Как перевести ребенка в другой класс, если есть разногласия с учителем?

Конфликты с учителем: 5 способов решения

Как перевести ребенка в другой класс, если есть разногласия с учителем?

В сознании ребенка младшего школьного возраста учитель — самый главный и самый важный человек в мире. От него зависит самооценка маленького ученика: если учитель недоволен, ребенок искренне считает себя плохим и неспособным ни на что, а если хвалит — расцветает от ощущения собственной успешности. Что делать, если отношения с учителем не складываются? Ищем решения.

Причины конфликтов

    По большому счету, виноваты только взрослые: с одной стороны, учителя, которые часто не обладают достаточным умением и желанием вникнуть в суть поведения ребенка, а с другой, — родители, которые редко пытаются разобраться в истинных источниках проблем.

  1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом — угрозу своему авторитету.
  2. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторых из детей такой способ завоевать уважение одноклассников — самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, который не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выходит из себя.
  3. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени «переползают» и в среднюю.
  4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.

Тревожные симптомы и признаки серьезных проблем

Напряженные отношения с учителем — очень травмирующая ситуация, причем не только в начальной школе, но и в средней, и даже в старшей.

Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.

Реальная история

«Лешка вдруг стал худеть. Сначала мы вроде радовались, потому что он у нас пухлый с детства, а потом поняли: что-то не то. Вечерами он сидел у себя в комнате, что-то делал на компьютере, перестал с друзьями общаться. С нами стал меньше разговаривать, не смеялся, как раньше. Мы списали все на подступающий переходный возраст.

А потом, разговорившись с мамой его одноклассника, неожиданно узнали о конфликте, который уже давно, несколько месяцев, существует между Лешкой и учителем физкультуры.

Мальчишка прогулял пару занятий, учитель его высмеял при всех — и пошло-поехало… В итоге нам пришлось обращаться к психологам, у сына появилась бессонница, и в школу он ходить отказывался вообще… И в середине года мы перевели его в другую школу, подальше от стрессовой ситуации».

Признаки серьезных проблем в школе:

  • Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый — начинает ужасно грубить.
  • Неадекватные реакции на привычные слова и действия. Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка или будильника, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.
  • Потеря интереса к учебе, нежелание посещать школу, отказ делать домашние задания, при этом понижается самооценка: «У меня нет способностей к математике» или «Я не собираюсь быть программистом».
  • На вопрос о каком-то предмете или учителе изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.
  • Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.

Мальчики VS.

Девочки Мальчики-старшеклассники гораздо активнее «воюют» с учителями, но и им достается от педагогов больше. У мальчиков чаще возникают конфликты из-за поведения в школе (18,9% – мальчики, 11,3% – девочки), пропусков занятий и опозданий (19,8% – мальчики, 15,7% – девочки), курения (9,5% – мальчики, 2,5% – девочки). Девочки опередили сверстников в одном случае — «мой внешний вид: прическа, одежда» (5,2% – мальчики, 6,5% – девочки). Что делать и как решать проблемы

5 шагов к решению проблем

задача родителей — не просто избавление сына или дочки от проблем, а помощь в приобретении опыта цивилизованного решения конфликтов. И оттого, какие шаги вы предпримете вместе с ребенком, зависит его поведение во взрослой жизни: в разговорах с начальством, с беспокойными соседями, с супругом.

Шаг 1: Выслушайте ребенка

Не мешайте ребенку выражать свои эмоции. Сначала скажите, что вы в курсе: «Мне кажется, вы с Марией Ивановной в конфликте», — а затем четко определите задачу: «Я хочу знать, что ты об этом думаешь».

Постарайтесь сдержаться и не одергивать: «Не смей так говорить о взрослом человеке!» или оценивать: «Учитель прав, а ты нет».

Если ребенку трудно выражать свои чувства (что часто бывает с младшеклассниками), попробуйте помочь ему с формулировками: «Тебе кажется это несправедливым», «Тебе обидно», «Ты боишься». Когда ребенок поймет, что разговор этот затеян не для того, чтобы его обвинить, он будет откровенен.

Он поймет, что вы — на его стороне, что вы его поддерживаете. Но не менее вредна и другая крайность — при ребенке ругать учителя: «Да она сама ничего не понимает!» Тем самым вы демонстрируете, что в случае конфликта всегда можно спрятаться за спину взрослого.

Шаг 2: Начните обсуждение

Не надо навязывать свое мнение и давать оценки. Ваша задача — вместе с ребенком проанализировать ситуацию, увидеть ее с разных сторон. Спокойно спрашивайте: «Когда ты впервые почувствовал, что она тебя недолюбливает?» Выдвигайте версии: «Может быть, ее раздражает то, что тебе трудно подолгу молчать?». Разработайте план дальнейших действий.

Шаг 3: Поговорите с педагогом

Приходите в школу только после того, как обсудите это с ребенком. Если он попросит вас не афишировать свой визит, выполните его просьбу и приходите после уроков.

В беседе с учителем правила те же: вам нужно постараться сохранить нейтралитет. Не обвинять, не оправдывать собственного ребенка, а просто выслушать точку зрения второй стороны.

Пусть учитель расскажет о том, что он чувствует, как он видит причины конфликта.

Шаг 4: Побеседуйте втроем — вы, учитель и ребенок

Это хорошо уже тем, что конфликт не замалчивается и стороны могут высказать все, о чем думают. Но происходит это уже после того, как самая эмоциональная часть была выплеснута до того, в беседе с вами. В этом разговоре главным опять же должны стать не критика и не взаимные обвинения, а поиск выхода. Работайте посредником — собирайте предложения и вырабатывайте компромиссные решения.

Шаг 5: Примите решение

Если первые три шага не дали результатов и конфликт разгорается с прежней силой, то наступает время действовать. В том случае, когда педагог очевидно неправ, не бойтесь обратиться к администрации школы, в департамент образования. Не забывайте: сейчас вы закладываете в его сознании алгоритм разрешения конфликтов, он должен видеть, что иногда вы поступаете решительно.

Если же конфликт зашел слишком далеко, проконсультируйтесь с детским психологом. Возможно, единственный выход из ситуации — как можно быстрее сменить школу и педагога.

И в этом случае не надо ждать и уговаривать ребенка: «Ну потерпи еще полгодика, пока учебный год закончится».

Для ребенка, особенно младшеклассника, это слишком долгий срок, который может привести к неврозу или отвращению к учебе на долгие годы.

Источник: https://www.goodhouse.ru/family_and_children/education/konflikty-s-uchitelem-5-sposobov-resheniya/

У ребенка конфликт с учителем. как быть родителям?

Как перевести ребенка в другой класс, если есть разногласия с учителем?

Отношения с учителями у школьников могут не складываться по самым разным причинам. Как помочь ребенку конструктивно выйти из конфликта с наставником? В каких случаях лучше оставить попытки найти с учителем общий язык и поспешить перевести ребенка в другой класс или школу? В этих непростых вопросах портал interfax.by разбирался вместе с психологом Максимом Бодиковым.

– Из-за чего чаще всего возникают конфликты между школьниками и учителями?

– Конфликты между учениками и учителями, к сожалению, не редкость. Учителя тоже люди, да и дети не всегда ангелы во плоти. Поэтому при «разборе полетов» недостаточно просто разобраться в том, кто прав, а кто виноват.

Это самое сложное в любом конфликте, ведь у каждой стороны всегда найдутся неопровержимые аргументы в поддержку своей позиции.

Поэтому лучше сконцентрироваться на способах максимально эффективного решения конфликта с тем, чтобы процесс обучения после него проходил легко и комфортно и для ребенка, и для учителя.

Спектр причин, из-за которых возникают конфликты, является банальным, но в то же время достаточно широким:

  • неуспеваемость ученика по отдельным предметам, и переход учителя в оценке причин неуспеваемости на личность ребенка;
  • предвзятое отношение учителя к ученику (из-за личных особенностей, успеваемости, родителей);
  • предвзятое отношение ученика к учителю;
  • нарушение учащимся учебной дисциплины (как мнимое, так и реальное);
  • составление обобщенной картины о человеке и способах его поведения, исходя из единичной ситуации;
  • обострение реакций учеников во время подросткового возраста (повышение конфликтности как элемент естественного изменения поведения человека, вызванное физиологическими изменениями).

– Как поддерживать ребенка и помогать ему конструктивно выйти из конфликтной ситуации с учителем?

Главное в отношениях между детьми и родителями – это доверие. Оно исчезает тогда, когда возникает страх наказания. Если ребенок за то, что сказал маме или папе правду, может подвергнуться осуждению или наказанию, он вскоре поймет, что быть правдивым небезопасно.

Объясните ребенку, что в любом случае он останется любимым и сможет рассчитывать на вашу поддержку. Даже если в общении с учителем он повел себя некорректно, воздержитесь от осуждения. Покажите ребенку, что продолжаете любить и поддерживать его.

После этого рассмотрите ситуацию со всех сторон и продумайте, какое поведение ребенка при аналогичных обстоятельствах будет более эффективным и как его можно скорректировать. Например: «Что еще ты мог бы сделать?», «Как ты думаешь, можно ли было отреагировать иначе?», «А как на твоем месте поступил бы N?». Попробуйте проиграть различные модели поведения, только не навязывайте свои.

 Вы можете предложить их только после того, как ребенок озвучит 3-5 альтернативных моделей своего поведения в данной ситуации.

– В каких случаях вмешательство родителей в конфликт ребенка и учителя нежелательно (может, даже вредно), а когда необходимо?

– Конфликты в жизни ребенка неминуемы, они будут случаться регулярно. И именно школьное время – это период, когда ребенок может научиться способам регулирования и преодоления конфликтных ситуаций.

Поэтому, на мой взгляд, чем реже родители будут вмешиваться в конфликты своих детей, тем лучше. Особенно нежелательно вмешиваться в его конфликты со сверстниками.

Исключения составляют ситуации, когда невмешательство может привести к психологическим или физическим травмам.

Оставаться в стороне нельзя, если вы знаете, что ребенок попал в конфликтную ситуацию, которая не решается в течение 2 – 3 дней, и его эмоциональное состояние не улучшается. Что касается конфликтов с учителями, родителям необходимо вмешиваться при следующих обстоятельствах:

  • учитель постоянно критикует ученика, значительно больше, чем остальных;
  • учитель вспоминает о поведении ребенка в конфликте, когда ситуация напрямую с этим не связана (например, во время уроков: «Конечно, Саша домашнюю работу не сделал, он ведь только на учителей голос повышать умеет»);
  • учитель критикует личность и способности ребенка, а не его поведение в конкретной ситуации.

В случае если учитель ведет себя таким образом, родителям следует обсудить сложившуюся ситуацию с ним или руководством школы.

– Как правильно родителям вмешиваться в этот конфликт?

Любое родительское вмешательство в конфликт должно происходить с ведома ребенка.

Если ребенок младше 12 лет, просто поставьте его в известность о том, что  собираетесь прийти в школу и помочь ему решить конфликтную ситуацию.

Если ребенок уже достиг 12-летнего возраста, то учитывайте его мнение и без его согласия в конфликт с учителями и особенно со сверстниками не вмешивайтесь.

Многие родители, пытаясь помочь ребенку, к сожалению, только усугубляют ситуацию: вместо того чтобы разобраться в том, что происходит, агрессивно нападают на учителя и активно защищают ребенка. Такая тактика уж точно не будет способствовать нахождению консенсуса.  

Первое, что необходимо сделать родителям, – это попросить учителя рассказать о том, как он видит сложившуюся ситуацию. Любые жесткие характеристики некорректного поведения ребенка следует смягчать: «Давайте не будем столь категоричными…», «Это только одна из точек зрения…», «Давайте подумаем, что можно сделать в данной ситуации…»

Особое внимание следует обратить на наличие однозначно категоричных фраз-оценок с любой из сторон: «Он ни на что не способен», «Да она старая дура», «Я с этим учителем договариваться не собираюсь», «Другого от вашего ребенка ожидать не приходится». Если ничего подобного не звучит, то прогноз благоприятный. А вот если эти или похожие фразы учитель, или ребенок, или оба используют, то договориться о позитивном решении конкретной ситуации будет достаточно сложно, либо не получится вообще.

– Как защищать ребенка от нападок, несправедливых обвинений учителя?

– Родители должны осознавать, что застраховать ребенка на 100% от нападок и несправедливых обвинений учителя они не в их силах. Но снизить такую вероятность, а также повысить возможность лучше разобраться в конкретном конфликте можно.

Во-первых, учите ребенка общаться со сверстниками и старшими максимально уважительно и корректно даже в тех ситуациях, когда собеседник не прав.

Напоминайте, что обсуждать и критиковать можно поведение или слова, но не самого человека. При высказывании критики стоит использовать фразы: «Мне кажется», «По моему мнению», «Я думаю», «Я чувствую».

  Не следует употреблять фразы-оценки и начинать с «ты» или «вы».

Приведу примеры: «Я с тобой не согласен» – корректная форма. «Ты ничего не понимаешь», «Ты дурак» – некорректная. «Мне это не нравится», «Я возмущен» – корректно. «Вы совсем уже?», «Как так можно?!», «Вы вообще адекватны?!» – некорректно.

Во-вторых, можете попросить ребенка записать разговор с учителем на диктофон. Это позволит вам воспринимать ситуацию не со слов ребенка и учителя, а оценивать фактически произнесенные ими фразы. Возможно, проблема не в том, что и как произнесено, а в интерпретации каждым из участников конфликта конкретных слов «противника».

– Как определить, что все возможности для достижения консенсуса исчерпаны?

– Понять это несложно. Если, после того как вы пообщались с учителем, конфликт не решается в течение 3 – 5 дней, а ваш ребенок продолжает переживать из-за этой ситуации и говорит, что лучше не становится, то стоит задуматься о его переводе в другой класс или смене школы.

Также имеет смысл подключить школьного психолога, все-таки его работа заключается не только в проведении тестов.

Кроме того, можно обратиться к частному психологу, который поможет ребенку сформировать новые эффективные модели бесконфликтного поведения, научит социально приемлемым формам отстаивания своих границ и интересов.

– Переход в другой класс или тем более в другую школу может стать большим стрессом для ребенка. Может быть, прежде испробовать менее радикальные меры – обратиться к завучу, директору школы, в отдел образования?

– Переход в другой класс в любом случае будет проходить с ведома завуча и директора. Но, как показывает практика, крайне редко руководство школы, а тем более отдел образования, становится на сторону родителей и учеников. Скорее всего, администрация школы поддержит учителя в конфликте. И если такое произойдет, то перевод ребенка в другой класс или школу станет необходимостью.

https://www.youtube.com/watch?v=efTxVBKG5BA

Что касается стресса в связи со сменой среды обучения, то, на мой взгляд, стресс от постоянного пребывания в конфликтной ситуации значительно серьезнее и опаснее для ребенка, нежели переход в новый класс или школу.

– Существует мнение, что поддерживать контакт с учителями для родителей – святое дело. Меньше будет и конфликтов, и недопонимания.  И не важно, в каком классе ребенок – в 1-м или 11-м. Когда учитель чувствует поддержку родителей, которые ценят и понимают его труд, все конфликты решаются достаточно быстро. Вы разделяете такую точку зрения?

– Тут все зависит от адекватности как учителя, так и родителей. При адекватном поведении конфликты между учителями и учениками обычно не возникают, а если и появляются, то урегулируются достаточно быстро.

И степень контактов родителей и учителей значительно на ситуацию не влияет. Бывает, однако, что конфликт «ребенок – учитель» проявляется как следствие конфликта между учителем и родителями.

Тогда их общение лучше ограничить.

– Если ответственность за конфликт с учителем лежит на ребенке, и он признает, что был не прав, что можно предпринять для восстановления добрых отношений с учителем?

– Когда ребенок признает свою неправоту и хочет улучшить взаимоотношения с учителем, ему достаточно принести свои извинения и признать свою ошибку. Если учитель вышел из возраста инфантилизма (что предполагается), то отношения скоро восстановятся сами собой.

Беседовала Ирина Барейко

Источник: https://interfax.by/article/1222660/

Конфликты в школе – причины и способы решения конфликтных ситуаций в школе

Как перевести ребенка в другой класс, если есть разногласия с учителем?

Слово «конфликт» в толковом словаре русского языка определяется как «разногласие, спор, столкновение мнений».

Такое определение полностью подходит и для конфликтов в школе, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: дети, их родители, учителя и администрация.

Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное – не пытаться избежать конфликта, а найти конструктивные пути его разрешения.

В чистом виде конфликту нельзя дать положительную или отрицательную оценку, её определяет исход противостояния.

Если после всех дискуссий и споров оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт можно считать конструктивным.

Если этого не происходит и стороны остаются неудовлетворенными, отношения становятся еще проблемнее либо прекращаются, то такой спор является деструктивным.

Виды конфликтов в школе

Школьный коллектив – это большая группа людей, куда входят не только ученики и педагоги, но и родители, и директор, и завучи, и другие работники учреждения. Поэтому без спорных моментов здесь не обойтись. Самыми распространёнными типами таких столкновений являются:

  • разногласия в детском коллективе;
  • непонимание между преподавателем и ребёнком;
  • споры родителей с учителями/администрацией.

Рассмотрим все эти типы подробнее.

Ребёнок – класс

Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.

Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль.

Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением.

Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.

Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада. Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга. Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок. Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя.

Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок.

Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы.

Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже.

Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений.

Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.

Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива.

Пример: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада. Он никак не мог привыкнуть к школьному распорядку. На уроке он мог встать с места, пройти по аудитории, взять что-то с парты одноклассников.

В ответ на замечания учителя грубил, начинал кричать или бегать по комнате. Ребята говорили ему, что он мешает, сами делали ему замечания, на которые он не реагировал. В результате они объединились против него, перестали с ним общаться и играть на переменах.

Только своевременное и мудрое вмешательство помогло разрешить конфликт.

В подростковом возрасте в классах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно. Это происходит из-за того, что ребёнок как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учёбе.

Пример: Арина с начальной школы очень любила учиться. Она быстро схватывала материал, легко выполняла все задания. Положение не изменилось, когда она перешла в старшие классы. Но здесь ей приходилось больше трудиться, чтобы держать планку.

И если раньше она не возражала, когда у неё кто-то списывал, то теперь стала предлагать свою помощь в подготовке заданий, но вот отдавать свои тетради отказывалась. Это привело к обидам на неё, а потом и к тому, что дети объявили Арине бойкот.

Закончилось всё тем, что родители перевели Арину в другую школу.

Детские ссоры – явление, встречающееся в каждой школе. Они отличаются агрессивностью и продолжительностью. Даже став взрослым, человек бывает не в состоянии избавиться от негативных последствий такой травли. Только правильное отношение педагогов, их мудрый подход, взаимодействие с родителями помогают найти выход из положения.

Ребёнок – учитель

Здесь сталкиваются интересы взрослого и юного представителя школьного коллектива. Найти выход в этом положении можно только в том случае, если взрослый человек сам пойдёт на компромисс, поймёт, что он мудрее, поставит себя на место младшего оппонента.

Разногласия между преподавателями и учениками могут иметь как личный, так и учебный подтекст.

Личная неприязнь возникает в том случае, если какие-то черты характера или внешности учителя не нравятся ученику и наоборот – педагог недолюбливает ребёнка из-за его поведения или других особенностей.

Столкновения на почве учебы возникают в том случае, если, по мнению ученика, преподаватель недооценивает его или переоценивает кого-то из его одноклассников. Такой конфликт опасен тем, что в него неизбежно включаются все члены коллектива.

Пример: Артем – отличник. Он любит учиться, любит сам находить информацию в энциклопедиях и в интернете. На уроках он много задаёт вопросов, не обходится и без определённых попыток уличить преподавателя в том, что он чего-то не знает.

Учителю русского языка это показалось неприемлемым, и он накричал на Артёма при очередной его попытке похвастаться знаниями. В итоге подросток стал проявлять негативное отношение к нему (но не к предмету!), в разлад оказались втянуты родители и одноклассники Артёма, вставшие на его сторону, и администрация школы.

Педагог не пожелал проявить гибкость и отказался вообще вести уроки в этом классе.

Такие ситуации не редкость. Учителя сами признают, что им спокойнее работать со средними детьми, тихими и не слишком въедливыми. Те, чьё поведение выбивается из такого ряда, нарушают привычный ход урока, заставляют преподавателя самосовершенствоваться, меняться. Это неплохо, но далеко не все готовы к такому.

Учитель – родители

Подобные конфликты часто связаны с предыдущим типом. Родители включаются в диалог, когда их ребёнок постоянно жалуется на предвзятое к нему отношение, начинают предъявлять претензии сначала к определённому педагогу, потом ко всему коллективу и к администрации.

Они не согласны с методами обучения, у них свой взгляд на воспитание. Ситуация выходит за пределы школьного учреждения, появляются жалобы в департамент образования, а потом и в вышестоящие организации. В итоге конфликт приобретает массовый характер.

Этого можно было бы избежать, если бы родители и преподаватель просто поговорили, обсудили все спорные моменты и попытались найти правильное решение.

Пример. Андрей – ученик 8 класса. Он старается занять место лидера, но делает это по-своему: постоянно нарушает дисциплину на уроке, ведёт себя вызывающе, демонстрируя перед всеми независимость. При этом учится он хорошо. Дома Андрей совсем другой человек.

Он помогает маме и бабушке (отца в семье нет), много занимается с младшей сестрой. Поэтому, приходя в школу, мама уверена, что преподаватели наговаривают на него. Она не пытается разобраться в происходящем – ведь дома она видит практически идеального сына.

Отсюда вывод: учителя плохие, они не могут рассмотреть в её сыне идеал, а администрация школы встаёт на сторону преподавателей, чтобы не выносить сор из избы.

Способы решения конфликтов в школе

Не обращать внимания на то, что в школьном коллективе существуют разногласия, нельзя. Иначе противостояние может затянуться, стать общей проблемой и даже помешать выполнению главной цели обучения – получению знаний.

  • Первый шаг к решению школьных споров – поставить себя на место своего противника.

Это значит, что учителю надо представить, что чувствует его ученик, когда слышит обвинения, направленные в свой адрес. Иногда этого достаточно для того, чтобы полностью погасить конфликт.

Пример: Алёна много болела в 5 классе, лежала в больнице и пропустила несколько тем по математике. Вернувшись в школу, она обнаружила, что ничего не понимает, не может самостоятельно сделать домашнее задание.

Преподаватель же подумал, что она просто не хочет работать дома, поэтому и приходит с пустой тетрадью. Если бы учитель поговорил с ученицей, выяснил причину неуспеваемости, он бы понял, что ей нужна помощь.

Пример показывает, насколько важно попытаться вникнуть в суть проблемы. В случае противостояния между взрослым и ребёнком сделать это в первую очередь должен старший. Он мудрее, имеет больший опыт разрешения подобных ситуаций. И учили его не только педагогике, но и психологии. Он должен понимать учеников. И нужно для этого совсем немного: просто поставить себя на его место.

  • Еще одно важное правило для разрешения конфликтов: надо разговаривать друг с другом.

Спокойно, без крика и взаимных обвинений. Не использовать психологическое давление, уловки, приёмы манипулирования.

Преподавателю важно занять нейтральную позицию, вызвать ученика на прямой, открытый контакт.

В идеале он не должен решать конфликт, его задача – подтолкнуть к решению ребёнка, объяснив, что только в конструктивном обсуждении причин раздора можно найти правильный выход из ситуации.

  • Важно принять свою ответственность в любой проблемной ситуации.

Не бывает такого, что виноват кто-то один. В любом споре виновны обе стороны – это надо понимать и педагогу, и родителю, и самому ребёнку.

Для ученика самое сложное – принять, что у него есть не только права, но и обязанности.

В этом ему должны помочь все взрослые участники ссоры: учителя, родители, администрация школы, чья обязанность – не запугать ребенка возможным наказанием, а благожелательно пояснить ему, что и он может быть не прав.

В любом случае поискам выхода из конфликта необходимо уделять самое пристальное внимание. Нельзя замалчивать неприятную ситуацию. Если учителю самому не удаётся решить проблему, надо обратиться к родителям, попросить помощи у классного руководителя или администрации школы. Только совместными усилиями можно избежать негативных последствий.

Источник: https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/konflikty-v-shkole

Мама шестиклассника заявила о травле сына в челябинской школе из-за отказа сдавать деньги

Как перевести ребенка в другой класс, если есть разногласия с учителем?

Мама ребёнка, который учится в челябинской школе № 51, не может найти общий язык с другими родителями и администрацией учебного заведения

Yandex.ru / maps

Мама ученика шестого класса в челябинской школе № 51 заявила, что её сына начали травить после отказа сдавать деньги родительскому комитету.

По словам Елены, мальчика гнобят сверстники, учителя называют «пустым местом», а недавно на него пожаловались в инспекцию по делам несовершеннолетних.

Родители других детей утверждают — женщина обвиняет школу во всех смертных грехах только для того, чтобы защитить своего ребёнка, который «делает всё, что хочет».

«Я банально отказалась платить родительскому комитету»

— Год назад мне пришлось заняться проблемой поборов в школе № 51, где учится мой ребенок. Итог на сегодняшний день — травля моего сына с заявлением на него в отдел по делам несовершеннолетних, — написала мама школьника. — Началось всё с того, что я банально отказалась платить родительскому комитету на указанные им цели. 

Елена уточнила, что не захотела сдавать деньги на подарки учителям — посчитала, что её сын может сам поздравить педагогов, которых любит. После этого, по словам женщины, в общем чате класса её начали оскорблять и унижать.

Со временем история забылась, но в апреле этого года конфликт возобновился — на этот раз из-за того, что Елена выступила против покупки рабочих тетрадей по английскому языку.

Женщина указала, что, если школа не предоставляет эти тетради бесплатно, то не имеет никакого права требовать их от учеников. Мама ребёнка написала в комитет по делам образования и прокуратуру.

Летом в учебном заведении прошли проверки, по результатам которых комитет поставил школу на контроль, а прокуратура внесла предостережение директору школы. Параллельно Елена обратилась к руководителю учебного заведения за поддержкой.

— Прошу пресечь психологическое и физическое давление, а также угрозы со стороны родителей, членов родительского комитета в отношении меня и моего ребёнка, — написала женщина.

— Также прошу пресечь психологическое давление на моего ребёнка со стороны учителей, выраженное в занижении оценок в новом учебном году и далее до окончания школы, и других воздействий с целью перевода моего ребёнка в другой класс или даже школу в связи с моим отказом финансировать желания РК из собственных средств.

«Аплодировали предложению перевести моего ребёнка в другой класс»

26 сентября в школе прошло собрание с участием директора, педагогов, самой Елены и родителей других шестиклассников.

— Родители класса вели видеозапись собрания, аплодировали предложению одной из родительниц перевести моего ребёнка в другой класс только потому, что я занимаю гражданскую позицию согласно букве закона; где родители устроили разборки с моим мужем прямо в классе на глазах у директора и администрации, обвинив меня и его в нарушении прав их детей в использовании на уроках учебных пособий (рабочих тетрадей. — Прим. ред.), — пожаловалась мама мальчика. — После этого собрания дети, с которыми дружил мой сын, начали его травить. Они оскорбляют меня в лицо моему сыну, называя меня дурой, бросают его вещи в мусорные вёдра, называют его бомжом, говорят, что у него не в порядке с головой, что его родители не могут ему купить нормальный телефон и что его скоро исключат из школы.

Елена заявила, что давление стало чувствоваться не только со стороны одноклассников, но и со стороны учителей. В середине октября дети поехали на экскурсию во время уроков, а её сына отправили домой.

По словам женщины, всю неделю до поездки ребёнок пытался выяснить, сколько стоит экскурсия и что нужно сделать, чтобы на неё попасть, но мальчика намеренно игнорировали.

Через неделю произошёл ещё один случай.

— 24 октября учитель потребовала от сына дать ей дневник за разговоры на уроке в её отсутствие, но он отказался, так как не разговаривал. Учитель сказала ему в присутствии всего класса, что в таком случае он «пустое место», и «пустое место не должно разговаривать», — озвучила свою версию событий мама шестиклассника.

— После этого учитель выдала всем детям, кроме моего ребёнка, контрольную работу. На вопрос моего сына, почему ему не дали контрольную работу, от неё последовал ответ: «Тебя в этом классе больше не существует, зачем тебе контрольная?» Сын писал мне СМС, чтобы я пришла в школу. Когда я пришла, он был на грани истерики, его трясло.

Учитель обосновала мне свой отказ дать ребёнку писать контрольную работу тем, что мой ребёнок оскорбил её и детей. Конкретно, как и какими словами, учитель пояснить не смогла. Также она предложила мне перевести ребёнка в другой класс.

На фоне этой травли 10 октября во время урока физкультуры, когда учитель выгнал детей из спортзала, чтобы не мешали принимать нормативы, одноклассник моего сына начал швырять его портфель, мой сын в ответ тоже кинул так же портфель этого мальчика и случайно попал на другого одноклассника.

 Узнала я об этом только 13-го числа по звонку мамы мальчика. Ни классный руководитель, ни администрация не известили меня о произошедшем. Сын не рассказал, видимо, побоявшись нотаций по этому поводу. 

По словам женщины, она, узнав о случившемся, несколько раз извинилась перед мамой ребёнка и предложила ей финансовую помощь. Разговор закончился на позитивной ноте, спустя девять дней — 22 октября — на сына Елены пожаловались в полицию.

— Мама мальчика написала в ПДН на моего сына сразу на следующий день после того, как я обратилась к директору школы с вопросом, почему родители вмешиваются в учебный процесс, отменяют уроки для проведения экскурсии в то время, как такие экскурсии можно проводить после уроков, — констатировала челябинка.

— Как защищать сына, я не представляю. Когда он узнал, что на него написали в отдел по делам несовершеннолетних, у него случилась истерика со словами «я не хочу жить». На данный момент мы обратились в кризисный центр Челябинска, где нам предложили помощь психолога для ребёнка. Но боюсь, очереди мы не дождёмся.

В пресс-службе управления МВД по Челябинску подтвердили, что обращение мамы мальчика, получившего травмы, зарегистрировано. Сейчас по нему проводится проверка. 

«Она мучает нас уже второй год»

Одна из родительниц в разговоре с корреспондентом 74.RU уточнила, что конфликт Елены и её сына со школой начался задолго до того, как женщина отказалась сдавать деньги, и причина разногласий — не финансовая.

— Эта ситуация у нас уже давно, и мы длительное время не знаем, как себя вести, потому что поведение сына Елены оставляет желать лучшего. Мы учимся с ним вместе с первого класса.

Мальчишка сразу был довольно непростой, но все видели, что мама достаточно конфликтная, никто не хотел с ней связываться, все шли по пути наименьшего сопротивления. Она всегда критику поведения своего сына воспринимала в штыки.

Не было никаких бумаг, заявлений, жалоб, единственное — в начальной школе несколько деток у нас просто перевелись в другой класс. Одна из девочек точно ушла, потому что сын Елены её очень обижал. Что касается конфликта по фонду класса, то это смешно. Поведение своего сына Елена пытается завуалировать такими вот жалобами.

Она мучает нас уже второй год, она издевается над нами, над родителями, над директором школы, над классным руководителем, которая уже готова написать заявление на увольнение. Замечательнейший педагог, дети её обожают, тем не менее в её адрес звучат необоснованные обвинения.

Собеседница нашего издания добавила, что за последний год Елена инициировала несколько проверок в школе. Родителей опрашивали в отделе экономической безопасности полиции, прокуратуре.

Устав от этого, они обратились в комитет по делам образования с просьбой повлиять на ситуацию и оградить класс от такой мамы и её ребёнка.

Под документом, по словам мамы одного из детей, подписались 25 человек.

— Сын Елены регулярно матерится, обзывается, провоцирует детей на конфликты. Говорить о том, что на её ребёнка нападают, бессмысленно, и мои слова подтвердят большинство родителей. Дети его, скорее, побаиваются. Он чувствует себя абсолютно безнаказанным, зная, что за его спиной всегда стоит мама, которая всегда его обелит, все ситуации разрулит, ещё обвинит остальных во всех грехах.

В комитете по делам образования администрации Челябинска сообщили, что 7 ноября специалисты выехали в школу № 51 и провели встречу с родителями.

— По итогам встречи было принято решение о привлечении к решению конфликта профессионального медиатора (конфликтолога). В настоящее время в классе работает психолог с целью определения уровня психологического комфорта обучающихся, — добавили в ведомстве.

Источник: https://74.ru/text/education/66299332/

Вопросы по закону
Добавить комментарий