Как правильно подсчитать, почему завышена цена на воду?

«Реально в 4–5 раз завышены тарифы ЖКХ для населения!»

Как правильно подсчитать,  почему завышена цена на воду?
Иван Грачев

«Тарифы на воду в одном и том же регионе могут отличаться в 54 раза, по теплу — в 8 раз, по водоотведению — в 56 раз, по электроэнергии — в 12 раз!» — заявил глава федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Он также заметил, что для такой разницы «объективных причин нет и быть не может».

В этом его поддерживает экс-депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев, добавляя, что это было очевидно и раньше…

«Поскольку точно зафиксировано, что есть факты — не просто теория, а именно факты, доказывающие, что рыночные механизмы при установлении тарифов ЖКХ не работают, то надо возвращаться к нормированию» kzn.ru

Замечание главы ФАС Игоря Артемьева о тарифах ЖКХ очень правильное, но сильно запоздавшее. В связи с этим считаю возможным сослаться на давнишнюю работу, совместную с моим учеником и коллегой Сергеем Некрасовым.

Еще лет 20 назад были выполнены эти обстоятельнейшие исследования на тему тарифов ЖКХ — разброс по воде, по горячей воде, по теплу в разных регионах России. И там действительно цифры различались почти в 100 раз — в точках, которые отстоят друг от друга примерно на 10 километров.

Совершенно очевидно, что так рыночные механизмы работать не могут.

Рисунок 1. Тарифы на теплоснабжение энергоснабжающих Краснодарского края в логарифмическом масштабе (величина тарифа (руб./Гкал); объем отпущенной тепловой энергии (Гкал/год)

Грубо говоря, тот, кто дает меньшую цену (см. графики)… он же не в убыток себе работает. А это означает, что тот, у кого тарифы ЖКХ в 50–100 раз выше, задирает цены совершенно необоснованно.

То есть у нас были обстоятельнейшие экспериментальные доказательства того, что никакие рыночные механизмы в сфере ЖКХ не работают.

Они и не могли, даже теоретически, работать, потому что ни у кого из нас, потребителей, нет доступа сразу к десятку поставщиков, а рыночные механизмы начинают действовать, только когда есть порядка 10 и более независимых поставщиков.

Но россияне ни по теплу, ни по холодной и горячей воде, ни по электричеству никогда не имели и не имеют возможности реально выбирать среди 10 поставщиков. Допустим, с такой теорией сторонники Анатолия Чубайса не соглашались, но в нашей работе были серьезные доказательства.

И вдруг Артемьев это обнаружил на сегодняшний момент… На ту пору, лет 20 назад, он, конечно, не возглавлял ФАС (руководителем федеральной антимонопольной службы Артемьев стал с 10 марта 2004 года — прим. ред.).

Но я эти данные в Думе приводил, будучи руководителем комитета по энергетике (председателем комитета Госдумы РФ по энергетике Грачев был избран в 2012 году — прим. ред.), в присутствии представителей федерального правительства.

То есть вся эта информация по завышенным тарифам ЖКХ давным-давно была доступна тому же Артемьеву.

Поскольку точно зафиксировано, что есть факты — не просто теория, а именно факты, доказывающие, что рыночные механизмы при установлении тарифов ЖКХ не работают, то надо возвращаться к нормированию. Я много раз говорил, что в той или иной форме нормирование даже в либеральных США очень сильно в этой сфере присутствует.

Наше минэнерго начинает скромно об этом говорить через тему альтернативных котельных, что, в общем, скрытое нормирование на самом деле. Но по-хорошему надо честно и прямо признать, что там, где рыночные механизмы не работают (а в сфере ЖКХ именно такая ситуация), должно быть введено нормальное эффективное нормирование всех затрат.

В том числе, к слову, и в части топ-менеджеров, о которых я писал.

Рисунок 2. Тарифы водоотведения водоканалов и ведомственных сетей Краснодарского края (величина тарифа (руб./м3); объем водоотведения (т. м3/год)

Что подобное нормирование в сочетании с некоторыми рыночными механизмами может дать обыкновенному человеку? Каковы цели, каковы перспективы?

Советую каждому для начала прикинуть разницу между горячей и холодной водой. Вот я с утра налил литр воды в электрический двухкиловаттный чайник и включил его. Вода закипела где-то через 3 минуты. Грубо говоря, это означает, что на доведение воды до температуры в 100 градусов тратится примерно 0,1 кВт⋅ч.

Но разница между горячей и холодной водой, которая подается в квартиры, поменьше — там температура горячей воды ниже (по действующим санитарным нормам и правилам предоставления коммунальных услуг температура горячей воды должна быть не менее 60 и не более 75 градусов — прим. ред.).

То есть вот оценка того, сколько электроэнергии мы тратим.

Дальше надо перевести это в деньги — сколько на самом деле стоит горячая вода и тепло, которое в квартиры подается тоже в виде горячей воды. В основном у нас станции тепловые — значит, надо начинать подсчет с кубометра газа.

Какая реально себестоимость кубометра газа в России? Оценки разные, но, если грубо, с добычей это порядка 1 рубля на кубометр газа, причем, если честно, без всяких накруток.

Сколько электричества вырабатывается из 1 кубометра газа? А с точки зрения энергетики в цене киловатт-часа основное — сожженный газ, потраченная энергия.

Если тепловая станция не лучшая в мире, не самая хорошая, но нормальная, современная газотурбинная, то она на кубометр газа вырабатывает примерно 3 кВт⋅ч в виде электроэнергии и порядка 6 кВт⋅ч в виде тепла. То есть если система отлажена, хотя бы примерно так, как это было в Советском Союзе, то грубая оценка такая: станция с высоким КПД должна вырабатывать из 1 кубометра газа порядка 10 кВт⋅ч энергии.

Что это означает? Если кубометр газа стоит рубль, а из него вырабатывается 10 кВт⋅ч электричества по себестоимости на генераторе, плюс затраты на персонал, плюс затраты на капитальный ремонт и прочее (но опять-таки если это хорошо организовано), то доля затрат на собственно энергию первично должна быть порядка половины, не выше. Это означает, что будет не 10 копеек на кВт⋅ч, а где-то 20. Это честная цена на уровне станции.

Если все правильно организовано, то в цене электричества для потребителя, прежде всего промышленного, но также и бытового, генерация должна составлять опять-таки порядка половины. У нас в стране существенно хуже на данном этапе — в связи с тем, что посредников там развели огромное количество.

Тем не менее при правильно организации, если начинаем нормировать систему, правильная цена для конечного потребителя составляет порядка 40 копеек на киловатт-час. Но москвичи платят примерно 5 рублей за 1 кВт⋅ч, казанцы — примерно 4 рубля (одноставочный тариф на электроэнергию в Казани — 3,75 рубля за 1 кВт⋅ч — прим. ред.).

Это в 10 раз больше того, что должно быть при хорошей организации всего этого процесса и нормировании. 

То же самое касается и тепла, если подсчитать киловатт-часы на тот самый литр воды в том самом чайнике, в котором мы кипятим воду утром, потратив 0,1 кВт⋅ч. Так что за кубометр, т. е. за 1 тыс. литров горячей воды, которую нам подают в батареи, мы тоже переплачиваем в 4–5 раз. Не в два раза, как говорит Артемьев, а реально в 4–5 раз завышены тарифы для населения.

Обычно начинают говорить: «Если вы рыночные механизмы отмените, то будет жуткая коррупция и страшное искажение цен…» Но это вещь — на практике даже, а не только теоретически — абсолютно неверная, потому что, например, на строительство наших станций по факту никакие рыночные механизмы не влияют.

Механизм договора о предоставлении мощности (ДПМ) к рынку никакого отношения не имеет. Но это отдельная тема, которую я тоже анализировал более пяти лет назад: что вся эта история, когда строительство новых станций включается в цену на кВт⋅ч, чрезвычайно вредная.

И если рыночные механизмы в этой части не работают, то лучше на обыкновенные бюджетные деньги строить то, что позарез нужно, и дальше отрабатывать по киловатт-часу обыкновенные нормативные механизмы.

Рисунок 11. Динамика тарифов на отдельные жилищные и коммунальные услуги в РФ, 2001–2010 гг., 2001 г. = 100

Для справки: информация о том, как это иногда делается в других странах. В США имеются просто тома различных нормативов. Я их смотрел, так что не верю утверждениям о том, что в Америке какую угодно цену могут назначить. На самом деле там жесточайшим образом все нормируется в части допустимых расходов, недопустимых расходов…

Когда с европейцами обсуждаешь эту тему, выясняется, что в той же Северной Европе кроме нормирования действует два механизма, которые у нас пока абсолютно не работают, причем даже представить трудно, когда они заработают.

Там, например, за все тепло — в домах, во всяких других зданиях — отвечают муниципалитеты. И если людям, скажем, тарифы на тепло не нравятся по сравнению с их зарплатой, то они очень быстро свой муниципалитет сменят. Процедура смены власти очень простая и эффективная.

Защитный механизм против возрастания тарифов достаточно неплохо отработан…

Плюс там — и это закреплено и поощряется — каждый, кто считает, что тарифы совсем не соответствуют реалиям, может в любой момент «отрезаться» от общих сетей и заменить это собственной генерацией.

У нас таких защитных механизмов от безудержного роста тарифов пока нет, в ближайшем будущем они не просматриваются. Это означает, что роль нормирования в той же энергетике — в части тепла, воды для потребителей — должна быть существенно повышена, тогда рост в геометрической прогрессии цен за услуги ЖКХ может быть остановлен.

А профессионалов, которым цепочка оценок покажется грубоватой, попрошу еще раз взглянуть на график фантастических разбросов цен и осознать, что стремление цен не к нижним, а к верхним пределам носит не экономический, а политический характер.

Источник: https://m.business-gazeta.ru/article/417096

Как сократить платеж за ЖКХ

Как правильно подсчитать,  почему завышена цена на воду?

«Нередко активным гражданам, которые проверяют счета, удается сократить суммы, выставленные к оплате даже вдвое. Завышение счетов происходит за счет того, что туда включены услуги, которые не оказываются, и превышается объем оказанных услуг», — рассказывает председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков.

С июля в Москве начался сбор денег на капремонт, что совпало с плановым подорожанием прочих коммунальных услуг на 10%. Таким образом, в общей… →

Как обнаружить обман

«Чем подробнее составлен счет, тем проще понять, насколько обоснованно начислены платежи.

Если строк немного, назначение платежей подробно не раскрывается — это уже первый повод для подозрений. Обычно управляющая компания намеренно не раскрывает назначение платежей.

Например, если одной строкой написано «на общедомовые нужды» без пояснения, что конкретно сюда входит, сумма может быть завышенной, включать в себя неоказанные услуги», — предупреждает Валерий Новиков, начальник отдела юридического сопровождения НП «ЖКХ контроль».

Стоит обратить внимание на итоговую сумму: если она отличается от той, что была месяцем ранее, лучше тщательно проверить весь счет.

«Существуют плановые повышения, за ними надо следить. Если же таких повышений нет, а платежка стала дороже, следует ее внимательно пересчитать», — говорит эксперт.

При этом после повышения тарифов (напомним, их подняли с 1 июля) счет стоит проверять особенно тщательно. УК и поставщики коммунальных ресурсов могут завысить счет, прикрываясь плановым повышением.

«Бывает, например, что завышают нормативы, два раза прописывают одну и ту же сумму — в итоге платеж удваивается», — говорит председатель движения «Москонтроль» Сергей Васильев.

Профильный комитет Госдумы потребовал проверить установленный в Москве размер платежей за капремонт, который оказался одним из самых высоких в стране… →

За что мы платим

Платежка обычно состоит из ряда загадочных аббревиатур, причем в каждом районе могут вводить свои сокращения. Есть несколько общепринятых:

ХВС ДПУ — холодное водоснабжение (холодная вода) по домовым приборам учета. Если указано КПУ, значит, за воду вы платите по квартирному прибору учета.

ГВС ДПУ — горячее водоснабжение (горячая вода) по домовым приборам учета.

ХВС для ГВС — холодное водоснабжение для горячего водоснабжения. То есть холодная вода, которая идет на подогрев, в другой строке дают цену за сам подогрев. Сложив их, получают итоговую цену горячей воды.

Водоотв. — водоотведение (канализация), использованная холодная и горячая вода.

Отоп. осн. пл. — отопление основной площади.

Сод. и рем. жп (или сод. и рем. жил.) — содержание и ремонт жилой площади. Это услуги управляющей многоквартирным домом компании по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

То есть, если у вас есть эта строчка, предполагается, что у вас в подъезде поддерживается порядок и все работает. В эту строчку могут входить разные услуги (обслуживание внутридомового инженерного оборудования, уборка, текущий ремонт, вывоз мусора, услуги консьержа и т.п.

), если они не расписаны в платежке, можно обратиться к УК за разъяснениями.

При этом сумма и услуги, которые входят в квитанцию, должны утверждаться решением самих жильцов на собрании.

Есть и услуги, которыми в реальности граждане не пользуются: например, оплата антенны и радиоточки. От них можно отказаться в индивидуальном порядке, обратившись в УК с требованием исключить эти пункты из общего счета.

Обязательные социальные нормы на электричество, которые предполагали снижение тарифов до 10% для одних граждан и роста до 40% для наиболее… →

Счетчик или норматив

Суммы за индивидуальное потребление (коммунальные услуги, которыми пользуются в квартире) и за общедомовые нужды (ОДН; например, расходы на отопление и освещение подъезда) в платежке должны быть разнесены по разным графам.

Известны случаи, когда размер оплаты за использование коммунальных услуг на ОДН с человека, превышал размеры индивидуального потребления в квартирах.

Это может происходить, когда платежи на ОДН начисляются не по счетчикам, а по нормативам (с повышающим коэффициентом из-за отсутствия счетчика). Чтобы сократить расходы, собственники должны на собрании проать за установку счетчиков. Устанавливают их ресурсоснабжающие организации.

Ранее «Газета.Ru» писала, что ресурсоснабжающие организации зачастую саботируют установку счетчиков, поскольку нормативы приносят им гораздо больший доход.

Если такая проблема обнаружена, нужно обратиться в Жилинспекцию.

Москвичи хотят платить за капремонт на своих условиях. Собственники требуют учесть в договоре с Фондом капремонта ряд существенных моментов, в том… →

Обратите внимание на квадратные метры и количество жильцов

Следует проверить, правильно ли указана в платежке площадь квартиры. Из расчета на квадратный метр начисляется отопление и платежи за капремонт.

Региональные власти выделяют дотации, которые компенсируют часть платежей, однако они действуют только в пределах социальной нормы (в Москве это 33 кв. м — на одного человека, 42 кв.

м — на двух), поясняет Валерий Новиков. За жилищные излишки придется заплатить.

Также не стоит торопиться прописывать новых жильцов. Чем больше людей, тем дороже будет обходиться, например, вода (если не установлены счетчики). Если кто-то из прописанных в квартире долгое время в ней не живет, то можно добиться перерасчета.

Надо только доказать отсутствие — например, принести справку от управляющей компании с реального места проживания.

То же самое касается летнего проживания на даче и длительных командировок: при наличии соответствующих документов УК обязана сделать перерасчет.

Новая строчка — капитальный ремонт

Рассчитать, сколько вы должны платить за новую услугу, просто. В Москве ежемесячный взнос составляет 15 руб. за кв. м. Новая строка появилась в столице в июле и уже вызвала волну недовольства.

Ранее «Газета.Ru» писала, что москвичи хотят заключить договор с Фондом капремонта на своих условиях и требуют учесть в договоре ряд существенных моментов. Однако пока практика складывается не в пользу жильцов.

Также надо помнить, что, если на оплату услуг ЖКХ в Москве уходит более 10% дохода семьи, можно получить поддержку государства в виде субсидий.

В таком случае необходимо обратиться в районный отдел жилищных субсидий, представив справку о доходах и свидетельство о собственности. При этом не должно быть излишков жилплощади: установленные нормы — 33 кв. м на одного человека, 42 кв. м — на двоих.

В скором времени водопроводная вода может начать пахнуть нефтью. Предложенные льготы для бизнеса освободят предприятия от платы за сброс отходов в… →

Что делать, если счет завышен

Если выяснится, что счет завышен, надо обратиться с жалобой в управляющую компанию. Если же она не ответит, можно подать жалобу в Жилинспекцию (туда также можно написать сразу, не дожидаясь ответа от УК). Также можно обратиться в региональную комиссию по тарифам.

«Жилинспекцию можно попросить провести проверку, на основании которой будет сделан перерасчет. Если окажется, что платежи были завышены, то граждане получат разницу, которая будет начисляться в счет оплаты будущих платежей», — пояснил Новиков.

В целом пока практика разбора таких споров складывается в пользу потребителей, отмечают эксперты.

Главное — добиваться своего, большинству проще махнуть рукой, если оказывается, что надо платить на сто рублей больше, а такая безнаказанность только поощряет злоупотребления», — предостерегает Аншаков.

Источник: https://www.gazeta.ru/realty/2015/07/24_a_7653177.shtml

Как я пытался доказать, что плачу за горячую воду слишком дорого

Как правильно подсчитать,  почему завышена цена на воду?

26/02/2013

               Эти нужды для однокомнатной квартиры составили 318,82 руб., а для двухкомнатной – 431,95 руб.

Жилой дом с банно-прачечным комбинатом

Навскидку получалось, что мы оплачиваем помимо собственного потребления горячей воды еще один крупный дом, больше нашего, или банно-прачечный комбинат. Хотя в нашем 139-квартирном доме нет ни бани, ни общей прачечной. Я занялся расследованием. Дом у нас кооперативный, управляющей компанией является правление ЖСК. Все расчеты готовит бухгалтер Ольга Домничева, кстати, живущая в нашем же доме. Я и отправился к ней для того, чтобы получить ответ на вопрос: откуда такие гигантские ОДН ГВ? Бухгалтер фактически никаких разъяснений не дала, только сказала, что она, во-первых, все делает правильно, а во-вторых, указала, что она все делает по постановлению правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В этом документе даны Правила предоставления коммунальных услуг, а в приложении – формулы расчета размера платы за коммунальные услуги. Для того чтобы пользоваться этими формулами, у меня не хватало исходных данных. Я пытался узнать это у бухгалтера, но неуспешно. А из прикидочного расчета получалось, что суммы, которые мы платим, сильно завышены. В разы – то ли в 3 раза, то ли в пять раз. Тогда я написал письмо губернатору, в котором изложил проблему: величина платы за общедомовые нужды расхода горячей воды абсурдно велика, превышая плату за расход горячей воды в квартире, бухгалтер управляющей компании  отказалась что-либо конкретно объяснить, а физический смысл того, за что мы платим, – какое-то море разливанное горячей воды. Параллельно я отправил письмо в администрацию Калининского района.  Сначала зам. главы администрации М. И. Титов прислал мне ответ от 18 января 2013 г., наполненный общими словами и рекомендациями, куда я могу обратиться, чтобы не тревожить покой М. И. Титова. Но потом они одумались и прислали два ответа. Во втором письме председателю правления было предложено проверить правильность начисления платы за коммунальные услуги и дать мне разъяснения по всем моим вопросам, а о результатах доложить в администрацию района.  В итоге ко мне в квартиру пришел председатель ЖСК вместе с бухгалтером Домничевой О.Ю. и торжественно вручил мне объяснительную записку. Записка подписана бухгалтером, стоит печать ЖСК, бухгалтер несет ответственность за то, что  написано. Теперь у меня появилась почти вся информация для проверки расчетов по формулам постановления правительства № 354. Правда, пришлось еще раз сходить к бухгалтеру.

Две горячих воды

Согласно формуле 12 Правил предоставления коммунальных услуг величина платы за ОДН ГВ рассчитывается так. Берется общедомовой расход горячей воды, фиксируемый общедомовым прибором учета, из него вычитается расход в квартирах с индивидуальными счетчиками и расход по нормативу для тех квартир, где счетчиков нет. Полученную величину надо распределить пропорционально жилой площади каждой квартиры, отнесенной к общей жилой площади дома. И результат умножить на тариф – 70,5 руб. за один куб. метр горячей воды. В декабре в нашем доме общий расход горячей воды составил 778,44 куб. м – по индивидуальным счетчикам 283,14 куб. м, по нормативу – 495,30 куб. м. Общедомовой расход горячей воды составил, таким образом, разность 778,44 – 283,14 – 495,30 = 0. Поэтому платы ОДН ГВ вообще не должно быть. Причем бухгалтер утверждала, что в доме есть общедомовой счетчик расхода горячей воды, и величина 778,44 куб. м якобы получена именно по этому счетчику. Однако у меня есть большие сомнения в этом. Скорее всего, величина 778,44 получена сложением. Если счетчика нет, то на этот случай есть установленное тем же постановлением правительства № 354 указание, что общедомовой расход получают «расчетным путем исходя из нормативов водопотребления». По состоянию на декабрь в доме проживало 258 человек, следовательно по нормативу на каждого следует начислить по 3,81 куб. м, итого 982,98 куб. м. Тогда общедомовой расход горячей воды составит по постановлению 204,54 куб. м. В результате владелец однокомнатной квартиры должен был бы заплатить за декабрь за ОДН ГВ 88,24 руб., а владелец двухкомнатной – 119,55 руб. (Напомню, что в декабре однокомнатная квартира платила за ОДН ГВ 318,82 руб., а двухкомнатная – 431,95 руб., т.е. в 3,61 раза больше.) Как наш дом добился такого результата? А вот как. Оказалось, что горячая вода, в объеме 778,44 куб. м, равная сумме потребления по индивидуальным счетчикам и нормативам, нужна лишь для того, чтобы подсчитать объем водоотведения, который вычисляется как сумма расхода холодной воды  и расхода горячей. А для оплаты общедомовых нужд горячей воды используется совсем другая схема.  «ТЭК СПб» выставил дому счет-фактуру за отпуск тепловой энергии в декабре. В счете указано, например, что на отопление поставлено 88,62 Гкал, а на горячее водоснабжение – 54 Гкал, плюс еще какая-то загадочная «технология в горячей воде» 20,48 Гкал. Плюс добавили 16,57 Гкал за «технологию в горячей воде» за ноябрь. В итоге набралась 91,05 Гкал, в которой парадоксально измерили объем горячей воды, который и по школьному курсу физики, и по постановлению правительства № 354 надо измерять в кубических метрах. Далее, исходя из того, что одна калория – это количество теплоты, необходимое для нагрева 1 грамма воды на 1 градус, получили по формуле V = 103 х E/T для температуры 60 градусов Цельсия 1517,51 куб. м. Якобы именно эту величину дом потребил на все свои нужды. Отсюда и получилась плата в 3,61 раза выше расчетной. Нарисовалась занятная картина. Счетчик холодной воды в доме есть, счетчик горячей воды, как я предполагаю, вообще не ставили, есть общедомовой узел учета тепловой энергии, который находится на сервисном обслуживании ООО «ТЭК Сервис». В итоге это ООО считает объем расхода горячей воды через количество теплоты в Гкал, переводя затем в кубометры и нарушая постановление правительства. А правление ЖСК и бухгалтер делают вид, что все по закону. В итоге за декабрь дом заплатил ГУП «ТЭК СПб» 1517,51 куб. м х 70,5 руб./куб. м = 106 тыс. 984,46 руб., в то время как по постановлению правительства № 354 должен был заплатить 982,98 куб. м х 70,5 руб. = 69 тыс. 300,09 руб. Разница составила 37 тысяч 684,37 руб. В связи с этим сразу возникают два вопроса: 1) почему в доме нет прибора учета общедомового расхода горячей воды в кубометрах; 2) кто надоумил бухгалтера считать расход горячей воды таким странным образом. Потому что формула расчета, данная в правилах, подразумевает, что расход воды считают только в кубометрах (снимая число со счетчика или вычисляя по нормативу), а не в калориях. Напомню, что, по заявлению бухгалтера, объем водоотведения она считает как сумму расхода холодной и горячей воды. В декабре расход холодной воды составил 810 куб. м, вычисленный расход горячей воды – 778,44 куб. м, сумма равна 1588,44 куб. м. Но в расчет почему-то поставлена величина 1727,62 куб. м. Тоже, очевидно, взятая с потолка. Разница составила 139,18 куб. м, стоимость водоотведения одного кубометра равна 17,72 руб./куб. м, т.е. дом отдал «Водоканалу» за водоотведение на 2466,27 руб. больше, чем следовало. Аналогичная картина была и  с оплатой за январь 2013 г.

Разговор с бухгалтером

Разговор состоялся в присутствии свидетеля, записывался на диктофон. Но я излагаю его в сокращении

– 778,14 куб. м расхода горячей воды в декабре это по счетчику? – спрашиваю у бухгалтера.

– По счетчику.

– И водоотведение точно соответствует этой сумме?

– Счетчика водоотведения нет, сколько пришло – столько ушло. Складывается счетчик холодной воды и счетчик горячей воды.

– Вот смотрите: в декабре холодная вода 810 куб. м., горячая вода, которую вы рассчитали через количество теплоты, – 1517 куб. м. Вы сложили два этих числа, как же у вас получилось водоотведение 1767,62 куб. м.

– Это разные цифры. Есть счетчик холодной воды и узел учета горячей воды, который дает гигакалории для того, чтобы начислил нам ТЭК за отопление и горячую воду, и дает цифру кубов горячей воды, которые прошли для водоотведения в «Водоканал». Это две разные цифры. Потому что те кубы, которые получаются для ТЭКа, 1517,51 куб. м, это не кубы, кубов было – 778,44.

– Т.е. мы в доме израсходовали 778 кубометров горячей воды, а платим за 1517 кубометров.

– Так по закону.

– По какому закону?

– 354-е постановление.

– Я его уже знаю наизусть, по этому постановлению вы должны снимать показания прибора не в Гкал, а в кубометрах.

– Объем снимается в кубометрах. В кубометрах мы снимаем ровно для того, чтобы определить водоотведение…

– А кто вам сказал, что нужно рассчитывать расход горячей воды для оплаты не в кубометрах, а по количеству теплоты?

– Сама придумала.

– Но нельзя же использовать для водоотведения и его оплаты один объем горячей воды, а для оплаты горячей воды на общедомовые нужды  другой объем горячей воды!

Источник: http://www.online812.ru/2013/02/26/001/

Баснословные платежки: как подорожали услуги ЖКХ

Как правильно подсчитать,  почему завышена цена на воду?

В России с 1 июля повышены тарифы на услуги ЖКХ. Индексация тарифов происходит каждый год, но 2019 стал особенным. Из-за повышения налога на добавленную стоимость (НДС) было решено проиндексировать тарифы ЖКХ в два этапа: с 1 января — на 1,7% и с 1 июля — еще на 2,4%. Прежде тарифы индексировались один раз в год – 1 июля.

План повышения тарифов в два этапа был предложен Минэкономразвития. Как полагают в ведомстве, это позволит удержать совокупное повышение тарифов ЖКХ в рамках целевого уровня инфляции. Согласно прогнозу Центробанка, инфляция в России в 2019 году составит 4,2—4,7%.

В 2018 году жилищно-коммунальные услуги в России подорожали в среднем на 3,7%, сообщал Росстат. Больше всего выросли цены на водоотведение, холодное и горячее водоснабжение — на 5,7%. Инфляция в прошлом году составила 4,3%.

Коридоры роста платежей за коммунальные услуги для каждого региона определяются распоряжением правительства. Иными словами, повышение тарифов по регионам неоднородно.

В январе 2019 года рост был ограничен 1,7% по всей стране, то есть отклонения от этого показателя не допускались ни в одном субъекте. При этом с 1 июля в некоторых регионах индекс платы превысил 2,4%.

Так для Москвы правительство установило индекс 4,8%. Учитывая январское повышение, за год получается 6,5%.

Для Санкт-Петербурга индекс составил 4,5%. Догоняют северную столицу Кабардино-Балкария (4%), Чечня (4%) и Дагестан (3,8%). В некоторых регионах индекс платы установлен на уровне 2%, то есть ниже средней по России индексации тарифов ЖКХ.

Устанавливаемые правительством коридоры или индексы платы являются базовыми показателями. На их основе власти регионов формируют уже предельные индексы изменения размера платы – то есть насколько максимально может измениться плата.

«Декларируется, что коридоры не должны в среднем по стране превышать уровень инфляции, хотя мы видим, что в различных регионах действительно разброс может быть достаточно велик: от 3% в регионах Северного Кавказа до 6-7% в Москве, Санкт-Петербурге, Якутии», — сказала «Газете.Ru» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

По ее словам, «многие регионы считают, что у них есть потребность опережающими темпами повышать платежи и тарифы». Однако мониторинги НП «ЖКХ Контроль» свидетельствуют, что в целом параметры непревышения платежей регионами соблюдаются.

Новые правила

Тем не менее, в ряде регионов проблема превышения все же есть. В июне премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, направленное против необоснованного повышения цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции в регионах.

Этот документ позволит «более жестко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции», заявлял он.

Глава правительства напомнил, что регионы уже имеют предельные индексы роста тарифов на услуги ЖКХ. Однако существует ряд оснований для их превышения. Премьер-министр пообещал, что с принятием постановления таких оснований становится меньше.

«Тарифный дисбаланс уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», — заметил премьер.

Отныне регионы будут обязаны согласовывать превышения индексов с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Сейчас есть только одна легальная возможность повышать платеж сверх коридора — это решение органов местного самоуправления, напомнила Разворотнева. Постановление правительства направлено на то, чтобы ужесточить правила принятия таких решений, иными словами, затруднить превышение тарифов.

Раньше такие решения органов местного самоуправления согласовывались только с региональными комиссиями по тарифам. Теперь они должны предоставить в ФАС документы, которые подтверждали бы необходимость повышения, например, описание задач по модернизации коммунальной инфраструктуры, которая требует увеличения тарифов.

«Велика вероятность, что такие решения ФАС не согласует. То есть все решения о повышении сверх нормативного платежа поднимаются на федеральный уровень», — сказала Разворотнева.

В марте глава ФАС Игорь Артемьев указал, что в большинстве регионов тарифы ЖКХ завышены. При этом россияне по множеству коммунальных позиций «давно переплачивают больше 100% себестоимости». Примерно три четверти российских регионов переплачивают за предоставление ЖКУ, а остальные — около одной четверти — имеют заниженные тарифы, говорил он.

Кроме того, по его словам, тарифы на воду могут отличаться в десятки раз в соседних регионах. По информации главы ФАС, «тарифное хулиганство» — дело рук местных властей, куда антимонопольная служба не дотягивается.

Платежки не по карману

Главными проблемами сферы ЖКХ россияне считают неточное начисление оплаты, следует из опроса, опубликованного «ЖКХ Контроль» в начале года. Неверное начисление платы считают проблемой 19% опрошенных. На втором месте оказалось некачественное управление многоквартирными домами (14%), а на третьем — неудовлетворительное состояние домов (13%).

По мнению Разворотневой, в основном риски, связанные с переплатами населения, кроются не в относительном росте тарифов, а в их абсолютной величине.

«Стоимость одного и того же коммунального ресурса, в том числе в регионах с сопоставимыми условиями, может различаться в разы. Никто не разбирается, откуда возникает такой разнобой», — сказала она.

При этом во многих регионах тарифы занижены, особенно это касается тарифов на воду. Есть ряд регионов, где плата граждан за воду даже ниже себестоимости, отметила она.

С 1 января этого года в 69 регионах страны заработала новая система обращения с ТКО. Тарифы за вывоз мусора могут рассчитываться по двум схемам: исходя из площади помещения или количества проживающих в нем человек. По этой причине жители одного региона могут получать платежки с разными суммами.

«Разброс тарифов по регионам тоже оказался достаточно велик. Стоимость вывоза и утилизации отходов различается в разных регионах в несколько раз», — указала Разворотнева.

В ряде регионов операторы по обращению с ТКО объявили, что существующего тарифа недостаточно, чтобы осуществлять свою деятельность. Тем более, что платежи россиян за мусор достаточно низкие. Многие эксперты предсказывают, что в некоторых регионах операторы будут отказываться от своей деятельности.

При этом отчасти в больших цифрах в платежных квитанциях виноваты мы сами.

«Фактически коммунальных ресурсов нам насчитывают больше, чем надо. Это связано с тем, что у нас отсутствует регулирующая аппаратура и приборы учета. Нам просто приписывают больше, чем мы потребляем, потому что мы не устанавливаем внутриквартирные и внутридомовые счетчики», — сказала эксперт.

Отсутствие энергоэффективности на предприятиях–поставщиках коммунальных услуг и в самих многоквартирных домах тоже является причиной переплат. В этом направлении, а не в регулировании тарифов, должны быть сосредоточены основные усилия государства, заключила Разворотнева.

«Стоит отметить, что в рамках общественной работы в Народном фронте анализировалась деятельность ресурсоснабжающих организаций, и было выявлено, что сети изношены, из-за чего ресурсы теряются (прорывы воды и т.д.). То есть надо не повышать тарифы, а повышать экономическую эффективность этих организаций», — согласился активист ОНФ в Курской области Роман Алехин.

Он напомнил, что, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения в первом квартале этого года сократились на 2,3%. При этом они сокращаются уже несколько лет подряд.

«На фоне резкого обеднения среднего класса и понижения доходов людей на грани бедности повышение цен на услуги ЖКХ будет очень ощутимым для населения»,

— заключил Алехин.

Ранее в интервью «Газете.Ru» замглавы Минстроя России Максим Егоров рассказал, что в России долги по ЖКХ уже достигли 1,3 триллиона рублей. Как подсчитали ранее в Ассоциации «ЖКХ и городская среда», общий долг в отрасли в 2019 году может вырасти до 1,5 трлн рублей.

Согласно данным Росстата, в период с 2010 года по 2017 год услуги ЖКХ стали стоить дороже на 67,5%.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/06/27/12454927.shtml

Кабмин ограничил тарифы на отопление и горячую воду: как изменится стоимость коммунальных услуг

Как правильно подсчитать,  почему завышена цена на воду?

Правительство установило предельную цену на отопление и горячую воду. За соответствующее постановление министры проали на заседании. Снижение должно произойти с началом следующего отопительного сезона – в среднем на 14% там, где стоимость одной гигакалории выше 1,2 тыс.

грн. Именно такую стоимость в правительстве посчитали рыночно обоснованной. Лидер завышенной стоимости тепла и горячей воды город Смела. Среди областей – Черкасская и Волынская. Впрочем, решение поддержали не все министры. Некоторые считают его рискованным и политическим.

Неделя прошла с тех пор, как премьер поручил Министерству юстиции выписать обоснованное решение об ограничении максимальных тарифов на тепло и горячую воду. Ограничения таки будет, пришли к выводу в Минюсте. Потому что во многих городах стоимость горячей воды и тепла – завышена. Премьер приводит пример: в городе Смела Черкасской области цена выше обоснованной на 60%.

“Я давал поручение и год назад, и полгода, что сделайте мне нормальный аудит компаний. Чем все закончилось? Формально подошли, а потом мне сказали, что все нормально? А люди дальше продолжают платить на 400-800 грн и больше? Решение Минюста я полностью поддерживаю”, – возмущается Владимир Гройсман.

Такую категоричную поддержку ограничению тарифов выражают не все министры. Глава Министерства финансов – против. Говорит, это внесет еще больший хаос в коммунальную отрасль. Да и функция контроля – не в компетенции правительства. Но Оксана Маркарова в этом зале – в меньшинстве.

“Установление ограничений на цену уже не является экономически обоснованным, это даже, согласно законодательству, не совсем наша задача.

Если есть факты злоупотребления, необоснованных цен – это работа правоохранительных органов и аудитов, мы можем обращаться.

Но Министерство финансов не может поддержать постановление, которое устанавливает ограничения на тариф, что противоречит нашим международным обязательствам, в том числе и по программе МВФ”, – отмечает Маркарова.

Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик считает: “Обязанность Кабинета Министров Украины в условиях монополии – влиять на цены и ценовую политику.

Вопрос второй – там, где цены низкие, там в структуре бюджета есть энергоэффективность, изменение сетей, котельных. А там, где структура 2,2 тыс. грн, там есть фонтаны, празднование др.

Вот в этом и есть суть – почему у одних 1,2 тыс. грн, а в других 2,2 тыс. грн. И есть разница в 40-60%”.

Зато в профильном Министерстве предостерегают: к каждому региону и городу должен быть персональный подход, потому что коммунальная отрасль в Украине очень запущена. А там, где старые сети и отсутствует энергоэффективность – ограничение цен может привести к тому, что люди будут получать некачественные услуги.

“Как мы лечим по средней температуре по палате, так и услуга будет в следующем отопительном сезоне. Я вам скажу, что разница в том, что ни я, ни Маркарова, ни Омелян не принимаем участие в политическом процессе”, – считает министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко.

Несмотря на замечания четырех членов правительства – решение таки приняли. 15 “за”.

5 канал

С нового отопительного сезона стоимость 1 гигакалории тепла не должна превышать 1,4 тыс. грн, если установлен счетчик, и 35,21 грн за кв. м жилья, если он отсутствует.

5 канал

Произойдут изменения и в оплате за горячую воду. Максимальная стоимость 1 куб. м при наличии полотенцесушителя будет 83 грн. И 75 грн – если этого устройства в ванной нет.

Параллельно с наведением порядка в ценовой политике, контролирующие органы будут осуществлять проверку. Против тех, кто наживался за счет потребителей, уже есть доказательства.

“Уже возбуждено 17 дел по вопросам злоупотребления монопольным положением на местах. Эти дела расследуются”, – докладывает председатель Антимонопольного комитета Юрий Терентьев.

До 1 сентября Минюст обещает обнародовать и список компаний, которые завышали цены на горячую воду и отопление, и их владельцев.

По прогнозам правительства, с началом нового отопительного сезона удешевление отопления и горячей воды на 20-30% почувствуют в Кировоградской, Волынской, Ривненской и Тернопольской областях. Примерно на 15% дешевле эти услуги станут в Донецкой, Житомирской, Херсонской, Киевской областях и в столице.

Ирина Герасимова, Сергей Клименко, “5 канал”

Источник: https://www.5.ua/ru/ekonomyka/kabmyn-ohranychyl-taryfi-na-otoplenye-y-horiachuiu-vodu-kak-yzmenytsia-stoymost-kommunalnikh-usluh-194779.html

Как проверить, не обманули ли при начислении платы за отопление

Как правильно подсчитать,  почему завышена цена на воду?

Получила очередную платежку за коммуналку и обомлела. Счет за отопление доходит до 4,5 тысячи рублей. Причем нельзя сказать, что батареи особенно горячие.

Как это объяснить? Подобный вопрос этой зимой задают себе многие россияне. Ведь тарифы на тепловую энергию с 1 января 2018 года не изменились, а сумма зачастую выросла.

Чтобы каждый мог посчитать, то ли нам начисляют, расскажем, как ведется расчет.

Если многоэтажка оснащена общедомовым прибором учета, то за отопление жильцы платят по факту: сколько потратили на обогрев дома, столько и возьмут, поделив сумму пропорционально метражам квартир. Чем больше квартира, тем дороже.

Минкомсвязь: За неразмещение информации в ГИС ЖКХ будут штрафовать

Чтобы узнать, сколько ушло на конкретную жилплощадь, нужно поделить площадь своей квартиры на общую площадь нежилых, но отапливаемых помещений в доме. Полученную сумму умножаем на объем, который потребовался для отопления дома, и еще раз на установленный тариф.

Исходные данные для расчета можно получить у УК. Например, для отопления 10-этажного дома требуется 350 гигакалорий. Квартира имеет площадь 50 квадратных метров. Все помещения занимают 15 000 квадратных метров. Тариф на тепло составляет 1800 рублей за 1 гигакалорию.

Подставив данные в формулу, получим 1890 рублей.

Счетчик стоит, но за тепло платим весь год

Даже при наличии прибора учета плата за отопление может начисляться в течение всего года. В таком случае итоговая сумма в платежке определяется как произведение тарифа, площади квартиры, среднемесячного объема, который потребовался для отопления дома за предыдущий год.

Полученный результат мы должны поделить на площадь всех квартир и нежилых помещений в доме. Тариф, площадь квартиры и дома те же, а количество тепловой энергии, определенное по показаниям общедомового прибора учета за предыдущий год, составляет 1900 гигакалорий (эту цифру делим на 12 месяцев).

Получаем 948 рублей.

Если теплосчетчика нет

Проще всего рассчитать плату за отопление в доме, в котором прибор учета отсутствует.

Если отопление оплачивается только в отопительный период, то размер платы определяется как произведение площади квартиры, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и тарифа.

Если платить за отопление приходится круглый год, нужно полученный размер платы за отопление умножить на количество месяцев отопительного периода (например, с октября по апрель) и разделить на 12 месяцев.

Жилищный калькулятор

На днях минстрой представил единую методику определения размера платы за жилое помещение, куда входит содержание и текущий ремонт общего имущества в доме.

По ней муниципалитеты смогут установить порядок регулирования платы за жилье, если собственники не определили его размер на общем собрании.

Основная “развилка” в том, определять ли стоимость платы за содержание жилого помещения по типам домов или исходя из набора работ, которые выполняет УК. Тогда этот набор жильцы могли бы использовать как “калькулятор”.

Полезная книжка: Сколько платить за жилье

По мнению исполнительного директора национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль” Светланы Разворотневой, установление стоимости жилищной услуги по типам домов позволит жестко ограничить рост стоимости этой услуги. Кроме того такую методику проще применять – жители легко могут понять, какого типа их дом. Хотя недостатки также очевидны – домов в России много и у каждого свои особенности.

Альтернативный подход предполагает перечисление набора работ, которые должны проводиться в доме, исходя из его технических характеристик и степени благоустройства. В этом случае для каждого дома тариф индивидуален.

Разворотнева считает, что “калькулятор” платы нужен жильцам, чтобы те могли проверить правильность размера платы, которую выставляет УК. А подрядным организациям он нужен, чтобы выставлять экономически обоснованный тариф, а не руководствоваться усредненными расчетами муниципалитетов, которые часто далеки от реальности.

Вопрос ребром

Если в доме нет счетчиков, то размер платы за отопление в течение года и от года к году меняться не должен. С приборами учета плата может отличаться.

– Объективно размер платы за отопление зависит от температуры на улице, чем ниже градус, тем выше платеж. Но часто эта зависимость не соблюдается. Все потому, что теплоснабжающие организации заинтересованы в максимальном извлечении прибыли от продажи тепла.

Даже если в доме установлен прибор учета, они готовы подавать тепловую энергию в завышенном объеме.

Проверить это нетрудно: если в доме перетоп и жильцы вынуждены открывать окна, это наверняка означает, что тепловики злоупотребляют своим монопольным положением, – говорит директор направления “Городское хозяйство” Института экономики города Владилен Прокофьев.

Следить за тем, чтобы тепловики не безобразничали, должны управляющие компании. Но, к сожалению, они не всегда выполняют свои обязанности. Гражданам надо фиксировать факт перетопа. Существующий температурный диапазон 18-25 градусов. Если на градуснике больше, приглашаете представителя УК, который составит акт. После этого нужно требовать перерасчет.

Существует и другой способ. По итогам отопительного сезона надо рассчитать объем тепла, который должен был потребить дом при соблюдении тепловиками требований законодательства. Лучше для этого привлечь профессионала. Полученные результаты расчета сравните с объемами, выставленными по прибору учета. Если цифры сильно различаются, то требуйте перерасчета.

Источник: https://rg.ru/2018/02/21/kak-proverit-ne-obmanuli-li-pri-nachislenii-platy-za-otoplenie.html

Вопросы по закону
Добавить комментарий