Какова ответственность работника за размещение порнографической информации на рабочем компьютере?

Слежка за сотрудниками 2.0: как изменятся требования к контролю за работниками в свете пересмотра Большой палатой ЕСПЧ дела Барбулеску против Румынии?

Какова ответственность работника за размещение порнографической информации на рабочем компьютере?

Сергей Слесарев

Эксперт центра правового содействия законотворчеству “Общественная Дума”

специально для ГАРАНТ.РУ

Сегодня слежкой за сотрудниками, пожалуй, мало кого удивишь: системы видеонаблюдения, просмотр корпоративной почты, мониторинг активности работника на рабочем месте, пропускная система допуска в рабочие помещения – все это становится привычным. Однако, что скрывать, подобные действия со стороны работодателя причиняют психологический дискомфорт работнику, который чувствует себя незащищенным, поскольку работодатель вполне может вторгнуться в его личную жизнь и тайны.

Два года назад, в марте 2016 года в своем обзоре судебной практики по слежке за сотрудниками (и он еще не потерял своей актуальности) я упоминал ставшее знаменитым дело “Барбулеску против Румынии”, рассмотренное ЕСПЧ.

В целом, и ЕСПЧ и наши, российские, суды исходили (и продолжают исходить) из позиции, что требуется различать “рабочее пространство” от “личного”, и работник должен понимать – работодатель вправе контролировать исполнение им трудовой функции, использование оборудования и иного имущества работодателя работником.

Однако в сентябре 2017 года в практике ЕСПЧ появилось интересное постановление, которым суд уточнил свою позицию о правомерности слежки за сотрудниками. И эта позиция, скорее всего, повлияет и на российскую практику.

Предупрежден – значит вооружен. Возможно ли скрытое наблюдение за сотрудниками?

Ролики со скрытых камер приводят к частым скандалам: то няня изобьет ребенка, то коллега подворовывает у “своих”.

И работодатели все чаще, по крайней мере, в неофициальных обсуждениях говорят о необходимости и даже полезности скрытой съемки, потому как истинное лицо работник показывает тогда, когда считает, будто его никто не видит и не слышит.

Для этого устанавливаются скрытые камеры, специальные программы, отслеживающие активность работника в сети и за компьютером оффлайн и т.п. Но правомерно ли это?

На первый взгляд, вполне. Если мы обратимся к положениям ст. 22, ст. 56 Трудового кодекса, то увидим: работодатель вправе контролировать исполнение работником трудовой функции, требовать добросовестного исполнения обязанностей по трудовому договору, бережного отношения к имуществу работодателя.

При этом кодекс напрямую не указывает на допустимые или недопустимые методы контроля за работниками, ограничиваясь лишь некоторыми указаниями (например, на обязанность учета рабочего времени – ст. 91, ст. 99 ТК РФ). А раз так – то вполне можно следить за сотрудниками и скрыто.

Почему бы и нет – это же “обычная” форма контроля?

Однако в этой позиции есть серьезный пробел: она не учитывает существование иной нормы и иного понятия в трудовом законодательстве, а именно об условиях труда.

Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 2 ст.

22 ТК РФ), а работник, в свою очередь, имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте (ч. 1 ст. 21 ТК РФ).

То есть работодатель должен проинформировать работника обо всех значимых особенностях условий труда на его рабочем месте.

Хорошо, спросите вы, а причем здесь слежка за работником, даже скрытая? Разве это относится к условиям труда? Как, скажем, видеокамера может помешать работнику выполнять свои обязанности?

И действительно, когда речь идет о температуре, влажности или безопасности рабочего места и т.п. – все понятно, это явно влияет на исполнение трудовой функции, и бесспорно относится к условиям труда. В промерзшем помещении не особо работается.

Но, дело в том, что под условиями труда понимается вся совокупность элементов производственной среды, которая может повлиять на здоровье, работоспособность и результативность работника, в том числе, на моральный климат в организации и внутреннее ощущение работником безопасности (Руководство Р 2.2.

2006-05 “Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.).

К тому же результаты контроля за работником могут повлечь за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности, когда в основу “обвинения” против работника будут положены, например, данные скрытого или явного видеонаблюдения, или программы мониторинга активности работника за компьютером.

Так, например, работница была уволена за использование компьютера для развлечения (игр, в личных целях и т.п.), при этом одним из доказательств послужила запись с камеры видеонаблюдения (Кассационное определение Ростовского областного суда от 30 августа 2010 по делу № 33-9782).

В другом деле, также с использованием записи с камер видеонаблюдения работодатель установил факт отсутствия работника на рабочем месте, за что уволил его (Апелляционное определение Московского городского суда от 08 августа 2017 по делу № 33-30341/2017).

В третьем споре, работника уволили, в том числе за копирование служебной информации на флеш-носитель, что подтверждалось и данными специального программного обеспечения по мониторингу активности пользователя компьютера (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 апреля 2015 г. по делу № 33-12843).

То есть, получается, слежка за сотрудником вовсе не относится к безобидным явлениям, а напрямую может влиять на судьбу сотрудника. Значит, является важным элементом условий труда.

Работник, как говорилось выше, вправе получать достоверную информацию об условиях труда, и работодатель обязан поставить работника в известность о проведении мероприятий по слежке за работником (камеры видеонаблюдения, программы отслеживания активности и т.п.).

Об этом, кстати, неоднократно упоминается и в сложившейся судебной практике.

Так, например, Свердловский областной суд указал, что видеонаблюдение на рабочих местах, в производственных помещениях, на территории работодателя является правомерным, если работодателем соблюдены следующие условия (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 16 ноября 2016 по делу № 33-20507/2016):

  • видеонаблюдение осуществляется только для конкретных и заранее определенных правомерных целей, связанных с исполнением работником его должностных (трудовых) обязанностей;
  • работники поставлены в известность о ведении видеонаблюдения (таким образом реализовано право работника на полную и достоверную информацию об условиях труда);
  • видеонаблюдение ведется открыто, в помещениях, где установлены видеокамеры, имеются соответствующие информационные таблички в зонах видимости камер.

“Личное пространство” все-таки никто не отменял

Но что означает “поставить в известность” работников о контроле за ними? Достаточно ли простого уведомления или требуется что-то еще?

В сентябре 2017 года Большая Палата ЕСПЧ пересмотрела дело “Барбулеску против Румынии” (Постановление ЕСПЧ от 5 сентября 2017 “Дело “Бэрбулеску (Barbulescu) против Румынии” (жалоба № 61496/08). Кратко напомним суть дела: работник был уволен за использование служебного аккаунта в чате программы обмена мгновенными сообщениями компании Yahoo для личной переписки.

При этом работодатель отслеживал сообщения в режиме реального времени. Национальные суды и ЕСПЧ признал действия работодателя обоснованными, а право работника на тайну личной жизни и переписки не нарушенным. Большая Палата не согласилась с такими выводами.

Причем аргументы Большой палаты могут повлиять и на российскую судебную практику, поскольку практика ЕСПЧ применима и на территории Российской Федерации.

Прежде всего, на взгляд ЕСПЧ, работодатель обязан:

уведомить работника до начала контроля за ним (заранее). При этом в уведомлении сообщить о:

  • характере (типе) контроля (то есть что это за контроль – видеонаблюдение, специальная программа чтения писем, наблюдение другим работником и т.п.);
  • степени (глубине) контроля (то есть какие сферы работы проверяются, например, отслеживание в реальном времени всей переписки работника или только время от времени в ограниченном объеме, установка камер видеонаблюдения только в рабочем кабинете или и в иных помещениях и др.).

Подобная позиция полностью согласуется с требованиями ст. 21 ТК РФ, поскольку позволяет наиболее полно и достоверно уведомить работника об условиях труда.

Обосновать необходимость контроля и выбрать соразмерную степень контроля за работником.

Работодатель должен выбрать такую степень (глубину) и форму контроля, чтобы это было оправдано для целей обеспечения его законных интересов и контроля за работником.

То есть, например, если сотрудник работает с конфиденциальной информацией, разглашение которой может повлечь серьезные последствия для работодателя и (или) третьих лиц, вполне оправдана будет слежка за использованием корпоративной почты или рабочего аккаунта в соцсети, установка программ отслеживания копирования информации на внешние носители и т.п. В тоже время такие меры будут выглядеть странными в отношении, например, простого водителя или сотрудника, чьи функции сводятся к ответу на звонки и не связаны с обработкой конфиденциальной информации. Но за таким сотрудником можно будет установить иную форму контроля, чтобы предотвратить “пустые” игры на компьютере на рабочем месте.

То есть в данном случае работодателю рекомендуется проработать разные формы контроля за разной категорией работников.

Вмешательство в личную жизнь сотрудника должно быть разумным и ограниченным ровно в той мере, которая требуется для отслеживания исполнения им трудовой функции.

В данном случае логика ЕСПЧ такова: например, работнику запрещено использовать корпоративную почту для личных целей. В этом случае при отслеживании входящий и исходящей корреспонденции работодатель должен:

  • при обнаружении “подозрительной” или явно “личной” переписки просмотреть ее ровно в той степени, в которой достаточно чтобы определить характер письма.

Например, иногда самой темы письма в поле “Тема” достаточно, чтобы понять о “нецелевом” содержании письма, или это можно понять из нескольких строк в начале письма.

При этом работник заранее (в уведомлении о “слежке”) должен быть оповещен о возможности просмотра личной переписки.

И работнику должны быть обеспечены условия защиты его прав на личную жизнь и тайну корреспонденции, например, путем обязательного предварительного уведомления работника о вскрытии его личной переписки;

  • принять меры для предотвращения разглашения информации о личной жизни работника и содержании его корреспонденции, в частности, ограничить круг лиц, которые вправе просматривать и оценивать характер переписки, избегать избыточного цитирования личного письма в документах дисциплинарного расследования и т.п.

То есть при установлении “слежки” за сотрудником и выборе формы контроля работодатель должен соблюсти баланс интересов себя и работников. Выбранная форма и степень контроля должны быть ровно такими, которые позволяют защитить права работодателя и достичь поставленной цели, но не более.

Слежка за сотрудником должна быть легализована

Получается “поставить в известность” – это лишь направить соответствующие уведомление? Отчасти, да, поскольку уведомление как отдельный документ само по себе лишь говорит об информировании работника об условиях труда, но оно как документ не обладает нормативной силой, не содержит норм трудового права, и не может регулировать трудовые правоотношения между работником и работодателем. Проще говоря, оно не легитимизирует слежку. Для этого по смыслу ст. 8 ТК РФ потребуется принятие ЛНА. Именно через такой акт работодатель создает условия для установления нужного ему контроля за деятельностью работника. Это может быть, например, “Положение о видеонаблюдении” или “Положение о контроле за деятельностью работников” и т.п.; также это может быть особый раздел или положения в ином ЛНА, например, о порядке использования корпоративной почты или о введении режима коммерческой тайны и т.п.

На необходимость принятия работодателем специфического ЛНА в качестве особой меры для введения специального правового режима указал еще Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 октября 2017 г. № 25-П.

И пусть данное постановление не относится напрямую к слежке за сотрудником, а касается ситуации с отправкой служебной информации на “стороннюю” почту с корпоративной, КС РФ делает интересные выводы, которые пригодятся и в рассматриваемой нами ситуации: в случае возникновения трудового спора работодатель должен будет доказать, что предпринял все меры для защиты своих прав и интересов и прав работника, в том числе разработал и утвердил ЛНА соответствующего содержания.

При этом работник должен быть ознакомлен с таким ЛНА под подпись: такое требование следует из ч. 2 ст. 22, ст. 68, ст. 86 ТК РФ.

Итак, какие выводы из вышесказанного можно сделать:

1. Работодатель вправе контролировать работу сотрудников, в том числе устанавливая за ними “слежку”. Однако запрещено скрывать данный факт от работников. Контроль за деятельностью работника относится к одному из факторов условий труда, а работник вправе получать полную и достоверную информацию об условиях труда.

Отсюда работодатель обязан уведомить работника о введении контроля (слежки) за ним. Данное уведомление желательно сделать как путем ознакомления со специальным отдельным документом-уведомлением, так и путем ознакомления под подпись с ЛНА, регламентирующим порядок контроля (слежки) за работниками.

2. Работодатель не вправе произвольно вмешиваться в личную жизнь работников, и не может устанавливать “глубину” контроля произвольно.

Степень и характер контроля должны быть ровно такими, которые разумно требуются для достижения защиты интересов работодателя.

Например, чтобы предотвратить использование компьютеров для игр или несанкционированное копирование служебной информации на внешние носители.

3. Работодатель обязан обеспечить права работника на тайну корреспонденции (переписки), неприкосновенность личной жизни. То есть обрабатывать полученную в результате контроля (слежки) информацию только в объеме, достаточном для вывода о добросовестности или недобросовестности работника при выполнении трудовой функции и не допускать разглашения личной информации.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/slesarev/1178557/

Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики (Учебник)

Какова ответственность работника за размещение порнографической информации на рабочем компьютере?

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Рихтер А.Г.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности «Журналистика»

Издательство Московского университета

2002

Рецензенты:

Ю.М. Батурин, доктор юридических наук,

Е.П. Прохоров, доктор филологических наук.

АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ РИХТЕР – доцент факультета журналистики МГУ, директор Института проблем информационного права, редактор журнала «Законодательство и практика масс-медиа». Имеет высшее филологическое и юридическое образование, кандидат филологических наук.

Президент секции права Международной ассоциации исследователей массовых коммуникаций (IAMCR), член Попечительского совета Фонда защиты гласности, член редакционного совета нескольких международных журналов.

Автор и редактор более 100 статей и книг, преимущественно о правовых аспектах работы СМИ.

В учебнике последовательно изложены такие аспекты правового регулирования СМИ, как источники законодательства о средствах массовой информации, организация деятельности средства массовой информации, национальная политика в области СМИ, отличия регулирования электронных СМИ от печатных, деятельность СМИ в предвыборный период, интеллектуальная собственность, реклама и свобода слова и др. Материал снабжен списком литературы и вопросами для самоконтроля и обсуждения, а также справочным аппаратом.

Для студентов факультетов и отделений журналистики высших учебных заведений, а также для журналистов, стремящихся повысить уровень правовых знаний.

Благодарим портал Тюменского Государственного Университета и лично доцента Мельницера Г.З. за предоставленную электронную копию книги.

в раздел библиотека

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ИСТОЧНИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Понятие права

Понятие массово-информационного права

Международные договоры

Рассмотрение дел Европейским Судом по правам человека

Конституция РФ

Законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ

Законодательство субъектов РФ

История принятия Закона о СМИ. Создание правовой базы для частных СМИ

Законодательство о СМИ в зарубежных странах

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕДАКЦИИ

Основные положения и понятия Закона РФ о СМИ

Учредительный договор и устав редакции

Устав редакции и устав юридического лица

устава юридического лица и устава редакции

Процедура принятия устава редакции

Врезка. Как устав редакции мог защитить права журналистов НТВ?

Редакционная независимость на Западе

Трудовые отношения в редакции

Порядок прекращения деятельности СМИ

Становление информационного законодательства в других странах бывшего СССР

Приложение 1. Устав редакции телепрограммы

Приложение 2. Предупреждение МПТР

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СМИ

Государственная политика в первые постсоветские годы

Система государственной поддержки СМИ в 1996–2001 гг.

Государственная поддержка местной прессы

Законодательство о порядке освещения деятельности органов власти в государственных СМИ

Обязанность властей реагировать на критику в СМИ

Доктрина информационной безопасности

Иностранная собственность на СМИ

Государственная поддержка СМИ в других странах

Врезка. Система государственных дотаций прессе в Швеции

Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава IV. СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ

Право на доступ к информации

Свобода информации – для кого?

Права и обязанности журналистов

Свобода информации и конфиденциальные сведения

Доступ к информации в России

Государственная тайна

Конфиденциальная информация

Алгоритм получения информации

Ответственность за непредоставление информации

Аккредитация

Гласность судопроизводства: права журналиста

Ответственность журналиста за распространение секретной информации

Приложение 1. Положение об аккредитации журналистов

Приложение 2. Документы министерства обороны США

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава V. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ

Регулирование и контроль телерадиовещания

Лицензирование и ограниченный ресурс частот

Государственные, общественные и частные вещатели

Врезка. Каким могло бы быть общественное телерадиовещание: неудавшийся опыт Украины

Порядок лицензирования вещателей в России

Приостановление действия и аннулирование лицензии

Кабельное телевидение

Приложение. Сообщение МПТР России о проведении очередного конкурса 27 марта 2002 года

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава VI. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ В ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПЕРИОД

Равные права кандидатов

Практика регулирования кампаний в США

Российское избирательное право

Группа А, группа Б и группа В

Порядок агитации

агитации

Ответственность СМИ и журналистов

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава VII. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Отличия физической собственности от интеллектуальной

Из истории авторского права

Врезка. Авторское право австралийских аборигенов

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»

Автор произведения

Правомерное использование произведений

Служебные произведения

Авторское право на интервью

Авторское право на новостное сообщение

Авторские права на программу телепередач

Смежные права

Ответственность

Международные конвенции о защите авторского права

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава VIII. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ

Реклама и свобода массовой информации

История принятия Федерального закона «О рекламе»

Общие положения Закона «О рекламе»

Особенности рекламы в радио- и телепрограммах

Особенности рекламы некоторых видов товаров и услуг

Защита интересов детей

Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителя

Зарубежный опыт регулирования рекламы

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава IX. ОГРАНИЧЕНИЯ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ В СМИ ЭРОТИЧЕСКОЙ И ПОРНОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Нормы действующего федерального законодательства

Законодательство субъектов РФ

Проект федерального закона о защите нравственности

Правовое регулирование порнографии в США

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава X. ИНТЕРНЕТ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Является ли Интернет средством массовой информации?

Статья об «иных СМИ»

Информационная безопасность

Правовое регулирование содержания сообщений

Нарушения авторского права

Нормативное регулирование

Обеспечение доказательств

Принудительное саморегулирование

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава XI. ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Основные принципы и понятия

Опровержение

Право на ответ

Моральный вред

Деловая репутация

Извинение

Презумпция невиновности

Факт и мнение

Клевета и оскорбление

Освобождение от ответственности

Дело «”Нью-Йорк Таймс” против Салливана»

Решения Европейского суда по правам человека

Приложение. Опровержение

Закрепление прочитанного материала

Литература

Глава XII. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ

Гарантии неприкосновенности частной жизни

Защита общественных интересов

Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство

Скрытая запись

Согласие на распространение сведений

Защита частной жизни в США

Закрепление прочитанного материала

Литература

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ЗАЧЁТА

СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

в раздел библиотека

ВВЕДЕНИЕ

Курс по изучению правового регулирования деятельности средств массовой информации предназначен для студентов факультетов и отделений журналистики университетов и других высших учебных заведений России, овладевших основами теории журналистики и других фундаментальных дисциплин. Он должен следовать за курсом по основам российского права.

Цель курса – раскрыть сущность и роль массово-информационного права как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием материалов средств массовой информации (СМИ), а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций средств массовой информации, с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов.

В рамках курса излагаются основные принципы регулирования вопросов свободы слова и печати, нормы, институты и судебные дела в сфере массово-информационного права в России и в странах Запада. Программа включает 12 тем и рассчитана на 36 академических часов лекционных занятий.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятый 27 декабря 1991 года (далее – Закон о СМИ), устанавливает гарантии и границы свободы массовой информации в стране, формулирует основные понятия для последующих законодательных актов, регулирующих сферу СМИ, являясь для них базовым.

Закон определяет средство массовой информации как «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации».

Главными достижениями Закона о СМИ стали запрет цензуры и создание юридических возможностей для учреждения и регистрации не зависящих от партийно-государственной машины газет, журналов, теле- и радиопрограмм, агентств новостей.

Этот закон определил процедуру создания и прекращения деятельности СМИ, круг прав и обязанностей журналистов, характер взаимоотношений редакций с гражданами и организациями.

В годы, прошедшие после принятия этой своего рода «конституции» для СМИ, Государственная Дума, Президент и Правительство РФ издали целый ряд других законодательных актов, составивших ткань российского права о средствах массовой информации.

Речь идёт о примерно двадцати законах и десятках указов и постановлений, имеющих отношение к журналистской деятельности. Они охватывают сферы авторского права, проведения предвыборных кампаний, рекламы, государственной тайны и др.

Процесс законотворчества в области масс-медиа не завершён, в законодательстве остаются незаполненные лакуны, наиболее явными из которых являются регулирование отношений в сфере телерадиовещания, а также доступа к информации.

Появление отечественного законодательства о СМИ породило ряд проблем, связанных с отсутствием традиций и опыта его применения, низкой правовой культурой как журналистов, так и общества в целом.

Знание права, механизма его применения в журналистике, его особенностей, процедуры, тенденций, наконец, собственных прав и обязанностей значительно облегчает профессиональную деятельность работника СМИ, предотвращает нарушения законодательства, которые наносят ущерб не только журналисту и редакции, героям статей и репортажей, но и тысячам читателей и зрителей.

В учебнике большое внимание уделяется тому, как осуществляется правовое регулирование журналистики за рубежом.

Знание основ западного права о СМИ важно для понимания демократических тенденций правового регулирования масс-медиа, так как разрабатываемые в России законы нередко лишь переносят на отечественную почву то, что накопили и опробовали страны Запада.

Знание западного права имеет также значение в связи с тем, что с 1996 года Российская Федерация является членом Совета Европы и поэтому должна привести своё внутреннее законодательство в соответствие с требованиями и нормами этой международной организации.

Скептически настроенный студент скажет, что законы в нашей стране далеко не всегда исполняются. И он будет прав. Но ситуация обязательно должна измениться.

Характерной чертой развитого правового государства является то, что отношения между его гражданами регулируются не силой оружия (как это было в Чикаго 1920-х годов или как происходит в современной России), а контрактом, силу которого подтверждает суд: так проще, спокойнее и безопаснее для всех. Суд же выносит свои решения, исходя из буквы и духа закона.

Правовые основы журналистской деятельности в России созданы. Журналист обязан уже сегодня знать свои права, приучать себя и других подчинять свои действия верховенству закона, популяризировать принципы правового государства. Иного не дано, и наша общая задача – приблизить день, когда существующие нормы начнут работать в полной мере.

Вот почему профессионально подготовленный журналист должен в совершенстве овладеть основами права о СМИ.

Кроме настоящего учебника при изучении дисциплины необходимо обращаться к следующим изданиям:

1.        Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Ред.-сост. А.Г. Рихтер: Научно-практ. комм. проф. М.А. Федотова. М., 1999.

Источник: http://www.evartist.narod.ru/text17/0001.htm

Блоги профессионалов на «Ведомостях»

Какова ответственность работника за размещение порнографической информации на рабочем компьютере?

Конституция России – статья 23 – гарантирует каждому гражданину право на неприкосновенность частной жизни. Это значит, что сотрудники могут хранить в тайне свою переписку и телефонные переговоры, электронные и любые другие личные сообщения.

Но возможности систем контроля сегодня настолько широки, что гипотетически могут нарушать права сотрудников. Например, DLP – системы защиты от утечек данных – обрабатывают весь контент, генерируемый пользователем.

И перед компанией возникает вопрос: как контролировать персонал, не посягая на личное и не нарушая закон? Делюсь опытом нашей компании.

Ваши отношения с сотрудниками регулирует Трудовой кодекс (ТК). И он вполне однозначно говорит две вещи:

сотрудник в рабочее время обязан трудиться (ст. 91 ТК);

работодатель имеет право требовать от работника исполнения трудовых обязанностей (ст. 22 ТК), а без соответствующего контроля сделать это практически нереально.

Кроме того, если вы даете человеку работу и организуете условия труда (ст. 209 ТК), то можете распоряжаться собственным имуществом по своему усмотрению (ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса). Проще говоря, предоставили компьютер для работы – можете установить систему контроля.

По закону вы не только вправе, но и обязаны контролировать сотрудников, чтобы защитить персональные данные, банковскую и коммерческую тайны, информацию в государственных информационных системах, а также данные в АСУ на объектах критической инфраструктуры.

Это закреплено в федеральных законах «О персональных данных», «О банках и банковской деятельности», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О коммерческой тайне» и других нормативных актах.

В конце концов, анализировать действия сотрудника будете не вы, а программа, которую невозможно привлечь к уголовной ответственности (ст. 19 Уголовного кодекса).

Это основа стратегии внедрения системы контроля. Вот конкретные шаги.

1. Донесите до сотрудников и закрепите в документах, что информация и компьютеры фирмы – только для работы. Можно внести дополнительные пункты в существующие документы и разработать новые нормативные акты.

Например, трудовой договор, должностная инструкция и правила внутреннего трудового распорядка могут фиксировать, что сотрудник обязан использовать информационные ресурсы и технические средства нанимателя исключительно для выполнения должностных обязанностей.

Отдельным пунктом стоит выделить запрет хранить личную информацию на любых корпоративных ресурсах, будь то компьютеры или файловые хранилища, а также передавать ее по корпоративной почте и другим каналам связи.

И пусть в типовом трудовом договоре появится условие о неразглашении тайны – служебной, коммерческой или той, что продиктует специфика бизнеса (это разрешает ст. 57 ТК).

2. Объясните людям, зачем вы их контролируете. В отдельном документе следует указать, с какой целью используется система контроля в компании:

для контроля за соблюдением внутреннего трудового распорядка и должностных инструкций;

для контроля за использованием технических средств нанимателя;

для выполнения требований регуляторов по обеспечению конфиденциальности информации и коммерческой тайны.

И еще раз обратите внимание – свое и сотрудников – на последний пункт: наниматель обязан обеспечивать контроль с целью защиты данных.

3. Получите согласие сотрудников на контроль. Команда должна быть в курсе, что вы контролируете работу и следите за тем, соблюдает ли она правила. Причем в курсе не на словах, а под расписку: если не будет письменного согласия, можете понести уголовную ответственность по ст. 137 и ст. 138 Уголовного кодекса. Санкции варьируются от штрафов до тюремного заключения.

Почему это важно? Статья 24 Конституции говорит о том, что собирать, хранить и использовать сведения о частной жизни работника можно лишь с согласия сотрудника.

А такие сведения – гипотетически – могут оказаться в рабочем компьютере и получить огласку в процессе работы.

Письменное согласие сотрудника на обработку таких данных – напоминание ему же оставлять личное при себе и страховка для компании, чтобы ее не обвинили в нарушении тайны переписки.

Все три шага – способ работодателя заявить, что у него нет умысла посягать на частную жизнь сотрудников. Это доказывают описанные в документах цели контроля и запреты на личные дела в рабочее время.

В конце концов, сотрудники дали письменное согласие оставлять частную жизнь дома.

Учитывая это, компания не может и не должна опасаться, что нарушит право человека на тайну личной переписки, если прочтет его рабочее сообщение.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2018/07/19/775915-kontrolirovat-kompyuteri

Вопросы по закону
Добавить комментарий