Как трактуется глава 2 статьи 12 пункт 5 налогового кодекса РФ?

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

Как трактуется глава 2 статьи 12 пункт 5 налогового кодекса РФ?

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Источник: http://base.garant.ru/10900200/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/

Нормы Налогового кодекса отменяют налоги?

Как трактуется глава 2 статьи 12 пункт 5 налогового кодекса РФ?

В последнее время интернет наполнили вопросы о нормах статьи 12 Налогового кодекса РФ. Почему-то все налогоплательщики уверены, что она отменила в России все налоги и сборы. Что же скрывает в себе пункт 5 этой статьи, и неужели все налоги и сборы на его основании действительно можно не платить?

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

О том, кто именно первым обратил на то, что сказано в пункте 5 статьи 12 Налогового кодекса РФ, история умалчивает.

Но в последние дни и бизнесмены, и простые граждане утвержжают, что ее нормами Президент России Владимир Путин отменил налоги, но он не для всех налогоплательщиков, а только для «своих», поэтому это не афишируют.

Так что же реально написано в этой статье и как она влияет на обязанности граждан и организаций платить налоги?

Налоги отменяются

Статья 12 НК РФ называется «Виды налогов и сборов в Российской Федерации.

Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов», то есть в самом ее названии нет ничего об отмене налогов, как и в первых пунктах. Более того, в пунктах 1 и 2 этой статьи сказано:

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Вроде, все ясно, и речь идет об обратном, то есть об установлении налогов. Загадку скрывает пункт 5 статьи 12 НК РФ, который дословно звучит так:

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

И все. Больше в этом пункте ничего не сказано. 6 пункт статьи 12 НК РФ гласит, что:

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

То есть, если федеральные, региональные и местные налоги и сборы не предусмотрены нормами НК РФ, они не могут быть установлены другими законами. С этим все понятно.

Но, что же с отменой налогов? По логике сможно трактовать эту норму, как то, что отменить любой налог или сбор можно только на основании Налогового кодекса РФ, а не на основании иных нормативно-правовых актов.

Но, дя этого приходится додумывать, а такого в законе, а тем более Кодексе быть не должно.

Примечательно также то, что текст статьи 12 НК РФ не изменяли уже 14 лет, она действует в редакции Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ. Более того, этот спорный пункт 5 был введен в статью 12 НК РФ именно этим законом.

То есть это была поправка, которую обсждали, и никто не обратил внимание на ее двоякое толкование. Потом закон подписал президент и все пользовались Налоговым кодексом, не обращая внимание на двойственность формулировки. И только сейчас это, почему-то стало причиной для обсуждения на разных уровнях.

Ведь действительно, если читать буквально, можно трактовать, что все налоги отменяются.

Как исправить ситуацию?

Могут ли граждане или организации, не жалающие платить налоги использовать этот законодательный казус в свою пользу? Скорее всего нет, ведь разрешать спор с органами Федеральной налоговой службы России придется через суд, который, скорее всего, будет трактовать пресловутый пункт 5 статьи 12 НК РФ так:

федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть установлены или отменены только настоящим Кодексом через федеральные законы, принятые в установленные порядке,

а не дословно «налоги отменяются». Но, видимо, чтобы избежать таких судебных разбирательств, формулировку все же лучше исправить. Не исключено, что в скором времени в Госдуму поступит такой законопароект, ведь депутаты также читают интернет и в курсе того, что обсуждают граждане.

Тогда и предмета для обсуждений и предположений о том, что пункт 5 создан специально для бизнесменов, включенных в специальный список Правительства РФ, а всех остальных обычных налогоплательщиков не касается, также больше не будет.

К тому же, пока налогов в НК РФ только прибавляется, а их ставки, как например, НДС с 1 января 2019 года до 20%, только растут.

Источник: https://ppt.ru/news/142446

Статья 12 НК РФ. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

Как трактуется глава 2 статьи 12 пункт 5 налогового кодекса РФ?

Новая редакция Ст. 12 НК РФ

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Источник: http://nkodeksrf.ru/ch-1/rzd-1/gl-2/st-12-nk-rf

Практический к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Комментарий, разъяснение, статья от 10 сентября 2009 года

Как трактуется глава 2 статьи 12 пункт 5 налогового кодекса РФ?

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В пункте 2 статьи 1 НК РФ закреплено, что НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Таким образом пункт 2 статьи 1 НК РФ закрепляет перечень вопросов, подлежащих регулированию НК РФ.

Нормы, содержащиеся в пункте 2 статьи 1 НК РФ основаны на части 3 статьи 75 Конституции, в соответствии с которой система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 НК РФ действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.

Пунктом 4 статьи 1 НК РФ установлено, что законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 НК РФ нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

В пункте 6 статьи 1 НК РФ содержится “техническая” норма, в соответствии с которой указанные в статье 1 НК РФ законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте НК РФ “законодательство о налогах и сборах”.

“Актуальная проблема”

Автор отмечает, что положения, содержащиеся в статье 1 НК РФ, безусловно неся большую теоретическую нагрузку имеют сугубо практическое значение.

Устанавливая в статье 1 НК РФ состав законодательства о налогах и сборах, законодатель тем самым “очерчивает” сферу применения норм НК РФ и других актов законодательства о налогах и сборах.

Это имеет практическое значение.

Так, налогоплательщик не вправе отражать в качестве расходов в целях исчисления налога на прибыль временную разницу, возникающую, например, в результате того, что сумма амортизации, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с нормами главой 25 НК РФ, превысила сумму амортизации, рассчитанную в целях бухгалтерского учета.

Положение по бухгалтерскому учету “Учет расчетов по налогу на прибыль” ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.

2002 N 114н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее – бухгалтерская прибыль (убыток)), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее – налогооблагаемая прибыль (убыток)), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Применение ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, и налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Следует отметить, что в силу подпункта “б” пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 129-ФЗ) указанное Положение по бухгалтерскому учету разработано и утверждено в целях правового регулирования бухгалтерского учета, определенных Законом N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Очевидно, что Закон N 129-ФЗ в силу пункта 1 статьи 1 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах.

С учетом изложенного ПБУ 18/02 также не относится к законодательству о налогах и сборах, следовательно, суммы, отраженные в бухгалтерском учете в связи с формированием по правилам ПБУ 18/02 суммы текущего налога на прибыль, не уменьшают размер налоговой базы для исчисления налога.

Таким образом, включение временной разницы, предусмотренной ПБУ 18/02 и образовавшейся вследствие применения разных способов начисления амортизации, в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль неправомерно.

Правомерность подобных выводов подтверждает и ФАС Восточно-Сибирского округа, в Постановлении от 15.08.

2006 N А78-12022/05-С2-28/809-Ф02-3821/06-С1 разъяснив, что положениями главы 25 НК РФ уменьшение налоговой базы на сумму каких-либо разниц, возникающих вследствие различного учета активов и обязательств, в бухгалтерском и налоговом учете не предусмотрено.

“Внимание!”

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902183436

Вопросы по закону
Добавить комментарий