Каковы последствия увольнения с контрактной службы?

Аттестационная комиссия. Правовые последствия обжалования ее решения

Каковы последствия увольнения с контрактной службы?

(Новиков Н. А.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 5, 2002)

АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ.

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЖАЛОВАНИЯ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Н. А. НОВИКОВ

Н. А. Новиков, подполковник юстиции запаса.

В практике органов военного управления часто возникают вопросы о правовых последствиях обжалования военнослужащими решений аттестационных комиссий, а именно:

1. Допускается ли обжалование военнослужащим решения аттестационной комиссии при прохождении военной службы и каков данный порядок?

2. Является ли действующим и подлежащим исполнению решение аттестационной комиссии в случае обжалования до окончания срока рассмотрения жалобы по существу вышестоящим должностным лицом или военным судом?

3. Какое должностное лицо может во внесудебном порядке отменить решение аттестационной комиссии или это возможно только по решению суда?

Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» в контракте о прохождении военной службы закрепляются: добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта (п. 2 ст. 32). Условия контракта включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах в течение установленного контрактом срока (ст. 32).

Для правильного ответа на поставленные вопросы необходимо рассмотреть правовую природу военной службы по контракту на основании принципа добровольности и недопустимости злоупотребления правом.

Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» под прохождением военной службы имеется в виду изменение служебно — правового положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическими фактами (событиями), установление которых предусматривается в строго определенном порядке, в том числе в установленных случаях с участием коллегиального органа — аттестационной комиссии, регламентация действий которого содержится в Положении о порядке прохождения военной службы (далее — Положение) (Приказ Министра обороны РФ 1999 г. N 500), Инструкции о порядке применения в СА и ВМФ Положения о порядке прохождения воинской службы (Приказ Министра обороны СССР 1985 г. N 100) и т. д.

В период военной службы возникают различные юридические факты, существенно изменяющие содержание условий прохождения военной службы военнослужащими, а в некоторых случаях влекущие прекращение военной службы. При заключении нового контракта, при утверждении аттестации, при поступлении рапорта о зачислении кандидатом на учебу, рапорта об увольнении по собственному желанию и т. д.

законодатель значительную роль в принятии командованием окончательного решения по различным вопросам служебно — правового положения военнослужащих отводит аттестационной комиссии, несмотря на принцип единоначалия и окончательность принятия решения командиром (начальником) органа военного управления, т. е.

в целях избежания субъективного волюнтаристского решения одного должностного лица необходимо обязательное предварительное рассмотрение вопроса коллегиальным органом — аттестационной комиссией.

Поскольку решение аттестационной комиссии является также выражением субъективного мнения группы назначенных по приказу должностных лиц по рассматриваемому вопросу, то в силу его рекомендательного характера право принятия окончательного решения принадлежит военнослужащему и командиру воинской части.

Каковы компетенция аттестационной комиссии, порядок обжалования и правовые последствия обжалования ее решения?

Для правильного ответа необходимо проанализировать правовые нормы различных актов.

При заключении контракта о прохождении военной службы военнослужащему (гражданину) может быть отказано в его заключении на основании:

— решения аттестационной комиссии воинской части, утвержденного командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

— решения аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата требованиям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», для поступающих на военную службу по контракту.

Решение аттестационной комиссии о невозможности заключения нового контракта о прохождении военной службы может быть вынесено только при наличии подтвержденных обстоятельств, перечень которых законодательно закреплен в целях обязательного ограничения доступа определенных социальных групп граждан на военную службу по контракту (п. 3 ст. 4 Положения, абз. 5 п. 5 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), и возможного ограничения — при наличии иных обстоятельств, указанных в п. п. 5 и 15 ст. 5 Положения.

Копия решения аттестационной комиссии должна быть выдана гражданину по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.

В данных случаях решение аттестационной комиссии о невозможности заключения контракта о прохождении военной службы (в том числе первого контракта) может быть обжаловано, но это нецелесообразно, так как правовые последствия заранее определены — эти действия правомерные, поскольку основания для отказа прямо закреплены в законе.

В случае подачи рапорта военнослужащим об увольнении по собственному желанию (п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») его рапорт в обязательном порядке подлежит рассмотрению аттестационной комиссией. Положением (пп. 13 ст. 34) предусмотрено, что для увольнения с военной службы по основаниям:

в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (пп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта (пп. «а» п. 3 ст.

51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Кроме того, командир воинской части имеет право передать на рассмотрение аттестационной комиссии рапорта военнослужащих о досрочном увольнении с военной службы и по другим основаниям (пп. «е» п. 2 ст. 26 Положения).

Аттестационной комиссией и командиром воинской части выраженное в рапорте об увольнении волеизъявление военнослужащего должно быть рассмотрено и может быть утверждено без судебного разбирательства. При положительном решении военнослужащий представляется к увольнению с военной службы.

Решение аттестационной комиссии об утверждении результатов аттестации, о нецелесообразности представления военнослужащего к присвоению досрочно очередного воинского звания, невозможности досрочного увольнения по собственному желанию или в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего и т. д. в случае несогласия с ним может быть обжаловано военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в военный суд.

В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.

Копия решения аттестационной комиссии должна быть выдана военнослужащему по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.

Решение аттестационной комиссии, только утвержденное начальником, в чью номенклатуру назначения входит должность аттестуемого, о невозможности досрочного увольнения с военной службы может быть обжаловано в военный суд, так как только суд может признать эти действия правомерными, поскольку основания для отказа в досрочном увольнении по собственному желанию и т. д. прямо не закреплены в законе, не имеют исчерпывающего перечня и оценка их уважительности принадлежит военнослужащему при подаче рапорта.

Решения аттестационной комиссии как коллегиального органа носят рекомендательный характер и независимо от вынесенного заключения не являются окончательными, так как в обязательном порядке подлежат утверждению соответствующим органом военного управления. Без утверждения решение аттестационной комиссии не имеет юридической силы.

Законодатель, подчеркивая рекомендательный характер решения аттестационной комиссии в п. 3 ст. 11 Положения, прямо указывает, что преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу.

В связи с изложенным необходимо различать понятия «аттестация» и «решение аттестационной комиссии», на которой рассматриваются результаты аттестации, и рассмотреть вопрос о том, подлежит ли исполнению заключение аттестационной комиссии в случае его обжалования до окончания срока рассмотрения жалобы по существу вышестоящим должностным лицом или военным судом.

В ст. 27 Положения изложены вопросы организации деятельности аттестационных комиссий и их подотчетности командиру воинской части, в подп. «а» — «и» п.

3 указаны основные вопросы, рассматриваемые аттестационной комиссией с вынесением письменного заключения, в частности, в подп. «ж» п. 3 ст.

27 Положения указано, что аттестационной комиссией рассматриваются представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно — учебного заведения (п. 4 ст. 26 Положения). На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.

В определенных случаях предусмотрен упрощенный порядок аттестования.

При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется.

В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе (п. 6 ст. 26 Положения). Аттестационные листы на присвоение первого офицерского звания составляются прямыми начальниками от командира роты и выше на специальном бланке.

Аттестации на присвоение первого офицерского звания аттестационными комиссиями не рассматриваются.

Аттестационные листы на присвоение первого офицерского звания утверждаются: на выпускников военно — учебных заведений Министерства обороны РФ — начальниками военно — учебных заведений, на других военнослужащих — командующими войсками округов, флотами, отдельными армиями (флотилиями).

Аттестации на военнослужащего с выводами непосредственного начальника, старшего начальника или аттестационной комиссии о несоответствии аттестуемого занимаемой должности, о необходимости перемещения на низшую должность в порядке дисциплинарного взыскания или увольнения в запас (кроме увольнения в запас по возрасту или болезни) утверждаются начальником, в чью номенклатуру назначения входит должность аттестуемого.

Аттестационные листы, составленные на военнослужащих, представляются для рассмотрения в аттестационные комиссии.

Аттестационные комиссии изучают и рассматривают аттестационные листы, затем дают по ним заключения с оформлением протокола заседания аттестационной комиссии. Заключение переносится из протокола во все экземпляры аттестационных листов и заверяется секретарем комиссии.

Для военнослужащего и органа военного управления после вынесения решения аттестационной комиссии с отрицательным для военнослужащего заключением наступают определенные правовые последствия.

Аттестационные комиссии создаются в воинских частях от отдельного батальона, подотчетны в своей деятельности командиру воинской части. По указанным в подп. «а» — «и» п. 3 ст. 27 Положения вопросам, рассматриваемым аттестационной комиссией, обязательно выносится письменное заключение.

Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам (п. 4 ст. 27 Положения), которые подлежат утверждению командиром воинской части.

Как уже указывалось, аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд (п. 10 ст.

26 Положения). Решение о составлении нового аттестационного листа на военнослужащего принимается начальником, имеющим право утверждать аттестацию, если при аттестации было допущено нарушение требований установленного порядка ее проведения.

По мнению автора, в период рассмотрения жалобы военнослужащего на решение аттестационной комиссии в военном суде или вышестоящим органом военного управления действие вынесенного решения аттестационной комиссии с отрицательным для военнослужащего заключением приостанавливается.

Исходя из содержания ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах» в военный суд могут быть обжалованы как неправомерные, ущемляющие права военнослужащих коллегиальные действия (решение аттестационной комиссии воинской части), так и единоличные действия (решения) воинских должностных лиц, утвердивших это необоснованное решение.

При подаче жалобы военнослужащим в военный суд на неправомерные действия аттестационной комиссии и должностного лица, утвердившего это решение, они совместно, а также вышестоящее в порядке подчиненности должностное лицо, рассматривавшее жалобу в служебном порядке и отказавшее в ее удовлетворении, в соответствии со ст. ст. 35 — 38 ГПК РСФСР подлежат обязательному привлечению к участию в деле, поскольку предметом судебного разбирательства фактически являются действия данных воинских должностных лиц и решение аттестационной комиссии.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/e1308.html

Несоблюдение военнослужащим условий контракта

Каковы последствия увольнения с контрактной службы?

Досрочное увольнение с военной службы по подпункту “в” пункта 2 статьи 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.

Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона “О статусе военнослужащих”; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

ст.

392 ТК РФ Срок исковой давности по спорам об увольнении составляет 1 месяц с момента когда работник узнал или должен был узнать о незаконности его увольнения, как правило этим моментом является ознакомление с приказом о прекращении трудового договора и выдачи работнику трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

УВОЛЬНЕНИЕ

 невыполнение условий контракта

Случаи досрочного увольнения в запас военнослужащих в связи с невыполнением ими условий контракта не так уж и редки. При этом, по мнению автора, существует достаточно много спорных моментов, на которые бы и хотелось обратить внимание. Также необходимо отметить, что изложенный материал – это точка зрения автора. В п. 13 ст. 4 Федерального закона “Об обороне” от 31 мая 1996 г.

определено, что Президент РФ обладает полномочиями утверждать общевоинские уставы, Положение о порядке прохождения военной службы и т.д. Таким образом законодательно закреплена возможность Президента РФ определять ответственность военнослужащих, порядок прохождения военной службы, в том числе и увольнение с нее. Дисциплинарный устав ВС РФ утвержден Указом Президента РФ и в ст.

104 закрепляет, что дисциплинарное взыскание – досрочное увольнение в запас с военной службы применяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта. В подп. “в” п. 2 ст.

51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” определено, что военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

Согласно требованиям контракта военнослужащие обязуются в период прохождения военной службы по контракту добросовестно выполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (федеральные законы “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих”, общевоинские уставы и т.д.).

В случае невыполнения военнослужащим перечисленных требований он может быть досрочно уволен с военной службы, при этом необходимо отметить, что вышеперечисленные требования во многом совпадают с дефиницией воинской дисциплины. Ст.

1 Дисциплинарного устава ВС РФ определяет, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Ст.

28 Федерального закона “О статусе военнослужащих” закрепляет, что за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, они несут ответственность по основаниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами ВС РФ. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что досрочное увольнение по подп. “в” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта) должно производиться по правилам, определенным в Дисциплинарном уставе ВС РФ, т.е. по сути досрочное увольнение в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта является дисциплинарным взысканием и поэтому нельзя применять подп. “в” п.

Общая информация

Для того чтобы получить статус военнослужащего, гражданину РФ необходимо подписать контракт. Это документ заключается не только с офицерами, но и с рядовыми. Таким образом он заменяет стандартный трудовой договор. Но такое соглашение содержит гораздо больше различных условий и ограничений.

Военнослужащие, как и любые другие граждане, могут быть уволены. Но в данном случае на военных распространяются нормы не трудового законодательства, а военного. причина расторжения контракта – это несоблюдение его условий.  Другими словами, это грубое нарушение офицером норм военного права.

С момента подписания документа военнослужащий обязуется соблюдать все условия, указанные в документе. Помимо этого в его обязанности входит выполнение распоряжений командования, а отказ может быть рассмотрен как нарушение дисциплины.

Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта применяется, если лицо совершило дисциплинарный проступок, административное или уголовное преступление и т. д. Тогда контракт с офицером расторгается согласно установленной процедуре.

Условия несоблюдения контракта

Невыполнение условий контракта военным предполагает нарушение им во время службы своих должностных и специальных обязанностей, злостное нарушение дисциплины и совершение иных поступков, дискредитирующих его статус. Под эту статью не подпадают действия или бездействия контрактника, подразумевающие наступление административного или уголовного наказания.

Важно! Военнослужащие, совершившие преступления, предусмотренные УК РФ, подлежат увольнению и лишению званий только после вступившего в законную силу судебного решения.

Досрочное увольнение относится к мерам дисциплинарного взыскания, а в принципах российского законодательства заложены правила одного наказания за один поступок: человек не может повторно нести ответственность за одно и то же правонарушение. Если за дисциплинарный проступок уже было назначено другое взыскание, досрочному увольнению по НУК военный не подлежит, однако:

  • В случае систематических нарушений дисциплины и пренебрежения своими обязательствами должностное лицо может быть подвергнуто взысканию за каждый выявленный эпизод.
  • По каждому факту неисполнения служебных обязанностей или дисциплинарных проступков проводится проверка, по ее результатам и выносится решение о наложении взыскания, вплоть до увольнения.

Командование части вправе инициировать создание аттестационной комиссии, в обязанности которой входит определение соответствия военного занимаемой должности.

Заключение аттестационной комиссии служит основанием для принятия решения об увольнении должностного лица.

Возможно ли досрочное расторжение?

Как военнослужащие, так и гражданские лица часто задаются вопросом: «Могут ли уволить служащего за несоблюдение контракта, каковы последствия этого несоблюдения?» Естественно, досрочное увольнение гарантировано для лиц, которые допустили грубые нарушения условий несения военной службы. Это может произойти за какое-либо уголовное или административное нарушение.

Контракт с военнослужащим может быть также расторгнут за любой, совершенный неоднократно, дисциплинарный проступок. Если же лицо, совершившее ранее какие-то деяния, повторяет их снова, и оба проступка были задокументированы, то его ожидает увольнение.

Досрочное увольнение по несоблюдению правил контракта применимо к лицу и как мера реагирования или же наказания. Иными словами, военного ждет увольнение, если он привлекался к административной или уголовной ответственности. В этом же случае у него могут забрать право занимать на некоторые должности на определённый период времени.

Причины увольнения по нарушению условий контракта

Возможность прекратить контракт досрочно предусмотрена Военным законодательством. Увольнение происходит, в том числе, и при нарушении пунктов документа. Но такая возможность вступает в силу только при серьезных отступлениях от правовых норм. К таковым относятся:

  1. Совершение дисциплинарной провинности.
  2. Действия, которые подвергаются наказанию либо уголовному, либо административному.

Важно! Чтобы уволить военнослужащего за нарушение условий контракта (НУК) и при этом не нарушить закон, необходимо зафиксировать все совершенные им проступки документально.

Источник: https://st.okd1.ru/zakon/nesoblyudenie-voennosluzhashhim-uslovij-kontrakta/

Увольнение с военной службы без обеспечения жильём. Восстановление на военной службе

Каковы последствия увольнения с контрактной службы?

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы утвержден Федеральными Законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и Указом Президента РФ №1237, принятым в 1999 году.

Несмотря на детальное изложение процедуры и обстоятельств, по которым допускается завершение службы, в этой сфере происходит наибольшее число нарушений, связанных с халатностью ответственных лиц либо пренебрежением к ответственному вопросу.

О важности его следует знать каждому военнослужащему, так как от причины и механизма увольнения зависит не только материальное обеспечение лица (возможность получения пособий и льгот от государства), но и дальнейшая судьба человека.

Возникают ситуации, когда увольнение по собственному желанию военнослужащего по контракту выглядит необходимым. Решение могут диктовать условия и внешние факторы: конфликты с начальством, эмоциональное желание оставить службу, трудности личного характера.

Как правило, «под горячую руку» может быть написан рапорт или же согласовано с командиром части увольнение военнослужащего по НУК. В дальнейшем за необдуманность и спешку придется долго расплачиваться, так как данная норма – наиболее нежелательна.

Она лишает уволенного социальных выплат и льгот, а также делает невозможным восстановление на военной службе, исключает возможность претендовать на должность в государственных структурах.

К вопросу нужно подходить взвешенно и обстоятельно! Не лишней будет консультация юриста, тем более в ситуациях, когда на нежелательном формате прекращения службы настаивается командование.

Расторжение военного контракта – основания

В отличие от гражданского трудового законодательства, военное не предусматривает возможности уволиться «по собственному желанию», предупредив об этом непосредственное руководство за две недели.

Государство вкладывает средства в каждого контрактника, поэтому заинтересовано в длительной и качественной работе каждого из них.

Поэтому необоснованных причин здесь быть не может, а попытки уйти со службы без достаточных оснований всегда вызывают недовольство командования и могут привести к печальным последствиям.

Условно причины расторжения контракта можно разделить на три группы:

  • обязательные;
  • по желанию армейца;
  • по решению командования.

К обязательным относят причины и обстоятельства, при которых мнение военнослужащего не учитывается в вопросе завершения службы. Он будет уволен, даже если того не хочет.

Вторая группа обстоятельств самая малочисленная, она включает законные аспекты, как уволиться с военной службы по контракту, без негативных последствий. Третья – многочисленная и спорная, так как по решению командира возможно увольнение любого армейца.

В этой сфере чаще всего происходят нарушения, включая подлог документов, привлечение «свидетелей», которые, находясь в подчинении и на службе, говорят суду то, что необходимо.

Доказать свою правоту в борьбе с мощной «бюрократической машиной» невероятно сложно, но с помощью адвоката удается отстоять доброе имя, регалии и материальные выплаты, положенные при увольнении по «белым» статьям.

Неминуемое увольнение

Без согласия военнослужащего его могут уволить по следующим причинам:

  • по состоянию здоровья, когда медицинской комиссией он признается негодным к дальнейшей службе;
  • при невозможности исполнять обязанности на штатной должности при ухудшении состояния здоровья и отсутствии подходящей должности, удовлетворяющей требованию врача;
  • по предельному возрасту для звания;
  • по завершению срока действия контракта;
  • при вынесении приговора суда, предусматривающего лишение свободы, звания или права занимать должности на госслужбе;
  • при условном осуждении по уголовной статье с признанием умышленности деяния;
  • по утрате доверия;
  • при смене гражданства;
  • после избрания депутатом.

Порядок увольнения военнослужащего по окончании контракта предусматривает возможность продления контракта по желанию человека. В зависимости от возраста, должности армейца срок продлевается на 1,5 и более лет.

Завершение службы по этому обстоятельству – идеальный вариант, который позволяет пользоваться государственными выплатами и льготами, но и не лишает права продолжить служить при желании увеличить выслугу, получать более высокую военную пенсию.

Однако нередки ситуации, когда начальство умышленно затягивает с увольнением, «подкидывая» дела, которые необходимо закончить. В данном случае необходимо обращаться с рапортом к вышестоящему командиру.   

Как расторгнуть военный контракт по собственному желанию

Допускается увольнение с военной службы по контакту по собственному желанию при соблюдении одного из указанных условий:

  • признание негодным или ограниченно годным ВВК;
  • избрание депутатом;
  • нежелание продолжать службу по контракту при его завершении;
  • достижение предельного возраста, нежелание служить дальше;
  • по семейным обстоятельствам, требующим личного присутствия в семье;
  • ввиду систематических нарушений со стороны командования, выражающихся в попирании прав армейца.

Если основания для увольнения военнослужащего обязательного типа или по распоряжению командования «обсуждению» не подлежат, то в данном случае каждое обстоятельство, кроме предельного возраста и истечения срока контракта, придется доказывать. Признание негодным потребует прохождения медицинской комиссии по инициативе увольняющегося или командира части. Рапорт будет удовлетворен лишь при положительном решении ВВК, считающей возможным увольнение по болезни военнослужащего.

Избрание на выборную должность предусматривает предоставление документов об этом, допуская восстановление военнослужащих после завершения депутатских полномочий.

Значительно сложнее доказать основания, когда досрочное прекращение контракта инициируется по семейным обстоятельствам. Таковых может быть только три.

  • Невозможность проживания члена семьи в местности, где осуществляется служба. Противопоказание должно быть подтверждено результатом медкомиссии. При этом высока вероятность, что контрактнику предложат иное место службы, от которого «невозможно отказаться».
  • Перевод супруга/супруги. В семьях, где муж и жена военнослужащие, по этому основанию обычно увольняются жены, переезжающие вслед за супругом.
  • Необходимость постоянного присутствия с близким родственником. При наличии заключения МСЭ и отсутствия других родственников, способных осуществлять уход за тяжело больным, престарелым членом семьи, допускается досрочное прекращение контракта.

Жесткие требования предъявляются к подтверждению фактов систематического нарушения прав армейца.

В этом случае придется доказывать, что командование части регулярно (не менее трех раз) задерживало или не выплачивало довольствие, боец был лишен обмундирования, продовольствия или его права попирались иным образом. Это основание наименее перспективно с точки зрения увольнения без негативных последствий.

Когда увольняет командир

В редких случаях такой вариант прекращения службы привлекателен для увольняемого. Негативный прогноз, когда исключается выплата военнослужащим при увольнении пособий, а дальнейшая работа на госслужбе невозможна, касается оснований:

  • по несоблюдению условий контракта;
  • отказ доступа к гостайне;
  • непрохождение аттестации;
  • наступление уголовной ответственности за намеренное деяние;
  • отказ от наркологического обследования;
  • совершение неправомерного деяния под действием наркотиков.

Оптимальный вариант завершения службы – по организационно-штатным мероприятиям, аналог гражданского сокращения на предприятии. При этом государство несет ответственность за служивого, должность которого сокращена, включая выплату «выходного пособия». При достаточном трудовом стаже в 25 лет, половину из которых человек отдал армии, допускается его выход на пенсию.

Но не всегда по ОШМ удается уволиться «без скрипа». Командование может предложить должность в другом регионе, где требуется военнослужащий с таким званием и опытом, или должность с меньшим окладом. Право армейца – отказаться и на шесть месяцев выйти за штат. Если в течение полугода не будет подобрана устраивающая должность, допускается досрочное расторжение контракта.

Расторжение контракта и жилищный вопрос

По общему правилу, увольнение военнослужащего по окончанию контракта требует освобождения служебного жилья. Одновременно граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, не могут быть уволены из рядов армии, за исключением причин НУК, совершения правонарушений.

Государство обязуется предоставить жилье по договору социального найма тем, кто прослужил более 20 лет и сохранил статус нуждающегося, или же уволен по ОШМ, состоянию здоровья, отслужив более 10 лет.

Несоблюдение этих норм стало бичом современной армии. Увольнение необеспеченных жильем, законодательно запрещенное, практикуется часто и густо.

При этом граждане автоматически переносятся в «конец списка», а шансы на получение жилья или сертификата сводятся к нулю. Неправомерное расторжение контракта можно оспорить! Но обращаться в суд необходимо в течение трех месяцев.

Пропуск этого периода не станет основанием для отказа в рассмотрении заявления, но в его удовлетворении могут отказать только по этой причине.

При рассмотрении судом правомерности увольнения военнослужащего без обеспечения постоянным жильем, при наличии у него служебного жилья, суд изучает вопрос, где располагается служебная квартира, какова ее площадь. При наличии определенных условий и оснований, приказ об увольнении военнослужащего без обеспечения постоянным жильем подлежит отмене.

Если вас незаконно увольняют из армии, не обеспечивают жильем, искусственно создают условия для расторжения контракта по вашей инициативе или НУК, увольняют не по тому основанию, обратитесь к военному адвокату! Наша консультация по телефону бесплатна! Мы поможем вам выйти из этой ситуации, сохранить свои интересы, получить причитающееся от государства. Приезжайте к нам офис, чтобы составить исковое заявление, тактику ведения дела в суде, подготовить необходимые документы.

При возникновении вопросов позвоните нам по тел. 8 (925) 772-49-22, 8 (968) 663-91-63 и получите бесплатную консультацию. В разделе Заказать услугу можете задать нам письменный вопрос, или заказать бесплатный обратный звонок.

Мы сразу вам перезвоним. Вы можете рассчитывать на компетентную консультацию опытного военного адвоката, которая всегда является конкретной и понятной для наших клиентов.

С перечнем оказываемых нами юридических услуг, Вы можете ознакомиться в разделе “Услуги”.

Источник: http://voenadvokat.ru/nashi-uslugi/voennosluzhaschim/uvolnenie-s-voennoy-sluzhby-bez-zhilya-vosstanovlenie-na-voennoy-sluzhbe/

Порядок заключения контракта о прохождении военной службы

Каковы последствия увольнения с контрактной службы?

Работа кадровых органов по заключению контрактов с военнослужащими осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон), Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 1999 г.

№ 1237 (далее – Положение). Отдельные вопросы о порядке заключения контракта, находившиеся на рассмотрении военных судов, нашли отражение в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2014 г.

№ 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

Положением предусмотрено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях: при окончании срока предыдущего контракта; зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру и отчислении из этих учреждений; переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, в другой.

С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание продолжить военную службу, новый контракт может быть заключен по решению соответствующего должностного лица.

Новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 8 Положения, либо при зачислении в военно-учебное заведение.

Контракт может быть заключен на один год, три года, пять лет, десять лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе), а также на срок от шести месяцев до одного года (с гражданином, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и в иных чрезвычайных ситуациях).

Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день заключения контракта, который вступает  в силу с момента его подписания должностным лицом.

Должностными лицами новый контракт подписывается с военнослужащим: у которого заканчивается срок предыдущего контракта, – в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта; проходящим военную службу по контракту, поступившим в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру (с гражданином, поступающим в военно-учебное заведение), – в день зачисления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру; проходящим военную службу по контракту, отчисленным из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры, – в день, следующий за днем зачисления в списки личного состава по новому месту военной службы; при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, в другой – в день зачисления в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации).

Контракт, ранее заключенный с переводимым военнослужащим прекращает действие со дня подписания нового контракта, заключаемого в день зачисления военнослужащего в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в который он переведен. При этом днем зачисления в федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган) считается день прибытия военнослужащего в воинскую часть. Именно в этот день уполномоченное должностное лицо подписывает контракт.

На практике вызывает затруднения вопрос, в какой день должен вступать в силу новый контракт о прохождении военной службы: в последний день действия предыдущего контракта или в первый день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта.

С учетом того, что в последний день предыдущего контракта действие контракта не прекращается, новый контракт должен вступить в силу не позднее дня, следующего за днем окончания срока предыдущего контракта.

Так,  контракт, заключенный 5 марта, прекращает свое действие 4 марта (т. е. его действие  распространяется  на  срок  до  5 марта). Новый  контракт  заключается 5 марта.

В случае ошибочного указания в приказе срока действия контракта (например, с 5-го по 5-е число), новый контракт будет заключен уже с 6 марта, и срок службы военнослужащего необоснованно увеличится.

Следует учесть, что при заключении контракта неприменимы общие правила, установленные статьей 193 ГК РФ, в соответствии с которой, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В данном случае военнослужащему и соответствующему должностному лицу нет необходимости в выходные (праздничные) дни выходить на службу. Документы могут быть оформлены и на следующий день, но с учетом указанной выше даты.

Командир (начальник), правомочный заключать контракт с военнослужащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2017 г. № 5 в пункт 9 статьи 9  Положения внесены изменения: определен конкретный срок подачи рапорта о заключения нового контракта.

Так, военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, не менее чем за четыре месяца до истечения его срока подает по команде рапорт должностному лицу, правомочному заключать с ним новый контракт.

Военнослужащий, не подавший по команде рапорт о заключении с ним нового контракта в установленный срок, представляется к увольнению с военной службы.

До внесения этих изменений военнослужащему лишь рекомендовалось подавать рапорт о заключении нового контракта, а также отсутствовала норма о представлении его к увольнению с военной службы в случае неподачи рапорта, что допускало возможность обращения военнослужащего с рапортом о заключении контракта вплоть до дня окончания контракта.

Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 4 Положения.

Исходя из положений абзаца первого пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 5 статьи 34 Федерального закона  военнослужащему не может быть отказано в заключении нового контракта о прохождении военной службы, если он не достиг предельного возраста пребывания на военной службе, не приобрел право на пенсию за выслугу лет и отсутствуют основания для его досрочного увольнения с военной службы, установленные Федеральным законом, и обстоятельства, когда с таким военнослужащим в силу закона не может быть заключен новый контракт.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и назначено наказание или ведется дознание либо предварительное следствие, или уголовное дело в отношении их передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу приговором суда права занимать воинские должности в течение указанного срока.

В силу статьи  148 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации до истечения установленного приговором суда срока наказания военнослужащий, осужденный к ограничению по военной службе, может быть уволен с военной службы по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом и Положением. В случае если до истечения установленного приговором суда срока наказания в виде ограничения по военной службе у осужденного военнослужащего истекает срок контракта, новый контракт с таким военнослужащим не заключается, и такой военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта. В этих случаях командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201706021229-7xan.htm

Вопросы по закону
Добавить комментарий