Кому полезен детский сад, а кому — противопоказан. 7 типов детей
Споры на тему «водить или не водить в садик» ничуть не уступают по натиску спорам на тему прививок. Сторонники сада твердят о социализации (желательно лет с полутора) и опасности материнского выгорания, противники — о нарушении привязанности и пожизненной травме, которую садик наносит ребенку.
В принципе, примирить эти стороны невозможно.
Возможно лишь обобщить информацию, предложив оценить, насколько детский сад показан именно этому конкретному ребенку, именно в этот период развития событий.
Потому что не существует детей однозначно пригодных или, наоборот, непригодных для детского сада. Зато существуют конкретные ситуации, когда посещение сада может быть целесообразным и наоборот.
Единственный ребенок в патриархальной многопоколенной семье
Таких семей сейчас мало, но все-таки они есть. Семьи, где несколько поколений взрослых родственников проживают на одной территории либо на расстоянии двух-трех автобусных остановок. Где бабушка помогает молодым родителям вести хозяйство, дедушка возит ребенка на дачу по выходным, незамужняя тетушка водит на развивающие занятия, а прабабушка стряпает фирменные довоенные пирожки.
Ребенок из такой семьи, как правило, хорошо развит, тонко чувствует настроение окружающих взрослых (даже в самой прекрасной семье отношения между разными поколениями редко обходятся без разногласий, и ребенку приходится к этому приноравливаться), умеет нравиться взрослым друзьям семьи, учителям и соседям. Как будто бы этому ребенку нет необходимости посещать детский сад — он всегда под присмотром. И все же, чего ему явно недостает? Ответ очевиден: общения с себе подобными и — как следствие — умения строить горизонтальные связи.
В детской компании отношения развиваются иначе, чем между взрослыми и детьми.
Здесь обостряется конкуренция (у ровесников нет привычки, например, поддаваться в игре), формируется групповая динамика, распределяются роли, без всякой дипломатии выражаются антипатии и симпатии.
После трех лет, когда у детей появляется потребность в «горизонтальной» коммуникации, ребенку имеет смысл начать посещать детский сад, чтобы освоить ее.
На этом месте противники садов обычно начинают говорить о различных занятиях и прогулках на детских площадках. Это хорошо для начала, но в общем — не то.
На занятиях, и тем более на прогулках, все происходит в так называемом поле родителей. Дети ориентируются на наши реакции и рассчитывают на нашу поддержку.
Сад в этом случае обеспечивает полевые условия, в которых тоже полезно учиться существовать.
Естественно, при возникновении всякого рода конфликтов и трудностей родителям необходимо подключиться к происходящему — но об этом чуть ниже.
Ребенок, живущий с одним родителем
Собственно у родителей-одиночек возможностей избежать сада практически нет. Мама, вынужденная зарабатывать, либо отдает дитя в ясли с полутора лет, либо оплачивает няню до трех, а потом уже — в сад. Казалось бы, надо — так надо, о чем разговор? Но зачастую такие родители мучаются сильным чувством вины, особенно если их обступают сторонники альфа-родительства и теории Гордона Ньюфелда.
Однако как раз-таки теория привязанности здесь выручает. Согласно Ньюфелду, один взрослый — необходимый минимум для создания привязанности.
Но ведь взрослых-то может быть больше! В такой ситуации воспитатель детского сада вполне может стать еще одним человеком, с которым ребенка связывают отношения привязанности.
Звучит утопично, но может быть стоит подумать, поспрашивать у соседей, пособирать отзывы. И, разумеется, установить контакт с воспитателем, «на которого» вы выходите в сад.
Кого вам не хватает в семейной системе, какая роль кажется вам подходящей — спокойной ли «бабушки», строгой «тети», отвечающей за установление границ, или креативной двоюродной «старшей сестры»? Воспитатели, работающие в саду, обычно откликаются на подобный запрос о привязанности с пониманием, особенно если он подкрепляется уважительным отношением, вниманием к их непростой работе и заинтересованностью ребенка.
Ребенок с СДВГ
Детям с синдромом расстройства внимания и гиперактивностью часто навешивают ярлыки несадиковских, проблемных. На самом же деле ребенок с СДВГ может вписаться в сад лучше любого другого и не испытывать трудностей при адаптации.
Ведь что нужно таким детям? Четкий режим — каркас для неустойчивой нервной системы, твердо, но доброжелательно установленные границы, структурированное чередование периодов умственного и физического напряжения.
Конечно, все это можно устроить и дома, но ценой невероятных усилий отдельного взрослого. Ребенок с СДВГ не может тихо собирать конструктор, пока вы отвечаете на письма, и играть с кастрюлями, пока вы готовите.
Нет, его жизнь — сплошной захватывающий экшн, и если в доме есть еще пожилая болеющая бабушка или младенец, требующий тишины, маме становится очень и очень непросто.
Тогда как в хорошем саду мы имеем и развивающие занятия по 15 минут каждое, и переключение внимания, и активные игры, и предсказуемость в плане режима.
К тому же необходимость подстраиваться под окружающих оттягивает на себя адаптационные механизмы ребенка, временно притормаживая его бурную деятельность, а непосредственная реакция на его импульсивные слова и поступки (в семье куда более сглаженная) позволяет наладить обратную связь и способствует улучшению коммуникации.
Обычно детей с СДВГ охотно задействуют в подвижных играх старшие мальчики и побаиваются однолетки. Поэтому — единственное замечание — если есть возможность устроить ребенка в разновозрастную группу, хотя бы на первых порах, так и сделайте.
Ребенок с особенностями развития
Инклюзия — больная тема для нашего общества, и тем не менее есть ощущение, что рано или поздно мы к ней придем. К тому, что в малой группе на десять относительно здоровых (точнее — нейротипичных) детей будут два-три ребенка с ДЦП, синдромом Дауна, задержкой психического и речевого развития и так далее.
Как правило, этим детям показан сад начиная с чуть более старшего возраста, чем так называемым нейротипикам, но показан! И зачастую именно игровая деятельность в компании нейротипичных детей, именно активное взаимодействие с ними, пусть и невербальное, улучшает текущее состояние ребенка и способствует его развитию больше, нежели индивидуальные занятия с дипломированным дефектологом.
Наоборот: дети с сохранным интеллектом, помещенные в «коррекционную» среду, дают сильный регресс.
Это особенно заметно по «отделениям милосердия» — палатам лежачих и неговорящих детей в интернатах, куда «по недосмотру» периодически попадает сохранный ребенок, который не может, к примеру, ходить.
Развитие таких детей сильно страдает, а через несколько месяцев начинается и серьезная деградация.
Здоровые дети при подобном инклюзивном подходе тоже получают множество преимуществ: учатся базовому уходу и сопереживанию, видят разные типы реакций и пробуют разные способы коммуникации. А главное — не испытывают застарелой советской боязни другого, и мир их открыт.
«Мое мнение: несадиковских детей не бывает», — пишет психолог и арт-терапевт Анна Быкова, бывший воспитатель в ясельной группе детского сада, автор только вышедшей книги «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад». Бывают зато ситуации, однозначно препятствующие нормальной и тем более успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Ребенок в состоянии стресса
Любые изменения в семье требуют от ребенка времени на привыкание. Переезд, развод или размолвка родителей, рождение младшего или появление приемного ребенка — меняется уклад и движение жизни, меняются роли в семье.
Все это заставляет организм ребенка работать с повышенным напряжением, задействовать дополнительные ресурсы, которых у нас ограниченное количество. Между тем часто бывает, что именно к стрессу приурочивается первое посещение детского сада. Родился малыш — и родителям не до возни со старшим трехлеткой.
Ушел муж — и маме необходимо вот прямо сейчас выходить на работу. Переехали в новую квартиру — и получили путевку в сад…
Но если ребенка, находящегося в состоянии стресса, отдать в детский сад, то ему придется адаптироваться сразу к двум новым системам, и с этим двойным напряжением его организм может просто не справиться.
В лучшем случае он выдаст психосоматику и станет реагировать на каждый мимолетный вирус, в худшем – дело может дойти до социальной дезадаптации, замедления или регресса в развитии.
Выход из этого положения только один — постараться заранее создать подушку безопасности для ребенка и дать ему время сперва приспособиться к новой истории в семье, а потом уже к саду.
Ребенок в состоянии острого горя
Кому коллектив ни в каком своем виде не нужен категорически — так это ребенку в состоянии острого горя. За это насмерть бьются все специалисты по семейному устройству: за то, что нельзя ребенка, только что изъятого из семьи, препровождать в учреждение и включать в общий цикл «лото — шапито — дружным хором Барто».
Потеря ли это родителя, серьезная болезнь кого-то из членов семьи или смерть любимой собаки — в любом случае ребенку, перенесшему эту травму, требуется уединение и время “отгоревать”. Уверенность взрослых, что он «отвлечется в саду и забудет», чревата неврозом.
И даже если вы сами после потери способны идти на работу и вкалывать с гордо поднятой головой — не требуйте этого от ребенка.
Конечно, бывает, что в какой-либо ситуации ничего нельзя сделать: кошка погибла, а на работе аврал, дедушек-бабушек нет, у самой льются слезы, но не сидеть же дома из-за выпавшей из окна кошки! В таком случае опять-таки нужен выход на воспитателя: рассказать о случившемся, попросить дать ребенку уединиться, не вовлекать его в шумные развлечения, предупредить о возможной агрессии или аутоагрессии. А самим — разделить его чувства и, по возможности не замалчивая потерю, найти в себе мужество поговорить с ним «о жизни и смерти».
Ребенок, испытывающий трудности с горизонтальной коммуникацией
Любимое возражение противников детских садов — эта ваша социализация! («Вот я ходила в сад и не социализировалась, а совсем наоборот»).
Совершенно верно. Потому что если не владеющего навыками горизонтальной коммуникации ребенка бросить в группу детей, как с моста в реку, навыки эти не разовьются (а если разовьются, то у минимального процента благодаря счастливому сочетанию темперамента, обстоятельств и чьей-то внезапной симпатии).
А по-другому, как кажется, взрослые в большинстве своем не умеют.
Все они — либо социализированные экстраверты (иди подружить с этой девочкой, что ты букой стоишь?), либо не испытывающие потребности в общении интроверты (а зачем тебе с кем-то общаться? вот сколько игрушек, смотри, посиди поиграй), либо насмерть напуганные еще в собственном детстве социопаты (мою нежную деточку — да в этот ужас? А как же теория привязанности, базовое доверие и все дела?). В итоге ребенок, особенно не совпадающий по темпераменту с типом родителя, дезадаптируется и боится горизонтальных контактов: вроде бы и общаться охота, но как? И чего от них ждать, от ровесников, и про что с ними взаимодействовать?
А ведь надо-то — просто учить. Учить общаться, и желательно еще до всякого садика — в песочнице, в компании друзей, приглашая к себе товарищей ребенка по играм.
Разрабатывать общие кейсы и организовывать ролевую игру; называть чувства участников ситуации и предлагать варианты развития событий.
А самое главное – наблюдать: что радует ребенка при контактах со сверстниками, что тревожит, с какими ситуациями он не умеет управиться, как из них выходить? Эти наблюдения — замечательная почва для развития эмоционального интеллекта ребенка, и все это вам пригодится не только в саду.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Источник: https://chips-journal.ru/reviews/komu-polezen-detskij-sad-a-kakim-protivopokazan-7-tipov-detej
Пособие, если ребенок не ходит в детский сад
Социальный финансовый журнал ПрофиКоммент приветствует вас! В этой статье мы рассмотрим вопрос получения льгот от государства в качестве компенсации, если ребенок не ходит в детский сад.
Во многих городах уже давно существует проблема нехватки мест в государственных детских садах. Из-за этого мать не может устроиться на работу, и вынуждена самостоятельно воспитывать малыша, а то и нескольких детей, полностью посвящая себя воспитанию. В каких случаях назначается пособие за непредоставление места в детском саду в 2020 году? Где платят данное пособие? Узнайте об этом ниже.
Кому положена компенсация, если не дают место в детском саду в 2020 году
Многие женщины волнуются, кому положена компенсация, если ребенок не ходит в детский сад. Причины, почему ребенок не посещает детские сад, могут быть самыми разными:
- Нет места в детском саду (чаще всего).
- Детский сад находится очень далеко, и водить туда малыша – настоящий стресс, как для ребенка, так и для матери. Данная проблема актуальная для районов новостроек в разных больших городах России. Приобретая жилье в таком районе, многие семьи сталкиваются с проблемой реального отсутствия детского сада поблизости.
- Не позволяет здоровье ребенка. Достаточно часто бывает так, что здоровье ребеночка не позволяет его устроить в обычный детский сад. А некоторые детки просто напросто не встраиваются в коллектив детей в детском саду, что доставляет родителям много хлопот и с такими детьми мамы тоже сидят дома, самостоятельно занимаясь их воспитанием.
Кому положена компенсация за то, что ребенка не берут в детский сад? Сегодня это решается специалистами департамента образования и сотрудниками социальной защиты населения в каждом регионе отдельно. В любом случае, у любой семьи есть возможность получать данное пособие, если предоставить максимум бумаг и данная программа есть по месту жительства семьи.
Однако не во всех регионах есть такие компенсационные выплаты. Во многих регионах России их нет вовсе. Это следует учитывать! Получить их в регионе, где такой программы нет – невозможно.
Причин, что ребенок не ходит в детский сад может быть много, но наиболее частая из них и самая уважительная – отсутствие места в детском саду.
На сегодняшний день вопрос о выплатах решается каждым регионом в отдельности. Ниже вы сможете посмотреть таблицу городов, где платят за то, что для ребенка нет места в детском саду. А также узнаете сумму ежемесячных выплат.
Чтобы получить данное пособие, родителям необходимо обратиться в службу занятости населения по своему месту жительства. Либо это можно сделать через МФЦ. Обратившись в эти организации, специалисты помогут на месте разобраться с индивидуальной ситуацией и предложат решение.
На сегодняшний день, если говорить о федеральном значении данного вопроса, то он находится у правительства на повестке дня. Пока что какой-то одной схемы нет. Все решается на местном уровне.
Размеры компенсации за непосещение ребенком детского сада в 2020 году пока регулируются региональными правовыми актами, следуя которым родителям предоставляют пособие.
Размер компенсации, если ребёнок не ходит в детский сад
Если ребенок не ходит в детский сад, компенсация в таком случае также определяется на местном уровне. Однако в целом по России размер данного пособия приблизительно равен половине регионального прожиточного минимума на ребенка.
Прожиточный минимум на детей в России в 2019 году, в разных городах, ориентировочно равен 10500 рублей. Это значит, что компенсация за непосещение ребенком детского сада составляет около 5250 рублей. Где-то эта сумма может быть меньше, где-то больше.
Кстати, с этой статьей читают: получить ежемесячные выплаты из материнского капитала
Ранее правительство рассматривало законопроект № 556611, который вносил поправку в закон «Об образовании» — ст. 53.2, следуя которому родителям, дети которых не могут посещать детский сад из-за нехватки мест в ДОУ, должны получать компенсацию в размере 5000 рублей. Данный законопроект был рассмотрен, но отложен.
законопроект № 556611
В 2019 году размер пособия, если ребенок не ходит в детский сад варьируется от 1000 до 6000 рублей, в зависимости от региона и, соответственно, его бюджета. При нехватке средств, компенсации за непосещение ребенком детского сада может не быть.
Регионы, которые платят пособие, если ребенок не ходит в детский сад
В каждом регионе предусмотрены свои собственные программы по компенсации, если в детском саду отсутствует место. Одни регионы платят от 1,5 до 3 лет. А где-то на ребенка будут платить, пока ему не исполнится 7 лет, как например в Смоленской области.
Таблица. Размеры пособий, если ребенку не дели место в садике в 2019 году:
Регион России | Пособие от 1,5 до 3 лет | Пособие с 3 до 7 лет |
Киров | 2.500 руб. | Нет |
Смоленская область | 4.000 руб. | 5.000 руб. Право на льготу теряется, когда ребенку исполняется 7 лет |
Пермь | 5.300 руб. | 4.500 руб. Платят до 6 лет |
Ярославль | 590 руб. | 5.000 руб. Платят до 6 лет |
Красноярск | 3.700 руб. | Нет |
Томск | 4000 руб. | 4.000 руб. Назначаются до 5, 5 лет |
Липецк | отсутствует | 5.000 руб. Выделяются до 6 лет |
Ямало-Ненецкий АО | 3.210 руб. | 4.200 руб. Идут до 5 лет |
Ханты-Мансийский АО | 6.850 руб. | 3.000 руб. Платят до 4 лет |
Самара | 1.000 руб. | Нет |
Березники (Пермский край) | 4.650 руб. | 4.650 руб. Период выплат до 5 лет |
Архангельск | 2000 руб. | 2.000 руб. Платятся до 4 лет |
Внимание! Узнать детальную информацию про пособие, если для ребенка нет места в ДОУ (Дошкольном Образовательном Учреждении), можно у специалистов службы социальной защиты или в отделении Многофункционального центра по месту жительства.
Документы для получения пособия, если ребенок не ходит в садик
Здесь все достаточно просто и собрать пакет документов не составит никакого труда. Разве что в каких-то отдельных случаях, сотрудники соцзащиты или МФЦ могут попросить представить дополнительные документы. К типовому перечню относятся следующие документы на получение компенсации:
- Паспорт заявителя.
- Свидетельство о браке.
- Свидетельство о расторжении брака (в случае, если брак расторгнут).
- Номер банковского счета (он необходим, чтобы на него поступали деньги).
- Свидетельство о рождении ребенка (детей).
- Справка из детского сада, в которой указано, что на данный момент ребенок стоит в очереди, но свободных мест нет.
- Справка о составе семьи (берется в паспортном столе или в управляющей компании).
- Медицинский полис матери.
- Медицинский полис ребенка (детей).
- Документ, подтверждающий, что мать находится в декретном отпуске (если женщина в декрете).
- Трудовая книжка (если мать ребенка не работает).
Следует брать во внимание, что компенсационные выплаты за то, что ребенка не берут в детский сад из-за отсутствия свободных мест – инициатива отдельных регионов России!
Если в регионе не предусмотрено таких пособий, то требовать данные деньги будет напрасно. Единой программы, работающей по всей стране, пока что не существует.
Устроить ребенка в детский сад без очереди
Есть льготная категория детей, которым предоставляет место в детском саду без очереди. Многие родители могут даже не подозревать, что им не нужно становиться в очередь на место в детском саду, ведь они имеют полное устроить ребенка без всякой очередь. Здесь часто пересекается обычное незнание людьми прав.
Сотрудники детских садов – тоже не редкость и отказывать в устройстве ребенка в детский сад могут по простой причине – незнание законов. Итак, какие же дети относятся к льготной категории? Их всего 5 (с полным списком льготников можно ознакомиться в законе «Об образовании»):
- Дети сироты. Если у ребенка умер единственный родитель или оба родителя, то такой ребенок считается сиротой. Если над ним берут опеку родственники, или другие люди, то за такой ребенок имеет право получить место в детском саду вне очереди.
- Дети, в семье которых один родитель или оба родители инвалиды.
- Дети из многодетных семей.
- Дети военнослужащих.
- Дети сотрудников полиции.
- Дети сотрудников прокуратуры
- Дети судей.
- Дети работников пожарной службы.
- Дети работников, ликвидировавших Чернобыльскую атомную электростанцию.
- Дети из неблагополучных семей.
Следует знать! Дети, которые относятся к льготной категории, должны зачисляться быстрее, чем дети из семей вне льготного списка. Даже если документы принимаются одновременно, очередь детям льготникам уступается, а при возможности – происходит зачисление в детский сад. Об этом говорится в ФЗ 273 «Об образовании в РФ».
Что делать, если ребенка отказываются брать в детский сад
Работники Дошкольных Образовательных Учреждений часто плохо осведомлены о своих правах и обязанностях. Представители ДОУ имеют право отказать только в том случае, если нет свободных мест. Отказывать по каким-либо другим причинам не имеют права.
Если ответственное лицо ДОУ откажет в зачислении ребенка в детский сад незаконно, то за это ему могут выписать штраф в размере 30-50 тысяч рублей как физическому лицу. Если отказ идет от имени организации, то в таком случае штраф может составить от 100 до 200 тысяч рублей. Кстати, это может быть вам интересно: льготы и пособия одиноким матерям
Если сложилась ситуация, когда поводов для отказа нет, но тем не менее, ДОУ отказывается принимать ребенка, тогда следует действовать следующим образом:
- Написать заявление о принятии ребенка в детский сад в двух экземплярах на имя ответственно лица детского сада, как правило это заведующая.
- Это заявления оставить у секретаря или отправить почтовым отправлением — можно заказным письмом с уведомлением о вручении.
- На обеих копиях должны поставить штамп и подпись. Один экземпляр возвращается или отправляется обратно почтой заявителю.
- Необходимо в ответ на заявление получить письменный отказ, почему ребенка не принимают в детский сад.
- Далее написать жалобу в департамент образования. Детально изложить суть всей ситуации.
- К жалобе приложить заявление на имя заведующей детского сада (или другого ответственного лица) и ответ на заявлении.
Если действия заведующей детского сада (или другого ответственного лица) будут незаконными, то последует штраф на заведующую и положительное решение по зачислению малыша в Дошкольное Образовательное Учреждение, то есть в детский садик.
Ответ на жалобу заявителя из Департамента образования дается в течение 30 рабочих дней. В случае, если ответ будет отрицательным и не устраивает заявителя, следующим этапом может стать только заявление в суд. Следует учитывать, что госпошлина при подаче искового требования в суд может составить порядка 300 рублей.
Как устроить ребенка в детский сад без прописки
Многие семьи переезжают с места на место в связи с разными причинами. Кто-то меняет место жительства за появлением новой работы, кто-то давно планировал переезд и переехал, но снимает жилье, а в паспорте совсем другая прописка. И тут возникает ситуация, устроить ребенка в детский сад без прописки. Возможно ли это?
Да, это возможно. Теперь только отсутствие мест в детском саду может стать причиной отказа. Не нужно иметь прописку, чтобы зачислить ребенка в детский сад. Какой перечень документов необходим:
- Заявление на прием ребенка в детский сад (подается родителем или законным представителем).
- Паспорт, удостоверяющий личность родителя или законного представителя (оригиналы).
- Медицинское заключение о здоровье малыша, что нет противопоказаний на принятие его в ДОУ – Дошкольное образовательное учреждение.
- Бумага, содержащая сведения о регистрации по месту пребывания ребенка, если нет постоянной регистрации по месту жительства.
Следует знать, что в год принятия ребенка в детские сад, малышу должно исполниться 3 года на 1 сентября. Если на 1 сентября года зачисления ему еще нет 3 лет, тогда ребенка можно отдать только в группы кратковременного пребывания. Это развивающие группы для детей, которые имеются при детских садах и яслях.
Работают в них с детьми несколько часов в день — от 2 до 3. Цель таких групп – адаптация ребенка к режиму дошкольного образовательного учреждения, привыкание к коллективу детей и помощь маме в развитии ребенка.
В отличие от детского сада, в группах кратковременного пребывания ребенок проводит меньше времени, так как для детей меньше 3 лет 2-3 часа образовательных программ более чем достаточно и это отражено в законодательстве.
Источник: https://proficomment.ru/posobie-esli-rebenok-ne-xodit-v-detskij-sad-v-2018-godu/
Не мучайте ребенка садом
Автор статьи Ольга Выходченко
сайт deti.mail.ru
Как приучить ребенка к детскому саду? Какой должна быть первая учительница? Как не испортить отношения с подростком?
«Непереносимость детского сада» видно довольно быстро
Есть дети, которые ну никак не могут ходить в детский сад, – их всего 2-3%, но они есть. Ни уговоры, ни какие-либо приемы на них не действуют, они не привыкают, не адаптируются и продолжают плакать каждый раз, когда вы пытаетесь оставить их с воспитателем.
Таких детей, конечно, можно заставить посещать садик, но это чревато серьезными психологическими травмами, в будущем они вырастают тяжелыми невротиками. Если у вас именно такой ребенок, не мучайте его.
Вам это, в первую очередь, необходимо понять, принять и что-нибудь придумать – возможно, уйти с работы, нанять няню, оставлять ребенка с бабушкой, брать его на работу с собой.
Такую проблему как «непереносимость детского сада», кстати, видно довольно быстро. Если ребенок рыдает каждый раз, когда вы ведете его в сад, упирается и, находясь там, все время плачет, то это не потому, что он еще не привык, а потому что садик – это вообще не его тема.
Дождитесь оптимального возраста
Конечно, у каждой семьи бывают обстоятельства, из-за которых маме нужно завершить декретный отпуск и выйти на работу. Но детские психологи рекомендуют отдавать ребенка в сад, когда ему исполнится 2 года и 7 месяцев – не раньше.
Кстати, противникам детского сада психологи советуют все-таки там побывать, хотя бы в 5 лет. Это поможет ребенку легче адаптироваться к школе.
Выбирайте воспитателя, а не сад
Наверное, частные детские сады лучше государственных, однако и в них вам никто не даст гарантии, что у воспитателя сложатся хорошие отношения с вашим ребенком. Тут уж как повезет. Но помните, что главное – все-таки не сам сад, а люди, которые в нем работают, – воспитатели и нянечки.
Не оставляйте ребенка одного сразу
В идеале в период приучения к саду маме нужно взять отпуск на недельку, а лучше дней на 10, договориться с администрацией и прийти в детский сад вместе с ребенком. Там вы часа 2-3 играете, знакомитесь с другими детьми и уходите домой до наступления момента, когда ребенку наскучит или надоест.
Второй день вы проводите точно так же, а на третий пробуете оставить ребенка на обед. Если повезет, то после обеда он пойдет спать, а если не повезет, то вы вместе отправитесь домой.
Как только ребенок немного адаптируется, вы перемещаетесь за забор детского сада, но далеко не уходите. Смысл в том, чтобы он вас видел и в любой момент мог позвать на помощь. Где-то к концу недели вы, скорее всего, сможете идти по своим делам, а малыш будет спокойно оставаться в саду сам.
Если же возникли какие-то проблемы, он постоянно плачет, «сегодня хочу идти, завтра не хочу», то возможно, вы привели его в сад слишком рано или ему вообще ходить туда не нужно (читайте пункт 1).
Выбирайте школу рядом с домом
При выборе школы для первоклашки важны два критерия – близость к дому и личность учителя. Хорошо, если ребенок будет тратить как можно меньше времени и сил, чтобы добраться до школы (даже если его возит личный водитель).
Есть и еще один нюанс. Не знаю, как сейчас, но когда я был ребенком, было важно жить и учиться в одном районе, потому что дети, которые ездили в другие школы, частенько получали по голове за то, что не были частью домового коллектива. Да и вообще, это здорово, когда дети могут вместе идти домой после школы, общаться во дворе, делать уроки.
Первокласснику нужно, чтобы на него не орали и не били линейкой по пальцам
Требования к первой учительнице очень простые – она должна быть психически уравновешенной, не истеричной, должна любить свою работу и вести себя адекватно. В ближайшие 3-4 года это все, что он нее потребуется.
Как выбрать такую учительницу? Очень просто. Идете в ближайшую к дому школу, спрашиваете, какая учительница выпускает 4 класс и набирает первый, а затем узнаете у родителей выпускников, что они думают об этой особе. Конечно, можете побеседовать с ней и сами.
Не гонитесь за оценками
Сейчас стало модным отдавать детей в школы со всякими там уклонами – языковым, математическим и так далее. Это имеет значение только в том смысле, что у ребенка, возможно, будет более приличное окружение.
Чтобы он не так, как я, впервые в 7 лет закурил.
А что касается знаний, то я сейчас скажу очень непедагогичную вещь, но самые богатые люди планеты не имеют высшего образования, а некоторые даже не окончили школу.
Вы поймите, что с 3 до 13 лет – это самый благополучный период в жизни ребенка. Он уже вышел из конфликта «я сам», когда на все ваши просьбы он отвечает «нет» (и это нормально), но еще не вошел в переходный возраст, на который приходится самый тяжелый кризис за всю его жизнь.
По стечению обстоятельств в момент пубертата в школе как раз проходят экзамены. То есть у кого-то там грудь не выросла, у кого-то прыщи по всему лицу, и с ним вообще никто не гуляет, а мама с папой переживают из-за оценки по математике. По статистике на 14 лет приходится больше всего дебютов шизофрении, а также подростки лидируют по количеству суицидов.
Если будете слишком сильно переживать за оценки, рискуете испортить отношения с ребенком на всю дальнейшую жизнь. Все, что ему нужно в этот период, – это ваши внимание, любовь и поддержка. Я не знаю ни одного человека, у которого жизнь была сломана из-за плохой оценки на экзамене, зато знаю многих, кто годами посещает психологов из-за чрезмерного стресса в школе.
Не делайте уроки вместо ребенка
Вообще я за такой жесткий подход, когда ребенку в первом классе родители говорят: «Смотри, школа не трогает нас, а мы не трогаем тебя. Нас не вызывают, нам все равно сделал ты уроки или нет.
Но если это не так, у тебя начинаются проблемы». Обычно с нормальными детьми это работает.
Вы, конечно, можете ребенку помочь, если он просит, но вместо него делать уроки, поделки, задания точно не надо.
Не обращайте внимания на требования и возрастные «нормы»
Я сам работал в школе в течение 10 лет, и точно знаю, что у детей есть такая особенность – все они взрослеют в разном возрасте. Кстати, во всем мире в начальной школе, которая длится 6 лет, а не 4 года, нет требований к навыкам в связи с возрастом. Это значит, что к ним не приходит учитель с секундомером и не считает, сколько символов ребенок прочитал за минуту.
У них есть красочные учебные тетради, и в пределах одного класса, 10 детей делают упражнения на пятой странице, двое – на двадцать восьмой, а четверо – на сто сорок пятой. Это нормально! Потому что если ребенка приняли в школу, это значит, что он психически здоров, обучаем, и любые претензии по неуспеваемости не учитель предъявляет родителям, а как раз наоборот.
Ребенок плохо читает – вопросы к школе. Если вам говорят: «У нас такая сложная программа. Вы или будете заниматься, или не сможете у нас учиться», то вы внимательно слушаете, согласно киваете и ничего не делаете. Донести до ребенка программу – задача школы, а не ваша проблема.
Оригинал статьи
Ближайшая публичная консультация пройдет 24 октября в Москве. Тема мероприятия «Как не стать заложником страха, победить тревожность и начать жить»
Источник: https://labkovskiy.ru/publikatsii/ne-muchajte-rebenka-sadom/