Есть ли необходимость писать заявление об увольнении при сокращении штатов?

Увольнение по сокращению штатов: нюансы и порядок оформления

Есть ли необходимость писать заявление об увольнении при сокращении штатов?

Процедура увольнения по сокращению штатов — это алгоритм действий работодателя, который состоит из 6 шагов: 1) издание приказа; 2) предупреждение работников; 3) предложение им другой работы; 4) уведомление службы занятости; 5) издание персональных приказов об увольнении; 6) выплата выходного пособия и других положенных по закону сумм.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Одной из самых больших неприятностей для компании является вынужденное увольнение по сокращению штатов: пошаговая инструкция 2019 поможет разобраться, что собой представляет компенсация, которую должны выплатить исключаемым из штата работникам организации-работодатели, каковы документы, которые нужно оформить, и сроки, которые нужно соблюсти. Расскажем и о том, какие права сотрудников нельзя нарушить в случае сокращения штатов или ликвидации предприятия.

Кого нельзя сократить

Действующим трудовым законодательством определены особенности и нюансы увольнения по сокращению штата и перечень лиц, которых нельзя уволить при сокращении штатов. В их число входят:

  • женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком (ст. 265 ТК РФ);
  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие детей до трех лет;
  • одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет);
  • другие лица, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) без матери (ст. 261 ТК РФ).

Нельзя также увольнять сотрудников по сокращению штата, которые находятся на больничном или в отпуске. Исключение — увольнение в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуального предпринимателя.

Сокращение несовершеннолетних является допустимым условно: для этого необходимо получить согласие соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (не относится к ситуации ликвидации предприятия).

Зв нарушениями прав трудящихся в части их сокращения Инспекция по труду следит очень внимательно: пошаговая процедура сокращения численности и штата по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ позволит провести все процедуры в точном соответствии с требованиями законодательства и не попасть под административную, а в ряде случаев — и уголовную ответственность.

Проводим сокращение: пошаговая инструкция

Шаг 1. Оповестить работников о том, что готовитсясокращение должности в штатном расписании: порядок действий 2019 начинается с соответствующего приказа. В этом документе руководитель обязан указать:

  • какие штатные единицы и в каком количестве подлежат исключению;
  • причину проводимого сокращения штата;
  • перечень и сроки мероприятий, выполняемых до даты увольнения;
  • данные ответственных лиц.

Образец приказа об увольнении по сокращению штата

Очевидно, что это общий приказ. Он составляется в произвольной текстовой форме. С ним необходимо ознакомить под расписку специалиста по кадрам, ответственного за перечисленные мероприятия.

Шаг 2. Соблюдение срока предупреждения является обязательным, но есть некоторые исключения. Например, бывает, что работодатель хочет уволить сотрудника раньше истечения двухмесячного срока. Но сделать это он вправе только с его согласия, причем оформленного в письменном виде.

Если человек окажется против, заставлять его никто не вправе.

В случае увольнения ранее назначенного срока сотрудникам, которые на это согласились, выплачиваются дополнительные компенсации при увольнении по сокращению штата в размере среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Шаг 3. Прежде чем уволить работника, работодатель обязан предложить ему другую имеющуюся работу — вакантную должность, как соответствующую квалификации специалиста, так и нет.

Другая работа может быть нижеоплачиваемой или на нижестоящей должности. Эта статья Трудового кодекса при всех оговорках дает волю руководителю, который вправе предложить, скажем, главбуху должность уборщицы.

Хотя на практике до такого обычно не доходит.

По нормам статьи 179 Трудового кодекса, сотрудники, имеющие более высокую квалификацию и производительность труда, получают при оптимизации штатов преимущество: их обязаны увольнять в последнюю очередь. Но нередко руководители этой обязанностью пренебрегают.

Здесь действует простое правило: более высокая производительность и квалификация должны подтверждаться документально. Для этого используют данные о выполнении норм выработки, о качестве выполняемой работы, отсутствии брака.

О более высокой квалификации свидетельствует наличие у сотрудника начального, среднего, высшего профессионального образования, получение второго образования, наличие ученой степени, ученого звания и т. д.

Оценка квалификации проводится по специальной процедуре со сдачей экзамена. Это целесообразно делать в том случае, если порядок увольнения по сокращению штата или численности сотрудников вызывает сложности у руководства.

Такие независимые оценки квалификации предусмотрены в соответствующих положениях об их проведении. Целесообразно прописать в локальных актах организации соответствие профстандартам, утвержденным Минтрудом, тех сотрудников, которые попадут под сокращение в последнюю очередь.

Если производительность труда и квалификация одинаковы, решает обычно руководитель вместе с профсоюзом. Учитываются:

  • наличие двух или более иждивенцев;
  • отсутствие в семье других работников с самостоятельным заработком;
  • трудовое увечье или профессиональное заболевание, полученное в данной организации.

Важно внимательно подойти к этим факторам, так как при возникновении разногласий человек вправе обратиться в суд и если руководство что-то не учло или нарушило установленный порядок увольнения, сотрудника восстановят на прежнем месте, а организации придется оплатить ему зарплату за вынужденный прогул.

Шаг 4. Кроме уведомления всех заинтересованных лиц о предстоящей процедуре сокращения штата, работодатель обязан уведомить об этом и службу занятости и профсоюз.

В службу занятости направляется документ с информацией о должности, профессии, специальности, о требованиях к квалификации, об условиях оплаты труда каждого сокращаемого специалиста. Это делается в соответствии с требованиями . Все сведения подают в службу занятости и профсоюз в те же сроки, что и уведомление самих работников.

То есть не менее чем за два месяца до сокращения. В случае массового увольнения — не позднее чем за три месяца. Обычно массовым считается увольнение более чем 20 человек одновременно.

Об организациях, не заявивших о предполагаемом массовом увольнении либо нарушивших сроки предоставления информации, служба занятости должна направить сведения в прокуратуру для принятия мер к виновным лицам.

Профсоюз (если он есть в компании) извещают о сокращении штатов в произвольной форме. В уведомлении работодатель обязан проставить дату, указать количество сокращаемых штатных единиц, привести ссылку на приказ.

Дата крайне важна, потому что с нее идет исчисление двух месяцев для последующего увольнения сотрудников.

Шаг 5. При сокращении штатов первая обязанность фирмы — трудоустройство сокращаемых сотрудников. Закон прямо обязывает работодателя это делать постоянно с момента уведомления о сокращении штата, причем как минимум дважды — в момент предупреждения и непосредственно в момент увольнения.

Если вакансии появятся в этот двухмесячный срок, их обязаны немедленно письменно предложить сокращаемым работникам и ни в коем случае не брать на них новых людей. В первую очередь человеку предлагают схожую с прежней вакантную должность.

При отсутствии таковой работодатель обязан предложить подчиненному нижестоящую должность, на которой тот сможет работать с учетом образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Если сотрудник согласится, оформляется процедура перевода.

Если откажется, оформляется письменный отказ в виде специального акта. Это дает работодателю право предложить данную должность другому сотруднику, попавшему под сокращение штата.

Все вакансии должны присутствовать в штатном расписании с установленным окладом (ставкой) и быть обеспеченными должностной инструкцией. Если вакантных должностей нет, руководитель составляет акт о невозможности перевода. Эти документы составляются в произвольной форме.

Шаг 6. На основании приказа о сокращении штатных единиц необходимо издать персональные приказы по всем лицам, которых увольняют. С ними следует ознакомить под личную подпись каждого из сокращенных работников персонально за два месяца до увольнения.

Двухмесячный срок положено отсчитывать со следующего дня после предупреждения сотрудников. По завершению двухмесячного срока со дня предупреждения работников работодатель издает новый приказ по организации с утверждением своего решения о сокращении численности штата и вводом нового штатного расписания.

Помните, что уволить человека можно только после исключения его должности из штатного расписания. Более того, в таком штатном расписании не должно оставаться однородных вакантных должностей, иначе сокращенный сотрудник сможет через суд восстановиться на работе.

Этот шаг процедуры наиболее болезненный для работника, поэтому кадровику рекомендуется точно следовать инструкции, как правильно оформить сокращение численности работников по ТК РФ, чтобы не нарушить нормы закона.

Расторжение трудового договора с работником оформляется приказом по специальной форме, утвержденной Госкомстатом России. Его обязаны ознакомить с приказом под расписку. Если это невозможно, скажем, человек не желает ставить свою подпись об ознакомлении, на приказе необходимо сделать запись «ознакомиться под расписку отказался».

В день увольнения работодатель обязан выдать работнику его трудовую книжку с внесенной в нее записью: «Уволен по сокращению штата работников организации, пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Если в день увольнения свою трудовую книжку работник не забрал, ему обязаны направить уведомление с приглашением прийти за трудовой книжкой или разрешить переслать ее по почте. Со дня отправления этого документа считается, что работодатель исполнил обязанность по выдаче трудовой книжки и теперь не несет ответственности за задержку ее выдачи (ст. 234 ТК РФ).

Он освобождается от необходимости заплатить работнику сумму не полученного им за время задержки заработка. Кроме трудовой книжки, работник вправе получить копии других документов, связанных с его работой, но лишь по его письменному заявлению.

Шаг 7. Обязательно выплатите выходное пособие и компенсации на случай нетрудоустройства в первые два месяца после сокращения штата. О расчете всех необходимых сумм мы рассказывали в отдельном материале. В нем приведены подробности увольнения по сокращению штатов, и компенсация 2019 года рассчитана на примерах.

Все выплаты в этом случае регулирует статья 140 ТК, о сроках в ней, в частности, сказано: «не позднее следующего дня после предъявления требования о расчете». Каждый сотрудник, попавший под сокращение штата, получит выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Кроме того, за ним сохраняется средний месячный заработок еще два месяца или меньше, до тех пор, пока он не найдет другую работу. Чтобы получить компенсацию за второй месяц, бывший работник должен в течение двух недель после увольнения обратиться в службу занятости и не найти работу до окончания второго месяца.

В этом случае средний месячный заработок будет сохранен за ним и на третий месяц. Но только по справке из службы занятости. Кстати, пенсионеры при увольнении по сокращению штатов получают выходное пособие и прочие компенсации как обычные сотрудники.

А руководитель организации, его заместители и главбух при увольнении в связи со сменой собственника вправе получить компенсацию в размере не ниже трех среднемесячных заработков.

На этом пошаговая инструкция сокращения сотрудника в 2019 году заканчивается. О важности ее соблюдения говорит следующий раздел — об ответственности работодателя.

Ответственность за нарушение процедуры сокращения штата

Работодателя накажут за каждое нарушение процедуры увольнения работника по сокращению штатов.

За нарушение срока выплат при увольнении ему придется выплатить всю сумму, причитающуюся работнику, плюс проценты в размере не ниже 1/150 ключевой ставки Центробанка (равна ключевой ставке) от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки (ст. 236 ТК), как и при задержке выдачи трудовой книжки.

В случае невыполнения обязанностей по предоставлению имеющихся вакансий работодатель может быть оштрафован по ст. 5.27 КоАП. За нарушениями трудового законодательства следят Федеральная инспекция труда и прокуратура.

Работник, который решит, что его права нарушены, вправе сперва обратиться в профсоюз, если он есть в компании. В этом случае работодатели обязаны реагировать на заявление в недельный срок.

Если решить проблему не получится, человек может обратиться уже в инспекцию труда и прокуратуру, а это станет причиной внеплановой проверки работодателя.

Кроме того, каждый человек с трудовым спором вправе пойти в суд. Сделать это он может в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего трудового права.

А по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

В таком случае ему выплатят средний заработок за все время вынужденного прогула или разница в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы и за моральный вред. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.

Скачать образец приказа о сокращении штатных единиц

Источник: https://ppt.ru/news/58992

Алгоритм увольнения при сокращении численности или штата работников

Есть ли необходимость писать заявление об увольнении при сокращении штатов?

Возможные причины сокращения численности или штата работников

Сокращение численности или штата работников связано с уменьшением в организации количества определенных рабочих мест (должностей). Решение о сокращении наниматель принимает самостоя­тельно.

Сокращение может быть связано с внедрением новых технологий, оборудования, автоматизацией процессов, уменьшением объемов работы, упразд­нением структурных подразделений.

Сокращение численности или штата работников может произво­диться во всей организации, в отдельных структур­ных подразделениях или касаться отдельных рабочих мест (должностей).

При этом количество одних ра­бочих мест (должностей) может уменьшаться, а дру­гих – увеличиваться.

При сокращении численности или штата работ­ников наниматель вправе по своей инициативе рас­торгнуть трудовой договор с работником (п. 1 ст. 42 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Однако наниматель обязан учитывать как общие правила расторжения трудового договора по ини­циативе нанимателя, так и особые, предусмотрен­ные трудовым законодательством для случаев сокра­щения работников.

Учитывая целый ряд требований трудового за­конодательства к порядку и условиям увольнения в связи с сокращением нанимателем численности или штата работников, процедуру увольнения целесооб­разно проводить последовательно в несколько этапов.

Давайте рассмотрим эти этапы.

Принятие решения о сокращении и уведомление работников

Основанием для увольнения по п. 1 ст. 42 ТК является действительное сокращение численности и (или) штата работников.

Это означает, что до увольнения работников должны быть внесены соответствующие изменения в штатное расписание организации (исключены со­кращаемые рабочие места (должности)).

Изменения в штатное расписание вносятся при­казом (распоряжением) нанимателя с указанием конкретных рабочих мест (должностей), подлежа­щих сокращению, их количества и даты сокращения. Штатное расписание с внесенными изменениями утверждается руководителем организации.

Необходимо учитывать, что наниматель впра­ве произвести сокращение непосредственно перед увольнением работников (например, за 2 недели до увольнения). Однако в некоторых случаях целесо­образно производить сокращение (т.е.

вносить кон­кретные изменения в штатное расписание) не позд­нее дня предупреждения работников о предстоящем увольнении.

В основном это связано с намерениями нанимателя заменить предупреждение о предстоя­щем увольнении выплатой компенсации в разме­ре 2-месячного среднего заработка и произвести увольнение работников до истечения 2-месячного срока предупреждения.

К процедуре сокращения численности и (или) штата и увольнения работников необходимо приступить заблаговременно

По общему правилу не позднее 2 месяцев до увольнения нанимателю нужно определить работ­ников, подлежащих увольнению, с учетом их квали­фикации, производительности труда, гарантий, пре­доставленных законодательством, локальными нор­мативными актами. В случае сокращения большого количества рабочих мест (должностей) либо одного рабочего места (должности), но при наличии несколь­ких однородных, время для определения кандидатов на увольнение может быть довольно значительным.

Это связано с установлением преимуществ работников друг перед другом, подтверждением работниками статуса, гарантирующего предостав­ление преимущественного права оставления на ра­боте, оформлением предупреждений о предстоящем увольнении и их вручением работникам под рос­пись. Поэтому к процедуре сокращения численно­сти и (или) штата и увольнения работников необхо­димо приступить заблаговременно.

После принятия решения о сокращении нани­мателю следует в кратчайший срок уведомить об этом работников, чьи рабочие места или должно­сти подпадают под условия сокращения. В качестве уведомления можно рассматривать ознакомление заинтересованных работников с приказом (распо­ряжением) о сокращении численности и (или) штата работников.

Уведомление также может быть оформлено от­дельным документом (например, при внесении из­менений в штатное расписание непосредственно перед увольнением), который вручается каждому работнику либо вывешивается в том месте, где ра­ботники могут с ним ознакомиться. Как и в приказе (распоряжении) о внесении изменений в штатное расписание, в уведомлении необходимо указать кон­кретные рабочие места (должности), подлежащие со­кращению, а также дату их сокращения. Кроме того, в уведомлении можно:

-привести категории работников, имеющих пре­имущественное право на оставление на работе;

-разъяснить порядок определения работников, подлежащих оставлению на работе;

-предложить работникам представить докумен­ты (с указанием срока представления), подтверждаю­щие недопустимость их увольнения в связи с сокра­щением численности или штата работников либо преимущественное право на оставление на работе.

Работники, которые имеют преимущественное право на оставление на работе

Определение работников, обладающих преиму­щественным правом оставления на работе, произво­дится по согласованию или с участием профсоюза (при его наличии).

При сокращении значительного количества ра­бочих мест (должностей) имеет смысл создание ко­миссии, так как за ограниченное время наниматель должен определить конкретных работников, подле­жащих увольнению.

Комиссия может создаваться и при сокращении одного рабочего места (должности), если штатным расписанием организации предусмотрено несколь­ко таких рабочих мест (должностей). В состав ко­миссии, как правило, входят непосредственные руко­водители работников, рабочие места (должности) которых подлежат сокращению, а также работники кадровой и юридической службы.

Для выявления работников с преимуществен­ным правом оставления на работе нанимателю не­обходимо установить гарантии, предоставляемые законодательством конкретному работнику, и кри­терии определения преимуществ одного работника перед другим.

При сокращении значительного коли­чества рабочих мест (должностей) (либо одного ра­бочего места при наличии нескольких однородных) следует составить список работников, подпадающих под условия сокращения, с указанием по каждому работнику наличия или отсутствия преимуществ (их различных критериев) в оставлении на работе.

Основные правила оставления на работе при со­кращении численности или штата работников преду­смотрены ст. 45 ТК. Так, преимущественное право на оставление на работе предоставляется работни­кам с более высокой производительностью труда и квалификацией и в других случаях, предусмотрен­ных законодательством (часть первая ст. 45 ТК).

Однако прежде чем рассматривать преимущест­венные права работников на оставление на работе,
необходимо обратить внимание на ограничения в увольнении работников по инициативе нанимателя. Более подробно это рассмотрено ниже.

Здесь же от­метим, что при сокращении численности или штата работников наниматель не вправе уволить на протя­жении определенного периода времени некоторые категории работников вне зависимости от их произ­водительности труда и квалификации. При наличии таких работников нанимателю необходимо исключить их из возможных кандидатов на увольнение либо рас­смотреть вопрос об увольнении данных работников после истечения срока запрета на их увольнение.

Независимо от производительности труда и квалификации преимущественное право на ос­тавление на работе имеют инвалиды, работающие в организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений инва­лидов, а также в других специализированных ор­ганизациях, цехах и на участках, применяющих труд инвалидов (часть третья ст. 45 ТК, часть вось­мая ст. 22 Закона РБ от 11.11.1991 № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Бе­ларусь» (далее – Закон № 1224-XII)).

Производительность труда отражает эффективность выполнения работником своей трудовой функции

Эффективность может оцениваться по качест­венным и количественным показателям.

Например, рациональное использование ресурсов, улучшение качества продукции, обслуживания или, наоборот, жалобы и претензии клиентов, ошибки в документах и их количество, производство бракованной продук­ции, уровень ответственности и самостоятельности работника являются качественными критериями оценки производительности его труда.

А объем про­даж (в рублях, штуках, килограммах и т.д.), количест­во и стоимость бракованной продукции, выполнен­ных работ, оказанных услуг, экономия ресурсов (вре­мени, сырья, материалов, электроэнергии и др., если поддается измерению), количество заключенных контрактов, оформленных (обработанных) докумен­тов и т.п. являются количественными критериями.

Вне зависимости от критериев оценки произво­дительность труда работников может сравниваться только в рамках одной профессии (должности) (при наличии у работников идентичных прав и обязанно­стей) и должна подтверждаться соответствующими доказательствами.

Ими могут выступать первичные учетные документы по учету труда и заработной пла­ты за определенный период (например, полгода или год), характеристики работников непосредствен­ными руководителями, отзывы других работников,клиентов, приказы (распоряжения) о поощрении, привлечении работников к дисциплинарной, мате­риальной ответственности и другие документы.

Квалификация работников определяется уровнем обшей и специальной подготовки

Квалификация работников определяется уров­нем общей и специальной подготовки, подтверждае­мым установленными законодательством документа­ми (аттестат, диплом, свидетельство и др.).

Квалификацию сравнивают по уровню знаний и профессионализму работников (тарифным разрядам, классам, категориям, званиям, степеням), соответст­вию этого уровня установленным требованиям, по опыту и сложности выполняемой работы (по профес­сии, специальности, должности) и т.д.

Как и произво­дительность труда, квалификацию работников также оценивают по отзывам других работников, клиентов, характеристикам непосредственных руководителей, приказам (распоряжениям) о поощрениях.

В пределах однородных профессий и должно­стей наниматель вправе произвести перестановку (перегруппировку) работников и перевести более квалифицированного работника, должность которо­го сокращается, с его согласия на другую должность, уволив с нее по п. 1 ст. 42 ТК менее квалифициро­ванного работника.

Однородные профессии (должности) характери­зуются, прежде всего, аналогичными или сходными функциями с возможным различием в квалифика­ции (разряд, класс, категория). Этот вопрос реша­ется в каждом конкретном случае путем сравнения условий трудовых договоров работников.

При этом могут быть использованы Единый тарифно-квали­фикационный справочник работ и профессий ра­бочих, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, иные квалификационные справочники, утвержденные в установленном порядке (ст. 61 ТК), должностные ин­струкции и т.п. (п. 28 постановления Пленума Вер­ховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление Пленума № 2)).

При равной производительности труда и квали­фикации преимущественное право на оставление на работе имеют:

инвалиды (п. 3 части второй ст. 45, часть вось­мая ст. 287 и п. 3 части первой ст. 325 ТК, часть седьмая ст. 22 Закона № 1224-XII);

заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Черно­быльской АЭС, других радиационных аварий (п. 2 части второй ст. 45 и п. 2 части первой ст. 325 ТК, подп. 8.2 п. 8 ст. 18 Закона РБ от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиа­ционных аварий» (далее – Закон № 9-З));

участники ликвидации последствий катастро­фы на Чернобыльской АЭС (п. 1 части второй ст. 45 и п. 1 части первой ст. 325 ТК, подп. 2.3 п. 2 ст. 19 и подп. 2.3 п. 2 ст. 20 Закона № 9-З);

Источник: https://www.spok.by/izdaniya/ya-spok/algoritm-uvolneniya-pri-sokrashchenii-ch_0000000

���������� ����� � ����������� ���������� ��� �������������

Есть ли необходимость писать заявление об увольнении при сокращении штатов?

� ������������ �� ��. 64 ��� ����������� �������������� ���������� ���� ��������������� ���������, ������������� ����������� ���������� � ������� ����������.

����, ��� ������������� (����� ����������) ������������ �������������� ������� ���������� ��������������� ��������� ����� ����������� � ��������� ����������� �������������, ���������� � ���������� ����������.

����� ����������� �������� ���������� ������������� �������� �� ��������������� ��������� ����� �����������, ����������� � ���������� �������������, ������������ �� ������� ���������� � ��������� ���������� ������������ ���������� � ������� ������, ����������� ������������.

��� ����� ����� ���������������� ����������� ����� �������� ����������� ���������� � ������� ������, � ������� ����������� �� ����� ������������ �����������, ������� ��� �������� ���������� �� ���������� ����� ��� ����������� ����������.

��� ������ ���������� ��� ����������� ���������� ����������� � ���� ���� ���������� �������������.

��������, ��� � ������������ � �. 1 ��. 40 ���� �������� ������� ��� ������������� (����������) ����� ��������� ������������ ������ � ������ ��������� � ����������� ������������ � ������ � ���������� ����������� ��� ����� ����������.

� ���������, �������������� ������� ��� �� 06.11.92 �.

� 9 ����������, ��� ���������� � ����������� ������������ � ����� ���������� �������������� ������� ����, ��������� ����� ���� ����������� �����, ��������� ��������� �������, ���������� � �. �. ���� �������� �� �������� �������������.

� ���� ����� �������� � ������������������ ������������ ��� ���������� ������ ������������ ��������� ���� ������������������ �����������. �������, ����� ���������� ���� ������������.

� ����� ������ ��� ���������� ���������� � ����� � �������������� ���������� �������������� ������������� ��������� ����������.

����� ���������� ����������

����������� ����������� ���������� ������������� ��������� ���������� ���������� ����������. ��� ����� ������� ��������� ��������� ���������� � ����������� ��� ��� �����, ������� ����������� � ���������.

1. ������� ������� � ���������� ����������� ��� ����� ����������. ������� ����������� �������������� �������������� ������� ���������� ������������, ������� ��������������.

2. ��������� ��������� � ��������������� ���������� ��� ������� ��������� ����������� ����������� �� �����������, � ����� ���� �������� �������� ������ ���������.

������������ ������ �� ������� ��� �� ��� ������ �� ��������������� ���������� ������������ ��������� ����������� ������������ ���������� �� ���� ������������ ������ � ����������� � �������� ����������� ����������, ���������� � ���������� ����������, ������� ��� ����� ��������, ������ ���������� ���������� (�. 3 ��. 22 ������ � 1045).

��� ���� ���������������� ������� ���� �������������� (��. 494 ����) ��������� � ����������� ���������� ����������� ��� ����� ����������.

���������������� ����� ����� ����� ������� ����������� ��������������� ������� � �������� ������ ��� ��������� ����������� ���� ������ �����������, ��������� � ����������� ����������.

� ������ ���� �� ����������� ��� ���������, ��������� ������� ���������� ������������� � �������� �������������� �� ��������� ����������; ������� �������� �������� �� ��������� ������ ��������� ����������� ����������� (������������ �������������) �� ����������� ��������� �������� �� ����������, ��������������� �. 1 ��. 40 ���� (��. ����������� ������� �� 25.01.2011 �.).

3. ������ ��������������� ������ � �������� ��������� � ����������� ������������ � �����, � ������� ������������ ���������� ���� ���������, ��������� �������� �� ���������� ���������� ��� �������������, ������� ���������� ����������� �����������, ��������� � ����������� ��� �������������� �����������.

4. ������ ������, ������� ������������ ����� ������ ��� ������ ����� �����������, �� ������� ��������� ������������� ������� ������ ������, �������� ����������� ����������� � ����� � ����������� ����������.

5. ��������� � ��������� � ������������� ������� ����� ������� ����������, ���������� ����������, ���������� ����������.

��� ����������� ������� � �������� ��������� � ������� ���������� � �������������� ����� ���������� ����������� ���������� ����������, � � ���������������� � �������� ����������� ����������, ������������� ��� �� ���������� ��������� ���������� ��� �� � �������� ����������� �������� (��� �������������).

����� ���������� ����������, ����������� ��� ����������, ���������� ��������� ���������������� ����� �� ���������� �� ������.

��������, ��� ���������������� ����� �� ���������� �� ������ ��������������� ����������, ������� ����� ������� ������������ � ������������������ �����.

��� ����� ����� ���� ������: �������� �� �����������, ���������� ���������������� �������� (�������, ���������, ������), ��������� ���������� ������������ ����� ����������������� ����������, ��������� ������������, ���������� ���� ���������, ������� ��������� �� ������ � ������ � ���������� �������������� ��������� � �. �.

��� ������ �������� ������������������ ����� � ������������ ������������ � ���������� �� ������ �������� ���������� ����������, ��������� � ��. 42 ����, � ����� ������ ���������� ����������, ���� ��� ������������� ����������������� ������� � ������������ ���������.

��� ����������� ���������� �� ���������� ������� ��������, ��� �� ����� ��� ���, � ��������� ������� ����������� ����������� �� ����������.

��������, ��� ����� ���� ����������� �� ���������� ������ ��� ������ ���������� �����������:

� ���������� ������� � �������, ������� ����� � �������� �� ���� ��� (�� ����� ��� � � ������� � �������, ��������������� �. 6 ��. 179 ����), �������� ������ ��� ������� ������� � �������� �� ������������ ��� ��� �������-�������� (�. 3 ��. 184 ����);

� ��������, ������������� ����� ��� ������ (� ��� ����� � ������ ����������� ���������� ������ � �������� ���������), � ����� ������� (����������) (��. 1861 ����);

� ���������, ������� �� ����������� 18 ��� (��. 198 ����).

������ ���������� ���� ��������� ��� ����������� ��� ������� �� ������������� ���������������.

6. ������������ ���������� � ����������� ���������� �� ������� ��� �� ��� ������ �� ����������. � ������������ � �. 1 ��. 492 ���� � ����������� ���������� ��������� ����������� ��������������� �� ������� ��� �� ��� ������.

������ ������������� ����� ���������� �� ���, ���������� �� ���� �������������� ��������� � ��� ���������� (��. 253 ���).

Источник: http://bz.ligazakon.ua/magazine_article/BZ010238

Увольнение по сокращению штатов: пошаговая инструкция — 2019

Есть ли необходимость писать заявление об увольнении при сокращении штатов?

Татьяна Ширнина, старший юрист Департамента трудового права Института профессионального кадровика, объясняет, какие ошибки чаще всего совершают работодатели при сокращении штата, что нужно учитывать при увольнении разных категорий работников и какие гарантии и компенсации полагаются увольняемым.

Типичные ошибки

Если говорить о типичных ошибках при сокращении, то к ним можно отнести:

  • отсутствие (невручение) уведомления о сокращении;
  • увольнение работника ранее двухмесячного срока уведомления;
  • неуведомление органов занятости и профсоюза (при его наличии) в установленные сроки;
  • непредложение вакансий при их наличии.

Когда речь идет о сокращении численности работников, достаточно распространенной ошибкой является непроведение или неправильное проведение оценки преимущественного права (ст. 179 ТК РФ). Так, например, часто у работодателей вообще отсутствуют критерии оценки производительности труда и квалификации либо данные критерии судами признаются субъективными.

Как и зачем доказывать факт сокращения

Обязанность по доказыванию факта сокращения лежит на работодателе. Запуск процедуры сокращения начинается с принятия решения уполномоченным лицом компании о проведении сокращения.

Такое решение должно быть оформлено письменно. Это может быть, например, приказ генерального директора или протокол совета директоров. На основании этого решения издается приказ об изменении штатного расписания и непосредственно изменяется штатное расписание. Именно эти документы будут являться доказательством проведения сокращения.

Кроме того, поскольку трудовые споры чаще всего возникают уже после увольнения в связи с сокращением численности или штата работников, то судом исследуется и факт того, не был ли после увольнения принят на ту же должность новый работник. В данном случае сокращение может быть признано незаконным («мнимым»). Из этого можно сделать вывод, что факт наличия сокращения можно доказать и отсутствием должности в штатном расписании, действующем на момент рассмотрения спора.

Зачем нужна комиссия по сокращению

Законодательно у работодателя нет обязанности создавать комиссию по сокращению, однако с точки зрения практики ее необходимость не вызывает сомнений.

В первую очередь она нужна для определения категорий работников, которые не подлежат сокращению. Кроме того, работа указанной комиссии целесообразна при оценке преимущественного права.

Комиссия по сокращению штата рассматривает представленные сведения на каждого кандидата на увольнение.

Принятое решение по работникам, не подлежащим сокращению и имеющим преимущественное право оставления на работе, оформляется письменно — протоколом, решением и т.д.

Комиссия создается с помощью приказа уполномоченного лица. В состав комиссии, как правило, включаются кадровые специалисты, один-два работника, состоящих в профсоюзе (если таковой имеется в компании), и юристы.

Сезонные работники и срочники

Законодательством предусмотрены особенности в процедуре сокращения сезонных работников и работников, заключивших срочный трудовой договор до 2-х месяцев.

Обратите внимание, что для остальных работников, с которыми заключен срочный трудовой договор по иным основаниям, порядок сокращения аналогичен тому, который предусмотрен для работников, с которыми заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Особенности сокращения сезонных работников и работников, с которыми заключен срочный трудовой договор до 2-х месяцев, касаются сроков вручения уведомления и выплаты пособия.

Так, работник, занятый на сезонных работах, должен быть предупрежден о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации не менее чем за 7 календарных дней.

У работников, заключивший трудовой договор на срок до 2-х месяцев, срок еще меньше — они должны быть уведомлены о предстоящем сокращении не менее чем за 3 календарных дня.

Что касается выплаты выходных пособий указанным категориям работников при увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, то для сезонных работников сумма пособия равна размеру двухнедельного среднего заработка.

А работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении по общему правилу не выплачивается, если иное не установлено федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором.

Увольнение работника при смене собственника

Прежде всего стоит отметить, что смена собственника не влечет автоматического расторжения трудового договора с уже работающими работниками.

Категории работников, с которыми трудовой договор может быть расторгнут, и сроки, в течение которых может быть произведено увольнение, ограничены. К работникам, с которыми трудовые отношения могут быть прекращены по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (смена собственника имущества организации), относятся руководитель организации, его заместители и главный бухгалтер.

Срок, в течение которого новый собственник вправе расторгнуть трудовой договор с указанными выше лицами в связи со сменой собственника имущества организации, должен быть не позднее 3-х месяцев со дня возникновения у него права собственности.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

Если же новый собственник решит провести сокращение, то запуск данной процедуры допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Гарантии и компенсации

При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не больше 2-х месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохранится за работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Стоит отметить, что ст. 178 ТК РФ устанавливает минимальные гарантии. Так, трудовым договором или коллективным договором может устанавливаться повышенный размер выходных пособий, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.

Нельзя не сказать и о «северных» работниках. За ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 3-х месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанными работниками в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Порядок расчета среднего заработка установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Плюсы и минусы

Конечно, сокращение для работника малоприятная вещь, тем более в период кризиса на рынке труда. Но все-таки у сокращения, в отличие от увольнения по собственному желанию, есть плюс — это выходное пособие, выплачиваемое в размере среднемесячного заработка и сохраняемое за работником как минимум за два месяца.  

Для работодателя плюсы очевидны — его инициатива, то есть работник отказаться не может, в дальнейшем оптимизация расходов и сокращение фонда на оплату труда. Однако такая процедура только в дальнейшем уменьшит фонд, так как сама по себе процедура сокращения дорогостоящая.

Массовое увольнение

Для того чтобы работодателю понять, массовое ли у него увольнение, следует обратиться к отраслевым и (или) территориальным соглашениям. Об этом говорит ч. 1 ст. 82 ТК РФ.

Так, например, в Москве, согласно Московскому трехстороннему соглашению на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, критериями массового увольнения считаются показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

  1. увольнение в течение 30 календарных дней более 25 % работников от общей численности работающих;
  2. увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы;
  3. сокращение численности или штата работников организации в количестве:
  • 0 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Прочие нюансы

В основном все трудовые споры связаны с обжалованием процедуры сокращения, поэтому лучше перед запуском процедуры создать комиссию, прописать порядок сокращения шаг за шагом и оценить риски и расходы заранее.

Обратите внимание на сокращение отдельных категорий работников — несовершеннолетних и членов профсоюза. В отношении этих работников при проведении сокращения также имеются особенности.

Кроме того, дополнительно рекомендуем убедиться, что на дату увольнения работник не будет находиться в отпуске.

Проконтролировать вопрос нахождения работника на больничном в дату увольнения невозможно, поэтому не стоит в уведомлении о сокращении указывать конкретную дату увольнения.

Лучше, чтобы формулировка была общей, например, «…по истечении двух месяцев с даты вручения настоящего уведомления трудовой договор с вами будет прекращен по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ».

Часто работники и вовсе отказываются подписывать и брать уведомление о сокращении, в данном случае лучше данный факт заактировать в присутствии хотя бы двух свидетелей из числа работников.

.

Источник: https://kontur.ru/articles/4404

Вопросы по закону
Добавить комментарий