Могу ли я работать по специальности учителем?

Сколько учителей работает по специальности

Могу ли я работать по специальности учителем?

И много ли выпускников пединститутов идет в менеджеры по продажам и секретари

Педагогические специальности точно нельзя назвать востребованными. Конкурс на них, по данным «РБК», составил в 2017 году 7,3 заявления на место.

Это меньше, чем конкурс в среднем по России, и гораздо меньше, чем число желающих обучиться профессии экономиста, политолога, HR-специалиста и врача.

Для поступления на бюджетное место в педагогический вуз нужны средние оценки: будет достаточно 70 баллов на ЕГЭ.

По нашей просьбе рекрутинговый портал Superjob провел исследование и пришел к выводу, что 53 % выпускников московских педагогических факультетов ищет работу в науке и образовании. В среднем по России эта цифра ниже: всего 27 %. Остальные в основном хотят устроиться на административную работу, в продажи и HR.

Мы уже писали, на что живут учителя. В топе вакансий по Москве сейчас — предложения с зарплатой от 60 до 120 тысяч рублей. К примеру, до 120 тысяч рублей может получать учитель русского и литературы, а от 90 тысяч предлагают учителю начальных классов.

В День знаний The Village решил узнать, что побуждает школьников идти в учителя и как меняется их настроение за время студенчества. Мы также выяснили, сколько выпускников педагогических вузов работает не по профессии.

Милана Самоделкина

выпускница педагогического вуза

Я окончила МПГУ еще в 2015 году. Почему именно этот вуз? Дело в том, что еще в школе я загорелась идеей преподавать русский язык и литературу, потому что перед глазами был идеальный пример хорошего учителя. Помимо интересных и подробных занятий, эта преподавательница нам действительно была еще одним родителем.

Уроками наше общение не ограничивалось, были походы в музеи и театры, она курировала творческую жизнь нашего класса.

Этот энтузиазм, любовь к детям, интерес к собственному предмету оказались безумно заразительными, и я всенепременно решила, что смогу стать таким же человеком, к которому много лет спустя тоже будут приходить благодарные выпускники.

Сейчас я понимаю, что хотела всеобщего признания и уважения, а еще проявить свой творческо-организаторский потенциал. Но, к сожалению, этого оказалось мало для того, чтобы стать хорошим преподавателем. В МПГУ я пошла потому, что он считается лучшим педагогическим вузом Москвы. ЕГЭ сдала хорошо, так что на бюджет поступила легко.

Сложности и вопросы «А тут ли мое место?» начались позже. В один момент я просто поняла, что быть учителем — не мое. Слишком большая ответственность за те знания, которые ты вкладываешь в голову детям.

Ведь всегда хочется, чтобы следующее поколение было лучше предыдущего, а чему может научить человек, который предпочитал библиотеке актовый зал? Молодых специалистов, тем более сейчас, не особо любят старшие коллеги: слишком импульсивные и многого ждут.

Быстро выгорают или разочаровываются в зарплатах.

Из моей группы (29 человек) доучились до конца только 14, из них, насколько я знаю, только двое работают по профессии. Остальные ушли либо в продажи, либо в бизнес. Сама я решила не заморачиваться и устроилась в одну компанию менеджером по работе с партнерами.

По знакомству (хотя с высшим образованием) меня все равно бы взяли. Иногда я думаю, что смогла бы попробовать преподавать, но только если начну считать себя достаточно компетентной. Я поступила в магистратуру все в том же университете.

После нее можно преподавать студентам — думаю, это не так страшно, как школьный класс.

Ирина Пахтусова

выпускница педагогического вуза, учитель

Я целенаправленно поступала в педагогический вуз. Отец и тети работали учителями. Сначала я хотела стать учителем русского языка и литературы, но семья отговорила — сказали, что всю жизнь с тетрадками жить буду. Посоветовали пойти на учителя истории.

В итоге я поступила в МГПУ. В городском вузе оказался сильный преподавательский состав: педагогам там платили больше, поэтому у нас преподавали специалисты из МГУ, РГГУ и других топовых вузов. Практика началась с третьего курса, мы работали в очень интересных школах, которых сейчас не осталось — все они объединены с другими.

За время учебы я слышала от выпускников, что в школах на молодых специалистов давят, нагружают работой и не платят за дополнительную нагрузку. Место работы выпускники ищут по совету друзей, которые окончили хорошие школы. Так же делали и мы, но часто нас не пускали дальше дверей: охрана говорила, что вакансий нет.

Я нашла работу почти случайно: гуляла по району, наткнулась на методический центр и оставила свои контакты. Летом директор школы позвонила и пригласила на собеседование. Первое время было очень сложно: я приходила домой и падала. Детей было трудно контролировать: отворачиваешься к доске, а за спиной шум и гам.

На следующий год накопился опыт, и стало проще.

Я работаю учителем седьмой год. Было ли желание поменять работу? Да, было. На четвертый-пятый год началась трансформация столичного образования. Школы объединялись в комплексы, началось давление департамента образования.

Учитель — творческая профессия, а основная эмоция, которая сейчас навязывается, — страх. Учителей увольняют по любому чиху. В такой ситуации стало ужасно сложно работать. В этот момент я думала уйти в финансы или торговлю, куда угодно. Но в итоге все устаканилось.

Давление на администрацию осталось, но нас от этого прикрыли. Мы можем продолжать спокойно работать.

Многие выпускники истфака работают по профессии. По крайней мере, почти все, с кем я дружила в вузе, работают в школах. Хотя, конечно, есть и такие, кто поработал и ушел в банк, продажи или еще куда-то.

Дмитрий Мартыненко

учитель

Я учился на мехмате МГУ. Это чисто математическое образование, выпускники идут либо в науку, либо устраиваются программистами или аналитиками. Последние два года обучения посещал факультет дополнительного педагогического образования, где получил квалификацию «преподаватель». Еще с первых классов работал со школьниками, и получить такое образование мне было интересно.

В моей школе была уникальная история — классы при мехмате. Многие выпускники учились сначала в этих классах, потом на мехмате, а после возвращались в качестве преподавателей. Я из школы, можно сказать, и не уходил: в мае выпустился, а в октябре начал работать.

Сначала занимался сайтом, готовил детей к олимпиадам, был ассистентом преподавателя. После окончания вуза взял большую нагрузку и стал преподавателем. Раньше на работу в школу принимали по рекомендации с мехмата.

Но за последние годы кадровая политика из-за рекомендаций департамента образования ужесточилась: сейчас желающих много, а вакансий почти нет.

Условия работы зависят от конкретного учреждения и конкретного руководителя. Иногда встречаешь коллег, а они все запуганные — то их на выборы заставляют ходить, то просто кошмарят.

Мне с руководством повезло. Я работаю в комфортном режиме. В школах заинтересованы, чтобы преподаватели брали больше часов — тогда можно отчитываться о высокой средней зарплате. Сейчас средняя зарплата учителя в московской школе — около 70 тысяч рублей. Есть те, кто получает 100 тысяч, есть те, кто зарабатывает 40 тысяч.

Все зависит от нагрузки, она согласовывается с преподавателем. Стандартной нагрузкой считается 18 часов, но кто-то берет себе 25 часов и спокойно с ними справляется. Последние несколько лет моя нагрузка — 13 часов. Мне этот график нравится: я бы с гораздо меньшим удовольствием сидел где-нибудь в офисе с 09:00 до 18:00.

Наталья Кузнецова

выпускница педагогического вуза, учитель

Я случайно попала в МПГУ имени Ленина, отучилась там пять лет, получила специальность бакалавра начального образования с правом преподавания иностранного языка. Думала, что двойная специальность будет каким-то плюсом в будущем, но преподавать английский не собиралась.

Я проходила практику в школе в родном районе, потом пришла устраиваться туда же. Но там не было мест. Обратилась в школу, где когда-то училась сама.

Встретилась с директором, которая сказала, что я недостойна там преподавать, а для начала должна как-то себя проявить. Пошла в школу, где училась моя сестра. Оказалось, что им как раз нужен был учитель начальных классов.

Я прошла небольшое собеседование, провела открытый урок, и меня взяли на работу. В течение первого года у меня был наставник, который посещал мои уроки и давал рекомендации. На урок мог прийти и директор школы. Сейчас я работаю второй год и веду один класс.

В прошлом году я взяла себе большую нагрузку: классные часы, классное руководство, группу продленного дня. В этом уменьшила ее, сократив часы в группе продленного дня.

Елизавета Двоеглазова, журналист

Я окончила филологический факультет Кубанского государственного университета. Вначале, правда, я думала идти на журфак, но вступительные экзамены проходили в один день, и я сделала выбор в пользу филфака.

Учителем стать я никогда не хотела, но, когда получила диплом, я просто знала, с чего начинать без опыта. Месяц ездила по собеседованиям, но ничего мне не подходило.

Потом мне позвонила однокурсница и предложила попробовать устроиться вместе с ней в лицей, и нас взяли.

В школе ко мне относились хорошо, как-то по-отечески, учителя во многом помогали, что-то прощали. Я преподавала русский и литературу у пятых и восьмых классов. График был не очень плотный, но неравномерный.

Иногда из-за окон в расписании был занят весь день. Зарплату получала ниже средней по региону, но не катастрофически низкую: по краевой программе молодым специалистам полагались надбавки.

Свободного времени было мало, так как приходилось заниматься проверкой тетрадей и подготовкой к урокам.

Самое сложное в работе учителя, на мой взгляд, — держать аудиторию. Еще непросто давалось общение с родителями. К тому же психологически тяжело взаимодействовать с большим количеством разных людей и постоянно чувствовать себя в определенных рамках. Одежда, поведение, речь, досуг, социальные сети — ты зажат в тиски условностей.

В общем, к концу первого года я поняла, что оставаться в школе не хочу. После я три года проработала в сфере создания одежды (научилась всему в процессе). Сейчас я второй год редактор-рерайтер на региональном интернет-портале.

Обложка: gpointstudio – stock.adobe.com

Источник: https://www.the-village.ru/village/business/rabota/281256-uchitel

Очевидное-невероятное: «отменив» педобразование, Минпрос объявил чрезвычайное положение

Могу ли я работать по специальности учителем?

Несколько дней назад произошло событие, которое осталось незамеченным для большинства: Минпрос дал разъяснение, что учителям не обязательно иметь педагогическое образование. Т.е. теперь будут брать на работу учителем с любыми дипломами, лишь бы они были – техническими, экономическими, менеджерскими. Но связанными с преподаваемым предметом. О чем говорит то, что произошло?

Ну, во-первых, долгие годы условие педагогического образования для учителя было решающим условием приема на работу, а при аккредитации учебного заведения – наличие педагогического образования у учителей. Также это важное требование ФГОС: в условиях, обеспечивающих качество обучения, указывалось наличие педагогического образования у учителя. 

Множество людей, которые хотели стать учителями, но не имели диплома, были вынуждены затрачивать огромные средства и время на обучение в педвузах (на заочном, например, отделении). Посылали в вузы своих работников и школы, если хотели пройти аккредитацию без замечаний по кадрам, что учителя не имеют высшего педагогического образования. И вот теперь это требование отменено…

Так что как минимум это воспринимается как вопиющая несправедливость. А как максимум – как утверждение о ненужности педагогического образования… А на самом деле, это – объявление в образовании чрезвычайного положения, или белый флаг полной и безоговорочной капитуляции, пробитие дна. 

Что могло породить эту ситуацию? Только то, что в разных регионах выявилась недостача педагогов, имеющих педагогическое образование. Попросту, там некому вести уроки, они пропадают, в аттестатах детям ставят прочерк.

Собственно, так и было еще со времен СССР в части сельских школ. И как-то с этим мирились. Но теперь, благодаря собственному законодательству, любая районная прокуратура может опротестовать выдачу аттестатов как незаконную. Потому что, святая-святых, образовательная программа не выполнена полностью. По часам по предметам. 

Особая проблема была в мелких сельских школах, обеспечивающих стабильность сел. А теперь эти мелкие школы ликвидированы (десятки тысяч!), и села стали хиреть, а их жители уезжать в города, чтобы дать детям образование. А педагогов не хватает уже в достаточно крупных школах в городах.

Касается это в первую очередь, Сибири и Дальнего Востока, и, как ни странно, Москвы и Петербурга. Педагоги из пригородов предпочитают работать в крупных городах.

А в самих Москве и Петербурге действует практика «черных меток», при которой нелояльные к директорам-самодурам педагоги, имеющие собственное мнение, выдавливаются из профессии, создавая дефицит педагогов в школах уже в столицах. На смену им приезжают другие, из регионов, и там тоже возникает дефицит педагогов.

Еще в ноябре 2017 года я написал заметку на Педсовете, в которой прогнозировал, что через пару лет педагогов станет остро не хватать, и взять их будет неоткуда. 

Тогда же О. Васильева  заявляла, что с педагогами все в порядке, их дефицита нет. Дефицит был, но снижается.

Через год, в июле и декабре 2018 года, она констатировала, что дефицит педагогов по стране все же есть, и в сельских школах он значительный, однако в целом он не превышает 1% общего числа учителей и ситуация постоянно улучшается. При этом в педвузы идет все более подготовленная молодежь, и скоро дефицит учителей, мол, исчезнет.

Надо сказать, что в вопросах дефицита учителей на Васильеву постоянно давит ОНФ – Народный фронт, но она упорно отмахивается от этих предупреждений.

И вот теперь, буквально, «КАРАУЛ!», идите в школу все, кто может. О.Васильева констатировала, что дефицит к 2029 году будет уже огромным, 188 тысяч учителей. И теперь снимаются ограничения по педагогическому образованию. То есть они в-тихую были сняты еще в 2016 году, а теперь ненужность педагогического образования широко пиарится в прессе и в Интернете.

Происходящее ставит все в образовании России с ног на голову и будет иметь крайне негативные последствия.

Сейчас несколько десятков тысяч студентов педагогических вузов по России решают, пойдут ли они на летнюю сессию. Дело в том, что по традиции до половины контингента студентов педагогических вузов – это заочники, которые уже работают учителем или педагогом дополнительного образования где-либо.

Теперь им продолжать обучение в педвузе не имеет смысла. То есть контингент педагогических вузов вот-вот обвалится практически наполовину. Это значит, что нагрузку в педвузах придется сильно сокращать, а также сокращать преподавателей, закрывать факультеты, и даже вузы в целом.

Раз педагогическое образование не нужно – значит не нужно.

Уже сейчас в крупнейших педагогических вузах страны закрываются факультеты. Например, в Тульском педагогическом университете им.Л.Толстого в прошлом году закрыли факультет начального образования. Все, приехали! Кто с дипломом высшего технического, экономического и какого-нибудь еще образования сможет работать с детьми в начальной школе? И сразу по всем предметам?

Конечно, сейчас вот объявили программу «Земский учитель», чтобы как-то залатать прорехи в учительских кадрах в небольших городах. Но откуда возьмутся эти учителя? Из людей, имеющих непрофильное образование? Не думаю, что такие люди надолго задержатся в школах и обеспечат высокое качество обучения. Но других учителей нет, ведь педагогические вузы перестают их готовить.

Понимаю, что можно спорить о качестве учителей и педагогического образования. Совершенно очевидно, что качество знаний учителей и качество подготовки в педвузах неуклонно снижается в последние годы. Не случайно тот же Минпрос и лично С.

Кравцов постоянно продавливает мероприятия по контролю качества подготовки учителей. Чем способствует выдавливанию из школ хорошо подготовленных учителей старших поколений. Плохо подготовленная молодежь же ничего не боится.

Как только подворачивается место работы в офисе, молодые выпускники педвузов без особых размышлений оставляют школу.

Но при всех недостатках педагогического образования, оно давало то, что не дает никакое другое образование в России:

1)      Это хорошие коммуникационные навыки, умение говорить с группой, с классом детей. Нигде, ни в каких других специальностях и направлениях у студентов не развиваются коммуникационные навыки, и они просто не смогут вести уроки, выступать перед классом и родителями.

Ну, за исключением единиц, получающих такую практику в командах КВН и т.п. Именно из-за своих коммуникационных навыков студенты педвузов котируются наравне с выпускниками университетов при приеме на работу в качестве менеджеров или даже выше.

Они могут говорить с клиентами и другими сотрудниками, чему не обучены выпускники классических и технических университетов.

2)      Педагогическая ориентация личности, которая формируется в результате многолетних раздумий о работе учителем, непрерывных практик в школе, которые начинаются еще на 1-м курсе и идут все годы обучения.
Поэтому даже не очень хорошо подготовленный выпускник педагогического вуза как учитель лучше, чем наугад, случайно взятый выпускник университета.

И вот, вместо того, чтобы задуматься, о том, почему стало так плохо с учителями и контингентом педагогических вузов, Минпрос решает проблему по-большевистски: профессионально подготовленных учителей упразднить и взять на их место всех желающих, любителей. Выиграет ли от этого школа? Повысится ли качество образования? Как это отразится на детях?

Уверен, что во всех случаях ответ один – ПЛОХО! Наша школа в очередной раз пробивает дно.

Конечно, есть среди недавно испеченных инженеров, физиков, математиков, филологов, экономистов (которые сами по себе тоже никому не нужны) и такие, кто постепенно станет хорошим учителем. Но таких – немного! Буквально единицы.

Для основной же массы переход в школу станет временной мерой, чтобы «перекантоваться» на время, пока не найдена работа получше.

У большинства этих людей нет личностной ориентации на педагогическую деятельность, на взаимодействие с ребенком, иначе бы они пошли в педвузы. 

Следующими вехами в кадрах будут: врачи без медицинского образования, судьи и прокуроры без юридического, военные без военного…

Переворачивает принятая мера и аккредитационные параметры школ и сам ФГОС.

Федеральный стандарт имел, если кто-то заметил, еще и ту особенность, что формулировал в комплексе требования, обеспечивающие КАЧЕСТВО обучения. То есть триаду: требования к материальному обеспечению учебного процесса, к кадровому.

Ну и требования к результатам подготовки учащихся. Отметьте – к результатам обучения, а не к самим учащимся. То есть учащиеся практически не причем, это школа обязана по стандарту обеспечить учащимся ВОЗМОЖНОСТЬ получения им каких-то знаний.

Но мы это не потянули.

И вот теперь Минпрос делает сразу две интересные вещи: 

1)      Отменяет кадровые требования к обеспечению учебного процесса. Как бы говорит: иди в школу, кто хочет, и учи – как получится. Потому что везде, во всех документах о должностных обязанностях учителя написано: методику учитель выбирает сам. Это его полное право. Материальные требования никогда толком не выполнялись.

2)      Но СОДЕРЖАНИЕ обучения, чему именно учить, мы учителю детально пропишем. В новой версии стандартов. И ни шага влево, ни шага вправо. За это – … А что за это? Непонятно. И проконтролировать это невозможно.

Новоявленные учителя «с улицы», не получившие курса методики по своим предметам, что-то, конечно, буду говорить из того, что написано в учебниках (единственных!), но обучением это не будет.

Вот вам и «единое образовательное пространство»! О каком-либо качество можно забыть.

Пора, пора отменять все эти ФГОСы, которые уже не выполняют своих функций, называть вещи своими именами – у нас теперь единая государственная учебная программа по всем предметам. От чего ушли, к тому и приплыли.

И возвращаемся мы в 1980-е годы. Годы застоя и упадка. Все, что было, было зря. День сурка в масштабах огромной страны и за 30 лет.  А знаете, что последует за этим?

Подписаться на канал автора, Александра Могилева

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/ocevidnoe-neveroatnoe-otmeniv-pedobrazovanie-minpros-obavil-crezvycajnoe-polozenie

Работа Школьным Учителем в Германии

Могу ли я работать по специальности учителем?

Как подтвердить диплом школьного преподавателя в Германии и что из себя представляет процесс получения немецкого диплома педагога.

Школьный учитель в Германии – уважаемая и высокооплачиваемая профессия. В зависимости от опыта и уровня преподавания, немецкий педагог в школе может зарабатывать от 40000€ в год в начале карьеры до 66000€ на пике.

Студенты часто выбирают специальность, потому что, по их мнению, это одна из самых надёжных профессий.

Стоит получить место в государственном образовательном учреждении – и жизнь входит в успешную колею до самой пенсии! Статус неувольняемого, низкие налоги, дешёвая частная медицинская страховка – это лишь немногое из того, что делает профессию преподавателя столь привлекательной.

Образовательная программа

В Германии программа обучения учителей отдана на откуп землям. Говорить о каком-то едином немецком процессе, конечно, можно, но только в общих чертах.

Детали и тонкости имеет смысл обсуждать лишь в контексте конкретной земельной образовательной программы. То же самое касается процесса признания иностранных дипломов.

В разных землях этим занимаются разные учреждения и требования к дипломам тоже разнятся.

Я выделил только самую общую информацию, по которой можно будет составить примерное представление о профессии школьного преподавателя в Германии, а также о том, как получить подтверждение диплома, выданного за границей. Детально нужно будет разбираться с вопросом по месту проживания.

В Германии сейчас практически все гуманитарные ВУЗы перешли на болонскую систему. Поэтому в дальнейшем я буду говорить об этапах обучения в контексте этой образовательной концепции.

Как и в России, в Германии преподавание разделено на три уровня, которые условно можно назвать начальным, средним и высшим. Каждый уровень требует от педагога соответствующей подготовки.

Primarstufe позволяет преподавать в Grundschule, то есть, первые 4 класса немецкой школы. Обучение такого преподавателя включает в себя как минимум 7 семестров с особым упором на педагогические и дидактические дисциплины.

Содержательно курс должен включать в себя не менее 210-ти пунктов по европейской системе подсчёта знаний полученных студентом (European Credit Transfer System – ECTS). Уже с первого курса многие ВУЗы обязывают проходить практику в школах. Специализация учителя должна включать в себя два предмета или больше.

Возможности выбора пары предметов, которые будет преподавать педагог, зависят от конкретного места обучения. Во всех землях можно делать следующий выбор: математика и немецкий; рисование, музыка и физкультура; Sachunterricht. Последний предмет – это что-то вроде природоведения, социологии, географии, истории и даже немножко физики вместе взятых.

В разных землях содержание этого предмета может довольно сильно отличаться. Но смысл состоит в том, чтобы в рамках этого курса давать школьникам общее представление об окружающем мире. Остальные предметы, например, иностранные языки, остаются на усмотрение земель.

По окончании обучения, необходимо сдать письменную работу, которая должна доказать способность к самостоятельной профессиональной деятельности. По итогам работы выдаётся свидетельство о получении высшего образование или зачёт первого госэкзамена.

Sekundarstufe I позволяет вести уроки во всех школах и гимназиях до 9 или 10 классов. Минимальное количество семестров и пунктов ECTS также составляет 7 и 210.

Программа обучения в основном такая же, как и для преподавателей начальной школы, но упор делается на два основных предмета, количество часов по которым по отношению к общеобразовательным занятиям должно составлять 2:1.

Существует возможность получить Sekundarstufe I и Primarstufe одновременно.

Преподаватели Sekundarstufe II могут учить детей в последних классах школы (10-13-ые, в зависимости от земли и конкретной школы число классов может отличаться), а также в профессиональных училищах и вечерних гимназиях для взрослых.

Для получения этого уровня необходимо закончить бакалавриат и магистратуру. В сумме стандартное обучение должно занимать 9-10 семестров и 270-300 пунктов ECTS, плюс государственный экзамен или магистерская работа.

Два предмета, которые будут преподаваться учителем, должны быть изучены как минимум на 90 ECTS баллов.

Berufliche Bildung – профессиональный учитель. Преподаёт предметы, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, к примеру, учит будущих поваров готовить еду и тому подобное. Может быть учителем по образованию, может быть просто опытным профессионалом. Оставим подробное описание данной профессии за рамками этой статьи.

Sonderpädagogik – учитель, который после окончания образования, получает дополнительные навыки для работы с инвалидами или душевнобольными детьми.

Признание иностранных дипломов

Иностранцам прежде всего интересно знать, признают ли немцы диплом педагога из другой страны. Однозначно ответить на этот вопрос довольно проблематично.

Ведь раз получение педагогического диплома регулируется на уровне земель, то и его признание тоже в масштабах страны не рассматривается. А в каждой немецкой земле свои правила признания иностранных дипломов школьного учителя.

В некоторых землях вообще нельзя преподавать, не имея диплома Германии или другой страны ЕС.

Ожидается, что учитель должен говорить на очень хорошем немецком, независимо от предмета, который он может преподавать. Поэтому для того, чтобы вообще пытаться найти работу в школе в Германии, придётся обзавестись сертификатом знания немецкого на уровне С1.

Как видно из описания, школьный учитель в Германии обязан уметь преподавать минимум 2 предмета. Поэтому, если в дипломе указан только один предмет, то придётся доучиваться на второй.

Преподаватель начальных классов должен иметь одним из предметов немецкий.

Но так как за границей немецкий учат, как иностранный, то его в Германии не признают, так что для мигрантов-учителей путь в Grundschule обычно закрыт.

https://www.youtube.com/watch?v=3cMSEC5djCc

Иностранцу непросто занять вакансию учителя в Германии, хотя мест предостаточно.

Наиболее лояльно относятся к иностранным преподавателям математики и физики, потому что Германия испытывает недостаток таких учителей в школах.

При достаточном уровне немецкого, могут допустить приём на работу даже без второго предмета, но не на место учителя, а в качестве практиканта или ассистента.

Никто не запрещает при этом параллельно работе подготовиться к экзамену на второй предмет и получить полноценное подтверждение соответствия своего образования немецкому педагогическому.

Вообще, без подтверждённого диплома иностранец может работать либо в частных школах, либо в государственных, но только в качестве помощника-репетитора. В частные школы попасть сложно, так как там требования к уровню преподавания обычно повыше. В обоих случаях преподавателю без диплома, сравнимого с немецким, предложат срочный контракт, что сильно усложнит процедуру продления визы.

Процесс подтверждения дипломов, полученных за границей ЕС, примерно такой. Сначала каждый предмет в программе будет сравнён с соответствующим ему немецким. Смотрят не только на содержание, но и на количество часов. Если в этом отношении всё в порядке, то обычно остаётся сдать только государственный экзамен. С таким подтверждением уже можно пытаться устроиться работать в школе практикантом.

Когда содержание программы обучения не соответствует немецкому, диплом не подтверждают. Подтвердить диплом “по частям”, не получится, это запрещено. Исключение делают только, если программа в целом подобна немецкой, но в дипломе преподавателя указан только один предмет. В этом случае придётся пройти дополнительное обучение и сдать экзамен.

Чтобы отправить диплом на проверку, надо сначала определиться с землёй. Затем, при помощи базы anabin или через другой государственный сайт, найти организацию, ответственную за признание диплома учителя в данном регионе. Им надо предъявить как минимум паспорт, диплом, подтверждение опыта и свидетельства повышения квалификации. Также могут потребовать прочие дополнительные бумаги.

Нехватка учитилей в Германии

Согласно исследованию фонда Бертельсманна, к 2025 дефицит учителей в Германии достигнет 35000 позиций. Число школьников, в том числе из-за беженцев, выросло. На следующие годы запланировано увеличение количества школ полного дня – Ganztagsschulen) По подсчётам фонда, нынешних студентов, изучающих педагогику в университетах, не хватит для заполнения пробелов.

В течение следующих семи лет в Германии необходимо принять на работу 105000 учителей начальной школы, из которых 60000 новых преподавателей призваны заменить уходящих на пенсию, 26000 компенсируют увеличение числа учащихся, 19000 – развитие Ganztagsschulen.

Но за этот период немецкие университеты подготовят только 70000 преподавателей, что и приводит к разнице в 35000 учителей начальных классов.

В ближайшие годы в немецких начальных школах нехватка педагогов станет проблемой.

Председатель Bertelsmann-Stiftung Йорг Дрэгер призвал правительство искать решение проблемы. В настоящее время, к примеру, в Берлине лишь 28% начинающих учителей – обученные педагоги начальной школы. Остальные – преподаватели старших классов или вообще Quereinsteiger – люди, сменившие профессию.

Ассоциация начальных школ Grundschulverband предупреждает о «драматических» последствиях сложившейся ситуации для учеников.

«Младшие классы должны оставаться абсолютным табу для учителей-дилетантов».

В первые годы школы закладываются основы для дальнейших успехов или неудач в учебе. Исправлять безграмотность в старших классах сложнее.

Одним из вариантов решения проблемы, предложенным исследователями, является повышение мотивации людей, занятых на неполный рабочий день и пенсионеров. Частично занятым педагогам советуют предоставить возможность совмещать семью и работу. Их детям надо обеспечить места в детских дошкольных учреждениях, а самих учителей разгрузить от работы, которая не относится напрямую к образованию.

Чтобы заинтересовать пенсионеров продолжать педагогическую деятельность, рекомендуется увеличить верхнюю границу дополнительного заработка, что позволит учителям со стажем получать и зарплату, и пенсию. В некоторых землях уже применяется финансовое стимулирование.

Педагоги-пенсионеры земли Северный Рейн – Вестфалия получают 10%-ное увеличение зарплаты или повышенную пенсию, продолжая работать. А в Саксонии предлагают надбавку в 800 евро при переезде в регион, в котором не хватает учителей.

Поощряется также переобучение на недостающие специализации или работа после 63-летнего возраста.

23-12-2018, Степан Бабкин

Источник: https://www.tupa-germania.ru/rabota/uchitel-v-germanii.html

10 причин, по которым я не смогла работать учителем

Могу ли я работать по специальности учителем?

Часто встречаю записи в блогах и статьи о том, что не хватает учителей, остались одни пенсионеры, образование становится все хуже, и прочее похожее. У меня нет особого желания разглагольствовать на эту тему, я просто приведу причины, по которым я ушла со школы.

Как все начиналось

Начну с предыстории. Образование я получала по пинку родителей – в 9 классе я еще не знала, кем я хочу быть и куда мне пойти дальше. Окей, позади педагогический колледж.

Я – молодой преподаватель английского, но работа учителя меня как-то не прельщает (проблемы с социализацией и социофобия). Дальше меня ждало высшее образование по этой же специальности. А после него – еще одно высшее, но уже больше по своему хотению.

Так я стала бакалавром образования и бакалавром естествознания по специальности “Информатика”. Системным администратором, да и никем вообще, устроиться не получилось. Осталась одна дорога – в школу. И это, я считаю, была кривая дорожка.

Забегая вперед скажу, что я проработала там почти год, и когда написала заявление об увольнении, была самым счастливым человеком на свете.

А вот и причины, по которым я не стала работать в школе:

Маленькая зарплата

Этот абзац мне хотелось бы весь написать капсом, но я воздержусь. Очень маленькая зарплата. ОЧЕНЬ. Когда вспоминаю ее размер, хочется плакать. А если коротко и по делу – 30 тысяч. Думаю, тут все понятно. Ни на оплату квартиры, ни на еду этого не хватит.

Постоянные взносы и затраты на работу

Канцелярия за свой счет, оформление для открытых уроков за свой счет. Печать баннеров, рисунков, раздаточного материала. Все-все за свой счет. А теперь вспомним размер моей заработной платы, и отнимем оттуда добрых 5-10 тысяч. Это в зависимости от того, сколько чего нужно купить, какие открытые уроки, у кого день рождения и сколько таких дней будет в этом месяце, и так далее.

Обязательная подписка на газеты и журналы

Что бы ни говорили чиновники про то, что учителя не обязаны подписываться – такая подписка есть, и ты от нее не отвертишься. Хочешь ты или нет, на тебя вешают 2-3 газеты, и если не повезет, еще и журнал.

А стоят все эти прелести около 3-10 тысяч – смотря сколько и чего тебе дадут. На твой родной язык все клали – если ты русский, тебя могут заставить выписывать газету на казахском, ну или наоборот.

Хоть одна польза – было что коту, простите, в горшок постелить.

Куча документации

Журналы, всякие бумажки, какие-то отчеты постоянные, и еще куча всякой ненужной фигни. Точнее, вся эта макулатура, скорее всего, нужна министерству образования коту в горшок положить для отчетности. И заполнять все это муторно и бесит.

Электронная отчетность

“Билимал”, по словам чиновников, должен был стать чуть ли не чудесным средством спасения учителей от писанины и вообще удобной штукой. Что вышло на самом деле: заполняешь кучу бумаг, а потом тебя еще ждет ад – “Билимал”.

Во-первых, совершенно непонятная система заполнения, в которой было достаточно сложно разобраться. Напартачишь – удалить сложно, только через администратора, которого вечно было не найти. Во-вторых, заполнялся “Билимал” раз в полугодие – как раз накануне проверок по школе.

Нужная и полезная, по-сути, задумка, стала еще одной галочкой в отчетности и дополнительной нагрузкой для бедных учителей, не решив основной проблемы. Но у нас же все делается через задницу.

Так и живем – учителя пишут, потом печатают, проверки проверяют – бумаги есть, “Билимал” заполнен, министерство образования потирает ручки – новшество работает. Все довольны.

Отсутствие уважения со стороны родителей и учеников к профессии

Если раньше учителя считались интеллигенцией, то сейчас – это бесправные задавленные люди. Наверное, некая низшая каста. Никуда пожаловаться ты не имеешь права. Родитель всегда прав и ученик всегда прав. Даже если они оба му..ки. Виноват ученик? А фиг докажешь. Ты же учитель, ты должен, ты обязан, ты должен был предотвратить, ну и все такое прочее. Получай по башке.

Наличие людей, положивших на свою профессию кое-что нецензурное

И такое мне встретилось. Ну оно понятно: не всем дано, маленькая зарплата, или что там еще говорят. Если вкратце – училка положила на детей. Ученики занимались чем хотели. А когда во второе полугодие их отдали мне, я была в шоке.

Пришлось изучать все темы (программирование) сначала, работая не по плану. В конце года дети более менее сносно что-то начали делать, потому что я была принципиальной, и не смогла так же забить на них.

Простые задачки решали, программки несложные писали, и все такое.

Отношение к молодым специалистам

Если ты только пришел в школу – ты и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Ты организуешь концерты, выполняешь мелкие поручения от тех, кто “старше по званию”, и делаешь еще кучу неприятных и бесячих вещей, которые далеко не всегда относятся к твоей основной деятельности.

Мне не довелось поучаствовать, но знаю, что учителя (все) ходили по квартирам алкашей, наркоманов и неблагополучных детей. И обычно это делалось вечером, и частенько было уже темно. Никого не волнует, если кто-то на тебя нападет, или случится что-то еще.

А был случай, когда за девушкой погнался голый мужик. Хорошо, что убежала.

Раньше были дежурства ДНД – это когда два милиционера и учитель в ночное время ходят по улицам (!). Как-будто у учителя нет своей семьи, проблем и так далее. Или так боевой дух милиции поднимали? Может, они вдвоем боялись ходить, а тут учитель рядом, защитит если что.

Еще из подобного: участие в предвыборной комиссии (сидишь сутки, принимаешь голоса, потом считаешь до 3-4-х утра. Ни покушать, ни в туалет), всякие митинги, праздники и прочие уличные мероприятия (особенно весело в холодное время года, когда нужно стоять часами), платные концерты (ага, мне заняться больше нечем).

Ну и всякое другое, что я сейчас наверное сразу и не вспомню.

Отсутствие личной жизни

Поурочные планы, бумажки, поручения вышестоящих и прочие “приятности” занимают все твое время. Какой муж, какие дети? Тебе нужно до завтра какой-нибудь баннер придумать, что-то сверстать, ролик смонтировать, что-то разработать и т.д. И сидишь до утра, чтобы уложиться в поставленные сроки.

Всегда во всем виноват учитель

Ребенок гуляет на улице после 10 вечера? Попал в милицию? Что-то совершил, украл, подрался на улице? По шапке получит учитель. И не просто получит, а еще и поедет ночью в участок и все такое прочее. Недовоспитал, недосмотрел. Роль родителей при этом деликатно умалчивается.

Разумеется, были и другие мелкие причины, важные лично для меня: сильная усталость, начавшиеся проблемы со здоровьем из-за нагрузки, постоянное недосыпание, отсутствие времени на себя и семью, и прочее.

Вот не хотелось мне и не моглось терпеть все эти вышеперечисленные неудобства за 30 тысяч в месяц, из которых, как вы помните, оставалось около 25-20… И тот год, честно говоря, я и сейчас вспоминаю с ужасом.

Как-то сложилось, что проблемы учителей умалчиваются. Или пишут, мол, повышайте им зарплату, будут нормально работать. Не только в зарплате дело, ребята, не только…

 

Источник: https://yvision.kz/post/734468

Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

Могу ли я работать по специальности учителем?

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.

Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.

Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).

Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.

После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания.

В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка

Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть.

Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете.

Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет.

Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.

Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия.

Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!

Источник: https://mel.fm/teachersday/1086432-become_a_teacher

Вопросы по закону
Добавить комментарий