Поломка нового автомобиля

Новый автомобиль за старый: что такое потребительский терроризм

Поломка нового автомобиля

Громкие судебные разбирательства водителей с автокомпаниями из-за неисправных машин стабильно вызывают широкий резонанс.

Кому-то удается быстро отсудить десятки миллионов за подержанную иномарку, а кто-то годами разбирается с дилерами, отчаявшись отремонтировать отечественный внедорожник по гарантии. Крупные бренды страдают от популярных блогеров, вставших на сторону автовладельцев.

«Известия» разбирались, существует ли потребительский терроризм, что грозит автокомпаниям за продажу неисправной машины и так ли им просто избежать ответственности.

Автомобиль не утюг

Дистрибьюторы и эксперты комитета автопроизводителей АЕБ считают, что российское законодательство способствует развитию «потребительского терроризма». Однако специалисты по защите прав потребителей наоборот уверяют: выиграть такой спор в суде покупателю практически невозможно.

Дилеры и автопроизводители требуют изменения законодательства в области защиты прав потребителей.

По их мнению, покупатели автомобилей — совершенно отдельная категория клиентов, для которой действующий сейчас ряд норм, в том числе по обмену, возврату и компенсации за неисправный товар, просто неприменим.

О том, что жесткие требования к автопроизводителям в итоге приводят к потребительскому терроризму, постоянно напоминает глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Об этом же недавно на форуме ForAuto заявил глава Российской ассоциации дилеров (РОАД) Олег Мосеев. По его словам, в текущем законодательстве нет такого понятия, как потеря товарной стоимости автомобиля и учет его амортизации.

Получается, утверждают дилеры, автомобили ставят в ряд с такими же товарами, как, например, утюги или холодильники.

Пробег и износ не учитываются при спорах

— Во всех развитых странах при пользовании автомобилями учитывается амортизация, — рассказал Мосеев «Известиям».

— Так, если пользователь ездил на машине два года и с ней не было никаких проблем, а недостаток всплыл спустя время, клиент должен заплатить за время пользования машиной.

На сумму, полученную в виде компенсации, можно выбрать аналогичный автомобиль на вторичном рынке, а не обогащаться за счет продавца или производителя, получая совершенно новую машину.

У нас же покупателю, в случае выявления недостатков, полагается компенсация как за новый товар, а продавцу в случае несогласия сразу же добровольно расплатиться с клиентом приходится выплачивать огромную неустойку за каждый день разбирательств, что также стоит на пути противостояния с некоторыми недобропорядочными покупателями.

Однако, по словам Мосеева, несмотря на многочисленные обращения в Роспотребнадзор, ведомство не меняет своей позиции и не готово идти на изменение норм закона «О правах потребителей».

Суды же, как он утверждает, в подавляющем числе случаев встают на сторону потребителей, которых считают менее защищенными законодательством, в то время как «именно производители и продавцы оказываются в куда менее выгодном положении».

«Ягуар» за 42 млн

В качестве примера Мосеев привел недавний скандальный случай с компанией Jaguar Land Rover, которую суд обязал выплатить покупателю почти 42 млн рублей за подержанный седан Jaguar XJ 2013 года, купленный в трейд-ин за 2,35 млн рублей.

Машина сломалась, и после того, как клиент доказал в суде, что не мог пользоваться ей более чем 40 дней, суд обязал производителя выплатить истцу стоимость нового автомобиля, моральный вред, все расходы на адвокатов.

Также компанию обязали выплатить компенсацию за каждый день с момента отправки претензии в адрес компании, коих набежало 397: дело в том, что в суд покупатель обратился, когда прошло более года после завершения продолжительного ремонта.

Так в общей сложности производитель оказался должен 42 млн рублей. В компании тогда заявили, что такое решение суда привело к незаконному обогащению автовладельца. Представители общества защиты прав потребителей, напротив, назвали решение суда совершенно обоснованным. Однако Jaguar Land Rover добился его полной отмены в суде второй инстанции, что привело к негодованию правозащитников.

Патриот родного сервиса

Но есть и другие ситуации, когда автомобилисты, вынужденные тратить всё время на постоянный ремонт своих новых машин, все-таки отстаивают в судах свою позицию. Так произошло с жителем Твери, который в 2016 году купил внедорожник «УАЗ Патриот» за 1,022 млн рублей.

За время срока действия гарантии автомобиль провел более чем 45 дней на станциях ТО: у «Патриота» отказывала электроника, не работали магнитола и датчики парковки, были проблемы с работой рулевого колеса, плохо открывались и закрывались двери и многое другое.

Автомобилист обратился к продавцу с заявлением о расторжении договора купли-продажи.

Сергей Емельянов, специалист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль»

Потребитель, приобретший автомобиль с неистекшим гарантийным сроком, в том числе и подержанный, имеет все права, с ним связанные. Сюда относится и право требовать от производителя или продавца возврата денег, в том числе в случае превышения срока гарантийного ремонта свыше 45 суток.

Он также имеет право требовать компенсации разницы цены автомобиля на момент покупки и на момент удовлетворения его требований о возврате денег, в соответствии со ст. 24 Закона о правах потребителя.

За отказ удовлетворения такого требования взыскивается неустойка — 1% за каждый день просрочки и штраф за отказ в удовлетворении отдельных требований потребителя в размере 50% от суммы, состоящей из стоимости автомобиля с компенсацией разницы цены и неустойки.

После того как экспертиза подтвердила все дефекты, производитель предложил клиенту компромиссное решение и частичное покрытие ущерба. Покупатель не согласился. Дело ушло в суд, который полностью встал на сторону клиента.

В итоге производителю пришлось не только компенсировать клиенту стоимость нового автомобиля — 1,146 млн рублей, но и выплатить компенсацию за проценты по кредиту, моральный вред, стоимость экспертизы, а также неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований клиента в размере 400 тыс. рублей и штраф 450 тыс. рублей за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя.

Новый автомобиль вместо старого — незаконное обогащение

Многие автопроизводители, опрошенные «Известиями», возмещение стоимости нового автомобиля при поломке старого также называют способом «незаконного обогащения» для водителей. Так, по их словам, суды не хотят разбираться, что иногда модели с одинаковыми названиями могут иметь совершенно разные потребительские свойства по причине выпуска в разные годы.

— Чем современнее автомобиль, тем он дороже, технологичное, иногда общего у разных поколений — одно только название, но в судах не принимают во внимание ни экономических срезов по рынку, ни таблиц с ценами на аналогичные автомобилю с обнаруженными дефектами модели, — заявил представитель одной из компаний.

Блогеры: хайп и скандалы

Учитывая высокую популярность темы, скандальные разборки между автопроизводителями и покупателями стали освещать популярные блогеры.

К примеру, Андрей Подшивалов, известный в интернете под псевдонимом Ярдрей, работает юристом и, специализируясь на спорах, связанных с автомобильной тематикой, часто снимает провокационные видеоролики, где указывает на технические проблемы у моделей известных производителей.

Он не щадит ни Audi, ни Lexus, ни Mercedes-Benz. На популярность роликов работают громкие, провокационные заголовки и конфликтное поведение блогера.

Впрочем, не все дела, в которых он участвует, так однозначны. Так, Подшивалов представлял в суде владелицу подержанного Infiniti Q50: у машины за 50 тыс. км пробега несколько раз ломался двигатель.

 yardrey.ru

Андрей Подшивалов

Суд первой инстанции принял во внимание результаты досудебной экспертизы, назвавшей причиной неисправности скрытый производственный дефект. И взыскал с компании «Арес Авто» денежные средства за проданный истице некачественный автомобиль, а также разницу с ценой сопоставимого товара, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф в пользу потребителя и судебные расходы.

Однако судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда удовлетворила апелляцию и отменила решение нижестоящей инстанции. Выяснилось, что досудебную экспертизу проводило лицо, не имеющее квалификации судебного эксперта в сфере исследования технического состояния транспортных средств.

Кроме того, транспортное средство было предоставлено для новой судебной экспертизы с частично разобранным двигателем. В связи с чем не представлялось возможным достоверно установить причины выхода двигателя автомобиля из строя. Эксперт, привлеченный судом, в качестве вероятной причины выхода двигателя из строя назвал нарушение правил эксплуатации автомобиля потребителем.

Доказать правоту очень сложно

Эксперты по защите прав потребителей в отличие от дилеров и производителей, напротив, уверяют, что суды редко полностью удовлетворяют требования автовладельцев, столкнувшихся с некачественными машинами.

— Никто не хочет призывать ошибок, соглашаться с претензиями — проще отправить дело в суд, на рассмотрение которого в первой инстанции может уйти 6–8 месяцев, потом материалы могут уйти во вторую инстанцию и выше, суды растягиваются на годы — у корпорации на это есть ресурсы, а у простых людей — нет. Поэтому некоторые не выдерживают, обращаются к разным блогерам и те, хотя и перегибают порой палку, всё равно способствуют ускорению процесса рассмотрения жалоб, — рассказал «Известиям» адвокат Евгений Синькевич.

Адвокат отметил, что компании-ответчики часто стремятся доказать, что не получали письменных претензий. При этом иногда оказывается, что организации вовсе не обслуживаются в почтовых отделениях и доставить им письма иначе как курьером лично в руки невозможно.

Источник: https://iz.ru/851631/anna-razina/novyi-avtomobil-za-staryi-chto-takoe-potrebitelskii-terrorizm

Возврат нового автомобиля в автосалон из-за частых поломок

Поломка нового автомобиля

В ноябре 2013 года Безоян приобрел в автосалоне ООО «П-Сервис» автомобиль с гарантийным сроком на 36 месяцев или 50 000 км. Половину стоимости внес наличными денежными средствами, а на вторую половину взял кредит.

После приобретения автомобиля не прошло и месяца, как возникла необходимость в его ремонте. Безоян предоставил автомобиль в сервисный центр автосалона для устранения возникших неполадок.

Весной 2014 года Безоян пользовался услугами сервиса автосалона более пяти раз. Причиной тому была неисправность то коробки переключения передач, то генератора и т.д., которые выходили из строя неоднократно.

Осенью того же года, когда горе – автомобиль вновь «вышел из строя», терпение у его владельца закончилось, так как за первый год гарантийного обслуживания данный автомобиль находился в ремонте более 30 дней.

Безоян направил в адрес автосалона претензию с просьбой вернуть ему деньги за автомобиль, естественно ответ был получен отрицательный.

В ноябре того же года, Безоян обратился в суд с требованием расторгнуть договор купли – продажи и взыскать с ООО «П-Сервис»:

стоимость автомобиля;

проценты по кредитному договору;

страховые взносы;

согласно ст. 23 «Закона о защите прав потребителей» неустойку за отказ вернуть деньги; взыскать компенсацию морального вреда.

Ответчик не согласился с требованиями в связи с тем, что Безоян не предоставил доказательств невозможности эксплуатации автомобиля в оставшийся гарантийный срок. Более того, по мнению Ответчика, требование расторгнуть договор имеет законное право, если автомобиль не используется из-за поломок более месяца в каждый гарантийный год.

Кроме того, Ответчик пояснил, что Истец продолжал ездить на автомобиле, а после представитель автосалона заявил, что сроки ремонта превышают 30 дней по вине самого Безояна, так как он умышленно не забирал автомобиль после ремонта, тем самым затягивая его место пребывания в сервисном центре автосалона.

На основании своих доводов Ответчик посчитал, что размер неустойки непропорционален нарушению обстоятельств.

Как разошлись во мнении суд первой инстанции и областной суд.

 Суд первой инстанции, для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации назначил техническую экспертизу. По результатам экспертизы было установлено, что неисправности автомобиля успешно устранялись и больше не повторялись.

Из решения районного суда (дело №2-91/2015) следует:

«В данном случае при анализе указанного заключения, указывающего на отсутствие повторности недостатков суд не связан с данным мнением эксперта, как это предусмотрено ст.

67 ГПК РФ «Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы»».

Суд первой инстанции, не обращая внимания на выводы экспертов, а исходя из фактических обстоятельств, указывающих на неоднократность ремонтных работ, частично удовлетворил требования Истца, а именно удовлетворил все требования, кроме возврата процентов по кредитному договору и страховых выплат. 

Из апелляционного определения областного суда (дело №33-10553/2015) следует: 

«В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в случае: невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

«Автомобиль истца не имеет существенного недостатка, поскольку не имеет недостатка который проявляется вновь после его устранения, а также не находился на ремонте в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцати дней. В этой связи недостатки автомобиля нельзя отнести ни к обычным недостаткам технически сложного товара, ни к существенным недостаткам»

Областной суд, отменил решение суда первой инстанции и отказал Истцу в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме, ссылаясь на выводы эксперта, который указал на отсутствие недостатков, появляющихся вновь после их устранения.

Ссылаясь на ст. 18 «Закона о защите прав потребителей», областной суд дополнительно дал разъяснения о том, что отказ от договора купли – продажи автомобиля возможен, если он находился на ремонте более 30 дней не только в первый гарантийный год, а в течение каждого из трех. 

ИТОГ: Акт областного суда был обжалован в Верховный суд Российской Федерации.

Верховный суд указал, что существенным недостатком товара являются неоднократные неисправности – те, которые выявлялись более одного раза (п.13 постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). В Верховном суде обратили внимание на факты повторного ремонта генератора и коробки переключения передач.

Так, из определения Верховного суда Российской Федерации №16-КГ16-19 следует:

«… к недостатку, который выявляется неоднократно, относятся различные недостатки, выявляемые во всём товаре, при этом каждый из указанных недостатков товара в отдельности должен делать товар не соответствующим или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется».

 

Верховный суд пояснил, что согласно ст. 18 «Закона о защите прав потребителей» право на отказ от договора купли-продажи все же есть у покупателя, если товар находился более 30 дней в любом году из всего гарантийного срока.

Из определения Верховного суда Российской Федерации №16-КГ16-19 следует:

«Право на отказ от исполнения договора купли-продажи в отношении технически сложного товара, по смыслу приведённой нормы, предоставляется при невозможности использования технически сложного товара вследствие неоднократного устранения его различных недостатков в течение более тридцати дней каждого года гарантийного срока, то есть в любом году такого срока».

 ВС отменил акт апелляции и отправил дело на новое рассмотрение обратно в Областной суд.

Апелляционная инстанция повторно рассмотрела спор Безояна с автосалоном и оставила в силе решение суда первой инстанции.

P.S. Моя первая публикация, прошу не судить строго!)

В данной публикации я анализировала возврат нового автомобиля в салон на примере конкретного дела, так как Верховный суд Российской Федерации не часто отменяет решения судов первой и второй инстанции! 

Источник: https://pravorub.ru/articles/77556.html

Что убивает вашу машину? Восемь самых распространённых причин поломки авто

Поломка нового автомобиля

Вместе с автомехаником Юрием Блиновым выясняем, с какими проблемами кировчане чаще всего приезжают в автосервис и что делать, чтобы машина ломалась реже.

28 октября в России отмечается день автомобилиста. По данным Госавтоинспекции, в Кировской области зарегистрировано более 100 тысяч легковых машин, и каждая из них нуждается в уходе и грамотной эксплуатации.

В последние годы самыми частыми поводами для обращений в автосервис стали проблемы с двигателем и подвеской. Что становится причиной поломки и как этого избежать, мы обсудили с опытным автомехаником, главным инженером по техническому обслуживанию и ремонту авто Юрием Блиновым.

1. Неаккуратная эксплуатация

Покупая новую машину, люди, как правило, считают, что её возможности безграничны. Ведь, казалось бы, авто только с завода, детали новые, а значит, проблем быть не может. Но уже после 50-тысячного пробега, что обычно соответствует 3-4 годам эксплуатации, машина начинает ломаться, повышается расход масла, наблюдаются проблемы с двигателем.

– Люди не задумываются, что машина не обкатана, детали не притёрты, и начинают носиться по ямам, небрежно эксплуатировать.

Совет первый. Чтобы не столкнуться с поломкой нового авто, нужно соблюдать несколько простых правил:

а) Прогрев машины до рабочей температуры. Несмотря на то, что производители масла уверяют, что современные смазки и присадки позволяют ездить на непрогретой машине, практика показывает, что это не так.

Перед поездкой необходимо прогреть авто до рабочей температуры. Мнения по этому вопросу часто расходятся, но наш эксперт настроен категорично. По его словам, все тепловые зазоры выставляют на горячем двигателе.

Когда двигатель холодный, возникает трение и износ.

По теме

Почему чадят кировские ПАЗики?

2822 7

б) Своевременное обслуживание. Даже если срок технического обслуживания машины еще не подошёл, масла и смазки имеют свойство старения, что выводит машину из строя. Сейчас нет масел, которые на практике сохраняют свойства больше полугода, поэтому лучше менять масло минимум 2 раза в год, вне зависимости от пробега. Да, есть межсервисный интервал, установленный автопроизводителем. Однако, по словам Юрия Блинова, этот интервал установлен для идеальных условий. А наши условия, как вы понимаете, далеки от идеальных.

в) Гигиена. Чтобы сохранить кузов, машину нужно содержать в чистоте. Внутренние поверхности сделаны из синтетических покрытий, но они тоже стареют и разрушаются под воздействием внешних факторов.

2. Долгое отсутствие эксплуатации

Если вы долго не пользовались машиной, после чего с ней начали возникать проблемы, причиной может быть сам факт длительного отсутствия эксплуатации. За время простоя детали застаиваются и теряют свойства.

– Очень распространённая ситуация – ушел человек в армию, и машина простояла год. Перед началом эксплуатации надо обслужить машину., консервационной смазкой.

Совет второй. Если вы долго не использовали машину, ей необходимо следующее:

а) Смена масла в двигателе

б) Обслуживание подвески (то есть смазка всех узлов)

в) Смазка резиновых изделий (можно силиконовым спреем)

3. Некачественный ремонт

Машина – это техника, а техника иногда может ломаться, и в целом это нормально. Главное – получить качественные услуги по ремонту и техническому обслуживанию. авто. Поэтому стоит внимательно подходить к выбору автосервиса!

– Вы приезжаете заменить масло, но по факту вам его не меняют. Хотя на руки выдают бумагу о том, что работа выполнена. Любой сторонний автомеханик заметит, что вас обманули. Имеет смысл при получении автомобиля из сервиса тщательно проверить выполнение работ, требовать выдачи замененных деталей, проверить наличие гарантии на выполненные работы)

Совет третий. Не скупитесь на контрольную проверку у другого специалиста

4. Некачественные детали

Сейчас на рынке много фирм, выпускающих детали для автомобилей, и можно нарваться на подделку. Если недавно заменённые детали систематически ломаются, скорее всего, вам подсунули контрафакт или просто решили нажиться на вашей проблеме.

– Если вы едете ремонтировать машину, лучше надеяться на запчасти автосервиса. Необходимо уточнить – какую гарантию на запчасти и работы устанавливает сервис. А если вам приходится постоянно возвращаться в сервис, чтобы чинить одно и то же, скорее всего, из вас просто выкачивают деньги.

Совет четвертый. Старайтесь не покупать запчасти самостоятельно, не имея опыта и специальных знаний. Если обслуживаетесь в одном автосервисе, но машина постоянно ломается, стоит задуматься о качестве выполнения работ. Сейчас много сервисов с бесплатной диагностикой. Просто проверьте своего мастера в другом сервисе. Не называя конкретных проблем, попросите посмотреть вашу машину.

5. Топливо

Вопреки стереотипам, топливо не может стать причиной серьёзной поломки авто. По словам Юрия, топливная система автомобиля, в том числе импортных марок, сегодня адаптирована к тому бензину, который производится в России и продается на сетевых АЗС. Небольшие проблемы в виде наличия воды в топливе могут наблюдаться в межсезонье.

Это нормально, потому что топливо гигроскопично, оно накапливает влагу. При заправке транспортного средства в бак попадает влага, находящаяся в воздухе, которая конденсируется и постепенно накапливается в топливном баке автомобиля. При отрицательных температурах вода может замёрзнуть в топливной системе вашей машины и привести к поломке.

Совет пятый. Вовремя меняйте фильтры и масло. Лучше делать это 2 раза в год – весной и осенью.

6. Начинающие водители

Частыми посетителями автосервисов являются начинающие водители, просто потому, что не умеют правильно эксплуатировать свой автомобиль.

– Существуют десятки простых правил. Например, любую турбовую машину нельзя глушить сразу, нельзя ездить на непрогретом авто и так далее. К сожалению, этого просто не объясняют во многих автошколах, в связи с чем новоиспеченные автовладельцы получают навыки вождения, но не эксплуатации.

Совет шестой. Если вы только начинаете водить машину, проконсультируйтесь с опытным водителем или автомехаником о главных правилах эксплуатации авто.

7. Дорожные условия

В последние годы ситуация на дорогах Кировской области стала лучше, так как значительное количество трасс и улиц привели в нормальное состояние. Однако проблемы с подвеской до сих пор входят в число самых распространённых, поскольку могут возникнуть и ввиду человеческого фактора.

Совет седьмой. Видишь яму – объедь или сбавь скорость.

8. Самостоятельный ремонт

Самостоятельный ремонт сродни самолечению. Он может только усугубить ситуацию, после чего проблем с машиной станет ещё больше.

– Это происходит довольно часто. Люди хотят сэкономить на сервисе и пытаются сами делать ремонт. Им кажется, что сменить воздушный фильтр – это элементарно. Да, но пока вы его меняете, можете сломать пару защёлок, и пойдёт подсос воздуха, после чего вся пыль и грязь попадут в двигатель, и двигатель начнёт барахлить.

Совет восьмой. Старайтесь ремонтировать и обслуживать авто в профессиональных автосервисах, либо под контролем специалистов.

Партнёрский материал

Источник: https://kirov-portal.ru/news/vopros-otvet/chto-ubivaet-vashu-mashinu-vosem-samyh-rasprostranyonnyh-prichin-polomki-avto-2630/

«После пятнадцатой поломки решил, что хватит». Как вернуть дилеру проблемную машину

Поломка нового автомобиля

Купил новый автомобиль — а в нем что-то не устраивает. Например, обращаться на сервис приходится чаще, чем рассчитывал. Можно ли вернуть машину дилеру и забрать деньги? Да, закон это позволяет. Но так ли просто это сделать?

«После пятнадцатой поломки решил, что хватит»

Свою историю нам рассказал юрист Илья Латышев, который недавно вернул по гарантии купленный ранее автомобиль УАЗ «Патриот», причем без суда.

— В 2016 году я купил новый УАЗ «Патриот», морально был готов к тому, что его эксплуатация не будет беспроблемной. Первый серьезный вопрос возник в мае 2017 года: оторвался рычаг коробки передач.

Потом стал уходить тосол — заменили радиатор, хотя поначалу утверждали, что охлаждающая жидкость просто испаряется. Как-то перед поездкой перестал работать свет — вылетел электронный блок управления. Ушло масло — заменили прокладку масляного картера.

Выходили из строя повторитель поворотника на зеркале, парктроники, концевик дверей, отвалились обе форсунки стеклоомывателя, — перечисляет возникшие вопросы Илья Латышев.

Терпение автовладельца иссякло, когда через два месяца рычаг КП снова отвалился, а на следующий день отключилась мультимедийная система. В итоге УАЗ «Патриот» ломался более 15 раз.

— Да, большинство поломок были мелкими или неповторяющимися, — уточняет Илья. — Но дважды отваливавшийся на скорости рычаг переключения передач — это уже опасная поломка. Причем второй раз он оторвался, когда я с тремя детьми ехал за город. За любую из этих поломок я имел законное право требовать возврата денег за купленный автомобиль.

В итоге в августе 2018 года Илья написал заявление о расторжении договора и возврате денег компании, продавшей проблемную машину (на тот момент она уже перестала быть дилером УАЗ).

— Через положенные по закону 7 дней, в течение которых продавец обязан вернуть деньги за товар ненадлежащего качества, я получил формальный ответ с отказом в возврате денег.

Основание — пункт договора купли-продажи о том, что если неисправность автомобиля можно устранить, то она не является основанием для расторжения договора и возврата денег, — вспоминает Илья.

Затем какое-то время он общался с сотрудниками компании по телефону, объяснял, что хочет уладить дело без суда.

По словам автомобилиста, если бы дело дошло до суда, то, кроме стоимости самой машины, он планировал взыскать разницу в цене автомобиля на дату продажи и дату возврата денег (около 3000 долларов), пеню за несвоевременный возврат денег (около 5000 долларов) и моральный вред.

— В итоге компания посчитала, что дешевле уладить этот вопрос мирным путем, и в конце сентября мне вернули деньги за «Патриот», а я подписался под тем, что претензий к продавцу больше не имею, — рассказывает счастливый конец своей истории Илья Латышев.

Что говорит закон: когда можно вернуть «проблемный» автомобиль

В конце прошлого года изменился Закон «О защите прав потребителей». Теперь потребитель может потребовать заменить автомобиль или вернуть за него деньги при любой поломке в течение месяца после продажи.

— Но это не значит, что если в течение месяца после покупки у вас перегорела лампочка, вы можете бежать к дилеру обратно за деньгами. Поломка должна попадать под гарантийный случай, — предупреждает юрист.

Если прошел месяц и автомобиль ломается, требовать замену или возврат денег можно, только если поломка относится к категории существенных недостатков либо если гарантийный ремонт превысил установленные законом сроки (по общему правилу, 14 дней, по письменному соглашению с потребителем — до 30 дней). При превышении сроков гарантийного ремонта недостаток не обязательно должен быть существенным.

К существенным недостаткам относятся неустранимые недостатки; недостатки, ремонт которых стоит 30 и более процентов от стоимости товара; неоднократно появляющиеся недостатки; недостатки, которые проявляются вновь после их устранения, либо другие подобные недостатки.

Отдельно стоит остановиться на понятии «неоднократно появляющийся недостаток (проявляющийся два и более раза)». Если подходить формально, то это должна быть одна и та же неисправность — например, постоянно «залипающий» концевик дверей. Но, как показывает практика, могут быть и другие ситуации.

Например, в прошлом году один из судов рассматривал дело, когда потребитель перекрашивал новый автомобиль по гарантии около 10 раз! При этом проблемы с лакокрасочным покрытием появлялись в разных местах. И формально они были не одной и той же неисправностью (для этого проблема должна была проявляться в одном и том же месте).

Но суд в совокупности счел все эти недостатки повторяющимися и взыскал с дилера деньги за автомобиль.

Кроме того, в законе есть оговорка — «иные подобные недостатки». Поэтому при желании суд может 15 разных поломок счесть существенным недостатком автомобиля и обязать продавца вернуть за него деньги.

Совет юриста: фиксируйте каждое обращение к дилеру

Как бы ни развивались ваши отношения с дилером и автомобилем, важно фиксировать все факты обращения по гарантии. Требовать выдачи документа о передаче автомобиля на ремонт. Проверять, чтобы там были указаны все неисправности, с которыми вы обратились. После ремонта нужно требовать выдачи заказ-наряда на ремонт с указанием всех проведенных работ.

С учетом изменения нормы закона о возврате денег за автомобиль необходимо четко следить за датами на документах на сдачу автомобиля на гарантийный ремонт и на его выдачу. Ведь теперь просрочка гарантийного ремонта — это один из двух случаев, когда можно требовать вернуть деньги за неисправный автомобиль.

— С учетом того, что теперь закон допускает увеличение срока гарантийного ремонта до месяца по письменному согласию потребителя, необходимо смотреть, чтобы нигде на подписываемых потребителем документах (договор купли-продажи, заявка на ремонт, заказ-наряд) мелким шрифтом не было написано про согласие с увеличением срока гарантийного ремонта до 30 дней, — объясняет Илья Латышев.

Если продавец не вернул деньги добровольно, готовьтесь к походу в суд основательно.

— Суд затянется месяца на три-четыре, а если будет назначена экспертиза, то может быть и дольше, — сразу предупреждает юрист. — И в суде продавец будет доказывать (в том числе и с помощью экспертизы), что поломка вашего автомобиля — это не гарантийный случай, а вы сами его сломали. А в этом случае возврат денег или замена автомобиля по гарантии вам не положены.

Нет неисправности — нет денег

Нужно отметить один немаловажный нюанс. Если неисправность в автомобиле устранена, то оснований для возврата денег нет. Это не касается лишь случая, когда просрочен срок гарантийного ремонта.

Поэтому если в автомобиле возник существенный недостаток (или любой недостаток в течение первого месяца после покупки) и потребитель хочет расторгнуть договор и вернуть деньги, то нужно четко заявлять продавцу отказ от ремонта.

Писать это в заявлении, выделять жирным, требовать, чтобы продавец на заявлении расписался. Дублировать в заказ-наряде, если автомобиль все же передается на сервис.

Если же недостаток несущественный (к примеру, возник первый раз) и его исправляют по гарантии, то в последующем он все равно будет учитываться при определении существенности нового недостатка.

Всегда ли суд на стороне дилера

Судебная практика по делам с возвратом «проблемных» машин в Беларуси очень разнообразная. AUTO.TUT.BY известны истории, когда в ситуациях с серьезными дефектами суды вплоть до Верховного существенных недостатков в автомобилях не усматривали и в исках отказывали.

Но не всегда. Например, были такие истории. После покупки автомобиля владелец четыре раза на протяжении двух лет обращался в сервисный центр официального дилера для устранения поломок в порядке гарантийного обслуживания.

В общей сложности на устранение дефектов дилером затрачено 3,44 нормо-часа, а общая стоимость всех ремонтов составила около 200 рублей. При этом суммарно автомобиль находился в сервисе 5 дней.

За период эксплуатации на автомобиле была произведена замена комбинации панели приборов, блока управления стеклоподъемниками, заднего левого амортизатора и расширительного бачка. Суд признал недостатки существенными, «так как они являлись значительными, возникали неоднократно, имели производственный характер».

При этом факт их устранения не лишал права потребителя требовать расторжения договора и возврата уплаченных средств. Более того, «поскольку истец в связи с нарушением его прав испытывал нравственные страдания, суд обоснованно взыскал в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей».

— С разовыми несерьезными дефектами я бы в суд не ходил. Даже если они возникли в первый месяц и закон дает право потребовать от продавца деньги.

Или если немного затянуты сроки гарантийного ремонта при условии нормального человеческого отношения дилера к покупателю, — высказывает свою позицию Илья Латышев.

— Но если машина на гарантии буквально «сыплется», я бы принципиально требовал вернуть за нее деньги. Только при таком подходе можно сформировать судебную практику, соответствующую закону.

Новый «потребительский закон» усложнит жизнь автодилерам

Дилеры говорят, что «в подавляющем большинстве случаев отношения автодилеров и владельцев автомобилей носят цивилизованный характер», но в свете изменения законодательства опасаются потребительского экстремизма.

Как говорит заместитель председателя БАА и руководитель дилерского центра Сергей Варивода, в момент обсуждения закона показалось, что бизнес смог добиться взвешенного подхода в вопросе защиты прав потребителей, снизить драконовские штрафы за нарушение сроков удовлетворения требований потребителей. БАА сумела продлить сроки гарантийного ремонта с 14 до 30 дней с письменного согласия покупателя, если это не противоречит договору.

Однако закон был принят без учета некоторых согласованных принципиальных поправок.

— Когда в законе сохраняются такие формулировки, как «другие подобные» для целей квалификации существенности недостатка товара, это оставляет лазейку для широкого толкования. Это первое, что представители автобизнеса пытались убрать из закона. Норма права должна быть однозначной и не допускать произвольного толкования, — считает Сергей Варивода.

Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/610396.html

«Попытка клиента расторгнуть договор — потребительский экстремизм»

Поломка нового автомобиля

В условиях кризиса российские автодилеры и импортеры стали менее охотно признавать брак в продаваемых ими автомобилях, вынуждая клиентов обращаться за расторжением договоров купли-продажи в суд. «Газета.

Ru» разбиралась, в каких случаях можно вернуть деньги за неисправную машину, как дилеры пытаются уйти от ответственности за качество проданного авто и как ассоциация дилеров намерена лишить автовладельцев права на компенсацию продавцом полной стоимости машины.

2,8 млн за BMW 5-Series

В минувший вторник очередному россиянину удалось отсудить у дилера крупный штраф и полностью вернуть себе деньги за неисправный автомобиль. По сообщению пресс-службы Красноярского краевого суда, мужчина приобрел в одном из автосалонов города BMW 525 xDrive за 2,135 млн руб.

Уже в первый год эксплуатации автовладелец столкнулся с браком системы отопления салона и обогрева стекол. Дилер несколько раз брался за ремонт по гарантии, но так и не мог устранить все проблемы.

В результате владелец седана премиум-класса решил расторгнуть договор купли-продажи и получить всю сумму за автомобиль обратно, но получил отказ от дилера.

Один из районных судов Красноярска еще в апреле текущего года постановил расторгнуть договор купли-продажи автомобиля. Пытаясь избежать предусмотренного законом «О защите прав потребителей» штрафа, продавец вернул клиенту уплаченные ранее за машину деньги (2 млн 135 тыс. руб.) за две недели до вынесения судом решения.

Автовладельца такой размер компенсации не устроил: он обжаловал решение суда, потребовав наложить на автосалон штраф в свою пользу за ненадлежащее исполнение обязательств. Суд удовлетворил жалобу, согласившись, что, поскольку спор разрешался в суде, добровольный порядок возмещения стоимости машины автосалон не выполнил. В результате дилера обязали выплатить истцу дополнительно 700 тыс. руб.

В июне этого года владелец вышедшего из строя премиального внедорожника Mercedes-Benz G 55 AMG стоимостью 7,65 млн руб. отсудил у импортера более 9,2 млн руб.

Количество жалоб покупателей на мошенничества и обманы со стороны автодилеров резко возросло. Клиенты утверждают, что реальные цены и кредитные ставки… →

Когда у внедорожника произошла серьезная поломка — разрушение блока цилиндров двигателя и коленвала, — гарантийный срок уже закончился.

Однако, поскольку срок службы транспортного средства не уточнялся в технической документации, в соответствии с законом о защите прав потребителей он составлял 10 лет либо до того момента, когда не останется свободных граф для отметок о прохождении ТО в сервисной книжке.

Для устранения неисправности требовалась замена двигателя, что обходилось примерно в 2,5 млн руб. и превышало 20% стоимости внедорожника. Владелец машины решил, что оснований для расторжения договора купли-продажи машины достаточно, и обратился к продавцу. Однако ни дилер, ни импортер не отреагировали на жалобу клиента, поэтому он подал иск в суд.

В своем иске он потребовал вернуть полную стоимость внедорожника, разницу между уплаченной суммой и стоимостью аналогичной модели на текущий момент, выплатить компенсацию за моральный вред и неустойку, а также штраф в размере 50% от присужденной суммы. Суд удовлетворил иск автовладельца частично, обязав «Мерседес Бенц Рус» выплатить заявителю 9,23 млн руб.

Рекордную в сравнении с ценой автомобиля сумму удалось отсудить владелице Volkswagen Touareg. Россиянка приобрела новый внедорожник у дилера в Челябинске.

После того как автомобиль проехал 30 тыс. км, у него вышла из строя система отопления – в салон перестал поступать воздух. Девушка несколько раз чинила машину у официального дилера, но через некоторое время дефект возникал опять.

В добровольном порядке компания не пожелала вернуть клиенту деньги за автомобиль, поэтому в суд был подан иск.

В результате длительного судебного разбирательства эксперты подтвердили заводской характер дефекта, а суд постановил взыскать с производителя в пользу истца уплаченную за машину сумму — 2,34 млн, неустойку за нарушение срока возврата денег за автомобиль — 2,5 млн, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя — 2,42 млн, компенсацию судебных расходов и штраф около 50 тыс. руб., а также компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. руб. В общей сложности суд обязал выплатить истцу более 7 млн руб.

Мнения юристов

«Иски к дилерам в России – это единичные случаи, — рассказал «Газете.Ru» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

— В год по всей стране в суд обращается порядка 100 автовладельцев при 2–3 млн проданных автомобилей за это же время.

Никаких тенденций к росту числа судебных разбирательств с недобросовестными дилерами или импортерами сейчас не отмечается.

Однако, судя по тому, как сервисные центры загружены ремонтными работами гарантийных автомобилей, исков могло бы быть значительно больше».

Эксперт отмечает, что многие автовладельцы, которые хотели бы вернуть машину и получить все деньги обратно, не обращаются в суд, понимая, что это – не менее шести месяцев битвы адвокатов, три экспертизы и расходы на юристов.

«Российские дилеры считают, что попытка клиента расторгнуть договор купли-продажи — это потребительский экстремизм, — говорит Янин.

— Дилеры склонны перекладывать вину на клиента, ссылаясь на человеческий фактор, или на производителя, который допустил брак.

Удивительно, что дилеры не хотят нести совсем никакой ответственности за товар, учитывая тот факт, что им создали максимально благоприятные условия для навязывания гарантийного обслуживание по завышенным ценам».

Российский авторынок, став одним из ведущих в Европе по объемам продаж, по качеству сервиса не меняется. Дилеры по-прежнему завышают цены на ремонт и… →

Юрист Московского общества защиты потребителей Жанна Ефимова отмечает, что обращения автовладельцев, которые хотят вернуть автомобиль из-за существенного недостатка, к ним поступают достаточно часто.

«Существенный недостаток — это, например, когда автомобиль несколько раз был в ремонте с одной и той же неисправностью,

— пояснила «Газете.Ru» Ефимова. — При этом не обязательно, чтобы все визиты в сервис происходили во время гарантийного периода».

Юрист отмечает, что сервисные центры прибегают к различным уловкам, в результате чего клиенту сложнее доказать в суде свою правоту.

«Мы фиксируем тенденцию с отказами сервисов выдавать клиентам заказ-наряды на работы, — уточняет Ефимова. — Менеджеры усыпляют бдительность потребителей, говоря, что все данные хранятся в компьютере.

Однако, когда дело доходит до суда, выясняется, что вся информация по обращениям автовладельца из компьютера куда-то пропала.

Поэтому автовладелец обязательно должен требовать выдать ему заказ-наряд даже в том случае, если сервис не смог устранить неполадку, а мастер не проводил никаких работ».

По словам собеседницы, примерно половина судебных исков по существенным недостаткам автомобиля удовлетворяется. «Решение суда зависит не только от правомерности требований потребителя, но и наличия у него документов, по которым можно установить историю его обращений к дилеру», — подчеркивает юрист.

Клиентов хотят лишить права требовать всю сумму за автомобиль

Согласно закону «О защите прав потребителей», покупатель может отказаться от исполнения договора купли-продажи технически сложного товара (автомобиль относится к этой категории) и потребовать возврата уплаченной за него суммы при обнаружении существенного недостатка. Кроме того, поводом для расторжения договора могут быть нарушения обязательств дилера по ремонту в течение 45 дней или невозможность использовать машину более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения дефектов.

Однако вскоре автовладельцев этого права могут лишить. Так, ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) готовит поправки в закон «О защите прав потребителей» по ограничению возможности покупателя получить компенсацию полной стоимости машины в случае выявления существенного недостатка.

Российские автодилеры попросили правительство внести в закон «О защите прав потребителей» понятия амортизации и существенных недостатков… →

В ассоциации считают, что потребители манипулируют законодательством в корыстных целях, поэтому предлагают внести в закон понятие амортизации, когда в течение гарантийного срока стоимость машины снижается.

«Таким образом, если клиент захочет получить деньги обратно, он сможет вернуть лишь часть заплаченной суммы, — пояснил «Газете.Ru» президент РОАД Владимир Моженков. —

Сейчас дилеры в условиях кризиса работают практически в ноль, поэтому любое решения суда, обязывающее выплатить клиенту несколько миллионов рублей, — катастрофа для них».

По его словам, РОАД намерена добиться внесения поправок в закон в течение осенней сессии в Госдуме.

«Сейчас дилеры понимают, что закон несправедлив, и, конечно, они пытаются действовать так, чтобы минимизировать свои риски, — поясняет Моженков. — Это тоже неправильно — нужно действовать не на бытовом уровне, а в правовых рамках. Но когда закон будет изменен, такое поведение дилеров в отношении клиентов прекратится. Лучше станет всем: и автовладельцам, и дилерам».

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2015/08/06_a_7670529.shtml

Вопросы по закону
Добавить комментарий