Процессуальный особенности рассмотрения дел о взыскании убытков с арбитражного управляющего

Официальный портал Красноярского края / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА (в случаях банкротства работодателей)

Процессуальный особенности рассмотрения дел о взыскании убытков с арбитражного управляющего

Реализация прав работников (бывших работников) в процедурах банкротства организаций Красноярского края

         Введение той или иной процедуры банкротства в отношении организации всегда свидетельствует о том, что она находится в трудном финансовом положении и, возможно, уже не в состоянии осуществлять свою экономическую деятельность надлежащим образом.

         Вместе с тем, действующее законодательство РФ построено таким образом, чтобы, несмотря на возникшие трудности и даже возможную ликвидацию организации, обеспечить максимальное соблюдение прав и законных интересов действующих и бывших работников организации.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Законодательная база

                Центральным актом, который регулирует отношения в сфере банкротства, является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

         В свободном доступе для ознакомления данный закон размещен в сети «Интернет» на следующих сайтах:

         – http://www.consultant.ru

         – http://www.garant.ru

         Его положения развиваются многими специализированными подзаконными актами, а особенности применения отражены в Постановлениях Пленумов Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ.

2. Сущность института банкротства

Банкротство это неспособность организации (должника) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (абз. 2 ст. 2 Закона о банкротстве).

Для выхода из этой проблемной ситуации с наименьшими потерями Закон о банкротстве предусматривает ряд процедур, которые будут рассмотрены далее.

Для ведения данных процедур банкротства арбитражным судом утверждается специальный субъект профессиональной экономической деятельности – арбитражный управляющий, который в зависимости от вида процедуры банкротства выступает в качестве временного, финансового, внешнего или конкурсного управляющего. Особенности статуса арбитражного управляющего на различных процедурах банкротства также будут рассмотрены далее.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА И СТАТУСЕ РАБОТНИКОВ (БЫВШИХ РАБОТНИКОВ) ОРГАНИЗАЦИИ-БАНКРОТА

         Сведения о введении в отношении организации процедуры банкротства, а также все остальные сведения, касательно хода указанной процедуры, размещаются в свободном доступе:

         – в картотеке арбитражных дел в сети «Интернет» (http://kad.arbitr.ru) (необходимо воспользоваться поиском по номеру дела о банкротстве (например, А33-15189/2015), либо по наименованию ответчика – организации-банкрота (например, ООО Кондитер);

         – в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в сети «Интернет» (http://bankrot.fedresurs.ru) в разделе «Поиск должников»;

         – в газете «Коммерсантъ» в сети «Интернет» (http://kommersant.ru) в разделе «Объявления о несостоятельности».

В соответствии с Законом о банкротстве предусмотрены следующие процедуры банкротства:

         – наблюдение;

         – финансовое оздоровление;

         – внешнее управление;

         – конкурсное производство;

         – мировое соглашение.

         На сегодняшний день большинство организаций-банкротов проходит только такие процедуры как наблюдение и конкурсное производство. Реже вводится внешнее управление. Финансовое оздоровление фактически не применятся на территории РФ в целом и Красноярского края в частности. Мировое соглашение относится к процедурам банкротства лишь условно и также не получило широкого распространения.

         Таким образом, далее будут рассмотрены такие процедуры банкротства как наблюдение, конкурсное производство и внешнее управление, в том числе в силу того, что каждая из указанных процедур обладает своими особенностями, которые напрямую влияют на способы реализации работниками своих прав.

1. Процедура наблюдения

Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (абз. 13 ст. 2 Закона о банкротстве).

Наблюдение является первой процедурой банкротства, которая может завершиться как ее прекращением, так и введением последующих процедур, в том числе процедуры внешнего управления или конкурсного производства.

Процедуру наблюдения проводит временный управляющий.

С точки зрения реализации прав работников организации процедура наблюдения обладает следующими особенностями.

         Во-первых, при введении процедуры наблюдения организация продолжает свою обычную хозяйственную деятельность за исключением некоторых последствий, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 63, 64 Закона о банкротстве).

         Введение процедуры наблюдения не является само по себе основанием для приостановления выплаты заработной платы работникам, а также для увольнения работников должника по такой статье Трудового кодекса РФ как ликвидация организации.

         Во-вторых, введение процедуры наблюдения не является основанием для отстранения действующего руководства организации. Назначаемый для ведения процедуры наблюдения временный управляющий не является руководителем организации и не подменяет его функции.

         Таким образом, обязанность по выплате заработной платы работникам должника в процедуре наблюдения организации сохраняется за ее руководством.

Вместе с тем, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан, в том числе принимать меры по обеспечению сохранности имущества организации-должника.

Соответственно в случае получения работниками информации о том, что руководство организации производит отчуждение (продажу) имущества, либо совершает иные действия с имуществом, не обусловленные какими-либо объективными причинами, вопреки ранее действовавшим в организации порядкам, данную информацию следует немедленно доводить до временного управляющего. Указанное необходимо, в том числе для последующей оценки правомерности действий временного управляющего со стороны компетентных органов.

2. Процедура конкурсного производства

Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (абз. 16 ст. 2 Закона о банкротстве).

Конкурсное производство вводится, когда арбитражный суд, по результатам процедуры наблюдения (либо без проведения процедуры наблюдения в установленных Законом о банкротстве случаях) признает, что организация, продолжая свою обычную хозяйственную деятельность, не сможет рассчитаться со всеми долгами в обозримом будущем.

         Сущность процедуры конкурсного производства заключается в продаже всего имущества организации-должника и соразмерном погашении долгов в соответствии с установленной Законом о банкротстве очередностью, в том числе долгов по заработной плате.

По общему правилу конкурсное производство завершается ликвидацией организации-банкрота и исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, конкурсное производство является ликвидационной процедурой. В исключительных случаях, если в ходе процедуры конкурсного производства возникнут обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности организации-должника, может быть осуществлен переход к процедуре внешнего управления, которая будет рассмотрена далее.

Процедуру конкурсного производства проводит конкурсный управляющий.

С точки зрения реализации прав работников организации процедура конкурсного производства обладает следующими особенностями.

В отличие от временного управляющего в процедуре наблюдения, конкурсный управляющий в процедуре конкурсного производства является единоличным руководителем должника. Полномочия всех предыдущих руководителей организации-банкротстве прекращаются.

Именно на конкурсном управляющем лежат все основные функции по управлению должником, а также обязанность выплачивать заработную плату работникам (бывшим работникам) организации.

Важный момент заключается в том, что в соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязануведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства.

Соответственно, введение процедуры конкурсного производства является по общему правилу основанием для увольнения всех работников должника.

Однако, в том случае, если конкурсному управляющему необходимы работники для проведения процедуры конкурсного производства (для обеспечения сохранности имущества должника и т.д.), то трудовые отношения с отдельными работниками могут быть сохранены.

При этом, является недопустимой ситуация, когда конкурсный управляющий сохраняет в штатном расписании организации-банкротства отдельные ставки, однако принудительно увольняет конкретных лиц, занимавших эти ставки ранее, мотивируя это введением процедуры конкурсного производства, а затем принимает на них новых работников.

Данные действия конкурсного управляющего могут быть признаны незаконными, а уволенный работник – принудительно восстановлен в организации (органы, ответственные за указанную деятельность будут рассмотрены далее).

Введение конкурсного производства является основанием для приостановления погашения задолженности по заработной плате, за исключением текущей задолженности (подробнее данный вопрос будет рассмотрен далее).

3. Процедура внешнего управления

Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (абз. 15 ст. 2 Закона о банкротстве).

Внешнее управление может быть введено как по результатам процедуры наблюдения, так и в ходе процедуры конкурсного производства.

Сущность процедуры внешнего управления заключается в том, что в результате реализации разработанного и одобренного арбитражным судом плана, происходит как погашение имеющейся у должника задолженности, так и общее восстановление его платежеспособности в будущем.

Таким образом, в отличие от конкурсного производства, данная процедура является восстановительной и не направлена на продажу всего имущества организации и прекращение ее деятельности.

Процедуру внешнего управления проводит внешний управляющий.

С точки зрения реализации прав работников организации процедура внешнего управления обладает следующими особенностями.

Также как и конкурсный управляющий внешний управляющий является единоличным руководителем организации и на нем лежит обязанность по выплате заработной платы в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Полномочия всех предыдущих руководителей прекращаются.

Введение внешнего управления не является само по себе основанием для увольнения работников организации, за исключением увольнения руководителя. Однако такие увольнения могут иметь место в связи с организационно-штатными мероприятиями (сокращение штата) с соблюдением гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

Введение внешнего управления является основанием для приостановки погашения задолженности по заработной плате, за исключением текущей задолженности, подробнее данный вопрос будет рассмотрен далее.

III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКОВ С АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

1. Общие положения относительно взаимодействия с арбитражным управляющим

В целях упрощения порядка разрешения последующих споров, всё общение с арбитражным управляющим желательно строить в письменном виде путем направления заказной корреспонденции с уведомлением о вручении.

         Официальный адрес для направления корреспонденции арбитражному управляющему подлежит обязательному отражению в судебном акте арбитражного суда, которым арбитражный управляющий утверждается для ведения соответствующей процедуры банкротства.

Это может быть определение арбитражного суда о признании заявления о признании должника банкротом обоснованным и введении процедуры наблюдения, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства и так далее.

Соответствующие судебные акты размещаются в свободном доступе в сети «Интернет» в картотеке арбитражных дел (kad.arbitr.ru) (порядок поиска информации в картотеке указан выше).

         Также сведения об адресе для направления корреспонденции арбитражному управляющему в обязательном порядке должны содержаться в размещаемых им сообщениях в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в сети «Интернет» (http://bankrot.fedresurs.ru).

2. Задолженность работников (бывших работников) в процедурах банкротства

2.1. Виды задолженности по заработной плате, предусмотренные Законом о банкротстве

         Особенностью погашения любой задолженности (в том числе задолженности по заработной плате) организации-банкрота в процедурах конкурсного производства и внешнего управления является ее разделение на два основных вида – текущая и реестровая (в процедуре наблюдения любая задолженность, вне зависимости от даты ее возникновения, по общему правилу гасится в обычном порядке при условии наличия для этого денежных средств).

         Текущей является задолженность, которая возникла после принятия арбитражным судом заявления о признании должником банкротом. Принятие заявления о признании должника банкротом оформляется определением арбитражного суда, которое размещается в свободном доступе в сети «Интернет» в картотеке арбитражных дел (kad.arbitr.ru).

         Учет текущей задолженности по общему правилу обязан вести сам арбитражный управляющий.

         Реестровой задолженностью является задолженность, которая возникла до принятия заявления о признании должника банкротом.

         Данная задолженность подлежит включению в реестр требований кредиторов в порядке, который будет рассмотрен далее.

Источник: http://www.econ.krskstate.ru/socialparters/zarp/rpr

Главная страница Раздел публикации

Взыскание убытков с арбитражных управляющих

Exation of damages from insolvency (bankruptcy) administrators

Кондрашов Н. М.

Кондрашов Никита Михайлович, аспирант кафедры частного права Всероссийской академии внешней торговли, студент магистратуры факультета международного права Дипломатической академии М�Д РФ, старший помощник адвоката АБ «Юрлов и партнеры»

Kondrashov Nikita Mikhailovich, postgraduate student of civil law department of Russian academy of foreign trade, student of magistracy of international law faculty of Diplomatic academy of Ministry of foreign affairs, senior assistant attorney in Law office В«Yurlov & partnersВ»

Telephone number: (495) 913-67-42.
WWW: www.yurlov.ru

АННОТАЦ�Я

В настоящей статье автор дает краткий обзор видов ответственности предусмотренных законом для арбитражных управляющих, подробно рассматривает гражданско-правовую ответственность арбитражных управляющих (большей частью с позиции кредиторов), пробелы в законодательном регулировании этого вида ответственности и связанные с ними проблемы. Также автор предлагает методику, которая позволяет существенно облегчить взыскание убытков с арбитражного управляющего

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

несостоятельность, банкротство, арбитражный управляющий, гражданско-правовая ответственность, возмещение убытков

ANNOTATION

In this article the author marks out liability institutes of insolvency (bankruptcy) administrators, examines the institute of civil responsibility of insolvency (bankruptcy) administrators (mostly from creditor’s point of view), flaws in regulations of this institute and related problems. The author also offers a method which helps to facilitate exaction of damages from insolvency administrators

KEY WORDS:

insolvency, bankruptcy, insolvency (bankruptcy) administrator, civil responsibility, exaction of damages

Одним из ключевых действующих лиц в рамках процедур банкротства бесспорно является арбитражный управляющий.

Есть ли какие-то способы повлиять на действия арбитражного управляющего? Предупредить злоупотребления с его стороны? Привлечь к ответственности? В каких формах арбитражный управляющий может нести ответственность?

Первичные основания для привлечения арбитражного управляющего к ответственности, как участника производства по делу о банкротстве установлены ст. 20.4. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, п.

1 упомянутой статьи указывает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с федеральным законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве. Нельзя не отметить, что хотя отстранение арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей в рамках производства по делу о банкротстве и является своеобразной формой ответственности, она не обязательно влечет для отстраненного лица негативные последствия.

В то же время п. 4 ст. 20.4.

Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)В» устанавливает для арбитражных управляющих гражданско-правовую ответственность – арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам Рё иным лицам убытки, которые причинены РІ результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных РЅР° него обязанностей РІ деле Рѕ банкротстве Рё факт причинения которых установлен вступившим РІ законную силу решением СЃСѓРґР°.

Основания для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности содержаться и в ст. 14.13 КоАП РФ.

Более того, как известно, все арбитражные управляющие являются членами тех или иных саморегулируемых организаций. Согласно пп.2 п.1 ст.

6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация применяет меры дисциплинарного воздействия (дисциплинарная ответственность), предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов.

Таким образом, исходя из действующего нормативного регулирования можно выделить 3 вида ответственности арбитражного управляющего.

Рассмотрим подробнее гражданско-правовую ответственность арбитражных управляющих.

Прежде чем рассмотреть особенности гражданско-правовой ответственности арбитражных управляющих необходимо обратится к определению гражданско-правовой ответственности.

Гражданско-правовая ответственность – это вид юридической ответственности, установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей.

Ответственность, предусмотренная для арбитражного управляющего ст. 20.4.

Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» имеет гражданско-правовую природу, поскольку содержит обязанность арбитражного управляющего возместить причиненные его действиями убытки (обязанность возместить причиненные убытки является видом гражданско-правовой ответственности и предусмотрена ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Так, наряду со ст. 20.4. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» суды при обосновании привлечения арбитражного управляющего к гражданско-правовой ответственности ссылаются и на понятие убытков, содержащееся в ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Источник: http://www.yurlov.ru/upload/iblock/cec/cec8b8631bbe799a2e86a518f1115206.html

Процессуальные особенности взыскания убытков с руководителей организаций в деле о банкротстве

Процессуальный особенности рассмотрения дел о взыскании убытков с арбитражного управляющего

К настоящему времени в области банкротства появилась проблема, связанная с соотношением норм о банкротстве организаций-должников и о банкротстве физических лиц.

Кредиторы организации-должника заинтересованы в пополнении конкурсной массы, в том числе за счет ее руководителей и контролирующих лиц.

Согласно Закону о банкротстве – статье 10 – заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и исковое заявление о взыскании с его руководителей, членов органов управления, участников убытков должно рассматриваться в рамках дела о банкротстве организации-должника.

Но согласно статье 213.

11 Закона о банкротстве требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Законом, исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.

В итоге, получается, что в силу дословного толкования Закона о банкротстве, если в отношении ответчика (физического лица) по заявлению о привлечении к субсидиарной ответственности или по исковому заявлению о взыскании убытков будет вынесено определение о признании обоснованным заявления о признании его банкротом и введения реструктуризации его долгов, то заявление (иск) в рамках дела о банкротстве организации-должника также подлежит оставлению без рассмотрения.

Конкурсному управляющему организации-должника в таком случае придется подать заявление о включении в реестр требований кредиторов физического лица и суду, по сути, необходимо заново рассматривать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности либо иск о взыскании убытков.

Данный иск (заявление) как правило рассматривается несколько месяцев, иногда рассмотрение затягивается до нескольких лет, при этом рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности может закончиться определением о приостановлении производства до формирования конкурсной массы организации-должника.

При этом, если банкротство организации-должника контролирует ее руководство (контролирующие лица), то данное заявление может быть не подано в установленный срок, а кредиторы организации-должника не вправе самостоятельно подавать заявление о включении в реестр, в отличие от заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании убытков.

В то время как требования о взыскании убытков (привлечении к субсидиарной ответственности) рассматриваются судом, банкротство физического лица продолжается, поэтому к моменту включения требований в реестр может окончиться продажа имущества должника.

Данное обстоятельство по идее не должно нарушать права​ кредиторов организации-должника если только банкротство физического лица не является контролируемым – имущество может быть продано по заниженной цене.

В таком случае организация-должник может ничего не получить со своего руководителя (контролирующего лица), оспаривание сделок и взыскание убытков с финансового управляющего в данном случае вряд ли поможет.

Более того, возможно, что к моменту включения в реестр требований кредиторов физического лица уже закончатся расчеты с кредиторами.

Финансовый управляющий вправе не резервировать денежные средства необходимые для расчетов по заявлению о взыскании убытков (привлечении к субсидиарной ответственности) в порядке части 6 статьи 142 Закона о банкротстве если не будет спорить с данным требованием, но суд все равно обязан рассмотреть данное требование на предмет законности (пункт 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве») либо возражения против требования о взыскании убытков (привлечении к субсидиарной ответственности) вправе заявить один из кредиторов в порядке частей 3 и 4 статьи 100 Закона о банкротстве, что затянет рассмотрение такого требования.

В итоге, кредиторы организации-должника не смогут получить удовлетворения своих требований за счет ее руководителей и контролирующих лиц.

Судами сформированы, как минимум, два варианта решения данной проблемы, диаметрально противоположные друг другу.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/processualnye_osobennosti_vzyskaniya_ubytkov_s_rukovoditelej_organizacij_v_dele_o_bankrotstve/59008

Вопросы по закону
Добавить комментарий