Как узнать: нужно ли мне учиться на педагога?

Психолог

Как узнать: нужно ли мне учиться на педагога?

Психолог специализируется на закономерностях, формах и проявлениях психических явлений и состояний личности, на особенностях психического развития человека.

Он может как заниматься научно-исследовательской деятельностью, так и применять свои знания на практике (для оказания консультативной помощи, для работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях). Это помогающая профессия из категории «человек-человек».

Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см.выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

На качество жизни каждого человека влияет не только его физическое здоровье, но и здоровье психологическое. В последние десятилетия эта истина все сильнее закрепляется в умах людей, и психологи оказываются действенным инструментом для решения многих внутренних проблем, с которыми человек не в состоянии справиться сам.

Нередко они работают вместе с медиками, либо используют свои знания для поддержания комфортного психологического климата в организациях.

Работа в области психологии требует и достаточного уровня осознанности, отсутствия серьезных внутренних противоречий со стороны самого психолога, поэтому ей практически всегда предшествует или сопутствует посещение специалистом собственного психотерапевта.

Особенности профессии: кто такой психолог?

Психологи всегда работают с людьми. От них требуется безусловное следование профессиональной этике и соблюдение широко известного принципа «не навреди».

Психологические проблемы, с которыми сталкиваются их клиенты, практически всегда запутаны и уходят корнями глубоко в их прошлое.

Разобраться в них бывает непросто даже опытным специалистам, поэтому профессия предполагает регулярное получение дополнительного образования и повышение квалификации. Основные трудовые обязанности психолога могут сводиться к следующим:

  • Анализ психологического состояния и психологических процессов, личностных характеристик, уровня психологического развития человека (либо психологического климата в коллективе).
  • Оказание психологической помощи людям по разрешению внутриличностных проблем (либо коллективам по разрешению межличностных конфликтов).
  • Проведение психологической диагностики, обработка результатов, составление психологических портретов личности.
  • Коррекционная работа, направленная на устранение отклонений от нормального психологического развития (чаще всего проводится с детьми).
  • Проведение профилактической работы, направленной на предупреждение отклонений в психологическом развитии.
  • Проведение профориентационных мероприятий.
  • Оказание услуг коммерческим и государственным фирмам (по поддержанию благоприятного психологического климата среди трудящихся, по подбору кадров, по разрешению конфликтов, по работе с неблагополучными семьями, и так далее).
  • Оказание помощи медикам и социальным службам в работе с определенными категориями населения (люди с зависимостями, жертвы насилия в семье, терминальные больные и т.п.).
  • Проведение психологических исследований и экспериментов, направленных на выработку новых знаний в области психологии.

От психологов (даже тех, что занимаются наукой, а не непосредственной помощью людям) неизбежно требуется высокий уровень эмпатии, равно как и способность дистанцироваться от проблем клиента и не позволять им серьезно влиять на собственное психологическое состояние. Это отчасти должно быть заложено в самом человеке, отчасти – достигается во время учебы и личной психотерапии.

Плюсы

  1. Общественно значимая профессия.
  2. Возможность помогать людям.
  3. Интересная работа, в которой достаточно мало рутины.
  4. Достойная оплата труда.

Минусы

  1. Недостаточность университетского образования для успешного ведения практики.
  2. Необходимость постоянно самообучаться и ходить на собственную терапию (или, как минимум, супервизию).
  3. Низкий уровень дохода в начале карьеры или при работе на госпредприятиях.
  4. Эмоционально затратная профессия.

Важные личные качества

Как уже было отмечено, отменные способности к эмпатии – важнейшее качество для психолога. Но это не значит, что он погружается в сопереживание каждому клиенту и раздает ему советы.

Задача психолога – помочь человеку самому найти ответы на свои вопросы, а не навязывать собственную точку зрения. Поэтому для него также крайне важны эмоциональная устойчивость, беспристрастность, умение мыслить без оценочных суждений, наблюдательность, тактичность, ответственность.

Без этих качеств занимать вакансию психолога и достойно выполнять свои обязанности будет слишком сложно.

Где учиться на психолога?

Обучение на психолога предполагает получение высшего образования (специальность «Психология», код 37.03.01). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и математике либо иностранному языку на усмотрение вуза.

В некоторых учебных заведениях в рамках вступительной кампании также проводят собеседования со всеми абитуриентами (узнать об этом можно на официальном сайте вуза, где получить профессию психолога предполагается по одному из основных профилей).

Обучение в очной форме длится 4 года, во всех остальных – 5 лет. После завершения учебы можно поступить в магистратуру (этот вариант больше подходит для тех, кто планирует заниматься научной психологией).

Место работы

Кто такой психолог и чем он занимается – это вопросы, ответы на которые зависят от места его работы. Так, есть консультирующие психологи, которые ведут свою собственную практику. Есть научные специалисты, работающие в образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах.

Есть психологи в школах, частных и государственных компаниях, так или иначе отвечающие за атмосферу в коллективе.

Есть клинические психологи, работающие в медицинских учреждениях вместе с врачами (для этого недостаточно базового образования в вузе на психолога, необходимо обязательно пройти дополнительную учебу).

Зарплата психолога

Уровень доходов таких специалистов зависит от того, где они работают, а также от уровня их квалификации. Консультирующие психологи обычно начинают с невысоких расценок, и повышают их по мере опыта.

Карьерный рост

В организациях и учреждениях психолог теоретически может занять руководящие должности. Практикующий специалист может повышать стоимость своих консультаций, проводить обучение, открывать собственную организацию, делать упор на работу с другими психологами, и т.п.

Профессиональные знания

  1. Общая психология.
  2. Психология развития и дифференциальная психология.
  3. Психология личности.
  4. Психодиагностика.
  5. Патопсихология.
  6. Социальная и семейная психология.
  7. Психологическое консультирование.
  8. Проведение групповых тренингов.

Известные психологи

  1. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, чьи работы оказали огромное влияние на развитие психологии в целом.
  2. И.П. Павлов, автор многочисленных исследований условных и безусловных рефлексов.

Источник: https://www.profguide.io/professions/psychologist.html

Педагогическое образование за рубежом| Hotcourses Russia

Как узнать: нужно ли мне учиться на педагога?

В любой точке земного шара учеба является важной составляющей жизни людей. Таким образом, профессия педагога – не только одна из самых уважаемых и благородных, но и одна из самых востребованных.

Изучение педагогики за рубежом подходит вам, если вы собираетесь посвятить себя передаче знаний другим людям, от детей до взрослых студентов.

А пока почему бы не скачать бесплатно брошюры вузов, где можно изучать педагогику.

Карьерные перспективы

Получая педагогическое образование за границей, вы можете подготовиться к работе учителя начальной школы или учителя старшей школы и университета.

Учитель начальной школы – это ответственная работа с детьми, совмещающая обучение и воспитание. Для получения этой работы необходима общая подготовка по ряду предметов, которые преподаются в начальной школе, а также рабочая практика. Для начала работы достаточно среднего специального образования или степени бакалавра.

Учитель старшей школы или университета – профессия, требующая специализации в конкретном предмете. Для получения специализации обычно получают степень бакалавра по предмету, который вы будете преподавать, а затем степень магистра педагогики. Для работы в вузе пригодится степень PhD, а также необходима рабочая практика.

Помимо этого, можно изучать саму педагогику, как науку, или получить специализированное образование по педагогической работе с людьми с особыми потребностями или особенностями развития.

Опции обучения

Для будущих педагогов существуют различные варианты обучения:

  • Вы можете поступить в зарубежный вуз на изучение педагогики после школы. Дополнительные преимущества при зачислении вам дадут начальные знания и/или хорошие оценки, по предмету, который вы хотите преподавать в будущем.
  • Также можно продолжить обучение за рубежом по специальности педагог. Для этого нужно иметь опыт изучения педагогики как науки и, в ряде случаев, конкретного предмета. Также пригодятся навыки работы с ПК и знание иностранных языков.
  • В магистратуру по педагогической специальности можно поступить, имея степень бакалавра в педагогике, психологии или конкретном предмете, который вы собираетесь преподавать.

Правильный выбор страны обучения и вуза крайне важен для будущих педагогов. Системы образования различны в зависимости от страны, поэтому получать образование педагога рекомендуется именно в той стране, в которой вы потом собираетесь работать по специальности.

Длительность и стоимость обучения

В зависимости от страны, период изучения конкретного предмета, который вы собираетесь преподавать, в бакалавриате длится 3-4 года. Период получения степени магистра педагогики составляет 1-2 года.

Обучение по программам в области педагогики может стоить по-разному, это зависит от специализации и уровня обучения. Например, Уорикский университет предлагает дорогостоящие программы, год обучения здесь стоит от US$24,000. При этом в той же Англии можно найти более доступные опции – Университет Центрального Ланкашира предлагает аналогичные курсы по стоимости £15,900 за год обучения.

Специализации

В области педагогики существует несколько основных специализаций:

Для получения той или иной педагогической профессии в процессе учебы студент должен приобрести навыки работы с людьми, устные и письменные коммуникационные навыки, умение поддерживать актуальность передаваемой информации, а также специализацию в конкретном предмете или общую специализацию.

Доступные стипендии

Студенты, изучающие педагогику за рубежом, могут претендовать на специальные стипендии в области педагогики и на общие стипендии.

British Chevening Scholarships

Данная государственная стипендиальная программа предлагает полную или частичную финансовую поддержку иностранным студентам, учащимся в вузах Великобритании на уровне магистратуры по любой специальности.

EpilepsyActionPostgraduateResearchBursaries

Стипендии в размере £3,000 предлагаются иностранным студентам британских вузов, которые на уровне магистратуры специализируются на педагогической и психологической работе с детьми, больными эпилепсией.

  • Другие стипендии за границей

Интересные учебные программы

По мере развития образовательного сектора неизбежно появляются новые педагогические специальности. Сегодня на международном уровне делается ставка на разностороннее образование, доступное всем, поэтому учебные заведения нуждаются в специалистах новых категорий.

В частности, среди студентов сейчас популярны программы, готовящие их к работе с детьми, имеющими физические или умственные отклонения. Программы такого рода предлагаются во многих вузах на средне специальном и высшем уровне.

Кроме того, все более популярными становятся университетские степени в персональном обучении и коучинге, а также квалификации тренеров и фасилитаторов.

Данные специальности также ориентированы на обучение и передачу знаний в любой сфере в рамках индивидуальной работы, семинаров, мастер-классов, воркшопов, независимых лекций и др.

Вы можете узнать больше о программах из университетских брошюр.

Лучшие университеты в области педагогики

University of Warwick, Великобритания

Ориентировочная стоимость обучения: $24,000-26,000 в год

Уорикский университет занимает одну из лидирующих позиций в Великобритании по качеству преподавания, а значит, будущим педагогам есть, что перенять и чему поучиться у здешних преподавателей!

Вуз включает в свой состав Центр педагогических наук, входящий в топ-20 школ Великобритании по уровню исследований в сфере педагогики.

На базе центра на уровне бакалавриата можно изучать педагогику, как науку, а также педагогическую философию, теорию и практику.

На уровне магистратуры предлагаются исследовательские и академические программы в области педагогики, педагогических инноваций, педагогического лидерства и менеджмента. 

Universiti Teknologi Mara, Малайзия

Ориентировочная стоимость обучения: $2,000 в год

Располагая кампусами по всей стране, Технологический университет Мара является ведущим высшим учебным заведением Малайзии и предлагает иностранцам доступные программы на английском языке. На базе Факультета педагогики вуз предлагает целый ряд англоязычных программ бакалавриата и магистратуры, которые готовят преподавателей отдельных предметов.

Так, здесь можно получить степень бакалавра в преподавании таких предметов, как математика, биология, физика, химия, английский язык, физкультура, искусства и дизайн. Далее студенты могут продолжить образование по выбранной специальности в магистратуре. Помимо этого, на уровне магистратуры можно получить исследовательскую степень или степень в педагогическом менеджменте и лидерстве.

University of Bridgeport, США

Ориентировочная стоимость обучения: $29,000 в год

Бриджпортский университет находится в удивительном месте – на берегу океана, всего в часе езды от Нью-Йорка. Вуз предлагает качественное обучение в небольших группах с индивидуальным подходом.

Студентам доступнв передовые очные программы магистратуры со специализацией в начальном или высшем образовании. Для получения диплома магистра здесь необходимо набрать 33 кредита. На уровне бакалавриата также предлагается 4-годичная программа музыкальной педагогики. 

RWTH Aachen University, Германия

Ориентировочная стоимость обучения: бесплатно (взнос $293 за семестр)

Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена входит в число лучших вузов Германии и предлагает доступное образование не только на немецком, но и на английском языке. В состав университета входит отдельная Школа педагогики и педагогических исследований, на базе которой предлагается широкий ряд программ, и проводятся передовые исследования.

Вуз готовит студентов к педагогической работе в детских садах, в начальной, средней и старшей школах, в гимназиях, колледжах и университетах. Учащиеся могут получить как общую, так и узкоспециализированную степень.

Например, на уровне бакалавриата и магистратуры в вузе готовят учителей биологии, химии, физики, литературы, экономики, истории и других дисциплин. Помимо этого, в вузе готовят преподавателей немецкого и английского языков, а также специалистов по католическому религиозному образованию. 

University of Limerick, Ирландия

Ориентировочная стоимость обучения: $15,800 в год

Школа педагогики в составе Лимерикского университета является крупнейшим и самым востребованным провайдером специализированного педагогического образования в Ирландии.

Школа предлагает широкий выбор высококлассных программ и отличается прекрасным современным оборудованием.

На уровне бакалавриата вуз предлагает пять программ по подготовке педагогов в области архитектурных технологий, инженерных технологий, педагогического образования, физического образования, физики и химии.

Программы магистратуры дают специализации в педагогическом лидерстве, наставничестве и консультировании. Помимо этого, студентам доступно шесть профессиональных магистерских программ по подготовке преподавателей бизнес-дисциплин, иностранных языков, музыки, математики, физического образования и технологического образования.

Важная особенность педагогического образования в университете заключается в обязательном прохождении студентами рабочей практики, которая ведет к получению ценного опыта и последующему трудоустройству.

Edith Cowan University, Австралия

Ориентировочная стоимость обучения: $21,200 в год

Университет Эдит Кован находится в Перте, Австралия, и является крупным мультикампусным учебным заведением. В состав вуза входит Школа педагогики, которая предлагает карьерно-ориентированные учебные курсы, основанные на практике.

На уровне бакалавриата здесь можно получить степень бакалавра педагогики в детском, среднем и высшем образовании. По основным педагогическим специальностям также можно получить степень магистра, высший сертификат или диплом.

Trent University, Канада

Ориентировочная стоимость обучения: $16,400 в год

Канадский Университет Трент отличается высоким уровнем трудоустройства выпускников и интернациональностью, студенты приезжают сюда на учебу со всего мира. В состав вуза входит одна из лучших в стране Школа педагогики, которая дает студентам все необходимые навыки для развития преподавательской карьеры на разных уровнях.

В частности, школа предлагает программы бакалавриата на получение степени B.Ed. со специализацией в дошкольном и начальном образовании.

Также студентам доступны программы магистратуры и высшие дипломы, которые готовят к работе более высокой категории, в старших школах, колледжах и вузах.

В школе студенты не только получают знания, но и вносят вклад в развитие местного образования за счет прохождения рабочей практики и стажировок.

University of Central Lancashire, Великобритания

Ориентировочная стоимость обучения: $16,100 в год

Университет Центрального Ланкашира обучает студентов 100 национальностей и предлагает 500 программ бакалавриата и 200 программ магистратуры и докторантуры.

В состав вуза входит отдельный Факультет педагогики и социальных наук, на базе которого предлагаются различные интересные программы.

Например, здесь можно учиться на преподавателя английского или других языков для иностранцев или на частного инструктора по фитнесу. Будущим педагогам предлагаются совмещенные степени педагогики и психологии, социологии, истории или лидерства.

Разнообразные курсы проводятся в сфере детского образования и обучения глухонемых детей и детей с инвалидностью.

Auckland University of Technology, Новая Зеландия

Ориентировочная стоимость обучения: $22,400 в год

Среди более чем 250 учебных программ Оклендского технологического университета программы педагогического образования выделяются не только своим количеством, но и популярностью.

Вуз действительно является одним из лучших провайдеров педагогического образования в стране, а его выпускники получают всю необходимую помощь при трудоустройстве и становятся востребованными преподавателями в самой Новой Зеландии и за ее пределами.

Университет выдает сертификаты, степени бакалавра педагогики и бакалавра искусств, высшие сертификаты, высшие дипломы, степени магистра и доктора с педагогическими специализациями. В частности, в вузе можно подготовиться к работе в дошкольном, начальном, среднем и высшем образовании, а также к работе с особенными детьми на разных уровнях.

Здесь можно изучать педагогическое лидерство, наставничество и практику. В процессе обучения студенты проходят стажировки на реальных рабочих местах и имеют возможность отправиться за рубеж на семестр или год по программе студенческого обмена.

National University California, США

Ориентировочная стоимость обучения: $354 за предмет

Национальный университет в Калифорнии является вторым крупнейшим частным вузом штата, дает сравнительно недорогое образование иностранным студентам и включает в свой состав Школу педагогики. За последние 13 лет школа выпустила больше практикующих педагогов, чем любое другое учебное заведение в Калифорнии.

На уровне бакалавриата и магистратуры здесь можно изучать педагогику, как науку, теорию и практику педагогики, дошкольное обучение, элементарную и детскую педагогику, школьное и университетское преподавание со специализацией в конкретном предмете, онлайн-преподавание, педагогические технологии, мультипредметное и междисциплинарное преподавание, детскую и подростковую психологию, педагогическую работу с аутистами и многое другое.

Источник: https://www.hotcourses.ru/study-abroad-info/subject-guides/studying-education-and-training-abroad/

Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

Как узнать: нужно ли мне учиться на педагога?

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.

Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.

Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).

Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.

После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания.

В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка

Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть.

Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете.

Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет.

Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.

Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия.

Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!

Источник: https://mel.fm/teachersday/1086432-become_a_teacher

Работа Школьным Учителем в Германии

Как узнать: нужно ли мне учиться на педагога?

Как подтвердить диплом школьного преподавателя в Германии и что из себя представляет процесс получения немецкого диплома педагога.

Школьный учитель в Германии – уважаемая и высокооплачиваемая профессия. В зависимости от опыта и уровня преподавания, немецкий педагог в школе может зарабатывать от 40000€ в год в начале карьеры до 66000€ на пике.

Студенты часто выбирают специальность, потому что, по их мнению, это одна из самых надёжных профессий.

Стоит получить место в государственном образовательном учреждении – и жизнь входит в успешную колею до самой пенсии! Статус неувольняемого, низкие налоги, дешёвая частная медицинская страховка – это лишь немногое из того, что делает профессию преподавателя столь привлекательной.

Образовательная программа

В Германии программа обучения учителей отдана на откуп землям. Говорить о каком-то едином немецком процессе, конечно, можно, но только в общих чертах.

Детали и тонкости имеет смысл обсуждать лишь в контексте конкретной земельной образовательной программы. То же самое касается процесса признания иностранных дипломов.

В разных землях этим занимаются разные учреждения и требования к дипломам тоже разнятся.

Я выделил только самую общую информацию, по которой можно будет составить примерное представление о профессии школьного преподавателя в Германии, а также о том, как получить подтверждение диплома, выданного за границей. Детально нужно будет разбираться с вопросом по месту проживания.

В Германии сейчас практически все гуманитарные ВУЗы перешли на болонскую систему. Поэтому в дальнейшем я буду говорить об этапах обучения в контексте этой образовательной концепции.

Как и в России, в Германии преподавание разделено на три уровня, которые условно можно назвать начальным, средним и высшим. Каждый уровень требует от педагога соответствующей подготовки.

Primarstufe позволяет преподавать в Grundschule, то есть, первые 4 класса немецкой школы. Обучение такого преподавателя включает в себя как минимум 7 семестров с особым упором на педагогические и дидактические дисциплины.

Содержательно курс должен включать в себя не менее 210-ти пунктов по европейской системе подсчёта знаний полученных студентом (European Credit Transfer System – ECTS). Уже с первого курса многие ВУЗы обязывают проходить практику в школах. Специализация учителя должна включать в себя два предмета или больше.

Возможности выбора пары предметов, которые будет преподавать педагог, зависят от конкретного места обучения. Во всех землях можно делать следующий выбор: математика и немецкий; рисование, музыка и физкультура; Sachunterricht. Последний предмет – это что-то вроде природоведения, социологии, географии, истории и даже немножко физики вместе взятых.

В разных землях содержание этого предмета может довольно сильно отличаться. Но смысл состоит в том, чтобы в рамках этого курса давать школьникам общее представление об окружающем мире. Остальные предметы, например, иностранные языки, остаются на усмотрение земель.

По окончании обучения, необходимо сдать письменную работу, которая должна доказать способность к самостоятельной профессиональной деятельности. По итогам работы выдаётся свидетельство о получении высшего образование или зачёт первого госэкзамена.

Sekundarstufe I позволяет вести уроки во всех школах и гимназиях до 9 или 10 классов. Минимальное количество семестров и пунктов ECTS также составляет 7 и 210.

Программа обучения в основном такая же, как и для преподавателей начальной школы, но упор делается на два основных предмета, количество часов по которым по отношению к общеобразовательным занятиям должно составлять 2:1.

Существует возможность получить Sekundarstufe I и Primarstufe одновременно.

Преподаватели Sekundarstufe II могут учить детей в последних классах школы (10-13-ые, в зависимости от земли и конкретной школы число классов может отличаться), а также в профессиональных училищах и вечерних гимназиях для взрослых.

Для получения этого уровня необходимо закончить бакалавриат и магистратуру. В сумме стандартное обучение должно занимать 9-10 семестров и 270-300 пунктов ECTS, плюс государственный экзамен или магистерская работа.

Два предмета, которые будут преподаваться учителем, должны быть изучены как минимум на 90 ECTS баллов.

Berufliche Bildung – профессиональный учитель. Преподаёт предметы, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, к примеру, учит будущих поваров готовить еду и тому подобное. Может быть учителем по образованию, может быть просто опытным профессионалом. Оставим подробное описание данной профессии за рамками этой статьи.

Sonderpädagogik – учитель, который после окончания образования, получает дополнительные навыки для работы с инвалидами или душевнобольными детьми.

Признание иностранных дипломов

Иностранцам прежде всего интересно знать, признают ли немцы диплом педагога из другой страны. Однозначно ответить на этот вопрос довольно проблематично.

Ведь раз получение педагогического диплома регулируется на уровне земель, то и его признание тоже в масштабах страны не рассматривается. А в каждой немецкой земле свои правила признания иностранных дипломов школьного учителя.

В некоторых землях вообще нельзя преподавать, не имея диплома Германии или другой страны ЕС.

Ожидается, что учитель должен говорить на очень хорошем немецком, независимо от предмета, который он может преподавать. Поэтому для того, чтобы вообще пытаться найти работу в школе в Германии, придётся обзавестись сертификатом знания немецкого на уровне С1.

Как видно из описания, школьный учитель в Германии обязан уметь преподавать минимум 2 предмета. Поэтому, если в дипломе указан только один предмет, то придётся доучиваться на второй.

Преподаватель начальных классов должен иметь одним из предметов немецкий.

Но так как за границей немецкий учат, как иностранный, то его в Германии не признают, так что для мигрантов-учителей путь в Grundschule обычно закрыт.

Иностранцу непросто занять вакансию учителя в Германии, хотя мест предостаточно.

Наиболее лояльно относятся к иностранным преподавателям математики и физики, потому что Германия испытывает недостаток таких учителей в школах.

При достаточном уровне немецкого, могут допустить приём на работу даже без второго предмета, но не на место учителя, а в качестве практиканта или ассистента.

Никто не запрещает при этом параллельно работе подготовиться к экзамену на второй предмет и получить полноценное подтверждение соответствия своего образования немецкому педагогическому.

Вообще, без подтверждённого диплома иностранец может работать либо в частных школах, либо в государственных, но только в качестве помощника-репетитора. В частные школы попасть сложно, так как там требования к уровню преподавания обычно повыше. В обоих случаях преподавателю без диплома, сравнимого с немецким, предложат срочный контракт, что сильно усложнит процедуру продления визы.

Процесс подтверждения дипломов, полученных за границей ЕС, примерно такой. Сначала каждый предмет в программе будет сравнён с соответствующим ему немецким. Смотрят не только на содержание, но и на количество часов. Если в этом отношении всё в порядке, то обычно остаётся сдать только государственный экзамен. С таким подтверждением уже можно пытаться устроиться работать в школе практикантом.

Когда содержание программы обучения не соответствует немецкому, диплом не подтверждают. Подтвердить диплом “по частям”, не получится, это запрещено. Исключение делают только, если программа в целом подобна немецкой, но в дипломе преподавателя указан только один предмет. В этом случае придётся пройти дополнительное обучение и сдать экзамен.

Чтобы отправить диплом на проверку, надо сначала определиться с землёй. Затем, при помощи базы anabin или через другой государственный сайт, найти организацию, ответственную за признание диплома учителя в данном регионе. Им надо предъявить как минимум паспорт, диплом, подтверждение опыта и свидетельства повышения квалификации. Также могут потребовать прочие дополнительные бумаги.

Нехватка учитилей в Германии

Согласно исследованию фонда Бертельсманна, к 2025 дефицит учителей в Германии достигнет 35000 позиций. Число школьников, в том числе из-за беженцев, выросло. На следующие годы запланировано увеличение количества школ полного дня – Ganztagsschulen) По подсчётам фонда, нынешних студентов, изучающих педагогику в университетах, не хватит для заполнения пробелов.

В течение следующих семи лет в Германии необходимо принять на работу 105000 учителей начальной школы, из которых 60000 новых преподавателей призваны заменить уходящих на пенсию, 26000 компенсируют увеличение числа учащихся, 19000 – развитие Ganztagsschulen.

Но за этот период немецкие университеты подготовят только 70000 преподавателей, что и приводит к разнице в 35000 учителей начальных классов.

В ближайшие годы в немецких начальных школах нехватка педагогов станет проблемой.

Председатель Bertelsmann-Stiftung Йорг Дрэгер призвал правительство искать решение проблемы. В настоящее время, к примеру, в Берлине лишь 28% начинающих учителей – обученные педагоги начальной школы. Остальные – преподаватели старших классов или вообще Quereinsteiger – люди, сменившие профессию.

Ассоциация начальных школ Grundschulverband предупреждает о «драматических» последствиях сложившейся ситуации для учеников.

«Младшие классы должны оставаться абсолютным табу для учителей-дилетантов».

В первые годы школы закладываются основы для дальнейших успехов или неудач в учебе. Исправлять безграмотность в старших классах сложнее.

Одним из вариантов решения проблемы, предложенным исследователями, является повышение мотивации людей, занятых на неполный рабочий день и пенсионеров. Частично занятым педагогам советуют предоставить возможность совмещать семью и работу. Их детям надо обеспечить места в детских дошкольных учреждениях, а самих учителей разгрузить от работы, которая не относится напрямую к образованию.

Чтобы заинтересовать пенсионеров продолжать педагогическую деятельность, рекомендуется увеличить верхнюю границу дополнительного заработка, что позволит учителям со стажем получать и зарплату, и пенсию. В некоторых землях уже применяется финансовое стимулирование.

Педагоги-пенсионеры земли Северный Рейн – Вестфалия получают 10%-ное увеличение зарплаты или повышенную пенсию, продолжая работать. А в Саксонии предлагают надбавку в 800 евро при переезде в регион, в котором не хватает учителей.

Поощряется также переобучение на недостающие специализации или работа после 63-летнего возраста.

23-12-2018, Степан Бабкин

Источник: https://www.tupa-germania.ru/rabota/uchitel-v-germanii.html

Высшее образование заочно: к чему готовиться?

Как узнать: нужно ли мне учиться на педагога?

Количество заявлений

На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:

  • на очное образование – почти 7 заявлений на одно место;
  • на заочное – чуть больше 2 заявлений.

А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % – на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.

Вступительные экзамены

Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ – обязательны.

Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.

Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.

Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.

Стоимость

Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.

Возраст студентов

Любой.

Как проходит заочное обучение в вузе

Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года.

В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф.

Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.

Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.

О чем еще нужно подумать заранее

Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.

Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.

Призывники

Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.

Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

  • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
  • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
  • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
  • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная.

    Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.

  • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте.

    На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

«В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии.

Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные – женщины 30–40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии». Антонина, 28 лет.

Мифы о заочном обучении

Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным.

Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ.

Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.

Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией.

Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике.

А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства.

Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах.

НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.

Источник: https://propostuplenie.ru/article/zaochnoe-vysshee-obrazovanie-chto-eto-takoe-i-est-li-ot-nego-polza/

Вопросы по закону
Добавить комментарий