Является ли ИП, глава КФХ должностным лицом?

Проблемы определения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства

Является ли ИП, глава КФХ должностным лицом?

Михайлова А. А. Проблемы определения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11416/ (дата обращения: 18.01.2020).



Как известно, самой распространенной формой ведения деятельности в сельском хозяйстве всегда было и есть крестьянское фермерское хозяйство, которое признается особым субъектом права.

Как отмечает Суюндукова А. Ю.

, крестьянское (фермерское) хозяйство — особый субъект права, представленный одним или несколькими физическими лицами, связанными родством или свойством и (или) общей собственностью, на основании личного участия осуществляющий предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве [6]. Интересным представляется утверждение Т. А. Абовой, считающей крестьянское хозяйство, занимает особое место в ГК РФ, гражданско-правовой статус хозяйства нельзя определять «через призму его главы или через юридическую личность» [5].

ФЗ от 11.06.

2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 1 статье дает нам понятие данного хозяйствующего субъекта- это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии [1]. Согласно пункту 3 этой же статьи данная форма хозяйства может осуществлять предпринимательскую деятельность и без образования юридического лица с применением правил гражданского законодательства.

Для того, чтобы понять и учесть некоторые правовые недоработки и пробелы в законодательстве, на мой взгляд, необходимо провести краткий экскурс в историю о ранее принятых актах, регулирующих вопросы деятельности и организации КФХ.

Впервые крестьянские (фермерские) хозяйства в России стали создаваться после принятия 22 ноября 1990 года закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Согласно п.

1 статьи 1 закона, с последующими изменениями, КФХ рассматривалось как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица,представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков [2]. Такая формулировка рассматриваемого хозяйства, содержащая отчетливое представление о правовом положении КФХ в качестве юридического лица, определялась вплоть до 17 июня 2003 года.

После введения в действие с 1 января 1995 года части первой Гражданского кодекса РФ КФХ стало определяться как вид индивидуального предпринимательства без образования юридического лица, а глава КФХ признавался в качестве индивидуального предпринимателя [3].

Немаловажным является тот факт, что запрет на регистрацию КФХ в качестве организаций исключил возможность распространения на них норм о юридических лицах. Однако те КФХ, которые были созданы до вступления в силу ГК РФ, как юридические лица, продолжили своё существование параллельно с новой формой деятельности.

Следовательно, ясность правового статуса КФХ не была достигнута в данном вопросе.

17 июня 2003 года вступил в силу принятый 11 июня 2003 года новый Федеральный закон, признавший прежний закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» утратившим силу.

Он определил КФХ, как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии [1].

Также крестьянское (фермерское) хозяйство в соответствии со ст. 3 п.3 осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Статьей 23 ч. 3 этого же закона было предусмотрено, что КФХ, созданные в соответствии с Законом РСФСР N 348–1 вправе сохранить статус юридического лица до 1 января 2010 года.

Так как достичь в срок поставленной цели не удалось, законодатель вынужден был продлить его до 1 января 2013 года, согласно ФЗ от 30 октября 2009 г. N 239-ФЗ. На данный момент этот срок продлен до 2021 года. Несомненно, реформирование данного вопроса влечет за собой изменение и гражданского законодательства, предусматривающего некоторые вопросы о КФХ.

В период активной работы по совершенствованию гражданского законодательства в России 2010–2012 годов, 30 декабря 2012 года Президент РФ подписал ФЗ N 302 «О внесении изменений в главы 1,2,3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», который кардинально изменил правовое положение КФХ. Теперь они (КФХ) рассматривались в числе юридических лиц- коммерческих организаций. В частности, статья 23 ГК РФ была дополнена п.5, согласно которому КФХ признаются как договорные объединения граждан. Эта норма закрепила право граждан заниматься хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о КФХ; главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя [1].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что правовой основой деятельности таких хозяйств становится договор, а именно, соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенное в соответствии с законом о КФХ. Такое соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства и должно содержать следующий сведения, согласно статье 4 ФЗ от 11 июня 2003 года:

‒ о членах фермерского хозяйства;

‒ о признании главойфермерскогохозяйства, о его полномочиях и порядке управлением фермерским хозяйством;

‒ о правах и обязанностях членов фермерского хозяйства;

‒ о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

‒ о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

‒ о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

К соглашению обязательно должны прикладываться копии документов, подтверждающих родство граждан, которые создают фермерское хозяйство.

Таким образом, соглашение о создании КФХ является основным юридическим документом для возникновения и дальнейшего существования фермерского хозяйства. Следует отметить, что при создании фермерского хозяйства одним человеком заключение соглашения не требуется.

Итак, с 1 марта 2013 года КФХ занимают промежуточное положение между хозяйственными товариществами и общественными и признаются одним из необходимых субъектов предпринимательской деятельности [3].

Те КФХ, созданные в качестве юридических лиц на основе Закона РСФСР N 348–1 подлежат применению согласно статье 86.

1 ГК РФ, которая гласит, что «Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов». Перерегистрация ранее созданных КФХ не требуется. Следовательно, любое действующее крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим лицом, с 1 марта 2013 года может стать юридическим лицом по решению его участников.

Очевидно, что внесенные положения об изменении правового положения КФХ имеют большое значение не только для сельскохозяйственной деятельности в целом и АПК страны, но и вообще для всей рыночной экономики.

Возможность выступления КФХ в качестве юридических лиц в гражданском обороте создает основу для увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности АПК и стабильного существования такой формы хозяйствования, а также для развития валютно-финансового сегмента экономики России [3].

Государственная поддержка КФХ осуществляется путем предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Согласно последним новостям, в августе этого года Минсельхоз закончил принятие предложений сельхозпроизводителей по поводу их видения распределения «единой» субсидии для аграриев на 2017 год.

Со следующего года в России будут действовать новые правила предоставления господдержки производителям — вместо 54 видов субсидий будет 7, кроме того, между производителями их распределят регионы. Мнения ведущих 20 союзов Минсельхоз собирал до 17 августа для того, чтобы позже сформировать свою позицию по этому вопросу.

Этот новый вид поддержки в 2017 году будет выделяться в рамках одной из подпрограмм по развитию сельского хозяйства — «Развитие подотраслей сельского хозяйства», согласно проекту ведомства. В настоящее время в рамках этой подпрограммы выделяется 30 видов субсидий, которые получают производители.

Вопрос по данной теме остается все еще открытым.

Вернемся к насущным проблемам. Как мы уже выяснили, КФХ не является в полной мере юридическим лицом, и индивидуальным предпринимателем. Это нечто среднее, требующее дальнейшего анализа и развития. Не могу не согласиться с высказыванием В. В.

Устюковой о том, что «особенности крестьянского хозяйства могут быть адекватно отражены в законодательстве лишь в том случае, если отношения по его созданию и деятельности буду регулироваться всесторонне, что возможно только с позиций аграрного права как комплексной отрасли российского права» [4].

Таким образом мы приходим к выводу о необходимости в дальнейшем совершенствовании нормативного закрепления гражданско-правового положения КФХ как юридического лица и как отдельной договорной формы хозяйствования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11416/

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Является ли ИП, глава КФХ должностным лицом?

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

      1.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —      наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

      2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

      наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комм. А.М.Яковлев

       1. В ст.8 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, важнейшей разновидностью которой является предпринимательская деятельность. Статья 34 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно ст.

2 Гражданского кодекса Российской Федерации все граждане и юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
      2. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.

Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994г. утверждено Положение о порядке государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (СЗ РФ, 1994, No.11, ст.1194).

Согласно этому Положению регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава предприятия, скрепляется подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

      3. Отдельными федеральными законами могут устанавливаться перечни видов деятельности, для занятия которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии). Основным нормативным актом, содержащим указанный перечень, является постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 24 декабря 1994г. (СЗ РФ, 1995, No.1, ст.

69). В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. Иностранные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России, регистрируют эту деятельность на основе Закона РСФСР от 4 июля 1991г.

«Об иностранных инвестициях» (Ведомости РСФСР, 1991, No.29, ст.1008).
      4. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является видом злоупотребления должностным лицом своим служебным положением. Объективная сторона этого преступления выражается: а) в фактическом недопущении такой деятельности путем неправомерного отказа в регистрации предпринимателя или коммерческой организации либо в выдаче специального разрешения (лицензии), а также путем уклонения от совершения указанных действий.

б) в ограничении прав и законных интересов предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от их организационно-правовых форм или форм собственности. Указанное действие посягает на установленный в ст.8 Конституции Российской Федерации принцип равного признания и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

в) в ограничении самостоятельности или в ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, что посягает на конституционный принцип свободы экономической деятельности.

       5.

Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации может иметь место в случае нарушения установленного законом порядка такой регистрации или несоответствия закону учредительных документов коммерческой организации.

Так, например, при государственной регистрации акционерных обществ с участием государства или муниципальных образований должны быть представлены документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций (ст.

13 Федерального закона «Об акционерных обществах» 1995г. — СЗ РФ, 1996, No.1, ст.1).

      6. Неправомерным является отказ в регистрации или выдаче лицензии не по указанным в законе основаниям, а, например, по соображениям целесообразности, в связи с характером или содержанием конкретного вида предпринимательской деятельности и т.д., либо уклонение от совершения этих действий без каких бы то ни было оснований. Ограничения предпринимательской деятельности, как и ограничения прав и свобод человека и гражданина, в целом могут устанавливаться только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции Российской Федерации), т.е. гражданам в сфере предпринимательской деятельности разрешено все, кроме того, что прямо запрещено федеральным законом.
      7. Субъектом ответственности за данное преступление является должностное лицо, т.е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях. За отказ в регистрации, в выдаче лицензии, а также за уклонение от совершения этих действий ответственность несут должностные лица, специально управомоченные на их совершение. Ответственность за незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации могут нести и иные должностные лица в случае, если такое вмешательство указанные лица осуществили злоупотребив своим служебным положением.
      8. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Отказ в регистрации, а также уклонение от такой регистрации, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, образуют квалифицированный вид указанного преступления, предусмотренный ч.2 ст.169 настоящего Кодекса.
      9. В данной статье, как и в других статьях настоящего Кодекса, когда закон не содержит определения крупного размера причиненного ущерба, этот вопрос решается судом исходя из конкретных обстоятельств дела. Ущерб, причиненный в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, складывается как из прямого ущерба, т.е. убытков, понесенных предпринимателем, так и из упущенной выгоды. Прямой ущерб включает в себя, например, затраты на приобретение оборудования, покупку или аренду производственного помещения, наем служащих и т.д. Упущенная выгода исчисляется в сумме дохода, планировавшегося с учетом реальной конъюнктуры, но не полученного в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.
      10. Размер ущерба может считаться крупным, исходя из имущественного положения предпринимателя в соотношении с величиной причиненного ему ущерба. При определении размера ущерба могут быть учтены также потери, понесенные потребителями товаров или услуг, контрагентами предпринимателя (юридические или физические лица), удовлетворение потребностей которых стало невозможным из-за воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. При всех вариантах размер ущерба должен быть признан крупным, если он равен или превосходит размер ущерба, признаваемого крупным применительно к хищению собственности, т.е. в пятьсот раз превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации (см. примечание 2 к ст.158 настоящего Кодекса).
      11. Данное преступление является умышленным деянием, т.е. виновный осознает, что он использует свое служебное положение для воспрепятствования предпринимательской деятельности или вмешательства в деятельность предпринимателя без каких-либо законных оснований, и желает этого. По отношению к причинению крупного ущерба умысел может быть и косвенным.

>

Источник: http://www.nashyprava.ru/biblio/ukrf97/ukrf169.php

Вопросы по закону
Добавить комментарий