Какова упрощённая процедура банкротства?

Упрощенная процедура банкротства

Какова упрощённая процедура банкротства?

Организациям, прекратившим деятельность и неспособным расплатиться по долгам перед кредиторами, доступна упрощенная процедура банкротства. Она позволяет признать организацию несостоятельной быстрее и с меньшими расходами. С 2015 г. эта схема стала применима также для ИП и физических лиц.

Однако, несмотря на упрощенный порядок, процедура занимает не меньше полугода. Могут возникнуть проблемы, для решения которых потребуется помощь юристов.

Чем упрощённая процедура отличается от обычной?

Банкротство ООО по упрощенной схеме может пройти компания какой угодно организационно-правовой формы. Упрощенная процедура имеет 3 особенности, отличающие ее от обычной:

  1. Всего одна стадия – конкурсное производство. Наблюдение, финансовый анализ, внешнее управление отсутствуют.
  2. Кредиторам на выставление требований дается 30 дней, а при стандартном порядке – 60.
  3. Решение о необходимости процедуры принимают сами учредители, а не кредиторы с контролирующими органами.

Важный нюанс – банкротство в упрощенном порядке можно инициировать только в ходе ликвидации, когда вскрывается нехватка активов фирмы. Эта процедура – хорошая альтернатива незаконным схемам закрытия фирмы, позволяющая рассчитаться с кредиторами и исключить компанию из ЕГРЮЛ, ничего не нарушая.

Преимущества и недостатки упрощенной схемы банкротства

У упрощенной процедуры остаются все плюсы стандартной. Это списание всех задолженностей, абсолютная легальность, отсутствие правовых ограничений для руководства на открытие юрлиц в будущем. Однако есть и ряд плюсов, которые делают ее привлекательнее стандартной:

  1. Короткие сроки – в среднем от 6 до 12 месяцев по сравнению с 1-2 годами при обычном порядке.
  2. Снижение расходов на 30-50% за счет меньших сроков и отсутствия дополнительных процессов.
  3. Не нужно проводить первое собрание кредиторов.

Процедура имеет 2 существенных недостатка. Первый – вероятность привлечения бывшего директора и учредителей к субсидиарной ответственности. В этом процедура не отличается от стандартной. Второй – финанализ не проводится. Соответственно, нельзя удостовериться, что организация не способна погасить долги. Однако это минус только для кредиторов. Для самого должника это скорее преимущество.

Нормативная база

Банкротство юрлица регламентирует закон «О несостоятельности…» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. Упрощенная процедура регулируется главой XI ФЗ № 127. Параграф 1 устанавливает порядок ликвидации ООО через банкротство, очередность расчетов с кредиторами и другие значимые нюансы.

Согласно статье 224, процедура запускается, когда стоимость имущества по результатам оценки меньше суммарной задолженности перед гражданами, юрлицами и бюджетными организациями.

В статье 225 указано, что при удовлетворении заявления арбитражем сразу выбирается управляющий и начинается конкурсное производство.

Статья 226 утверждает, что нарушение требования о подаче заявления на банкротство в упрощенном варианте – это повод для отказа вносить запись о закрытии компании в ЕГРЮЛ.

Основания для упрощённого банкротства

Провести упрощенное банкротство может любая компания на стадии ликвидации. Заявление вправе подать учредитель или директор организации.

Процедура может быть проведена для юридического лица, если оно прекратило работать, а руководителя не получается разыскать. Тогда инициатором выступают кредитор, ФНС, приставы, таможенная служба.

В обоих случаях должны соблюдаться следующие условия:

  • отсутствие достаточных активов для оплаты всех задолженностей;
  • неликвидный баланс;
  • подача заявления в арбитражный суд после вынесения решения о создании ликвидационной комиссии.

Если уже при упрощенной процедуре у организации-должника обнаруживаются активы, которые можно реализовать для погашения задолженности, переходят на банкротство по стандартной схеме. Такое решение выносит конкурсный управляющий. Плюс при отчуждении активов сохраняется риск оспаривания сделок.

Порядок банкротства по упрощённой процедуре

Упрощенное банкротство схоже с обычным, но менее длительное, поскольку несколько стадий пропускаются. Процедура начинается с постановления суда, куда нужно подать заявление максимум на 10 день после вынесения решения о ликвидации. Затем сразу стартует конкурсное производство.

Ликвидация

Сначала участники ООО должны провести общее собрание и принять решение о закрытии компании. На этом этапе назначается ликвидатор.

Затем выбирается способ прекращения деятельности – а именно банкротство в упрощенном порядке.

Потом нужно уведомить ФНС, в течение 2-х недель опубликовать сообщение в «Вестнике госрегистрации», провести инвентаризацию имущества и составить промежуточный баланс. Затем можно направлять заявление в суд.

Если неплатежеспособность организации выявляется до утверждения ликвидационной комиссии, это автоматически делает невозможной упрощенную процедуру банкротства. Придется признавать несостоятельность по стандартной схеме. Однако по заявлению кредитора, поданному до начала ликвидации, упрощенное банкротство все-таки допустимо.

Конкурсное производство

Если арбитражный суд устанавливает правомерность банкротства, запускается конкурсное производство. Его длительность – до 6 месяцев, но в исключительном случае срок может быть продлен еще на полгода.

На протяжении этого времени составляется реестр кредиторов. Управляющий реализует имущество компании, публикует информацию об этом и удовлетворяет требования кредиторов. Кредиторы вправе предъявлять в течение 1 месяца после размещения сведений в «Вестнике». Долги, которые остаются после продажи активов организации, списываются. Завершается процедура судебным постановлением о ликвидации.

Поскольку финансовый анализ не проводится, это дает возможность бизнесменам незаконно провести процедуру банкротства. Однако суды тщательно проверяют документы. Они способны установить, были ли вообще предпосылки к закрытию компании.

Роль конкурсного управляющего

На каждом этапе важную роль играет управляющий. Он избирается судом после удовлетворения заявления должника. Его функции – распоряжение и управление имуществом фирмы, которая признается несостоятельной.

От управляющего зависят многие важные мероприятия – от взыскания долгов и оспаривания сделок до представления интересов компании в суде и продажи активов. У него широкий перечень обязанностей.

В них входят защита имущества компании от посягательств, выходящих за рамки банкротства, ведение списка требований от кредиторов, имеющих права на активы должника, контроль расходов.

Если нужно, управляющий организует кредиторское собрание.

Проведение торгов

Все активы должника реализуются, а полученные средства перечисляются кредиторам в счет погашения обязательств. В итоге требования удовлетворяются полностью или частично. Все зависит от объема имущества и долгов.

Реализация активов производится через торги или открытый аукцион, который организует конкурсный управляющий. Лоты выставляются на интернет-площадках. Для участия достаточно пройти регистрацию и подать заявку.

Это может сделать любая организация или физлицо. Исключение – ситуации, когда распродаются вещи, оборот которых ограничен на законодательном уровне. Например, оружие, драгоценности.

Победителем становится тот, кто предлагает самую высокую цену.

Торги проводятся в 3 этапа. Сначала делаются ставки на повышение, затем цена снижается на 10%. Если начальные 2 этапа прошли безуспешно, организуются публичные торги. Тогда приобрести имущество можно со скидкой до 99%.

Необходимые документы

Для объявления себя банкротом необходимо заполнить бланк заявления, который можно взять в канцелярии суда. Подавать его должен сам должник либо его представитель, действующий на основании нотариальной доверенности.

Кроме заявления, для запуска процедуры суду придется предоставить такие документы для изучения:

  • учредительную документацию;
  • решение о назначении гендиректора;
  • паспорта учредителей;
  • ИНН;
  • выписки из реестра;
  • архивную и бухгалтерскую отчетность за прошедшие 5 лет;
  • документы, подтверждающие задолженности.

Чтобы закрыть предприятие через упрощенное банкротство и уйти от обязательств, не потеряв деловую репутацию, воспользуйтесь услугами профессионалов. «Столичный Центр Помощи Бизнесу» уже ликвидировал около 347 организаций.

Поэтому наши юристы знают тонкости процесса и не допустят ошибок. Мы настолько уверены в своих силах, что гарантируем: при отказе вернем вам деньги и даже проведем повторную процедуру за свой счет.

Позвоните нам, чтобы получить бесплатную консультацию!

Источник: https://www.1-urist.ru/bankrotstvo/uproshchennoe-bankrotstvo/

Некоторые проблемы применения арбитражным судом упрощенных процедур в деле о банкротстве

Какова упрощённая процедура банкротства?

С.П.Коваленко

Введение: в статье исследуются существующие проблемы упрощенной процедуры банкротства отсутствующих и ликвидируемых должников. Проанализирован субъектный состав упрощенной процедуры банкротства, а также выявлены последствия исключения из ЕГРЮЛ лиц, участвующих в корпоративных отношениях.

Цель исследования заключается в системном анализе проблем действующего законодательства о банкротстве в рамках упрощенной процедуры банкротства. Методы: методология данной работы основана на общем научном подходе позитивистского материализма.

Применены общенаучные методы познания: анализ, синтез, гипотетико-дедуктивный метод, индукция; а также частнонаучные методы: юридико-догматический, системный, структурно-функциональный.

Результаты: обосновано, что в настоящее время законодательство недостаточно регламентировано: правовые акты не учитывают всю специфику и особенности упрощенной процедуры банкротства.

Существующие способы решения проблем, предусмотренные законом, не всегда действенны, особая сложность возникает, когда должник — участник корпоративных правоотношений. На основе опыта арбитражного правоприменения доказано, что у лиц, контролирующих должника, имеется возможность злоупотребления своим правом.

Выводы: рассматриваемый правовой институт нуждается в перманентном совершенствовании с учетом складывающегося единообразия судебного применения норм о банкротстве. В условиях отсутствия институциональных новаций в сфере банкротства в России невозможно создать конкурентную рыночную среду и, более того, невозможно улучшить инвестиционный климат.

Ключевые слова: банкротство, упрощенная процедура, кредитор, должник, корпорация, корпоративные правоотношения.

Введение

Упрощенная процедура банкротства представляет собой ускоренное признание арбитражным судом неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, которая применяется к ограниченному кругу должников, а именно ликвидируемому должнику, отсутствующему должнику, специализированному обществу и ипотечному агенту. В производстве по делу не применяются процедуры восстановления, так как юридические лица-должники в дальнейшем исключаются из участия в гражданском обороте.
Субъектами упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, являются

отсутствующие и ликвидируемые должники (ипотечные агенты и специализированные общества не рассматриваются в рамках представленной статьи). Вместе с этим возникает определенное противоречие в процессе рассмотрения понятия упрощенной процедуры банкротства, касающееся области отнесения лиц к субъектам упрощенной процедуры.

Проблемы законодательного регулирования упрощенной процедуры банкротства

Применяемая арбитражным судом упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника является эффективным способом исключения юридического лица из государственного реестра. Такую процедуру в соответствии с нормами Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» СЗ РФ 28.10.2002 № 43, ст.

4190 (далее — Закон о банкротстве) возможно применить в случаях отсутствия юридического лица в месте его нахождения, которое фактически установить невозможно в связи с прекращением предпринимательской деятельности [4].

Однако, несмотря на постоянное совершенствование норм одиннадцатой главы Закона о банкротстве, при применении упрощенных процедур в деле о банкротстве в настоящее время единства судебной практики не достигнуто.

Исключить из единого государственного реестра имеет право также регистрирующий орган при следующих условиях: 1) непредоставление отчетности в течение 12 месяцев; 2) неосуществление операций по банковским счетам; 3) наличие долгов перед бюджетом, если нет реальной возможности погасить их в рамках процедуры банкротства — п.

1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» (далее — Пленум ВАС № 67) [2]. В этом случае штрафные санкции признаются безнадежными ко взысканию (подп. 4.3 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации).

Каковы же последствия такого исключения, например, для корпорации? Если должник-юридическое лицо, являющийся участником корпоративных отношений, исключается из ЕГРЮЛ, то возникают проблемы с его правовым статусом в дальнейшем.

При наличии кредиторов отсутствующего должника проще начать ускоренную процедуру банкротства через обращение взыскания на долю в уставном капитале.

В другом случае, когда не объявляются кредиторы и на торгах долю продать затруднительно, корпорация незамедлительно должна предпринять меры для сохранения уставного капитала. В настоящее время нет правил с четкой регламентацией поведения органов управления и контроля корпорации в указанных случаях.

Выход из такой ситуации видится в уменьшении уставного капитала путем выкупа доли отсутствующего должника на торгах при сохранении уставного капитала не менее минимального размера, предусмотренного законом во избежание дальнейшей ликвидации юридического лица.

Не меньший интерес представляет банкротство ликвидируемых юридических лиц, являющихся акционерами общества, имеющих контрольный или блокирующий пакет акций в уставном капитале акционерного общества.

В таких случаях само акционерное общество утрачивает интерес для инвесторов и, как правило, продажа акций должником проходит по минимальной стоимости, что может привести к приобретению пакета акций должника лицом, не заинтересованным в дальнейшем развитии общества и, возможно, его ликвидации.

В итоге корпорации не только отслеживают процесс ликвидации несостоятельного должника — участника корпоративных отношений, но и в некоторых случаях берут на себя финансирование арбитражного управляющего.

Затягивание процесса ликвидации, например, акционера-должника, может также привести к причинению имущественного ущерба корпорации.

Пример такого случая: отсутствующий должник является участником корпоративных отношений, при этом в деятельности корпорации не участвует, не является на общее собрание и не принимает участия в ании по обязательным вопросам, предусмотренным законом, в результате тормозит деятельность корпорации.

Еще один пример: руководитель должника, фактически прекративший свою деятельность, не проявляет интереса к исключению отсутствующего участника корпорации, не организует продажу доли в уставном капитале, в результате своим бездействием не только создает проблемы с участием в управлении корпорацией, но и может причинить ей имущественный ущерб.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо также от размера кредиторской задолженности, но с условием наличия средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства.

Однако серьезная проблема связана с дефицитом финансирования арбитражного управляющего и всеми затратами, относящимися к ликвидации должника: как правило, имущества ликвидируемого или отсутствующего должника недостаточно.

В исключительных случаях законом предусмотрено бюджетное финансирование банкротства, но при постоянном дефиците бюджетных средств на оплату процесса банкротства рассчитывать не приходится. В итоге финансирование осуществляют в большей мере заинтересованные лица, в том числе к ним относятся и корпорации, имеющие участника-должника.

Как следует из разъяснений, приведенных в п.

4 и 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 67: «уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган» [2].

При упрощенной процедуре банкротства сразу вводится процедура конкурсного производства, минуя все остальные стадии. Поскольку конкурсное производство является процедурой ликвидационной, особое внимание уделяется вопросам, связанным с максимально быстрой реализацией имущества должника по возможной цене продажи.

Следует обратить внимание на особенность, касающуюся признаков банкротства отсутствующего должника. При упрощенной процедуре признаки, предусмотренные ст. 6 Закона о банкротстве, не принимаются во внимание, один из критериев оценки — это денежное требование независимо от его размера.

При этом уполномоченные органы по взысканию обязательных платежей не могут относить к признакам банкротства только денежное требование, требуется предоставить и другие доказательства, указывающие на признаки отсутствующего либо ликвидируемого должника, например: 1) имущество должника недостаточно для покрытия судебных расходов; 2) отсутствие операций по банковским счетам должника в течение последних двенадцати месяцев; 3) отсутствие признаков предпринимательской деятельности должника. И.С. Шиткина считает, что «одной из проблем, возникающих на практике при инициировании процесса несостоятельности (банкротства) в случае недостаточности имущества при добровольной ликвидации, является определение статуса должника — ликвидируемого юридического лица [1, с. 105].

Как правило, корпорации отслеживают формирование реестра требований кредиторов своего участника или акционера — отсутствующего либо ликвидируемого должника.

Равно контролируют деятельность арбитражного управляющего, который обязан опубликовать сведения о признании должника банкротом, ибо реестр требований подлежит закрытию по истечении указанного срока. В связи с этим Е.А.

Суханов предлагает «в ГК РФ установить принцип публичной достоверности реестра. Этот принцип предполагает, что любое добросовестное лицо, полагавшееся на данные реестра, не затрагивается несоответствием данных реестра фактическим обстоятельствам.

Для акционерных обществ такая функция могла бы осуществляться профессиональными участниками рынка ценных бумаг — регистраторами, которые ведут реестр акционеров общества» [3, с. 98].

Действительно, можно согласиться с Е.А. Сухановым, так как корпорации, имеющие долги, превышающие активы организации, не заинтересованы в дальнейшем ее развитии, органы управления и контроля зачастую меняются, сведения в реестр о них не вносятся. В таких случаях недобросовестных участников корпоративных отношений привлечь к ответственности фактически невозможно.

Выводы

Изучение существенных для правовой оценки особенностей упрощенной процедуры банкротства, проведение анализа российского законодательства, регулирующего правоотношения в данной области, выявление особенностей субъектного состава должников, рассмотрение способов защиты прав участников банкротства позволяют прийти к выводу, что банкротство по упрощенной процедуре осуществляется с частым нарушением прав и законных интересов лиц, участвующих в нем. В настоящее время недостаточно регламентировано законодательство, а именно правовые акты не учитывают всю специфику и особенности упрощенной процедуры банкротства. Существующие способы решения проблем, предусмотренные законом, не всегда действенны, особенно не ясна роль корпорации в случае банкротства отсутствующего либо ликвидируемого должника — участника корпоративных отношений. В результате единство судебной практики по упрощенной процедуре банкротства пока не достигнуто.

Думается, что назрела необходимость детально сформировать законодательную базу, систематизировать и проанализировать судебную практику сегодняшнего дня с целью создания механизма разрешения возникающих проблем при применении упрощенной процедуры банкротства.

Как показывает анализ судебно-арбитражной практики по делам, связанным с нарушением прав кредиторов при банкротстве ликвидируемого или отсутствующего должника, у лиц, контролирующих должника, возникают большие возможности для злоупотребления. Вместе с тем грамотное использование кредиторами способов защиты нарушенных гражданских прав во многих случаях помогает добиться положительного результата.

В заключение следует отметить, что упрощенная процедура, применяемая в деле о банкротстве, нуждается в постоянной доработке с учетом анализа существующей судебной практики применения. Без институциональных новаций в сфере банкротства в России невозможно ни создание конкурентной рыночной среды, ни улучшение инвестиционного климата, что влияет в целом на экономическую политику государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корпоративное право : учебный курс. В 2 т. Т. 1 / Е. Г. Афанасьева [и др.] ; отв. ред. И. С. Шитки- на. — М. : Статут, 2017. — 976 с.2. Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г.

№ 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // Вестник ВАС РФ. — 2007. — № 2.3. Суханов, Е. А. Сравнительное корпоративное право / Е. А. Суханов. — М. : Статут, 2014. — 456 с.

4.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.

Источник: Legal Concept = Правовая парадигма. — 2019. — Т. 18, № 3

Источник: https://zakoniros.ru/?p=33497

Упрощенная процедура банкротства физического лица в 2019 – ФинЛайф

Какова упрощённая процедура банкротства?

Банкротство по действующим правилам представляет собой полноценный судебный процесс, включающий массу нюансов, и длящийся примерно от полугода до года. Упрощенные правила предполагают некоторое облегчение, но подойдут далеко не всем должникам.

Это как с государственной программой по частичному погашению ипотеки – вроде кажется, что программа подходит всем молодым семьям, взявшим на себя тяжелое бремя ипотеки, но в действительности оказывается, что семья еще должна соответствовать определенным требованиям, и круг резко сужается.

Все же, чем примечателен законопроект об упрощенной процедуре банкротства физических лиц? Начнем с его возможностей.

  1. Банкротство по упрощенной системе станет доступным для лиц, которые задолжали в банки сравнительно небольшие суммы.
  2. Процедуру можно будет пройти самостоятельно, без поисков финуправляющего.
  3. Расходы на банкротство физ. лиц значительно сократятся.
  4. Процедура будет длиться всего 4 месяца.
  5. Будет вводиться только одна из процедур – реализация имущества. Никаких альтернативных вариантов не предусмотрено.

Минусы заключаются в следующем.

  1. Упрощенная процедура будет недоступной для тех, кто совершал перед банкротством сделки дарения, купли-продажи, переуступки прав и так далее.
  2. Процедура не будет доступной для тех, кто имеет доходы от 50 000 рублей в месяц.
  3. Такое банкротство невозможно будет оформить тем, у кого долги превышают сумму в 700 000 рублей.
  4. Если кредиторы решат вставить палки в колеса, они смогут возбудить полноценное банкротство, причем финуправляющий тоже будет назначен ими. И это будет только в минус должнику.

Теперь давайте рассмотрим условия, на которых применяется упрощенная процедура банкротства, согласно нормам проекта.

  1. Человек имеет задолженность банку в размере от 50 до 700 тысяч рублей, ни больше, ни меньше.
  2. Должник не вел предпринимательскую деятельность перед банкротством.
  3. В реестре не должно числиться больше 10-ти кредиторов.
  4. У человека не должна числиться какая-либо собственность, кроме того имущества, которое не может быть включено в конкурсную массу.
  5. Общая стоимость имущества не должно превышать суммы в 200 тысяч рублей. Речь идет о личных вещах должника-банкрота, о бытовой технике и так далее.
  6. Сумма доходов должника не должна быть больше 3 прожиточных минимума в месяц. Расчет берется за последние 6 месяцев. Например, если в регионе установлен минимум в 11 тысяч рублей, то за месяц такой человек не должен зарабатывать больше 33-х тысяч рублей.
  7. Место жительства должно оставаться неизменным последние 4 месяца.

Самый главный сюрприз нового законопроекта заключается в снижении затрат на процедуру.

С изменениями в закон о банкротстве физических лиц гораздо снизится нагрузка за счет того, что больше не придется приглашать для ведения дела финансового управляющего.

На данный момент его услуги оцениваются в 25 000 рублей за процедуру. Также управляющему выделяется 7% от вырученных средств при реализации, если проводились торги.

В новом проекте все эти затраты не предусмотрены, также отсутствуют расходы на публикации. Возможно, вся процедура будет обходиться в сумму не больше 10 000-15 000 рублей. Соответственно, меняется и пошаговая инструкция для таких процедур, они будут серьезно отличаться по сложности от тех, которые осуществляются на данный момент.

В 2017-2018 году, по свежим новостям, все еще велись обсуждения нового закона, и принят он не был до сих пор. Многие юристы выступают за принятие изменений – все же, банкротство станет гораздо доступнее простым людям, тем же пенсионерам, да и проводиться будет в разы быстрее.

С другой стороны, многие эксперты сомневаются, как вообще это все будет выглядеть:

  • обращаться в суд и собирать документы должники будут сами;
  • наличие скрытой собственности проверять будет некому;
  • признаки фиктивности или преднамеренности тоже никто проверять не сможет;
  • многие процедуры должники будут осуществлять самостоятельно.

Таким образом, механизм реализации проекта до сих пор остается невыясненным, что и вызывает жаркие споры.

Что делать должникам, у которых уже накопился долг 400-500 тысяч рублей? Мы ни в коем случае не рекомендуем ждать. Его принятие и вступление в силу, по последним новостям, состоится не раньше середины 2019 года, и за это время долг вырастет до пресловутых 700 000 рублей.

Даже если проект будет принят к тому времени, вы с таким долгом, скорее всего, под его действие уже не подпадете. А значит – проблемы нужно решать уже сейчас. А лучше – с квалифицированной юридической поддержкой.

Обращайтесь, мы всегда готовы оказать помощь в сложных ситуациях!

(3 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://finlife-bankrotstvo.ru/articles/uproshchennaya-procedura-bankrotstva-fiz-lic/

Упрощенная процедура банкротства: кому планируют списать долги до 5000 евро?

Какова упрощённая процедура банкротства?

Весной этого года «МК-Латвия» рассказала о законопроекте, который готовит Министерство юстиции.

По его задумке людей с небольшими долговыми обязательствами – до 5000 евро – следует освобождать от долгов по облегченной процедуре банкротства.

Новость вызвала широкий резонанс, люди хотят знать, когда этот законопроект будет принят и кто сможет им воспользоваться. Юрист, председатель правления Латвийской ассоциации заемщиков Айвар Руди ответил на волнующие вопросы.

Что было, что будет, чем сердце успокоится

Напомним, новый законопроект разрабатывается с целью помочь тем должникам, долги которых составляют от 2000 до 5000 евро и которые хотят освободиться от своих кредитных обязательств. Долг может быть как один, так и несколько, но сумма не должна превышать 5000 евро.

В данный момент должники с такой суммой обязательств не могут пройти обычную процедуру банкротства, так как она предназначена лишь для тех латвийцев, чьи долги превышают 5000 евро.

Для того, чтобы стало ясно, чем новая процедура банкротства будет отличаться от прежней, наш собеседник вкратце напомнил, как должники могут освободиться от долгов сейчас.

– В настоящий момент процесс банкротства в Латвии можно пройти, если общая сумма ваших долгов превысила 5000 евро. Во время банкротства должник обязан в течение нескольких лет (точный срок зависит от величины долга) платить своему администратору неплатежеспосбности треть доходов, но не меньше, чем треть минимальной зарплаты, – говорит Айвар Руди.

– Кроме того, надо быть готовым и к другим расходам. Сейчас на оформление всех бумаг, зарплату администратору неплатежеспособности и все ежемесячные платежи в процессе банкротства уходит как минимум 2500 евро.

Один только размер пошлины за рассмотрение дела составляет 70 евро и еще администратору неплатежеспособности надо сразу заплатить две минимальные зарплаты, а это 860 евро.

– Понятное дело, – продолжает наш собеседник, – что далеко не все люди с долгами могут позволить себе такие расходы, поэтому определенное количество должников вынуждено чуть ли не пожизненно сидеть в долговой яме. С ними работают сначала коллекторы, а затем и судебные исполнители, за работу которых должникам надо платить немалую сумму. Поэтому каждый год сумма их задолженности растет, конца и края этому нет.

От редакции добавим, что в свое в Латвии немало говорилось о жителях, которые из-за невозможности пройти процедуру неплатежеспособности изолированы от экономического оборота средств. С целью избавить себя от взыскателей, эти должники с радостью соглашаются на зарплаты в конвертах. Подобная тактика очень невыгодна государству, так как провоцирует увеличение теневой экономики.

Что планировалось сделать?

Весной этого года у должников с маленькими долгами (до 5000 евро) наконец-то появилась надежда скинуть долговое ярмо. Министерством юстиции было заявлено о разработке нового законопроекта, который поначалу выглядел совершенно фантастически. Предполагалось, что любой должник сможет избавиться от долгов практически даром.

– По первоначальному плану Минюста расходы на процесс упрощенного банкротства должны были стать совсем небольшими, – рассказывает Айвар Руди. – Во-первых, предполагалось, что должнику не придется ежемесячно платить треть доходов за избавление от долгов.

Во-вторых, планировалось, что при упрощенном процессе администратор неплатежеспособности не потребуется, значит, должнику не придется платить и ему. В-третьих, по задумке министерства, должнику при упрощенном банкротстве следовало бы собрать, грубо говоря, не 10 справок, а всего три-четыре.

Предполагалось, что общие расходы должника на процесс не превысят 200 евро. По сравнению с тем, сколько сейчас платят должники за избавления от долгов, это просто копейки.

Что осталось неизменным

Мы спросили нашего собеседника, как сейчас выглядит законопроект о списании долга, размер которого меньше 5000 евро.

– Начну с того, что не поменялось в процессе его разработки. Итак, по-прежнему предполагается, что при облегченной процедуре банкротства у должника не должно быть недвижимости, в противном случае долг не спишут. Если у должника есть движимое имущество – машина, мотоцикл и т. д.

, то ему, скорее всего, разрешат участвовать в процессе освобождения от долгов, – объясняет наш собеседник. – Если долги связаны с алиментами, штрафами или денежными наказаниями за незаконные действия, то их списывать по-прежнему не планируют.

Другими словами, даже после процедуры освобождения от долга малого размера человеку все равно придется заплатить и алименты, и штрафы. Третье: планируется, что пройти облегченную процедуру банкротства сможет только человек, который не оставил залога своему кредитору.

Ну и четвертое: от маленьких долгов до 5000 евро можно будет освободиться один раз в жизни.

Новости не в нашу пользу!

– А теперь расскажу об изменениях в законопроекте, которые могут существенно сузить круг лиц, имеющих право на освобождение долгов размером менее 5000 евро, – сказал наш собеседник.

– Во-первых, раньше предполагалось, что все справки по упрощенному банкротству нужно будет приложить к прошению в районный суд по месту жительства должника, так как именно суд должен был утвердить новый статус человека (определить, что он отныне не должник).

Сейчас в законопроекте предложен порядок, согласно которому все документы будет рассматривать не суд, а нотариус. Нотариус будет должен проверить все документы должника и решить, дать человеку возможность освободиться от долгов или нет.

Должник будет обязан доказать нотариусу, что у него нет препятствий для прохождения процедуры банкротства. «Нет препятствий» означает, например, то, что у него отсутствует недвижимость и все его долговые обязательства связаны исключительно с потребительскими кредитами. Это, кстати, второе изменение в готовящимся законопроекте.

Теперь предполагается, что избавиться от долгов до 5000 евро можно только в случае, если долги связаны с потребительскими кредитами. А вот погашение коммунальных долгов, долгов за неоплаченные услуги (например, телекоммуникационные) с помощью процесса погашения долгов теперь планируют запретить.

Остался неизменным запрет на банкротство в связи с долгами по неоплаченным штрафам и по алиментам перед детьми и Гарантийным фондом средств содержания.

Круг сужается

Наш собеседник признался, что самую большую проблему нового законопроекта он видит в искусственном сужении круга лиц, которые могут претендовать на списание своих долгов.

– Если весной предполагалось, что пройти условно бесплатную процедуру банкротства смогут все желающие с долгом до 5000 евро, то сейчас планируется, что это могут сделать только люди со статусом нуждающегося или малоимущего лица.

Если этого статуса у должника нет, то новый законопроект ничем ему не поможет, – говорит Айвар Руди. – Мне категорически не нравится это нововведение (напомним, пока оно не утверждено. – Авт.).

Дело в том, что для получения нужного статуса должник обязан соответствовать определенным критериям, в числе которых – размер дохода, но эти критерии распространяются на всю семью должника, а не только на самого человека. Предположим, у самого должника доход очень маленький, а вот у его супруги – высокий.

Если общий доход на их семью превышает определенную цифру, то должник не получит ни статуса малоимущего, ни статуса нуждающегося. А значит – не сможет пройти упрощенную процедуру банкротства и останется должником.

Такое положение дел крайне выгодно коллекторам и судебным исполнителям, которые в буквальном смысле кормятся за счет должника. А у самого должника нет никакой возможности выпутаться из долговых сетей. Но мы будем бороться за то, чтобы из законопроекта убрали пункт о том, что пройти упрощенную процедуру банкротства смогут только нуждающиеся и малоимущие, – заявил Айвар Руди. – 

Кстати, исследование по должникам выявило, что в большинстве случаев маленькие долги – это невыплаченные быстрые кредиты, которые были оформлены без залога. Чтобы их погасить, люди берут новый кредит, затем еще один и в результате попадают в кабалу, из которой у них почти нет шансов выбраться. Значит, им нужно протянуть руку помощи, а не толкать обратно в долговую яму.

Взыскатель там, должник – тут!

Наш собеседник рассказал, что видит и еще одну проблему в разрабатываемом законопроекте. По плану, облегченный процесс банкротства будет относиться к людям, у которых нет кредита, полученного за рубежом или кредиторы которого являются субъектами другой страны. В противном случае долги не будут списаны. 

– Проблема в том, что в подавляющем большинстве случаев взысканием долгов у латвийцев занимаются компании, зарегистрированные в Эстонии. Если они не просто взыскивают долги, а являются новыми хозяевами долговых обязательств (был заключен процесс цессии), то наши должники не смогут участвовать в упрощенной процедуре банкротства, – говорит Айвар.

– Я против такой несправедливости и считаю, что законопроект должен быть изменен. В нем должно появиться условие: если деньги взяты на территории Латвии, а затем долг перекуплен иностранной компанией, то и в этом случае должник с долгом менее 5000 евро имеет право пройти облегченную процедуру банкротства.

Если оставить все, как есть сейчас, то долги будут считаться иностранными, и латвийцы не смогут от них освободиться.

Ищем, кому выгодно

– Кто заинтересован в тех изменениях в законопроекте, которые сужают круг претендентов на освобождение от долгов?

– Заинтересованы судебные исполнители и коллекторы, им выгодно большое количество должников. А вот банкам, наоборот, необходимо, чтобы их клиент как можно скорее освободился от своих долговых обязательств, пусть и путем списания долга.

– Будет ли доход должника влиять на его возможность пройти процедуру банкротства?

– Конечно, но не напрямую. Законопроект предусматривает, что должник будет обязан доказать нотариусу, что не может справиться с долгами, то есть не может их оплатить вследствие непредвиденного падения своих доходов.

Это означает, что когда он брал кредит, у него была одна сумма дохода, а когда пришло время платить по счетам, его доход уменьшился либо его вообще не стало. Однако должник не может заявить, что брал кредит в то время, когда зарабатывал 800 евро, а сейчас не может его оплатить, так как 300 евро тратит на алименты детям.

Во-первых, содержание ребенка не является непредвиденными расходами, а во-вторых, речь идет не об уменьшении дохода, а об увеличении расходов.

– Сколько должников сегодня среди жителей Латвии?

– Согласно официальной статистике, в Латвии 20 000 должников, но я думаю, что эта цифра взята с потолка. Я уверен, что их намного больше, буквально в разы, но сколько именно, я не знаю. Зато мне известно, что большинство из них имеют долг менее 5000 евро.

– Будут ли в законопроекте послабления для инвалидов, многодетных, пенсионеров?

– Никаких льгот в законопроекте не предусмотрено. Мне кажется, что это неправильно. Малозащищенные в социальном плане люди должны получить помощь государства в процессе освобождения от долгов.

Должник? Социальный работник присмотрит!

– Какие еще новости готовит законопроект об облегченном процессе банкротства?

– Предполагается, что когда должник подаст документы нотариусу на признание его банкротом, то социальный работник должен будет оценить его финансовую состоятельность. В числе прочего социальный работник будет оценивать финансовую ситуацию должника

во время процедуры освобождения от долгов и после нее. Я сомневаюсь в том, что социальные работники смогут это сделать, ведь для оценки финансовой состоятельности у них нет специальных знаний.

Но это еще не все. Предполагается, что после того, как с должника спишут долги, он должен находиться в зоне наблюдения социального работника и нотариуса еще около года.

Если бывший должник что-то нарушит или выяснится, что он подал о себе неверные сведения, то он вновь будет признан должником с той же самой суммой долга, которую ему списали.

А еще, возможно, ему будет запрещено в течение года брать новый кредит.

И последнее. В законопроекте сказано, что во время прохождения процедуры банкротства должник будет обязан пройти курсы финансовой грамотности, которые организует Агентство занятости. Я подозреваю, что эти курсы окажутся никому не нужной, но обременительной формальностью.

Как быть и что делать?

– Когда законопроект вступит в силу?

– В лучшем случае весной 2020 года.

– Должники, которые услышали про готовящийся законопроект, спрашивают, что им следует делать сейчас: подавать на банкротство, платить долги кредиторам или ждать, когда будет принят закон об облегченной процедуре освобождения от долгов?

– Ответ очень простой. Если ваш долг менее 5000 евро, сейчас процедуру банкротства пройти нельзя, остается выплачивать долги. Если сумма долга больше 5000 евро, значит, по упрощенной процедуре от долгов нельзя будет освободиться.

Если долг не превышает 5000 евро и вы намерены ждать вступления в силу закона о облегченном прохождении банкротства, то подумайте, соответствуете ли вы всем условиям, которые уже сейчас имеются в законопроекте, например, есть ли у вас статус малоимущего лица.

Да, возможно, законопроект будет изменен в более выгодную для должников сторону, но такую гарантию никто не даст. 

Источник: https://rus.timeline.lv/raksts/zakony/49232-uproshchennaya-protsedura-bankrotstva-komu-planiruyut-spisat-dolgi-do-5000-evro

Вопросы по закону
Добавить комментарий