период пребывания у опекунов (попечителей), в приемных семьях.

Так, задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги может возникнуть, если в закрепленном за ребенком-сиротой жилом помещении никто не проживает, а также в случае невыполнения обязанности по внесению платы лицами, проживающими в таких жилых помещениях (например, лицами, лишенными родительских прав, членами семьи детей-сирот).

Рассмотрим ситуацию, когда в принадлежащем ребенку-сироте жилом помещении в период его временного отсутствия никто не проживает.

Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

Разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.

2011 N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, предусмотрена возможность перерасчета размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, а также платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

В соответствии со ст.

123 Семейного кодекса РФ дети-сироты подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот. Нахождение детей-сирот у опекунов, в указанных учреждениях следует расценивать как временное отсутствие в “закрепленных” за ними жилых помещениях, в связи с чем плата за коммунальные услуги взимается в соответствии с вышеуказанными Правилами предоставления коммунальных услуг. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется на основании заявления законных представителей детей-сирот (опекунов, попечителей, организаций для детей-сирот). Следует отметить, что федеральным жилищным законодательством не предусмотрено освобождение детей-сирот от внесения платы за жилое помещение.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.04.

2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.

Согласно ч. 1 ст.

37 Гражданского кодекса РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Таким образом, законные представители обязаны оплачивать принадлежащее ребенку-сироте жилое помещение за счет доходов подопечного. В то же время 12 субъектов РФ в рамках предоставленных полномочий и исполняемых расходных обязательств предусмотрели в региональном законодательстве норму об освобождении детей-сирот от платы за жилое помещение в период их временного отсутствия.

Согласно ст. ст. 18, 24 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” законные представители детей-сирот под надзором органа опеки и попечительства обязаны принимать меры по обеспечению сохранности жилого помещения, закрепленного за ребенком-сиротой.

Так, если несовершеннолетний является нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя, то лица, проживающие в закрепленном за ребенком-сиротой жилом помещении и не вносящие плату за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин, могут быть в соответствии со ст.

90 ЖК РФ по заявлению законных представителей несовершеннолетнего выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Своевременное решение вопроса о выселении из жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам, членов его семьи или иных лиц (в частности, граждан, лишенных родительских прав) будет способствовать обеспечению сохранности указанных помещений и находящегося в них имущества.

Помимо выселения из занимаемого жилого помещения к недобросовестным лицам за невнесение установленной платы может быть применена и такая мера ответственности, как взыскание пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ. Кроме того, выселение не освобождает от уплаты задолженности по оплате за жилое помещение с учетом начисленной пени за весь период проживания до момента выселения из жилого помещения.

Совершенно по-иному дело обстоит с жилыми помещениями, находящимися в собственности детей-сирот, в том числе общей долевой собственности совместно с лицами, лишенными родительских прав.

Право пользования жилым помещением, находящимся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут иметь в том числе:

– бывшие члены семьи собственника жилого помещения, за которыми в соответствии с ч.4 ст.31 ЖК РФ на основании решения суда временно сохранено право пользования жилым помещением собственника

– бывшие члены семьи собственника приватизированного жилого помещения, имевшие на момент приватизации данного жилого помещения равные права пользования помещением с лицом, его приватизировавшим.

Заместитель прокурора Пролетарского района г.Тулы советник юстиции Фридрих Г.Л.

Источник: http://www.prokuror-tula.ru/prosecutors-office/explanation/tula-proletarian/13564/

Коммунальные платежи сирот по закрепленному жилью

Должен ли опекун выплачивать долги за коммунальные услуги за квартиру подопечной?

В настоящей статье мы хотели бы продолжить рассказ о мерах поддержки детей-сирот, а также о случаях отсутствия такой поддержки.

Речь пойдет о следующей ситуации: сироте принадлежит на праве собственности доля в праве на квартиру; в этой квартире сирота не проживает; долги начисляются на иных лиц, проживающих в квартире – на второго собственника; до совершеннолетия еще далеко и пока у опекуна и подопечного нет планов возвращаться в квартиру; по квартире накопился довольно большой долг по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Вопрос: что можно делать с таким долгом?

1.Начнем с общих положений, применяемым ко всем, в том числе детям-сиротам (в лице их законных представителей).

По общему правилу, в соответствии со статьями 31, 153 – 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), собственник и член семьи собственника жилого помещения несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При этом согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, установленных Правилами.

Для перерасчета по этому основанию следует обращаться к исполнителю услуг (обычно это организация, выставляющая счета) с письменным заявлением либо до начала периода отсутствия, либо сразу же после окончания этого периода (не позднее 30 дней – согласно пункту 91 Правил). К заявлению о перерасчете следует прикладывать документы, подтверждающие временное отсутствие (например, документ о регистрации по месту пребывания или его заверенная копия).

Указанные положения применяются в отношении всех граждан, в том числе сирот. В связи с этим следует ими воспользоваться. Но если начисление платы происходит в отношении другого человека, именно ему следует обратиться с указанным заявлением о перерасчете за период временного отсутствия сироты.

При этом обращаем внимание, что перерасчет по этому основанию возможен только в отношении платежей, начисляемых по нормативу потребления из расчета на человека (т.е. обычно это касается только платы за воду, газ, электричество, если не установлены приборы учета).

2. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрены также дополнительные меры поддержки по оплате жилого помещения.

Как Вам сообщалось ранее, статьей 24 областного закона от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрено два вида такой поддержки:

– во-первых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, обучающиеся по очной форме в государственных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящиеся на полном государственном обеспечении и проживающие в ранее закрепленном или вновь предоставленном жилом помещении, освобождаются от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме);

– во-вторых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, вселившиеся в ранее закрепленное за ними жилое помещение, освобождаются от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), образовавшейся в период их пребывания в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, медицинских организациях, либо прохождения военной службы по призыву, либо отбывания наказания в исправительных учреждениях, либо нахождения их под опекой (попечительством) или в приемных семьях.

Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по освобождению от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Порядок) утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 03.07.2013 № 289-пп.

Согласно пункту 6 Порядка, в состав подлежащей возмещению задолженности включаются расходы, понесенные организациями в связи с предоставлением мер социальной поддержки по освобождению от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг:

– плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

– плата за пользование жилым помещением (плата за наем) – для жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме – для жилого помещения в многоквартирном доме, принадлежащего на праве собственности;

– плата за тепловую энергию, предоставляемую в жилое помещение, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах, и в жилых домах, отапливаемых по присоединенной сети. Следовательно, задолженность по коммунальным платежам (кроме указанной платы за тепловую энергию) в любом случае не может быть списана по указанному основанию.

Кроме того, существуют иные препятствия для освобождения от задолженности в отношении сироты в указанной ситуации.

2.1. Если на данный момент размер задолженности официально не определен 9поскольку начисляется на иное лицо), то невозможно и списание этой «задолженности». Но это не означает, что соответствующие организации-кредиторы не могут к ней предъявить требования, и что суд не может взыскать какую-то часть долга с сироты.

По существу, окончательно определить доли задолженности можно будет только путем заключения письменного соглашения между всеми сторонами, включая собственников и организации, выставляющие счета.

Однако, как следует из практики, такое соглашение, как правило, недостижимо, поскольку требует согласия многих лиц.

При недостижении такого соглашения остается только либо ждать предъявления соответствующих требований и оспаривать их, либо урегулировать вопрос о добровольном погашении долга со вторым собственником.

Кроме того, при определении долга потребуется учитывать ту часть долга, которая уже была установлена судебными актами, вступившими в законную силу.

Например, если долги были установлены судами в отношении предыдущих собственников квартиры, то с переходом права на наследственное имущество к сироте и другим наследникам переходит и обязанность по исполнению соответствующих судебных актов (в пределах стоимости соответствующей доли наследственного имущества – статья 1175 Гражданского кодекса РФ).

2.2. Согласно пункту 9 Порядка освобождение от задолженности не производится, если в жилом помещении кроме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа проживают совершеннолетние граждане, не имеющие права на освобождение от задолженности в соответствии с Порядком.

Поскольку в квартире проживали совершеннолетние лица, это может быть основанием для отказа в освобождении от задолженности (за период проживания этих лиц с момента совершеннолетия).

2.3. По смыслу указанных норм статьи 24 областного закона и пункта 3 Порядка, освобождение от задолженности производится только после вселения в ранее закрепленное жилое помещение. Соответственно, в случае если сирота не вернется в указанное помещение не будет формального основания для применения этих норм об освобождении от задолженности.

2.4. Кроме того, из буквального толкования норм Порядка следует, что освобождение от текущих платежей и от задолженности производится только после совершеннолетия сирот.

Каждое из указанных препятствий может быть самостоятельным основанием для отказа.

В случае если Вы хотите получить официальные разъяснения уполномоченного органа власти, то следует направить запрос в министерство образования и науки Архангельской области (адрес: Архангельск, пр. Троицкий, 49, корп. 1; тел. (8182) 21-52-80; эл. почта: arhobr@dvinaland.ru).

3. С учетом указанных обстоятельств (т.е. исходя из того, что пока отсутствуют основания для освобождения от задолженности) мы полагаем, что на данный момент для урегулирования вопросов, связанных с погашением задолженности, целесообразно выполнить следующие действия.

Первоначально следует воспользоваться правами, указанными в пункте 1 настоящего письма, т.е. произвести перерасчет за период временного отсутствия сироты (если он не был произведен ранее).

Если он уже был произведен или если нет оснований для перерасчета, то в остальной части целесообразно попытаться согласовать условия погашения задолженности непосредственно со вторым собственником и погасить долг.

В случае, если отсутствует возможность погашения долга, и в случае несогласия с долгом законодательство не предусматривает возможность определения размера долга по требованию одного из должников.

Обычно в этом случае самым оптимальным вариантом остается ожидание предъявления требований со стороны жилищно-коммунальных организаций и дальнейшее их рассмотрение и оспаривание (признание) в судебном порядке.

4. Что касается заключения сделок с квартирой, то, с юридической точки зрения, наличие или отсутствие задолженности не является препятствием для заключения договора отчуждения квартиры или доли в праве на нее.

Поэтому, если сделка об отчуждении доли в праве на квартиру согласована с органом опеки и попечительства, то Вы вправе заключить соответствующий договор, и в его оформлении (например, государственной регистрации) не может быть отказано по причине наличия задолженности.

При этом, по общему правилу, долг (в случае его наличия) сохраняется за первоначальным должником, и не переходит к приобретателю квартиры или доли в праве. Исключением является долг по уплате взноса на капитальный ремонт (этот долг переходит к приобретателю прав на квартиру – часть 3 статьи 158 ЖК РФ).

С учетом того, что порядок освобождения сирот от текущих платежей и задолженности довольно запутанный, для прояснения конкретной ситуации и получения помощи первоначально следует обратиться в орган опеки и попечительства, а затем можно обратиться в указанное министерство образования и науки.

Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 16 декабря 2015 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Источник: http://gosurburo29.ru/law-news/zashhita-prav-detej/utilities-orphan

Оплата жилого помещения и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Должен ли опекун выплачивать долги за коммунальные услуги за квартиру подопечной?

I. Авторизация на Портале

Государственная услуга в электронной форме предоставляется только авторизованным пользователям Портала (www.gu.spb.ru). Авторизация на Портале производится с использованием учетной записи в ЕСИА.

Для обеспечения возможности подачи через Портал электронного заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявитель должен иметь ключ простой электронной подписи.

Для получения ключа простой электронной подписи (далее — простая электронная подпись) заявителю необходимо пройти процедуру регистрации в ЕСИА. Информация о способах и порядке регистрации в ЕСИА представлена на Портале по ссылке.

Онлайн‑форма предварительной регистрации в ЕСИА размещена по ссылке.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче (подтверждению, восстановлению) ключей простой электронной подписи на базе МФЦ утвержден распоряжением Комитета по информатизации и связи от 15.12.2014 №259‑р.

См. также Руководство пользователя ЕСИА, разработанное Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. После прохождения процедуры регистрации в ЕСИА заявитель должен авторизоваться на Портале, используя простую электронную подпись.

Получатель услуги (совершеннолетний) должен авторизоваться лично.

Представлять интересы заявителя вправе представитель получателя услуги, имеющий документ, подтверждающий полномочия представителя — при необходимости посещения ОСЗН Администрации или подразделения МФЦ.

II. Подготовка к заполнению заявления в электронной форме

Перед заполнением электронной формы заявления необходимо:

  • предварительно ознакомиться с описанием услуги в соответствующих разделах Портала;
  • подготовить скан‑образы документов* либо иные документы в электронном виде, прикрепляемые к заявлению**.

* Скан‑образ документа — файл, полученный на сканере, цифровом фотоаппарате или с использованием программных средств обработки файлов, являющийся результатом сканирования оригинала документа

* Требования, предъявляемые к электронным документам:

  • допустимые форматы файлов: jpg, jpeg, tiff, pdf, zip, rar, doc, xls, docx, xlsx;
  • максимальный размер файла для добавления к электронному заявлению — 3 Мб;
  • все файлы должны иметь имена, состоящие не более чем из 30 символов (русских или латинских букв, цифр, символов подчеркивания, пробела и точки);
  • наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в документе.

III. Особенности заполнения электронных форм заявления

  1. Ввод данных в поля электронной формы заявления производится пошагово; после заполнения сведений на любом шаге можно использовать кнопку «Далее» либо перейти на нужный шаг заполнения формы, нажав кнопку с соответствующим номером шага.
  2. Если в процессе заполнения полей электронной формы заявления допущены ошибки формата ввода или не заполнены обязательные поля (помеченные знаком «*»), номер соответствующего шага закрашивается красным цветом, а поля этого шага, содержащие ошибку, подсвечиваются; подать заявление в этом случае не представляется возможным, для продолжения заполнения формы необходимо внести корректные сведения.
  3. После заполнения необходимых сведений, на шаге «Документы» необходимо приложить скан‑образы документов (электронных документов в ином формате).
  4. После окончания заполнения формы заявления и подтверждения достоверности указанных сведений — установки соответствующего признака («флажка») нужно отправить заявление.

Если необходимо прервать заполнение электронной формы заявления или произвести выход из учетной записи ЕСИА на Портале до отправления заявления, заявитель может на любом шаге сохранить введенные данные (кнопка «Сохранить»).

Это удобно для возобновления процедуры заполнения электронного заявления в любое время — с того места, где был прерван процесс и произведен выход из учетной записи ЕСИА. Автоматически создается «Черновик заявления» на данную услугу, ему присваивается номер, название, фиксируется дата сохранения.

Название черновика при необходимости можно присвоить самостоятельно.

При входе на Портал после авторизации в ЕСИА можно войти в подраздел «Заявления» Личного кабинета, выбрать закладку «Черновики заявлений», найти нужный черновик и продолжить заполнение электронной формы заявления.

По истечении 3‑х месяцев со дня последнего изменения черновик заявления автоматически удаляется.

IV. Электронное дело

Электронное заявление с прикрепленными скан‑образами документов (документами в электронном виде) сохраняется в межведомственной автоматизированной информационной системе предоставления в Санкт‑Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее — МАИС ЭГУ), где ему присваивается идентификационный номер и статус, после чего электронное заявление модифицируется в электронное дело.

Электронное дело, сохраненное в МАИС ЭГУ, передается в автоматизированную информационную систему «Электронный социальный регистр населения Санкт‑Петербурга» (далее — ЭСРН) и становится доступным для уполномоченного лица ОСЗН.

V. Информирование заявителя о ходе и результате предоставления услуги

После подачи электронного заявления через Портал информирование заявителя обеспечивается с использованием электронных уведомлений, в которых указываются статус рассмотрения электронного заявления (электронного дела), комментарии уполномоченных должностных лиц ОСЗН (при необходимости) и/или прилагаются соответствующие электронные документы.

Доступ заявителя к информации о ходе и результате предоставления услуги можно получить:

  • в Личном кабинете заявителя на Портале (раздел «Заявления» — «История заявлений»);
  • в разделе Портала «Проверка статуса заявления»;
  • в мобильном приложении «Государственные услуги Санкт‑Петербурга» («Личный кабинет», сервис «Проверка статуса заявления»);
  • в электронной почте.

Заявителю обеспечена возможность получить краткую информацию о текущем статусе заявления, просмотреть и сохранить на собственные технические средства электронные уведомления, направляемые уполномоченными лицами ОСЗН, в том числе документы в электронном виде о результате услуги.

Источник: https://gu.spb.ru/188213/eservice/

Вопросы по закону
Добавить комментарий