Как оградиться от навязываемого классного руководства?

Сайт классного руководителя облегчит общение с родителями

Как оградиться от навязываемого классного руководства?

Для работающих педагогов есть также много возможностей повышать квалификацию в области классного руководства на факультете дополнительного образования МГПИ. Они охотно учатся новым технологиям, участвуют в экспериментальных разработках.

Сегодня к классным руководителям особенно пристальное внимание, поэтому они просто вынуждены пересмотреть отношение к своим обязанностям – учиться новым методикам, технологиям работы с детьми, больше общаться с родителями, проводить диагностику.

– Но учителя-предметники зачастую просто не имеют возможности полноценно заниматься воспитанием детей…

– Согласна. Поэтому многие и частные школы, и некоторые гимназии, лицеи, образовательные центры с хорошим финансированием отдают обязанности классного руководства классному воспитателю. Он ходит на занятия, следит за тем, кто как отвечает, работает с родителями. Такая модель работы эффективна, но для обычных школ слишком дорога.

Классный руководитель-предметник основной свой задачей считает обучение предмету. И, как правило, у него 22, а иногда и 30 часов занятий в неделю.

Поэтому наша задача – готовить педагогов к грамотному классному руководству, а задача школы – делать нагрузку учителей-предметников сбалансированной, такой, чтобы они могли полноценно заниматься воспитанием детей.

Считаю, это должно быть девять часов предмета и 18 часов классного руководства. При таком балансе учитель не «уходит» от преподавания и может ответственно заниматься воспитательной работой.

– Каким должен быть современный классный руководитель?

– Он должен уметь организовывать воспитательную деятельность с детьми, решая все вопросы не за них, а вместе с ними. Сейчас в нескольких школах мы проводим эксперимент: учим ребят быть более толерантными, терпимыми к детям всех национальностей.

Начали мы с диагностики – спросили, что школьники понимают под толерантностью. Но не читали им лекции, а сделали так, чтобы они сами искали информацию – в словарях, в Интернете.

И затем они рассказывали, что узнали о толерантности, в каких качествах она проявляется, рассуждали о поликультурном пространстве Москвы и многом другом. Дети продемонстрировали настоящую увлеченность, даже азарт.

Классный руководитель должен уметь общаться с родителями. К сожалению, современные школы остаются закрытым пространством – зачастую родители не могут прийти и побеседовать с учителем, а это бывает просто необходимо.

При современных технологиях не сложно воспользоваться для этого электронной связью, если завести страничку классного руководителя. Такое уже практикуется в школах. Родители могут через компьютер просматривать отметки, узнавать о собраниях и других мероприятиях.

Они охотно участвуют в жизни класса, где учится их ребенок, главное – суметь наладить контакт.

– Что нужно изменить в образовательной программе педвузов, чтобы повысить уровень профессионализма будущих классных руководителей?

– Необходимо увеличить количество часов, отведенных на обучение классному руководству, хотя бы до 12. И хорошо бы изменить подход к классному руководству – работа классного руководителя должна быть более технологичной.

Он должен знать, как войти в класс, как говорить, как проводить диагностику ребенка, чтобы понять его интересы, потребности, способности и самое важное – формировать его отношение к труду. Грамотная диагностика класса показывает, каких детей нужно выделить, кого взять на особый контроль. Как правило, классные руководители уделяют внимание мотивированным детям и трудным ученикам.

Обычно это около половины класса. Остальные ребята остаются без внимания. Но и их надо увидеть, суметь раскрыть их потенциал. Для этого есть методики и технологии, нужно их использовать.

– Охотно ли педагоги берут на себя обязанности классного руководителя, или в школах их по-прежнему «недобор»?

– Мне кажется, проблема нехватки классных руководителей решена.

За классное руководство в большинстве образовательных учреждений доплачивается около 4 тысяч рублей (включая дополнительную тысячу, выделенную по указанию Владимира Путина), а это солидные деньги для учителя.

Более того, сейчас нет проблемы с недобором учителей, и администрации школ могут выбирать действительно хороших педагогов, кому нравится не только преподавать предмет, но и заниматься воспитанием детей.

Материал подготовила Мира Агаева (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Источник: https://ria.ru/20091229/202164480.html

§ 14. Как подобрать класс для классного руководителя и классного руководителя для класса?

Как оградиться от навязываемого классного руководства?

Не надо прибегатьк формулам комбинаторики, чтобы«вы­числить» не менее бесконечноеразнообразие личностей и про­фессиональнойподготовленности и индивидуальногопочерка учителей, их предпочтений(руководить средними или старши­миклассами), отношения к делу, увлечений,значимых для де­тей и для работы сними. »

110

Как же подобратьдля Марии Алексеевны или Петра Сер­геевичатакой класс, взаимодействие с которымбыло бы наи­более продуктивно дляобеих «сторон»? Прежде чем предло­житьответы на этот вопрос, следует оговориться,что, к сожалению, в массовой практикеон не столь част, как того достоин:нередко классным вынужденно, а то вовсебездумно, механически, даже в небольшойсельской школе назначают по принципу«у кого нет классного руководства» илииначе: либо по желанию (нежеланию)педагога, либо просто по случайнос­ти,произвольно, несмотря даже на имеющиесявозможности

выбора.

Между тем, еслитаковые есть, то проблема не в том, того

или иного классногоруководителя назначить, а в том, чтобы

определить в данныйкласс именно его. Прежде всего многоезависит от профессиональной биографиипедагога, его репута­ции в школе(строгий, мягкий), упомянутых выше личныхсклонностей и увлечений.

Существеннысвязи с учащимися дан­ного класса —деловые (на уроках, в кружке художественнойили технической самодеятельности, втуристической секции) и неформальные(соседи по домам, селу, поселку, району,горо­да).

Такие связи — в зависимостиот того, положительны они или нет,—значительно облегчают или затрудняютситуацию.

Ее успешное решение обусловленотем, насколько «новый» классныйруководитель способен понять важностьи склонен обеспечить преемственностьс работой предшественника. И, наконец,среди факторов субъективных едва ли несамый слож­ный и важный — личноежелание или нежелание педагога при­нятькласс.

Но ведь и этоткласс — активный участник взаимодействия

с педагогом! Впервую очередь важно учесть егоособенности:

состав, традиции,тенденции развития из предыдущихсостоя­ний в нынешнее, репутацию вшколе («разболтанный», «ум­ный»,«спортивный» и пр. ), его отношения спрежним настав­ником.

Только так можноопределить самое главное:каковы реальные потребности данногокласса вновом руководителе.

Значимо и то, каккласс относится к тому предмету, которыйведет предполагаемый руководитель, иособенно, конечно, к са­мому этомуучителю, если ребята его уже знают.

Оба приведенныхподхода сущностно схожи: их объединяетнеобходимость учитывать своеобразиеучителя и того коллек­тива, которымему предстоит руководить.

Однако даже самыйтщательный учет обстоятельств вполнеможет быть иллюзорным: когда слишкоммного несоответствий,

111

к тому же приограниченном выборе. Но интересы детейв любой ситуации остаются для школыфактором решающим. Поэтому, что бы нислучилось, не должны победить пессимизмили разо­чарование.

Реальное основаниедляпедагогического оптимизма, причемдоступное каждому классному руководителю,—творче­ство,поиск оптимальноговыбораадекватных средств работы и общения сданным коллективом.

Многие и многиедаже в на­ше трудное время находятдруг друга. Значит, это возможно.

Есть немаловариантов названия тех, кто профессиональноработает с детьми; классный руководитель,воспитатель, настав­ник, вожатый,инструктор, мастер. . . Во всех этихноминаци­ях, везде и всегда он будтонад детьми.

И это верно по закону, по опыту, пожитейским традициям: на то и старшие,специ­ально подготовленные специалисты,чтобы учить и воспитывать младших.

Нотолько ли это привычное единственноприоритет­но? Разве менее значимовлияние классана своегонаставника, на выбор им содержания истиля классного руководства? Вряд липравильно говорить о его взаимодействиис ребятами, если фактически осуществляетсяруководство ими, или, если допус­тимотакое выражение,вместедействие.

Целесообразно жепрежде всего разностороннее знаниедетей, в том числе не просто осознаниевлияния их на себя, но понима­ние егоисточников и механизмов, чтобы грамотнои позитивно воспринимать это влияние,реагировать на хорошее в нем и на плохое,наращивая одно и преодолевая другое.

Дело не в мазо-хистском стремлении кпокаянию, не в желании позитивной оценкипедагога детьми, не в упрямом сопротивлениивозмож­ной с их стороны критике илиожидании даже честной лести. Главное втом, чтобы работать над собой, беспредельносовершен­ствуясь. Мы, педагоги, хотимвидеть рост обученное™ и воспи­танностиребят как результат нашей работы.

Иочень важно в вос­питательном отношении,чтобы дети замечали, видели, ценилидобрые изменения, происходящие в ихнаставниках.

Источник: https://studfile.net/preview/2412417/page:31/

Вопросы по закону
Добавить комментарий