Претензионный порядок возмещения вреда в случае утраты груза перевозчиком

Вс рф разъяснит, какие нормы применяются к возникающим на основании договоров перевозки и транспортной экспедиции отношениям

Претензионный порядок возмещения вреда в случае утраты груза перевозчиком

Обобщение судебной практики по спорам, вытекающим из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции, позволило Верховному Суду Российской Федерации сформировать ряд правовых позиций, касающихся, в частности, ответственности сторон: перевозчиков – за утрату, недостачу или повреждение порчу груза, грузоотправителей – за искажение сведений о грузе, экспедитора – за неисполнение договора и др. (обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 20 декабря 2017 г.). Расширить эти позиции и в принципе разъяснить особенности регулирования соответствующих отношений призван рассмотренный на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ проект Постановления “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” (далее – Проект; текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

ВС РФ обращает внимание на то, что, помимо норм Гражданского кодекса, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав) и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила перевозок), на отношения, которые возникают из договоров перевозки и транспортной экспедиции, заключенных для не связанных с предпринимательской деятельностью целей, распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I “О защите прав потребителей” (далее – закон о защите прав потребителей). Кроме того, перевозчики – организации и ИП, которые осуществляют как коммерческие перевозки, так и транспортировку людей и материальных объектов для собственных нужд без заключения договоров перевозки, должны выполнять обязанности, установленные для эксплуатирующих транспортные средства лиц (в частности – ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).

Также в Проекте отмечается, что если транспортировка пассажира и его багажа выполняется лицом, для которого перевозка является основным видом деятельности, к соответствующему договору применяются положения о публичном договоре и договоре присоединения (ст. 426 и ст. 428 ГК РФ).

Важное разъяснение касается порядка подтверждения факта заключения договора перевозки пассажира и багажа – прямо указано, что в случае отсутствия, в том числе в связи с потерей, или неправильного оформления билета или багажной квитанции наличие договорных отношений между сторонами можно подтвердить другими доказательствами, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет наложение на перевозчика предусмотренной законодательством ответственности (п. 1 ст. 793 ГК РФ).

Причем отвечает перевозчик не только за себя, но и за действия иных лиц, услугами которых он пользуется при перевозке, подчеркивает ВС РФ.

Так, например, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира во время перевозки с использованием арендованного транспортного средства ответственность должен нести именно перевозчик, а не владелец ТС, поясняет суд.

Особое внимание предлагается обратить на тот факт, что перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение багажа вне зависимости от наличия его вины в этом.

Таким образом, по мнению Суда, причиненный действиями третьих лиц вред (в ДТП по их вине или при хищении багажа) возмещается перевозчиком.

От обязанности по возмещению ущерба он освобождается, только когда повреждение или утрата багажа произошли в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Поскольку возмещение ущерба при недостаче или утрате багажа невозможно без определения его стоимости, ВС РФ счел нужным уточнить, что при отсутствии сведений о документальной стоимости багажа – указанной в договоре или счете продавца товара – следует использовать среднюю рыночную цену соответствующих товаров в месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или день принятия судебного решения. Причем даже если невозможно доказать действительную стоимость багажа, суд не вправе отказывать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что их размер не может быть установлен с разумной степенью достоверности, подчеркивается в Проекте. В этом случае суд определяет сумму возмещения исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п. 5 ст. 393 ГК РФ).

При этом важно помнить, что перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа по причине ненадлежащей его упаковки – за исключением случаев, когда обязался самостоятельно упаковать багаж или знал о недостатках упаковки в момент принятия товара, но не указал это в провозных документах, – так как обязанность по надлежащей подготовке багажа к перевозке с целью обеспечить его сохранность лежит на пассажире (п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава, п. 63 и п. 74 Правил перевозок). Тем не менее перевозчик должен доказать, что багаж был утрачен или поврежден именно вследствие ненадлежащей упаковки, отмечает ВС РФ.

Также предполагается указать судам, что при удовлетворения требований пассажира, основанных на законодательстве о защите прав потребителей, они обязаны поставить вопрос о взыскании с перевозчика штрафа, предусмотренного за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей), вне зависимости от того, ходатайствовал об этом сам пассажир или нет.

Крайне важным является разъяснение о возможности привлечения к ответственности за вред, причиненный в процессе перевозки, агрегаторов такси и иных лиц, осуществляющих поиск клиентов для заключения договоров перевозки пассажиров и багажа.

Агрегатор, по мнению Суда, должен отвечать перед пассажиром в случае, когда заключил договор от своего имени, а также если у пассажира на основании содержания рекламы, информации на сайте агрегатора или переписки с ним сложилось мнение, что он заключает договор именно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником или привлеченным для исполнения обязательств по перевозке третьим лицом.

Отдельный раздел Проекта посвящен пояснениям ВС РФ о надлежащем применении норм, регулирующих перевозку грузов. Определено, в частности, как разграничить договор перевозки груза и иные договоры, предполагающие транспортировку каких-либо материальных объектов.

Если основная обязанность одной из сторон договора заключается не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза, в частности – о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику, считает Суд.

В качестве примера приведен договор об утилизации твердых бытовых отходов, предполагающих их вывоз с использованием транспортного средства.

ВС РФ напоминает, что за повреждение или утрату груза в связи с ненадлежащей упаковкой может отвечать как грузоотправитель, так и перевозчик – если обязался сам упаковать груз или не указал в транспортной накладной известные ему сведения о недостатках упаковки. При этом бремя доказывания того факта, что груз поврежден или утрачен именно вследствие ненадлежащей упаковки лежит на перевозчике.

В остальных случаях за сохранность груза с момента его принятия для перевозки до момента выдачи грузополучателю отвечает перевозчик, даже если утрата или повреждения груза произошли вследствие, например, случайного возгорания транспортного средства, аварии не по вине перевозчика или противоправных действий третьих лиц, в частности кражи груза, отмечает ВС РФ. Однако не стоит забывать о законодательно установленных основаниях для освобождения перевозчика от ответственности (ст. 36 Устава).

Особым образом оговаривается в Проекте право грузоотправителя, являющегося продавцом товара, требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку доставки груза, в размер которых может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара.

Когда перевозка груза осуществляется на основании договора транспортной экспедиции, за его утрату, недостачу или повреждение по причине ненадлежащей упаковки отвечает экспедитор, поскольку на нем лежит обязанность проверять представленную клиентом информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г.

№ 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”; далее – закон о транспортно-экспедиционной деятельности), подчеркивается в Проекте. А при распределении между экспедитором и перевозчиком ответственности за утрату или повреждение груза вследствие иных причин определяющее значение имеет содержание обязательств экспедитора.

Если в соответствии с договором он обязан лишь выполнять определенные функции грузоотправителя, например подготавливать необходимые для перевозки документы или осуществлять расчеты с перевозчиком, такая ответственность на него не может быть возложена, отмечает Суд.

Если же экспедитор обязуется фактически осуществить перевозку или гарантировать сохранную доставку груза, он отвечает за утрату или повреждение груза (ст. 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Предъявление грузоотправителем иска о возмещении реального ущерба к перевозчику не исключает возможности заявления аналогичных требований к экспедитору, если согласно договору он также должен был обеспечить сохранность груза, считает ВС РФ. В этом случае должны применяться нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 ГК РФ), что исключит возможность неосновательного обогащения грузоотправителя.

Если экспедитор заключает договор от своего имени, именно он вправе предъявлять перевозчику требования о возмещении причиненного частичной или полной утратой либо порчей груза ущерба.

Причем не имеет значения, кто является собственником груза и возместил ли экспедитор клиенту соответствующий ущерб, – перевозчик обязан исполнить его требования, указано в Проекте.

При этом оговаривается обязанность экспедитора уступить клиенту по его требованию права по договору перевозки с целью возмещения убытков перевозчиком, а также переход к клиенту прав и обязанностей экспедитора в случае его банкротства – по аналогии с уступкой требования и переходом прав по договору комиссии (п. 2 ст. 993, абз. 6 ст. 1002 ГК РФ).

Оплачивается перевозка заключившим договор лицом, поэтому в случае его заключения экспедитором фактический перевозчик не вправе требовать оплаты от грузоотправителя, даже того, который по указанию экспедитора подписал транспортную накладную, подчеркивает Суд.

В заключительном блоке разъяснений рассматриваются вопросы о применении к спорам, связанным с перевозкой и транспортно-экспедиционным обслуживанием, сроков исковой давности и порядке рассмотрения претензий.

В частности, поясняется, что срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения убытков клиенту и начинает течь со дня выдачи груза (в случае его недостачи или повреждения) либо со дня признания груза утраченным.

Также отмечается, что перевозчик, не ответивший на предъявленную претензию в течение 30 дней с момента ее получения (ч. 1 ст. 40 Устава), не сможет ссылаться на несоблюдение обязательного претензионного порядка истцом в связи с ненадлежащим оформлением претензии.

Кроме того, Суд напоминает, что на период соблюдения претензионного порядка исковая давность по соответствующему требованию приостанавливается.

Стоит отметить, что и судейское, и научное сообщество в целом поддержали Проект, предложив внести в него ряд поправок.

Так, например, включение в один пункт разъяснений о недопустимости взимания платы за оформление билетов и праве агента получать вознаграждение за свои услуги, если договор перевозки пассажира и багажа заключается через него, может быть истолковано как возможность включения в это вознаграждение платы за оформление билетов, полагает заместитель Министра юстиции РФ Юрий Любимов. Кроме того, Минюст России предлагает скорректировать по существу положения проекта об ответственности перевозчика за утрату багажа – ограничив ее только случаями причинения вреда вследствие грубой неосторожности (например, когда водитель не закрыл багажное отделение, в том числе во время остановки в пути, что привело к хищению багажа).

Таким образом, не исключается внесение в Проект точечных правок в ходе его доработки редакционной комиссией.

Источник: http://www.garant.ru/news/1203111/

2. Претензионный порядок разрешения споров

Претензионный порядок возмещения вреда в случае утраты груза перевозчиком

Порядок обращения с претензией кперевозчику Гражданским кодексом РФотнесен к компетенции соответствующихтранспортных уставов и кодексов (797 ГК).

Так в соответствии с Уставомжелезнодорожного транспорта(ст.122УЖД):

– претензии, возникшие всвязи с осуществлением перевозки грузов,предъявляются к перевозчику;

– претензии, возникшие в связи сосуществлением перевозки грузов впрямом смешанном сообщении, предъявляютсяк:

а) перевозчику, если конечным пунктомперевозки грузов является железнодорожнаястанция;

б) соответствующей организации транспортадругого вида, которая обслуживаетконечный пункт перевозки грузов или введении которой находится этот пункт.

Претензии к перевозчикаммогут быть предъявлены в течение шестимесяцев8,а претензии в отношении штрафов и пени- в течение сорока пяти дней.

Указанные сроки предъявления претензийисчисляются в отношении:

– возмещения за повреждение (порчу) либонедостачу груза со дня выдачи груза;

– возмещения за утрату груза по истечениитридцати дней со дня окончания срокаего доставки;

– возмещения за утрату груза в процессеего перевозки в прямом смешанномсообщении по истечении четырех месяцевсо дня приема груза для перевозки;

– возмещения за утрату грузобагажа поистечении тридцати дней после окончаниясрока доставки грузобагажа физическихлиц и по истечении десяти дней послеокончания срока доставки грузобагажаюридических лиц;

– просрочки доставки груза, грузобагажасо дня выдачи груза, грузобагажа;

– возврата платы за пользование вагонами,контейнерами, штрафа за задержку вагонов,контейнеров со дня получения заявителемпретензии копии инкассового поручения(счета) перевозчика о начислении такихплаты, штрафа;

– взыскания штрафа за невыполнениепринятой заявки по истечении пяти днейс момента взыскания штрафа;

– взыскания штрафа за использованиеперевозчиком вагонов, контейнеров,принадлежащих грузоотправителям,грузополучателям, другим юридическимили физическим лицам либо арендованныхими без согласия их владельца, поистечении срока доставки таких вагонов,контейнеров после выгрузки грузов иливозврата их в пункт приписки;

– иных возникших в связи с осуществлениемперевозки случаев со дня наступлениясобытий, послуживших основаниями дляпредъявления претензий.

Перевозчик вправе принять для рассмотренияпретензию по истечении установленныхнастоящей статьей сроков, если признаетуважительной причину пропуска срокапредъявления претензии (ст.123 УЖД).

Полученную претензию перевозчик долженрассмотреть и о результатах ее рассмотренияуведомить в письменной форме заявителяв течение тридцати дней со дня полученияпретензии.

Срок исковой давности по перевозкамгрузов железнодорожным транспортомсоставляет один год со дня наступлениясобытий, послуживших основаниями дляпредъявления претензий.

В соответствии с Уставомавтомобильного транспорта (ст.159УАТ):

– претензии, возникающие из перевозкигрузов, предъявляются к автотранспортномупредприятию или организации, выдавшимгруз, а в случаях полной утраты груза -к автотранспортному предприятию илиорганизации, принявшим груз к перевозке;

– претензии, возникающие из перевозкигруза в прямом смешанном сообщении,предъявляются:

а) к автотранспортному предприятию илиорганизации, если конечным пунктомявляется грузовая автостанция;

б) к другому соответствующему транспортномуоргану, если конечным пунктом перевозкиявляется станция железной дороги, порт(пристань) или аэропорт.

Претензии к автотранспортному предприятиюили организации могут быть предъявленыв течение шести месяцев, а претензии обуплате штрафов – в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются:

а) со дня выдачи груза – по претензиям овозмещении за порчу, повреждение илинедостачу груза;

б) по истечении 30 суток со дня окончаниясрока доставки груза при междугородныхперевозках и 10 суток со дня приема грузапри городских и пригородных перевозках- по претензиям о возмещении за утратугруза;

в) со дня выдачи груза – по претензиям опросрочке в доставке груза;

г) по истечении 4 месяцев со дня приемагруза к перевозке – по претензиям овозмещении за утрату груза, возникшимиз перевозок в прямом смешанном сообщении;

е) со дня окончания срока, установленногоПравилами для сверки записей в учетномдокументе по выполнению плана и принятогок исполнению разового заказа, – попретензиям о взыскании штрафа за невывозгруза, предусмотренного согласованнымзаданием на перевозку или разовымзаказом;

ж) со дня получения заявителем претензиикопии платежного требования (счета)автотранспортного предприятия илиорганизации о начислении штрафа – попретензиям о возврате штрафа за простойавтомобилей и задержку контейнеров,взысканного в безакцептном порядке;

з) со дня наступления события, послужившегооснованием для предъявления претензии,- во всех остальных случаях.

Автотранспортное предприятие илиорганизация обязаны рассмотретьзаявленную претензию и уведомитьзаявителя об удовлетворении илиотклонении ее в следующие сроки со дняполучения претензии:

а) в течение 3 месяцев – по претензиям,возникшим из перевозок в автомобильномсообщении;

б) в течение 6 месяцев – по претензиям,возникшим из перевозок в прямом смешанномсообщении;

в) в течение 45 дней – по претензиям обуплате штрафов.

Иски в связи с перевозками грузовавтомобильным транспортом предъявляютсяв двухмесячный срок со дня полученияответа автотранспортного предприятияили организации на предъявленнуюпретензию или со дня истечения срока,установленного для ответа на нее.

В соответствии с Кодексомвнутреннего водного транспортапретензии, возникающие в связи сперевозками грузов или буксировкойбуксируемых объектов, предъявляютсяперевозчикам или буксировщикам по местуих нахождения (ст.160 КВВТ).

Претензии к перевозчикам или буксировщикаммогут быть предъявлены в течение срокаисковой давности. Сроки исковой давностиисчисляются в отношении:

а) возмещения ущерба за утрату грузаили буксируемого объекта – по истечениитридцати дней со дня окончания срокадоставки груза или буксируемого объекта;

б) возмещения ущерба за недостачу,повреждение (порчу) груза или повреждениебуксируемого объекта – со дня выдачигруза или буксируемого объекта;

в) несоблюдения срока доставки грузаили буксируемого объекта, возвратаизлишне уплаченной провозной платы -со дня выдачи груза или буксируемогообъекта;

г) возмещения ущерба за недостачуоднородных грузов, перевозки которыхосуществляются навалом, насыпью илиналивом и отправки которых осуществляютсяв соответствии с договором об организацииперевозок грузов, – со дня подписанияакта сверки расчетов за количествопринятых для перевозки и сданныхгрузополучателям грузов.

Перевозчик или буксировщик обязанрассмотреть полученную претензию и орезультатах уведомить в письменнойформе заявителя в течение 30 дней со дняполучения претензии (ст.163 КВВТ). Срокисковой давности составляет один годи начинается со дня наступления события,послужившего основанием для предъявленияпретензии.

В соответствии с Кодексомторгового мореплавания(ст.403 КТМ) претензии предъявляются:

– к перевозчику, который осуществлялперевозку груза, и, если перевозка грузане была осуществлена, к перевозчику,который в соответствии с договоромморской перевозки груза был обязаносуществить ее;

– к перевозчику, доставившему груз вконечный пункт перевозки, если перевозкаосуществлялась в смешанном сообщении.

Претензия к перевозчику, вытекающая издоговора морской перевозки груза, можетбыть предъявлена в течение срока исковойдавности (ст.406 КТМ), который составляетодин год (ст.408 КТМ). Указанный срокисчисляется по требованиям:

а) возмещения ущерба за утрату груза -по истечении тридцати дней со дня, вкоторый груз должен быть выдан, приперевозке в смешанном сообщении – поистечении четырех месяцев со дня приемагруза для перевозки;

б) возмещения ущерба за повреждениегруза, просрочки его доставки и возвратаперебора или взыскания недобора провозныхплатежей – со дня выдачи груза и, еслигруз не был выдан, – со дня, в который ондолжен быть выдан;

в) возмещения убытков за неподачу суднаили подачу его с опозданием, платы запростой судна, премий за досрочнуюпогрузку или выгрузку груза – со дняокончания месяца, следующего за тем, вкотором началась или должна была начатьсяперевозка груза;

г) ко всем остальным случаям – со днянаступления события, послужившегооснованием для предъявления требования.

Перевозчик обязан рассмотреть претензию,вытекающую из договора морской перевозкигруза, в течение тридцати дней со дняее получения и уведомить заявителя обудовлетворении или отклонении претензии(ст.407 КТМ).

Со дня предъявления к перевозчикупретензии, вытекающей из договораморской перевозки груза, течение срокаисковой давности приостанавливаетсядо получения ответа на претензию илиистечения установленного для ответасрока.

В соответствии с Воздушнымкодексом (ст.126 ВК)претензия к перевозчику при внутреннихвоздушных перевозках может бытьпредъявлена в течение шести месяцев.Указанный срок исчисляется следующимобразом:

а) о возмещении вреда в случае недостачиили повреждения (порчи) груза или почты,а также в случае просрочки их доставкисо дня, следующего за днем выдачи груза,а в отношении почты – с даты составлениякоммерческого акта;

б) о возмещении вреда в случае утратыгруза – через десять дней по истечениисрока доставки;

в) о возмещении вреда в случае утратыпочты – по истечении срока доставки;

г) о возмещении вреда во всех остальныхслучаях – со дня наступления события,послужившего основанием для предъявленияпретензии.

Перевозчик вправе принять к рассмотрениюпретензию по истечении установленногосрока, если признает уважительнойпричину пропуска срока предъявленияпретензии.

В случае повреждения (порчи) груза примеждународных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение,при обнаружении вреда должно заявитьперевозчику уведомление в письменнойформе не позднее чем через четырнадцатьдней со дня получения груза. В случаепросрочки доставки груза претензиядолжна быть предъявлена в течениедвадцати одного дня со дня передачигруза в распоряжение лица, имеющегоправо на его получение. Указанноеуведомление является основанием длясоставления коммерческого акта.

В случае утраты груза или почты претензияк перевозчику может быть предъявленав течение восемнадцати месяцев со дняприбытия воздушного судна в аэропортпункта назначения, со дня, когда воздушноесудно должно было прибыть, или со дняпрекращения воздушной перевозки (ст.127ВК).

Перевозчик обязан в течение тридцатидней с даты поступления претензиирассмотреть ее и в письменной формеуведомить грузоотправителя илигрузополучателя об удовлетворении илиотклонении претензии (ст.128 ВК).

Течение срока исковой давности начинаетсяна следующий день после получениягрузоотправителем или грузополучателемответа об отказе или о частичномудовлетворении претензии, в случаенеполучения такого ответа – через сорокпять дней после получения претензииперевозчиком, если иное не предусмотренодоговором воздушной перевозки грузаили договором воздушной перевозкипочты. Срок исковой давности составляетодин год.

Претензия заявляется в письменной формес приложением подтверждающих еедокументов. К претензии вотношении утраты, недостачи, порчи илиповреждения груза, кроме перевозочныхдокументов, должны быть приложеныдокументы, подтверждающие право напредъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимостьотправленного груза.

Ответ перевозчика о признании претензииполностью или в части является основаниемдля взыскания признанной суммы (еслиперевозчик не перевел ее добровольно)в бесспорном порядке на основеисполнительной надписи нотариуса.

#G0Иски грузоотправителейи грузополучателей к перевозчику могутбыть предъявлены только в случаяхполного или частичного отказа удовлетворитьпретензию либо неполучения ответа втечение сроков, установленных транспортнымзаконодательством.

Действующеезаконодательство не предусматриваетобязанности перевозчика по предъявлениюпретензии к грузоотправителям игрузополучателям. Поэтому предъявлениепретензий перевозчиков к грузоотправителями грузополучателям не являетсяобязательным. Суды не вправе отказатьв приеме исковых заявлений от перевозчиковк своим клиентам со ссылкой на несоблюдениепретензионного порядка рассмотренияспоров.

Сроки исковойдавности перевозчиков к отправителями получателям груза установлены в шестьмесяцев (ст. 384 ГК РСФСР).

#G1

Источник: https://studfile.net/preview/5277331/page:18/

Досудебное урегулирование споров

Претензионный порядок возмещения вреда в случае утраты груза перевозчиком

Предъявление потребителем требований к продавцу, исполнителю в досудебном порядке

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации
от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.

По большинству потребительских споров необязательно соблюдать досудебный (претензионный) порядок рассмотрения требований потребителя. Обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен федеральными законами для отдельных категорий споров, связанных с оказанием услуг связи, перевозки, страхования, реализации туристского продукта.

Вместе с тем, с целью разрешения спорного правоотношения в досудебном порядке потребитель вправе предъявить требование, связанное с восстановлением его нарушенного права, непосредственно юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, нарушившему права потребителя.

Потребитель вправе по своему выбору предъявить любое из требований, предусмотренных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» в случае обнаружения недостатка в приобретенном по договору купли-продажи товаре или предоставлении недостоверной информации о товаре, непосредственно продавцу либо уполномоченной продавцом организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, в случае обнаружения недостатков в работе (услуге) или нарушении сроков выполнения работы (услуги) соответствующее законное требование потребителя предъявляется к исполнителю работы (услуги). Также требование о замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (модели, артикула) либо гарантийном ремонте товара потребитель вправе предъявить к изготовителю, уполномоченной изготовителем организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, требование о возврате уплаченной за товар суммы при возврате товара ненадлежащего качества – изготовителю или импортеру.

Требование о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потребителя вследствие недостатков товара предъявляются к продавцу или изготовителю, вследствие недостатков работы или услуги – к исполнителю.

В данном случае изготовителем, продавцом, импортером, исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, соответственно производящие товары для реализации потребителям, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Требование потребителя желательно оформить письменной претензией. Претензия пишется в произвольной форме.

В претензии рекомендуется указать следующие сведения:

– наименование организации либо Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, к которым предъявляется требование;

– фамилия, имя и отчество потребителя и контактные данные (телефон, адрес);

– информация о наличии договорных отношений между сторонами, дата покупки, оказания услуги (работы), наименование и стоимость товара (услуги, работы), дата и форма оплаты товара услуги (работы), наличие гарантийного срока на товар (результат работы);

– описание обнаруженного в товаре (услуге, работе) недостатка, иного факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, причиненных убытков, вреда;

– ссылка на статьи Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», иных нормативных правовых актов, на основании которых потребитель вправе предъявить требование;

– требование потребителя;

– расчет размера требования (убытков, неустойки, причиненного вреда);

– дата составления претензии и подпись с расшифровкой.

К претензии прилагаются имеющиеся у потребителя документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу (копия договора купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ или иного документа, удостоверяющего факт заключения договора и его оплаты (квитанция, товарный, кассовый чек и тому подобные), подтверждающего установление гарантийного срока, факт и размер причиненных убытков, вреда, сведения о произведенных ранее гарантийных ремонтах, экспертные заключения, иные документы).

Претензию можно направить заказным письмом по адресу лица, которому адресована претензия, с уведомлением о вручении либо передать претензию лично представителю указанного лица.

В любом случае факт вручения претензии необходимо зафиксировать. При личной передаче на втором экземпляре претензии (или на копии претензии) представитель продавца (исполнителя) должен сделать отметку о получении претензии с указанием даты, подписи и расшифровки подписи (Ф.И.О., должность).

В случае отказа в удовлетворении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки потребитель имеет право предъявить иск в суд.

Обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования споров

В сфере услуг связи

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г.
№ 126-ФЗ «О связи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию (пункт 4 статьи 55).

Это требование относится к следующим услугам связи:

– услуги подвижной связи;

– услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи;

– телематические услуги связи;

– услуги связи по передаче данных;

– услуги почтовой связи;

– услуги телеграфной связи;

– универсальные услуги связи.

https://www.youtube.com/watch?v=Up2zfPYeba8

Претензии предъявляются в следующие сроки:

1) в течение 6 месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи – по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи (за исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями);

2) в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления, осуществления почтового перевода денежных средств – по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств;

3) в течение 1 месяца со дня подачи телеграммы – по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.

К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба – о факте и размере причиненного ущерба.

Претензия подлежит регистрации оператором связи не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления.

Оператор связи в течение 30 дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию.

Указанная информация направляется в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии.

Особый срок рассмотрения установлен для следующих видов услуг связи:

претензии, связанные с почтовыми отправлениями и почтовыми переводами денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного поселения, рассматриваются в течение 5 дней со дня регистрации претензий;

претензии, связанные с оказанием услуг междугородной и международной телефонной связи и с обеспечением оператором связи абоненту возможности пользоваться услугами подвижной радиотелефонной связи за пределами территории Российской Федерации, оказываемыми другим оператором связи, с которым у абонента договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи не заключен, рассматриваются в течение 60 дней со дня регистрации претензий.

В сфере оказания туристских услуг

Обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования споров, касающихся качества туристского продукта, предусмотрен Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Согласно статье 10 указанного закона претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

В сфере оказания транспортных услуг

В отношении услуг по перевозке обязательность предъявления претензии перевозчику установлена Гражданским кодексом Российской Федерации в отношениях по перевозке груза любым видом транспорта в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (пункт 1 статьи 797).

Соблюдение претензионного порядка в связи с перевозкой пассажира обязательно только в отношении перевозок внутренним водным транспортом (статья 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Перевозчик обязан рассмотреть претензию в течение 30 дней со дня поступления претензии и уведомить потребителя о результатах рассмотрения претензии в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа.

Статьей 127 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок подачи претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках:

– в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа, груза потребитель должен предъявить претензию к перевозчику в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа с момента обнаружения таких недостачи или повреждения (порчи), но не позднее 7 дней со дня получения багажа и 14 дней со дня получения груза;

– в случае просрочки доставки багажа, груза претензия должна быть предъявлена к перевозчику в течение 21 дня со дня передачи багажа, груза в распоряжение лица, управомоченного на их получение;

– если утрата багажа при международных воздушных перевозках признана перевозчиком или если багаж не прибыл по истечении 21 дня со дня, когда он должен был прибыть, пассажир вправе предъявить к перевозчику требование о возмещении вреда, связанного с утратой багажа.

– если утрата груза при международных воздушных перевозках признана перевозчиком или если груз не прибыл по истечении 7 дней со дня, когда он должен был прибыть, грузополучатель вправе предъявить к перевозчику требование о возмещении вреда, связанного с утратой груза.

В сфере оказания страховых услуг

Статьей 16.1.

Федерального закона от 25 апреля 2001 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлен обязательный претензионный порядок рассмотрения споров, вытекающих из неисполнения или ненадлежащего исполнения страховщиком обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства.

Претензия подлежит рассмотрению страховщиком в течение 10 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

Последствия несоблюдения обязательного претензионного порядка

В случае несоблюдения потребителем установленного федеральным законом для данной категории споров досудебного порядка урегулирования спора суд вправе возвратить исковое заявление.

При этом возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение.

Обязательное предъявление требований (претензии) – как дополнительное условие для проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором по обращению потребителя

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в статью 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», касающиеся дополнительных условий для проведения внеплановой проверки по обращениям граждан о нарушении прав потребителей.

Согласно внесенным изменениям обращение гражданина о нарушении его прав потребителя является основанием для внеплановой проверки Роспотребнадзором в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Примерные формы документов (претензии, исковые и иные заявления) размещены на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей

http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/torg/forms

Источник: https://deppolitiki.admhmao.ru/zashchita-prav-potrebiteley/voprosy-i-otvety/1909597/dosudebnoe-uregulirovanie-sporov

Вопросы по закону
Добавить комментарий