Переоформление права аренды на земельный участок

Нюансы перехода права аренды земельного участка после операции с недвижимостью

Переоформление права аренды на земельный участок

И снова поговорим о знакомой для бизнеса ситуации: покупается здание, расположенное на арендованном у города земельном участке, в результате чего земельный участок… Далее пауза, ведь на данном этапе для сторон договора купли-продажи (далее – ДКП) начинается непростой период взаимоотношений между собой, городом и налоговой и возникает множество вопросов.

Кто с момента регистрации права собственности на здание за покупателем считается землепользователем? Кто должен уплачивать за пользование землей? В форме какого платежа? Как предыдущему собственнику здания избавиться от статуса арендатора земли и выйти из поля зрения ГФС касательно этого земельного участка? Как новому собственнику здания усилить свой статус и зафиксировать за собой титул на землю и т. д.?

Несколько слов о регулировании

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 120 Земельного и ч. 1 ст. 377 Гражданского кодексов Украины к лицу, которое приобретает право собственности на жилой дом, здание или сооружение, переходит право пользования земельным участком, на котором они расположены, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у предыдущего землепользователя.

А согласно ч. 3 ст. 7 Закона Украины “Об аренде земли” к лицу, которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном земельном участке, также переходит право аренды на этот земельный участок.

Договором, предусматривающим приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, здание или сооружение.

Указанные статьи Земельного и Гражданского кодексов Украины кажутся простыми – они предусматривают обязательный переход права пользования землей при отчуждении здания, но не оговаривают, как это должно происходить.

Статья 7 Закона Украины “Об аренде земли”  объективно более трудная для восприятия. В ней законодатель попытался расширить идеи, заложенные в кодексах, но получилось это довольно странно.

Так, в статье речь идет не о механике автоматической замены стороны обязательства, а о (1) переходе права аренды и (2) прекращении договора в части аренды предыдущим арендатором.

Поэтому возникают вопросы: как с данной информацией поступать сторонам, нотариусу, ГФС, местному совету и суду, как ее понимать и применять на практике.

Далее начинается хаос. Где-то стороны ДКП предусматривают, что продавец продолжает уплачивать арендную плату, а покупатель ему компенсирует эти платежи до истечения срока договора аренды.

Кое-где параллельно добросовестный покупатель инициирует процедуру перезаключения договора аренды с местным советом, иногда отнимающую годы.

В других случаях покупатель ничего не инициирует, а продавец, который значится в документах и реестрах арендатором земли, сам обращается в совет с просьбой расторгнуть договор. Совет чаще всего отказывает в этом, и дальше обжалуют в суд.

Суд отказывает на основании того, что договор и так прекращен в части аренды предыдущим арендатором. Также может подключиться ГФС с требованием, чтобы плата за земля вносилась как предыдущим собственником здания (который согласно базам данных проходит как арендатор), так и актуальным собственником – фактическим землепользователем.

Для контраста: при покупке здания, находящегося на земельном участке частной собственности, переход прав на здание и землю, как правило, фиксируется в одном и том же ДКП, а право собственности регистрируется по одному заявлению покупателя. В данном случае предписания ст. ст. 120 Земельного и 377 Гражданского кодексов Украины, которые наряду с арендой закрепляют автоматичность перехода права собственности на землю, работают без проблем.

В контексте вопроса аренды судьи (на долю которых выпадает бремя разрешения арендных и налоговых споров) в который раз подтвердили, что они живые люди, поскольку errare humanum est (на лат. – человеку свойственно ошибаться), вследствие чего какую только практику судов кассационной инстанции по вопросам реализации ч. 3 ст. 7 Закона Украины “Об аренде земли” не приходилось видеть.

Далее пройдемся по отдельным знаковым судебным решениям, в т. ч. по тем, которым в свое время уделялось внимание профессиональным сообществом, чтобы понять, насколько непродуманными и сложными для правоприменения являются нормы законодательства, регулирующие переход права аренды земли под приобретенной недвижимостью.

Сразу отметим, что в промежутках времени между этими решениями суды кассационной инстанции принимали разные по содержанию решения, имели место другие прецеденты, но сам факт существования такой концептуально противоположной практики, о которой пойдет речь ниже, заслуживает внимания.

Приведем отдельные цитаты из этих решений.

Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 20.05.2016 г. по делу № 5024/2507/2011 (дело по встречному иску касалось признания за ООО права постоянного пользования земельным участком, но следующий тезис суда, если его читать буквально, касается всех прав на землю):

“…Таким образом, земельным законодательством не предусмотрен автоматический переход прав на земельные участки, а требуется оформление прав на них по определенной процедуре, которую нельзя подменять судебным решением”.

Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA013057

Переоформление прав на земельные участки по договорам аренды | ГРАУНД-КОМ

Переоформление права аренды на земельный участок

Весьма актуальным, в частности, является вопрос, связанный с приобретением прав аренды не земельные участки в случае совершения сделки купли-продажи объектов недвижимости, расположенных на таких арендованных земельных участках.

Как правило, проблема, с которой сталкиваются юридические и физические лица и которую нередко удается решить лишь с привлечением соответствующих специалистов, обладающих юридическими познаниями, начинается с того, что то или иное лицо приобретает объекты недвижимости у другого лица по договору купли-продажи.

При этом прежний собственник являлся обладателем права аренды на земельный участок под продаваемыми объектами недвижимости. Далее дело может разворачиваться по-разному.

Например, договор аренды земли у прежнего собственника мог элементарно не быть зарегистрирован в Федеральной регистрационной службе, что с точки зрения действующего законодательства, подразумевает незаключенность такого договора.

Либо, что тоже является весьма распространенной ситуацией, договор аренды был зарегистрирован, однако, осложняющим моментов в нем для нового собственника является множественность лиц на стороне арендатора. Последнее означает, что арендодатель (например, Администрация г.Н.Новгорода) сдает в аренду земельный участок не одному арендатору, а нескольким.

Причем договор заключается не с каждым из арендаторов отдельно, а со всеми ними одновременно. Договоры аренды земельных участков со множественностью лиц на стороне арендаторов заключаются преимущественно в тех случаях, когда объекты недвижимости принадлежат нескольким лицам на праве собственности и располагаются неделимом земельном участке.

Итак, если новый собственник объектов недвижимости приобрел строения, расположенные на земельном участке, предоставленном в аренду прежнему собственнику имущества, последнее, нередко означает, что арендодателем (лицом, предоставившим участки в аренду) является местная администрация.

Что можно предпринять в таком случае? Логично предположить, что следует переоформить право аренды земли на нового собственника имущества. Вопрос, как именно это сделать. Законодательство предоставляет нам возможность заменить одну из сторон договора. В данном случае мы можем говорить о замене арендатора.

Казалось бы, все просто: подал заявление о замене стороны в договоре, предоставил документы, подтверждающие, что он новый собственник имущества, и можно жить спокойно. Однако органы государственной и муниципальной власти просто не могут допустить такой кощунственной простоты решения вопроса.

Одним из первых препятствий будет выяснение, а кому, собственно, подавать заявление о замене стороны в договоре аренды. Ответ – администрации, неактуален. С октября 2006 года все права по распределению земель перешли от администрации города к Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.

Поэтому наши заказчики, которые столкнулись с такого рода проблемой, были ошарашены заявлением представителей министерства, что для включения их в договор, необходимо прохождение процедуры оформления договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора вновь. При этом предоставлять в аренду землю будет уже орган не муниципальной, а областной власти.

Прохождение такого рода процедуры заново уже само по себе не подарок. Так как всех арендаторов нужно, как минимум, собрать в один день и понудить прийти в компетентный государственный орган с целью одновременной подачи новой заявки на предоставление земельного участка в аренду.

Разумеется, новый собственник недвижимости столкнется с некоторым противодействием, а то и просто нежеланием что-либо предпринимать со стороны своих соседей – соарендаторов.

Последнее вполне понятно, так как у соарендаторов все и так хорошо: договор аренды у них есть, претензий со стороны контролирующих органов нет, правовое положение их определено.

Таким образом, в опечаленном состоянии пребывает только новый собственник имущества, как лицо, которому вроде бы положен по закону земельный участок на праве аренды, а вот получить его никто ему помочь не может или не желает.

Еще хуже ситуация у нового собственника может сложиться тогда, когда из старого состава соарендаторов по договору вышло еще несколько участников (также продавших недвижимое имущество).

Ему придется искать, собирать и мотивировать к совместной подаче заявления на предоставление земельного участка в аренду уже не старый “комплект” собственников, которые, хотя бы, уже проходили такую процедуру ранее и понимают, зачем она нужна, но и новый состав участников потенциального договора аренды.

Большой и весьма распространенной проблемой является ситуация, когда старый договор аренды фактически существует и подписан всеми уполномоченными сторонами, но процедура государственной регистрации такого договора (обязательная для всех договоров аренды земли, заключенных на срок, равный или превышающий 12 месяцев) не была пройдена.

В этом случае, если состав соарендаторов, подписывавших договор, изменился к настоящему хотя бы на одного человека, пройти процедуру регистрации уже не представится возможным. В данном случае, видимо, также придется собирать всех старых и новых арендаторов земли и подавать новую заявку на предоставление земельного участка в аренду.

Не менее любопытной является ситуация, когда уполномоченный орган государственной власти отказывает в замене стороны по договору аренды по причине убежденности в том, что арендуемый земельный участок вовсе не является неделимым, напротив, вполне возможен выдел доли каждого из участников в натуре.

Когда участок действительно можно поделить, проблем нет, но, к сожалению, это не всегда возможно, так как теоретические выкладки могут не соответствовать реальной действительности.

Практика показывает, что для того, чтобы не затягивать процесс, лучше всего смириться и попробовать размежеваться (поделить участок в натуре) на местности, если это хоть как-то возможно, то пусть его признают делимым, заявку тогда можно будет подать вновь от имени каждого собственника.

В целом, хочется отметить, что практика замены стороны в договоре аренды земельного участка на территории Нижнего Новгорода не отработана. Замена сторон идет с большим скрипом и гигантскими временными затратами.

Поэтому, приобретая недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, необходимо внимательно прочитать такой договор, особенное внимание уделив числу лиц на стороне арендатора.

Если их больше двух, следует понимать, что права аренды переоформить, может быть, не удастся либо удастся, но лишь через 1-2 года.

По большому счету в таком “непереоформленном” состоянии вполне можно нормально существовать.

Одним из самых существенных минусов его будет то, что неоформленный земельный участок (его часть) нельзя будет сдать в субаренду или внести в качестве вклада в уставный капитал какого-либо юридического лица.

Однако если это непринципиальные вопросы для жизни и бизнеса нового собственника имущества, то особенных проблем с неоформленным земельным участком у него не будет. Интересно, что счета за пользование землей ему при этом, вероятнее всего, будут выставлять…

Источник: http://www.bo-nn.ru

Источник: http://www.ground-com.ru/articles/lands/formatting-11/

Земельные ресурсы

Переоформление права аренды на земельный участок

Перечень документов по оформлению земельных участков в аренду собственниками зданий, строений, сооружений 

Для приобретения права аренды на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

При этом совместно обращаются в орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

К заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее – Заявление), прилагаются следующие документы:

1.        Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица, приобретающего права на земельный участок (один из нижеперечисленных документов):

–          Паспорт гражданина РФ;

–          Временное удостоверение личности гражданина РФ по форме № 2-П;

–          Паспорт иностранного гражданина (национальный паспорт или национальный заграничный паспорт) или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность;

–          Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.

2.

        Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.

3.        Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель:

–  Учредительные документы юридического лица;

–  Доверенность, выданная юридическим лицом;

– Решение совета директоров общества, общего собрания акционеров или участников общества (ООО) об одобрении крупной сделки, 

–  Нотариально удостоверенная доверенность, выданная представителю физического лица (гражданина).

4.   При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке – выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и

4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии сзаконодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

5.     Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

6.  Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 – 6 настоящего Перечня.

8.  Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

        Документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, после 01.07.2012 г. При этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Примечание:

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости”.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

После представления кадастрового паспорта земельного участка орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня его представления принимает решение о предоставлении этого земельного участка. И направляет копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Источник: https://tgl.ru/structure/department/perechen-dokumentov-po-oformleniyu-zemelnyh-uchastkov-v-arendu

Договор переуступки права аренды земельного участка | Советы юристов

Переоформление права аренды на земельный участок

Переуступка арендного права на землю между юридическими или физическими лицами может понадобиться по нескольким причинам. Для юридически грамотного осуществления сделки важно знать порядок действий и пакет документов, который необходимо оформить.

1 Что такое переуступка прав аренды земли

2 Оформление договора

3 Порядок регистрации переуступки прав аренды.

Договор представляет собой передачу имущественных прав лицом, арендовавшим участок, другому гражданину. После этого дальнейшая эксплуатация переходит к новому нанимателю в полном объеме и в комплексе с обязанностями.

По факту переоформления сделки новый арендатор становится основным лицом, несущим ответственность за имущество. Бывший наниматель полностью утрачивает все права и обязанности по использованию надела или его возврату на прежних условиях.

особенность договора переуступки – сохранение обговоренных ранее пунктов, прописанных в контракте о найме земельного участка. Передача осуществляется на аналогичных условиях, которые были оговорены между собственником земли и первым арендатором. Повторное разрешение собственника земельного надела при этом не требуется.

  Причины :

Передача прав аренды земли требуется в следующих ситуациях:

  1. Сооружения или здания, расположенные на арендованной земле, приобретает третье лицо.

  2. Арендатор больше не нуждается в использовании участка, но в контракте не предусмотрено условие о досрочном прекращении контракта.  

  3. Наниматель не имеет возможности оплачивать стоимость аренды, но прекращение обязательств раньше завершения установленного периода, соглашением не предусмотрено.

  4. Собственник земельного надела изъявляет желание о переоформлении прав аренды земли другому гражданину или организации.

 В каких случаях заключение договора невозможно:

Контракт подразумевает переход всех прав использования новоиспеченному нанимателю с сохранением условий договора, оформленного ранее. Неизменными должны остаться: категория и целевое назначение земли, размер ренты, обременения, срок действия.

Переход прав аренды запрещен, если возможность переуступки земли не оговорена сторонами и не отображена в документах. Не допускается передача надела в аренду, когда третье лицо имеет намерение использовать участок под сельскохозяйственные нужды, а в прежнем контракте земля была арендована под строительство.

 Участники соглашения:

Обсуждение условий и заключение нового соглашения о переуступке прав договора аренды с сохранением пунктов предыдущего контракта, осуществляется между арендатором и новым нанимателем.

В сделке по переуступке арендного права владелец земельного надела участия не принимает. Собственник может отказаться заключать договор с новым нанимателем.

Он вправе досрочно расторгнуть сделку либо увеличить ренту, если это оговорено в соглашении.

Порядок переуступки права регулируется статьей 22 ЗК РФ и ст. 615 Гражданского Кодекса, где указаны положения о вариантах передачи земельного участка другому нанимателю.

Юридическим основанием для передачи прав на аренду земельного надела выступает договор переуступки. После инспекции надела и обсуждения нюансов, участники приступают к оформлению договора. Соглашение о переуступке прав договора аренды должно содержать следующие сведения:

  • данные паспортов обоих участников;

  • информацию о наделе (точное местонахождение, площадь, номер учета в кадастре);

  • договор аренды и кадастровый паспорт;

  • сведения о предназначении земельного участка;

  • срок действия нового соглашения;

  • условия переуступки прав и обязательств по вновь заключенной сделке;

  • сумма арендной платы, задолженность от предыдущего нанимателя (при наличии таковой);

  • справка об отсутствии либо наличии обременений на участке;

  • дополнительные нюансы, возникшие после обсуждения соглашения;

  • дата заключения договора, подписи сторон.

После составления контракта, он заверяется у нотариуса. Процедура передачи прав аренды земли производится в кадастровых органах с целью учета факта перехода надела к другому лицу и фиксирования документа в базе данных.

Без прохождения регистрации в госорганах сделка считается недействительной. Исключением является краткосрочное соглашение, когда переуступка производится на срок менее 1 года, тогда соглашение разрешено не фиксировать.

Первостепенно для заключения сделки заполняют заявление от имени арендатора с волеизъявлением о передаче права на земельный участок. К бланку прилагают следующий перечень документов:

  • бланк заявления от имени предыдущего нанимателя;

  • сканированные страницы паспортов участников сделки;

  • договор аренды и его копия, заверенная нотариусом;

  • справка об отсутствии или наличии ограничений на земельном участке;

  • кадастровый паспорт надела (оригинал и копия);

  • два экземпляра соглашения о передаче прав аренды;

  • квитанция об оплате государственной пошлины и ее копия.

Обратите внимание! Иногда может потребоваться согласие собственника надела или супруга/супруги, заверенное у нотариуса. После выдачи уполномоченному гражданину пакета документов, сделка регистрируется в ЕГРН и новый арендатор официально вступает в свои права.

Источник: https://legum24.ru/sovetyi-yuristov/dogovor-pereustupki-prava-arendyi-zemelnogo-uchastka.html

Вопросы по закону
Добавить комментарий