Могут ли школьные учителя вести по 36 часов в неделю?

Рабочее время педагогических работников – Освіта.UA

Могут ли школьные учителя вести по 36 часов в неделю?

Трудовые отношения в системе общего среднего образования регулируются Кодексом законов о труде, законами Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии со ст. 50 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ), нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с высокими интеллектуальными и нервными нагрузками (учителя, преподаватели, врачи и др.), статьей 51 КЗоТ Украины предусмотрено установление сокращенной продолжительности рабочего времени.

Правовые отношения, связанные с распределением педагогической нагрузки в учебных заведениях, урегулированы Законом Украины «Об общем среднем образовании», Положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27. 08. 2010 г.

№ 778, Примерным уставом общеобразовательного учебного заведения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 29. 04. 2002 г.

№ 284, Типовыми правилами внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений, утвержденными приказом Министерства образования Украины от 20. 12. 1993 г.

№ 455, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15 апреля 1993 г. № 102, а также Отраслевым соглашением между Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украина на 2011‑2015 годы.

В соответствии со статьей 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании» педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения (время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса) включает 18 учебных часов в течение учебной недели, составляющие тарифную ставку, а также другие виды педагогической деятельности, в частности: классное руководство, проверка тетрадей, заведование учебными кабинетами.

Распределение педагогической нагрузки в учебном заведении осуществляется его руководителем и утверждается соответствующим органом управления образования. При этом педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения объемом менее 18 часов устанавливается только с его согласия.

Перераспределение педагогической нагрузки в течение учебного года допускается в случае изменения количества часов по отдельным предметам, которые предполагается рабочим учебным планом, или с письменного согласия педагогического работника с соблюдением законодательства Украины о труде.

Итак, законодательством установлен минимально гарантированный объем педагогической нагрузки учителя общеобразовательного учебного заведения ‑ 18 часов, на основе которого руководитель учебного заведения и соответствующий орган управления образования обязаны осуществлять распределение педагогической нагрузки.

Права, предоставленные руководителю учебного заведения по распределению педагогической нагрузки, корреспондируются с его обязанностями соблюдения требований закона об обеспечении педагогической нагрузки учителя в объеме не менее 18 часов.

Согласно пункту 6.3.

1 Отраслевого соглашения между Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины на 2011‑2015 годы руководителям заведений и учреждений образования при установлении учителям, преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год рекомендуется сохранять, как правило, ее объем, а также придерживаться принципа преемственности работы, преподавания предметов в классах, группах.

Согласно пункту 63 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования учебная нагрузка между учителями, преподавателями и другими педагогическими работниками распределяется руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, сложившихся в соответствующем учебном заведении, и с обязательным соблюдением Кодекса законов о труде Украины.

Пунктом 20 Типовых правил внутреннего распорядка определено, что руководитель учебного заведения обязан сообщить педагогическим работникам в конце учебного года (до предоставления отпуска) объем их педагогической нагрузки на следующий учебный год.

Кроме педагогической нагрузки рабочее время учителя включает другие виды педагогической деятельности в таком соотношении к тарифной ставке:

  • классное руководство – 20‑25 процентов;
  • проверка тетрадей – 10‑20 процентов;
  • заведование мастерскими – 15‑20 процентов;
  • заведование учебными кабинетами – 10‑15 процентов;
  • заведование учебно-опытными участками – 10‑15 процентов.

Размеры доплат за другие виды педагогической деятельности определены постановлением Кабинета Министров Украины от 25. 08. 2004 г. № 1096. В настоящее время законодательством не предусмотрены ограничения этого вида педагогической нагрузки максимальным или минимальным рабочим временем, необходимым для его выполнения.

Рабочее время учителей зависит от утвержденного расписания учебных занятий и планов воспитательной и методической работы.

Министерством образования и науки Украины предлагается внести изменения в Закон Украины «Об образовании», которыми предусмотреть продолжительность рабочей недели для педагогических работников 36 часов.

Контроль над распределением педагогической нагрузки между учителями осуществляют соответствующие органы управления образования.

Согласно пункту 21 Типовых правил внутреннего распорядка для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего распорядка или графиками сменности, которые утверждает руководитель учреждения образования по согласованию с профсоюзным комитетом учреждения с соблюдением продолжительности рабочей недели.

В тех учебных заведениях, где по условиям работы введение пятидневной рабочей недели нецелесообразно, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем.

Пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается собственником или уполномоченным им органом совместно с профсоюзным комитетом с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и по согласованию с местными органами исполнительной власти.

В рамках рабочего дня педагогические работники учебного заведения должны проводить все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответствии с должностью, учебным планом и планом научно-исследовательской работы.

Время начала и окончания работы и обеденного перерыва устанавливается для работников Правилами внутреннего распорядка конкретного учебного заведения. По согласованию с профсоюзным комитетом некоторым структурным подразделениям и отдельным группам работников может устанавливаться другое время начала и окончания работы.

Работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов. Перерыв не включается в рабочее время.

Перерыв для отдыха и питания должен предоставляться, как правило, через четыре часа после начала работы (статья 66 КЗоТ). Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Работники используют время перерыва по своему усмотрению. На это время они могут отлучаться с места работы.

Сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни запрещается (ст. ст. 71, 73 КЗоТ, п. 23 Типовых правил).

Привлечение отдельных работников к работе в установленные для них выходные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, по письменному приказу (распоряжению) собственника или уполномоченного им органа (руководителя заведения) образования с разрешения профсоюзного комитета. Работа в выходной день может компенсироваться по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в двойном размере.

Во время каникул, не совпадающие с очередным отпуском, педагогические работники привлекаются к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул (п. 25 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденных приказом Министерства образования Украины от 20. 12. 93 г. № 455).

Вопрос о продолжительности рабочего часа педагога регулируется п. 64 Инструкции № 102, согласно которому ставки заработной платы устанавливаются исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах (60 мин.). Короткие перерывы между уроками является рабочим временем педагогического работника.

Вопрос привлечения педагогических работников к дежурству в заведении регулируется п. 24 Типовых правил внутреннего распорядка. График дежурства и его продолжительность утверждает руководитель учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и профсоюзным комитетом.

Запрещается привлекать к дежурству в выходные и праздничные дни беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Юридический отдел ЦК Профсоюза

Юридический отдел ЦК Профсоюза
16.09.2013

Источник: http://ru.osvita.ua/school/method/37044/

Рабочее время учителя: что изменил министерский приказ?

Могут ли школьные учителя вести по 36 часов в неделю?

Как нам стало известно, в ближайшее врем ЦКПрофсоюза работников народного образования и науки РФ подготовит подробные разъясненияпо новому приказу, а пока мы попросили директоров воронежских школ ипредставителей Воронежского обкома профсоюза ответить на вопрос, каковыпринципиальные отличия принятого документа от предыдущего.

ВалентинаСеменовна Зеленина, заведующая отделом труда и заработной платы Воронежскогообкома профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Отличие, которое есть в названии, говорит опорядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой втрудовом договоре. Что касается часовой нагрузки, то в основном нормы осталисьпрежними, как и в прошлом приказе.

Но появились и две новых должности –педагог-библиотекарь и тьютор, которым определена норма часов на ставку, раньшеэто не было определено.

Теперь четко: продолжительность рабочего времени составляет36 часов в неделю педагогической работы, и к этой категории отнесеныпедагоги-библиотекари и тьюторы.

Если говорить подробнее о приложениях, первое даетподробное разъяснение о продолжительности рабочего времени. Что касаетсяпредельного объема учебной нагрузки, раньше у нас это определялось типовым положением,и в школьных образовательных организациях предельного объема учебной нагрузки небыло.

Только в средних специальных учебных заведениях это оговаривалось, кромеучебных заведений педагогической направленности. То есть, у преподавателейпедагогических училищ нагрузка составляет 18 часов на ставку, как и у школьныхпедагогов.

Если среднее профессиональное учебное заведение не педагогическойнаправленности, там есть ограничение в 720 часов в год на одну ставку, амаксимальное ограничение – 1440 часов. Так было в старом приказе и осталось вновом.

Что касается высших учебных заведений, в нихмаксимальная нагрузка составляет 900 часов, ниже – можно, но выше нельзя. А винститутах усовершенствования учителей годовая нагрузка ограничивается 800часами.

Приложение № 2 называется «Порядок определенияучебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».Как я уже сказала, в прошлом приказе такого приложения не было. Теперь здесьопределяется объем учебной нагрузки на начало учебного года. Пункт 1.

1: «Порядок определенияучебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре(далее – Порядок), определяет правила определения учебной нагрузкипедагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ееизменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимостиот должности и (или) специальности педагогических работников с учетомособенностей их труда». А в пункте 1.4 читаем: «Объем учебной нагрузки,установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре,заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющейобразовательную деятельность». И если на следующий год учебная нагрузкаменяется, то должно быть дополнительное соглашение к трудовому договору обизменении учебной нагрузки, и, соответственно, она может быть изменена, еслиизменилось количество часов по учебному плану.

Интересенпункт 1.6, в котором говорится, что объем учебной нагрузки, установленный втекущем учебном году, не может быть изменен по инициативе работодателя наследующий учебный год. Исключения указаны в специальном пункте приложения, араньше они перечислялись в типовых положениях.

Теперь типовых положений нет, ивсе вписано в общее положение. Пункт 1.

7 тоже можно считать защищающим интересыработников, в нем значится: «Временное или постоянное изменение (увеличение илиснижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению сучебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только посоглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, заисключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников всторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка».То есть, в одностороннем порядке, например, по инициативе руководителя, учебнаянагрузка снижена быть не может.

Такжев пункте 1.

9 говорится, что «локальные нормативные акты организаций,осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебнойнагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую)работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органапервичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников(при наличии такого представительного органа)». В предыдущем приказе такоеучастие профсоюзов не было оговорено, а теперь есть.

Важенпункт 2.3: «При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям ипреподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательнуюдеятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем иобеспечивается преемственность преподавания учебных предметов…» Из этого пунктаубрали слова «как правило», и он стал более жестким, обязательным к исполнению.

Большоевнимание уделено определению учебной нагрузки преподавателей среднего и высшегопрофессионального образования, дополнительного образования. В принципе, здесьосталось все то, что было и в старом приказе.

Ещеодно новшество, которого раньше в приказе не было.

Положение Vговорит об«особенностях определения учебной нагрузки педагогических работников,находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет,а также лицам, замещающим должности педагогических работников на определенныйсрок, по совместительству либо выполняющим иную работу наряду с работой,определенной трудовым договором». В этом положении четко расписано, какаянагрузка устанавливается, и как она потом распределяется между другимиучителями. Раньше, в прошлом приказе, этого не было, а все особенности прописывалисьв отдельных локальных актах и в типовых положениях.

Вразделе VI говорится об определении учебной нагрузки педагогических работников,отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и об основаниях ееизменения. А в последнем, седьмом положении речь идет об установлении верхнегопредела учебной нагрузки педагогических работников.

Общеобразовательныеорганизации здесь не упоминаются, только учреждения высшего и среднегопрофессионального образования. Новый момент, я уже о нем упоминала, – этоопределение верхнего предела учебной нагрузки для профессорско-преподавательскогосостава.

Он устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году.Меньше можно, выше нельзя.

Можносказать, что новшества есть, и они достаточно полезны в интересах социальнойзащиты работников.

НадеждаТихоновна Фурсенко, директор гимназии имени Алексея Кольцова:

– Нам об этом приказе стало известно еще в концедекабря, но каких-то особенных новшеств я в нем не увидела. Например,относительно ставок – как была ставка в 18 часов для учителя средней и старшейшколы, так она и осталась, 18 часов в начальной школе было и есть.

Норма часовпедагогической работы на ставку не изменилась. Единственный момент – этонеобходимость вносить в трудовое соглашение все изменения. Еще можно сказать опринципе преемственности, который сохраняется с принятием нового документа.

Уменьшать нагрузку нельзя, если нет на то объективных оснований, оговоренных вспециальных пунктах, или по обоюдному соглашению.

Раньше правила изменения нагрузкирегламентировались различными документами, и руководитель образовательногоучреждения тоже не мог исключительно по своему усмотрению изменить почасовуюнагрузку на учителя.

Я не могла в одностороннем порядке взять и сократить втечение года учебную нагрузку преподавателя. Сейчас это также сохраняется.

Ещеодин момент: определение рабочего времени прописано более четко и включает нетолько аудиторную, но и внеаудиторную нагрузку, в том числе участие впедсоветах, индивидуальную работу с учащимися и так далее.

Еще как руководитель могу сказать, что я неувидела какого-то специально прописанного верхнего предела нагрузки дляшкольного преподавателя. Нагрузка определяется по соглашению с работникомисходя из его возможностей и запросов организации.

Если это тарификация, онадолжна быть оговорена в трудовом договоре, ну а замещение может, конечно,носить временный характер. К трудовому договору необходимо заключатьдополнительное соглашение, если человек берет нагрузку больше ставки илименьше.

Раньше он просто писал заявление, что согласен на неполную нагрузку, асейчас нужно будет составлять дополнительное соглашение к трудовому договору.  

ВячеславВасильевич Минаков, директор школы № 1:

– В принципе, ничего особо нового нет, каких-тозаметных отличий я не нашел. Что касается порядка определения учебной нагрузки,оговариваемой в трудовом договоре, – раньше это тоже было.

У нас несколько летназад проводилась проверка трудовой инспекцией, и она обязала нас каждый годделать дополнение к трудовому договору.

Есть общий трудовой договор, в которомнаписано, какая нагрузка идет на текущий учебный год, а на следующий учебныйгод мы делаем дополнение к трудовому договору. И каждый год мы его составляемна каждого учителя.

Но один момент обратил на себя внимание. Пункт2.

3: «При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям ипреподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательнуюдеятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем иобеспечивается преемственностьпреподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах(классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом1.7 настоящего Порядка».

Пункт1.7 перечисляет объективные, скажем так, причины: сокращение числа обучающихся,классов-комплектов и так далее. Раньше, в прежнем приказе, к словам «сохраняетсяее объем и обеспечивается преемственность преподавания» добавлялось выражение «какправило». Сейчас формулировка более жесткая.

И учебное заведение ставится вболее жесткие условия.

Но дальше идет пункт, на мой взгляд, достаточноправильный: «Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподаванияучебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателейвыпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебнойнагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинаетсяизучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов,курсов, дисциплин (модулей)». То есть, учитель, выпустивший 11-й класс, не должентерять свои часы, а берет пятые классы, классное руководство, и его интересысоблюдаются.

Ав остальном, нормы часов остались прежними, это важно.  

Фотоавтора

Источник: http://www.ug.ru/article/815

Учителя одной из школ не согласны с нагрузкой:

Могут ли школьные учителя вести по 36 часов в неделю?

В Минской областной средней школе-училище олимпийского резерва учителей, по их словам, просят находиться на рабочем месте больше положенного. С этой инициативой согласны не все.

Фото носит иллюстративный характер. Александр Чугуев

«Если у вас 26 занятий в неделю, то к ним вы должны еще часов 20 отсидеть»

В редакцию TUT.BY обратились несколько учителей из Минской областной средней школы-училища олимпийского резерва. Они рассказали, что недавно им предложили находиться на рабочем месте не только во время уроков, а еще и проводить ненормированное время.

У каждого преподавателя оно оказалось разным и, по их словам, стало зависеть от того, сколько занятий они проводят в неделю. Например, учителя рассказывают, что если у педагога 27 занятий, то всего его просят провести в школе около 49 часов, если 33, то около 60 часов при шестидневном рабочем графике.

Учителя предполагают, что их ненормированную нагрузку рассчитали пропорционально, а за основу взяли то, что при ставке в 20 уроков в неделю находиться на рабочем месте нужно не более 36 часов.

Фотография документа с помеченными часами предлагаемой ненормированной нагрузки, который им показали в школе, есть в редакции.

— Например, если у вас 26 занятий в неделю, то к ним вы должны еще часов 20 отсидеть. В эти часы мы в том числе должны готовиться к урокам, но у нас нет условий для этого: негде все набрать и распечатать.

Поэтому мы и готовимся дома, — рассказывает одна из обратившихся учителей. — Мы говорим: хорошо, мы тогда не будем выполнять обязанности как классные руководители, потому что тебе и утром звонят, и днем, и ночью.

Это ненормированный рабочий график.

https://www.youtube.com/watch?v=GTVgADjFyjc

Учителя отмечают, что к урокам могут готовиться и в библиотеке, и дома. Также, по словам одного из преподавателей, во время ненормированной нагрузки они ходят на совещания, занимаются дежурствами, выезжают куда-то с детьми, остаются после уроков на субботники.

— Нас хотят привязать к пропускам, чтобы мы приходили в одно время и уходили в другое. Но у нас по-разному бывает. Мы по своим причинам тоже остаемся в школе, — объясняет учитель.

Фото используется в качестве иллюстрации. Александр Чугуев

В средней школе-училище олимпийского резерва учатся спортсмены, здесь готовят резерв национальных команд Беларуси. Дети занимаются с 7-го по 11-й класс, также здесь можно получить среднее специальное образование по специальности «спортивно-педагогическая деятельность» с присвоением квалификации «тренер по виду спорта».

Директор школы: учителя во время ненормированной нагрузки должны заниматься общественно полезным делом

Директор Минской областной средней школы-училища олимпийского резерва Владимир Тайников подробно комментировать ситуацию по телефону не стал, но обратил внимание, что учителя во время ненормированной нагрузки должны это время не отсиживать, а «готовиться к урокам, заниматься общественно полезным делом, участвовать в мероприятиях, готовить эти мероприятия».

— Мне нужны люди, которые работают. Мы создаем музей, в 2018 году училищу 30 лет, есть еще много мероприятий. А у меня есть группа лиц — «урокодатели». Провели урок и ушли… Они хотят так и работать, — заметил он.

Неважно, сколько уроков проводит учитель, общая нагрузка должна быть не больше 36 часов в неделю

Юлия Ошмян, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА», рассказывает, что учитель должен находиться в школе не только непосредственно во время занятий, но и в то время, которое связано с выполнением других трудовых обязанностей. Это могут быть родительские собрания, совещания.

По ее словам, рабочее время учителей неоднородно: оно состоит из нормируемой и ненормируемой части. Согласно нормам постановления Министерства образования, нормированной частью рабочего времени учителя считается педагогическая нагрузка. В нее включается педагогическая деятельность по реализации образовательных программ, а также организационно-воспитательная работа и дополнительный контроль.

— Помимо непосредственно педагогической нагрузки, у учителя есть дополнительные функции, круг которых определяется трудовым договором, должностной инструкцией.

К должностным обязанностям учителя кроме всего прочего, например, отнесены планирование учебного процесса, участие в методической работе учреждения образования, повышение своей квалификации, — объясняет Юлия Ошмян. — Все это ненормированная нагрузка.

Продолжительность нормированной части рабочего времени связана с размером ставки и количеством часов, включаемых в одну ставку. Норма часов педагогической нагрузки за одну ставку в неделю — 20 часов. Соответственно, если нагрузка учителя — 1,2 ставки, нормированная часть его рабочего времени 24 часа.

Юлия Ошмян отмечает, что законодательство не устанавливает продолжительность ненормированной нагрузки. Понятно одно: в совокупности размер нормированной и ненормированной нагрузки учителя в течение одной недели не должен превышать 36 часов. Это касается и тех, кто работает на ставку, и тех, у кого в неделю более 20 уроков.

— Основная правовая проблема состоит в том, что нормы законодательства не дают четкого ответа на вопрос о том, сколько часов в день или в неделю учитель обязан посвящать ненормированной части рабочего времени.

На практике многие руководители учреждений образования считают, что учитель обязан отработать все 36 часов в неделю. Хотя на самом деле это не совсем так.

Продолжительность труда учителя «не более 36 часов в неделю» — это не общеустановленная и обязательная для всех учителей продолжительность рабочего времени, а всего лишь его предельная норма. Ни в одном нормативном правовом акте не указано, что учитель обязан отработать все 36 часов.

Фото используется в качестве иллюстрации. Александр Чугуев

При этом оплачивается учителям только нормированная часть рабочего времени — педагогическая нагрузка. Ненормированная часть нагрузки в ставку не включается и не учитывается при исчислении заработной платы.

Юлия Ошмян вспоминает, что аналогичный вопрос с трактовкой продолжительности ненормируемой части рабочего времени возникал и в России. Но там Министерство образования и науки дало официальные разъяснения, где обратило внимание, что фразу «не более 36 часов в неделю» нельзя понимать как безусловную обязанность учителя отработать все эти часы.

— Это понятно и логично, ведь кто-то готовится к урокам пять часов, а кому-то достаточно и одного часа, — говорит она.

Адвокат отмечает, что еще один важный вопрос — может ли учитель во время ненормированной нагрузки находиться дома, а не в школе.

—  Большинство специалистов сходится во мнении, что может, хоть такая трактовка и не в полной мере соответствует законодательству. Согласно ч. 1 ст. 110 Трудового кодекса, для выполнения своих трудовых обязанностей в течение рабочего времени работник должен находиться на рабочем месте.

Так как ненормируемая часть рабочего времени — это все равно рабочее время, исходя из буквального толкования закона для подготовки к урокам и разработки заданий учитель должен находиться на рабочем месте. Это, кстати, влияет и на корректность учета рабочего времени учителя. Ведь наниматель обязан организовать учет фактически отработанного времени сотрудников.

Если в школе действует пропускная система, сделать это легко. Но как быть со временем, которое учитель тратит на работу дома, как его учитывать и как быть уверенным в корректности его учета? Это важно и для решения вопроса о сверхурочной работе — свыше 36 часов в неделю.

Если учителя привлекают к работе свыше 36 часов в неделю, а при этом 10 из 16 часов ненормируемого времени он отработал дома, доказать этот факт и добиться повышенной оплаты сверхурочной работы крайне сложно.

Собеседница отмечает, что из-за специфики работы учителя они не всегда могут выполнять свои должностные обязанности на рабочем месте.

— Кроме того, нередки случаи, когда учитель просто не может полноценно подготовиться к занятиям в школе. Например, там недостаточно компьютеров с выходом в интернет, необходимо поработать с источниками в Национальной библиотеке.

Обеспечить условия труда сотрудникам — в первую очередь задача нанимателя. И если по каким-то причинам он не может это сделать, у учителя нет другого выхода, кроме как работать вне школы.

Но в таком случае это время тоже будет рабочим, поскольку в это время работник выполняет свои трудовые функции.

— Могут ли учителей обязать «отсиживать» ненормированную нагрузку?

— Здесь нужно разбираться, для выполнения каких обязанностей наниматель просит учителя находиться в школе. Если для выполнения отдельных функций учителю нужно находиться в школе (методические совещания, родительские собрания), то они должны быть на своем рабочем месте.

Если речь идет о подготовке к занятиям, разработке планов уроков, то нельзя заставить учителей находиться в школе в течение конкретного времени. Суть ненормированной нагрузки в том, что каждый сам для себя определяет, сколько часов ему достаточно для выполнения тех или иных функций.

Плюс нужно помнить, что «не более 36 часов в неделю» не означает, что учитель обязан отсидеть в школе все 36 часов в неделю.

Источник: https://news.tut.by/society/564832.html

«Особый» статус учителя – не более чем высокопарная декларация

Могут ли школьные учителя вести по 36 часов в неделю?

П.п. 1, 2 ст. 47 Закона «Об образовании» говорят о правовом статусе педагогического работника и признают этот статус «особым» в качестве гарантии осуществления педагогической деятельности.

  1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Однако на сегодня слова закона об особом статусе учителя – не более чем высокопарная декларация.

Есть ясная связь между правовым статусом учителя и проблемами недостаточно определенного прямого нормирования труда педагогов.

В практике защиты трудовых прав учителей МПРО «Учитель» ежедневно сталкивается с недостаточностью количества прямых правовых норм, регулирующих взаимоотношения с работодателем и другими участниками образовательного процесса.

Казалось бы, само по себе косвенное нормирование не должно составлять трудности в правоприменении, по крайней мере для профессиональных юристов, если дело дошло до разбирательства, тем более до суда.

Представляется несомненным, что иерархия источников права, общий характер права, аналогии с другими отраслями права вполне позволяют дипломированному юристу при руководстве здравым смыслом найти или вывести искомую норму и доказать ее правомочность.

Однако на практике все далеко не так безоблачно. Юристов, знакомых со спецификой школьной работы, крайне мало, и те немногие, которые есть, обслуживают, как правило, интересы работодателя.

Между тем специфика работы – это именно тот «лоцман», который может вывести в море противоречивых документов, пробелов и коллизий в законодательстве.

Наиболее характерный пример, позволяющий увидеть проблему во всей ее полноте, это так называемые «36 часов» – таково условно-сокращенное название группы вопросов, касающихся рабочего времени учителей-предметников.

Суть в том, что работа учителя-предметника оплачивается по почасовому принципу, и на ставку заработной платы достаточно и необходимо дать 18 уроков в неделю. Уроки для удобства названы «часами», хотя продолжительность урока на самом деле от 30 до 45 минут.

Этот норматив человеку, не знакомому со школьной спецификой, может показаться неоправданным сокращением рабочего времени.

В таких случаях приходится объяснять, что каждый урок нуждается в подготовке (в исключительных случаях подготовка может тянуться даже несколько дней), а также и сам по себе урок требует повышенного расхода энергии, как следствие, дальнейшей реабилитации. Норма 18 часов сложилась исторически, ее оптимальность подтверждена исследованиями медиков, физиологов, психологов, а также практическим опытом.

Труд учителя регулируется конвенциями МОТ, Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ. Постановлением правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г.

№ 877 предусмотрено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти – Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Поэтому рабочее время и труд учителя регулируются помимо основных законодательных актов еще и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказами и разъяснениями Министерства просвещения (образования).

В частности, это приказ № 1601 от 22 декабря 2014 года «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Приказ разделяет понятия «нормированной» и «ненормированной» части педагогической работы. Из приказа следует, что под «нормированной» частью понимаются уроки, а под «ненормированной» – все остальное. Ненормированная часть перечислена весьма поверхностно, и из приказа не вполне ясно, как должна осуществляться оплата этой работы.

Нормированная часть, под которой понимаются уроки, регулируется п. 2.8.1 Приложения № 1 «Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», где говорится, что норма за ставку составляет 18 часов.

При этом остается нераскрытым, как это соотносится с нормативом из Трудового кодекса, определяющим рабочую неделю педагога «не более 36 часов в неделю» (ст. 333 ТК РФ). В результате одни трактуют это как «более нельзя, а менее можно», а другие считают, что «ровно вполне подходит, поскольку это ведь не более».

На практике остается совершенно неясным, почему превышение нормы уроков 18 часов не расценивается как сверхурочная работа. Принято ссылаться в спорах такого рода на Трудовой кодекс. Однако имеется опыт судебного разбирательства, когда истцу не удалось доказать, что даже количество уроков, превышающее цифру 36, является сверхурочной работой.

Иными словами, законом по сути не установлен норматив рабочего времени (только верхний возможный предел, без конкретизации, какой именно характер труда имеется в виду), а ставка 18 часов осталась, по сути, только в бухгалтерских расчетах. Каковы практические последствия этого нормативно-законодательного пробела? Вот ряд наиболее характерных злоупотреблений, с которыми ежедневно сталкивается независимый профсоюз:

– то в одной, то в другой образовательной организации периодически объявляется, что рабочая неделя учителя составляет «ровно 36 часов», и педагогов вынуждают находиться в здании школы то время, которое не оплачивается как рабочее, что не опирается ни на какой закон или норматив;

– учитель, работающий не на полную ставку и получающий сокращенную оплату, часто догружается дополнительными неоплачиваемыми обязанностями до «36 часов», что противоречит принципу равной оплаты за равный труд (нарушение конвенции № 111 МОТ, ст. 4 ТК РФ, ст. 22 ТК РФ);

– превышение медицински обоснованной нормы не считается свехурочной работой, не учитывается и не оплачивается как сверхурочная работа;

– меры реабилитации, рассчитанные на норматив 18 часов (отпускное время, «санаторные» выплаты), не увеличиваются ни пропорционально увеличению рабочего времени, ни по интенсивности и качеству реабилитации;

– подготовка к уроку в ряде случаев, когда это удобно недобросовестному работодателю, не рассматривается как работа и не включается в рабочее время (например, во время каникул, когда работодатель может занять учителя посторонними обязанностями, сдвинув методическую подготовку на время домашнего отдыха и «как бы не заметив» этого);

– исключается из нормативных понятий время подготовки к уроку, в связи с чем становится возможным принятие в образовательной организации плана работы такой интенсивности, которая не подразумевает необходимость времени для подготовки к уроку:

– финансовая отчетность по средней заработной плате на всех уровнях осуществляется без учета переработок, полуторных и сдвоенных ставок;

– стремление многих работодателей сделать перемены (перерывы между уроками) «рабочими» (т.к. оплачивается «астрономический, а не академический» час) приводят к тому, что учителя лишаются технологических перерывов в работе, физиологически необходимых при интенсивном умственном труде;

– широко практикуются администрациями дисциплинарные взыскания и увольнения за отсутствие на рабочем месте во внеурочное время, неоплачиваемое, но почему-то вмененное в обязанность «правилами внутреннего распорядка».

Можно продолжать список злоупотреблений, напрямую и косвенно связанных с противоречиями в регламентации рабочего времени.

Следует сказать, что есть множество иных, также недостаточно регламентированных, сторон труда педагога (например, академические свободы, понятия аморального поступка или психологического насилия, оценка квалификации и другие), все они в равной мере размывают правовой статус учителя.

Однако злоупотребления, связанные с рабочим временем и оплатой труда, наиболее часты.

Не будет преувеличением сказать, что преобладание косвенного, а не прямого нормирования в сфере трудового школьного права провоцирует общую правовую незащищенность педагога.

Практика судебных разбирательств показывает, что, опираясь на действующие законы и подзаконные акты, очень трудно бывает доказать в суде, что учитель работает зачастую гораздо более, чем установленный 36-часовой предел, но вместе с тем в школьном здании обязан находиться не более, чем регламентирует персонально ему (ей) оплаченный почасовой лимит времени. Перегруженный делами судья не всегда с первого раза способен понять, что конкретно в бытовом школьном обиходе подразумевается под понятием «работа», а именно те сложные соотношения между рабочим временем, временем отдыха и временем подготовки, а также между волонтерской и обязательной составляющими, между работой офисного характера и в системе «человек-человек», которые имеются в специфике школьного труда. А прямых ссылок нет.

Правовые пробелы выгодны недобросовестному работодателю. Поэтому вряд ли мы дождемся в ближайшее время квалифицированной работы компетентного законодателя над этими вопросами.

Опыт показывает, что, пытаясь «сделать все» и «соответствовать всему», учитель нередко доходит до состояния клинического переутомления. А попытки сохранить здоровье ведут к неизбежным «нарушениям» и, как следствие, избыточной зависимости от работодателя.

Вот почему учителя безмолвствуют даже в тех редких случаях, когда им дают слово.

Какой видится выход из имеющегося положения?

Вероятно, нужна тщательная экспертиза всех сторон трудовой деятельности учителя, произведенная специалистами по охране труда в сотрудничестве с профсоюзами, и далее законодательная инициатива по принятию ряда подзаконных актов, напрямую регламентирующих учительский труд.

Причем уже сейчас совершенно очевидно, что при нормировании труда школьного учителя необходимо проявить известную гибкость, поскольку учительский труд содержит признаки труда с почасовой оплатой (уроки), труда надомного (подготовка и методическая работа), труда удаленного и из дома (дистанционные уроки, все виды обучающего общения в соцсетях), труда с ненормированным рабочим днем (различная внеурочная деятельность). Каждый из видов труда, включенный в обязанности учителя, имеет свои особенности, а иногда и «свои» соответствующие статьи в законе (например, надомный труд). Все применяемые нормы должны быть установлены диспозитивно и в соответствии с реальностью. Только тогда можно с основанием говорить о правовом статусе учителя.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/6/26/teacher/8217-osobyy_status_uchitelya__ne_bolee_chem_vysokoparnaya_deklaratsiya

Вопросы по закону
Добавить комментарий