Как избежать наказания на работе, если я нарушений не совершал?

Спросите юриста: имеет ли право работодатель вас оштрафовать?

Как избежать наказания на работе, если я нарушений не совершал?

У вас есть вопросы о трудоустройстве, зарплате, аттестации, увольнении или дискриминации на работе? Вы считаете, что работодатель нарушает ваши права? Или наоборот – не уверены, законны ли ваши поступки по отношению к компании?

Редакция The Point запускает новую рубрику – «Спросите юриста». В х к каждому материалу рубрики вы можете задавать вопросы, связанные со своими рабочими правами и обязанностями. И мы попросим экспертов – ведущих специалистов в сфере трудового права, разъяснить спорные моменты.

«Во многих фирмах, особенно в сфере торговли, штрафуют работников. Например, если на переучете обнаруживается недостача денег. Разве это законно?» – ответ в нашем новом выпуске.

Сергей Сильченко, партнер юридической компании ILF

– Трудовое законодательство различает понятия «штраф» и «материальная ответственность».

Штраф – это не законно

К сотрудникам компаний штрафы не применяются. Закон защищает заработную плату от необоснованных удержаний. Ни за нарушение трудовой дисциплины, ни в случае причинения вреда работодателю штрафовать работников – нельзя.

О таких случаях стоит сообщать в Государственную службу Украины по вопросам труда или даже в полицию. Более того: ст.

265 КЗоТ позволяет применять штрафы Государственной службой Украины по вопросам труда по отношению к работодателям при нарушении ими трудового законодательства.

А если зарплата «в конверте»?

Избежать штрафа можно в случае официального трудоустройства. Там, где выплачивается зарплата «в конвертах», работодатель обычно урезает заработную плату по своему усмотрению. Поскольку неофициальные выплаты вне закона, то и защитить их нельзя.

А что с бонусами? Их можно не платить?

Бонусы как часть зарплаты – это распространенная практика в бизнесе. Трудовое законодательство называет бонусы премированием.

Идеальный вариант, когда об этом стороны договариваются не устно, а закрепляют такие условия в трудовом договоре или контракте.

Четко прописанная бонусная система, с указанием размера и частоты их выплаты, условий и причин лишения бонусов позволяют избежать конфликтов по этому поводу.

Материальная ответственность – законно

Но не следует думать, что работник никогда не ответит гривной. Если он причинил ущерб имуществу работодателя, нарушив свои трудовые обязанности, то должен возместить этот ущерб.

Материальная ответственность наступает при таких условиях. Во-первых, имущество работодателя реально сильно пострадало, например, сломали станок, потеряли груз, есть недостача на складе. Во-вторых, ущерб причинен противоправными действиями либо бездействием работника.

Фактически работник совершает нарушение трудовой дисциплины.

В-третьих, сотрудник виновен в причинении вреда, то есть либо он причинил вред осознанно, умышленно (украл), либо допустил возможность его причинения, не приняв всех необходимых мер к его недопущению (неосторожность).

Если работодатель считает, что есть основания для привлечения работника к материальной ответственности, он вправе в зависимости от размера ущерба:

1) либо удерживать часть заработной платы для его погашения в тех случаях, когда размер возмещения не превышает среднего заработка работника;

2) либо обратиться в суд с иском о привлечении работника к полной материальной ответственности.

В любом случае по общему правилу размер удержания в месяц не может превышать 20% заработной платы работника.

Также стоит учитывать, что материальная ответственность бывает индивидуальной (персональной) или коллективной (бригадной).

Договор об индивидуальной материальной ответственности заключается с теми сотрудниками, которые лично обслуживают либо используют в процессе производства имущество работодателя.

Это, например, кассир или продавец, кладовщик, любой работник, который работает сам на конкретном рабочем месте и использует имущество работодателя. Он отвечает только за то, что ему отдали под отчет (товары, деньги и т.д.).

Перечень должностей и работ, при выполнении которых можно заключать подобный договор, определяет закон.

https://www.youtube.com/watch?v=E6jsyIppjjs

При коллективной форме материальной ответственности все члены бригады имеют одинаковое право доступа к ценностям, участвуют в операциях с ценностями и отвечают за их сохранность – согласно ст. 135-2 КЗоТ Украины. Если, допустим, на одной кассе работает четыре человека, работодатель организовывает бригаду.

При наличии на предприятии профсоюзной организации этот вопрос согласуется с профкомом. Затем со всеми членами бригады заключается общий договор о коллективной бригадной материальной ответственности. Периодически проводится инвентаризация – раз в неделю, в месяц и т.д.

Если в ходе инвентаризации выявили недостачу и нашли виновного – отвечать ему. А если невозможно его определить, то возмещение ущерба возлагается на всю бригаду.

Размер ущерба делится между всеми членами бригады пропорционально времени, которое каждый работник отработал со времени последней инвентаризации, а также размеру тарифной ставки или должностного оклада.

Закон предусматривает случаи, когда работник освобождается от обязанности возмещать ущерб. Прежде всего это возможно в случае отсутствия вины работника, в случае нормального производственного риска или крайней необходимости. Как правило, споры в этом случае разрешает суд.

Выговор или увольнение в случае материального ущерба?

Если работник нарушил трудовую дисциплину и это причинило материальный ущерб, работодатель может объявить выговор либо уволить сотрудника (при наличии оснований), а также взыскать причиненный ущерб. Здесь может одновременно применяться и дисциплинарная, и материальная ответственность.

Источник: https://thepoint.rabota.ua/sprosyte-yurysta-ymeet-ly-pravo-rabotodatel-vas-oshtrafovat/

Штрафуют все

Как избежать наказания на работе, если я нарушений не совершал?

Кирилл Мартынов

Штрафы на работе — обстоятельство малоприятное. В то же время сотрудники многих российских компаний давно привыкли к ним.

Часть специалистов по управлению персоналом считает систему штрафов эффективным инструментом негативной мотивации, а в некоторых компаниях штрафы стали едва ли не фирменным стилем.

Так стоит ли штрафовать персонал? За и против Законом предусмотрено всего три меры наказания для сотрудников: замечание, выговор и увольнение. Ни один из них не является панацеей для работодателя. Вынесение замечаний и выговоров сопряжено с множеством формальностей.

Работника нужно оповестить об этом в письменной форме, потом дождаться его объяснительной — дело растягивается на недели. А увольнение слишком уж отчаянный жест, учитывая нынешние тенденции на рынке труда. Чтобы работодатель пошел на увольнение, сотрудник должен совсем уж непрофессионально относиться к своим обязанностям.

За хорошую работу традиционно платят премии. За плохую премий лишают— вот это и есть негативная мотивация. Причем лишать можно не всей надбавки сразу, а вычитать из нее суммы по частям в зависимости от количества совершенных ошибок.

Обычно именно так возникает система штрафов.

Нужно иметь в виду, что разные люди относятся к штрафам по-разному. Для одних он действительно может стать стимулом к улучшению качества работы, других, напротив, скорее демотивирует.

«Есть два вида мотивации,— говорит Екатерина Чумакова, руководитель тренингового отдела компании Ars Vitae.— Сотрудника можно мотивировать либо на то, чтобы он избегал неудач, либо на достижение успеха. Штрафы помогают избегать неудач.

Соответственно, они хорошо подходят для той категории людей, которые в своей работе руководствуются именно желанием не совершать явных ошибок».

Поэтому, по ее словам, говорить об эффективности штрафов можно только в рамках системы мотивации компании в целом.

Бизнес-тренер компании СЭТ Александр Трусь придерживается иной точки зрения. Он считает, что наказание деньгами — это самый неудачный управленческий прием. У руководителя, грамотноорганизовавшего рабочий процесс, подобравшего профессиональных сотрудников, сплотившего команду и создавшего грамотную систему стимулирования персонала, такой необходимости просто не возникает.

Однако представим себе, что руководство компании всетаки внедряет у себя систему штрафов. Как к этому отнесутся сотрудники?

Мало не кажется

«Все зависит от ситуации в компании,— считает Екатерина Чумакова.— Если до этого штрафы не использовались, то такая мера, скорее всего, вызовет вполне объяснимый протест.

Если штрафов будет много, то у людей возникнет ощущение, что наказывают „за все”». По ее словам, если в компании работают творческие люди, нацеленные на достижение результата, то применять к ним систему отрицательной мотивации не следует.

Положительного влияния на производительность труда это все равно не возымеет.

Хороший профессионал, опаздывая на работу и подвергаясь за это штрафу, будет воспринимать его как инвестицию в собственное право на более свободное управление временем.

Екатерина Чумакова рассказывает, что некоторые сотрудники специально приходят на работу позже, чтобы потом сказать, что «оплатили» свое опоздание.

Она приводит в пример успешного директора по продажам, которого очень раздражали штрафы за опоздание на работу, поскольку его отдел регулярно перевыполнял план, а время его встреч с клиентами после официального окончания рабочего дня никто не учитывал.

«Наложение штрафа на сотрудника является малопродуктивным инструментом, так как должностное лицо, наложившее штрафные санкции, наказывает не только сотрудника, но и его семью,— говорит Александр Трусь.— Причем это верно вне зависимости от того, насколько существенно штраф бьет по карману работника.

Как показывает наш опыт, первая реакция на штраф варьируется от обиды до негодования, но в любом случае сопровождается выбросом большого количества негативных эмоций». Эти эмоции сотрудник либо копит в себе, либо выбрасывает вовне.

Тогда от штрафов страдают его коллеги и деловые партнеры.

Все это, естественно, отрицательно сказывается на рабочем процессе. Александр Трусь считает, что лишь в редких случаях оштрафованный сотрудник делает именно те выводы, которых от него ждет руководитель.

Делайте выводы

С мнением Александра согласны многие работники. «Любые штрафы на работе — это недоразумение со стороны работодателя,— считает программист Сергей Шереметьев.— Если в компании хорошая атмосфера, то штрафы просто не нужны. Хватает обычной системы мотивации. Вообще, мне кажется, что штрафы — это такой анахронизм, который нам достался по наследству от промышленного века, от фабрик Форда».

К таким оценкам сотрудников подталкивает то, что система штрафов во многих компаниях работает некорректно. Например, иногда сотрудников наказывают за о ш и б ки, допущенные их коллегами или предшественниками.

М н о г и е штрафы связаны с неоднозначной корпоративной культурой. В одной компании возмущение сотрудников было вызвано штрафами за нежелание носить фирменные значки с логотипом. Особенно недовольны были владельцы дорогих костюмов. Довольно часто некурящие руководители вводят штрафы за курение, раздражающие многих подчиненных.

Система штрафов, конечно, вводится не только для того, чтобы укреплять дисциплину отдельных нерадивых сотрудников. Хотя известны случаи, когда штрафы становились инструментом давления на определенных людей и даже методом сведения личных счетов.

«Несколько лет назад я работал в одной крупной российской ритейловой компании,— делится своим опытом менеджер по продажам Александр Шамшурин.— В ней система штрафов была возведена в главный принцип. Руководство, кажется, даже считало это своим крупным достижением: сотрудников штрафовали за все мыслимые и немыслимые прегрешения.

Суммы были небольшие, но и закончить месяц без единого взыскания было практически невозможно. Психологически это очень утомляло». По словам Александра, чем больше он работал в компании, тем больше возникало взаимных претензий между ним, его коллегами и непосредственным руководством.

В конечном итоге для отдельных людей штрафы стали просто способом сведения счетов с неугодными подчиненными.

Символы и жесты

Однако такие истории являются, скорее, исключениями. Известно, что в конкурентной борьбе на рынке труда обычно побеждают те работодатели, которые ведут рациональную компенсационную политику. То же самое можно сказать и о системе негативной мотивации: штрафовать надо с умом.

«В больших компаниях,— замечает Екатерина Чумакова,— штрафы выполняют информационную роль. Они сообщают сотрудникам, что определенные вещи здесь не приветствуются, и таким образом регулируют работу персонала.

Например, введение штрафа за опоздание дает понять: у нас в компании опаздывать нельзя». Еще одной функцией штрафов может стать разграничение ответственности работника и работодателя.

Так, штраф за нарушение техники безопасности показывает, что за определенные нарушения в этой сфере ответственность будет нести именно сотрудник.

Некоторые компании используют чисто символические штрафы, являющиеся элементом определенной корпоративной культуры.

«Легкость, почти шутливость взыскания— это способ привлечь внимание к событию, обозначить его в качестве негативного,— отмечает Екатерина Чумакова.— Ведь публичное порицание, хоть и не вполне серьезное,— все же порицание.

Ввести такие штрафы в систему, письменно оформить их — значит испортить шутку. Такие штрафы действуют в основном на уровне устных неформальных договоренностей».

Прежде чем вводить систему штрафов, специалисты рекомендуют тщательно просчитать последствия этого шага. Екатерина Чумакова рекомендует учитывать несколько факторов.

Во-первых, это корпоративная культура и стиль управления, сложившиеся в компании. Если они были достаточно либеральными, то резкий переход к репрессивной по сути системе штрафов может иметь крайне негативный эффект. Во-вторых, нужно стараться не переусердствовать.

Большое число штрафов скорее вызовет раздражение, чем желание улучшить показатели. Наконец, следует учитывать, какие именно люди работают в компании.

Если ваши сотрудники приносят хороший доход, не стоит штрафовать за опоздание на 20 минут, поскольку это может стать для них дополнительным поводом, чтобы начать зарабатывать деньги для конкурентов.

Кроме того, можнопорекомендовать предельно точно очерчивать круг лиц, имеющих полномочия штрафовать сотрудников. Лучше всего, если ими будут только руководители высокого уровня: так можно избежать многих злоупотреблений.

Источник: https://psycho.ru/library/2286

Как и за что в России штрафуют сотрудников

Как избежать наказания на работе, если я нарушений не совершал?

Штраф – хороший способ воздействия на сотрудников и экономии фонда оплаты труда, думают многие работодатели. Так ли это? Ответ дало исследование «Ведомостей» и кадрового агентства «Контакт». В нем приняли участие 384 гендиректора и менеджера по персоналу и 658 сотрудников, они рассказали, за что и на сколько штрафуют работников, зачем их штрафуют и эффективны ли штрафы.

47,7% работодателей сказали, что штрафуют сотрудников, о том же сообщили 26,4% работников, и треть из них заявили, что с каждым годом сотрудников штрафуют все чаще или на все большие суммы. Одновременно по просьбе «Ведомостей» портал Rabota.ru провел блиц-опрос на ту же тему 903 работодателей и 3500 работников. 52% работодателей и 59% работников сообщили, что в их компаниях штрафуют.

По словам работодателей, участвовавших в исследовании «Ведомостей» и «Контакта», штрафы чаще всего накладываются за грубые нарушения трудовой дисциплины (прогулы, выход на работу в нетрезвом виде и т. п., 65% респондентов), за некачественную работу, за срыв сроков исполнения. В пятерку самых популярных оснований входят также опоздания на работу и невыполнение плана.

Участники опроса Rabota.ru писали, что их штрафуют за прием еды на рабочем месте, за собственное мнение, за нерабочее поведение, мешающее остальным, за уход с работы ранее положенного и даже за дурной запах изо рта.

57% работодателей применяют штрафы ко всем должностным уровням без исключения, 25% – только к рабочим, специалистам и менеджерам низового и среднего звена, 16% – только к рабочим и специалистам.

Ксения Михайличенко, партнер компании MSS Legal, указывает, что Трудовой кодекс запрещает вычеты из оклада, поэтому работодатели лишают сотрудников премии – и никогда не сообщают, что это штраф.

Они указывают в положении о премировании, что сотрудникам выплачивается премия за хорошую работу, и приводят хотя бы один критерий хорошо сделанной работы.

Поэтому работнику в суде практически невозможно доказать, что его оштрафовали, а не оставили без премии из-за плохой работы, сетует Михайличенко.

За нарушения трудовой дисциплины Трудовой кодекс предусматривает три наказания: предупреждение, выговор и увольнение.

При дисциплинарных взысканиях работодатель имеет право не выплачивать премию, указывает адвокат коллегии «Старинский, Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов, но и начисление, и лишение премии должно правильно оформляться – служебными записками, приказом с обязательным уведомлением сотрудников и т. п.

По данным опроса, 8% компаний делают вычеты из фиксированных окладов сотрудников, почти 75% полностью или частично лишают провинившегося сотрудника ежемесячной премии, еще 15% удерживают штрафы из квартальной, полугодовой или годовой премии.

Участники опроса Rabota.ru писали, что наказание выражается в полной компенсации убытков за свой счет Другой респондент рассказал, как из его премиальных компания удержала 3% суммы просроченной задолженности клиента. Третий – что в компании есть книга замечаний, по данным из которой в конце месяца высчитываются штрафы.

Креативный способ – провинившиеся сотрудники скидываются в копилку по 100 руб., деньги потом используются на корпоратив.

Самые популярные цели штрафа: повысить качество работы (65% респондентов), улучшить дисциплину (62%), добиться выполнения плана (40%). Но 26% сотрудников и 18% работодателей считают, что истинная цель штрафа – экономия фонда оплаты труда.

Помогают ли вычеты достичь целей? Лучше всего удается улучшать трудовую дисциплину: 70% работодателей сообщили, что дисциплина улучшилась.

Штрафы действительно помогают снижать расходы на оплату труда – у 57% опрошенных издержки сократились. Тем более что для кошельков сотрудников штрафы весьма весомы: у 42% работодателей вычеты составляют 10–30% ежемесячного заработка сотрудника, а у 30% превышают половину месячного заработка.

Штрафы умеренно эффективны, если нужно заставить сотрудников соблюдать технику безопасности: об улучшении показателей сообщили 45% респондентов.

39% нанимателей ответили, что штрафы помогают бороться со злоупотреблениями персонала – хищений становится меньше. Однако повысить качество работы с помощью штрафов удается хуже – только 33% респондентов сообщили об улучшении качества.

А вот для повышения производительности труда и выполнения плана продаж вычеты, как показал опрос, малополезны. Только 26 и 30% респондентов соответственно сообщили, что показатели улучшаются. Остальные ответили, что показатели остались прежними или даже ухудшились.

Неизбежные плоды карательной практики – высокая текучесть кадров, снижение лояльности и злоупотребления персонала.

По данным опроса, в 6 раз больше компаний с системой штрафов считают, что текучесть кадров у них выше средней по отрасли, а лояльность персонала – ниже (по сравнению с компаниями без штрафов).

Втрое больше компаний с системой штрафов убеждены, что трудовая дисциплина у них хуже, чем в среднем по отрасли. Наконец, вдвое больше – что персонал совершает систематические хищения или допускает утечку конфиденциальных данных.

Один из менеджеров по персоналу, участник опроса Rabota.ru, говорит, что основная цель штрафов в его компании – экономия фонда оплаты труда.

У гендиректора был удачный опыт применения штрафов к одному из сотрудников, который стал работать лучше, и он решил распространить эту практику на всю компанию.

Из компании уволились многие менеджеры среднего звена и даже высшее начальство, рассказывает респондент.

В опросе «Ведомостей» и «Контакта» принял участие вице-президент крупной компании, оказывающей услуги населению (техническую поддержку).

В компании более 3000 сотрудников в 80 филиалах, в том числе 2500 линейных менеджеров, работающих с клиентами, более 400 менеджеров среднего звена и специалистов, а также около 20 топ-менеджеров.

Как рассказал собеседник «Ведомостей», политика компании подразумевает строгое выполнение норм и правил: дресс-кода, распорядка рабочего дня, сроков исполнения поручений, соблюдения предписанного должностной инструкцией алгоритма действий.

Наложение штрафов происходит в форме вычетов из премиальной части. Премии линейных менеджеров составляют до 50% оклада, менеджеров среднего звена – до 40%, высшего – до 30% оклада, говорит вице-президент. Линейных менеджеров штрафуют в среднем раз в квартал, менеджеров более высокого уровня – раз в год.

«Ведомости» отдельно опросили 18 крупнейших компаний, в том числе банки (Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк), ритейлеров («М.видео-Эльдорадо», «Лента», «Евросеть-Связной», X5 Retail Group, «О’кей», «Дикси»), производителей потребительских товаров (Unilever, PepsiCo, Coca-Cola Hellenic, Nestle), а также РЖД, «Ростелеком», Rusal, «Северсталь» и «АвтоВАЗ».

Ответы дали семь компаний. Остальные отказались от комментариев или сослались на предновогоднюю занятость.Представитель «АвтоВАЗа» сообщил, что в компании практикуется лишение премий – на основе положения о премировании сотрудников за достижение определенных целей.Наталья Малеева, директор по персоналу «М.

видео-Эльдорадо», говорит, что в компании прозрачная система премирования, учитывающая и общекорпоративные цели, и проекты конкретного подразделения, и планы магазина. Депремирующие вычеты сеть не применяет, говорит Малеева.

Премия зависит от результата, в рознице контролировать процесс позволяет биометрия, гибкие графики и внутренний корпоративный портал. Продавцы видят свой доход практически в режиме реального времени. По словам Малеевой, «М.видео» имеет рекордно низкую текучесть персонала в ритейле – менее 30% в год.

Представитель сети салонов связи «Связной-Евросеть» сообщил, что сеть давно отказалась от практики удержаний из премий.Директор по компенсациям, льготам и трудовым отношениям X5 Retail Group Ксения Адлейба рассказала, что сеть использует депремирование только в крайних случаях и только для повышения трудовой дисциплины и уровня охраны труда.

Например, поводом для лишения сотрудника премии может стать появление на работе в состоянии опьянения или нарушение правил, которое может повлечь угрозу для жизни и здоровья работников. Решение о снижении или невыплате премии принимается исходя из тяжести проступка и обстоятельств его совершения, поясняет Адлейба.

Как сообщила пресс-служба ВТБ, премии сотрудникам банка зависят от их личных достижений, а также эффективности работы подразделений и банка в целом. Кроме этого при принятии решения о премировании учитывается наличие дисциплинарных взысканий или замечаний контролирующих подразделений.

В PepsiCo нет такого понятия, как депремирование, говорит представитель компании. Система выплаты бонусов прозрачна и основана на достижении сотрудником целевых KPI. Представитель «Северстали» сообщил, что выплата премий сотрудникам происходит раз в год, премия рассчитывается исходя из личных успехов и результатов группы.

Шкала прогрессивная: если сотрудник опоздал более чем на 30 минут, его предупреждают, следующий раз вычитают 100 руб., следующий раз – 500 руб., потом 1000 руб. Для работников в регионах это весомо. Если у сотрудника худшие показатели продаж в филиале, происходит депремирование: сначала 5% оклада, потом 10%, может дойти до 25%, рассказал вице-президент.

При серьезных нарушениях штрафы распространяются по цепочке вверх. Был случай, когда сотрудник совершил критическую ошибку («отправил не то и не тем клиентам»), вспоминает собеседник «Ведомостей». Виновник написал заявление об уходе, его непосредственный начальник и начальник смежного подразделения были лишены 50% премии, а начальник начальника – 30% премии.

Тем не менее линейные менеджеры как совершали ошибки, так и совершают. В борьбе с опозданиями штрафы дают лишь временный эффект в течение месяца, говорит собеседник «Ведомостей».

Текучесть линейного менеджмента в компании чуть выше, чем в среднем по отрасли, – при зарплатах чуть выше среднеотраслевых, говорит собеседник «Ведомостей». Штрафы менее эффективны, нежели поощрения, уверен он.

Нужно не штрафовать, а премировать за отсутствие проступков самых передовых сотрудников, тогда и остальные станут подтягиваться.

63% участников опроса Rabota.ru сообщили, что штрафы их только демотивируют: «Хочется сменить работу», «Я уволилась по этой причине», «Мотивируют, но только на поиск новой работы», «Штрафы – прошлый век», «Они только злят». Гендиректор Hay Group в России Нэда Сонгин считает, что негативная мотивация не работает в долгосрочной перспективе.

Работодателю важно, чтобы сотрудники сами стремились делать работу как можно лучше, а атмосфера страха этого не позволяет. И если, например, кассиров в течение долгого времени штрафуют за недостачи, это приводит к росту воровства, считает Сонгин.

Если критически важно, чтобы люди приходили на работу вовремя, а они опаздывают, дело не в неэффективных штрафах, а в неправильном подборе персонала, говорит Сонгин.

Работодатель маскирует фиксированную зарплату под оклад и премию ради получения рычага воздействия на сотрудников в виде штрафов, но эта система не работает ни при каких условиях, уверен партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн.

Компания должна регулярно оценивать сотрудников.

Оценка может базироваться на двух подходах: вписаться в правила (не совершать нарушений, соблюдать требования к качеству) или стремиться к лучшему (перевыполнять план, снижать издержки, повышать производительность труда).

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2018/12/24/790183-kak-shtrafuyut

Верховный суд разъяснил, как доказывать, что за рулем был другой водитель

Как избежать наказания на работе, если я нарушений не совершал?

Важное для автовладельцев решение вынес Верховный суд. Он разъяснил, как избежать наказания, если нарушение совершил другой водитель. Речь идет о нарушениях, выявленных автоматическими комплексами фотовидеофиксации.

Ситуация знакомая многим, кто делит свой автомобиль с кем-нибудь. Например, с женой или сыном. Но в этой ситуации заплатить штраф за своего родственника несложно.

Гораздо хуже, если машину надо делить с коллегой по работе, например сменщиком. И уж совсем неприятной эта ситуация становится тогда, когда штраф приходит за повторное нарушение, не тобой совершенное.

Ведь в этой ситуации речь идет уже о серьезных потерях для кошелька.

АвтоВАЗ раскрыл секреты создания нового поколения Lada 4×4

Именно в такой ситуации оказалась автовладелица из Пермского края Е.Е. Новаковская. Камера, работающая в автоматическом режиме, зафиксировала, как ее автомобиль проехал на красный свет. Но проблема в том, что женщина за семь месяцев до этого уже попадалась на таком нарушении. Поэтому инспектор местного ЦАФАП оформил постановление о повторном нарушении и выписал штраф 5 тысяч рублей.

Новаковская с этим решением не согласилась и обжаловала его в Чайковском городском суде Пермского края.

Новаковская заявила, что в тот день она не управляла автомобилем. В это время она находилась на работе. А за рулем была ее дочь К. В. Новаковская.

Доказательством может быть полис ОСАГО с вписанным в него другим водителем, допущенным к управлению

В качестве доказательства она представила в суд справку с места работы о том, что в момент фиксации нарушения находилась на рабочем месте. А также копию трудового договора.

Кроме того, она приложила к делу и полис ОСАГО, в котором к числу допущенных к управлению автомобилем лиц записана и ее дочь.

Также она предоставила и показания дочери, в которых та сообщала, что именно она находилась за рулем в момент видеофиксации нарушения.

Напомним, что за любое нарушение к ответственности у нас привлекается водитель. Но в том случае, если нарушение зафиксировано камерой, которая работает в автоматическом режиме, наказание накладывается на собственника автомобиля. Впрочем, законодательство предусматривает возможность переложить вину на другого, если автовладелец докажет, что не он был за рулем.

В Москве возбудили дело против водителя за дачу рекордной взятки

Однако Чайковский суд счел доводы Е. Е. Новаковской неубедительными. Представленные ею сведения не являются бесспорными доказательствами нахождения автомобиля в момент видеофиксации в пользовании другого лица. А поэтому постановление о штрафе в 5 тысяч рублей оставил в силе.

Вышестоящие судебные инстанции с выводами Чайковского городского суда согласились. Однако Верховный суд посчитал все эти решения необоснованными.

Он сослался на Постановление Пленума Верховного суда 2006 года “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”.

Согласно этому постановлению, доказательствами, подтверждающими факт нахождения автомобиля во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, быть доверенность на право управления другим лицом. А также полис ОСАГО, в котором имеется запись о допуске к управлению этой машиной такого лица.

Доказательством могут быть договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения.

Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности.

Верховный суд объяснил, когда нельзя наказывать за выезд на “встречку”

Все приведенные Е. Е. Новаковской доказательства позволяют сделать вывод о том, что в момент видеофиксации нарушения автомобиль находился в пользовании у ее дочери.

И вины Новаковской в совершении административного правонарушения нет.

Поэтому Верховный суд принял решение постановление инспектора ЦАФАП, а также все решения нижестоящих судебных инстанций отменить, а производство по делу прекратить.

На таких же основаниях доказать, что за рулем находился не собственник автомобиля, а другой человек, можно не только в суде. У получившего “письмо счастья” автовладельца есть десять дней на его обжалование. Он может представить доказательства в ведомство, которое выписало штраф.

Тогда постановление в отношении собственника машины будет отменено, но выписано новое в отношении уже того человека, который действительно находился за рулем.

Но если с момента совершения правонарушения прошло более 2 месяцев, то инспектор никого уже привлечь к ответственности не сможет.

Источник: https://rg.ru/2017/01/30/verhovnyj-sud-raziasnil-kak-dokazyvat-chto-za-rulem-byl-drugoj-voditel.html

Не только мажоры: как украинцы пытаются избежать наказания за нарушение ПДД – 24 Канал

Как избежать наказания на работе, если я нарушений не совершал?

В мире найдется не так много водителей, которые хотя бы раз не пытались избежать штрафов за нарушение правил дорожного движения. Украинские водители среди них – не исключение.

Кто-то из водителей пытается разжалобить полицейских, кто-то – пробует превзойти их в знании нормативно-правовых актов, кто-то специально готовится к общению с инспекторами, смотря в интернете ролики о том, как правильно говорить с полицией. Результат, как правило, все эти попытки имеют один и тот же.

Как ведут себя водители, пытающиеся избежать наказания за нарушение правил дорожного движения, как их можно классифицировать и почему их “тактики” не работают, 24 Каналу рассказала старший лейтенант полиции Ирина Кульчицкая.

Cтарший лейтенант полиции Ирина Кульчицкая рассказала о поведении нарушителей

К счастью, адекватных водителей у нас больше всего. Адекватные водители – относительно законопослушные. Когда их задерживают за нарушение ПДД, они сразу признают, что нарушение действительно было, объясняют, почему именно они это нарушение совершили.

Далее – есть два варианта развития событий. Первый вариант – водитель сразу соглашается на выписывание постановления и/или платит штраф карточкой на месте, или берет копию постановления и оплачивает в ближайшем отделении банка.

Второй вариант – водитель начинает просить ограничиться устным замечанием. По сути – это является освобождением от ответственности, если совершенное правонарушение является незначительным.

Но такие водители считают сам факт признания ими правонарушения основанием лишь для устного замечания, а не для более существенного наказания.

Следующим называют аргумент: “Я же никого не убил! Я же не стал причиной аварии”. Как правило, водители считают, что если они не спровоцировали аварию, их правонарушение является недостаточно весомым, чтобы привлечь их к ответственности. Но по закону это не так,
– рассказывает Кульчицкая.

Отдельная категория – водители-мужчины, которые во время общения с инспектором-женщиной упорно используют свой “магнетизм” и пытаются отвлечь от наказания за нарушение своими “мужскими чарами”.

Общение с инспектором начинают с комплиментов, но эта стадия длится, как правило, недолго. Когда они понимают, что комплименты не срабатывают и ответственности избежать не удастся, то, наверное, чтобы компенсировать все только что сказанные приятные слова, резко переходят на брань и начинают оскорблять с применением выражений, которые не достойны мужчины.

Такие часто пытаются доказать полицейским отсутствие нарушения аргументом “Я же аккуратно ехал! Я же аварию не совершил”. Сам факт нахождения за рулем в состоянии алкогольного опьянения нарушением не считают. Иногда могут петь песни или танцевать, пока полицейские составляют на них протокол, но такое случается редко.

Очень пьяные водители – показатель алкоголя в крови которых приближается к 2 промилле – просто не осознают, что вокруг них происходит, что они делают и что на них составляют протокол. Ведут себя или странно, или неприлично, или все вместе одновременно.

Просто пьяные водители, которые осознают, что происходит, пытаются избежать ответственности нестандартными, как им наверное кажется, способами.

Они прячут удостоверение водителя, есть те, кто делает вид, что им плохо, есть те, кто инсценирует сердечные приступы. Один пьяный водитель раз очень старательно притворялся немым, пока ему не позвонили и он не ответил в телефон “Алло!”,
– рассказывает Кульчицкая.

Самый тяжелый случай – когда пьяные водители ведут себя агрессивно. Они начинают бросаться на офицеров, пытаясь сопротивляться, и это уже не смешно. “Тогда мы вынуждены применять спецсредства, чтобы обезопасить себя и чтобы обезопасить самого нарушителя, чтобы он не нанес себе вреда”, – добавляет офицер.

“Когда люди понимают, что ответственности они все же избежать не смогу – чаще всего это бывает в отделе полиции, когда мы составляем материалы – они становятся адекватными и начинают нормально говорить.

В результате большинство случаев заканчиваются, скажем так, на позитиве. Иногда даже благодарят за протоколы. Главное – говорить с людьми и достучаться до того человеческого, что в них есть, пытаешься объяснить, что нарушения могут иметь очень тяжелые последствия.

В большинстве случаев нас слышат”, – говорит старший лейтенант полиции.

Пьяные женщины – это отдельная категория водителей. Они совершенно непредсказуемы и почти всегда склонны к каким-то активным действиям. К каким именно? Это уже как повезет. Пьяные нарушители могут начинать царапаться, бросаться, кусаться, пинать машину. Угадать, как будет вести себя такая нарушительница, невозможно.

При этом, как отмечает Кульчицкая, в целом женщины водят аккуратнее мужчин и значительно реже мужчин провоцируют аварийные ситуации.

Их правонарушения не являются значительными. Сами водители – легкие и веселые в общении. В шутливом тоне пытаются доказать, что они идеально знают ПДД.

“Таким водителям, я, как правило, тоже в шутку отвечаю: “Если так идеально знаете правила, я сейчас задаю три вопроса по ПДД, и если отвечаете правильно – подумаем, что с Вами делать”. Вопросы ставим приближенные к типу их нарушения.

Например, если водитель не там припарковался, то и вопросы будут о том, за сколько метров до остановки общественного транспорта или пешеходного перехода можно парковаться. Таких, кто бы ответил на все три вопроса, еще не было.

Чаще всего ответить они не могут уже на первый вопрос и, чтобы дальше не стыдиться, просто соглашаются на выписывание протокола”, – говорит Кульчицкая.

Офицер полиции: Водители знают ПДД не так идеально, как им кажется

Водители, которые в соцсетях насмотрелись видео о том, как нужно общаться с полицейскими, и копируют поведение авторов тех роликов. Часто срываются на личные оскорбления в адрес инспектора. Нормативно-правовую базу знают несовершенно.

Периодически пытаются показать удостоверение членства в каких-то общественных организациях.

В практике Кульчицкой, например, были водители, которые были членами какой-либо общественной организации, которая имела название с аббревиатурой НАБУ и они пытались объяснить, что работают в государственном учреждении и борются с коррупцией.

Ты только подходишь к машине, а уже видишь, что человек наставил на тебя телефон, снимает все на камеру и сразу пробует засыпать офицера каким-то статьями из нормативно-правовых актов, требуя объяснения причины остановки. В основном, в нормативно-правовых актах они сами начинают путаться, пытаются загнать ими в тупик полицейских, но в итоге загоняются туда сами, и выглядит это немного смешно,
– рассказывает полицейская.

“Есть такие, которые начинают угрожать нам нашим начальством.

То есть, они где-то прочитали, как зовут руководителя управления и начинают во время оформления протокола говорить: “Да вы знаете, кто я? Я сейчас позвоню Васе, он тебе завтра объяснит, будешь перед мной извиняться!”.

За все время моей работы таких угроз было много, но ни разу никто из руководства мне так о задержанных ничего и не объяснил, никогда не просили кого-то отпускать. То есть, делаю вывод, что все эти угрозы были фарсом”, – добавляет она.

Водители, которые имеют юридическое образование и хорошо разбираются в нормах действующего законодательства. Для полицейских, которые путаются в нормативно-правовой базе, являются источником устойчивого стресса и поводом для постоянной работы над собой.

“С одной стороны, такой водитель, как юрист, понимает, что он совершил правонарушение.

С другой стороны, он – просто водитель, который хочет избежать ответственности, и в процессе общения с полицейским пытается искать различные лазейки в законодательстве, чтобы ему это удалось.

Когда человек спокойно, разумно и аргументированно доказывает свою точку зрения – общаться с ним приятно и сам пытаешься как-то расти профессионально, чтобы быть готовым к встрече с такими водителями.

Когда общаешься с такими людьми в плоскости закона и их правонарушений и когда все же доказываешь свою правоту согласно законодательству – это круто! Но это мне интересно, потому что я по образованию тоже юрист. Для полицейских, которым не всегда хватает должной подготовки, это стресс”, – говорит старший лейтенант.

Водители, которые убеждены, что все претензии инспектора вызваны тем, что они имеют дорогие машины, а не совершенным правонарушением. Своим поведением уравновешивают категорию водителей, которые общение с полицией начинают со слов: “Вы меня остановили, потому что я – на “Таврии”! Лучше бы “Мерсы” останавливали!”.

Мажоры

Водители, которые управляют автомобилями класса “люкс”, как правило не спорят, когда нарушают ПДД, выписанный штраф платят молча. Но среди них есть те, кто за 255 гривен справедливо выписанного (и они это осознают) штрафа готовы долго унижаться и тратить свое время: они звонят адвокатам, переносят разбирательство дел, начинают запугивать, угрожают увольнением.

Водители, которые убеждены, что нарушение правил дорожного движения – не настоящее правонарушение. На все слова инспекторов полиции имеют один ответ: “Вы только штрафовать умеете, лучше ловите настоящих преступников!”.

Объяснение, чем именно должна заниматься полиция, звучит очень часто, часто оно звучит финальной фразой, когда людям уже выписали штраф. В таких случаях пытаемся объяснить человеку, что нарушение ПДД – это тоже нарушение и это тоже наша сфера ответственности. Я должна реагировать на все правонарушения – это моя работа, которую мне государство поручило выполнять,
– объясняет Кульчицкая.

Такие водители ранее уже имели неприятный опыт общения с патрульной полицией и к инспекторам настроены агрессивно. “Разговор с ними начинается с негатива, к нам они обращаются исключительно “Девочка” или “Мальчик” и все время общения они ведут себя очень по-хамски.

В большинстве случаев – неоправданно. Несправедливо, что мы не можем привлечь к ответственности за такое отношение к полицейским.

Я себе разработала такой метод защиты от таких ситуаций: просто думаю, что человек обращается не ко мне, а к моей форме, к одежде”, – говорит Кульчицкая.

Полицейская: Нарушение ПДД – это тоже правонарушение

Водители, которые являются не просто агрессивными. Они буквально представляют опасность для людей вокруг. “Бывают случаи, когда люди, имея психиатрические диагнозы, каким-то образом получают удостоверение водителя.

Когда полицейские задерживают водителей за нарушение – на патруль нападают.

Мы, осознавая, что человек не в себе и не осознает последствий своих деяний, вынуждены вызвать психиатрическую бригаду, чтобы таких людей госпитализировали”, – объясняет офицер.

“Бывали случаи, когда здоровые люди нападали на полицейских. Когда их пытались убить. Пример – печально известная Эльнара Абиева, которую остановили за нарушение ПДД, а она совершила наезд на патруль и спокойно уехала. При этом человек гордится тем, что она совершила, и убеждена, что ей ничего не будет за ее поступок”, – говорит полицейская.

Источник: https://24tv.ua/ru/ne_tolko_mazhory_kak_ukraincy_pytajutsja_izbezhat_nakazanija_za_narushenie_pdd_n977305

Нарушение ПДД не всегда карается штрафом. В каких случаях можно избежать наказания рублем?

Как избежать наказания на работе, если я нарушений не совершал?

Далеко не каждое нарушение правил дорожного движения влечет за собой наказание в виде штрафа. Есть такие, за которые инспектор выносит лишь письменное предупреждение. Это касается и водителей и пешеходов. Письменное предупреждение – это такое же наказание, как и штраф, правда, не бьет по карману нарушителя.

Однако факт самого нарушения вносится в электронную базу ГИБДД, а при повторном нарушении будет обязательно учитываться при назначении наказания. О такой санкции за нарушение правил дорожного движения говорится в Кодексе об административных правонарушениях, а именно в статье 3.4.

Согласно ей, предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение это не устное порицание, оно выносится исключительно в письменной форме.

Рассчитывать на такое наказание можно в следующих случаях: – впервые совершенное административное правонарушение; – отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации; – отсутствие опасности для государства; – отсутствие угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; – отсутствие имущественного ущерба. По словам начальника ГИБДД Краснотурьинска Андрея Клинка, есть статьи по которым предусмотрено наказание в виде предупреждения или штраф. В этом случае, инспектор сам решает, какой именно вид наказания будет применен, но он обязан учитывать некоторые факторы. – Инспектор может ограничиться письменным предупреждением, если в течение года человек не привлекался к административной ответственности, – говорит он. Как правило, “история правонарушений” проверяется инспектором прямо на месте происшествия, для этого он связывается по телефону с отделом и выясняет все подробности.

Мелкие нарушения пешеходов

За нарушение любых правил дорожного движения пешеходу может быть объявлено предупреждение или наложен штраф 500 рублей. Естественно, к этому не относятся нарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, повлекшие создание помех автомобильного движения или причинение вреда здоровью.

В остальных случаях, если в течение последнего года никаких нарушений не было, можно смело рассчитывать на предупреждение. Как правило, инспектор сам предлагает этот вид наказания, при условии, что человек согласен и признает свое правонарушение.

Если же инспектор не делает этого, а выписывает штраф, можно смело заявить ему о своей положительной “истории правонарушений”, попросить убедиться в этом и выписать письменное предупреждение.

Грязный номер или отсутствие водительских прав

Водителю, управляющему транспортным средством, тоже можно рассчитывать на наказание в виде предупреждения. Главное, чтобы кроме положительной “истории правонарушений” за год, его проступок не повлек за собой тяжелых последствий для кого бы то ни было.

Инспектор должен ограничиться предупреждением для водителя при таких нарушениях, как, например: – управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков;   – управление транспортным средством без документов; – превышения уровня шума или токсичности транспортного средства; – управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена; – нарушение правил пользования фарами, поворотниками и гудком; – нарушение в перевозке грузов и буксировки; – нарушение правил маневрирования;– несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой;– неповиновение органу, осуществляющему государственный надзор (контроль);– непредставление в государственный орган сведений, представление которых необходимо. Стоит отметить, что за вышеперечисленные нарушения можно получить немаленький штраф или вовсе лишиться водительского удостоверения, если нарушение будет совершено не в первый раз. Наличие письменного предупреждения в электронной базе ГИБДД гарантирует более суровое наказание при повторном нарушении.

Личный опыт:

Татьяна Сатарова: “Моих знакомых и меня сразу штрафовали без всяких предупреждений.

И никакую базу нарушений они не проверяли” Татьяна Вильданова: “Мне за переход в неположенном месте штраф сразу дали, а за непристегнутый ремень на заднем сидении авто – предупреждение, а мужу штраф за непристегнутого пассажира” Сергей Митренев: “У магазина перебежал дорогу, пробили мои данные – все чисто у меня.

Выписали предупреждение, типа, вы молодец, не нарушайте больше” Всеволод Дианов: “Ну, за переход в неположенном месте на первый раз дают лишь предупреждение, на второй раз уже штраф, в размере 500 золотых, там еще и скидка есть, если за 20 дней успеешь оплатить.

Нарушение держится год, на следующий год можешь нарушить и снова предупреждение получить!”Валентина Белякова: “Меня тоже за грязный номер остановили и отпустили с предупреждением из-за отсутствия штрафов в этом году” Ольга Аширова: “Я практически святая, но меня за первое нарушение оштрафовали” Андрей Логинов: “Дня четыре назад был аналогичный случай, платить, говорят, не нужно, если год прожил без нарушений… Я остался в удивлении…” Андрей Гусев: “Неважно, первый раз вы в жизни попались или сто первый. Все решает в данном случае сотрудник (выписать штраф или просто отделаться предупреждением)” Алексей Жаров: “Я спешил, по телефону еще болтал и срезал… И в итоге штраф. Но я согласен, что виноват. Сейчас стал более бдителен на дороге. Раньше боялся, что могут сбить, а сейчас стал бояться, что оштрафуют” ИНГА (ПЫЛОВА)ВОРМЕБЕХЕР: “Меня тоже сразу оштрафовали. На работу спешила. Тоже неправа. Сейчас не нарушаю”Наталья Гундер: “Меня тоже сразу оштрафовали, хотя по закону должно быть первое  предупреждение”Evgenia Smirnova: “Мне тоже просто предупреждение выписали, так как не было штрафов”

Сергей Ершов: “У меня еще круче. Ехал расстроенный, по работе. Забыл пристегнуть ремень. И попал… Когда услышал  про предупреждение от гаишника, то некоторое время был в шоке. А предупреждение берегу!” 

Как оплатить штраф ГИБДД через Интернет

Существует множество способов оплаты взысканий автоинспекции посредством интернета. Большинство горожан хотя бы раз в жизни пользовались услугами интернет-платежей, в том числе и для выплаты штрафов ГИБДД.

Это удобно, но важно помнить, что почти во всех случаях снимается комиссия, которая отличается в разных платежных системах.

Способы платежей онлайн включают в себя оплату через официальный сайт ГИБДД, Единый портал предоставления госуслуг либо его региональные аналоги, современные электронные платежные системы (Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI-кошелек либо терминал), а также сервисы интернет-банкинга, к примеру, Сбербанк Онлайн.

Совсем без комиссии работает платеж через официальный сайт ГИБДД и порталы предоставления госуслуг, с прочими сервисами дело обстоит несколько иначе. Так, при оплате посредством системы Яндекс.Деньги и Сбербанк Онлайн снимается 1% комиссии, QIWI-кошелек – 3%, а QIWI-терминал – 3,5%. 

АНТИЛИДЕРЫ: По информации ГИБДД Краснотурьинска, самым распространенным правонарушением, которое совершают водители транспортных средств является – не пристегнутый ремень безопасности. Пешеходы чаще всего переходят дорогу в неположенном месте.

В наших группах в социальных сетях “ВКонтакте” и “” мы опросили тех, кто совершил “мелкие” правонарушения первый раз в течение года. В опросе приняли участие 25 человек.

13 из них сказали, что получили наказание в виде письменного предупреждения, 12 человек получили штраф. Каждый из опрошенных отметил, что никаких других административных правонарушений в течении предыдущего года не совершал.

Инфографика: Александр Ярошук, “Вечерний Карпинск”.

Источник: https://proseverouralsk.ru/istorii/narushenie-pdd-ne-vsegda-karaetsya-shtrafom-v-kakikh-sluchayakh-mozhno-izbezhat-nakazaniya-rublem/

Вопросы по закону
Добавить комментарий