Как в данной ситуации избежать выплаты налогов?

Как не платить налог при продаже квартиры – Рынок жилья

Как в данной ситуации избежать выплаты налогов?

21.02.2019 | 08:00 31314

Продал квартиру – плати налог. Это утверждение верно, но лишь отчасти. Ведь существуют ситуации, когда можно избежать перечисления в бюджет государства немалых сумм. Какие условия нужно выполнить, чтобы совершенно легально сэкономить на налогах?

Попробуем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, максимально доходчиво.

Базис и надстройка

Понятно, что, продав квартиру, человек получает доход. И доход должен подлежать налогообложению. И всем известно, что налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет в России 13% для резидентов и 30% для нерезидентов.

А знаете ли вы, что средства, полученные от продажи недвижимости, могут быть освобождены от налогообложения либо налог на них будет уменьшен?

Для того чтобы от вас не требовалось уплаты налога, необходимо владеть квартирой более пяти лет. Эта норма применяется только в отношении недвижимого имущества, приобретенного в собственность после 1 января 2016 года; на объекты, которые получены в собственность ранее, действует прежнее ограничение – три года.

Теперь трехлетний срок распространяется только на четыре исключительных случая: если жилая недвижимость перешла в собственность по наследству; если она подарена близкими родственниками; если право собственности возникло в результате приватизации (а она у нас теперь бессрочная); если имущество получено плательщиком ренты по договору пожизненного содержания с иждивением.

Те же льготы о трех и пяти годах с 2019 года стали доступны и нерезидентам. А вот норма о 30-процентной ставке налога в случае «досрочной» продажи для них сохранилась.

Следующий вопрос: а как определяется срок владения недвижимостью? Очень просто: с момента государственной регистрации перехода права собственности. Опять же есть исключения.

При наследовании за точку отсчета берется дата открытия наследственного дела (то есть смерти наследодателя), а когда наследник вступил в свои права – уже неважно.

А вот при покупке жилья в кооперативе срок владения считается со дня выплаты последнего пая или подписания акта передачи.

Допустим, обладатель доли в квартире выкупил у совладельцев все остальные доли и стал собственником целого. Надо ли ему ждать еще пять лет? Нет, срок ведется с того момента, когда он стал собственником первой доли.

До трех и пяти

А что делать тем, кто продал свою недвижимость, так сказать, досрочно? В этом случае вы можете уменьшить налогооблагаемый доход (или налогооблагаемую базу) по своему выбору – или на сумму имущественного налогового вычета или на сумму расходов, понесенных на приобретение недвижимости.

Продавец квартиры, бывшей в собственности меньше трех или пяти лет, имеет право на имущественный налоговый вычет при продаже недвижимости (нерезиденты такого права лишены). Он составляет 1 млн руб., и им можно воспользоваться один раз за налоговый период (год). Так что, если вы одномоментно продаете сразу несколько квартир, не обольщайтесь, под вычет попадет только одна из них.

Но большинство продает все-таки по одной. И, казалось бы, чего проще: прописал в договоре стоимость в миллион, закрыл его вычетом, и дело в шляпе. Не тут-то было: государство себя не обидит.

Во-первых, сделка может быть признана притворной со всеми вытекающими последствиями.

А во-вторых, есть еще и такая штука, как кадастровая оценка. Это государство за вас решает, сколько ваша квартира должна стоить, чтобы собирать другой налог – на имущество. Но – если ваша цена продажи будет ниже кадастровой стоимости, умноженной на коэффициент 0,7, то за налогооблагаемую базу берется более высокий показатель.

Указанный имущественный вычет предоставляется в размере 1 млн руб. при продаже жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков, земельных участков (долей в перечисленной недвижимости) или в размере 250 тыс. руб. – при продаже иных объектов недвижимости (например, гаража).

НК РФ, пп. 1 п. 2 ст. 220. Консультант-Плюс

Если квартира продана дешевле, чем покупалась (но в пределах 0,7 кадастровой стоимости), в этом случае уместнее использовать второй способ – подтвердить расходы на покупку. То есть, чтобы налог не платить совсем, надо доказать, что никакого дохода вы не получили.

Если же продажа в пределах миллиона рублей (например, дача), то проще воспользоваться вычетом, а не доказывать долго и нудно свои вложения в строительство этой самой дачи.

Важно: при использовании налогового вычета, даже если налог обнуляется, необходимо подавать налоговую декларацию.

Продал – и снова купил

Но не будем забывать, что помимо имущественного вычета при продаже есть еще и имущественный вычет при покупке жилья – 2 млн руб. И если продажу, а потом и покупку жилья вы совершили за один налоговый период, то возможны такие ситуации, когда государство вам останется еще и должно.

Вот конкретный пример, с цифрами.

Человек продает квартиру за 4,8 млн руб. Ранее, меньше пяти лет назад, он приобрел ее за 3,6 млн и правом имущественного вычета при покупке не пользовался. В этом же году он покупает новую квартиру за 3,2 млн руб. И вот тут при расчете НДФЛ возникает два варианта.

Первый: 4,8 млн минус 3 млн вычетов (1 млн при продаже и 2 млн при покупке) – остается 1,8 млн. Умножаем на 13% и получаем НДФЛ в размере 234 тыс. руб. Как говорится, не забудьте заплатить налоги – и спите спокойно.

Второй вариант сложнее, но симпатичнее. Если в кадастровой службе не начудили с оценкой (впрочем, и это легко оспорить), то расклад будет таким.

Отказываемся от вычета при продаже, а совсем наоборот – подтверждаем расходы на старую покупку: 4,8 млн минус 3,6 млн равно 1,2 млн руб.

Цена новой покупки (3,2 млн руб.) позволяет полностью за один раз использовать вычет в 2 млн. Даже еще и остается 800 тыс. руб.

И если наш гражданин за налоговый период получил именно такой доход (что подтверждается справкой 2-НДФЛ от работодателя), то ему будет возвращено из бюджета 104 тыс. руб. (13% от 800 тыс.). Если доход меньше – остаток можно будет получить на следующий год.

Для тех, кто в доле

При продаже квартиры, находящейся в долевой собственности, также можно воспользоваться имущественным вычетом в 1 млн руб. Только надо понимать, что он будет распределен пропорционально долям совладельцев.

Здесь интересно рассмотреть вариант, когда один из собственников освобожден от уплаты налога, а у других такое время еще не наступило.

Например, мать владеет половиной квартиры, а вторую половину в равных долях унаследовали после смерти отца совершеннолетние дети.

Мать, соответственно, собственница уже более пяти лет, а у детей и трех не прошло после открытия наследства. И вот они эту квартиру продают.

В договоре купли-продажи владельцы долевой собственности могут установить порядок распределения дохода, непропорциональный их долям. Естественно, что в данной ситуации львиная часть дохода будет распределена в пользу матери, поскольку ей платить налог не надо.

А доли дохода детей могут быть таковы, чтобы каждому вписаться в одну треть от миллиона рублей вычета (напоминаем, что вычет привязан к продаваемому объекту, значит, в данной ситуации делится на троих).

В итоге никто ничего не платит, но дети обязаны подать декларацию о доходах.

В вышеуказанном примере, конечно, есть нюанс в виде кадастровой стоимости – налогооблагаемая сумма у детей не должна быть меньше 70% кадастра.

Констатация о декларации

Даже нулевой налог, а также факт продажи недвижимого имущества (находившегося в собственности менее трех или пяти лет) и заявление вычета необходимо зафиксировать в декларации 3-НДФЛ.

Срок ее подачи – до 30 апреля следующего после продажи квартиры года. Перечислить налог без штрафных санкций можно до 15 июля, с 16-го начинают капать пени.

Декларацию можно заполнить самостоятельно, а можно обратиться к специалистам, сегодня эта услуга стоит в Петербурге от 650 руб.

Когда читаешь Налоговый кодекс Российской Федерации, постоянно вспоминается профессор Преображенский из булгаковского «Собачьего сердца». А именно его фраза, обращенная к Швондеру: «Кто на ком стоял? Потрудитесь излагать ваши мысли яснее». Впрочем, если бы законы писались человеческим языком, то и юристы были бы не нужны.

Что необходимо приложить к декларации? Копии всех документов, подтверждающих факт совершения сделки: выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, акт приема-передачи. Если продавали подаренную квартиру – то договор дарения. Если необходимо – заявление о предоставлении вычета в 1 млн руб.

Даже за вовремя не поданную декларацию с нулевым налогом грозит штраф в 1 тыс. руб. А уж если реальный – то и вовсе от 5 до 30% суммы налога.

Наиля Берестовая, генеральный директор агентства «Время недвижимости»:

– Очень важно все налоговые нюансы по продаже имущества просчитать заранее.

Надо внимательно проверить срок владения, кадастровую стоимость и стоимость по договору купли-продажи.

Очень внимательно надо рассчитать налог в случае продажи долевой собственности. Не все налоговые служащие принимают договор купли-продажи с перераспределением долей (то есть доли не совпадают с реальными).

Как покупатели, родители могут получить налоговый вычет за своих несовершеннолетних детей.

Еще можно получить 13% с выплаченных процентов по ипотечному кредиту.

Есть вопросы или сомнения – обращайтесь к специалистам! Не допускайте просчетов в налогах

Игорь Воронин    freepik.com   

Источник: https://www.bn.ru/gazeta/articles/250979/

Транспортный налог за давно проданное авто

Как в данной ситуации избежать выплаты налогов?

Именно сейчас не искушенные в юриспруденции граждане стали пожинать плоды порочной практики 90-х гг. – так называемой продажи автомобиля по генеральной доверенности. Через много лет после такого действа они вдруг оказываются обязаны государству кругленькую сумму транспортного налога, разумеется, с пенями и штрафами.

Ситуация. В 1991 г. я приобрела и зарегистрировала в МРЭО г. Санкт-Петербурга автомобиль. Мой сын пользовался им по доверенности. В 1995 г. сын продал автомобиль по доверенности, следы нового владельца были утеряны. Поскольку копий документов на автомашину у меня не осталось, я благополучно забыла о ее существовании.

Вдруг бывшие соседи по питерской квартире (в которой ни я, ни сын давно не проживаем) сообщают мне по телефону, что к ним (по адресу регистрации автомобиля) пришло извещение на мое имя о необходимости уплатить транспортный налог и штраф в большой сумме. И это при том, что до 2009 г. никаких напоминаний от налоговой инспекции не поступало!

Правомерны ли в данной ситуации действия налоговой инспекции? Помогите разобраться и подскажите последовательность моих дальнейших действий. Существует ли какой-либо срок исковой давности, ведь с момента продажи автомобиля прошло уже 14 лет?

Продажа по доверенности – казус

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Об этом говорится в ст. 210 ГК РФ.

В отношении личного авто это бремя велико, а в прошлом веке было еще больше. Огромные очереди в ГАИ, чтобы снять с учета и поставить на учет, стали главной причиной распространения в 90-х гг. полулегального способа продажи автомобилей – по генеральной доверенности.

Кроме того, продажа по доверенности была выгодна в плане налогообложения: отпадала необходимость декларировать доход от продажи автомобиля. Те, кто машины продавал не часто, теряли при нормальном оформлении продажи только время (сначала была налоговая льгота, потом имущественные вычеты по НДФЛ).

Те же, кто зарабатывал на продаже подержанных машин, были кровно заинтересованы в продаже по доверенности, чтобы не платить подоходный налог.

Так или иначе примерно треть подержанных авто в России продавалась по доверенности.

Родственнику для пользования автомобилем можно выдать без всякой траты денег простую доверенность на право пользования. Когда выдавалась генеральная доверенность (с правом распоряжения и на осуществление регистрационных действий), подразумевалось, что поверенный в конце концов снимет машину с учета в ГАИ и перерегистрирует ее через комиссионный магазин на себя или на другое лицо.

Классическая схема: доверенность составляли у нотариуса, сначала продавец держал ее у себя, потом покупатель передавал деньги и получал расписку продавца, далее продавец отдавал машину, ключи, доверенность и документы на машину, получая взамен расписку покупателя.

Все делали в один день. Очень редко составляли письменный договор купли-продажи. Выдача доверенности явно противоречила существу фактической сделки купли-продажи, которая, как правило, имела устную форму.

Из доверенности, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации следовало, что собственником является гражданин, выдавший доверенность. Но при этом он полностью терял всякий контроль над автомобилем и уже не чувствовал себя собственником.

Выдача доверенности перед продажей – абсурд, поскольку сразу после продажи она теряет силу, становится попросту незаконной.

Кто-то может возразить, что до снятия с учета в ГАИ автомобиль продолжал оставаться собственностью продавца. Но это не так. Сделки с воздушными, морскими и речными судами регистрируются в едином государственном реестре как сделки с объектами недвижимости, и без их регистрации право собственности не переходит (ст. ст.

130, 131 и 164 ГК РФ). В то же время автомобили к недвижимости не относятся. Их регистрация предусмотрена исключительно в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”) и не связана с переходом права собственности.

До тех пор пока согласно документам ГАИ (ГИБДД) собственник прежний, новый не может ездить на машине по дорогам, проходить техосмотр и совершать регистрационные действия без доверенности. Однако он имеет право разобрать автомобиль на запчасти. Можно купить автомобиль и поставить на крышу своего дома в качестве интерьера, при этом регистрировать его не нужно.

Сделка по отчуждению автомобиля может быть совершена в простой письменной форме путем подписания одного документа сторонами (договора) или путем обмена односторонними документами (например, две расписки) (ст. 160, пп. 2 п. 1 ст. 161 и п. 2 ст.

434 ГК РФ). Если же сделка по отчуждению автомобиля исполняется при ее совершении (то есть передача автомобиля и денег происходит одновременно), то она может быть совершена и в устной форме независимо от суммы сделки (п. 2 ст. 159 и п. 2 ст.

161 ГК РФ).

Без бумажки ты букашка

Как вообще стала возможна подобная ситуация?

Жизнь показала, что устное заключение сделки по продаже авто хотя и законно, но неприемлемо для продавца, поскольку лишает его важнейших доказательств. К сожалению, расписки составлялись не всегда и хранились недолго, продавец не снимал копии с доверенности и с документов на машину и вскоре вообще забывал все, даже место нахождения нотариуса. А зря.

Как доказать, что продавец не находился за рулем, когда на авто было совершено уголовно наказуемое преступление или по причине аварии причинен крупный ущерб чужому имуществу, особенно когда истек срок действия доверенности? Правильно, с помощью документов, подтверждающих фактическую продажу автомобиля. Если их нет – беда. Ведь владельцем транспортного средства, по мнению следственных органов, в этом случае придется считать того, за кем последним автотранспортное средство было зарегистрировано в ГАИ.

Аналогичный подход применяют многие суды при рассмотрении налоговых споров, связанных с транспортным налогом. Оказалось, что огромное количество машин, много лет назад переданных по доверенности, новые хозяева не снимали с учета. Когда же срок доверенности истекал, они не могли с машиной совершить никаких регистрационных действий.

Поэтому они либо обращались к продавцу за новой генеральной доверенностью, либо подделывали его подпись и ездили с поддельной простой доверенностью, либо разбирали машину на запчасти. А иногда просто бросали ее, и она где-то стояла и ржавела годами. А тем временем автомобиль продолжал числиться в ГАИ (ГИБДД) за прежним владельцем.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/108682/

Причины возникновения уклонения от уплаты налогов

Как в данной ситуации избежать выплаты налогов?

Сидоров А. А. Причины возникновения уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 409-412. — URL https://moluch.ru/archive/259/59453/ (дата обращения: 18.01.2020).



Одной из основных проблем, с которой в современных реалиях сталкиваются многие государства, в том числе Российская Федерация, является уклонение или неуплата налогов и сборов. Возникающая в связи с этим ситуация пагубно сказывается не только на аппарате власти, но и на населении страны в целом.

В связи с тем, что государственная казна недополучает определенных денежных средств, на которые она рассчитывает и, в соответствии с этими расчетами, планирует дальнейшую политику, ряд отраслей остаются недофинансированными. Как отмечает Тищенко А. Н.

, при исследовании данного вопроса, на макроуровне данное явление приводит к недостаточному поступлению денежных средств в бюджеты различных уровней и, как следствие, недостаточному финансированию расходов, направленных на развитие социальной сферы.

Другими словами, недофинансированными остаются такие жизненно необходимые составляющие общественной жизни, как образование, медицина, защита и охрана прав, свобод и законных интересов личности, культура, охрана окружающей среды, поддержка малообеспеченных слоёв населения и людей с физическими недостатками и многие другие [1, 119–125].

Но прежде чем переходить непосредственно к причинам уклонения от уплаты налогов, целесообразно будет определиться с тем, что же из себя представляет данное явления, или иными словами, дать определение термину. По моему мнению, следует обратиться к работе Ермаковой Е. А.

Согласно ей, уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом осознано, которое желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний [6, 147–151].

Теперь, когда мы раскрыли данный термин можно переходить непосредственно к теме данного исследования — причины возникновения уклонения от уплаты налогов. Сразу хотелось бы оговориться, что исчерпывающего перечня не существует.

Во-первых, учёные по-разному классифицируют обстоятельства или факты, способствующие совершению данного правонарушения или даже преступления. Во-вторых, при разработке данной проблемы, носящей массовый характер, нередко исследователи перестают видеть в цифрах людей.

То есть, «человеческий фактор» перестаёт учитываться, что, по моему мнению, недопустимо. В начале любой проблемы лежит её социальная особенность, обладающая огромным значением, она может, как подтолкнуть к совершению противоправных деяний, так и воспрепятствовать совершению таковых.

В данной работе указанному критерию будет уделено особое внимание.

Предлагаю к рассмотрению следующую классификацию указанных причин: экономические, политические, психологические, социальные.

  1. Политические причины. Проявляются в тех случаях, когда государство в своём стремлении пополнить казну начинает ущемлять интересы граждан, путём использования налоговых механизмов. В данной ситуации человеку, да и населению в целом, видится предпочтительным вариант уклонения от уплаты налога, для удовлетворения своих нужд. Ещё один важный фактор, играющий значительную роль в причинах уклонения от уплаты налога, это несправедливое перераспределение аккумулированных денежных средств. На сегодняшний день, практически не осуществляется регулирование некоторых видов деятельности, в виду, которого происходит чрезвычайно высокий рост организаций, связанных с добычей различного рода сырья, в виду своей относительной простоты и минимизации затрат. Итогом служит огромная зависимость государства от данного вида деятельности и динамики стоимости этого ресурса. Заслуживает внимания и тот факт, что большинство ученых и практиков считают, уклонение от уплаты налогов проявлением неэффективной налоговой системы. Своё подтверждение данный аргумент находит в исследованиях Д. Р. Песковой, которая считает, что весомой причиной ухода фирм в тень является несоответствие размера налоговых выплат количеству и качеству общественных благ, создаваемых государством [2, 14].
  2. Экономические причины. Наиболее полно проявляется в секторах экономики связной с производством сельскохозяйственной продукции. Данный вид деятельности специфичен, во-первых, своей сезонностью, во-вторых, непрогнозируемость. Граждане, занимающиеся данным видом деятельности, не могут точно просчитать ожидаемую прибыль, так как зависят от ряда факторов (отсутствие в определённые периоды оборотных активов), в том числе и непредвиденных (погодные условия, плодородность почвы и т. д.). Однако налоговое бремя не учитывает эти особенности, что затрудняет своевременное исполнение налогоплательщиком своей обязанности. Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. В случае неполучения государственным бюджетом спрогнозированных денежных сумм, правительство будет вынуждено вносить непредвиденные корректировки, связанные с ограничением реализации некоторых государственных программ (например, не выплата заработной платы работникам, находящимся на государственном обеспечении). Также следует отметить одни из самых актуальных причин уклонения от уплаты налогов в России — нарушения налогового законодательства зачастую возникают из-за высоких налоговых ставок и низкого уровня жизни [3, 267].
  3. Социальные причины. Основной задачей налогов является обеспечение существования и деятельности государства, выполнение им своих функций. В конституции РФ закреплено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1, статья 7) [7]. Следовательно, аккумулированные денежные средства должны не только покрывать расходы государства, но и удовлетворять интересы граждан, служить инструментом социальной политики. По мнению В. Ю. Бурова и В. С. Потаева, «… налоговая система должна выполнять регулирующую функцию и служить инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Эффективная налоговая система позволяет оптимизировать деятельность малых предприятий и привлекать инвестиции. В связи с тем, что действующая система налогообложения не отвечает требованию развития малого бизнеса, возникает необходимость ее реформирования» [4, 120]. Следует иметь ввиду, что посильность налогового бремени обуславливается приносимой пользой. Иными словами, при перераспределении доходов, полученных от налогообложения, направленном на функционирование социальных служб, здравоохранения, обеспечение правопорядка и прочее, налогоплательщик усматривает личную заинтересованность в данном процессе. Что, в конечном итоге, снижает сопротивление против уплаты налогов.
  4. Психологические причины. Как уже было отмечено выше, пренебрежение данными причинами является, по моему субъективному мнению, ошибкой. Именно поэтому в данном исследовании будет проведён разбор указанного фактора. Налоги являются одни из важнейших критериев существования государства, выполнение возложенных на него задач и функций, в том числе в социальной среде. Однако неэффективность выполнение данных обязанностей подрывает у населения доверие к власти. Налоговое бремя реально умешает совокупный доход граждан, может привести к ситуации, которая изменит социальное положение. Отсюда возникает стремление избежать уплаты законно установленных налогов и сборов. Но не стоит думать, что такая ситуация сложилась исключительно в нашем государстве. Во всем мире, никто не любит платить налоги. Хорошим примером, хоть и не научного характера, может служить творчество Терри Пратчетта, английского писателя. В своём произведении «Мрачный жнец» высказана следующая мысль: «Есть смерть и есть налоги, только налоги гораздо хуже, потому что смерть случается один раз в жизни, а налоги — каждый год». Приведённый пример служит следующей цели: он иллюстрирует тот факт, что налоги обременяют жизнь абсолютно всех людей, не зависимо от страны их проживания. Отсюда следует вопрос: почему проблема уклонения от уплаты налогов так остро стоит именно в нашем государстве? Причин тому несколько. Первая — низкая правовая культура. Вторая — частые изменения налоговых постановлений, которые и не дают гражданам определиться с их отношением к данному налогу, что справедливо в налогообложении, а что нет.
  5. Технические причины. Находят своё отражение в налоговом контроле: методах и формах его проведения. Как отмечает Карцева М. С., налоговые органы не в состоянии проверять всю бухгалтерскую отчётность и все проводимые операции, таким образом, у налогоплательщика возникает желание скрыть некоторые суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет [5]. Нельзя не согласиться с мнением Сивцевой И. И. и Ноевой Е. Е. что, на государственном уровне следует решить назревшие проблемы для создания справедливой налоговой системы с целью реального облегчения налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков и предотвращения потерь бюджета за счет уклонения от уплаты налоговых платежей [3, 267].

Подводя итог проведённого мною исследования, хотелось бы ещё раз отметить основные его положения. Как мы видим, существует множество причин уклонения от уплаты налогов, носящих самый разных характер, от экономических и политических, вплоть до психологических.

Однако первопричиной служит невыполнение государством своих функций, результатом которого служит потеря доверия у населения, что находит своё выражение в стремлении последнего так же избежать исполнения своих обязанностей.

Итогом служит существующая ныне ситуация: когда государство уже не в состоянии выполнять стоящие перед ним цели и задачи, и в первую очередь социальные, ввиду недофинансирования бюджета.

Получается замкнутый круг, когда уклонение от уплаты налогов, вызванное не способностью правительства выполнять свои обязанности, привело к ситуации, когда правительство уже не в состоянии их исполнить, в виду недостаточных денежных средств, вызванных неуплатой законно установленных налогов и сборов.

Литература:

  1. Тищенко А. Н. Основные причины уклонения от уплаты налогов — Вестник УрФУ, Серия: Экономика и управление. — 2011. — № 4.
  2. Пескова Д. Р. Теневая экономика и экономический рост — определение направлений взаимовлияния // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике: материалы всерос. науч. конф. — М., 2007.
  3. Сивцева В. И., Ноева Е. Е. Проблемы массового уклонения от уплаты налогов // Молодой учёный № 10 (144)/2017.
  4. Буров В. Ю., Потаев В. С., Суходолов А. П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. Монография. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011.
  5. Карцева М. С. Суть причин уклонения от налогов / М. С. Карцева // Молодёжь и наука. — 2015.
  6. Ермакова Е. А. Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с «однодневками» / Е. А. Ермакова // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9.

Источник: https://moluch.ru/archive/259/59453/

От сумы да от тюрьмы не зарекайся

Как в данной ситуации избежать выплаты налогов?

Неуплата налогов помимо неприятностей с налоговой инспекцией может обернуться для должностных лиц организации еще и уголовным преследованием.

Более того, в некоторых случаях риск оказаться руководителю или главному бухгалтеру в местах не столь отдаленных возникает даже при совершении внешне абсолютно законных действий.

Мы проанализировали реальные приговоры, вынесенные судами по «налоговым» статьям Уголовного кодекса РФ, и подготовили рекомендации для руководящей верхушки компаний о том, как не попасть на скамью подсудимых.

Ответственности за неуплату обязательных платежей в бюджет в Уголовном кодексе посвящены всего 6 статей. Из них две — 199.3 и 199.

4 — устанавливают уголовную ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, которые налоговыми платежами по правилам Налогового кодекса не являются.

Так что если подходить к вопросам уголовной ответственности именно за налоговые правонарушения, то внимание необходимо обратить только на 4 статьи УК РФ.

Первые две — ст. 198 и 199 УК РФ — устанавливают ответственность непосредственно за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов. При этом ст. 198 УК РФ карает за указанное правонарушение физических лиц, а ст. 199 УК РФ — организации.

Отдельная статья — 199.1 УК РФ — вводит уголовное наказание для налоговых агентов (как ИП, так и организаций). И, наконец, ст. 199.

2 УК РФ предусматривает кару за сокрытие денег и иного имущества ИП или организации, за счет которого должно производиться взыскание налогов.

К сведению

Согласно ст. 198 УК РФ под физическим лицом — плательщиком страховых взносов понимаются индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Остановимся на каждом из вышеназванных составов преступления подробнее.

Уклонение: посадят не всех и не за все

Начнем с ответственности за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов.

Критерий первый

Тут и для физических лиц, и для организаций важен тот факт, что преступлением является не любая недоимка, а только та, которая превышает определенные законодателем суммовые пороги.

Проще говоря, чтобы «попасть под статью», нужно не уплатить налогов и страховых взносов на определенную сумму. Так, и ст. 198, и ст. 199 УК РФ гласит, что уклонение от уплаты налогов является преступлением, если оно совершено в крупном размере.

Расшифровка этого термина приведена в примечаниях к каждой из статей.

В частности, для организаций крупный размер установлен в абсолютном и относительном значениях. Неуплата налогов и страховых взносов на сумму 15 млн руб. и более признается крупным размером без каких-то дополнительных условий. Также крупным размером может признаваться сумма неуплаченных налогов и страховых взносов, если она превышает 5 млн руб.

в пределах трех лет подряд. Но тут уже введен дополнительный (относительный) показатель: преступление возникает только при условии, что доля неуплаченных налогов и страховых взносов превысила 25% от сумм налогов (взносов), подлежащих уплате этой организацией за те же три года. Недоимка менее 5 млн руб. уголовно не наказуема ни при каких условиях.

Как видим, уголовное дело в отношении должностных лиц организации по ст.

199 УК РФ (за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов) могут возбудить и в ситуации, когда общая сумма неуплаченных налогов (взносов) меньше 15 млн руб., но при этом она превышает 5 млн руб.

и одновременно четверть от всех налогов, подлежащих уплате этой организацией. Проиллюстрируем это положение УК РФ на примере.

Предположим, по правилам Налогового кодекса организация должна была перечислить в бюджет в 2015 г. 6 млн руб., в 2016 г. — 7 млн руб. и в 2017 г. — 8 млн руб., что в совокупности дает 21 млн руб. налоговых обязательств за три года подряд. В этой ситуации если по указанию директора компания задекларировала и заплатила в каждом году только по 5 млн руб.

, то директор совершил преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ. Ведь общая сумма недоплаты в данном случае оставит 6 млн руб., что больше минимального порога в 5 млн руб., установленного ст. 199 УК РФ. И при этом неуплаченная сумма превышает четверть от всех налоговых обязательств этой организации за три года (25% от 21 млн руб. = 5,25 млн руб.).

Критерий второй

Второй обязательный критерий, который всегда учитывается следствием и судом при решении вопроса об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (страховых взносов), — это способ уклонения. Преступной является только такая недоимка, которая возникла в результате следующих действий налогоплательщика:

— непредставление налоговой декларации или расчета либо других обязательных по Налоговому кодексу документов;

— включение в налоговую декларацию (расчет, иные документы) заведомо ложных сведений.

Под «иными документами» для указанных целей понимаются любые предусмотренные Налоговым кодексом документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов, страховых взносов) (п.

5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»).

К таким документам, в частности, относятся:

— выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций;

— расчеты по авансовым платежам;

— годовые отчеты о деятельности иностранной организации;

— документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Таким образом, особое внимание налогоплательщикам, не желающим столкнуться с уголовным преследованием, нужно уделять качеству информации, включаемой в налоговые декларации (расчеты) и прочие документы, предусмотренные Налоговым кодексом. А чтобы было понятнее, какие именно действия уголовно наказуемы, приведем несколько реальных приговоров.

Так, Президиум Верховного суда Республики Татарстан признал правомерным привлечение руководителя организации к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. При этом было доказано, что руководитель компании составлял фиктивные договоры, на основании которых формировались счета-фактуры и бухгалтерские документы.

И уже на основании этих документов заведомо ложные сведения попадали в налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль.

В данном случае решающее значение имел именно факт умышленного составления фиктивных договоров, так как очевидно, что руководитель, составлявший такие договоры, не мог не знать, что это повлечет включение в налоговые декларации неверных сведений и неуплату налогов (постановление от 03.05.2017 № 44-Г-60).

Санкт-Петербургский городской суд признал правомерным осуждение руководителя за уклонение от уплаты налога на имущество организаций.

В данной ситуации правонарушение выразилось в том, что компания приняла от исполнителя по договору подряда созданные основные средства, однако в регистрах бухгалтерского учета по решению руководителя эти объекты не отразила. Соответственно, они не попали в баланс и налоговую декларацию по налогу на имущество.

Такие действия руководителя следствие правомерно квалифицировало как внесение заведомо ложных сведений в налоговые декларации по налогу на имущество (Апелляционное определение от 02.11.2017 № 33-10871/2017).

Отдельно нужно остановиться на ситуациях, когда уклонение от уплаты налогов выражается в непредставлении налоговых деклараций.

Понятно, что если речь идет об индивидуальных предпринимателях, то тут оснований для сомнений не имеется: они лично несут всю полноту ответственности за непредставление любой из деклараций, которую необходимо было представить в соответствии с применяемой системой налогообложения (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.06.2017 № 33-12378/2017).

А вот в ситуации с юридическими лицами все уже не так просто. Ведь руководитель организации вовсе не обязан вникать в тонкости налогового учета. Особенно, если в компании имеется главный бухгалтер.

Анализ практики показывает, что суды этот момент учитывают и внимательно изучают должностные обязанности всех лиц, задействованных в подготовке и сдаче отчетности, чтобы определить:

— во-первых, в чьи обязанности входит подготовка и представление декларации:

— во-вторых, кто осуществляет контроль за выполнением этих функций;

— в-третьих, имелся ли у соответствующих должностных лиц умысел на неуплату налога путем непредставления декларации, или речь идет о простой ошибке либо невнимательности.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/378616/

Поможет ли изменение налогового адреса избежать плановой налоговой проверки | Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»

Как в данной ситуации избежать выплаты налогов?

Не секрет, что изменение налогового адреса (т.е. официальное изменение, которое фактически в подавляющем большинстве случаев носит сугубо формальный характер) является одним из способов предотвращения или, как минимум, отсрочки налоговой проверки.

Напомним

В соответствии с пп. 16.1.11 НКУ, налогоплательщик обязан уведомлять контролирующие органы об изменении местонахождения юридического лица и смене места жительства физического лица — предпринимателя.

Казалось бы, в чем заключалась сложность для фискалов начать проверку по новому адресу регистрации предприятия? Возможно, отсутствие порядка действий или несогласованность региональных фискальных подразделений?

Ранее фискалы не успевали отреагировать и предпринять организационные меры по откомандированию ревизоров, не говоря уже о допроверочном анализе, или сделать любые другие шаги, связанные с началом проверки.

Намного проще было оформить «фиктивный» выезд на новый адрес с последующим установлением отсутствия налогоплательщика по местонахождению и передачей информации на розыск в налоговую милицию, что предусмотрено алгоритмом взаимодействия структурных подразделений ГФС.

Таким образом, в девяти из десяти случаев изменение налогового адреса перед началом проверки автоматически определяло невозможность ее проведения.

В свою очередь, данному факту способствовала норма, указанная в Порядке учета плательщиков налогов и сборов, которая обязывала фискалов в случае уведомления субъекта хозяйствования о начале проверки обеспечить все меры по ее организации и проведению. Например, если уведомление о начале проведения проверки отправлено ГУ ГФС в г.

Киеве, а плательщик перерегистрировался в Закарпатской области, то проверку обязаны были осуществить должностные лица ГУ ГФС в г. Киеве. А затем еще и обеспечить реализацию материалов проверки, сопровождение обжалования и другие действия до полного согласования (упразднения) результатов проверки.

И так фактически происходило на практике.

Значительное количество неначатых документальных налоговых проверок, вызванное «миграцией» налогоплательщиков, формальность действий фискалов в проведении таких проверок, а главное — отсутствие реальных результатов работы привели к введению соответствующих нормативных изменений.

На сегодняшний день, если на время изменения местонахождения проверка не была начата, независимо от факта вручения уведомления и копии приказа на ее проведение, вопрос относительно проведения данной плановой документальной проверки рассматривается территориальным фискальным органом уже по новому местонахождению налогоплательщика.

То есть ревизорам «бывшей» налоговой уже не нужно беспокоиться по поводу каких-либо вопросов, связанных с осуществлением проверки, а достаточно лишь уведомить «новую» налоговую о необходимости ее начала. Указанная процедура на практике может длиться считанные часы.

Процитируем данное изменение: «…после снятия налогоплательщика с основного места учета, контролирующий орган продолжает администрировать налоги до окончания документальной проверки и согласования денежных обязательств по ее результатам, если проверка была начата», а вот трактовка до внесения изменений была следующей: «…если проверка была назначена и контролирующий орган уже уведомил о ее проведении» (приказ Минфина Украины «Об утверждении Изменений к Порядку учета плательщиков налогов и сборов» от 27.06.2018 г. № 589).

Полный алгоритм действий выглядит следующим образом.

Если при организации документальной плановой и внеплановой выездной или фактической проверки установлена невозможность проведения проверки в связи с отсутствием налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика или его законных (уполномоченных) представителей) по местонахождению, в тот же день составляется соответствующий акт в произвольной форме, удостоверяющий данный факт (пп. 1.4.5 п. 1.4 р. I Методических рекомендаций относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной фискальной службы при организации, проведении и реализации материалов проверок плательщиков налогов, утвержденных приказом ГФС от 31.07.2014 г. № 22 (далее — Методические рекомендации).

При этом подразделение органа ГФС, осуществляющее (возглавляющее) проверку и установившее невозможность проведения проверки в связи с отсутствием налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика или его законных (уполномоченных) представителей) по местонахождению, в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем составления данного акта, докладной запиской уведомляет об этом руководителя (его заместителя или уполномоченное лицо) органа ГФС и передает запрос на установление местонахождения налогоплательщика в оперативное подразделение соответствующего территориального органа ГФС по основному месту учета налогоплательщика.

Оперативное подразделение соответствующего территориального органа ГФС не позднее 10 к.дн.

со дня получения запроса в обязательном порядке письменно уведомляет инициатора запроса о проведенной работе с предоставлением копий полученных в ходе его выполнения материалов.

При необходимости указанный срок может быть продлен по решению руководителя указанного оперативного подразделения, но не более чем до 30 к.дн. со дня получения запроса, о чем это подразделение также письменно уведомляет инициатора до истечения 10-дневного срока.

В случае если в результате принятых работниками оперативного подразделения мер не установлено местонахождение налогоплательщика в определенные пп. 1.4.5 п. 1.4 р.

I Методических рекомендаций сроки, данное подразделение уведомляет об этом структурное подразделение органа ГФС, инициировавшее проведение мероприятий на установление местонахождения налогоплательщика, и передает руководителю (его заместителю или уполномоченному лицу) соответствующего органа ГФС служебную записку и материалы о проведенной работе (см. также разъяснение в подкатегории 136.07 системы «ЗІР»).

Таким образом, если субъект хозяйствования не желает «встречаться» с налоговиками, то изменение налогового адреса сегодня не будет являться действенным механизмом предотвращения проведения налоговой проверки.

Более «актуальным» в удовлетворении соответствующей «потребности» налогоплательщиков является недопуск к проверке, например, из-за отсутствия оснований для ее проведения. Подробно об этом читайте в статье «Недопуск налоговиков к проведению проверки: основания, оформление, последствия».

Как бы там ни было, но «игра в прятки» с фискалами, безусловно, может иметь логический смысл, однако важно понимать, что главным последствием такой игры станет сворачивание бизнеса, поскольку ненахождение предприятия по налоговому адресу является основанием для блокировки регистрации налоговых накладных (см. письмо ГФС от 21.03.2018 г. № 959/99-99-07-18). Ввиду этого, решаясь на подобный шаг, владельцу бизнеса стоит тщательно просчитать возможные сопутствующие потери.

В заключение стоит сказать об эффективности механизмов обжалования каких-либо действий или решений фискальных органов, а также разнообразии и многовекторности судебной практики в сфере налоговых споров, которые следует учитывать при оценивании рисков потерь, связанных с недопуском или уклонением от проведения налоговой проверки.

Например, хотя мы немного отклоняемся от нашей темы, поскольку касается это внеплановой проверки, но налоговики могут отчасти перейти границы дозволенного, скажем, издав не один приказ о проведении проверки.

Но Верховный Суд в данной ситуации поддержал налогоплательщика и указал, что контролирующий орган не уполномочен осуществлять попытки проведения проверки в виде многократного издания приказов в рамках исполнения определения следственного судьи, не исполнив требования законодательства относительно установления фактического местонахождения (места жительства) истца (см. постановление ВС/КАС от 08.08.2018 г. по делу № 823/1294/17).

Олег ВДОВИЧЕН,

управляющий партнер АО «Вдовичен та партнери», адвокат

Источник: https://interbuh.com.ua/ru/documents/oneanalytics/126142

Вопросы по закону
Добавить комментарий