Сдавать ли деньги в школу за капитальный ремонт?

Взносы в школьный фонд: насколько это законно

Сдавать ли деньги в школу за капитальный ремонт?
sh: 1: –format=html: not found

Остаются считанные дни до начала нового учебного года. Многие родители озадачены не только покупкой школьных вещей, но и предстоящими взносами в попечительский фонд школы.

По словам родителя одной из городских школ Мирбека (имя изменено), он, как и многие другие, получил по мобильному приложению WhatsApp от классного руководителя сообщение об обязательной сдаче денег в попечительский фонд и за услуги охраны. Причем в рассылке сообщалось, что ребенок не получит учебники, если родители не сдадут нужную сумму. С вопросом, насколько законны эти сборы, карабалтинец обратился в редакцию газеты «Весть».

«Мой сын учится в старших классах, и мы постоянно сдавали деньги. Сумма практически не меняется: 500 сомов — попечительский взнос и 150 сомов — за охрану в год. Но раньше нам говорили, что это добровольные взносы, сумма определялась на всеобщем родительском собрании, все финансовые дела велись самими родителями.

А сейчас стали уже открыто требовать, причем не родители, а учителя. Преподаватели ссылаются в свою очередь на руководство школы.

Разве попечительский фонд – это не родительское сообщество? И почему из разряда добровольных взносы перешли в добровольно-принудительные? Но тем не менее, сдавать деньги стараюсь всегда, так как опасаюсь «особого» отношения к моему ребенку в случае отказа.

Но ведь в школе учатся и дети из малоимущих семей, родители которых не имеют такой возможности. Хотелось бы узнать, куда можно обратиться в случае, когда родители не хотят или не могут делать взносы в общественные фонды или в попечительские советы?» — задается вопросом житель города.

Чтобы узнать, насколько законны попечительские сборы в школах, мы обратились в прокуратуру Жайылского района.

По данным помощника прокурора Талантбека Акматова, попечительские советы при школах работают на основании Закона Кыргызской Республики «Об образовании». Согласно данному закону только попечительские советы могут собирать денежные взносы с родителей учащихся.

Для обеспечения прозрачности работы попечительских советов отчеты о доходах и расходах должны быть размещены на видном и общедоступном месте образовательной организации.

Финансовые средства, привлеченные попечительским советом для образовательной организации, зачисляются на специальный счет казначейства и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.

«Для обеспечения деятельности, развития и укрепления материально-технической базы образовательной организации попечительский совет осуществляет поиск и привлечение доноров (инвесторов, меценатов), финансовых и иных материальных средств и вправе объявить об этом через средства массовой информации, Интернет-сайты и иными способами с последующим обязательным отчетом о поступивших финансовых и иных материальных средствах и их расходовании. К тому же попечительские советы могут привлекать дополнительные средства, помимо тех, которые сдают родители. Но я хотел бы подчеркнуть, что данные взносы должны производиться на добровольной основе. При этом запрещается собирать финансовые средства с лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с родителей (законных представителей), являющихся лицами с ограниченными возможностями здоровья или имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также с детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)», — проинформировал помощник прокурора.

Председатель попечительского совета несет ответственность за непредоставление отчета о поступивших финансовых и материальных средствах и их расходовании.

Особо хотелось бы отметить, что работники образовательной организации, то есть учителя и тем более директор школы, не вправе требовать с учащихся и их родителей оказания финансовой и иной материальной помощи для их учреждения. Поправки в закон были приняты Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 4 марта 2015 года.

Данный закон был подписан Президентом Кыргызской Республики 17 апреля 2015 года. Если происходят какие-то незаконные действия, то родители могут обратиться в финполицию и прокуратуру.

Конечно, многие родители понимают, что средств, выделяемых государством на содержание школы, не хватает катастрофически. Поэтому недостающие деньги приходится собирать. По идее, взносы являются добровольными. Но в реальности оказываются добровольно-принудительными. Почему?

За ответом мы обратились к заведующему отделом образования Жайылского района Талантбеку Арыкову.

Руководитель РОО считает, что взносы сегодня — это не денежные поборы, а острая необходимость.

«Государство ежегодно выделяет миллиарды сомов на школьное образование. Деньги идут на зарплату учителям, оплату коммунальных слуг, какая-то часть направляется на ремонт зданий. Но даже этих денег не хватает на все нужды.

Помимо этого, школам нужны хозтовары – тряпки, ведра, швабры, чистящие средства, мел, горшки для цветов, украшения для проведения Нового года и других праздников, а также занавески, услуги охраны и медсестры для безопасности детей. Кроме того, деньги нужны для поездок на олимпиады, соревнования и так далее.

Я уже не говорю о приобретении разных наглядных и методических пособий. Мы должны думать о содержании объектов образования. Мы же хотим высокое качество знаний, а для этого нужно внедрение новых методик, инновационных технологий. А это, к сожалению, тоже не финансируется государством.

Чтобы отвечать современным требованиям, школа должна развиваться и конкурировать. Без родительской сооплаты система образования не выживет. Другое дело, что собирать деньги не должны учителя или директор школы. Это недопустимо», — считает заведующий РОО.

Впрочем, многие родители и не отказываются платить. Вернее, они понимают, что школа получает недостаточное финансирование. Понимают они и то, что пока государство, наконец, не поймет, как и из каких источников финансировать школы, то из муниципальных школ уйдут все учителя.

То есть бесплатное образование на сегодня — это как государственная медицина. Вроде она должна быть бесплатной, но, с другой стороны, за все платишь. Конечно, можно и не платить, но тогда нет гарантии, что тебя вылечат или получишь должный уход.

Образование и здоровье на сегодня самые дорогие вещи в жизни человека.

Продолжая тему образования в Жайылском районе, мы задали вопросы и заведующему РОО Талантбеку Арыкову.

Корр.: Талантбек Каналбекович, сколько средств было потрачено в этом году на ремонт школ и насколько они готовы к новому учебному году?

Талантбек Арыков: На подготовку школ Жайылского района к учебному году израсходовано 57 миллионов 780 тысяч сомов. Из них на текущий ремонт затрачено 5 миллионов 394 тысячи сомов, капитальный ремонт — 46 миллионов 716 тысяч, улучшение материально-технической базы 5 миллионов 676 тысяч сомов.

На сегодняшний день большая часть школ готова к учебному процессу. Что касается детских садов, то они также работают, кроме дошкольного учреждения «Аленушка» в селе Калининское. Там идет капитальный ремонт. В школе села Буденовка производится ремонт отопительной системы, в СШ № 3 и СШ №8 тоже восстанавливают отопительную систему и канализацию.

Идет капитальный ремонт школ в селах Кызыл-Дыйкан, 1 Мая и Тунук Суусамырского айыл окмоту. Кроме того, в восьми школах производится ремонт столовых, чтобы обеспечивать детей горячим питанием. В четырех школах уже завершен ремонт. Всего горячее питание будет в 14 школах.

Деньги на ремонт были выделены из республиканского, местного бюджета и в рамках международных проектов.

Корр.: Какова ситуация в Жайылском районе с обеспечением школьными учебниками?

Талантбек Арыков:  В позапрошлом году в нашем районе был внедрен пилотный проект по арендной плате за новые учебники. В итоге мы собрали 1 миллион 70 тысяч сомов. На эти деньги будут приобретены новые книги для учащихся младших классов школ с русским и кыргызским языками обучения. Это будут учебники по математике, чтению, прописи и другое.

Учебники получат городские и сельские школы. На сегодняшний день школы с кыргызским языком обучения обеспечены учебниками на 92,2%, с русским языком обучения – на 89,7%. Чтобы обновить учебники и восполнить недостающие, по всей республике продолжается внедренный опыт аренды за новые учебники.

В следующий раз мы будем уже обеспечивать учебным пособием среднее звено обучения.

Корр.:  Сколько учителей не хватает сегодня в наших школах? Как решается проблема с нехваткой кадров?

Талантбек Арыков:  На сегодня в школах района не хватает 95 учителей.

За лето в наш район пришли всего 5 молодых специалистов, две девушки из музыкального педучилища, две — из Нарынского педагогического колледжа и парень из Бишкекского Гуманитарного университета.

Четыре молодых специалиста будут работать учителями начальных классов, пятый – учителем кыргызского языка. Чтобы решить проблему нехватки кадров, мы, начиная со второго полугодия, связывались с учебными заведениями, встречались со студентами и приглашали их в наш район.

К сожалению, в регионы приезжают неохотно. проблема – отсутствие жилья. Зарплаты не хватает, чтобы снимать квартиру и нормально существовать. Надеемся, что на следующей неделе придут еще молодые специалисты. В основном не хватает учителей начальных классов, химии, физики, математики.

И в завершение хотелось бы напомнить ученикам и их родителям, что новый учебный год в школах Кыргызстана начнется 2 сентября. Поскольку 1 сентября в этом году приходится на выходной (воскресенье), торжественные линейки и уроки, посвященные Дню знаний, пройдут во всех общеобразовательных учреждениях 2 сентября в 9:00. Занятия в школах начнутся, согласно расписанию, 3 сентября.

Асель АРГЫНБАЕВА

Источник: https://kbcity.kg/?p=25196&lang=ru

Школьный нал. Когда родителям украинских школьников можно будет не сдавать ден – ФОКУС

Сдавать ли деньги в школу за капитальный ремонт?

Поборы в школах стали столь же неотъемлемой традицией украинского образования, как цветы учителю 1 сентября. Впрочем, самих родителей сложившаяся ситуация устраивает

Начиная с этого года, при зачислении в начальную школу детей не имеют права заставлять проходить тесты и собеседования. Ребенка должны принять по месту проживания. Оставшиеся места распределяются путем открытой жеребьевки.

По сути, директора школ утратили возможность оценивать родителей первоклассников на предмет платежеспособности под видом проверки знаний. “Когда родители выбирали школу в прошлые годы, они шли просить, чтобы их ребенка взяли.

После различных конкурсов, а они проводились в половине школ столицы (лицеи, спецшколы и т. д.), говорили, что ребенок почти зачислен, но нужно сделать небольшой вступительный взнос, — вспоминает Елена Бондаренко, сопредседатель общественной организации “Батьки SOS”.

— Родители, как правило, соглашались”. Теперь же в территориальную школу родители идут не как просящие. Они могут пообщаться с педагогом, посмотреть класс, в котором будет учиться ребенок.

Впрочем, “благотворительный взнос” за поступление в первый класс — лишь вершина айсберга школьных поборов. “Бывали случаи, когда родителям, показывая класс для первогодок, демонстрировали старые обшарпанные парты. Был случай, когда специально достали старую мебель из подвала. Родители тут же согласились на закупку новой”, — приводит пример Бондаренко.

Мы как-то сами

Минобразования предприняло попытку освободить родителей от необходимости скидываться на парты и ремонт класса. Впервые за долгие годы государство выделило целевую субвенцию 1 млрд грн на закупку мебели, учебников и мультимедийного оборудования. Но этих денег недостаточно.

“У нас примерно 16 тыс. образовательных учреждений, в которых есть начальная школа. К тому же нужно учитывать инфляцию, рост цен. Чтобы базово оснастить первые классы, на каждую школу нужно не меньше 15 тыс.

грн”, — говорит Николай Скиба, эксперт по вопросам образования Украинского института будущего.

Проще простого. Егор Стадный уверен: родителям легче скинуться деньгами, чем вступать в конфликт с администрацией школ 

Помимо прочего, выделение субвенции не означает, что ее освоили.

Николай Скиба отмечает: деньги распределили по Украине равномерно, но на уровне районов частично из-за халатности, частично из-за саботажа депутатского корпуса школы не получили возможности их использовать для целевых закупок. “В Закарпатской области все так и закончилось на уровне районов. В Херсонской — проблемы с контролем на уровне области”, — приводит примеры эксперт.

Другой вопрос, что школам может не хватать государственных денег на крупные траты. Если же администрация просит помочь с покупкой туалетной бумаги, веников и оплатить работу вахтера, скорее всего, что-то пошло не так. “Формирование бюджета школы начинается с запроса директора в органы местной власти.

В случае, к примеру, с Киевом, это райгос­администрации, — рассказывает Егор Стадный, исполнительный директор аналитического центра CEDOS. — Там прописаны все траты, начиная с мыла и бумаги и заканчивая коммунальными платежами и зарплатами уборщиц”. Районные управления рассматривают их, утверждают.

Стадный отмечает, что могут быть проблемы, когда директор ошибается в расчетах, но подобное случается нечасто.

Как уверяют эксперты, школьной администрации проще собрать деньги на “мелочевку” с родителей, чем делать расчеты, необходимые для получения госфинансирования.

“Учителя или директор, конечно, требуют деньги с родителей. Но это явление исчезло бы, если бы не потворствовали родители.

Намного легче скинуться деньгами, чем проверить, обеспечена ли школа государственным финансированием”, — резюмирует Стадный.

“В прошлом году мы опросили родителей примерно из 200 учебных заведений столицы. Выясняли, сколько денег они сдают в фонд класса и фонд школы. У нас вышло, что в образование Киева зашло около 2 млрд грн родительских денег”, — озвучивает сумму “помощи” школам Елена Бондаренко.

Она поясняет, что в учебных заведениях, которые позиционируют себя как элитные, суммы помощи от родителей больше, чем в обычных школах. Есть примеры, когда “обязательные” платежи в фонд школы могут составлять до 1,2 тыс. грн в месяц. При этом суммы “помощи”, которые собирают учителя, трудно объя­снить логически.

Так, в одном классе могут собирать на уборку, шторы и ремонт по 50 грн, а в другом — по 200 грн.

1 млрд грн в этом году выделило государство на закупку мебели, учебников и дидактических материалов для школ

После того как министр образования Лилия Гриневич начала реформу средней школы, по словам экспертов, учителя реже рискуют напрямую обращаться к родителям с просьбами “помочь”.

Но деятельность родительских комитетов остается активной. “В прошлом году при переходе из 9-го в 10-й класс в одном из лицеев просили благотворительный взнос 2–3 тыс. грн.

Есть негласные альянсы активных мам и пап с директором”, — рассказывает Николай Скиба.

Одним словом, дело “добровольных взносов” живет. Благодаря стереотипам в головах самих родителей. “Родительская среда во многом инертна, лишь 1% родителей готов к изменениям. Есть определенная психология “сейфа”. Сдал ребенка, забыл на какое-то время, потом забрал, проверил: пуговицы на месте, синяков нет, все окей”, — поясняет Скиба.

Непрозрачность использования родительских денег подтверждает тот факт, что школьные администрации практически не применяют легальный механизм добровольных пожертвований, прописанный в соответствующем постановлении Кабмина.

По закону родители могут помочь школе, в которой учится их ребенок, перечислив пожертвование на специальный счет в районном управлении образования. Эти средства адресно передадут школе.

Елена Бондаренко говорит, что такой механизм сложен, но если бы администрации школ хотели им регулярно пользоваться, он стал бы более эффективным.

Сообщения о просьбах от родительского комитета сдать несколько тысяч гривен на нужды класса начальной школы есть и в этом году. К примеру, маму первоклассника из Одессы родительский комитет попросил сдать 4 тыс. грн в качестве первого взноса.

Периодически такие сборы средств заканчиваются воровством денег кем-то из родителей и часто приводят к травле детей, чьи родители не хотят делать взносы. “Если же деньги были потрачены на какие-то подарки для школы, то не факт, что они там останутся. На баланс школы такие покупки часто не ставят.

Я видела случаи, когда при увольнении директор вывозил личные вещи на грузовике”, — рассказывает Елена Бондаренко.

Посторонним вход воспрещен

Отдельная история — государственные лицеи, которые позиционируют себя как школы для элит. Теоретически претендовать на учебу в них могут любые дети, к которым эта школа прикреплена по территориальному признаку. Но дети “с улицы” редко попадают в “элитные” заведения.

Родители в таких школах считают, что они вкладывают деньги, а “тут какой-то пацан со двора придет семки плевать”. “Желание дистанцировать своих чад от детей условного электората у родителей из таких школ есть.

Это было заметно еще при разработке документа по порядку зачисления детей”, — рассказывает Елена Бондаренко.

С другой стороны, обычные люди, проживающие возле этих школ, как правило, в квартирах, которые достались им по наследству, не стремятся отдавать детей в престижные заведения. Они боятся, что ребенка подвергнут буллингу из-за того, что родители не смогут оплачивать благотворительные взносы.

“Мы отличаемся от Финляндии, которую любят приводить в пример реформаторы. Там престижно быть школой, куда может попасть кто угодно, с любым социальным капиталом”, — говорит о различии в подходах к школьному образованию Егор Стадный.

Он добавляет, что финские школы гордятся тем, что подтягивают всех учеников до высокого уровня образования.

Необходимость регулярно оплачивать “добровольные взносы” при достаточно низком уровне услуг в общеобразовательных школах либо же платить крупные суммы за обучение ребенка в престижных лицеях привела к всплеску интереса украинцев к частным школам.

Несмотря на то, что в частных школах, по оценке Скибы, обучается менее 1% украинцев, лишь за последний год в стране открылось около 20 частных заведений — около 10% от их общего числа.

В частной школе родители должны платить за обучение от 60 тыс. до 200 тыс. грн в год.

Понятия поборов там нет, хотя иногда в начале года родители решают создать некий фонд, откуда будут оплачиваться экскурсии, празднования дней рождения и другие мероприятия.

Однако эксперты со скепсисом относятся к будущему частных школ. Скиба отмечает, что если начатая Минобразования реформа окажется успешной в 60–70% украинских школ, частные учебные заведения потеряют свою аудиторию. Это касается в первую очередь семейных, клубных школ, которые обеспеченные родители, по сути, открыли для своих детей.

В то же время коренные изменения в общеобразовательных школах — дело отдаленного будущего. Пока перед родителями стоит выбор: отдать ребенка в частную школу, платить “добровольные” взносы в государственной либо занять демонстративную позицию и приготовиться, что ребенка подвергнут буллингу.

Источник: https://focus.ua/economics/405633

Родители не обязаны сдавать деньги в школу

Сдавать ли деньги в школу за капитальный ремонт?

Процент родителей, которые столкнулись с необходимостью сдавать так называемые благотворительные взносы, уже давно фактически приравнен к общему числу тех, кто в принципе хоть когда-то водил ребенка в государственный сад или школу.

Деньги просят на все: от немалых сумм на ремонт помещений и покупки мебели до подарков педагогам, проведения праздников, и т.д. Список, подтвердят родители, бесконечен. И на каждом собрании он только пополняется новыми пунктами.

Впору уж и задуматься о «бесплатности» образования в Украине!

Однако схема для взымания поборов продумана безупречно: сборов денег занимаются не сами учителя, а родительские комитеты, что дает чиновникам утверждать: какие поборы? Мы тут не причем! Благотворительные взносы инициируют сами родители! Хотя чаще всего выбор между помогать и не помогать школе, детскому садику даже не ставится.

О тех, кто не сдает деньги

Не секрет, что немало родителей сдают деньги не из чистой филантропии, а боязни, что к их ребенку будут плохо относиться. Опасения справедливые – примерами предвзятого отношения и даже реального запугивания пестрит анонимный интернет.

Например, классный руководитель и глава родительского комитета одной из школ Киева утроили ученице 11 класса настоящий перекрестный допрос в стиле «Крестного отца» или разборок 90-х за отказ ее родителей оплатить ремонт и скинуться на подарки учителям.

В ход пошли любые способы давления:- Раз твои родители денег не платят, то они не любят тебя! Как тебе не стыдно, ты отрываешься от коллектива! – кричали наперебой взрослые.

При этом, когда школьница резонно заметила, что она денег не зарабатывает и соответственно не может оплатить «благотворительность,» ей начали угрожать тем, что пользоваться тем, на что ее мама и папа не скидывались, она просто не будет.

– Оставим в классе кусок старого линолеума, на него поставим старую парту для тебя, или вообще будешь сидеть в шкафу, за который твои родители еще платили, — грозилась класрук. – В другую школу тебя все равно без денег не возьмут, там еще дороже, 2000 придется заплатить только за переход, — поддержала ее руководитель родительской тройки.

Такое давление, по словам родителей девочки, началось, когда «добровольная помощь» перешла все разумные границы.

Ведь в бесплатной школе платить приходилось буквально за все – уборщице, чтобы она убирала, за кабинеты, чтобы ежегодно их ремонтировать, за газеты, на которые обязательно подписывали, и конечно, на подарки учителям, они же столько сил вкладывают! Причем как-то быстро родительский комитет пришел к выводу, что лучший подарок это конверт с деньгами, которые решено было вручить в 9-м классе экзаменторам. Речь в прямом смысле слова идет о взятке – преступлении, за которое, согласно уголовного кодекса наказание несут обе стороны, как дающие, так и берущие. При этом делятся родители пострадавшей девочки, нельзя сказать, что педагоги не осознавали, что происходит. Когда некоторые дети в дневник записали фразу «принести деньги», учитель в строгой форме посоветовала им больше так не делать. После осознания, что они только способствуют преступной схеме, родители девочки и отказались от платежей. Но педагог и глава родительского комитета легко пошли на вымогательство, закрывшись с несовершеннолетней (!) ученицей и оказывая на нее психологическое давление.

Для справки. Статья 368 УК Украины. Получение взятки

1. Получение служебным лицом в любом виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах того, кто дает взятки, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ей власти или служебного положения – наказывается штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от двух до пяти лет, другое преступление: вымогательство, для чего закрылись один на один с с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.2. Получение взятки в большом размере или служебным лицом, которое занимает ответственное положение, или за предыдущим заговором группой лиц, или повторно, или объединенное с вымоганием взятки, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.3. Получение взятки в особенно большом размере или служебным лицом, которое занимает особенно ответственное положение, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Примечание.

1. Взяткой в большом размере считается такой, что в двести и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в особенно большому- такой, что в пятьсот и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.2. Служебными лицами, которые занимают ответственное положение, есть лица, указанные в пункте 1 примечания к статье 364, должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе» отнесены третьей, четвертой, пятой и шестой категорий, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управление, органов местного самоуправления, их структурных подразделов и единиц. Служебными лицами, которые занимают особенно ответственное положение, есть лица, указанные в части первой статье 9 Закона Украины «О государственной службе», и лица, должности которых согласно статье 25 этого Закона отнесены первой и второй категорий.3. Повторным в статьях 368 и 369 этого Кодекса признается преступление, содеянное лицом, которое раньше совершило любой из преступлений, предусмотренных этими статьями.4. Вымоганием взятки признается вымогание служебным лицом взятки с угрозой совершения или несовершение с использованием власти или служебного положения действий, которые могут причинить вред правам или законным интересам того, кто дает взятки, или умышленное создание служебным лицом условий, за которые лицо вынуждено дать взятки с целью предотвращения вредных следствий относительно своих прав и законных интересов.Статья 369. Дача взятки 1. Дача взятки — наказывается штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением воли на срок от двух до пяти лет. 2. Дача взятки, содеянное повторно, – наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без такой. 3. Лицо, которое дало взятку, освобождается от уголовной ответственности, если относительно нее имело место требования взятки или если после предоставления взятки она добровольно заявила о том, что произошло, к возбуждение уголовного дела относительно нее органа, наделенному законом правом на возбуждение уголовного дела.

О тех, кто сдает деньги

Интересно, что в приватных беседах родители одноклассников пострадавшей девушки подтверждают: поборы в их школе постоянны, новый «благотворительный взнос» тема практически каждого родительского собрания. Так и передают через детей, рассказывает одна из мам, мол, пусть придут на собрание и обязательно (!)принесут с собой деньги.

Инициатором все новых взносов является глава родительского комитета, которая, рассказывают родители, постоянно прозрачно намекает – не дадите денег, ваша скупость скажется на оценках и отношениях к детям. При этом среди учеников «гуляет» запись на мобильный телефон, на котором видно как благодарные за помощь школе учителя матерятся на своих учеников.

Кроме того, рассказывает отец еще одного школьника, они имеют серьезные подозрения, что глава комитета и учителя просто делят между собой часть полученных денег. Все взносы проводятся без расписок и расходы никто не контролирует. Так только в школьный фонд ученики ежемесячно приносят 1000 долларов. Куда идут эти деньги, непонятно.

И если посчитать, сколько с каждого ученика собирают только на уборщицу, говорит родитель, то выяснится, что ежемесячно ее зарплата должна составлять 700 долларов! Не каждый специалист за полный день работы имеет такую зарплату! И это еще без отдельных сборов на моющие! А немалые деньги на ремонт, которые собираются ежегодно?! В итоге, делятся родители, дети в зачет летней отработки сами делают всю черную работу, таскают тяжелые вещи, приходят домой в пыли и еле ноги волоча, а рядом с отремонтированным классом появляется и шикарная учительская! Однако большинство как родителей, так и учителей не осознают, что все то, что нередко называется благотворительной помощью, преступление. И подтвердить свои слова при условии уголовного расследования согласны далеко не все, кто анонимно описывает события. Хотя иногда за вымогательство судят и директоров школ, и учителей. Один из громких процессов – задержание сотрудниками управления по борьбе с экономическими преступлениями «на горячем» завуча одной из одесских школ. Даже в суде, учителя пытались оправдать коллегу – мол, собирать деньги на уборщицу или дворника это нормально. Пока их не прервал судья, напомнив, что эти люди тоже получают государственную зарплату!

О тех, кто должен контролировать

В Киевском управления развития среднего общего образования подтверждают: на их телефон поступает немало жалоб о сборе денег. Особенно перед праздниками и в конце учебного года. Однако, говорит заместитель начальника управления Татьяна Шкурова, не все обращения стоит сразу относить к сообщениям о вымогательствах и нарушении закона.

Ведь сейчас в Украине действуют пять законов о благотворительной деятельности, зарегистрировано более сотни благотворительных фондов, и нельзя никому запретить собирать деньги на какую-либо помощь. Однако конфликт нередко возникают на другом, ментальном уровне.

Ведь сразу после покупки нового телевизора в класс и кулера для воды у родителей возникает вопрос: а должен ли этими вещами пользоваться и тот ребенок, чьи родители не сдавали денег? Такая вот избирательная благотворительность. В то время как по закону, это абсолютно добровольное решение, и любое давление как стороны учителей, воспитателей, так и других родителей незаконно.

При этом приказ, который категорически запрещает педагогам самостоятельно собирать деньги, датирован еще 2007 годом. Некоторые учителя, чтобы избежать неприятностей, теперь даже уходят из класса, когда на собрании обсуждают суммы. И в том случае, говорит Иванова, если учителя, даже в качестве посредников и без злого умысла, собирают деньги, то они получают выговоры.

В тоже время нередки случаи, отмечают в управлении, что в школе даже не знают о новом сборе денег, который затеяла родительская тройка и предложения ремонта или покупки чего-нибудь для класса может быть неожиданностью и для них. В случае с давлением на пострадавшую девочку, это, говорят в управлении, безусловно, перегиб и с такими случаями необходимо разбираться.

Для тех, кто столкнулся с давлением советуют обращаться в местные управления образованием. В остальном благотворительность в школе имеет право быть.

Просто если вы считаете подарок учителю взяткой, а не благодарностью за внимание к детям, просто не сдавайте денег, рекомендует Иванова, благотворительность должна быть добровольной!Признают факт нелегальных сборов в школах и детских садах и в Министерстве образования Украины.

Начальник отдела Департамента общего и среднего образования Владимир Скиба утверждает, чтобы пресечь это, во все областные управления образования направлены разъяснительные письма, в которых объясняется, что все эти сборы должны быть добровольными, с бухгалтерской отчетностью, исключительно в соответствии с законом и без участия работников школ и детских садов.

При этом в министерстве уверены, что речь не идет о массовом вымогательстве. Чрезмерные поборы, считает чиновник, встречаются только в модных и престижных школах, ради демонстрации благополучия. Родителям же которые столкнулись с вымогательством советуют обращаться в Главную государственную инспекцию учебных заведений ( Киев, бул. Шевченко, 27, тел.

288-04-30) Причем больше шансов, добиться справедливости, говорят в министерстве, у тех, кто обращается коллективно. Писать коллективные письма рекомендуют и в милиции. Старший уполномоченный УБЭП МВД Украины Андрей Лис поясняет: именно жалоба, под которой есть несколько подписей, позволяет следователям и более детальную проверку провести, и возбудить уголовное дело.

Но даже если вы столкнулись с конкретным фактом, можно обратится в милицию или прокуратуру. Все деньги на ремонт и подарки учителям – исключительно добровольное дело. Юрист службы для детей и родителей столичного центра соцслужб Анастасия Мишкина напоминает: любые пожертвования и взносы в учебных заведениях регулируются законом «Об образовании».

В соответствии с ним, все украинские дети независимо от пола, расы, религиозных взглядов, социального положения имеют право на бесплатное образование. Все подарки учителям и деньги на ремонт – дело исключительно добровольное. А вот если кто-либо, — поясняет юрист, — учителя или другие родители оказывают давление, то смело можно обращаться в милицию с заявлением о вымогательстве взятки. Только нужно постараться либо как-то зафиксировать, например с помощью диктофона или съемки на мобильник, факт вымогательства, или заручится показаниями свидетелей. Кроме того, наличие «черной» бухгалтерии в школе может проверить КРУ.

Юристы дают такие конкретные советы:

1. Обратитесь к психологу, если на Вашего ребенка оказывают давление. Это не только поможет ему справится со стрессом, но и зафиксирует как это отражается на нем – снижения качества обучения, проблемы со сном, настроением, здоровьем. 2. Заручитесь поддержкой единомышленников. Даже если изначально кажется, что всех поборы устраивают, разговорившись, можно найти противников такого «бесплатного» образования и даже свидетелей давления на Вашего ребенка.3. Платите деньги через банк, если все-таки решили материально помочь школе или детскому садику, однако боитесь, что средства будут потрачены не по назначению. При этом, четко указывайте назначения платежа, например «ремонт.» Или берите расписку. Если скрывать нечего, никто Вам не откажет в получении этого документа. 4. Не бойтесь писать в высшие инстанции, в том числе в Министерство образования, если Вас не устраивает уровень образования или то, как давят на Вас и Вашего ребенка.Помните, что любая благотворительная помощь не может быть обязательной – это добрая воля каждого украинца. Ведь вышеописанный киевский случай не редкость и для Харькова. И чтобы искоренить проблему, задача самих родителей не ставить вопрос «сдал/не сдал,» — помнить, что помощь подход исключительно индивидуальный. Все остальное – вымогательство, которое карается в соответствии с уголовным кодексом.

school.kharkov.ua ( http://school.kharkov.ua/2012/09/roditeli-ne-obyazany-sdavat-den-gi-v-shkolu/ )

Источник: http://www.euroosvita.net/prog/print.php/prog/print.php?id=2188

5 вещей, за которые не должны платить родители

Сдавать ли деньги в школу за капитальный ремонт?

Из года в год родители сдают деньги, порой даже не вникая, на что именно, а просто потому что «так принято».

При этом школа имеет право взимать плату лишь за некоторые дополнительные образовательные услуги и только после подписания соответствующего договора.

«Мел» предлагает одержать маленькую победу над привычными, но незаконными устоями и проясняет, за что именно родители платить не обязаны.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Занятия по предметам, предусмотренным образовательным стандартом

По статистике Рособрнадзора, больше всего нарушений в школах связано именно с платными занятиями.

Школа не имеет права проводить занятия за деньги по входящим в образовательный стандарт предметам. Родители не должны оплачивать лишние уроки, условно говоря, по математике перед итоговой контрольной работой.

Расхожая ситуация: классный руководитель, он же учитель английского языка, проводит «для своих» дополнительные уроки за «недорого». Родителей не смущает отсутствие договора, квитанций об оплате, а главное, самой потребности в дополнительном английском.

Чтобы избежать предвзятого отношения к ребенку, они готовы платить за бесполезные по существу занятия и громко не возмущаться.

Еще раз: платными могут быть только те занятия, которые выходят за рамки обязательной программы. Проще говоря, которых нет в расписании или на посещение которых семья дала письменное согласие, заполнив договор об оказании дополнительных образовательных услуг.

2. Охрана школы

Согласно статье 41 п. 8 ч.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательное учреждение должно обеспечить охрану и безопасность детей во время их пребывания в учебной организации.

Справедливости ради надо сказать, что на первом собрании родителей спрашивают, существует ли, по их мнению, необходимость в услугах охранника. Ответ очевиден: существует.

Но зачастую бюджет города не в состоянии выделить нужную сумму для оплаты услуг охранного агентства, и поскольку родители в них заинтересованы, эта функция по умолчанию ложится на их плечи.

В результате создается порочная практика, при которой школа порой даже не пытается выполнить свои законные обязанности, сразу же требуя от родителей спасать ситуацию. А родители, не знакомые с законом, даже не задумываются о своих правах и обязанностях школы.

3. Учебники и методические пособия

Этот пункт требует осторожности и здравого смысла, потому что, приняв его как непреложное руководство к действию, вы рискуете сделать так, что ребенку будет нечем заняться на уроках.

Родители послушно покупают необходимый перечень учебников и рабочих тетрадей (в старших классах общие затраты могут составлять до 5-7 тысяч на ребенка), а между тем статья 35 того же закона «Об образовании в Российской Федерации» сообщает: «обеспечение учебниками и учебно-методическими материалами осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

Приобретение учебной литературы за счет ученика правомерно лишь в том случае, если предмет входит в число дополнительных образовательных услуг, оказываемых на платной основе.

Учителя говорят, что закон «не позволяет настаивать» на покупке перечисленных пособий, хотя понятно, что категория это крайне расплывчатая.

За словами о добровольности покупки учебника обычно идет предупреждение, что ребенок без него будет чувствовать себя белой вороной и не овладеет материалом. В итоге закон и реальная школьная практика существуют в этом случае в параллельных плоскостях.

4. Гардероб

Внимательная гардеробщица, которая не только отвечает за сохранность одежды, но и поименно знает ее владельцев — для школы большая редкость. Идея о хорошем платном гардеробе как альтернативе плохой бесплатной раздевалке обычно появляется у самих родителей вскоре после пропажи нескольких вещей или детской потасовки в рядах с одеждой.

Вряд ли в школе, в которой нет приличной раздевалки, есть достойный управляющий совет. Иначе мы рекомендовали бы искать решение этой распространенной проблемы именно там.

Если создание платного гардероба — единственный выход из тупиковой ситуации, бесплатная раздевалка непременно должна остаться.

В обязанности родителей не входит оплата труда дополнительной штатной единицы, введенной по запросу инициативной группы.

5. Оборудование и ремонт школы

Говоря о школьных поборах, родители чаще всего имеют в виду именно сбор средств на покупку новых парт, ремонт класса, IT-оснащения и так далее.

Между тем закон «О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступивший в силу аж в 2011 году, запрещает брать плату за услуги, которые оказываются в рамках государственного задания за счет бюджетных средств.

А закон «Об образовании» уточняет, что платным может быть только то, что выходит за рамки образовательного стандарта.

Казалось бы, и добавить нечего. Все прозрачно.

Но некоторые школы, особенно региональные, чтобы легализировать родительские взносы, используют договор на добровольные пожертвования.

Формулировка одного из пунктов обескураживает: «жертвователь обязан переводить добровольные пожертвования…» Подписав такой документ, родители соглашаются платить за все: за ремонтные работы, за подарки учителю, за покупку стульев в столовую. При этом принуждать к подписанию такого договора школа тоже не имеет права.

Источник: https://mel.fm/dengi/2845107-schoolmoney

Юрист: Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт

Сдавать ли деньги в школу за капитальный ремонт?

Школьные расходы не исчерпываются портфелем, тетрадями и формой. Учебный год начался совсем недавно, но многие мамы и папы уже успели “скинуться на ремонт”. Разумеется, добровольно. И хотя после летних каникул, во время которых школы вроде бы должны были подштукатурить и подкрасить, это выглядит как минимум странно, мало кто отказывается от предложения сделать добровольный взнос.

Мама архангельского первоклассника Анна Терентьева после первого же родительского собрания поняла: придется платить. Учительница настоятельно рекомендовала помочь с обновлением туалета, который находится на одном этаже с классом, куда предстояло идти сыну. Родители послушно потянулись за деньгами.

– Я тоже отдала 2,5 тысячи рублей, – рассказывает Анна. – Не хотелось сразу же затевать конфликт, хотя, на мой взгляд, туалетной комнате ремонт совершенно не требовался.

По словам Терентьевой, учительница также намекнула, что осенью, скорее всего, в классе придется менять оконные рамы на стеклопакеты. И тоже за счет родителей.

Ничего противозаконного в этом нет, утверждают в профильных ведомствах. Учителя вправе предложить родителям дать денег на что-то нужное для класса. Те вправе согласиться или отказаться.

– За школами осталось право собирать так называемые добровольные пожертвования, – поясняет начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования и науки Архангельской области Елена Молчанова.

– Но это не значит, что собранные деньги пойдут на нужды учителей. Все средства должны быть обязательно проведены через бухгалтерию образовательного учреждения, а родителям предоставлены сметы расходов и отчет за каждый рубль.

На практике так получается далеко не всегда. Немногие мамы и папы интересуются официальными документами. В то же время, по данным региональной прокуратуры, дел о нецелевом расходовании средств в школах с каждым годом становится меньше. То ли потому, что нечистые на руку педагоги поувольнялись, то ли потому, что родители просто не хотят скандалить.

– Для того чтобы мы могли начать собственную проверку, необходимо заявление, в котором указывается личная информация обратившегося, – говорят сотрудники прокуратуры.

– Конечно, мы ее не разглашаем, но в большинстве случаев учителя все равно узнают, кто именно выступил инициатором.

И тогда ребенку проще перевестись в другую школу, потому что отношение к нему и его родителям тут же резко меняется. Такой уж менталитет.

У Андрея Дементьева двое детей. В этом году они пошли в пятый класс одной из архангельских гимназий.

– Не так давно в нашем родительском комитете появилась одна очень активная женщина, – делится он.

– По ее инициативе только в прошлом году мы отремонтировали парты, купили новую доску и заменили линолеум в двух кабинетах. Все это в общей сложности обошлось нашей семье в 10 тысяч рублей.

А в этом году я не выдержал и, когда она предложила оклеить класс моющимися обоями, отказался участвовать в поборах.

Учителя все равно узнают, кто именно выступил инициатором прокурорской проверки. И тогда ребенку проще перевестись в другую школу, потому что отношение к нему тут же резко меняется. Такой уж менталитет

– В данном случае отец прав. Родителям никто не запрещает оказывать благотворительную помощь добровольно, но обязать кого-то платить школа не может, – подчеркивает Елена Молчанова. – Каждый вправе отказаться от финансового участия в жизни класса.

https://www.youtube.com/watch?v=51byR8SNmLY

Однако коллектив такого “бунтарства” не одобрил. Логика понятна: если кто-то отказывается платить, его часть расходов ложится на более сговорчивых родителей. В общем, папа пятиклассников решил в школу на собрания больше не ходить, чтобы не портить отношения еще больше.

О том, чтобы запретить школам пользоваться родительскими деньгами, никто не говорит. Иногда это действительно бывает необходимо. Но, чтобы не случалось недопонимания, юристы советуют не пожалеть времени на бюрократическую работу и организовать процесс в соответствии с законом.

– Сбором денег и их расходованием в любом государственном учебном заведении должен заниматься попечительский совет школы или родительский комитет, – говорит юрист по гражданским делам Михаил Уткин. – В идеале они должны официально зарегистрироваться как некоммерческая организация и открыть свой счет в банке.

И только в статусе официальной организации они могут заключать договоры с компаниями, которые делают ремонт или предоставляют школе другие услуги. При этом деньги должны перечисляться со счета на счет и только на основании официального договора. Платежи “из рук в руки” незаконны.

То же самое касается случаев, когда родителям предлагают сдать деньги лично директору, учителю, бухгалтеру или другим представителям школы.

Правда, юрист тут же признает, что и это – не панацея. Если делать все по уму, то придется заключать договор отдельно с каждым родителем, что влечет за собой целый клубок разнообразных сложностей. Стандартная форма финансовых отношений семьи и школы в таком виде, который устраивал бы всех, до сих пор не разработана.

Кстати

В последнее время объемы финансирования школ на капитальный и текущий ремонт увеличиваются. Только в 2013 году на эти цели из федерального бюджета в Архангельскую область поступило около 400 миллионов рублей, а общий объем составил примерно 800 миллионов. Логично предположить, что предложения “скинуться на ремонт” должны поступать родителям все реже.

А как у соседей?

В Петербурге ситуация с родительскими поборами практически ликвидирована, каждый такой факт становится поводом для как минимум служебного расследования.

Во многом это объясняется особым опытом петербургской школы: эксперимент по внедрению финансово-хозяйственной самостоятельности в образовательных учреждениях начался здесь еще в 1994 году.

За два десятилетия механизм настолько отлажен, что сегодня руководители “умеют сделать из одной копейки две”, поясняет в беседе с корреспондентом “РГ” директор лицея N 369 Красносельского района Константин Тхостов, который также возглавляет Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийского педагогического собрания.

Родители, конечно, имеют право оказывать школе целевую спонсорскую помощь, но для этого существуют четкие административные регламенты и нормативно-правовые акты. При этом речь не идет, например, о ремонте кабинетов и коридоров или замене старых окон на стеклопакеты.

Такие работы в школах выполняются в соответствии со строительными и санитарными нормами, подрядчик определяется в результате конкурса, а финансирование закладывается в бюджет заранее. Конечно, ситуация в Северной столице нетипична для всего Северо-Запада.

Мегаполис федерального значения обладает гораздо более широкими финансовыми возможностями и полномочиями, чем школы в глубинке. К примеру, большинство петербургских школ оказывают платные образовательные услуги – исключительно в рамках закона.

Если в учреждении около тысячи учеников, спрос найдется практически на любые занятия – от вышивания крестиком до конструирования роботов.

И родители, и учителя в беседах на финансовые темы признают, что деньги во взаимоотношениях семьи и школы все же фигурируют. Выбираются подарки ко Дню учителя и дням рождения, собирается сладкий стол для детей на праздники, заказываются экскурсии и билеты в театр.

До самого последнего времени приходилось покупать дополнительные учебники и рабочие тетради по требованиям педагогов. Иногда такие траты существенно сказываются на бюджете. Но вот парадокс: как правило, чаще всего возмущаются те, кто материальных проблем не имеет.

Остальные стесняются.

Контакты:

Министерство образования и науки Архангельской области: (8182) 21-52-80, arhobr@dvinaland.ru.

Горячая линия комитета по образованию Санкт-Петербурга: (812) 764-77-63, 572-17-04.

Источник: https://rg.ru/2013/10/10/reg-szfo/shkola.html

Вопросы по закону
Добавить комментарий