Должна ли я переучиваться по новым проф стандартам?

Профстандарты в ит: для кого и зачем?

Должна ли я переучиваться по новым проф стандартам?

09:50 21.12.2016

Наталия Зунина, кандидат педагогических наук, MBA, руководитель направления HR-консалтинга, АО «БОСС. Кадровые системы»

Министерство труда и Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами (фонд «ФОСТАС») совместно с Союзом ИТ-директоров России и под эгидой Ассоциации производителей компьютерных информационных технологий (АПКИТ) ведут разработку новых профессиональных стандартов в области ИТ. На сегодняшний день по информационным технологиям их принято двенадцать и еще четыре находятся в разработке. Это не так много, и они не покрывают всего спектра современных ИТ-профессий. Поэтому пока нельзя сказать, что все возможные ИТ-роли соответствуют профстандартам, но все к этому идет.

Профессиональный стандарт – это нормативный документ, который определяет требования , условиям труда, знаниям, умениям и компетенциям работников в соответствии с различными квалификационными уровнями.

Очень важное слово здесь – компетенция, то есть способность сотрудника решать определенный класс задач. Обычно при приеме на работу от соискателя требуют подтверждения знаний в определенной области – дипломов или сертификатов.

Но для профессиональной деятельности они бесполезны, если претендент на должность не умеет применять полученные знания на практике.

Профстандарты необходимы при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации сотрудников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов, а также при установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. В перспективе привычные нам классификаторы должностей в организациях будут заменены профстандартами.

По отношению к профессиональным стандартам есть две заинтересованные стороны: это работодатели, которые не знают, каких ИТ-специалистов искать на рынке труда, и образовательные учреждения, которые не знают, кого готовить.

И если говорить об HR-подразделениях компаний-работодателей, то они сталкиваются с большой проблемой найма персонала, вытекающей из такого несоответствия.

Да и сами работники, выросшие из позиций линейных технических специалистов до уровня руководителей, зачастую не знают, где и как им приобрести необходимые навыки в управлении.

Ранее такая профессия, как «менеджер по ИТ», не существовала, потому что область информационных технологий достаточно молодая. А уж то, что нужен какой-то особенный руководитель, до сих пор еще не всем понятно.

Если смотреть, как формулируются требования для ИТ-вакансий, например на HeadHunter, то часто это поиск системного администратора с опытом составления бюджетов, что никак не соответствует современным запросам. Сейчас рынку нужно очень большое количество грамотных управленцев.

Специфика ИТ-отрасли такова, что квалифицированный технический специалист, назначаемый на роль руководителя, не имеет управленческих навыков и, наоборот, дипломированный управленец зачастую не слишком хорош в предметной области.

И это большая проблема: даже самыми прекрасными айтишниками должен руководить грамотный управленец-технарь, иначе результаты будут не те, к которым стремится компания.

Как следствие, сейчас идёт активная работа по выравниванию образовательных стандартов по профессиональным с тем, чтобы готовить специалистов, действительно нужных на рынке труда. Это большая задача – на предприятия приходят выпускники, которых сразу приходится полностью переучивать и прививать нужные работодателю компетенции.

Так чем же в этой ситуации может помочь профстандарт?

Первый шаг – стандартизация требований к ИТ-специалистам, его мы рассмотрели выше. Второй важный шаг – подтверждение соответствия компетенций работников требованиям стандарта.

Здесь существуют два пути. Первый – прохождение сертификации в независимых центрах оценки квалификации. Полученный сертификат удостоверяет соответствие компетенции ИТ-специалиста требованиям профессионального стандарта определенного уровня.

Второй путь – проведение внутрикорпоративной аттестации работников.

И здесь мы говорим о построении бизнес-процесса и управлении им, что включает в себя разработку и проведение аттестации на основе профстандартов, планирование и проведение обучения, а также, возможно, изменение системы оплаты труда.

Использование HRMS «БОСС-Кадровик» поможет не только грамотно спланировать предстоящие мероприятия, но и получить быстрый и объективный результат. Вначале надо заполнить справочник «Знания и характеристики», архитектура и содержание которого должны соответствовать профстандарту.

В системе «БОСС-Кадровик» формируются перечень компетенций и критерии оценки показателей, а также определяются их характеристики и допустимые значения.

Далее необходимо создать профиль должности и документ для аттестации сотрудников на конкретной позиции (например, «менеджер по информационным технологиям»).

По итогам проведенных аттестационных мероприятий можно сравнить профили должности и сотрудника или кандидата и получить наглядное представление в графическом виде о соответствии должности на основе профессионального стандарта.

В случае выявленного расхождения профилей в системе «БОСС-Кадровик» можно в автоматизированном режиме сформировать рекомендации и подобрать сотруднику программу обучения или должность, наиболее подходящую его квалификации.

Замечу, что если работник выполняет ограниченное число обязанностей, то допускается его сертификация на соответствие по одной-двум обобщенным функциям, а не по всем указанным в профстандарте требованиям.

Таким образом, автоматизация аттестационных мероприятий в HRMS «БОСС-Кадровик» позволит реализовать сквозной бизнес-процесс, включающий такие управленческие процессы, как аттестация, развитие или обучение и мотивация сотрудников. В случае проведения в компании аттестационных мероприятий также необходимо учитывать имеющиеся у сотрудников сертификаты, реестр которых ведется в системе.

Итак, внедрение автоматизированной системы оценки профессионального соответствия профстандарту работников организации помогает компании определить необходимое число сотрудников и компетенции, которыми они должны обладать, для того чтобы эффективно выполнять свои роли.

Также система позволяет решать внутренние управленческие задачи организации.

Во-первых, это повышение качества профессиональной деятельности сотрудников, увеличение скорости выполнения задач и общее снижение трудозатрат. Ведь профстандарт дает определенные ориентиры для ИТ-руководителей – какие области им надо охватить в своей деятельности.

Во-вторых, повышение эффективности поиска и адаптации специалистов. Подбор новых сотрудников – это большие расходы для компании: тратится много времени, денег и сил. Исследования показывают, что частая смена кадров наблюдается среди ИТ-специалистов разного уровня, потому что работа не соответствует их ожиданиям.

Ну и в-третьих, повышение качества кадровых документов, регламентов, подробное описание профессиональных обязанностей сотрудников чрезвычайно важны и способствуют повышению конкурентоспособности компании на рынке.

В целом профстандарт должен стать инструментом организации работы для всех заинтересованных сторон: компаний-работодателей, работников, выпускников и преподавателей учебных заведений, да и всего рынка труда. Это благо, и его нужно научиться применять в современных условиях. Тогда стандарт послужит улучшению управления ИТ и повысит общий уровень информационных технологий в нашей стране

О компании «БОСС. Кадровые системы»:

Компания «БОСС. Кадровые системы» является разработчиком и правообладателем российской информационно-аналитической системы управления персоналом «БОСС-Кадровик».

Важнейшим направлением деятельности компании и ее ключевой компетенцией является создание корпоративных систем управления персоналом на базе флагманского продукта «БОСС-Кадровик» для крупных территориально распределенных холдингов и обеспечение создания единых расчетных центров в рамках общих центров обслуживания.

Продукты компании внесены в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Подробная информация на официальном сайте компании: www.boss.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Источник: https://www.osp.ru/partners/13051224/

Профстандарт «Бухгалтер» – «дорожная карта» бухгалтерской профессии

Должна ли я переучиваться по новым проф стандартам?

Важно: с 6 апреля 2019 года действует новый профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утвержден приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н). Он обязывает всех бухгалтеров, которые не имеют профильного образования, пройти программу профессиональной переподготовки. Подробнее о новом профстандарте читайте в новой статье на сайте Контур.Школы.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н. По сути, профстандарт — это «дорожная карта» бухгалтерской профессии.

Что такое «профессиональный стандарт»

Профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Составляющие квалификации — знания, умения, навыки и опыт работы (ст. 195.1 ТК РФ). 

Специальность определяет трудовую функцию, а квалификация отражает уровень мастерства в рамках специальности (ст. 15 ТК РФ). Таким образом, профессиональный стандарт «Бухгалтер» устанавливает квалификацию, необходимую для работы по соответствующей специальности. Причем этот документ зарегистрирован в Минюсте России и опубликован официально.

Требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей (письмо Роструда от 30.04.2008 № 1028-с).

Как пользоваться профстандартом?

В профессиональном стандарте «Бухгалтер» (далее — Стандарт) выделены две должности — бухгалтер и главный бухгалтер.

Для каждой должности определена обобщенная трудовая функция, которая детализирована посредством конкретного перечня трудовых функций.

В отношении каждой функции указано, какие именно трудовые действия, умения и знания необходимы для ее реализации.

Очевидно, работник бухгалтерии как лицо, непосредственно заинтересованное, проштудирует Стандарт самостоятельно. Пересказывать его не имеет смысла. Рассмотрим отдельные моменты.

Профессиональный стандарт бухгалтера, скачать Приказ Минтруда от 22.12.2014 1061н.

Профессиональный стандарт для главного бухгалтера

От главного бухгалтера требуется составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта. Эта обобщенная функция включает в себя:

  • составление бухгалтерской отчетности;
  • составление консолидированной финансовой отчетности (по МСФО);
  • внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование.

Во-первых, Стандарт относит налоговую отчетность к финансовой отчетности. В принципе это справедливо. Ведь суммы налогов, полученные в результате налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета. А во-вторых, Минтруд России считает, что рядовому бухгалтеру вести налоговый учет не под силу.

На основании Стандарта единственного бухгалтера компании, составляющего отчетность, следует именовать (в трудовом договоре и в трудовой книжке) главным (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Профессиональный стандарт для бухгалтера

Бухгалтер должен выполнять итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни. Эта обобщенная функция подразумевает подсчет в регистрах бухучета итогов и остатков, закрытие оборотов по счетам.

Стандарт относит к категории бухгалтеров служащих, занятых бухгалтерскими операциями и учетом (код 4121 по Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93, утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298). В обязанности таких работников входит выполнение несложных расчетов по отдельным участкам бухгалтерского учета. Следовательно, бухгалтер может не знать всех участков учета.

Работодателю целесообразно дифференцировать квалификацию бухгалтеров — например, предусмотреть должности «ведущий бухгалтер», «старший бухгалтер», «бухгалтер участка» (по учету расчетов, основных средств, материалов и пр.), «бухгалтер-стажер» (на практике — «помощник бухгалтера»). Круг обязанностей бухгалтера каждой категории детально характеризует должностная инструкция.

Примечательно, что кассиры относятся к служащим сферы обслуживания (код 421 по ОК 010-93). Бухгалтерами они не считаются. Получается, что после кассира участок «Касса» должен обрабатывать еще и бухгалтер. Такая двойная обработка информации неудобна, да и не практикуется.

Новый стандарт бухгалтера. Требования к знаниям

В целом Стандарт предъявляет не просто высокие, а максимальные требования к знаниям как главных, так и «рядовых» бухгалтеров. Эти требования являются отражением нормативных требований к ведению учета, включая составление отчетности.

На основании профстандарта каждый специалист может наметить для себя конкретные направления повышения квалификации. В Школе Бухгалтера вы можете обновить и систематизировать знания, получить практические навыки и найти ответы на свои вопросы. Все наши курсы повышения квалификации разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Так, бухгалтеру необходимы знания основ законодательства об архивном деле, о социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства.

А вот знать МСФО бухгалтеру необязательно. Напрашивается вывод, что Стандарт не предполагает ведение учета на основе МСФО. Главный бухгалтер составляет консолидированную финансовую отчетность путем трансформации данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, составленных по российским правилам.

Стандарт вменяет в обязанности бухгалтера составление калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг). Для этого ему необходимы представления о технологии, организации производства и управления, принятых в компании. Калькулирование предполагает и владение отраслевыми инструкциями (письмо Минфина России от 29.

04.2002 № 16-00-13/03). Между тем Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) предусматривает должность экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности. Подлежит ли она упразднению — неясно.

Отметим, что от главбуха ожидается знание судебной практики по вопросам бухгалтерского учета. Хотя знание арбитражной практики по налоговым спорам несравненно важнее.

К сожалению, пониженных требований к бухгалтерам, ведущим учет на малых предприятиях или в условиях специальных налоговых режимов, Стандарт не предусматривает. 

Профессиональный стандарт для бухгалтеров, главных бухгалтеров – смотрите вебинар в Школе бухгалтера.

Образование и стаж

Требования Стандарта к образованию и стажу приводят в замешательство. Дело в том, что Закон № 402-ФЗ (п. 1, п. 2 ч. 4, ч. 5 ст.

7) устанавливает подобные ограничения лишь для главных бухгалтеров, причем в определенных случаях (в зависимости от организационно-правовой формы экономического субъекта, сферы его деятельности и пр.).

В иных случаях, прямо неоговоренных, законодатель специальных требований к бухгалтерам не предъявляет.

В соответствии со Стандартом бухгалтер должен иметь либо среднее профессиональное образование, либо дополнительное профессиональное образование. Но даже при наличии такого образования — еще и опыт практической работы по учету и контролю не менее 3-х лет.

 Возникает парадокс: специалист, получивший необходимое образование после вступления Стандарта в силу, но не имеющий означенного опыта, к работе по специальности допущен не будет. Тогда какой смысл в получении образования? Скажем, учет и контроль осуществляет табельщик (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв.

постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37). Не вправе работать бухгалтером и лицо, имеющее неоконченное высшее образование.

Дополнительное профессиональное образование: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. К освоению этих программ допускаются лица, имеющие либо получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 

Главбух, не имеющий высшего образования, должен иметь опыт практической работы не менее 5-ти лет из последних 7-ми календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью.

Наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет – требования, предъявляемые к соискателям, не имеющим профильного образования (письмо Минтруда России от 12.01.2016 № 14-3/В-3).

А вот каким критериям должен отвечать руководитель экономического субъекта, принявший ведение учета на себя (ч. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ), – об этом Стандарт вообще умалчивает. Хотя подобные решения весьма распространены и способны в значительной мере повлиять на качество финансовой отчетности. 

В таблице приведена выдержка из профстандарта «Бухгалтер» о требованиях к образованию, обучению, опыту работы и особым условиям допуска к работе:

Возможные наименования должностей Бухгалтер Главный бухгалтер
Требования к образованию и обучениюСреднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительное профессиональное образование по специальным программамВысшее образование, Среднее профессиональное образованиеДополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
Требования к опыту практической работыПри специальной подготовке по учету и контролю не менее трех летНе менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, при наличии высшего образования — не менее трех лет из последних пяти календарных лет
Особые условия допуска к работеВ отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования

Чем грозит несоответствие профстандарту?

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Это указано в статье 81 ТК РФ.

Недостаточный стаж, как и отсутствие необходимого образования, не могут быть основанием для увольнения.

Бухгалтерским работникам «на местах» ничего не грозит. Буквального следования стандарту можно опасаться при приеме на работу. Кстати, требования стандарта уже взяли «на вооружение» кадровые агентства, подбирающие персонал для бухгалтерий.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/407

Основные требования профстандарта «Бухгалтер»: кто должен соответствовать?

Должна ли я переучиваться по новым проф стандартам?

Долгое время в России для определения уровня квалификации работника применяли два справочника: ЕТКС и ЕКС. В 2012 году в ТК РФ появилось новое понятие — «профессиональный стандарт» (Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ).

По замыслу Минтруда России, система профстандартов со временем заменит ЕТКС и ЕКС (Письмо от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

А пока у каждого бухгалтера возникает вопрос: «Каким новым требованиям должен соответствовать я лично?»

Если какой-либо нормативный документ устанавливает требования к квалификации сотрудника, то работодатель обязан их применять, говорится в ст. 195.3 Трудового кодекса РФ. Для бухгалтеров таким документом является Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Из положений регулятора следует, что профессиональный стандарт «Бухгалтер», действующий с апреля 2019 года, затрагивает:

— главных бухгалтеров открытых акционерных обществ, страховых организаций, некоммерческих пенсионных фондов и пр. (п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ);

— главных бухгалтеров кредитных и некредитных финансовых организаций (п. 7 ст. 7 закона № 402-ФЗ),

— бухгалтеров-аутсорсеров и обслуживающих бухгалтерий (п. 6 ст. 7 закона № 402-ФЗ).

На сотрудников бюджетных организаций распространяется действие Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. Оно обязует применять профстандарт в организациях госсектора:

  • государственных внебюджетных фондах РФ,
  • государственных или муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях,
  • госкорпорациях,
  • госкомпаниях и хозяйственных обществах, в уставном капитале которых более 50% акций в государственной или муниципальной собственности.

Важно: Соответствовать профессиональному стандарту «Бухгалтер» сейчас обязаны бухгалтеры и главные бухгалтеры всех организаций госсектора, а также главные бухгалтеры ряда предприятий, перечисленных в Законе № 402-ФЗ.  

При этом Президент России Владимир Путин на пленарном заседании съезда РСПП в 2013 году ясно обозначил, что впоследствии систему профессиональных стандартов планируют распространить на все организации: как государственные, так и коммерческие. Поэтому лучше начать волноваться об этом уже сейчас, даже если для вашей организации профстандарт пока носит только рекомендательный характер.

Если руководитель принял решение ввести систему профессиональных стандартов по собственной инициативе, ему следует руководствоваться Постановлением № 584. И первый шаг на этом пути — составление плана мероприятий. В него должны войти:

  • перечень внедряемых профстандартов;
  • общий порядок перехода на систему профстандартов (сроки, ответственные лица, список мероприятий и пр.);
  • перечень ЛНА, которые необходимо скорректировать;
  • перечень обучающих программ для сотрудников, не соответствующих требованиям профстандарта.

Какие требования вводит профстандарт?

Профстандарт делит бухгалтерские должности по уровням квалификации и по каждому определяет требования к опыту, образованию и профессиональному обучению. Для тех, кто еще не разобрался в положениях профстандарта, мы подготовили удобную таблицу.

На что стоит обратить внимание: если у специалиста вне зависимости от уровня квалификации нет профильного образования, ему надо пройти программу профпереподготовки. Профильным считается любое экономическое направление.

Если вы окончили вуз до 2013 года, когда в России была введена трехступенчатая система высшего образования, не переживайте, квалификация «специалист» сопоставима с современными квалификациями «бакалавр» или «магистр».

Главным бухгалтерам, начальникам отделов бухучета в дополнение к профильному образованию необходимо проходить программы повышения квалификации не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Повышение квалификации по профстандарту

Подготовка к проверкам ФНС и взаимодействие с ревизорами

Пройти курс

Как проверить, достаточно ли часов вы отучились? Поднимите документы обо всех пройденных курсах за последние три года: на конец 2019 года суммарно должно получиться 120 часов дополнительного профессионального обучения и 20 часов — уже в самом 2019 году. Если количество часов меньше 120, найдите подходящую программу. У вас еще есть время пройти обучение.

Важно: на соответствие профстандарту вы можете учиться только в лицензированных учреждениях. По окончании обучения и при успешной сдаче тестирования учебный центр должен выдать вам удостоверение о повышении квалификации или сертификат по профпереподготовке установленного образца.

Пример. В Контур.Школу обратилась бухгалтер Скулкова Е. Е. Она окончила вуз в 2003 году по специальности преподаватель английского языка и уже несколько лет работает в бухгалтерии. Ее интересует, какой выбрать курс, чтобы соответствовать профстандарту и увеличить свои шансы устроиться на хорошую работу.

Поскольку у Скулковой непрофильное высшее образование, то для соответствия профстандарту ей необходимо сначала пройти курс профпереподготовки. Можно выбрать курс для бухгалтера по коду А и пройти итоговую аттестацию на соответствие пятому уровню классификации профстандарта. Можно пройти курс для главного бухгалтера (код А, В, С).

Дальше все будет зависеть от имеющегося опыта работы: 

— если опыт работы от года, то Скулкова сможет устроиться простым бухгалтером (уровень квалификации 5, код А);

— если опыт работы простым бухгалтером не менее 5 лет, то по окончании обучения ей будет присвоен уже 6-й уровень квалификации, код В;

— если у Скулковой есть более 5 лет опыта бухгалтерско-финансовой работы на руководящей должности, то она получит 7-й уровень, код С.

В этой ситуации непрофильное высшее образование не помешает Скулковой Е. Е. работать главным бухгалтером, потому что у нее будет диплом о профпереподготовке.

Берут ли на работу без соответствия профстандарту?

Если вы собираетесь устраиваться в бюджетное учреждение, будьте готовы подтверждать свое соответствие профстандарту «Бухгалтер». Если хотите попасть в коммерческую организацию, где профстандарт уже введен, вас также станут оценивать именно по этим нормам.

Для всех остальных компаний ваш вес как соискателя увеличится, если на руках у вас будет документ о пройденных курсах повышения квалификации или профпереподготовки. Наниматели всегда выделяют кандидатов, которые соответствуют актуальным требованиям рынка труда.

Кроме того, специалист по подбору персонала может не разбираться в нюансах работы бухгалтера. Для него перечень изученных вами курсов и полученных квалификаций станет лучшей рекомендацией. Нередки ситуации, когда на основе резюме на интервью соискателю предлагают более высокую должность или уровень оплаты труда.

Если планируете искать работу без прохождения обучения, помните, что количество компаний, не применяющих профстандарты, будет с каждым годом сокращаться. Поскольку очевидной становится тенденция к повсеместному введению профстандарта, его требования все чаще начинают применять и коммерческие организации.

Могут ли уволить за несоответствие профстандарту?

Если вы уже работаете в организации, которая применяет профстандарт, а уровень вашего образования не дотягивает до новых требований, работодатель должен направить вас на курсы профпереподготовки или повышения квалификации. То же самое касается периодического профессионального обучения главных бухгалтеров.

Но многих волнует вопрос: могут ли уволить за несоответствие профессиональному стандарту? Такого основания в трудовом законодательстве нет (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253).

Если к вашей квалификации возникли вопросы, работодатель должен провести обучение (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). И только если вы не можете сдать итоговое тестирование и подтвердить уровень квалификации, организация вправе расторгнуть трудовой договор (п.

 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) или понизить вас в должности.

Аналогично решится ситуация, если вы сами по каким-то причинам не хотите идти учиться. Ваш отказ не станет официальной причиной увольнения, но недовольный работодатель может заняться поиском нарушений в трудовой дисциплине, ошибок в работе — словом, найдет законный повод расстаться с вами.

Пример. Во время проверки МАУ ГКБ № 6 Минфин РФ выдал предписание перевести главного бухгалтера Истомину И. А. на должность рядового бухгалтера, потому что она вовремя не прошла профобучение. Чтобы сотрудница могла вернуться на прежнюю должность, она должна прослушать курс повышения квалификации, пройти аттестацию и тем самым выполнить требования профстандарта.

Расходы на аттестацию и обучение по профстандарту ложатся на плечи работодателя.

Если организация пытается сэкономить и отказывается отправлять сотрудников на курсы, ей могут грозить штрафы за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП):

Фигурант Первичное нарушение Повторное нарушение
Должностное лицоОт 1000 до 5 000 ₽От 10 000 до 20 000 ₽ илидисквалификация на срок от года до трех лет
Юридическое лицоОт 30 000 до 50 000 ₽От 50 000 до 70 000 ₽

Чтобы избежать затрат на обучение, некоторые организации уже придумывают пути обхода: переводят бухгалтеров на договор подряда или называют должности иначе. Однако это не выход из ситуации.

Пример 1. Руководитель МБОУ Детский сад «Ромашка» подписал приказ о переводе главного бухгалтера Юрьевой А. А. на должность специалиста, аргументируя это тем, что сотрудница ведет бухгалтерию лишь отчасти, в довесок к своим основным обязанностям. Значит, отправлять ее на курсы повышения квалификации теперь нет необходимости.

Такая ситуация не регламентирована ТК РФ, но вызвала вопросы у трудовой инспекции (ГИТ). Инспектор поинтересовался, в каком отделе числится сотрудница, каковы ее трудовые функции, как они описаны в должностной инструкции.

Выяснилось, что по факту специалист выполняет работу бухгалтера, поэтому организации был назначен штраф и предписание устранить нарушения, то есть организовать обучение работницы и аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Пример 2. ФГБОУ «Катайский медико-фармацевтический техникум» перевел главного бухгалтера Шевелева Е. А.

на должность менеджера, при этом сотрудник продолжил готовить бухгалтерскую и налоговую отчетность, а право подписи перешло директору техникума Красильниковой Ю. И.

Налоговая инспекция, выявив многократные несоответствия между данными в отчетах и реальными налоговыми отчислениями, направила в техникум проверку.

После изучения документов налоговая назначила учреждению административное наказание — штраф и предписание выплатить недостающие суммы и пени. Кроме того, информацию о возможных нарушениях трудового законодательства специалисты ФНС направили и в ГИТ. Теперь работодателя ждет проверка и из этого ведомства.

Причина сложившейся ситуации — нежелание директора техникума вкладываться в обучение сотрудников. Красильникова без профильного образования и опыта бухучета не смогла проверять работу экс-бухгалтера Шевелева, который на позиции менеджера больше не нес ответственность за бухгалтерские документы и перестал с должным вниманием готовить отчетность.

При этом нельзя забывать, что уровень квалификации — это прежде всего забота самого работника. Соотнесите свое образование и опыт с требованиями профстандарта «Бухгалтер» и обратитесь к руководителю с просьбой направить вас на курсы повышения квалификации или профпереподготовки, если это необходимо.

Несоблюдение требований стандарта может повлечь за собой смену должности, понижение заработной платы, увольнение, а в дальнейшем осложнит поиск новой работы, поскольку работодатели предпочитают нанимать компетентных специалистов.

Обучение по профстандарту: обязанность или право на развитие?

Требования повышать квалификацию или проходить переобучение выдвинуты нормативными актами. Но не стоит воспринимать эту инициативу как нечто принудительное и неприятное. Взгляните на ситуацию с иного ракурса. Пройденное обучение — это явное преимущество. Почему?

  1. Работа без стрессов и авралов. Бухгалтерия — одна из самых быстроразвивающихся и меняющихся сфер, в ней важно всегда быть в курсе законодательных новшеств. Изучая курсы и слушая вебинары, вы не просто получаете галочку в личном деле, но и учитесь применять в работе новые знания, разбирать спорные вопросы с опорой на судебную практику, легче и быстрее других осваиваете законы. Подкованный знаниями специалист работает без ошибок.
  2. Довольный руководитель. Квалифицированный бухгалтер обеспечивает спокойствие руководителя, его уверенность в финансовой стабильности компании, а также отсутствие предписаний и штрафов за ошибки в отчетности. Если директор доверяет сотруднику, он не контролирует каждый шаг и не предлагает сомнительных схем ухода от налогов. Он знает: хорошо разбираясь в бухучете, вы найдете лучшее решение.
  3. Карьерный рост. Рядовой специалист, получив достаточный опыт, пройдя курсы повышения квалификации и профпереподготовки, всегда может претендовать на должность главного бухгалтера, а главный бухгалтер — на должность коммерческого директора или директора по развитию бизнеса. Повышение статуса закономерно влечет за собой и увеличение заработной платы.
  4. Авторитет среди коллег. Если вы главный бухгалтер, вам нужно быть на шаг впереди своих сотрудников, знать больше, разбираться в процессах быстрее. К вам придут со сложными вопросами, и именно вам придется разбираться с допущенными в отчете ошибками. Обладая актуальными знаниями, легче стать для коллег авторитетным наставником.
  5. Новые горизонты. Уверенность в себе, освоенные компетенции, богатый опыт — неплохое основание сменить место работы, перейти в крупную корпорацию или на новую должность. Соответствие требованиям профстандарта и документы о регулярном профессиональном обучении станут весомыми аргументами для потенциального работодателя.

Профстандарты вошли в нашу жизнь как внешнее требование, но они станут отправной точкой для внутреннего развития тех, кто хочет стать экспертом, быть в курсе изменений и с легкостью разбирать сложные случаи.

Если вы хотите соответствовать требованиям профстандарта «Бухгалтер», записывайтесь на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки Контур.Школы. Дистанционная форма обучения, поддержка преподавателей, методические материалы и документ установленного образца после успешного прохождения тестирования.

Регистрируйтесь на курсы уже сегодня

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1698

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Должна ли я переучиваться по новым проф стандартам?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Вопросы по закону
Добавить комментарий