Могу ли я не выходить на работу, если ребенок посещает детский сад?

Кому полезен детский сад, а кому — противопоказан. 7 типов детей

Могу ли я не выходить на работу, если ребенок посещает детский сад?

Споры на тему «водить или не водить в садик» ничуть не уступают по натиску спорам на тему прививок. Сторонники сада твердят о социализации (желательно лет с полутора) и опасности материнского выгорания, противники — о нарушении привязанности и пожизненной травме, которую садик наносит ребенку.

В принципе, примирить эти стороны невозможно.

 Возможно лишь обобщить информацию, предложив оценить, насколько детский сад показан именно этому конкретному ребенку, именно в этот период развития событий.

Потому что не существует детей однозначно пригодных или, наоборот, непригодных для детского сада. Зато существуют конкретные ситуации, когда посещение сада может быть целесообразным и наоборот.

Единственный ребенок в патриархальной многопоколенной семье

Таких семей сейчас мало, но все-таки они есть. Семьи, где несколько поколений взрослых родственников проживают на одной территории либо на расстоянии двух-трех автобусных остановок. Где бабушка помогает молодым родителям вести хозяйство, дедушка возит ребенка на дачу по выходным, незамужняя тетушка водит на развивающие занятия, а прабабушка стряпает фирменные довоенные пирожки.

Ребенок из такой семьи, как правило, хорошо развит, тонко чувствует настроение окружающих взрослых (даже в самой прекрасной семье отношения между разными поколениями редко обходятся без разногласий, и ребенку приходится к этому приноравливаться), умеет нравиться взрослым друзьям семьи, учителям и соседям. Как будто бы этому ребенку нет необходимости посещать детский сад — он всегда под присмотром. И все же, чего ему явно недостает? Ответ очевиден: общения с себе подобными и — как следствие — умения строить горизонтальные связи.

В детской компании отношения развиваются иначе, чем между взрослыми и детьми.

Здесь обостряется конкуренция (у ровесников нет привычки, например, поддаваться в игре), формируется групповая динамика, распределяются роли, без всякой дипломатии выражаются антипатии и симпатии.

После трех лет, когда у детей появляется потребность в «горизонтальной» коммуникации, ребенку имеет смысл начать посещать детский сад, чтобы освоить ее.

На этом месте противники садов обычно начинают говорить о различных занятиях и прогулках на детских площадках. Это хорошо для начала, но в общем — не то.

На занятиях, и тем более на прогулках, все происходит в так называемом поле родителей. Дети ориентируются на наши реакции и рассчитывают на нашу поддержку.

Сад в этом случае обеспечивает полевые условия, в которых тоже полезно учиться существовать.

Естественно, при возникновении всякого рода конфликтов и трудностей родителям необходимо подключиться к происходящему — но об этом чуть ниже.

Ребенок, живущий с одним родителем

Собственно у родителей-одиночек возможностей избежать сада практически нет. Мама, вынужденная зарабатывать, либо отдает дитя в ясли с полутора лет, либо оплачивает няню до трех, а потом уже — в сад. Казалось бы, надо — так надо, о чем разговор? Но зачастую такие родители мучаются сильным чувством вины, особенно если их обступают сторонники альфа-родительства и теории Гордона Ньюфелда.

Однако как раз-таки теория привязанности здесь выручает. Согласно Ньюфелду, один взрослый — необходимый минимум для создания привязанности.

Но ведь взрослых-то может быть больше! В такой ситуации воспитатель детского сада вполне может стать еще одним человеком, с которым ребенка связывают отношения привязанности.

Звучит утопично, но может быть стоит подумать, поспрашивать у соседей, пособирать отзывы. И, разумеется, установить контакт с воспитателем, «на которого» вы выходите в сад.

Кого вам не хватает в семейной системе, какая роль кажется вам подходящей — спокойной ли «бабушки», строгой «тети», отвечающей за установление границ, или креативной двоюродной «старшей сестры»? Воспитатели, работающие в саду, обычно откликаются на подобный запрос о привязанности с пониманием, особенно если он подкрепляется уважительным отношением, вниманием к их непростой работе и заинтересованностью ребенка.

Ребенок с СДВГ

Детям с синдромом расстройства внимания и гиперактивностью часто навешивают ярлыки несадиковских, проблемных. На самом же деле ребенок с СДВГ может вписаться в сад лучше любого другого и не испытывать трудностей при адаптации.

Ведь что нужно таким детям? Четкий режим — каркас для неустойчивой нервной системы, твердо, но доброжелательно установленные границы, структурированное чередование периодов умственного и физического напряжения.

Конечно, все это можно устроить и дома, но ценой невероятных усилий отдельного взрослого. Ребенок с СДВГ не может тихо собирать конструктор, пока вы отвечаете на письма, и играть с кастрюлями, пока вы готовите.

Нет, его жизнь — сплошной захватывающий экшн, и если в доме есть еще пожилая болеющая бабушка или младенец, требующий тишины, маме становится очень и очень непросто.

Тогда как в хорошем саду мы имеем и развивающие занятия по 15 минут каждое, и переключение внимания, и активные игры, и предсказуемость в плане режима.

К тому же необходимость подстраиваться под окружающих оттягивает на себя адаптационные механизмы ребенка, временно притормаживая его бурную деятельность, а непосредственная реакция на его импульсивные слова и поступки (в семье куда более сглаженная) позволяет наладить обратную связь и способствует улучшению коммуникации.

Обычно детей с СДВГ охотно задействуют в подвижных играх старшие мальчики и побаиваются однолетки. Поэтому — единственное замечание — если есть возможность устроить ребенка в разновозрастную группу, хотя бы на первых порах, так и сделайте.

Ребенок с особенностями развития

Инклюзия — больная тема для нашего общества, и тем не менее есть ощущение, что рано или поздно мы к ней придем. К тому, что в малой группе на десять относительно здоровых (точнее — нейротипичных) детей будут два-три ребенка с ДЦП, синдромом Дауна, задержкой психического и речевого развития и так далее.

Как правило, этим детям показан сад начиная с чуть более старшего возраста, чем так называемым нейротипикам, но показан! И зачастую именно игровая деятельность в компании нейротипичных детей, именно активное взаимодействие с ними, пусть и невербальное, улучшает текущее состояние ребенка и способствует его развитию больше, нежели индивидуальные занятия с дипломированным дефектологом.

Наоборот: дети с сохранным интеллектом, помещенные в «коррекционную» среду, дают сильный регресс.

Это особенно заметно по «отделениям милосердия» — палатам лежачих и неговорящих детей в интернатах, куда «по недосмотру» периодически попадает сохранный ребенок, который не может, к примеру, ходить.

Развитие таких детей сильно страдает, а через несколько месяцев начинается и серьезная деградация.

Здоровые дети при подобном инклюзивном подходе тоже получают множество преимуществ: учатся базовому уходу и сопереживанию, видят разные типы реакций и пробуют разные способы коммуникации. А главное — не испытывают застарелой советской боязни другого, и мир их открыт.

«Мое мнение: несадиковских детей не бывает», — пишет психолог и арт-терапевт Анна Быкова, бывший воспитатель в ясельной группе детского сада, автор только вышедшей книги «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад». Бывают зато ситуации, однозначно препятствующие нормальной и тем более успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Ребенок в состоянии стресса

Любые изменения в семье требуют от ребенка времени на привыкание. Переезд, развод или размолвка родителей, рождение младшего или появление приемного ребенка — меняется уклад и движение жизни, меняются роли в семье.

Все это заставляет организм ребенка работать с повышенным напряжением, задействовать дополнительные ресурсы, которых у нас ограниченное количество. Между тем часто бывает, что именно к стрессу приурочивается первое посещение детского сада. Родился малыш — и родителям не до возни со старшим трехлеткой.

Ушел муж — и маме необходимо вот прямо сейчас выходить на работу. Переехали в новую квартиру — и получили путевку в сад…

Но если ребенка, находящегося в состоянии стресса, отдать в детский сад, то ему придется адаптироваться сразу к двум новым системам, и с этим двойным напряжением его организм может просто не справиться.

В лучшем случае он выдаст психосоматику и станет реагировать на каждый мимолетный вирус, в худшем – дело может дойти до социальной дезадаптации, замедления или регресса в развитии.

Выход из этого положения только один — постараться заранее создать подушку безопасности для ребенка и дать ему время сперва приспособиться к новой истории в семье, а потом уже к саду.

Ребенок в состоянии острого горя

Кому коллектив ни в каком своем виде не нужен категорически — так это ребенку в состоянии острого горя. За это насмерть бьются все специалисты по семейному устройству: за то, что нельзя ребенка, только что изъятого из семьи, препровождать в учреждение и включать в общий цикл «лото — шапито — дружным хором Барто».

Потеря ли это родителя, серьезная болезнь кого-то из членов семьи или смерть любимой собаки — в любом случае ребенку, перенесшему эту травму, требуется уединение и время “отгоревать”. Уверенность взрослых, что он «отвлечется в саду и забудет», чревата неврозом.

И даже если вы сами после потери способны идти на работу и вкалывать с гордо поднятой головой — не требуйте этого от ребенка.

Конечно, бывает, что в какой-либо ситуации ничего нельзя сделать: кошка погибла, а на работе аврал, дедушек-бабушек нет, у самой льются слезы, но не сидеть же дома из-за выпавшей из окна кошки! В таком случае опять-таки нужен выход на воспитателя: рассказать о случившемся, попросить дать ребенку уединиться, не вовлекать его в шумные развлечения, предупредить о возможной агрессии или аутоагрессии. А самим — разделить его чувства и, по возможности не замалчивая потерю, найти в себе мужество поговорить с ним «о жизни и смерти».

Ребенок, испытывающий трудности с горизонтальной коммуникацией

Любимое возражение противников детских садов — эта ваша социализация! («Вот я ходила в сад и не социализировалась, а совсем наоборот»).

Совершенно верно. Потому что если не владеющего навыками горизонтальной коммуникации ребенка бросить в группу детей, как с моста в реку, навыки эти не разовьются (а если разовьются, то у минимального процента благодаря счастливому сочетанию темперамента, обстоятельств и чьей-то внезапной симпатии).

А по-другому, как кажется, взрослые в большинстве своем не умеют.

Все они — либо социализированные экстраверты (иди подружить с этой девочкой, что ты букой стоишь?), либо не испытывающие потребности в общении интроверты (а зачем тебе с кем-то общаться? вот сколько игрушек, смотри, посиди поиграй), либо насмерть напуганные еще в собственном детстве социопаты (мою нежную деточку — да в этот ужас? А как же теория привязанности, базовое доверие и все дела?). В итоге ребенок, особенно не совпадающий по темпераменту с типом родителя, дезадаптируется и боится горизонтальных контактов: вроде бы и общаться охота, но как? И чего от них ждать, от ровесников, и про что с ними взаимодействовать?

А ведь надо-то — просто учить. Учить общаться, и желательно еще до всякого садика — в песочнице, в компании друзей, приглашая к себе товарищей ребенка по играм.

Разрабатывать общие кейсы и организовывать ролевую игру; называть чувства участников ситуации и предлагать варианты развития событий.

А самое главное – наблюдать: что радует ребенка при контактах со сверстниками, что тревожит, с какими ситуациями он не умеет управиться, как из них выходить? Эти наблюдения — замечательная почва для развития эмоционального интеллекта ребенка, и все это вам пригодится не только в саду.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/komu-polezen-detskij-sad-a-kakim-protivopokazan-7-tipov-detej

Пособие, если ребенок не ходит в детский сад

Могу ли я не выходить на работу, если ребенок посещает детский сад?

Социальный финансовый журнал ПрофиКоммент приветствует вас! В этой статье мы рассмотрим вопрос получения льгот от государства в качестве компенсации, если ребенок не ходит в детский сад.

Во многих городах уже давно существует проблема нехватки мест в государственных детских садах. Из-за этого мать не может устроиться на работу, и вынуждена самостоятельно воспитывать малыша, а то и нескольких детей, полностью посвящая себя воспитанию. В каких случаях назначается пособие за непредоставление места в детском саду в 2020 году? Где платят данное пособие? Узнайте об этом ниже.

Кому положена компенсация, если не дают место в детском саду в 2020 году

Многие женщины волнуются, кому положена компенсация, если ребенок не ходит в детский сад. Причины, почему ребенок не посещает детские сад, могут быть самыми разными:

  1. Нет места в детском саду (чаще всего).
  2. Детский сад находится очень далеко, и водить туда малыша – настоящий стресс, как для ребенка, так и для матери. Данная проблема актуальная для районов новостроек в разных больших городах России. Приобретая жилье в таком районе, многие семьи сталкиваются с проблемой реального отсутствия детского сада поблизости.
  3. Не позволяет здоровье ребенка. Достаточно часто бывает так, что здоровье ребеночка не позволяет его устроить в обычный детский сад. А некоторые детки просто напросто не встраиваются в коллектив детей в детском саду, что доставляет родителям много хлопот и с такими детьми мамы тоже сидят дома, самостоятельно занимаясь их воспитанием.

Кому положена компенсация за то, что ребенка не берут в детский сад? Сегодня это решается специалистами департамента образования и сотрудниками социальной защиты населения в каждом регионе отдельно. В любом случае, у любой семьи есть возможность получать данное пособие, если предоставить максимум бумаг и данная программа есть по месту жительства семьи.

Однако не во всех регионах есть такие компенсационные выплаты. Во многих регионах России их нет вовсе. Это следует учитывать! Получить их в регионе, где такой программы нет – невозможно.

Причин, что ребенок не ходит в детский сад может быть много, но наиболее частая из них и самая уважительная – отсутствие места в детском саду.

На сегодняшний день вопрос о выплатах решается каждым регионом в отдельности. Ниже вы сможете посмотреть таблицу городов, где платят за то, что для ребенка нет места в детском саду. А также узнаете сумму ежемесячных выплат.

Чтобы получить данное пособие, родителям необходимо обратиться в службу занятости населения по своему месту жительства. Либо это можно сделать через МФЦ. Обратившись в эти организации, специалисты помогут на месте разобраться с индивидуальной ситуацией и предложат решение.

На сегодняшний день, если говорить о федеральном значении данного вопроса, то он находится у правительства на повестке дня. Пока что какой-то одной схемы нет. Все решается на местном уровне.

Размеры компенсации за непосещение ребенком детского сада в 2020 году пока регулируются региональными правовыми актами, следуя которым родителям предоставляют пособие.

Размер компенсации, если ребёнок не ходит в детский сад

Если ребенок не ходит в детский сад, компенсация в таком случае также определяется на местном уровне. Однако в целом по России размер данного пособия приблизительно равен половине регионального прожиточного минимума на ребенка.

Прожиточный минимум на детей в России в 2019 году, в разных городах, ориентировочно равен 10500 рублей. Это значит, что компенсация за непосещение ребенком детского сада составляет около 5250 рублей. Где-то эта сумма может быть меньше, где-то больше.

Кстати, с этой статьей читают: получить ежемесячные выплаты из материнского капитала

Ранее правительство рассматривало законопроект № 556611, который вносил поправку в закон «Об образовании» — ст. 53.2, следуя которому родителям, дети которых не могут посещать детский сад из-за нехватки мест в ДОУ, должны получать компенсацию в размере 5000 рублей. Данный законопроект был рассмотрен, но отложен.

законопроект № 556611

В 2019 году размер пособия, если ребенок не ходит в детский сад  варьируется от 1000 до 6000 рублей, в зависимости от региона и, соответственно, его бюджета. При нехватке средств, компенсации за непосещение ребенком детского сада может не быть.

Регионы, которые платят пособие, если ребенок не ходит в детский сад

В каждом регионе предусмотрены свои собственные программы по компенсации, если в детском саду отсутствует место. Одни регионы платят от 1,5 до 3 лет. А где-то на ребенка будут платить, пока ему не исполнится 7 лет, как например в Смоленской области.

Таблица. Размеры пособий, если ребенку не дели место в садике в 2019 году:

Регион РоссииПособие от 1,5 до 3 летПособие с 3 до 7 лет
Киров2.500 руб.Нет
Смоленская область4.000 руб.5.000 руб. Право на льготу теряется, когда ребенку исполняется 7 лет
Пермь5.300 руб.4.500 руб. Платят до 6 лет
Ярославль590 руб.5.000 руб. Платят до 6 лет
Красноярск3.700 руб.Нет
Томск4000 руб.4.000 руб. Назначаются до 5, 5 лет
Липецкотсутствует5.000 руб. Выделяются до 6 лет
Ямало-Ненецкий АО3.210 руб.4.200 руб. Идут до 5 лет
Ханты-Мансийский АО6.850 руб.3.000 руб. Платят до 4 лет
Самара1.000 руб.Нет
Березники (Пермский край)4.650 руб.4.650 руб. Период выплат до 5 лет
Архангельск2000 руб.2.000 руб. Платятся до 4 лет

Внимание! Узнать детальную информацию про пособие, если для ребенка нет места в ДОУ (Дошкольном Образовательном Учреждении), можно у специалистов службы социальной защиты или в отделении Многофункционального центра по месту жительства.

Документы для получения пособия, если ребенок не ходит в садик

Здесь все достаточно просто и собрать пакет документов не составит никакого труда. Разве что в каких-то отдельных случаях, сотрудники соцзащиты или МФЦ могут попросить представить дополнительные документы. К типовому перечню относятся следующие документы на получение компенсации:

  • Паспорт заявителя.
  • Свидетельство о браке.
  • Свидетельство о расторжении брака (в случае, если брак расторгнут).
  • Номер банковского счета (он необходим, чтобы на него поступали деньги).
  • Свидетельство о рождении ребенка (детей).
  • Справка из детского сада, в которой указано, что на данный момент ребенок стоит в очереди, но свободных мест нет.
  • Справка о составе семьи (берется в паспортном столе или в управляющей компании).
  • Медицинский полис матери.
  • Медицинский полис ребенка (детей).
  • Документ, подтверждающий, что мать находится в декретном отпуске (если женщина в декрете).
  • Трудовая книжка (если мать ребенка не работает).

Следует брать во внимание, что компенсационные выплаты за то, что ребенка не берут в детский сад из-за отсутствия свободных мест – инициатива отдельных регионов России!

Если в регионе не предусмотрено таких пособий, то требовать данные деньги будет напрасно. Единой программы, работающей по всей стране, пока что не существует.

Устроить ребенка в детский сад без очереди

Есть льготная категория детей, которым предоставляет место в детском саду без очереди. Многие родители могут даже не подозревать, что им не нужно становиться в очередь на место в детском саду, ведь они имеют полное устроить ребенка без всякой очередь. Здесь часто пересекается обычное незнание людьми прав.

Сотрудники детских садов – тоже не редкость и отказывать в устройстве ребенка в детский сад могут по простой причине – незнание законов. Итак, какие же дети относятся к льготной категории? Их всего 5 (с полным списком льготников можно ознакомиться в законе «Об образовании»):

  1. Дети сироты. Если у ребенка умер единственный родитель или оба родителя, то такой ребенок считается сиротой. Если над ним берут опеку родственники, или другие люди, то за такой ребенок имеет право получить место в детском саду вне очереди.
  2. Дети, в семье которых один родитель или оба родители инвалиды.
  3. Дети из многодетных семей.
  4. Дети военнослужащих.
  5. Дети сотрудников полиции.
  6. Дети сотрудников прокуратуры
  7. Дети судей.
  8. Дети работников пожарной службы.
  9. Дети работников, ликвидировавших Чернобыльскую атомную электростанцию.
  10. Дети из неблагополучных семей.

Следует знать! Дети, которые относятся к льготной категории, должны зачисляться быстрее, чем дети из семей вне льготного списка. Даже если документы принимаются одновременно, очередь детям льготникам уступается, а при возможности – происходит зачисление в детский сад. Об этом говорится в ФЗ 273 «Об образовании в РФ».

Что делать, если ребенка отказываются брать в детский сад

Работники Дошкольных Образовательных Учреждений часто плохо осведомлены о своих правах и обязанностях. Представители ДОУ имеют право отказать только в том случае, если нет свободных мест. Отказывать по каким-либо другим причинам не имеют права.

Если ответственное лицо ДОУ откажет в зачислении ребенка в детский сад незаконно, то за это ему могут выписать штраф в размере 30-50 тысяч рублей как физическому лицу. Если отказ идет от имени организации, то в таком случае штраф может составить от 100 до 200 тысяч рублей. Кстати, это может быть вам интересно: льготы и пособия одиноким матерям 

Если сложилась ситуация, когда поводов для отказа нет, но тем не менее, ДОУ отказывается принимать ребенка, тогда следует действовать следующим образом:

  1. Написать заявление о принятии ребенка в детский сад в двух экземплярах на имя ответственно лица детского сада, как правило это заведующая.
  2. Это заявления оставить у секретаря или отправить почтовым отправлением — можно заказным письмом с уведомлением о вручении.
  3. На обеих копиях должны поставить штамп и подпись. Один экземпляр возвращается или отправляется обратно почтой заявителю.
  4. Необходимо в ответ на заявление получить письменный отказ, почему ребенка не принимают в детский сад.
  5. Далее написать жалобу в департамент образования. Детально изложить суть всей ситуации.
  6. К жалобе приложить заявление на имя заведующей детского сада (или другого ответственного лица) и ответ на заявлении.

Если действия заведующей детского сада (или другого ответственного лица) будут незаконными, то последует штраф на заведующую и положительное решение по зачислению малыша в Дошкольное Образовательное Учреждение, то есть в детский садик.

Ответ на жалобу заявителя из Департамента образования дается в течение 30 рабочих дней. В случае, если ответ будет отрицательным и не устраивает заявителя, следующим этапом может стать только заявление в суд. Следует учитывать, что госпошлина при подаче искового требования в суд может составить порядка 300 рублей.

Как устроить ребенка в детский сад без прописки

Многие семьи переезжают с места на место в связи с разными причинами. Кто-то меняет место жительства за появлением новой работы, кто-то давно планировал переезд и переехал, но снимает жилье, а в паспорте совсем другая прописка. И тут возникает ситуация, устроить ребенка в детский сад без прописки. Возможно ли это?

Да, это возможно. Теперь только отсутствие мест в детском саду может стать причиной отказа. Не нужно иметь прописку, чтобы зачислить ребенка в детский сад. Какой перечень документов необходим:

  1. Заявление на прием ребенка в детский сад (подается родителем или законным представителем).
  2. Паспорт, удостоверяющий личность родителя или законного представителя (оригиналы).
  3. Медицинское заключение о здоровье малыша, что нет противопоказаний на принятие его в ДОУ – Дошкольное образовательное учреждение.
  4. Бумага, содержащая сведения о регистрации по месту пребывания ребенка, если нет постоянной регистрации по месту жительства.

Следует знать, что в год принятия ребенка в детские сад, малышу должно исполниться 3 года на 1 сентября. Если на 1 сентября года зачисления ему еще нет 3 лет, тогда ребенка можно отдать только в группы кратковременного пребывания. Это развивающие группы для детей, которые имеются при детских садах и яслях.

Работают в них с детьми несколько часов в день — от 2 до 3. Цель таких групп – адаптация ребенка к режиму дошкольного образовательного учреждения, привыкание к коллективу детей и помощь маме в развитии ребенка.

В отличие от детского сада, в группах кратковременного пребывания ребенок проводит меньше времени, так как для детей меньше 3 лет 2-3 часа образовательных программ более чем достаточно и это отражено в законодательстве.

Источник: https://proficomment.ru/posobie-esli-rebenok-ne-xodit-v-detskij-sad-v-2018-godu/

Не мучайте ребенка садом

Могу ли я не выходить на работу, если ребенок посещает детский сад?

Автор статьи Ольга Выходченко
сайт deti.mail.ru

Как приучить ребенка к детскому саду? Какой должна быть первая учительница? Как не испортить отношения с подростком?

«Непереносимость детского сада» видно довольно быстро

Есть дети, которые ну никак не могут ходить в детский сад, – их всего 2-3%, но они есть. Ни уговоры, ни какие-либо приемы на них не действуют, они не привыкают, не адаптируются и продолжают плакать каждый раз, когда вы пытаетесь оставить их с воспитателем.

Таких детей, конечно, можно заставить посещать садик, но это чревато серьезными психологическими травмами, в будущем они вырастают тяжелыми невротиками. Если у вас именно такой ребенок, не мучайте его.

Вам это, в первую очередь, необходимо понять, принять и что-нибудь придумать – возможно, уйти с работы, нанять няню, оставлять ребенка с бабушкой, брать его на работу с собой.

Такую проблему как «непереносимость детского сада», кстати, видно довольно быстро. Если ребенок рыдает каждый раз, когда вы ведете его в сад, упирается и, находясь там, все время плачет, то это не потому, что он еще не привык, а потому что садик – это вообще не его тема.

Дождитесь оптимального возраста

Конечно, у каждой семьи бывают обстоятельства, из-за которых маме нужно завершить декретный отпуск и выйти на работу. Но детские психологи рекомендуют отдавать ребенка в сад, когда ему исполнится 2 года и 7 месяцев – не раньше.

Кстати, противникам детского сада психологи советуют все-таки там побывать, хотя бы в 5 лет. Это поможет ребенку легче адаптироваться к школе.

Выбирайте воспитателя, а не сад

Наверное, частные детские сады лучше государственных, однако и в них вам никто не даст гарантии, что у воспитателя сложатся хорошие отношения с вашим ребенком. Тут уж как повезет. Но помните, что главное – все-таки не сам сад, а люди, которые в нем работают, – воспитатели и нянечки.

Не оставляйте ребенка одного сразу

В идеале в период приучения к саду маме нужно взять отпуск на недельку, а лучше дней на 10, договориться с администрацией и прийти в детский сад вместе с ребенком. Там вы часа 2-3 играете, знакомитесь с другими детьми и уходите домой до наступления момента, когда ребенку наскучит или надоест.

Второй день вы проводите точно так же, а на третий пробуете оставить ребенка на обед. Если повезет, то после обеда он пойдет спать, а если не повезет, то вы вместе отправитесь домой.

Как только ребенок немного адаптируется, вы перемещаетесь за забор детского сада, но далеко не уходите. Смысл в том, чтобы он вас видел и в любой момент мог позвать на помощь. Где-то к концу недели вы, скорее всего, сможете идти по своим делам, а малыш будет спокойно оставаться в саду сам.

Если же возникли какие-то проблемы, он постоянно плачет, «сегодня хочу идти, завтра не хочу», то возможно, вы привели его в сад слишком рано или ему вообще ходить туда не нужно (читайте пункт 1).

Выбирайте школу рядом с домом

При выборе школы для первоклашки важны два критерия – близость к дому и личность учителя. Хорошо, если ребенок будет тратить как можно меньше времени и сил, чтобы добраться до школы (даже если его возит личный водитель).

Есть и еще один нюанс. Не знаю, как сейчас, но когда я был ребенком, было важно жить и учиться в одном районе, потому что дети, которые ездили в другие школы, частенько получали по голове за то, что не были частью домового коллектива. Да и вообще, это здорово, когда дети могут вместе идти домой после школы, общаться во дворе, делать уроки.

Первокласснику нужно, чтобы на него не орали и не били линейкой по пальцам

Требования к первой учительнице очень простые – она должна быть психически уравновешенной, не истеричной, должна любить свою работу и вести себя адекватно. В ближайшие 3-4 года это все, что он нее потребуется.

Как выбрать такую учительницу? Очень просто. Идете в ближайшую к дому школу, спрашиваете, какая учительница выпускает 4 класс и набирает первый, а затем узнаете у родителей выпускников, что они думают об этой особе. Конечно, можете побеседовать с ней и сами.

Не гонитесь за оценками

Сейчас стало модным отдавать детей в школы со всякими там уклонами – языковым, математическим и так далее. Это имеет значение только в том смысле, что у ребенка, возможно, будет более приличное окружение.

Чтобы он не так, как я, впервые в 7 лет закурил.

А что касается знаний, то я сейчас скажу очень непедагогичную вещь, но самые богатые люди планеты не имеют высшего образования, а некоторые даже не окончили школу.

Вы поймите, что с 3 до 13 лет – это самый благополучный период в жизни ребенка. Он уже вышел из конфликта «я сам», когда на все ваши просьбы он отвечает «нет» (и это нормально), но еще не вошел в переходный возраст, на который приходится самый тяжелый кризис за всю его жизнь.

По стечению обстоятельств в момент пубертата в школе как раз проходят экзамены. То есть у кого-то там грудь не выросла, у кого-то прыщи по всему лицу, и с ним вообще никто не гуляет, а мама с папой переживают из-за оценки по математике. По статистике на 14 лет приходится больше всего дебютов шизофрении, а также подростки лидируют по количеству суицидов.

Если будете слишком сильно переживать за оценки, рискуете испортить отношения с ребенком на всю дальнейшую жизнь. Все, что ему нужно в этот период, – это ваши внимание, любовь и поддержка. Я не знаю ни одного человека, у которого жизнь была сломана из-за плохой оценки на экзамене, зато знаю многих, кто годами посещает психологов из-за чрезмерного стресса в школе.

Не делайте уроки вместо ребенка

Вообще я за такой жесткий подход, когда ребенку в первом классе родители говорят: «Смотри, школа не трогает нас, а мы не трогаем тебя. Нас не вызывают, нам все равно сделал ты уроки или нет.

Но если это не так, у тебя начинаются проблемы». Обычно с нормальными детьми это работает.

Вы, конечно, можете ребенку помочь, если он просит, но вместо него делать уроки, поделки, задания точно не надо.

Не обращайте внимания на требования и возрастные «нормы»

Я сам работал в школе в течение 10 лет, и точно знаю, что у детей есть такая особенность – все они взрослеют в разном возрасте. Кстати, во всем мире в начальной школе, которая длится 6 лет, а не 4 года, нет требований к навыкам в связи с возрастом. Это значит, что к ним не приходит учитель с секундомером и не считает, сколько символов ребенок прочитал за минуту.

У них есть красочные учебные тетради, и в пределах одного класса, 10 детей делают упражнения на пятой странице, двое – на двадцать восьмой, а четверо – на сто сорок пятой. Это нормально! Потому что если ребенка приняли в школу, это значит, что он психически здоров, обучаем, и любые претензии по неуспеваемости не учитель предъявляет родителям, а как раз наоборот.

Ребенок плохо читает – вопросы к школе. Если вам говорят: «У нас такая сложная программа. Вы или будете заниматься, или не сможете у нас учиться», то вы внимательно слушаете, согласно киваете и ничего не делаете. Донести до ребенка программу – задача школы, а не ваша проблема.

Оригинал статьи

Ближайшая публичная консультация пройдет 24 октября в Москве. Тема мероприятия «Как не стать заложником страха, победить тревожность и начать жить»

Источник: https://labkovskiy.ru/publikatsii/ne-muchajte-rebenka-sadom/

Вопросы по закону
Добавить комментарий