Как защитить свои права при задержке зарплаты в районе Крайнего Севера?

Трудовые отношения: сложные вопросы

Как защитить свои права при задержке зарплаты в районе Крайнего Севера?

1 мая — День международной солидарности трудящихся.

В России 1 мая — традиция профсоюзного движения, которая собирает в своих рядах работников организаций различных отраслей экономики с главным требованием о достойном труде.

Речь идет и об обеспечении занятости населения, достойной заработной плате, надежных социальных гарантиях и стимулировании работников, оборудовании рабочих мест в соответствии со стандартами безопасности.

Главный девиз первомайских мероприятий профсоюзов в 2011 году: «За достойные рабочие места и заработную плату!». Представители профсоюзов приглашают всех жителей города принять участие в митинге 1 мая. А в преддверии Дня солидарности трудящихся наш эксперт готов ответить на все вопросы, связанные с трудовыми отношениями.

  • Здравствуйте. Я работаю внутренним совместителем на предприятии, на том же рабочем месте что и по основной работе. В сверх урочное время. За три года у меня накопилось 112 не оплаченых дней отпуска по совместительству. Как можно получить компенсацию за эти дни,без расторжения договора о совместительстве.Согласно статье 60.1. Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство).Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 ТК РФ.Отпуск при работе по совместительству регулируется статьей 286 ТК РФ, согласно которой лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом.Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе (письменному заявлению) работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.Исходя из положений статьи 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменена только часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней.Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).В силу статьи 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска полностью.Таким образом, в Вашем случае, если Вы не планируете расторгать трудовой договор по совместительству, по письменному заявлению может быть заменена денежной компенсацией только часть отпуска за каждый год, превышающая 28 календарных дней.
  • подскажите пожалуйста что делать если работодатель систематически задерживает заработную плату до 2-3 месяцев.Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, определена статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).В силу части 1 статьи 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.Для работодателей и руководителей организаций (должностных лиц), нарушающих нормы трудового законодательства, предусмотрена административная, уголовная и материальная ответственность.Статьей 352 ТК РФ установлены четыре способа защиты трудовых прав работников:1. Самозащита работниками трудовых прав.Если выплата заработной платы задержана на срок более 15 дней, работник может воспользоваться правом, предусмотренным частью 2 статьи 142 ТК РФ, и приостановить работу до момента ее выплаты. Об этом необходимо письменно известить работодателя.Не допускается приостановление работы в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и других органах и организациях, перечень которых определен частью 2 статьи 142 ТК РФ. В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.На время отказа от работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (часть 1 статьи 379 ТК РФ).На практике возникает вопрос относительно обязанности работодателя выплатить заработную плату работнику за период приостановления работы.В Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2009 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010 г.) указано, что отказ от выполнения работы является мерой вынужденного характера, предусмотренной законом для цели стимулирования работодателя к обеспечению выплаты работникам определенной трудовым договором заработной платы в установленные сроки. Работник имеет право на сохранение среднего заработка за все время задержки выплаты заработной платы, включая период приостановления работы. При этом работнику должны быть выплачены проценты за задержку заработной платы в соответствии со статьей 236 ТК РФ.2. Защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами.Статьей 370 ТК РФ определено право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений.Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства.Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения требования и принятых мерах.Профсоюзные инспекторы труда имеют право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.Если Вы являетесь членом профсоюза, то Вы можете обратиться в первичную профсоюзную организацию или к иным представителям, избранным работниками (статья 29 ТК РФ). При этом работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (статья 30 ТК РФ).3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.3.1. Согласно статье 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории России осуществляет федеральная инспекция труда.Вы можете обратиться в государственную инспекцию труда в Иркутской области лично с целью оказания Вам помощи в написании письменного заявления о нарушении Ваших трудовых прав и необходимости проведения проверки по имеющимся у Вас вопросам либо самостоятельно написать заявление, в котором изложить сроки задержки зарплаты, ее размер, причины задержек и другие сведения по существу вопроса.Адрес государственной инспекции труда в Иркутской области: 664007, г.Иркутск, ул.Софьи Перовской, 30.Личный прием осуществляется по предварительной записи по тел. 20-54-24, без записи Вы можете получить консультацию в субботу в порядке очереди с 10 ч. до 14 ч.3.2. Согласно статье 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.Вы также можете обратиться с заявлением в соответствующую прокуратуру по месту нахождения организации.4. Судебная защита.Учитывая, что основным принципом правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод (статья 2 ТК РФ), Вы также можете обратиться в соответствующие судебные инстанции.Согласно статье 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.В силу статьи 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.Необходимо отметить, что согласно статье 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, работодатель несет материальную ответственность и обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации).Минимальный размер компенсации должен быть не ниже 1/300 действующей в период задержки ставки рефинансирования Центрального Банка РФ в отношении не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после предусмотренного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета (включительно).Начиная с 3 мая 2011 года, ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25% (указание Банка России от 29.04.2011 г. № 2618-У).Статья 236 ТК РФ обязывает работодателя выплатить работнику денежную компенсацию одновременно с погашением задолженности. Невыплата такой компенсации и иных причитающихся работнику сумм является нарушением трудового законодательства, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности.Выше уже говорилось, что лица, допустившие нарушение трудового законодательства, в том числе задержку выплаты заработной платы, могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.Так, в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа:на должностных лиц в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 тысячи до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.Нарушение законодательства о труде должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.В соответствии со статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации частичная невыплата свыше 3 месяцев зарплаты, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере до 120 тыс.руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 1 года.Под частичной невыплатой зарплаты понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.Полная невыплата свыше 2 месяцев зарплаты или выплата зарплаты свыше 2 месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс.руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.Данные деяния, если они повлекли тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс.руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.Таким образом, решить поставленный Вами вопрос можно несколькими способами. Одновременное применение всех способов позволит наиболее гарантированно получить положительный результат.
  • Здравствйте,при выплате пенсии по инвалидности 2 группы применяется ли районный коэффициент 1.20 в Слюдянском районе согласно ст.15,ст30 Федерального ЗаконаРазмеры трудовой пенсии по инвалидности и социальной пенсии по инвалидности гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, на весь период проживания в данной местности.Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006 года № 216 установлено, что для расчета пенсий по инвалидности применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Источник: https://www.irk.ru/news/expert/society/43305/

Типовые вопросы в части оплаты труда и ответы к ним

Как защитить свои права при задержке зарплаты в районе Крайнего Севера?

Повышение оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации

Сроки выплаты заработной платы

Индексация заработной платы

Минимальный размер оплаты труда

Общие вопросы

Повышение оплаты труда в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

Каким категориям работников предусмотрено повышение оплаты труда?

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:

  • педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение в 2012 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе.
  • педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
  • преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • работникам учреждений культуры доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • научным сотрудникам повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • врачам и работникам медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Также предусмотрено повышение к 2018 году:

  • социальным работникам, включая социальных работников медицинских организаций средней заработной платы – до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы – до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы – до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г.

№ 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Кто отвечает за повышение оплаты труда в федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В федеральных государственных учреждениях вопросы оплаты труда регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 и нормативным правовыми актами соответствующих федеральных ведомств, являющихся учредителями федеральных государственных учреждений.

Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников

Как определить, распространяются ли на должность работника нормы Указов Президента Российской Федерации о повышении заработной платы отдельных категорий работников?

Педагогические работники

Согласно части 19 статьи 2, частям 20 и 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).

Согласно статье 31 Закона, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам на базе создаваемых специализированных структурных подразделений, деятельность которых регулируется положением, разрабатываемым и утвержденным организацией, осуществляющей обучение.

В соответствии со статьей 91 закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Таким образом, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей обучение, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками.

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минобрнауки России по адресу: минобрнауки.рф/обратная-связь/правила.

Научные сотрудники

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью (статья 4, Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Федеральный закон).

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минобрнауки России по адресу: минобрнауки.рф/обратная-связь/правила.

Для врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг), среднего и младшего медицинского (фармацевтического) персоналанеобходимо соответствие наименования должности работника Номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минздрава России по адресу: http://www.rosminzdrav.ru/reception/appeals/new.

Работники учреждений культуры

Повышение оплаты труда работникам учреждений культуры, предусмотренное Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в первоочередном порядке осуществляется в отношении основного персонала учреждений культуры.

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минкультуры России по адресу: http://mkrf.ru/internet-priemnaya/.

Социальные работники

К данной категории работников относятся работники, по основному месту работы занятые на должностях «социальный работник» в соответствии со штатным расписанием учреждения.

Повышение заработной платы отдельным категориям работников, предусмотренным Указами Президента Российской Федерации.

Достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников по региону в целом.

Во всех субъектах Российской Федерации утверждены региональные планы мероприятий («дорожные карты») в сфере культуры, образования и науки, здравоохранения, социального обслуживания, которые устанавливают соотношения по категориям работников до 2018 года.

Целевые показатели для поэтапного повышения заработной платы категорий работников конкретных государственных (муниципальных) учреждений в 2013-2018 годах устанавливаются ведомственными планами мероприятий и планами мероприятий самих учреждений.

Данные показатели конкретизируются в зависимости от типа учреждений, сложности работ, в регионах с районными коэффициентами – от территории.

В отдельных субъектах Российской Федерации при определении средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, учитываются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентным надбавкам к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

При этом в одном субъекте Российской Федерации могут быть различные районные коэффициенты по муниципальным образованиям, что впоследствии влияет на среднюю заработную плату отдельных категорий работников данного муниципального образования.

В зависимости от специфики деятельности учреждения его целевые показатели по учреждениям могут отличаться от показателей, установленных для субъекта Российской Федерации в целом.

Так, совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Таким образом, средняя заработная плата отдельной категорий работников может различаться по видам учреждений.

При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента Российской Федерации, для соответствующей категории работников.

Вопросы оплаты труда социальных работников.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предполагается повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников – до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

К данной категории работников относятся работники по основному месту работы занятые на должностях «социальный работник», в соответствии со штатным расписанием учреждения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 2014 г.

№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

В связи с этим, осуществляют работу по подбору, подготовке, повышению квалификации работников указанных учреждений, устанавливают систему оплаты и стимулирования их труда, а также меры социальной поддержки – органы управления социальной защиты субъектов Российской Федерации.

Источник: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/28

Работодатель! Ты работнику столько должен… · Правда Севера

Как защитить свои права при задержке зарплаты в районе Крайнего Севера?

Есть документы, которые защищают или расширяют наши права. Вот только мы о них мало знаем.

К таким документам относится областное трёхстороннее соглашение между властью, работодателями и представителями работников. Его подписали губернатор региона, председатель Федерации профсоюзов, руководители ряда объединений работодателей.

Это соглашение действует уже два года и заканчивается в декабре нынешнего. Но оно пока осталось «не засвеченным» в СМИ, да и мало кто из работников знает, какие возможности даёт ему этот документ.

Алла Сафонова, председатель Федерации профсоюзов Архангельской области Основной разработчик областного трёхстороннего соглашения – Федерация профсоюзов Архангельской области. О том, зачем был нужен этот документ, что он даёт и как им можно воспользоваться, мы попросили рассказать председателя ФПАО Аллу Сафонову.

– Алла Владимировна, есть же действующее законодательство, зачем было принимать этот дополнительный документ?

— Этот документ в сравнении с действующим законодательством предусматривает повышающие гарантии и компенсации для работников.

– И не дублирует коллективный договор?

— Коллективный договор компании распространяется только на её работников, отраслевое тарифное соглашение – на работников предприятий конкретной отрасли. А региональное трёхстороннее соглашение – на всех работников и работодателей Архангельской области за исключением федеральных и муниципальных учреждений и организаций.

– На какое количество работников распространяется этот договор? Статистика есть?

— Согласно данным статистики, в регионе зарегистрированы и работают более 23000 организаций с численностью работников более 300 000.

Причём, согласно областному закону о социальном партнёрстве в сфере труда, трёхстороннее соглашение распространяется и на работодателей, добровольно присоединившихся к соглашению, и на тех, кто не успел отказаться от присоединения.

– А многие успели?

— От присоединения к действующему соглашению отказались всего 17 работодателей. Соглашение вступило в силу ещё 1 января 2015 года. Срок его действия заканчивается 31 декабря 2017‑го.

– И у работников ещё есть возможность воспользоваться теми возможностями, которые оно даёт. Назовите примеры обязательств, которые должны выполнять работодатели.

— Например, в соглашении есть пункт, согласно которому работодатель обязан молодому работнику в возрасте до 30 лет, не имеющему стажа работы, то есть впервые поступающему на работу, выплачивать надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном объёме, то есть 80 процентов к заработной плате или 50 процентов к заработной плате. Это в зависимости от места работы – организация расположена в районе Крайнего Севера или в местности, приравненной к Крайнему Северу, соответственно. Единственное условие выплаты процентной надбавки в полном объёме с первого дня работы – работник должен прожить в указанных северных условиях не менее пяти лет на дату трудоустройства.

– То есть молодёжь без стажа может получить эту надбавку с первого дня работы?

— Именно так. У нас даже был прецедент в коллективе. Сын нашей сотрудницы трудоустраивался в одну из строительных компаний Архангельска. Он давно живёт на севере.

Молодому человеку установили 20‑процентный районный коэффициент, но отказали в 50‑процентной надбавке, так как у него не было стажа работы на Севере.

Наша сотрудница позвонила руководителю этой фирмы и рассказала о принятом соглашении и обязательности их выполнения. И её сыну установили положенную надбавку в полном объёме с первого дня работы.

– Расскажите нашим читателям и о других гарантиях, которое даёт это соглашение.

— Работодатели должны оплачивать один раз в два года работнику и неработающим членам его семьи – это может быть муж, жена, несовершеннолетние дети до 18 лет, фактически проживающие с работником, – стоимость проезда в пределах России любым видом транспорта к месту использования отпуска и обратно.

– Но вроде такая норма есть и в законодательстве.

— Аналогичная статья 325 Трудового кодекса Российской Федерации распространяется только на работников федеральных госучреждений и ведомств.

– Но есть и другие организации, которые такие выплаты делают.

— Согласно статье 325 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа для организаций, не финансируемых из бюджета, определяется внутренними документами предприятия.

Поэтому во многих организациях где‑то предусмотрена оплата проезда только пять тысяч рублей, где‑то – 15 тысяч, где‑то – только проезд на поезде, где‑то – проезд работнику, но не членам его семьи.

Наше трёхстороннее соглашение закрепило единые правила для всех, права работников на бесплатный проезд по фактическим расходам один раз в два года любым видом транспорта.

– Есть такое, уже практически забытое понятие как индексация заработной платы, особенно в коммерческих организациях. Какие‑то нормы по этому поводу прописаны в этом соглашении?

— Да, соглашение предусматривает обязательную ежегодную индексацию заработной платы для работников коммерческого сектора экономики.

– Какое основание для этого должно быть?

— Основанием проведения ежегодной индексации является рост потребительских цен на товары и услуги в Архангельской области за прошедший календарный год. Индекс изменения можно найти на сайте Росстата по Архангельской области. Обязанность работодателей ежегодно проводить индексацию заработной платы работников является огромным плюсом нашего соглашения.

– Вы говорите о компенсации заработной платы в коммерческих организациях. А как быть с интересами бюджетников?

— Мы представляем интересы не только работающих в коммерческих организациях. Областные учреждения уже давно находятся в процессе реформирования системы оплаты труда.

Почти все учреждения перешли на новую систему оплаты труда. Вопросов при применении новых систем очень много. И они, с нашей точки зрения, должны быть урегулированы, в том числе и в нашем трёхстороннем соглашении.

И ряд обязательств по зарплате мы уже предусмотрели.

– Сейчас всё чаще можно слышать о задержке зарплаты. Есть ли в соглашении нормы, которые дополняют Трудовой кодекс, то есть дают ещё какую‑то дополнительную защиту работнику?

— Если работнику не выплачивают заработную плату более чем 15 дней, он имеет право приостановить работу и находиться дома. Соглашением предусмотрено, что работодатель должен оплатить работнику средний заработок за весь период приостановки работы. Такого пункта нет в Трудовом кодексе, это повышающие гарантии для работников по сравнению с действующим трудовым законодательством.

– Но наверняка находятся работодатели, которые, ссылаясь на экономические сложности, отказываются исполнять подобные пункты соглашения. Что здесь можно предпринять?

— У нас были случаи в 2015 году, когда работодатели отказывались оплачивать проезд работников и членов их семей к месту отдыха. Дело доходило до судов. Суд принимал сторону работников. Заключались мировые соглашения.

– А в связи с экономической нестабильностью не началось ли массовое бегство работодателей от своих обязательств?

— О массовых случаях мы не знаем. Но всегда найдутся работодатели, не желающие исполнять взятые на себя обязательства.

– То есть для работодателей это соглашение и его выполнение – вопрос престижа?

— Отчасти да. Это социальная ориентированность, забота о работниках. Работодатели понимают, что работник, о котором он заботится, трудится более эффективно. В результате обе стороны довольны.

– Соглашение действует уже два года, но – увы – далеко не все работники знают о том, что оно вообще существует. Может быть, о нём просто мало информации?

— Да, к сожалению, большая масса работников да и некрупных работодателей просто не знают о существовании соглашения. Хотя мы постоянно говорим об этом соглашении, и наши трудовые инспекторы проводят проверки с учётом требований соглашения. А само соглашение есть на сайте Федерации профсоюзов, правительства области, да и в юридической системе найти его несложно.

– Может быть, работодателю просто выгодно его умалчивать?

— Конечно. Брать на себя дополнительные обязательства – это большая ответственность, а брать её хотят не все. Поэтому работникам так важно знать свои права и возможности.

Вадим РЫКУСОВ. Фото Людмилы Антоновой

Источник: http://pravdasevera.ru/order/-s3g0etuk

За какие нарушения трудового законодательства работодателя привлекут к уголовной ответственности?

Как защитить свои права при задержке зарплаты в районе Крайнего Севера?

Разберемся, как оплачивать труд работников, чтобы не понести наказание; кто может быть признан виновным в нарушении требований охраны труда и как их соблюсти. А также рассмотрим, как в России привлекают к ответственности за дискриминацию.

Невыплата заработной платы является одним из самых распространенных преступлений в сфере труда. В связи с таким нарушением в 2017 г. было вынесено 273 обвинительных приговора, а в 2018 г. – 269.

Наличие задолженности по зарплате является основанием для привлечения работодателя к материальной (ст. 236 ТК РФ), административной (ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 145.1 УК РФ).

Привлечение руководителя организации к административной ответственности за невыплату или неполную выплату заработной платы не исключает возможности наложения на него ответственности согласно нормам уголовного закона.

Суды указывают, что в связи с наличием по одному и тому же факту невыплаты зарплаты постановления инспектора труда ГИТ и постановления о возбуждении уголовного дела первое подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Ответственность за частичную невыплату заработной платы (менее половины подлежащей выплате суммы) свыше трех месяцев, ее полную невыплату или выплату в размере ниже федерального МРОТ свыше двух месяцев предусмотрена ч. 1 и 2 ст. 145.1 УК РФ. Напомним, что с 1 января 2019 г. федеральный российский МРОТ равен 11 280 руб. в месяц1.

Двухмесячный или трехмесячный срок задержки выплат исчисляется со дня, следующего за установленной в ПВТР организации, коллективном или трудовом договоре датой выплаты заработной платы.

Периоды невыплат за отдельные месяцы не могут суммироваться в срок свыше двух или трех месяцев, если они прерывались периодами, за которые выплаты осуществлялись.

Невыплата заработной платы квалифицируется как преступление, только если работодатель допустил это умышленно, из корыстной или иной личной заинтересованности.

Правоохранительные органы должны доказать наличие у руководителя организации реальной финансовой возможности для выплаты зарплаты или отсутствие такой возможности вследствие его неправомерных действий.

В связи с этим по большинству сообщений о преступлении, предусмотренном ст. 145.1 УК РФ, принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 25 декабря 2018 г.

№ 46 указал, что для целей привлечения виновного лица к ответственности неважно, заключался ли трудовой договор с работником и был ли он надлежащим образом оформлен.

Если человек приступил к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя, трудовые отношения будут установлены в соответствии со ст. 16 ТК РФ.

Даже если для руководителя организации уголовное дело завершается вынесением обвинительного приговора, работник в дальнейшем не сможет взыскать с него в рамках гражданского судопроизводства сумму невыплаченной заработной платы.

Так, Московский городской суд в Постановлении от 16 апреля 2018 г.

по делу № 4у-1713/2018 указал: то, что осужденный являлся директором организации и должен был обеспечивать своевременную и полную выплату заработной платы, не свидетельствует о возникновении его личной гражданско-правовой ответственности перед работниками. Обратное противоречит ст. 56 ГК РФ, предусматривающей ответственность юридического лица, а не директора.

Примечание к ст. 145.

1 УК РФ предусматривает, что руководитель организации освобождается от уголовной ответственности, если он в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасил задолженность по заработной плате, а также выплатил проценты в порядке, определяемом ТК РФ, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Так, в 2017 г. было прекращено 692 таких уголовных дела, в 2018 г. – 1014, что весьма значительно по отношению к количеству обвинительных приговоров.

При рассмотрении уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы учитываются положения гл. 21 ТК РФ, а также исследуются коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего распорядка, иные локальные нормативные акты, без которых невозможно установить сроки и размер задолженности.

Работодателям следует помнить: если в трудовом договоре или локальном нормативном акте указано, что премия является гарантированной, и приведены конкретные показатели, при достижении которых работодатель обязан ее выплатить, то невыплата премии будет расцениваться как невыплата заработной платы.

Работодателям следует внимательно отнестись к позиции Конституционного Суда, отраженной в Постановлении от 11 апреля 2019 г.

№ 17-П: выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, не могут включаться в состав заработной платы, не превышающей МРОТ.

В противном случае месячная зарплата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, что несправедливо, считает Конституционный Суд.

См. «КС разъяснил, как должна начисляться зарплата за сверхурочную работу».

Повышенную осмотрительность при установлении заработных плат стоит проявлять работодателям, привлекающим людей для работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях. Конституционный Суд в Постановлении от 7 декабря 2017 г.

№ 38-П подтвердил, что районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных местностях не могут включаться в состав МРОТ, так как компенсируют работникам дополнительные материальные и физиологические затраты, а МРОТ гарантирован каждому, кто отработал норму рабочего времени, независимо от региона.

См. «КС РФ указал, что “северные” надбавки должны отделяться от МРОТ», «“Северные” надбавки станут тяжелым бременем».

В ст.

143, 216, 217 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. Требования охраны труда содержатся в федеральных и региональных нормативных правовых актах (например, в стандартах безопасности труда, правилах и типовых инструкциях по охране труда).

Потерпевшими по ст. 143 УК РФ, помимо работников, могут быть признаны лица, приступившие к работе с ведома или по поручению работодателя.

В ходе расследования правоохранительные органы устанавливают, в чьи обязанности входило соблюдение требований по охране труда, какие меры предприняли ответственные лица для исполнения возложенных на них обязанностей и есть ли их вина в совершении преступления.

По общему правилу, руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений несут полную ответственность за соблюдение компанией требований законодательства.

Именно они обязаны проводить мероприятия по охране труда. Руководитель организации должен как минимум издать приказ об обязательном проведении таких мероприятий, определить ответственных и контролировать исполнение приказа.

В ином случае он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Инженер охраны труда должен обеспечивать соблюдение требований охраны труда. Если ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей стало причиной несчастного случая, повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью или смерть, он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, и специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору в соответствии с ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если на них возложены обязанности обеспечивать соблюдение требований охраны труда.

В судебной практике есть случаи привлечения к ответственности по ст. 143 УК РФ линейных руководителей работников. В качестве примера можно привести дело, которое недавно рассматривалось Московским городским судом (Постановление от 1 февраля 2018 г. по делу № 4у-0546/2018).

Потерпевший в состоянии алкогольного опьянения выполнял работы по монтажу трубопровода магистральной тепловой сети. Его рабочее место находилось на расстоянии пяти метров от края неогороженного технологического проема, в который он упал и получил телесные повреждения.

К уголовной ответственности был привлечен мастер, под руководством которого работал потерпевший. При этом мастер не являлся ответственным за безопасность на объекте и в его обязанности не входил инструктаж работников по технике безопасности.

Однако суд пришел к выводу о том, что он должен был провести инструктаж и дать указания о маршрутах движения по территории. Суд переложил ответственность на мастера за то, что потерпевший был допущен к работе в состоянии алкогольного опьянения.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 29 ноября 2018 г. № 41 отметил, что подлежит установлению и доказыванию не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями.

Если будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел только вследствие небрежности пострадавшего, суд должен будет решить вопрос о вынесении оправдательного приговора.

Если последствия наступили в результате как действий (бездействия) подсудимого, так и небрежности потерпевшего, суду следует учитывать поведение последнего при назначении наказания.

Работодателю нужно помнить о том, что в рамках рассмотрения уголовных дел такой категории наряду с другими доказательствами могут учитываться материалы расследования несчастного случая, проведенного ГИТ и иными должностными лицами (например, акт о несчастном случае на производстве и др.).

К представителям работодателя могут быть применимы ст. 136 УК РФ – дискриминация, ст. 144.1 и 145 УК РФ – необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, и беременной женщины либо женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет.

Уголовная ответственность за дискриминацию предусмотрена только при использовании лицом своего служебного положения. В ст.

136 УК РФ дискриминация определена как нарушение прав, свобод и законных интересов человека в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или социальным группам. Конституция, Трудовой кодекс и международные акты устанавливают, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, иметь равные возможности для реализации своих трудовых прав2. Термину «дискриминация в сфере труда» посвящено несколько статей Трудового кодекса: ст. 2 и 3 – общий запрет дискриминации в сфере труда; ст. 4 – запрет принудительного труда в качестве меры дискриминации; ст. 64 – запрет дискриминации в отношении заключения трудового договора; ст. 132 – запрет дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда. Помимо этого ст. 9 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» запрещает дискриминацию граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам.

В рамках гражданско-правовых споров с работодателями о нарушении трудовых прав работникам иногда удается доказать факт дискриминации3. Однако реализация мер уголовной ответственности за такое нарушение в России затруднена.

Связано это с тем, что стороне обвинения по таким делам необходимо доказать наличие прямого умысла у работодателя либо дискриминационный мотив совершения преступления – например, то, что причиной увольнения является беременность женщины, наличие у нее детей до трех лет или достижение работником предпенсионного возраста. Конституционный Суд в Определении от 27 февраля 2018 г.

№ 353-О подчеркнул, что законодатель прямо указал в ст. 145 УК РФ на такой субъективный признак, как мотив деяния, и при его отсутствии исключил возможность наступления уголовной ответственности.

При этом, если трудовой договор с работником был расторгнут по его инициативе, однако по делу имеются доказательства того, что работодатель вынудил работника подать заявление об увольнении именно в связи с его предпенсионным возрастом, беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, такие действия также образуют состав преступления, предусмотренного ст. 144.1 и 145 УК РФ.

В Постановлении от 30 июля 2009 г.

по делу «Даниленков и другие против Российской Федерации» Европейский Суд указал, что уголовное средство правовой защиты от дискриминации в России имеет принципиальный недостаток, поскольку оно требует доказательства «вне всякого разумного сомнения» прямого умысла на дискриминацию со стороны руководства компании. Неспособность доказать такой умысел ведет к отказу в возбуждении уголовного дела.

Работодатели вряд ли станут обосновывать отказ в приеме на работу, установление разной зарплаты или увольнение принадлежностью работника к профессиональному союзу, определенному полу или национальности.

В связи с этим на сегодняшний день нет ни одного случая привлечения работодателя к ответственности за дискриминацию.

Тем не менее стоит учитывать, что оценка наличия признаков дискриминации работника производится в каждом деле на основе совокупности доказательств.

Помимо перечисленных запретов противоправного поведения в Уголовном кодексе установлены и другие, которые могут быть применимы для защиты работников.

Например, запрещено понуждать человека к действиям сексуального характера с использованием его материальной или иной зависимости (ст. 133 УК РФ), нарушать неприкосновенность частной жизни (ст.

137 УК РФ), а также тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ).

1 Статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

2 Статьи 19 и 37 Конституции РФ, ст. 2, 3, 64 ТК РФ, ст. 1 Конвенции МОТ от 25 июня 1958 г. № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.

3 Например, апелляционное определение Московского городского суда от 6 сентября 2017 г. по делу № 33-33167/2017, апелляционное определение Свердловского областного суда от 22 ноября 2017 г. по делу № 33-18734/2017.

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/za-kakie-narusheniya-trudovogo-zakonodatelstva-rabotodatelya-privlekut-k-ugolovnoy-otvetstvennosti/

Вопросы по закону
Добавить комментарий