Можно ли отказаться от курсов переподготовки за свой счет, если их стоимость составляет месячный заработок?

Повышение квалификации и переподготовка: как рассчитать сохраняемый средний заработок

Можно ли отказаться от курсов переподготовки за свой счет, если их стоимость составляет месячный заработок?

Профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором обеспечивает наниматель (ст. 220-1 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). В иных случаях необходимость профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников определяет наниматель.

Работнику, направленному на повышение квалификации и переподготовку, сохраняется средний заработок

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку, наниматель обязан создать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Гарантии, предоставляемые работникам в таком случае, определяются в соответствии с Положением о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 24.01.

2008 № 101 (далее – Положение).

Рассмотрим случаи, при которых работникам сохраняется средний заработок как гарантии, определенные в данном Положении. К их числу относятся:

– переподготовка, повышение квалификации и стажировка в очной (дневной) форме обучения. На весь период прохождения работниками обучения сохраняется средняя заработная плата по месту работы;

– переподготовка в заочной форме обучения. Работникам сохраняется средняя заработная плата по месту работы на время нахождения их на сессии.

Д-т 20, 25, 26 и др. – К-т 70

– на сумму начисленного среднего заработка, сохраняемого работнику за время нахождения его на курсах повышения квалификации и др.

Д-т 20 и др. – К-т 69, 76

– на сумму отчислений по социальному страхованию и в Белгосстрах, исчисленных от сумм среднего заработка*.

__________________________

* Корреспонденция счетов составлена редакцией.

Важно! В случае направления на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в очной (дневной) форме обучения работников, не имеющих квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, необходимой организации, принятых на работу по данной профессии без указания разряда (класса, категории) или с его указанием, данным работникам в течение периода обучения за счет средств нанимателя выплачивается заработная плата из расчета не менее тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Повышение квалификации ипереподготовка проводятся в другом населенном пункте: гарантии работникам

Работникам, направленным на повышение квалификации, переподготовку, стажировку в очной (дневной) форме обучения в другой населенный пункт, наниматель выплачивает суточные по установленным нормам командировочных расходов в течение 1-го месяца обучения, на протяжении остального периода обучения – стипендию в размере 0,5 тарифной ставки (оклада) в месяц.

Пример 1

Работнику, направленному на повышение квалификации в другой населенный пункт, за период с 1 по 18 октября 2013 г. начисляется стипендия в размере 0,5 его оклада. Оклад работника составляет 3 800 000 руб. Он работает по графику 5-дневной рабочей недели.

За указанный период ему будет начислена стипендия в сумме 2 973 913 руб. (3 800 000 / 23 × 18), где 23 – число рабочих дней в октябре, а 18 – рабочие дни, с учетом которых начисляется стипендия.

Работникам из числа руководящих работников и специалистов, направленным на переподготовку в заочной форме обучения в другой населенный пункт, в период их нахождения на сессиях за счет средств нанимателя выплачиваются суточные до 60 календарных дней по установленным нормам командировочных расходов в течение каждого учебного года пропорционально продолжительности обучения. Для целей Положения учебный год составляет 12 месяцев с даты начала обучения.

Примеры исчисления среднего заработка

Ситуация 1. Внутреннее совместительство и повышение квалификации

Работник является внутренним совместителем (0,5 ставки). По основному месту работы его направляют на курсы повышения квалификации.

Порядок исчисления среднего заработка, выплачиваемого работнику за время нахождения на курсах повышения квалификации, следует производить в соответствии с нормами гл.

3 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция № 47).

Для его расчета принимайте заработную плату, фактически начисленную работнику за 2 календарных месяца работы (с 1-го до 1-го числа), предшествующие месяцу его направления на курсы повышения квалификации.

Среднедневной заработок определяйте путем деления заработной платы, фактически начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни.

Если работник помимо основной работы работает по совместительству, то среднедневной заработок надо рассчитывать раздельно по основному месту работы и работепо совместительству (п. 27 Инструкции № 47).

Таким образом, если согласно приказу нанимателя работник был направлен на курсы повышения квалификации по основному месту работы, то среднедневной заработок ему должен быть рассчитан исходя из заработной платы, фактически начисленной за 2 предшествующих месяца по основному месту работы. Полученный среднедневной заработок умножается на все рабочие дни по графику основного места работы, приходящиеся на период нахождения работника на курсах повышения квалификации.

Ситуация 2. С отпуска по уходу за ребенком – на курсы повышения квалификации

21 октября 2013 г. работнице организации необходимо было выйти на работу после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в котором она находилась с октября 2010 г. По договоренности с нанимателем она вышла на работу раньше – 7 октября 2013 г. для прохождения обучения на курсах повышения квалификации, которые проводились с 7 по 18 октября 2013 г.

При исчислении среднего заработка, сохраняемого за время нахождения на курсах повышения квалификации, следует учитывать, что работникам, которые не имели заработка в 2-месячном периоде, принимаемом для расчета среднего заработка (например, находились в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет), средний заработок надо исчислять исходя из заработной платы, начисленной за 2 месяца, предшествующие этому периоду (п. 23 Инструкции № 47). При этом п. 24 Инструкции № 47 определено, что если работник в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, в соответствии с законодательством часть дней фактически не работал (находился в отпуске с сохранением или без сохранения заработка, в т.ч. в отпуске по беременности и родам, в иных случаях, когда за ним сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством), то при исчислении среднего заработка указанные дни, а также выплаченные за эти периоды суммы не учитываются.

Так как с октября 2010 г. до 7 октября 2013 г.

работница находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и не имела заработка, то средний заработок, сохраняемый ей за время нахождения на курсах повышения квалификации с 7 по 18 октября 2013 г.

, необходимо рассчитывать исходя из заработной платы, начисленной ей за фактически отработанные дни в 2 последних месяцах, в которых она получала заработную плату (до ухода в отпуск по беременности и родам).

Кроме того, если в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, в организации произошло повышение тарифных ставок (окладов) или тарифных ставок 1-го разряда, исходя из которых рассчитываются тарифные ставки (оклады) работников, то исчисление средней заработной платы за период, предшествующий повышению, производите с применением поправочных коэффициентов (гл. 4 Инструкции № 47).

Ситуация 3. Средний (среднечасовой) заработок определяется с учетом фактически проработанного времени

Работница работает учителем в средней школе г. Минска.

С 1 сентября 2013 г. у нее увеличилась учебная нагрузка с 19 ч до 23,7 ч в неделю. С 23 сентября по 25 октября 2013 г. работница проходила обучение на курсах повышения квалификации.

https://www.youtube.com/watch?v=AYDiLOL0Quk

При исчислении среднего заработка работнице следует учитывать, что такой заработок определяют путем деления заработной платы, фактически начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни (часы).

В данном случае средний заработок, сохраняемый работнице (учителю) за время прохождения обучения на курсах повышения квалификации с 23 сентября по 25 октября 2013 г.

, исчисляют путем деления фактически начисленной ей заработной платы исходя из установленной учебной нагрузки в принятом для исчисления периоде (июль – август 2013 г.

, независимо от того, что в этих месяцах установленная учебная нагрузка меньше, чем в сентябре 2013 г.) на фактически проработанные в течение этого периода дни.

Ситуация 4. Повышение квалификации осуществляется в т.ч. и в выходные дни

Часто встречаются ситуации, когда обучение работников организации, направленных на повышение квалификации (переподготовку), осуществляется в выходные дни по графику работы организации (работника).

За работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни предусматривается повышенная оплата труда (ст. 63 ТК). В то же время работникам организации, направленным на повышение квалификации (переподготовку), не сохраняется заработок за выходные (праздничные) дни, приходящиеся на время повышения квалификации (переподготовки), несмотря на то что работники фактически не отдыхали, а находились в конкретном месте в соответствии с установленным уполномоченным органом распорядком. Обоснованием данного мнения являются нормы следующих нормативных правовых актов.

В соответствии с нормами ст. 101 и 102 ТКна время прохождения курсов повышения квалификации, стажировки и переподготовки работнику гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, причем за дни, приходящееся на его рабочее время по графику работы организации, в которой он работает на условиях трудового договора.

Средний заработок работникам, направленным на повышение квалификации (переподготовку), за период нахожденияна курсах повышения квалификации (переподготовке), сохраняется с целью компенсации заработной платы, которую они получили бы за выполненную работу в периоде, включаемом в рабочее время по графику работы организации.

Согласно Инструкции № 47 среднедневной заработок рассчитывают путем деления заработной платы, начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни, т.е. за рабочие дни, а не за календарные.

При расчете среднедневного заработка за календарные дни месяца его размер был бы ниже, чем при расчете за рабочие дни.

Таким образом, средний заработок, сохраняемый по основному месту работы за работниками, направленными на курсы повышения квалификации (переподготовку), должен рассчитываться за все рабочие дни, приходящиеся на все время курсов повышения квалификации (переподготовки), по графику работы организации.

Пример 2

Работник направлен на 13 дней на курсы повышения квалификации в октябре 2013 г. На этот период приходится 10 рабочих дней.

Для расчета среднего заработка, сохраняемого за период курсов повышения квалификации, принимается заработная плата, начисленная работнику за август и сентябрь 2013 г:

– в августе – 5 300 000 руб. за 22 рабочих дня;

– сентябре – 5 300 000 руб. за 21 рабочий день.

Среднедневной заработок, рассчитанный по рабочим дням за время курсов повышения квалификации, составит 246 510 руб. ((5 300 000 + 5 300 000) / 43). Сохраняемый средний заработок за рабочие дни, приходящиеся на время курсов повышения квалификации, – 2 465 100 руб. (246 510 × 10 дней).

Среднедневной заработок, рассчитанный за календарные дни, составит 173 770 руб. ((5 300 000 + 5 300 000) / 61), а сохраняемый средний заработок за календарные дни, приходящиеся на время курсов повышения квалификации, – 2 259 010 руб. (173 770 × 13 дней).

Статьей 69 ТК предусмотрена повышенная оплата труда за работу в выходные и праздничные дни. Нахождение работника в эти дни на курсах повышения квалификации (переподготовке) не является работой. Следовательно, оплата, в т.ч. повышенная, за эти дни не производится.

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/povyshenie-kvalifikatsii-i-perepodgotovk

ЗАВУЧ.инфо – Ольга Васильева объяснила, как изменится зарплата учителей

Можно ли отказаться от курсов переподготовки за свой счет, если их стоимость составляет месячный заработок?

Как сообщила глава Минобрнауки России Ольга Васильева, премьер-министр Дмитрий Медведев уже дал соответствующее поручение, передает Интерфакс.

«Мы будем сейчас готовить правовые акты для выхода на 70% базовой зарплаты — это должно касаться всех учреждений образования — и 30 процентов стимулирующих выплат. Еще раз: 70 и 30.

Это уже решенный вопрос», — сказала Ольга Васильева на Всероссийском съезде сельских учителей в Чувашии.

В сегодняшнем интервью ТАСС Ольга Васильева также сообщила, что к 2018 году планируется ввести градации учительских должностей. Существующая сейчас в школах должность учителя будет дополнена позициями «старшего учителя» и «ведущего учителя». Согласно проекту Минобрнауки, новые должности будут отличаться по требуемой компетенции, степени ответственности и сложности выполняемых задач.

Система оплата труда сотрудников вузов и школ изменилась в 2008 году после постановления правительства № 583. Зарплата разделилась на оклад, стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (качество, за непрерывный стаж, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы) и на компенсационные выплаты.

Ранее Дмитрий Медведев уже высказывался по поводу возможного повышения зарплат для учителей.

Во время общения с участниками форума «Территория смыслов» на Клязьме премьер посоветовал учителям, которые недовольны своим достатком, зарабатывать деньги в бизнесе.

Медведев добавил, что современный энергичный педагог способен получать не только ту зарплату, «которая положена ему по должностному расписанию, но как-то, так сказать, еще что-то заработать».

___________________________________________

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! На основе ваших комментариев мы составили обращение к Президенту. Обращение опубликовано ниже

Президенту Российской Федерации 

В.В.Путину 

Уважаемый господин Президент! 

В связи с подготовкой  Правительством Российской Федерации реформы  системы оплаты труда учителей российских школ, введения единой отраслевой системы оплаты труда педагогов, а также с прозвучавшими заявлениями Министра образования и науки Российской Федерации о подготовке правовых актов по поводу разделения заработной платы учителей на базовую и стимулирующую, составляющую в размере 70 и 30 процентов соответственно, мы, учителя школ России, обращаемся к Вам с просьбой обратить внимание на происходящее и взять вопрос о зарплатах педагогического состава под личный контроль. 

Мы внимательно следим за Вашими заявлениями по этому вопросу и согласны с тем, что система должна быть транспарентной, что в современном мире не может быть уравниловки, с тем, что система информирования учителей, начисления заработной платы, должна быть так же прозрачной. Однако, Правительство России собирается провести очередную реформу системы оплаты труда, и первое, о чем слышат учителя, – о разделении заработной платы учителей в соотношении 70 на 30 процентов, как об уже решенном вопросе.

Учителя школ России за последние 30 лет пережили бесчисленное количество реформ. Ни одна из них не обсуждалась с педагогической общественностью настолько, чтобы реформа была проведена с максимальным учетом разных интересов. Они лишь приводили все проблемы учителей и школ к общему знаменателю. Следствием этого является падение качества российского образования. 

Рост зарплат учителей за последние пять лет произошел в основном за счет увеличения их нагрузки – совмещения ставок, классного руководства и т.д.

При этом учитель тратит собственные деньги на приобретение  и распечатку дидактического раздаточного материала для учащихся, организацию внеклассных мероприятий, оформление кабинетов и т.д.

Большинство учителей проходят курсы повышения квалификации за свой счет.

 Нужно обратить особое внимание на то, что большинство работающих учителей – женщины,  имеющие собственных  детей, на воспитание  которых нужны не только средства, но и время и силы. И на этом фоне приглашение Председателя Правительства Российской Федерации открыть учителям еще и бизнес, выглядит, по меньшей мере, цинично.

Во многих регионах до 70% педагогического состава школы – люди пенсионного возраста, а уровень жизни пенсионеров в нашей стране Вам хорошо известен. При этом Правительство всерьез обсуждает возможность ограничения конституционного права работающих пенсионеров на получение пенсии.

Регионам, как правило, дается право понижения стимулирующих ставок, и при отсутствии денег на местном уровне учительские зарплаты одними из первых сокращаются. В результате,  зарплаты по стране разнятся, отличаясь в зависимости от региона и школы.

Нельзя недооценивать и субъективный фактор руководства школ при установлении стимулирующих надбавок: общественный контроль фактически отсутствует, единых прозрачных правил их определения не существует. 

В настоящий момент, когда наша страна испытывает проблемы с наполнением бюджетов, установление базовой ставки заработной платы для учителей в размере 70% без учета как интенсивности работы учителей, так и интенсивности их жизни, как простых людей, приведет к фактическому снижению заработной платы при оставшейся нагрузке, и стимулирующие 30% в абсолютном денежном выражении такими стимулирующими уже не будут выглядеть. Произойдет очередное обнищание учителей и сокращение количества педагогов в школах.

Многие процессы, происходящие в России, сравниваются с тем, что происходит за рубежом. Зарплаты российских учителей не идут ни в какое сравнение.

При этом известно, что в странах с высоким уровнем образования зарплаты учителей существенно выше, сравнимы они и с зарплатами чиновников.

И престиж учителя, и повышение профессионального уровня педагогов – проблемы, которые волнуют сегодня и общественность, и Правительство. Их нельзя не увязывать с уровнем зарплаты, который останется после всех этих реформ. 

Уважаемый господин Президент!

Просим Вас обратить особое внимание на проблемы учителей российских школ в самом широком их спектре, внимательно отнестись к предложениям, которые готовит Правительство России. 

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ ПОДДЕРЖАТЬ ОБРАЩЕНИЕ МОЖНО ЗДЕСЬ 

Источник: https://www.zavuch.ru/news/news_main/670/

Базовые знания о командировках

Можно ли отказаться от курсов переподготовки за свой счет, если их стоимость составляет месячный заработок?

Что такое служебная командировка, кого можно, а кого нельзя туда направлять? Может ли работник отказаться от командировки и при каких обстоятельствах? Как правильно оформить направление в командировку, чем ограничены ее сроки и как можно их продлить? Как правильно заполнить авансовый отчет? Все эти вопросы — база «командировочных» знаний. Давайте их разложим «по полочкам».

1.1. Служебная командировка: основные признаки

Термин «командировка» используют как НКУ, так и КЗоТ. Однако ни один из названных документов не дает определения этому понятию. Поэтому в качестве ориентира предлагаем опираться на «бюджетную» Инструкцию № 59*.

Так, согласно п. 1 разд.

І указанной Инструкции служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы (при наличии документов, подтверждающих связь служебной командировки с основной деятельностью предприятия). Полагаем, такие же критерии могут использовать и небюджетники.

Из приведенного определения можно выделить ряд условий (признаков), при соблюдении которых та или иная поездка может считаться служебной командировкой:

1) в поездку направляется работник предприятия, в том числе совместитель, надомник, временный и/или сезонный работник;

2) поездка работника связана с посещением другого населенного пункта не по месту постоянной работы;

3) поездка осуществляется по распоряжению руководителя предприятия;

4) целью поездки является выполнение служебного поручения;

5) связь поездки с основной деятельностью предприятия подтверждается документально;

6) поездка ограничена определенным сроком.

Рассмотрим подробнее каждый из этих признаков.

1. В поездку направляется работник предприятия. Здесь важно определить, кого считать работником предприятия.

Согласно законодательству Украины работником является лицо, которое работает на предприятии (у физического лица, использующего наемный труд) и выполняет обязанности или функции согласно трудовому договору (контракту). Из этого следует, что

в командировку могут быть направлены лица, состоящие с предприятием в трудовых отношениях

Причем это могут быть как постоянные, так и временные сотрудники предприятия, а также сезонные работники, совместители и лица, работающие неполное рабочее время. Ведь никаких ограничений для их направления в командировку законодательство не устанавливает.

Подробнее о том, кого можно, а кого нельзя направить в командировку, см. в подразделе 1.2 на с. 6.

2. Поездка работника связана с посещением другого населенного пункта не по месту постоянной работы. Из Инструкции № 59 следует, что признаки командировки имеют поездки работников из населенного пункта, где находится его постоянная работа, в другой город (село, поселок).

А можно ли считать командировкой поездки в пределах одного населенного пункта? На наш взгляд, оснований для этого действующее законодательство не дает.

Дело в том, что из предписаний КЗоТ и соответствующих норм НКУ, которые исходят из понимания командировки как поездки, требующей возмещения расходов на проезд, питание и других затрат, связанных с ненахождением работника по месту постоянной работы, следует, что речь в них идет именно о поездках в другой населенный пункт.

Служебные поездки работников по поручению работодателя в пределах одного населенного пункта по месту постоянной работы не считаются командировкой

Предприятие имеет несколько подразделений и работники направляются со служебным заданием из одного подразделения в другое. Считать ли такую поездку командировкой? Для ответа на этот вопрос вновь заглянем в Инструкцию № 59.

Согласно п. 2 разд. І этого документа в случаях, когда филиалы, участки и прочие подразделения предприятия находятся в другой местности, местом постоянной работы считается то подразделение, работа в котором оговорена трудовым договором (контрактом).

Таким образом, поездка с целью выполнения служебного задания, предполагающая посещение населенного пункта не по месту нахождения того подразделения предприятия, работа в котором оговорена трудовым договором, будет считаться командировкой.

Командировками являются также поездки работников по распоряжению руководителя головного предприятия в филиал или из филиала в головной офис при условии, что головное предприятие и филиал находятся в разных населенных пунктах.

Не следует путать командировку с поездками работников, постоянная работа которых проходит в пути или имеет разъездной (передвижной) характер

Дело в том, что согласно п. 2 разд. I Инструкции № 59 служебные поездки таких лиц не считаются командировками, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором, трудовым договором (контрактом) между работником и работодателем.

Источник: https://buhgalter.com.ua/ru/articles/kadrova-sprava/bazovi-znannya-pro-vidryadzhennya/

Вопросы по закону
Добавить комментарий