Как должна быть разрешена данная правовая ситуация?

Разрешено ли законом публиковать фото задержанных в СМИ

Как должна быть разрешена данная правовая ситуация?

Известный юрист рассказал, как правильно донести до общественности информацию о людях, задержанных или разыскиваемых по подозрению в совершении правонарушений и преступлений.

Могут ли представители СМИ публиковать изображения лиц, подозреваемых в совершении преступлений? Распространяются ли эти правила на проституток и разыскиваемых преступников? Как правильно подать судебный иск о причинении морального вреда и потребовать компенсацию? На эти и другие вопросы ответил адвокат Алматинской областной коллегии адвокатов Александр Лисиченко, сообщает Zakon.kz.

Как отметил юрист, Конституцией Республики Казахстан, в частности статьей 18 предусмотрено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.

И опять же в Конституции мы ясно видим, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

– Это такая общая императивная норма, которая в основном законе прописана и из нее уже следует положение статьи 145 Гражданского Кодекса РК, согласно которому никто не имеет права использовать изображение какого либо лица без его согласия, а в случае смерти без согласия наследников.

Опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения в котором изображено другое лицо допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. В этой же норме законодательство дает некоторые ограничения.

То есть такого согласия не требуется, если установлено, что изображенное лицо позировало за определенную плату, то есть за вознаграждение, – пояснил Александр Лисиченко.

Наиболее точно данную ситуацию, по его мнению, регламентирует закон о Средствах массовой информации (СМИ). То есть в статье 14 мы видим, что при подготовке, опубликовании воспроизведении и распространении продукции СМИ не требуется согласия изображаемого лица в следующих случаях:

1) если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, собраниях, митингах, шествиях или демонстрациях и иных публичных мероприятиях;

2) если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен;

3) если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

– Это то, что касается фотографического изображения либо видео лица, которое публикует СМИ. А в части иной информации, которая может быть опубликована в отношении подозреваемых лиц, подсудимых и т.д. существуют ограничения, которые напрямую указаны в специализированных нормативных актах.

Допустим, если речь идет о судебном процессе, то судебный процесс по решению председательствующего судьи, может быть, как открытым, так и закрытым.

Соответственно представители СМИ могут быть допущены к освещению этого процесса непосредственно в зале суда, и это будет связано и с публикацией изображения тех лиц, о котором идет речь в озвученном вопросе, либо не допущены, – продолжил юрист.

При этом он отметил, что если мы примем во внимание более расширительное толкование нашего законодательства в этой части, то становиться ясно, что закон напрямую не регламентирует эти вопросы. То есть, все, чем мы располагаем, это вышеперечисленные нормативно-правовые акты – Конституция, Гражданский Кодекс и закон о СМИ.

И если средство массовой информации публикует изображение задержанного лица, то оно должно объективно и на основании тех обстоятельств, которые действительно имеют место, сообщить, что данное лицо не признано виновным в совершении какого-то правонарушения, а только подозревается в совершении этого преступления или правонарушения.

И это очень важный момент.

– Тоже касается лиц, разыскиваемых по каким-то уголовным делам. Мы все видим, как часто публикуются фотографии преступников объявленных в розыск, и это правильно. На мой взгляд, розыск и задержание этих лиц как раз подпадает под вышеуказанные исключения пункта 3 статьи 14 закона о СМИ.

То есть охрана общественного порядка, прав и свобод человека, которые закреплены Конституцией. И когда СМИ публикуют материалы по задержанию лиц подозреваемых в совершении каких-либо преступлений, то зачастую эти преступления и направлены на эти права и свободы граждан.

Но здесь опять же обязательно должна быть ссылка на то, что эти лица не признаны виновными по приговору суда, а подозреваются в совершении преступлений. То есть если брать расширительное толкование этого пункта 3 статьи 14 закона о СМИ, то, на мой взгляд, это вполне оправдано и соответствует действующему законодательству.

Другой вопрос, что наверное имеет смысл принять какие-то законодательные инициативы и нормативно-правовые акты, которые более полно регламентируют данные вопросы, – считает Александр Лисиченко.

Тоже, по мнению юриста, относиться и к публикации изображений представительниц древнейшей профессии.

Хотя за оказание интим услуг законом не предусмотрено никакой ответственности, все мы понимаем, что с точки зрения нравственности и моральных устоев, а также профилактики вензаболеваний, заниматься проституцией нельзя.

И опять же в пункте 3 статьи 14 закона о СМИ, регламентирующей исключения из правил, когда не нужно брать разрешение у изображаемого лица, сказано, что это можно делать в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

– И вот отвечая на вопрос касающийся задержания лиц оказывающих интим-услуги, отвечу, что на мой взгляд данная правовая ситуация подпадает под эти исключения в части защиты здоровья и нравственности населения. Потому что здесь происходит и распространение заболеваний, передающихся половым путем, и затрагивается нравственность населения, – сказал юрист.

Также Александр Лисиченко подчеркнул, что каждый имеет право на защиту своих прав и свобод в судебных органах, и рассказал, какие требование к СМИ может выдвинуть истец.

– Это зависит от того, каким образом лицо, потенциальный истец, сформулирует свои исковые требования. Обычно это выглядит таким образом. Первое, признать незаконным изображение либо какую-то публикацию с недостоверной информацией. Второе – удалить эту публикацию. Третье – опубликовать опровержение данной информации.

И если лицо считает, что ему причинен моральный вред, то в этом случае этот моральный вред должен быть лицом оценен и представлены доказательства, что ему действительно причинен моральный вред. Допустим в результате того, что ему был причинен моральный вред, человек обращался за помощью к психологам.

Или ему назначались какие-то медпрепараты, и он проходил курс лечения и т.д. И он должен подтвердить эти факты. Если говорить о деловой репутации, то здесь тоже нужно установить в чем выражается причиненный ущерб.

Допустим это лицо собиралось вступить в бизнес-отношения с каким-то контрагентом, и в результате того, что эта публикация возникла, сделка сорвалась. Потому что контрагент увидел эту публикацию и сказал, что ему нецелесообразно выстраивать какие-либо отношения с лицом, которое имеет такую репутацию.

Опять же при наличии доказательств этого факта, суд может встать на сторону истца и удовлетворить его исковые требования, – рассказал Александр Лисиченко.

В заключение интервью юрист дал практические рекомендации представителям СМИ. По его мнению, прежде всего, необходимо соблюдать такой критерий, как объективность.

Не гнаться за какими-то сенсациями, “жареными фактами”, а неукоснительно соблюдать все те нормы, которые прописаны в законе о СМИ.

Ведь у журналистского сообщества есть, как права собирать информацию любыми не запрещенными законом средствами и публиковать ее, так и обязанности, которые они должны соблюдать в части объективности, законности, достоверности и уважения прав и свобод граждан.

Подготовил Владимир Демидов

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Источник: https://www.zakon.kz/4987859-razresheno-li-zakonom-publikovat-foto.html

Определение юридической основы дела

Как должна быть разрешена данная правовая ситуация?

Данная стадия является основной в процессе применения права (эта стадия отграничивается от предыдущей скорее в творческом плане. На практике они между собой взаимосвязаны, представляются едиными. Никогда фактические обстоятельства не устанавливаются без уверенности в их правовой значимости.

Следовательно, сам факт еще до его окончательного установления оценивается с точки зрения права. Подбор правовой нормы или юридическая квалификация дела могут совершенствоваться в процессе дальнейшего выяснения фактических обстоятельств. —Р. Р.).

Она, в свою очередь, складывается из ряда подстадий, к числу которых следует отнести:

  • — выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц;
  • — толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм;
  • — юридическая квалификация фактических обстоятельств дела.

Выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц предполагает изучение нормативно-правовой базы с целью установления нормы (группы норм), в предписании которой закрепляется типовой вариант поведения, соответствующий фактическим материалам конкретного дела. Анализ выбранной правовой нормы предполагает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

  • — действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело, и (или) действовала ли она на момент обнаружения требующей правоприменения ситуации;
  • — действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;
  • — распространяется ли действие данной нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена.

Толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм предполагает мыслительный процесс, в ходе которого правоприменитель уясняет для себя сущность выбранной нормы, проверяет, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма[1]. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании.

В процессе выбора нормы права и ее последующего толкования правоприменитель может столкнуться с ситуацией, когда имеют место несколько норм, каждая из которых в принципе может быть применена для юридической квалификации фактических обстоятельств дела.

Причем нередко предписания, закрепленные в этих нормах, носят противоречивый характер, что, естественно, затрудняет процесс юридической квалификации.

Такая ситуация называется коллизией норм и связана прежде всего с несогласованностью действий органов, участвующих в законодательной деятельности.

Разрешение коллизии норм осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых нужно отнести следующие:

  • — при возникновении коллизии норм, закрепленных в законах и подзаконных актах, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в законах;
  • — при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах федерального уровня;
  • — при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах, изданных одним органом, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в более позднем по времени издания акте;
  • — при возникновении коллизии норм, закрепленных в одноуровневых актах общего и специального характера, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах специального характера и т. д.

Коллизия считается разрешенной тогда, когда правоприменитель определил для себя конкретную норму конкретного нормативно-правового акта, в соответствии с которой он собирается осуществлять юридическую квалификацию фактических обстоятельств дела[2].

Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела предполагает процесс установления формально-юридической связи между фактическими обстоятельствами дела (его материальной основой) и выбранной нормой права (юридической основой).

Правильная юридическая квалификация предопределяет успешное рассмотрение и разрешение дела. Как нельзя достичь объективной истины в правоприменении, когда не выяснены с необходимой полнотой и достоверностью все фактические обстоятельства дела, так невозможно получить их и тогда, когда при наличии необходимых фактов допускается ошибка в квалификации.

Чтобы правильно определить юридическую значимость обстоятельств дела, правоприменитель должен представлять себе систему права в ее целостности и единстве, иметь возможность выбрать именно ту правовую норму (или нормы), которая предусматривает данный случай, на него рассчитана.

Неправильная юридическая квалификация в большинстве случаев влечет за собой неправильное разрешение дела по существу.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Посмотреть оригинал

Это завершающая и наиболее значимая, с юридической точки зрения, стадия процесса применения нормы права. Первые две стадии носят подготовительный характер и направлены на обеспечение условий, позволяющих выработать и принять объективное решение по рассматриваемому делу. Перед вынесением конкретного решения правоприменитель должен еще раз убедиться в том, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения выносится властное решение.В зависимости от сложности дела, характера применяемой правовой нормы устанавливается различная процедура принятия решения. По одним делам решения принимаются тайным анием, по другим — открытым, по третьим — единолично должностным лицом. После того как решение принято, оно объявляется заинтересованным лицам. Принятое решение оформляется путем издания акта применения права. Издание правоприменительного акта означает окончание процесса применения права и является предпосылкой и условием начала процесса реализации принятого решения.

Источник: https://studme.org/200382/pravo/opredelenie_yuridicheskoy_osnovy_dela

5. Пробелы в праве и средства их преодоления (восстановления). Аналогия права и аналогия закона

Как должна быть разрешена данная правовая ситуация?

При выборе и юридическом анализе правовойнормы, которая должна быть применена кконкретному случаю, иногда обнаруживаетсяпробел. Что такое пробел в праве?

Пробел в праве – этотакаяситуация,когда имеет место юридически значимоеявление и вместе с тем отсутствуетформально-юридический источник права,в соответствии с которым данное явлениеможет быть квалифицировано.

Пробел в праве – это отсутствие в действующей системе законодательстваформально-юридического источника, всоответствии с которым должен бытьрешен вопрос, требующий правовогорегулирования.

Пробел в праве – это отсутствиеправовой нормы при разрешенииконкретных жизненных случаев, которыеохватываются, правовым регулированиеми должны быть разрешены на основе права.

Наличие пробелов в праве осложняетпроцесс правового регулирования исвидетельствует о недостатках правовойсистемы.

Вместе с тем появление пробеловявляется объективным и в силу этогонеизбежным свойством любой правовойсистемы, что, прежде всего, объясняетсяконсервативным характером системызаконодательства.

Определеннаяинерционность законодательного процесса,предопределенная производностью методаправового регулирования по отношениюк предмету, в определенной степениобъясняет такой консерватизм.

В качестве условий возникновенияпробелов в праве следует назватьследующие обстоятельства:

• объективное отставание темповразвития системы законодательства отопережающих жизненных реалий;

• некомпетентность лиц, осуществляющихправотворческую деятельность;

• резкие изменения социально-политическойситуации, приводящие к утрате юридическойсилы ранее действовавших нормативно-правовыхактов в условиях отсутствия альтернативныхисточников правового регулирования (кпримеру, после Октябрьской революцииутратили юридическую силу практическивсе нормативно-правовые акты, действовавшиев царской России, вместе с тем упорядоченнаясистема советского законодательствабыла создана спустя значительныйпромежуток времени).

Идеальным способом устранения пробеловв праве является принятие компетентныморганом нормативно-правового акта,закрепляющего недостающую норму илигруппу норм права.

Однако быстрое устранение пробеловтаким способом не всегда возможно,поскольку связано с достаточно протяженнымпо времени процессом правотворчества.

Вместе с тем, органы, осуществляющиеправоприменительную деятельность, немогут отказаться от рассмотренияконкретного дела по причине несовершенствадействующего законодательства.

Попричине пробельности законов и отсутствиянорм в подзаконных актах конкретизациейправа в Российской Федерации занимаютсявысшие судебные инстанции, а в странахангло-саксонской системы права – судывообще.

Можно по-разному оценивать такую формуреализации права судами, но факт остаетсяфактом: в определенных ситуациях судьи«черпали» право непосредственно в жизнии даже конкурировали в этом отношениис законодателем.

По общему правилу, основной формойреализации права судьями и другимидолжностными лицами государствасчитается применение правовых норм,содержащихся в законах и подзаконныхнормативных актах.

В механизме правовогорегулирования предусмотрен механизмпреодоления пробелов.

В этой связи особо следует выделитьинститут аналогий, означающий сходствожизненных ситуаций, в отношении которыхдействуют соответствующие правовыенормы, и ситуаций, в формальном смыслеправом не регламентированных.

Юридическаяквалификация по аналогии предусматриваетдва оперативных метода преодоленияпробелов — аналогиюзакона и аналогиюправа.

Аналогия закона применяется в томслучае, если в законодательствеотсутствует норма, регулирующаянепосредственно данную жизненнуюситуацию, однако имеется норма,регулирующая ситуацию, сходную срассматриваемой. Например, в ст.

4Семейного кодекса РФ устанавливаетсяпорядок, в соответствие с которым «кимущественным и личным неимущественнымотношениям между членами семьи, неурегулированным семейным законодательством,применяется гражданское законодательствопостольку, поскольку это не противоречитсуществу семейных отношений».

Субсидиарное применение права (помощь)– эта та же аналогия правовой нормы(аналогия закона), но принадлежащейдругой – родственной отрасли права.Такое возможно, например, между нормамигражданского и семейного права,административного и финансового права.

Аналогия права применяется приотсутствии в законодательстве как нормыправа, регулирующей рассматриваемуюситуацию, так и нормы права, регулирующейсходный случай. В таком случае делорешается на основе общих принциповправа (справедливость, гуманизм, равенствоперед законом и др.), закрепленных вКонституции и других законах.

Так,применение аналогии права в гражданскомзаконодательстве должно основыватьсяна «основных началах» этой отраслиправа, к которым ГК РФ относит: признаниеравенства участников регулируемыхгражданским законодательством отношений,неприкосновенность собственности,свободу договоров, недопустимостьпроизвольного вмешательства кого-либов частные дела, необходимостьбеспрепятственного осуществлениягражданских прав, обеспечениевосстановления нарушенных прав.

Пример: Арбитражный процессуальныйкодекс РФ (ст.11 п.4). В случае отсутствиянорм права, регулирующих спорноеотношение, арбитражный суд применяетнормы права, регулирующие сходныеотношения, а при отсутствии таких нормразрешает спор, исходя из общих начали смысла закона.

Следует иметь ввиду, что аналогия законаи аналогия права – исключительныесредства, с помощью которых возможнорешение конкретного юридического дела.Применение права по аналогии требуетсоблюдения ряда условий, обеспечивающихправильное их применение. Для использованияаналогии необходимо следующее.

1. Установить, что данная ситуация имеетюридический характер (порождаетюридические последствия) и требуетправового решения.

2. Убедиться, что в данной отрасли праваотсутствует конкретная норма, регулирующаяподобные случаи (установить наличиепробела в праве).

3. Установить, не запрещено ли применятьаналогию закона или аналогию права вданном случае. Прямой запрет на применениеуголовного закона по аналогии содержитсяв ч. 2 ст. 3 УК РФ, поскольку КонституциейРФ в ст. 54 закреплен принцип недопустимостиответственности за деяние, которое вмомент его совершения не признавалосьправонарушением.

Применение права поаналогии не предусматривается в случаепривлечения к юридической ответственности(конституционной, уголовной,административной, дисциплинарной).Здесь действует принцип: есть нормаправа – есть юридическая ответственность,нет нормы – нет ответственности.

Вдругих отраслях права аналогия незапрещается, а в гражданском праве еедопустимость закрепляется в ст. 6 ГК РФ.

4. Отыскать в законодательстве норму,регулирующую сходный случай, и на ееоснове решить дело (аналогия закона).Причем сходство анализируемыхобстоятельств и обстоятельств,предусмотренных найденной нормой,должно быть установлено в существенныхпризнаках (т.е. позволяющих судить оравенстве, равнозначности обстоятельствв правовом отношении).

5. При отсутствии сходной нормы определитьобщие принципы права, в соответствии скоторыми возможно решение дела (решениедела по аналогии права).

6. Дать в решении по делу мотивированноеобъяснение причин и оснований примененияк данному случаю аналогии закона илианалогии права. Это обеспечиваетвозможность проверки правильностирешения дела вышестоящими иликонтрольно-надзорными органами.

6. Юридические коллизиии способы их разрешения

При выборе и анализе нормыправа иногда обнаруживается, что данныйслучай регулируется несколькими нормами,которые не совпадают или даже противоречатдруг другу по своему содержанию. В данномслучае имеет место коллизияправовых норм.

В юридической литературевысказаны различные точки зренияотносительно определения понятия«коллизия». Чаще всего под коллизиейпонимается различиенорм права, регулирующих одно и то жеобщественное отношение. Говорят такжео несогласованности содержания норм,устанавливающих одно и то же правилоповедения (акад. В.Н. Кудрявцев).

Иногда коллизию определяюткак конкуренциюнорм, имеющих различное содержание, нопризванные урегулировать одни и те жефактические ситуации (проф. А.Ф. Черданцев).Проф. С.С. Алексеев рассматриваетколлизионность как противоречие,столкновение междуотдельными нормами, институтами инормативными правовыми актами.

Морозова Л.А.: Подюридическими коллизиями следует пониматьрасхождение или противоречие междуотдельными нормами, актами, регулирующимиодни и те же или смежные общественныеотношения, а также противоречия,возникающие в процессе правопримененияи осуществления государственнымиорганами и должностными лицами своихполномочий.

Выделяются следующие виды коллизий:

  1. между нормами права;

  2. между нормативными правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов федерации;

  3. компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц;

  4. при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;

  5. актов толкования;

  6. юридических процедур;

  7. между национальным и международным правом.

Причины появления коллизий

Причины объективногохарактера связаны сдинамикой развития общественныхотношений, что влечет необходимостьизменения, дополнения, конкретизациинорм, регулирующих данные отношения.Несвоевременное внесение корректив вправовое регулирование неизбежно влечетколлизии между содержанием ранеедействовавших норм и потребностяминового юридического оформленияизменившейся ситуации.

Субъективные причиныобусловлены особенностямиправотворческого процесса, нечеткостьюразграничения правотворческих полномочийгосударственных органов и должностныхлиц.

В результате одни и те же общественныеотношения могут получить правовоерешение на разных уровнях.

Субъективныеколлизии могут возникнуть в результатеошибок в юридической технике, неточногоформулирования правовых предписаний,использования многозначных терминови конструкций, несоблюдения правиллингвистики, стилевой строгости.

Юридические коллизии ведут вразбалансированности правовой системы,нарушению ее нормального функционирования.Коллизии нельзя считать нормальнымявлением.

Отсюда возникает необходимостьразработать процедурные правилапреодоления юридических коллизий;установить в законодательстве юридическиеприоритеты для разрешения этих коллизий;определить органы, правомочные разрешатьколлизии; установить предупредительныесредства для предотвращения юридическихколлизий, а также их разрешения.

В литературе называютнесколько способов разрешения юридическихколлизий и их устранения. Среди нихпервое местоотводится принятиюнового акта взаменколлизирующих или отменуодного из противоречащих друг другуактов.

Другой способ –разработка коллизионныхнорм и принципов, устанавливающихюридические приоритеты, которым должныследовать как правотворческие, так иправоприменительные органы.

Еще один радикальный способустранения коллизийсудебный порядокрассмотрения споровв коллизионных ситуациях, в том числеконституционное правосудие, арбитражное,третейское. Данный способ считаетсяодним из эффективных, так как судебныерешения носят императивный характер,общеобязательны.

Важное средство разрешенияколлизий – судебныетолкования. Онипозволяют устранить коллизионностьнорм, актов, процедур и т.п.

Каким же образом разрешаются коллизиимежду правовыми нормами? Какую из нормкомпетентный орган должен применить кобстоятельствам дела? Существуютследующие правила разрешения коллизийв правоприменительной деятельности:

1) если обнаружено противоречие междунормой федеративного закона и нормойреспубликанского закона, то необходимоприменять норму федеративного закона;

2) если имеется коллизия между нормами,исходящими от различных органов, топрименяется норма вышестоящего органа;

3) при противоречии между нормами,принятыми одним и тем же органом, но вразное время, применяется норма, котораяпринята позднее;

4) в случае коллизии между общей испециальной нормой применяется последняя.

В задачу компетентного органа на даннойстадии входит выяснение (толкование)применяемой нормы, а также преодолениепробелов в праве путем применения правапо аналогии.

В конце занятия преподаватель:

1. Отвечает на вопросы по материалулекции и объявляет задание насамоподготовку: доказывание фактическихобстоятельств дела. Относимые и допустимыедоказательства. Прямые и косвенныедоказательства.

2. Дает задание доработать конспект.

3. Дает задание повторить материалылекции и подготовиться к семинарскимзанятиям по следующим вопросам:

1. Понятиеи формы реализации норм права.

2.Применение норм права как особая формареализации права.

3. Актыприменения права.

4. Пробелыв праве и пути их преодоления.

5. Юридические коллизии.

Разработала

Заместитель начальника кафедры

теории и истории государства и права

майор внутренней службы Т.В. Жукова

«______»_______________ 20___ год

Источник: https://studfile.net/preview/5676944/page:5/

Правовое регулирование

Как должна быть разрешена данная правовая ситуация?

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей.

Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей.

Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого – либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми.

Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием.

Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

 Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

– в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

– в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

– они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

– они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

 Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).

Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес.

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

– поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

– рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств  способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник: https://www.magnitogorsk.ru/ru/imushhestvo-gradostroitelstvo/pravovoe-regulirovanie.html

Вопросы по закону
Добавить комментарий