Надбавки и льготы педагога в сельской местности на Сахалине

«Земский» учитель получит миллион рублей подъемных

Надбавки и льготы педагога в сельской местности на Сахалине

Геннадий Михеев / ПГ

С 2020 года в России стартует федеральная программа «Земский учитель», инициатором создания которой стал президент Владимир Путин. В Послании Федеральному Собранию в конце февраля 2019 года он предложил разработать программу «Земский учитель» (по аналогии с уже действующей программой «Земский доктор»), которая должна появиться до 1 декабря.

Основные ее параметры уже известны — педагоги, которые отправятся на работу в сельскую местность или небольшие города (до 50 тысяч жителей), получат подъемными миллион рублей от государства, но будут обязаны отработать от трех до пяти лет. На поддержку сельских учителей направлены и несколько недавно принятых законов и рассматриваемых Госдумой законодательных инициатив.

На селе ждут педагогов

Испокон веков профессия педагога — одна из самых уважаемых и почитаемых. Особенно важна роль учителя в сельской местности. Недаром ведь считается, что село живет и развивается до тех пор, пока в нем есть школа и больница. В последние годы в нашей стране немало делается для поддержки сельских педагогов.

Сегодня в России работает 42 тысячи школ, 26 тысяч из которых расположены в сельской местности и малых городах.

Если в 90-х — начале 2000-х годов сельские школы повально закрывали из-за недофинансирования, то сегодня Минпросвещения, наоборот, старается сохранить каждое образовательное учреждение, пока в нем учится хотя бы один ребенок.

12 тысяч человек составляет, по данным Минпросвещения, дефицит педагогов на селе.

Постепенно решаются и другие проблемы, характерные для школ, расположенных в малых населенных пунктах. В стране запущен и успешно реализуется проект строительства и реконструкции школ, причем в первую очередь — сельских. Согласно ему, до 2024 года будет создано 25 тысяч новых учебных мест, соответствующих федеральным стандартам.

Одной из важнейших на сегодня проблем остается дефицит педагогов на селе, который, по данным Минпросвещения, составляет 12 тысяч человек. Проблема с нехваткой учителей в деревнях и селах до сих пор стоит очень остро из-за того, что после введения новой системы оплаты труда с сельских учителей сняли 25-процентную надбавку.

Это и привело к значительному оттоку педагогических кадров из села. Кроме того, выпускники педагогических вузов по-прежнему не стремятся ехать в глубинку. И их можно понять, ведь в городе и зарплата выше, и инфраструктура развита лучше.

В результате оставшимся в деревнях и поселках педагогам приходится работать по две ставки и преподавать предметы не по своей специальности.

«Человек должен иметь право получить качественное образование независимо от того, в какой местности он живет, каков достаток его семьи. И мы обязательно этого добьемся», — сформулировала одну из важнейших задач в сфере социальной политики спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на Международном образовательном форуме в Санкт-Петербурге.

Для того чтобы обеспечить малокомплектные школы профессиональными кадрами, с 2020 года в России и стартует федеральная программа «Земский учитель».

При разработке документа в кабмине учли опыт программы по привлечению на село медработников. Для «земских» врачей на старте программы ввели возрастной ценз, но потом от него отказались, расширив количество участников.

Возраст «земских» педагогов Правительство вначале ограничило 35 годами, но затем подняло планку до 55 лет.

Читайте по теме Как пояснила замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова, максимальный возраст участников программы был изменен с учетом предложений регионов.

«Сначала максимальный возраст претендента для участия в программе был установлен до 35 лет (в некоторых особо кризисных регионах планка по возрасту была поднята до 40 лет. — Прим. ред.).

Возрастные ограничения федеральной программы «Земский учитель» установлены были с целью привлечения молодых специалистов после окончания учебного заведения, а также молодых педагогов с определенным опытом и наработками», — напомнила она.

Позже, учитывая предложения, поступившие из регионов, было решено поднять возрастную планку, так как на федеральном уровне возрастной ценз учителей, претендующих на единовременные компенсационные выплаты, составляет 55 лет. «Очень важно, что программа коснется не только молодых специалистов, но и опытных преподавателей», — отметила Лариса Тутова.

По мнению председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, повышение возрастного ценза для участников программы позволит привлечь квалифицированных специалистов, которые осознанно решили приехать в село и работать в школе. «Учитель и врач на селе — не просто специалисты, которые ведут прием и дают уроки, это — центр притяжения социальных проектов и общественных идей», — подчеркнула сенатор.

Подъемные освободят от налогов

Еще один закон, напрямую касающийся участников программы «Земский учитель», Госдума уже приняла в окончательном чтении в начале осенней сессии.

Поправки в Налоговый кодекс выводят из-под обложения НДФЛ единовременные компенсации по программе «Земский учитель», которые с 2020 года начнут получать преподаватели, отправляющиеся работать в сельскую местность.

О необходимости ввести налоговые льготы для «земских» врачей и учителей президент сказал в своем Послании Федеральному Собранию.

«Выплаты переехавшим в села врачам по программе «Земский доктор» в реальности составляют не один миллион рублей и 500 тысяч рублей, а заметно меньше — с них удерживается НДФЛ», — заявил Владимир Путин и предложил либо предусмотреть налог в составе выплат, либо освободить эти выплаты от налога.

Из 1834 населенных пунктов Дальнего Востока 1614 — это те, где проживают пять и менее тысяч человек. А расстояния между городами и поселками порой достигают сотен километров. Нужно обязательно учитывать эту специфику.

Уже в сентябре оперативно внесенный Правительством закон был принят нижней палатой парламента. Эта мера «позволит привлечь в сельскую местность новых специалистов и повысить качество образования на территории всей страны», отметил ее значение спикер Госдумы Вячеслав Володин.

«Из 1834 населенных пунктов Дальнего Востока 1614 — это те, где проживают пять и менее тысяч человек. А расстояния между городами и поселками порой достигают сотен километров. Нужно обязательно учитывать эту специфику», — сказал Путин.

Чтобы мотивировать учителей и врачей работать в небольших населенных пунктах региона, по мнению главы государства, необходимы эксклюзивные меры — к примеру, увеличить для Дальнего Востока выплаты по программам по сравнению с существующими сегодня по стране в два раза.

Директорам и завучам сельских школ предоставят льготы

В осеннюю сессию депутаты планируют рассмотреть еще одну правительственную инициативу, касающуюся социальной поддержки руководителей сельских школ и их заместителей.

Сегодня работники образования, проживающие в селах и поселках городского типа (рабочих поселках), имеют право на компенсацию расходов на отопление, освещение и квартплату.

При этом для работников федеральных образовательных учреждений аналогичные условия, размер и порядок компенсаций определяет федеральное Правительство, а для региональных и муниципальных организаций — субъекты.

«По закону руководители образовательных учреждений и их заместители имеют такие же социальные гарантии, как и педагогические работники. Но на практике эта норма соблюдается далеко не всегда.

Нередко органы государственной власти субъектов не могут принять решения по социальным льготам своим руководителям образовательных учреждений и их заместителям», — подчеркивает необходимость внесения поправок Лариса Тутова.

Правительственный законопроект, отметила она, устраняет эту коллизию.

После его принятия для федеральных учреждений порядок компенсации расходов на оказание социальной поддержки в отношении руководителей и заместителей руководителей прописывается постановлением Правительства, а для руководства региональных и муниципальных образовательных организаций — нормативными актами органов государственной власти субъектов Федерации.

Список льгот может быть расширен

Все эти инициативы, как считают парламентарии, помогут временно восполнить дефицит высококлассных специалистов в малокомплектных школах.

Но для того чтобы удержать в сельской местности учителей более чем на три года, требуются дополнительные меры.

Ведь по опыту программы «Земский доктор» многие ее участники вкладывают полученный миллион в ипотеку и на эти деньги покупают квартиру в городе, куда через три года и возвращаются.

Читайте по теме «Если мы хотим не просто привлечь, но и закрепить учителей на селе, надо решать проблему с жильем именно в сельской местности. Нужно восстановить надбавки сельским учителям на уровне 25 процентов, также необходимо восстановить коммунальные льготы в полном объеме», — говорит первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

А Лариса Тутова считает, что программу «Земский учитель» необходимо распространить на воспитателей детских садов и других педагогических работников. «Хочется верить, что в ближайшем будущем мы совместными усилиями с Министерством просвещения доработаем этот момент и восполним нехватку педагогических кадров в сельской местности», — отметила депутат.

В свою очередь, зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов предлагает учителей, врачей, всех социальных работников наделить статусом государственного служащего.

По его мнению, учителям нужно предоставить социальные гарантии и дополнительные льготы при получении жилья — особенно это касается тех, кто проживает в сельской местности и малых городах.

Кроме того, депутат считает целесообразным пересмотреть пенсионные коэффициенты для учителей и предоставить дополнительные льготы, связанные с отдыхом и проездом по России.

Не исключено, что к моменту окончательного утверждения программы «Земский учитель» некоторые из этих идей обретут облик законопроектов, и работать педагогом на селе будет почетно и престижно.

Источник: https://www.pnp.ru/social/zemskiy-uchitel-poluchit-million-rubley-podemnykh.html

Интернет-конференция «Работа в школе на Сахалине: чем остров привлекает педагогов»

Надбавки и льготы педагога в сельской местности на Сахалине

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • Скажите, пожалуйста, если я приеду после вуза работать на север Сахалина, у меня как у молодого педагога будет возможность повышать свою квалификацию? Я учитель математики.
    • В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Вопросами повышения квалификации педагогов в Сахалинской области занимается ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области», поэтому у Вас будет возможность повышать свою квалификацию.
  • Как же так? Ставка молодого учителя 40-60 тысяч рублей, а опытного педагога с высшей категорией – 50 тысяч?

    • Заработная плата работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: – оклады (должностные оклады) по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных групп; – повышающие коэффициенты; – выплаты стимулирующего и компенсационного характера.Для привлечения молодых учителей для работы в образовательных организациях Сахалинской области молодым специалистам из числа педагогических работников устанавливается надбавка к должностному окладу в размере 40%, которая выплачивается в течение первых трех лет работы. Повышающий коэффициент квалификации к должностному окладу работника за высшую квалификационную категорию также составляет 40%.
  • Здравствуйте, Елена Ильинична! Я Виктория Газзаева, учитель английского языка. Хотела бы найти работу на Сахалине, стаж работы 2 года. Как мне устроиться, скажите пожалуйста. Спасибо.

    • В соответствии с действующим законодательством вопросы трудоустройства находятся в компетенции руководителя образовательного учреждения, поэтому министерство может оказать Вам помощь в предоставлении информации. На текущий момент в образовательные учреждения Сахалинской области не требуются учителя английского языка.
  • Добрый вечер! Мне 47 лет, работаю воспитателем и психологом, замужем, нужны ли Вам педагоги в таком возрасте. К переезду с мужем готова, если зарплата достойная, и с жильем всё в порядке. agalina1968@mail.ru Спасибо!

    • На текущий момент требуются воспитатели в дошкольные учреждения муниципального образования «Город Южно-Сахалинск». К большому сожалению, обеспечить Вас служебным жильем в Южно-Сахалинске не представляется возможным.
  • Здравствуйте Елена Ильинична! В августе была на форуме “Итуруп”, очень понравилось. Хотелось бы работать. Учитель истории, бакалавр, красный диплом.

    • Сахалинская область очень нуждается в молодых и перспективных работниках. Вы нам очень нужны, но на текущий момент вакансии учителя истории отсутствуют. Информация о потребности педагогических кадров на 2016/17 учебный год поступит в адрес министерства в феврале 2016 года, которая будет размещена на официальном сайте министерства в разделе «Социум» с указанием учебной нагрузки и возможностью предоставления жилья. В феврале Вам нужно будет обратиться в адрес министерства, и Вы получите информацию о наличии вакансий.
  • Где нуждаются в молодых специалистах?

    • Для ответа на данный вопрос необходимо указать специальность, которую имеет молодой специалист. В образовательные учреждения Сахалинской области, расположенные как на юге острова, так и севере наиболее востребованы учителя математики, физики, русского языка.
  • Здравствуйте Елена Ильинична, очень хочу работать на Сахалине: Демидова Зоя Михайловна – высшее образование учитель биологии, физической культуры, инструктор по фитнесу, высшая категория, турист, краевед, педагогический стаж 29 лет, вопрос с переездом могу решить очень быстро, моя почта – demidova_zoya_69@mail.ru или телефон 8 960 902 97 89. Спасибо.

    • Уважаемая Зоя Михайловна, на текущий момент в образовательных организациях Сахалинской области отсутствуют вакансии по специальности “биология” и “физическая культура”. Информация о потребности педагогических кадров на 2016-2017 учебный год поступит в адрес министерства в феврале 2016 года
  • Это какая-то форма увода специалистов на Сахалин? А почему не оттуда к нам?

    • Министерство образования Сахалинской области не обязывает кого-либо приезжать работать в образовательные организации Сахалинской области. Молодой специалист самостоятельно решает, в каком регионе ему проживать и работать. В соответствии с действующим законодательством вопросы трудоустройства находятся в компетенции руководителя образовательного учреждения, поэтому министерство может оказать помощь только в предоставлении информации.
  • Доброго времени суток! Уважаемые, пишут Вам из солнечной Бурятии. Всего 3 вопроса: Какова реальная заработная плата молодого педагога на 1 ставке? Какие меры материальной поддержки в вашем регионе? Сколько в среднем на острове стоит булка хлеба и 1 кг говядины? Семья педагогов (учителя истории и математики) со стажем работы 4 и 5 лет. Владимир и Арюна Батоевы.

    PS: Все вопросы жизненно важные и требуют ответа.

    • Заработная плата молодого педагога на одну ставку составляет от 37 527 до 62 545 рублей. В образовательных учреждениях Сахалинской области в целях привлечения и укрепления кадрового состава молодым специалистам предусмотрена выплата денежного пособия от 187 тысяч рублей до 311 тысяч рублей.Молодым специалистам из числа педагогических работников устанавливается надбавка к должностному окладу в размере 40%, которая выплачивается в течение первых 3 лет работы.Работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации, а также почетное звание «Заслуженный педагог Сахалинской области», предусмотрена ежемесячная денежная выплата.Руководителям, педагогическим работникам и специалистам образовательных учреждений, работающим на селе, оклады (должностные оклады) устанавливаются с учетом коэффициента в размере 1,25.Педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа на территории Сахалинской области, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
  • Уважаемая Елена Ильинична! Озвучьте, пожалуйста, конкретные цифры, отражающие зарплату молодого педагога на острове; возможные минимум и максимум заработной платы в сельских школах.

    • Заработная плата молодого педагога на одну ставку в сельских школах составляет от 46 909 рублей до 62 545 рублей. Данная величина зависит от того, в каком муниципальном образовании педагог будет работать, стажа работы, образования, типа учреждения, квалификационной категории.

Источник: https://amurmedia.ru/chat/742/

Педагоги рассказали о работе в селе

Надбавки и льготы педагога в сельской местности на Сахалине

Сегодня в России 1,3 млн учителей, из них сельских – почти 490 тысяч человек. Что касается школ, то их всего около 42 тысяч. Сельских – 24 тысячи, причем почти половина – малокомплектные.

Практически в каждом регионе есть свои программы поддержки сельских учителей. Например, в Калмыкии начинающим педагогам выплачивают единовременно 100 000 рублей.

В Сахалинской области молодым специалистам положена 25-процентная доплата “за село”, 20 процентов – за высшее образование, северные и другие надбавки.

В течение первых трех лет им положена 40-процентная прибавка к окладу из областного бюджета.

А в Ростовской области по сравнению с городскими преподавателями сельские учителя получают на 25 процентов больше при одинаковых нагрузках. Кроме того, муниципалитет “гасит” затраты на коммунальные услуги семье, в которой есть сельский учитель. Можно приезжать на работу из города, и льгота все равно сохраняется.

Омскую систему образования в этом году пополнил 721 молодой педагог. И почти половина отправилась на село.

В России появятся внештатные психологи

Одна из причин – возможность решить жилищную проблему.

– Это самый важный фактор, – говорит педагог начальных классов Лидия Пензенская. – В городе получить квартиру нереально, снимать – никаких денег не хватит. А здесь не успела приехать – вот тебе ключи.

19-летнюю Лидию родители первоклашек сначала встретили настороженно – “сама еще ребенок”. Но, когда поняли, что девушка работает под руководством опытных наставников, успокоились.

– В школе хороший коллектив. Только начала работать, предложили бесплатно пройти повышение квалификации, – делится молодая учительница. – В классе семь сорванцов. Смышленые, забавные, все уже умеют читать и писать. После уроков приходят ко мне в клуб, где я веду кружок “Умелые ручки”.

Местные власти выделили ведомственное жилье и 20-летнему учителю физкультуры Игорю Литвинову, который прибыл в Новокиевское село из Казахстана.

– Небольшая, но уютная двухкомнатная квартира с отличным видом из окна. Сказали, что частично будут компенсировать и “коммуналку”. А если отработаю в школе 10 лет, то стану собственником, – пояснил “РГ” Игорь.

Конечно, как признаются молодые педагоги, дороги и качество интернета в селе могли быть и лучше. Зато есть и плюсы. Магазины, аптеки, клуб, остановка транспорта – все под боком. Зарплата – вполне достойная.

– Учитывая, что помимо обычных ребят я буду вести уроки и в коррекционных классах, сразу дали прибавку. В целом буду получать 35 тысяч рублей, – говорит Игорь Литвинов.

Молодым сельским учителям в Омской области платят подъемные, дают прибавку к окладу в размере 20-60 процентов (на усмотрение руководства школы). Плюс компенсация “коммуналки” в размере 2,3 тысячи рублей.

В регионе проходят конкурсы молодых учителей “Дебют”. А недавно в Омске лучшие мировые практики педагогам показали коллеги из Сингапура. По словам специалистов, сингапурская система превращает урок в интеллектуальную игру. И теперь сельские учителя применяют эти методики в своей практике.

9-й класс встретил вопросом: “А вы зачем к нам приехали?” Я честно призналась: люблю историю и хочу, чтобы дети ее тоже полюбили

С сентября по распоряжению Омского правительства на пять процентов выросли оклады учителей, в том числе и молодых. Такая мера вполне оправданна – учеников становится больше, кадровый дефицит растет. Сейчас в школах региона остаются вакантными более тысячи мест.

…Учительница истории Яна Терещенко отучилась в пединституте и вернулась работать в родной район – в село Полеологово Пензенской области. Сейчас в ее школе около ста учеников.

– Страшно было идти на первый урок, – признается Яна Андреевна. – Девятый класс встретил меня вопросом: “А вы зачем к нам приехали?” Я честно призналась, что с детства люблю историю и хочу, чтобы дети ее тоже полюбили. Любовь к науке, как и к хорошему человеку, с годами крепнет.

Яну Андреевну в школе знают даже первоклашки, хотя на урок к ней они попадут не раньше пятого класса. “Историчка” – самая обаятельная и привлекательная, с этим не поспоришь, и дети к ней тянутся. У молодого педагога есть свой взгляд на развитие школьного образования.

Поэтому на вопрос: что изменила бы в школе, будь министром образования? – не задумываясь отвечает: сделала бы так, чтобы основные дисциплины проходили до 9-го класса, а в 10-м и 11-м занимались лишь углубленным изучением дисциплин и подготовкой к поступлению в вуз.

Иначе получается, что шестиклассники зубрят историю Франции средних веков, а те, кто уйдет из школы после девятого класса, так и не поймут, откуда взялся Евросоюз. Да и события новейшей отечественной истории останутся для них непройденным материалом.

Минпросвещения создает национальную систему профориентации школьников

Вообще на селе учитель по-прежнему в большом почете. Яна Андреевна это чувствует на себе: каждый с ней на улице здоровается, пропускают вперед в автобусе… А дети искренне стараются сделать приятное, натерев дочиста доску перед уроком.

– В городской школе “здрасьте” в коридоре никто не скажет. Лишь бы на перемене не снесли, а то и такое бывало в педагогической практике, – улыбается Яна Андреевна.

Она уже получила первую зарплату. За работу в сельской местности ей установлен повышающий коэффициент к окладу в размере 0,35. И полная компенсация коммунальных платежей, правда, ее выплачивают месяцем позже по факту оплаченных счетов за газ, свет и воду. А еще молодым специалистам предоставляют льготы по ипотеке – процент самый низкий.

Но в селе частный дом в ипотеку не купить, банки не считают такую недвижимость ликвидной и не берут ее под залог. Поэтому своего жилья у молодого педагога нет: приходится каждый день ездить на уроки из родительского дома за 10 километров. По времени недолго, но если опоздаешь на школьный автобус, придется идти пешком с тяжелой сумкой, набитой тетрадями для проверки.

Яна Андреевна обещала довести пытливый девятый класс до выпускного, а там она окончит магистратуру, в которую поступила заочно. Что потом? Не загадывает. Но школа для нее навсегда – это точно.

Инфографика: Александр Чистов/ Ксения Колесникова

Вопрос ребром

Можно ли привести региональные программы по поддержке сельских учителей к общему федеральному “знаменателю”?

– Есть программа “Сельский доктор”, а “Сельский учитель” – нет, – говорит министр просвещения Ольга Васильева. – Эта идея давно обсуждается.

Однако было бы неправильно каждому расписать: ты приезжаешь и получаешь квартиру, машину, еще что-то… А если у региона такой возможности нет? Что делать? Наша страна очень большая, и у каждого субъекта РФ очень много особенностей: климатических, территориальных, региональных. Каждый регион заботится о своих учителях, и это самая большая неправда, что это не так.

Я считаю, что если вернуть то недалекое время, когда у нас была практика, когда одновременно приезжали агрономы, молодые врачи, молодые учителя, строились рядом дома, сельская интеллигенция начинала свою жизнь вместе, то, может быть, это было бы удобнее для ребят.

ВЦИОМ: Каждый пятый учитель недоволен качеством учебников

Развитие сельских школ поддержано в рамках нацпроекта “Образование”: выделены дополнительные средства на строительство школ на селе и в малых городах. К 2024 году планируется создать свыше 24,5 тысячи новых мест, а также обновить материально-техническую базу 16 000 сельских школ.

В первую очередь для развития цифровой среды, естественно-научного блока и предмета “Технология”.

Инфраструктура сельской школы – это еще и школьные автобусы, которые позволяют обеспечивать подвоз из маленьких сел. Надо сказать, что программа “Школьный автобус” зарекомендовала себя очень хорошо.

Мнение

Ирина Петренко, директор школы хутора Большой Лог Ростовской области:

– В рамках областной программы “Поддержка села” учителя получают у нас 25-процентную надбавку к зарплате. Администрация Аксайского района обещала компенсировать плату за свет, газ, воду. И действительно, один раз в квартал педагогам полностью возвращают расходы на коммунальные услуги. Администрация хутора тоже старается оказать посильную помощь.

Примерно два раза в год из местного бюджета молодым учителям, а также тем, у кого, например, учащиеся победили в районных или областных олимпиадах, выделяется по пять тысяч рублей. Раз в квартал отличившихся премирует и администрация школы. Мы всячески поддерживаем наших учителей, поощряем их участие в различных конкурсах.

Россияне рассказали, каким должен быть идеальный учитель

Так, наш преподаватель математики Елена Ромашова, которая занимается с особенными детьми, в этом году приняла участие в конкурсе “Учитель года” и заняла 2-е место в номинации “Самый классный классный”.

Учитель истории Олег Елдинов два года назад принял участие в конкурсе “Учитель года” и стал лауреатом в номинации “Дебют”. За свои достижения он получил премию губернатора области – 50 тысяч рублей.

Сельская школа дала ему хороший старт, и сейчас Олег Александрович преподает в крупнейшем вузе Ростова-на-Дону.

К сожалению, у администрации нет возможности предоставлять молодым специалистам жилье, а это наиболее острый вопрос. В хуторе нет общежития, а из Ростова в Большой Лог не наездишься.

Вот сейчас срочно нужен учитель химии, но пока никто не соглашается именно из-за того, что жить негде. Раньше у нас химию преподавал аспирант, у него родители живут рядом – в городе Аксае, но специалиста переманила в город коммерческая фирма.

Подготовила Ирина Варламова, Ростов-на-Дону

Источник: https://rg.ru/2018/10/15/pedagogi-rasskazal-o-rabote-v-sele.html

Учителя имеют право на льготы — Audit-it.ru

Надбавки и льготы педагога в сельской местности на Сахалине

Сибилева Н. Н., главный бухгалтер, к. э. н.,
ОГОУ НПО ПУ №41 г. Курска

Журнал “Учет в бюджетных учреждениях” № 10/2008

В соответствии с действующим законодательством педагогу могут компенсировать расходы на оплату топлива. В этом случае он должен подтвердить затраты. Иначе компенсационные выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц. В частности, на этом настаивают финансисты в письме от 23 июля 2008 г. № 03-04-06-01/227. Но это не единственный вид социальной поддержки учителей.

Педагогическим работникам гарантированы льготы

Педагогическим работникам образовательных учреждений предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Данные льготы предусмотрены пунктом 5 статьи 55 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Однако размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки (далее — меры соцподдержки), устанавливают законодательные акты субъектов РФ.

Поэтому жилищная социальная гарантия должна быть также предусмотрена законом области (республики, края).

Рассмотрим на примере Курской области те гарантии, которые должны быть предусмотрены на региональном уровне. В этой области бесплатное жилье педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности (рабочих поселках и поселках городского типа), предоставляют на основании закона Курской области от 23 декабря 2005 г. № 100-ЗКО.

Заметьте, если работники не имеют своего жилья, его предоставляют органы местного самоуправления. Оно должно находиться на расстоянии не более трех километров от места работы.

Если же органы власти не смогли предоставить жилое помещение, то работник образовательного учреждения имеет право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в близлежащих городах.

Обратите внимание: если педагог сам отказался от жилья в селе, то он имеет право только на льготу в виде бесплатного отопления и освещения.

Кому предоставляют «коммунально-педагогические» гарантии

В рассматриваемом случае педагоги — это не только учителя сельских школ, но и педагогические работники других образовательных учреждений, расположенных в сельской местности (техникумы, институты, детские сады).

Кроме работающих педагогов правом на такие государственные гарантии пользуются педагогические работники, вышедшие на пенсию. Но только те, которые имеют стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.
Отметим, что так называемым «бесплатным жильем» обеспечиваются наравне с педагогами и живущие с ними члены семьи.

К ним причисляют проживающих совместно с собственниками жилья в принадлежащем им жилом помещении супругов, а также детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов своей семьи (п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

Площадь жилья не имеет значения

Заметим, что размер общей площади жилья законодательством не ограничен. В связи с этим педагоги освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления (письмо Минобрнауки России от 18 января 2007 г. № МОН-П-92).

Однако ограничения могут быть установлены на местном уровне (уровне субъекта РФ). Так, Законом № 100-ЗКО (который действует в рамках региона) уточнено, что бесплатное жилое помещение предоставляется не более размера социальной нормы площади жилья, установленной в данном регионе.

Какие коммунальные услуги оплатить?

Законодательством не приведены конкретные виды услуг, которые вместо учителей коммунальщикам возмещает бюджет соответствующего уровня. Их устанавливают на местном или региональном уровне.

В Курской же области названным региональным актом разъяснено, что бесплатное пользование жилым помещением включает в себя оплату за наем жилого помещения, ремонт и содержание жилья.

При этом бесплатно предоставляют только коммунальные услуги, приведенные в пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ. Их размер ограничен.

Предельные нормы потребления таких услуг утверждают уже не региональные органы власти, а органы местного самоуправления.

Данные правила справедливы в том числе и при предоставлении бесплатного отопления (центральное отопление, отопление газом, электроэнергией) и освещения.

Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, преду-смотрено обеспечение (бесплатно) твердым топливом и транспортными услугами по его доставке.

Причем количество бесплатного топлива также имеет предельные нормы.

Если же педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально (например, чеками или товарными накладными). Иначе компенсационные выплаты педагогам облагаются налогом на доходы физических лиц (см. письмо № 03-04-06-01/227).

Все указанные меры соцподдержки предоставляют независимо от формы собственности жилищного фонда.

Порядок предоставления социальных гарантий

Конкретные виды учреждений, которые обеспечивают педагогов правом на получение льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, федеральным законодательством не установлены. Такие виды льгот определяются нормативными актами территориального (республиканского, муниципального) уровня.

В Курской области определено, что учет такого льготного права граждан осуществляется на основании заявления учителя по основному месту его работы.

А для пенсионеров (педагогических работников) такой учет производят по последнему месту работы. Именно данные образовательные учреждения и осуществляют расходы по жилищным компенсациям.

Но если в семье учителя право на получение мер соцподдержки имеют несколько членов семьи, то они сами должны выбрать то учреждение, которое им обеспечит это право.

Для возмещения расходов заключают договор

Учреждение, осуществляющее оплату за коммунальные услуги педагога, заключает договор с организациями, оказывающими данные услуги. Сумма по договору определяется в пределах выделенных средств на реализацию мер социальной поддержки. Организации, оказывающие коммунальные услуги, заключив договоры с самими гражданами, ежемесячно представляют учреждениям счета на оплату предоставленных услуг. В них указывают фамилии, имена, отчества, места жительства граждан, которым были предоставлены услуги. На основании таких счетов учреждение и производит оплату.

Льготник сам должен заявить о своих правах

Для получения бесплатного жилья педагогический работник (бывший педагог) должен подать заявление о предоставлении мер соцподдержки руководителю областного государст-венного или муниципального учреждения. В подаваемом документе льготник должен указать, что ни он сам, ни члены его семьи мерами соцподдержки по иному основанию не пользуются. К заявлению прилагаются:

— справка о составе семьи (указываются совместно проживающие члены семьи); — справка о размере занимаемой площади (общей и жилой пощади);

— копия паспорта с указанием места регистрации лица.

Вышедшие на пенсию преподаватели кроме указанных документов представляют копии пенсионного удостоверения и трудовой книжки. Иные документы учреждения запрашивают лишь в случае необходимости.

Бюджетный учет коммунальных льгот

Учреждения, осуществляющие учет льготников, должны отразить в своем бухгалтерском учете те расходы, которые производят на обеспечение мер соцподдержки педагогов. Такие затраты учитывают по подстатье 212 «Прочие выплаты». Причем независимо от варианта предоставления льгот.

То есть от того, выплачивается ли непосредственно работнику соответствующая целевая компенсация или средства на указанные цели учреждения перечисляют предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Заметим, что такие разъяснения были даны чиновниками Минфина России в письме от 14 июня 2007 г.

№ 02-14-11/1478.

А вот расходы по реализации социальных мер неработающим (бывшим) педагогам (находящимся на заслуженном отдыхе), но проживающим в сельской местности, учитывают по подстатье 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».

Списки льготников могут измениться

Поэтому их должны ежегодно проверять. Сами граждане при изменении условий предоставления льготы должны уведомить учреждения, обеспечивающие их правом на получение мер соцподдержки. Это нужно сделать, например, при изменении состава семьи или жилищных условий.

За учреждением сохраняется право снять граждан такой категории с учета. Основанием для этого служат:

— заявление гражданина; — выезд гражданина в другую местность на постоянное место жительства; — выявление в представленных педагогом документах недостоверных сведений;

— увольнение гражданина (за исключением увольнения в связи с выходом на пенсию).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/168752.html

ОНФ: Реальные зарплаты учителей существенно ниже официальных. В том числе и в Сахалинской области | Советский Сахалин

Надбавки и льготы педагога в сельской местности на Сахалине

Реальные зарплаты учителей в России существенно ниже тех, о которых сообщает Росстат.

При этом поручение президента РФ, лидера Общероссийского Народного фронта Владимира Путина о доведении зарплаты учителей до средней по региону выполняется зачастую лишь «на бумаге» — с помощью бюрократических приемов, а не реальной работы по улучшению благосостояния педагогов.

По-прежнему есть примеры полной или частичной невыплаты зарплаты преподавателям. Такие выводы следуют из результатов мониторинга, проведенного в феврале во всех регионах экспертами ОНФ совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования».

«Многие учителя, комментируя данные статистики, говорили о том, что в части оплаты труда педагогов они сильно завышены, а те, чья зарплата более-менее дотягивала до официальной, отмечали, что это достигается за счет колоссальной нагрузки, – сообщила руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Поэтому мы решили провести масштабное исследование зарплат и нагрузки учителей, чтобы получить реальную картину условий труда педагогов по всей России. В общей сложности мы пообщались с почти 5000 учителей. Педагоги указывали не только уровень их средней зарплаты, но и величину оклада, и все надбавки при их наличии до вычета НДФЛ. Если оклад в течение учебного года изменяется в единичных случаях, то объем стимулирующих выплат может от месяца к месяцу отличаться в два-два с половиной раза».

Мониторинг показал, что уровень зарплаты школьных педагогов в разных регионах может отличаться в несколько раз. По словам учителей, самые низкие средние зарплаты сохраняются сегодня в республиках Ингушетия (13 471 руб.), Дагестан (14 503 руб.), Марий Эл (14 647 руб.), Адыгея (15 825 руб.), Чувашия (15 666 руб.

), а также в Ивановской (15 200 руб.) и Курганской (15 932 руб.) областях. Все эти показатели существенно ниже средних по экономике регионов. О самых высоких зарплатах сообщили преподаватели в Чукотском автономном округе (57 625 руб.), Москве (55 971 руб.), Ямало-Ненецком автономном округе (50 157 руб.), Камчатском крае (49 883 руб.

), Сахалинской области (41 388 руб.).

Официальные статистические данные по некоторым регионам значительно отличаются от тех данных, которые приводят учителя.

Так, например, в Самарской области, где участие в мониторинге приняли более 700 педагогов, средняя зарплата составляет 21865 руб., а по официальной статистике — 27544 руб. Схожая ситуация в Алтайском крае.

Согласно данным, полученным в ходе мониторинга от 770 преподавателей региона, средняя зарплата составляет 14432 руб., а по официальным данным — 17772 руб.

Но и эту зарплату учитель получает не за одну ставку. По данным мониторинга больше всего работать приходится учителям Чукотского округа (в среднем 32 часа в неделю), Алтайского края (29 часов), Костромской области (28 часов).

В некоторых случаях нагрузка доходит до 52 — 54 часов за совмещение нескольких предметов (Новосибирская область, Удмуртская Республика).

При этом на многих ложится еще и административная работа – более 30% респондентов отметили, что совмещают педагогическую деятельность, например, с работой завуча, методиста или библиотекаря.

Сами учителя не всегда разбираются в том, из чего и как формируется их зарплата — 21,6% респондентов ответили, что не знают, по какой модели осуществляется оплата их труда.

Около 15% педагогов не знакомы с положением об оплате труда, 8% сообщили о том, что коллективный договор подписали под давлением администрации.

Эксперты считают, что единая отраслевая система оплаты труда позволит нормировать учительский труд, определить верхний предел часовой нагрузки, а также установить порядок начисления стимулирующих выплат. Необходимо также разъяснять учителям, как формируется эта система, разработать систему информирования о начислении зарплаты.

«При существующей сегодня системе оплаты труда учителя гарантированно получают только базовую часть. К ней добавляются стимулирующие выплаты за классное руководство, внеурочную деятельность, проверку тетрадей.

Они могут распределяться директором школы, учебно-методической комиссией, профсоюзом и другими органами по своему усмотрению.

Объем стимулирующих надбавок нередко снижается без объяснения причин, некоторые учителя сообщают, что стимулирующие выплаты им вообще не начисляются (9%). Величина оклада же многих учителей составляет около трети от той суммы, что они получают в среднем.

Например, преподаватель из Республики Алтай с нагрузкой 36 часов в неделю имеет оклад 3145 рубля, а в среднем получает 14 тысяч в месяц за счет доплат за совмещение, стимулирующие выплаты, классное руководство, неаудиторную занятость и т.д.», — отметила Любовь Духанина.

Эксперты ОНФ отмечают, что уровень заработной платы педагога зависит не только от нагрузки, но и от величины норматива подушевого финансирования образовательных программ. В ряде регионов эти нормативы снижаются, что прямо влияет на зарплату.

В Ставропольском крае снижение нормативов привело к уменьшению выплат стимулирующей надбавки за качество – важной составляющей зарплаты педагога. Зарплаты уменьшились с 24 590 руб. в 2014 г. до 23 328 руб. в 2016 г.

В Астраханской области зарплаты снижались также за счет сокращения стимулирующих выплат, и в том числе за качество работы. «В Пермском крае с января 2017 г. норматив подушевого финансирования школ снизился на 6,4%. Кроме того, в 2016 г.

ряд городских школ был недофинансирован, в результате чего размер зарплаты большей части педагогов стал ниже средней по региону», — сообщила сопредседатель регионального штаба ОНФ в Пермском крае Елена Шлыкова.

Мониторинг ОНФ также показал, что необходимость исполнения указа президента РФ о доведении зарплаты педагогов до уровня средней по региону зачастую подталкивает руководителей регионов принимать сомнительные решения.

Так, в Республике Карелия учитывают все возможные выплаты, в том числе компенсации коммунальных услуг для учителей в сельской местности, компенсации проезда и т.д.

В результате целевой показатель по средней заработной плате достигается, хотя реальная зарплата педагогов не повышается. При этом стимулирующие выплаты в некоторых школах не выплачиваются, сообщили в региональном отделении ОНФ.

В Республике Бурятия нужный показатель роста зарплаты учителей достигается за счет интенсификации труда. Нагрузка увеличивается до полутора ставок, в зарплату включаются доходы от платных услуг.

Наряду со снижением уровня зарплат участились факты их задержки и невыплаты — об этом сообщили 10% опрошенных. Тревожные сигналы продолжают поступать и от активистов Народного фронта на местах.

Так, в январе этого года активисты ОНФ в Дагестане зафиксировали задержку выплат учителям в Махачкале, Каспийске, Хасавюрте, Кизилюрте и в ряде других муниципальных образований республики. В некоторых муниципалитетах зарплата за декабрь 2016 г. учителям была не выплачена, либо выплачена лишь частично. Согласно данным Росстата, на 1 января 2017 г.

задолженность по зарплате педагогам составила 3 млн. 144 тыс. руб. Причина – нехватка у образовательных организаций «собственных средств.

«Исследование Народного фронта показало, что ряд регионов по-прежнему не выполняет свои обязательства перед педагогами.

При этом настораживает манипулирование статистикой, когда нужный показатель роста зарплаты достигается сомнительными способами вроде включения в него платных услуг педагога или компенсаций учителям.

Такие «инициативы» на местах прямо противоречат поручению президента Владимира Путина пересмотреть меры по достижению целевых показателей оплаты труда учителей. Немедленной и решительной должна быть реакция на невыплату зарплат учителям – в том числе со стороны органов прокуратуры», — считает Любовь Духанина.

Она также отметила, что задача исполнительной власти в регионах — не допускать снижения нормативов финансирования школ, обеспечивать выплаты стимулирующих и иных надбавок на достойном уровне.

«В конечном счете, необходимо прийти к модели формирования заработной платы учителей, обеспечив ее базовую часть на уровне не ниже 70%, как это уже обещали в правительстве. Учитель, как и любой труженик, должен получать достойную и гарантированную оплату своего труда.

Его благосостояние — залог качественного образования и воспитания наших детей», — заключила Духанина.

Этот материал подготовлен пресс-службой ОНФ РФ и дополнен картой. На ней даны в сравнении средние зарплаты по регионам по итогам мониторинга ОНФ в феврале 2017 года  и  официальные данные по Росстату. В Сахалинской области реальная средняя зарплата учителей составила 41 388 рублей, по отчетам Росстата – 61 170 рублей.

Источник: https://sovsakh.ru/2017/03/08/onf-realnyie-zarplatyi-uchiteley-sushhestvenno-nizhe-ofitsialnyih-v-tom-chisle-i-v-sahalinskoy-oblasti/

Вопросы по закону
Добавить комментарий