Отказ в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях

Тема 7. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

Отказ в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях

В.Т. Батычко
Жилищное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

7.4. Принятие на учет и отказ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом РФ случаев.

Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии на учёт не по месту своего жительства.

Принятие на указанный учёт недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учёт, поданных их законными представителями.

Как правило, заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подается по месту жительства гражданина. Местом жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Постоянно или преимущественно проживать в определенном месте гражданин может в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные им жилые помещения.

Однако сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства.

В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является формальный признак – регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713. Документами, подтверждающими адрес места жительства гражданина Российской Федерации, являются документ, удостоверяющий личность физического лица (паспорт или иной документ).

В современной России имеется немало граждан, которые по разным причинам вообще не имеют определенного места жительства. Для таких людей не допускающее исключений правило о принятии на жилищный учет только по месту жительства фактически означало бы лишение их гарантированного Конституцией РФ права на жилище.

Думается, отчасти по этой причине в Жилищный кодекс РФ включена отсылочная норма, согласно которой в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, граждане могут подать заявление о принятии их на учет и не по месту жительства (ч. 3 ст. 52).

В этой норме имеются в виду и другие случаи, например, когда трудовая деятельность отдельных категорий граждан связана с постоянным передвижением.

С заявлениями о принятии на учёт должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 г. № 363-ЗС «Об учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» к заявлению прилагаются:

1)  копии документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи (все страницы);

2)  копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

3)  документы, подтверждающие состав семьи, выданные уполномоченной организацией;

4)  справка предприятия технической инвентаризации и выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) по состоянию на дату подачи заявления о наличии (отсутствии) жилья, земельного участка и иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и подлежащего налогообложению, на всех членов семьи в муниципальном образовании, в котором подано заявление о принятии на учет;

5)  в случае, если в течение пятнадцати лет до момента подачи заявления о принятии на учет гражданин и члены его семьи проживали в ином муниципальном образовании, справка предприятия технической инвентаризации и выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) по состоянию на дату подачи заявления о наличии (отсутствии) жилья, земельного участка и иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и подлежащего налогообложению, на всех членов семьи в муниципальном образовании, в котором проживала семья;

6)  документы, подтверждающие правовой статус занимаемого жилья;

7)  копии свидетельств о браке (расторжении брака), о рождении (смерти) членов семьи;

8)  копии удостоверений, других документов, дающих право на дополнительную жилую площадь в соответствии с федеральным законодательством;

9)  справка военного комиссариата установленного образца для семей, потерявших членов семьи, определенных частью 4 настоящей статьи, в период прохождения службы по призыву на территории Северо-Кавказского региона;

10)  выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета;

11)  выданная уполномоченным органом или организацией справка, подтверждающая наличие хронического заболевания, включенного в установленный Правительством Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, либо степень инвалидности;

12)  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – копии документов, подтверждающих их статус;

13)  иные документы, предусмотренные федеральным законодательством.

Гражданину, подавшему заявление о принятии на учёт, выдаётся расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учёт.

Решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных предоставленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учёт, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учёт выдаёт или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учёт, документ, подтверждающим принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 ЖК РФ).

Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1)  не предоставленные предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы;

2)  представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3)  не истёк предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Решение об отказе в принятии на учёт должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Решение об отказе в принятии на учёт выдаётся или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учёт, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно ст.

52 Жилищного кодекса РФ, должен устанавливаться законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В Ростовской области таким законом является закон от 7 октября 2005 г.

№ 363-ЗС «Об учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области».

Источник: http://www.aup.ru/books/m238/7_4.htm

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Отказ в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях

Решение об отказе может быть принято только в следующих случаях:

  • а) непредоставления документов, подтверждающих право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (пп. 1 п. 1 ст. 54 ЖК РФ);
  • б) представленные документы не подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ);
  • в) не истек пятилетний срок со дня совершения заявителем противоправных действий с целью приобретения им права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).

и порядок выдачи документа об отказе в принятии на учет граждан

Такой документ:

  • а) должен содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 ст. 54 ЖК РФ (п. 2 ст. 54 ЖК РФ);
  • б) выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения и может быть обжалован им в судебном порядке (п. 3 ст. 54 ЖК РФ).

Указанные выше особенности учета содержатся в Примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 35. К этим правилам даны три приложения:

  • – образец акта проверки жилищных условий заявителя;
  • – образец книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • – образец книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Акт проверки жилищных условий заявителя

В данном акте должны быть указаны следующие сведения:

  • а) дата составления акта и место его составления;
  • б) состав комиссии, проверившей жилищные условия заявителя;
  • в) фамилия, имя и отчество заявителя и адрес его места жительства;
  • г) данные, установленные в ходе проверки, относительно:
    • – помещения (фонд, к которому оно относится, количество комнат, их размер, изолированность друг от друга, состояние комнат: светлые, сухие и т.д.);
    • – степени благоустроенности жилого помещения (наличие водопровода, канализации, горячей воды, ванной, лифта, телефона, способ отопления);
    • – правового статуса заявителя (наниматель жилой площади, член ЖСК, собственник жилого помещения);
    • – лиц, проживающих на этой жилой площади, с указанием их фамилий, имен и отчеств, года рождения, родственных отношений с заявителем, времени проживания в данном населенном пункте, даты регистрации в данном жилом помещении, вида регистрации, места работы и должности;
    • – данные о семье заявителя (семья инвалида Великой Отечественной войны, пенсионера, многодетная семья и т.п.);
  • д) заключение комиссии;
  • е) подписи: членов комиссии, начальника ЖЭО, заявителя;
  • ж) оттиск печати.

Книга регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

В такой книге указываются:

  • а) место ее ведения: город, поселок, село и орган, ведущий ее;
  • б) дата начала и окончания ее ведения;
  • в) фамилии, имена и отчества заявителей с указанием следующих сведений:
    • – даты поступления заявления;
    • – адреса занимаемого жилого помещения;
    • – даты передачи заявления на рассмотрение комиссии;
  • г) предложения комиссии и их дата;
  • д) решение органа или организации, дата и номер;
  • е) сообщение заявителю о принятом решении, дата и номер письма.

Книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

В книге учета должны содержаться следующие сведения:

  • а) место ведения учета: населенный пункт и орган, ведущий учет;
  • б) дата начала и окончания ведения учета;
  • в) фамилии, имена и отчества лиц, принятых на учет, с указанием состава семьи, места работы заявителей, их должности, стажа работы в данной организации;
  • г) адрес и характеристики жилого помещения;
  • д) срок проживания в данном населенном пункте;
  • е) основания к постановке на учет;
  • ж) номер и дата решения органа о постановке на учет;
  • з) год включения в список на предоставление жилого помещения и номер очереди;
  • и) дата и номер принятия решения о предоставлении жилого помещения;
  • к) копии решения и дата выдачи;
  • л) дата принятия решения о снятии с учета и его номер.

Особенности учета отдельных категорий граждан регулируются специально изданными актами. Примером такого акта являются Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901.

Согласно указанному правовому акту учет инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеет следующие особенности:

  • – учет осуществляется специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом по месту их жительства;
  • – эти категории лиц могут быть поставлены на учет и по месту работы заявителя;
  • – заявления лиц должны рассматриваться в течение одного месяца со дня поступления;
  • – о решении о принятии на учет лиц должно быть сообщено заявителю письменно органом местного самоуправления.

В г. Москве обновлены правила о постановке на учет в соответствии с Положением о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве, утвержденным постановлением Московской городской Думы от 24 марта 1997 г. № 95.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеет следующие особенности:

  • а) согласно п. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: – подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  • – утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  • – их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • – получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • – предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
  • – выявления в документах, предоставленных в орган местного самоуправления, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа местного самоуправления при решении вопроса о принятии на учет;
  • б) решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должно соответствовать следующим условиям (п. 2 ст. 56 ЖК РФ):
    • – должно быть принято тем же органом, на основании решения которого этот гражданин был принят на данный учет;
    • – срок принятия решения – не позднее 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета;
    • – должно содержать основание снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, указанные выше в п. “а”;
    • – выдается или направляется гражданину, в отношении которого принято такое решение, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.

Решение о снятии с учета может быть обжаловано гражданином, получившим извещение о нем, в судебном порядке.

Источник: https://studme.org/40485/pravo/otkaz_prinyatii_grazhdan_uchet_kachestve_nuzhdayuschihsya_zhilyh_pomescheniyah

Вопросы по закону
Добавить комментарий