Трудоустройство гражданина Армении

Работники из Белоруссии, Казахстана и Армении: как заключать с ними трудовые договоры, какие документы требовать и какие органы уведомлять

Трудоустройство гражданина Армении

Прежде чем обсудить главные вопросы этой статьи, остановимся на общих правилах трудоустройства иностранных работников в России. Напомним, что правовое положение иностранцев регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 25.07.

02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ). Российские компании вправе заключать с иностранцами трудовые договоры или выступать в качестве заказчиков работ (услуг) в рамках договоров гражданско-правового характера.

Процедура оформления трудовых отношений зависит от режима нахождения иностранцев на территории России (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Режимы нахождения иностранцев в России

Режим нахожденияПодтверждающие документы
Иностранец постоянно проживает на территории РФВид на жительство
Иностранец временно проживает на территории РФРазрешение на временное проживание
Иностранец временно пребывает в РФМиграционная карта

Постоянно или временно проживающим на территории России иностранцам (независимо от того, из какой страны они приехали) для трудоустройства не требуется получать разрешение на работу или патент.

Однако, по общему правилу, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживать (п. 4 и п. 5 ст.13 Закона № 115-ФЗ).

Работодателю не нужно запрашивать разрешение на наем таких работников.

Больше всего требований и ограничений предъявляется к трудоустройству временно пребывающих иностранцев. Напомним, что временно пребывать в России могут иностранцы, получившие визу, либо иностранцы, которые приехали из стран с безвизовым режимом. От этого зависит, какие действия должен совершить работодатель при оформлении трудовых отношений с иностранным работником (см. таблица).

Действия работодателя при приеме на работу временно пребывающего иностранца

Визовый режимБезвизовый режим
Работодателю, в общем случае, требуется:
  • обратиться в службу занятости (с заявкой о потребности в специалистах);
  • получить в ФМС разрешение на привлечение и использование в работе иностранных граждан;
  • получить для иностранца разрешение на работу;
  • оформить приглашение на въезд в Россию;
  • поставить иностранца на миграционный учет (после въезда).
Если иностранец уже временно пребывает в России, то для работы ему необходим патент. В таком случае работодатель может заключить с ним трудовой (или гражданско-правовой) договор, и обязан уведомить об этом миграционную службу.Если иностранец еще пребывает в своем государстве, но желает въехать в Россию в безвизовом порядке, то от работодателя потребуется:
  • оформить приглашение на въезд;
  • поставить прибывшего иностранца на миграционный учет.

Прибывший иностранец должен будет получить патент.

Также см. «Изменен порядок трудоустройства иностранных работников», «Патент на работу для иностранцев с 2015 года: кто его должен оформлять и как его получить».

Граждане республик Беларусь, Казахстан и Армения: особый порядок приема на работу

Теперь поговорим подробнее об особенностях трудоустройства граждан из республик Беларусь, Казахстан и Армения, которые временно пребывают на территории России.

Граждане этих стран могут въезжать в Россию в безвизовом порядке (письмо МИД России от 27.04.12 № 19261/кд).

А вступивший в силу с 1 января 2015 года договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) предусматривает для граждан из этих республик определенные преимущества при приеме на работу.

К сведению

Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года. Стороны Договора — Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

10 октября 2014 года к данному договору присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан «Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года».

Однако в настоящее время этот договор не ратифицирован и не вступил в силу.

Нормы договора о ЕАЭС имеют приоритет над российскими законами (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Обратимся к некоторым положениям Договора.

«Трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства» (п. 1 ст. 97 Договора).

Получается, что гражданам из перечисленных республик не нужно иметь разрешение на работу или патент. А работодатель, в свою очередь, не должен оформлять для таких работников приглашение на въезд (ст. 18 Закона № 115-ФЗ).

При приеме на работу граждане Белоруссии, Казахстана и Армении должны представить работодателю такой же комплект документов, что и российские граждане. Это объясняется следующим положением Договора:

«Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора» (п. 4 ст. 97 Договора).

Напомним, что перечень документов, предъявляемых при устройстве на работу, приведен в статье 65 Трудового кодекса.

В частности, в этот перечень входит документ об образовании (если работа требует специальных знаний или специальной подготовки). Должен ли иностранный работник позаботиться о легализации (т.е.

о подтверждении) документа об образовании, выданного в одной из республик, подписавших Договор?

«В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании» (абз. 1 п. 3 ст. 97 Договора).

Это означает, что представленные для трудоустройства документы об образовании не требуют легализации. Исключение составляют случаи, когда граждане названных республик претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью (абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора).

Вместе с тем, работодатель (заказчик работ, услуг) вправе запрашивать нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, а также направлять различные запросы для проверки этих документов (абз. 4 п. 3 ст. 97 Договора).

Процитируем еще одно важное положение Договора:

«Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда» (п. 1 ст. 97 Договора).

Из данного положения следует, что российские компании могут принимать на работу граждан из Белоруссии, Казахстана и Армении без учета допустимой доли иностранцев.

Напомним, что на 2015 год допустимая доля иностранных работников, используемых работодателями при осуществлении определенных видов экономической деятельности, установлена постановлением Правительства РФ от 19.12.14 № 1420.

Так, например, в компании, занимающейся розничной торговлей алкогольными напитками, иностранцев может быть не более 15% от общей численности работников.

Уведомление о приеме и увольнении иностранца

С 1 января 2015 года работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранцев, обязаны уведомлять территориальные органы ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) с такими работниками трудовых (гражданско-правовых) договоров. Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Распространяется ли данное правило на работников из Белоруссии, Казахстана и Армении? В комментируемом Договоре ничего на этот счет не сказано. В связи с этим работодателям придется уведомлять миграционную службу о приеме на работу и увольнении граждан из названных республик.

Упомянем также еще один важный документ — Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4. В пункте 1 этого документа сказано следующее: действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется.

Но что понимать под «порядком регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы»? Есть мнение, что данная норма позволяет работодателям не сообщать в ФМС о приеме на работу белорусского гражданина. Однако официальные разъяснения по этому вопросу пока отсутствуют.

В связи с этим, на наш взгляд, лучше не рисковать, и уведомлять органы ФМС о принятии на работу (или увольнении) в том числе и граждан Белоруссии. По крайней мере, это обезопасит работодателей от привлечения к довольно серьезным мерам ответственности (ч. 3 и ч. 4 ст. 18.

15 КоАП РФ):

  • для организаций — штраф от 400 000 до 800 000 рублей, либо приостановление деятельность на срок от 14 до 90 суток;
  • для должностных лиц — штраф от 35 000 до 50 000 рублей.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность еще более жесткая. А именно:

  • для организаций — штраф от 400 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
  • для должностных лиц — штраф от 35 000 до 70 000 рублей.

Важно отметить, что указанная выше ответственность грозит не только за неуведомление ФМС о приеме на работу иностранца, но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления. Поэтому обратите внимание, что с 25 мая 2015 года применяются новые формы уведомлений (утверждены приказом ФМС России от 12.03.15 № 149).

Уведомление о прибытии иностранца

Когда иностранец прибывает в Россию, он получает миграционную карту и передает ее работодателю (принимающей стороне). Работодатель, в свою очередь, обязан направить уведомление о прибытии иностранца в миграционную службу.

Такое уведомление, по общему правилу, нужно представить не позднее семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.

06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»).

Однако граждане Белоруссии, Казахстана и Армении вправе находиться на территории России без постановки на миграционный учет дольше других иностранцев. Смотрим на Договор:

«Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей этих граждан освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда» (абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора).

Если же граждане из названных республик будут находиться в России свыше 30 суток, работодатель обязан уведомить миграционную службу об их прибытии (абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора). В противном случае возможно наступление административной ответственности (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):

  • для организации — штраф от 400 000 до 500 000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 рублей.

Срок пребывания иностранного работника в России

Максимальный срок временного пребывания (проживания) на территории России работника из Белоруссии, Казахстана или Армении определяется сроком действия его трудового (гражданско-правового) договора (п. 5 ст. 97 Договора).

При этом следует учесть, что в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ, граждане названных республик вправе без выезда из России в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (п. 9 ст. 97 Договора). Если же гражданин не воспользуется таким правом, то он лишится статуса трудящегося-мигранта, и ему нужно будет выехать из нашей страны (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2015/5/9869

Правила приема на работу иностранных граждан в 2018 году

Трудоустройство гражданина Армении

Пребывание на территории России граждан другого государства всегда должно быть легальным, соответственно, все манипуляции с документами и оформлением трудоустройства таких граждан также должны осуществляться строго в рамках закона.

Возможно, в качестве предпринимателя вы уже могли столкнуться со сложностями в официальном оформлении на работу иностранца. Могли даже окрестить про себя этот процесс головной болью, однако поиск путей “попроще” в этом отношении вроде найма нелегалов – это не выход из ситуации, поскольку подобные шаги могут обернуться для вашей компании большими штрафами, а для бизнеса – уроном.

>>> Подписывайтесь на наш канал на 

В этой статье рассмотрим вопросы, касающиеся правового положения иностранных работников и правила их приема на работу в 2018 году.

Статус иностранного гражданина

Первым делом вы должны выяснить статус иностранного гражданина. Порядок оформления на работу вашего будущего сотрудника зависит именно от этого. Всего статусов три:

  • временно пребывающие на территории РФ. К этой категории относятся иностранные граждане, которые работают по визе или миграционной карте;
  • временно проживающие в России. Это те иностранцы, у которых есть разрешение на временное проживание в стране, выдаваемое сроком до 3 лет;
  • постоянно проживающие в России иностранные граждане, у которых есть вид на жительство, выдаваемый сроком на 5 лет (документ может продлеваться по мере необходимости).

Прием на работу иностранца с видом на жительство

Иностранного гражданина, у которого есть вид на жительство, принимают на работу точно так же, как и гражданина России. Дополнительных разрешений в данном случае не требуется, однако работодателю нужно внимательно отнестись к проверке срока действия ВНЖ.

Кроме того, принимая на работу, такого иностранца, вы должны в трехдневный срок уведомить территориальное отделение МВД России о заключении трудового договора. Это правило установлено пунктом 8 статьи 13 закона о правовом положении иностранцев. И никаких исключений для постоянно проживающих иностранцев не предусмотрено.

Прием на работу иностранного гражданина с разрешением на временное проживание в России

Прием иностранца, имеющего разрешение на временное проживание в России, производится по аналогии с приемом гражданина иностранного государства, имеющего здесь ВНЖ. Однако тут стоит отметить, что свой статус временно проживающего такой работник должен ежегодно подтверждать в миграционной службе.

Прием на работу временно пребывающих иностранных граждан

Именно эта категории иностранцев относится, согласно пункту 1 статьи 2 закона о правовом положении иностранных граждан, к иностранным работникам. Порядок приема их на работу будет зависеть от того, нужна ли иностранцу виза для въезда на территорию России или нет.

Прием на работу временно пребывающего визового иностранца

Чтобы принять на работу временного пребывающего визового иностранца, нужно выполнить некоторый ряд действий:

  • направить заявку о потребности в специалистах в службу занятости, чтобы государственные органы подтвердили целесообразность привлечения иностранных работников;
  • подать в миграционную службу заявление на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • уплатить госпошлину, которая составляет 10 000 рублей за каждого иностранного работника;
  • подать в территориальное отделение ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд иностранному гражданину.

В течение 20 рабочих дней после этого вам должны будут выдать приглашение, за которое нужно будет уплатить государственнуй пошлину размером 800 рублей.

После этого вам нужно будет обратиться в ГУВМ МВД России за разрешением на работу для иностранца. Вам нужно будет составить пакет документов, который в обязательном порядке должен включать заявление, фотографию иноземца, копию паспорта. Также при этом потребуется уплатить госпошлину – 3 500 рублей.

После этого вы сможете уведомить миграционную службу о прибытии иностранца (сделать это нужно в срок до 3 дней) и заключить с ним трудовой договор.

Прием на работу временно пребывающего безвизового иностранца

Для того чтобы принять на работу иностранца, у которого нет визы, вам не нужно будет получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Однако самому иностранцу в этом случае потребуется патент для работы в России.

Форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 года № 638. Стоимость разрешения на работу рассчитывается с учетом региона трудовой деятельности и срока.

Иностранные граждане, устроившиеся на работу по патенту, могут трудоустраиваться только в тех регионах, где он выдан.

При этом нужно учитывать, что без визы такой работник может работать в одной компании не более двух лет подряд. По истечении же этого срока иностранному гражданину придётся выехать с территории РФ и снова въехать.

Только потом он в уполномоченное ведомство за получением нового патента в качестве вновь прибывшего иностранца.

Для того чтобы оформить патент, иностранцу (или его доверенному лицу) необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов-приложений к нему в ГУВМ МВД России. После проверки предоставленных сведений просителю будет выдан разрешительный документ. Обязательными условиями действительности патента признаны оплата взносов и законность пребывания в стране.

Важно! Патент на работу иностранных граждан в 2018 году выдают на срок от 1 месяца до года. При этом он может быть продлен на период от одного месяца.

Полученный патент может быть продлен, но озаботиться этим вопросом нужно будет не менее чем за 10 суток до окончания действия документа. Основанием увеличения периода выступает ходатайство работодателя.

Если же срок патента истек, то договор с иностранным сотрудником должен быть расторгнут или же такой сотрудник должен быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей.

Иностранцам, которые временно или постоянно проживают в России, получать патент не нужно.

Без оформления каких-либо дополнительных разрешительных документов в нашей стране могут трудиться  граждане стран СНГ (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Патент на работу требуется гражданам Абхазии, Азербайджана, Узбекистана, Украины.

Патентное правило не касается граждан ДНР, даже временно пребывающих, поскольку данная категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент не должна.

Особенности заключения трудовых договоров с иностранцами в 2018 году

Постановлением Правительства РФ № 1467 от 4 декабря 2017 года были введены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2018 году. Таким образом, действие документа, регулировавшего предельно допустимый удельный вес сотрудников-мигрантов в штате организаций в минувшие годы, было продлено.

Так, например, удельный вес иностранцев в штате организаций сухопутного пассажирского транспорта в 2018 году снижен на 2% и составляет 28% от общей штатной численности персонала (30% – в 2017 году), в штате организаций в области спорта остался без изменений.

Сравнительная таблица ограничений по удельному весу иностранных граждан в штате российских компаний (в %).

Направление экономической деятельности организации2017 год2018 год
Выращивание овощей (исключение составляют некоторые регионы страны)50 (за исключением некоторых регионов)50 (за исключением некоторых регионов)
Розничная торговля в нестационарных объектах и на территории рынка00
Розничная реализация лекарств через специализированную сеть – аптеки00
Торговля в розницу любыми товарами без привязки к конкретной стационарной точке00
Прочий сухопутный пассажирский транспорт3028
Розничная торговля табачными изделиями через специализированные торговые объекты1515
Розничная реализация алкогольных напитков в стационарных объектах1515
Автомобильный грузовой транспорт3028
Прочая деятельность в сфере спорта2525

По-прежнему не допускается трудоустройство иностранных граждан в таких отраслях экономики страны, как

  • розничная реализация медикаментов через аптечную сеть;
  • торговля в розницу на рынках и через нестационарные торговые павильоны, точки;
  • любая розничная торговая деятельность без привязки к конкретному адресу места на рынке, магазина или палатки.

Штрафы

Если работодатель пренебрег правилами приема на работу иностранцев, то в отношении его могут быть применены санкции в виде административного штрафа, размер которого будет зависеть от правового статуса нарушителя.

Если работодатель не подает уведомление в МВД или нарушает сроки подачи или форму подачи уведомления, то в городах федерального значения, таких как Москва и область, также как Петербург и Ленобласть, на него накладывается штраф в размере

  • от 5 000 до 7 000 рублей на граждан Российской Федерации (физические лица);
  • от 35 000 до 70 000 рублей на должностные лица;
  • от 400 000 до 1 000 000 рублей на юридические лица.

Также в качестве наказания возможно приостановление деятельность организации на срок от 14 до 90 суток. Как вы понимаете, не в ваших интересах игнорировать установленные государством правила.

Источник: http://www.fingramota.org/predprinimatelyam/item/1210-pravila-priema-na-rabotu-inostrannykh-grazhdan-v-2018-godu

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

Трудоустройство гражданина Армении

Трудоустройство иностранных граждан на территории РеспубликиБеларусь.

1. Право на трудоустройство:

1.1. иностранных граждан, постоянно проживающих в РеспубликеБеларусь.

В соответствии с частью первой статьи 11 Закона РеспубликиБеларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства вРеспублике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении) постоянно проживающиев Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства (далее –иностранцы) имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностьюнаравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательнымиактами Республики Беларусь, с учетом ограничений, предусмотренных статьями19 и 20 Закона о правовом положении.

Документом, удостоверяющим личность иностранца на территорииРеспублики Беларусь и подтверждающим получение им разрешения на постоянноепроживание в Республике Беларусь, является вид на жительство (статья 1 Закона оправовом положении, пункт 3 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2008№ 294 «О документировании населения Республики Беларусь» (далее – Указ одокументировании);

1.2. иностранных граждан, не имеющих разрешения напостоянное проживание в Республике Беларусь.

В соответствии с частью второй статьи 11 Закона о правовомположении порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временнопребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь, определяетсяспециальными законодательными актами Республики Беларусь, в частности ЗакономРеспублики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о трудовоймиграции). Закон о трудовой миграции установил, что иностранец, не имеющийразрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, должен получитьспециальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в РеспубликеБеларусь, которое выдается по ходатайству нанимателя Республики Беларусь.

Вместе с тем, если международным договором РеспубликиБеларусь установлены иные правила, чемте, которые предусмотрены Законом о трудовой миграции, то применяются правиламеждународного договора Республики Беларусь (статья 3 Закона о трудовоймиграции).

Например, Договором о Евразийском экономическом союзе (вступил в силу 1 января 2015 г.

), заключенным Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (в 2014 году к Договору присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика) предусмотрено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов («трудящийся государства-члена» – лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает) без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Поскольку вопросы внешней трудовой миграции относятся ккомпетенции Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних делРеспублики Беларусь, за более подробной информацией рекомендуем обращаться вуказанный Департамент (официальный сайт МВД http://mvd.gov.by).

2. Документы, предъявляемые при приеме на работу.

Статья 3 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее –Трудовой кодекс) устанавливает, что Трудовой кодекс применяется в отношениивсех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территорииРеспублики Беларусь.

Таким образом, при заключении трудового договора натерритории Республики Беларусь Трудовой кодекс будет применяться в отношениииностранцев, имеющих право заниматься трудовой деятельностью, как постояннопроживающих в Республике Беларусь, так и не имеющих разрешения на постоянноепроживание.

В соответствии со статьей 26 Трудового кодекса притрудоустройстве гражданин должен предъявить нанимателю следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность.

Документом,удостоверяющим в Республике Беларусь личность иностранца, временно пребывающегоили временно проживающего в Республике Беларусь, за исключением иностранцев,которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, является документдля выезда за границу (статья 52 Закона о правовом положении). Документом длявыезда за границу является действительный паспорт или иной документ, егозаменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующиморганом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительстваиностранца или международной организацией (статья 1 Закона о правовом положении). Документом, удостоверяющим личность иностранцев,получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, являетсявид на жительство (пункт 1 Указа одокументировании);

2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающегона работу и совместителей.

На территории Беларуси наниматели заполняют трудовыекнижки старого образца (выдана в период существования СССР союзной республикой)либо образца трудовой книжки Республики Беларусь 1993, 1995 и 2014 годов.

Трудовыекнижки иных государств (например, выданных в Российской Федерации, Украине)наниматели не заполняют. В связи с этим при отсутствии у иностранца трудовойкнижки либо при наличии трудовой книжки неустановленного образца нанимательзаводит ему трудовую книжку Республики Беларусь;

3) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

5) индивидуальную программу реабилитации инвалида (дляинвалидов);

6) декларацию о доходах и имуществе, страховоесвидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы оподтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если ихпредъявление предусмотрено законодательными актами.

Источник: http://mintrud.gov.by/ru/trudoustrojstvo-inostrannyx-grazhdan-na-territorii-respubliki-belarus

Прием на работу гражданина Армении

Трудоустройство гражданина Армении
Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца. Прием на работу гражданина Армении, пенсионера, 68 лет без трудовой книжки. Можно ли дистанционно принять сотрудника украинца.

Вопрос: 1.

Мы хотим принять на работу гражданина Армении, пенсионера, 68 лет, трудовой нет.какой договор лучше оформить трудовой или гражданский?если трудовой, то нужно ли завести трудовую?2.

Можно ли дистанционно принять сотрудника украинца в Ростов-на-Дону, обособки там нет, рабочего места нет.

Ответ: 
1. Оформить можно как трудовой договор, так и гражданско-правовой, однако если в ходе проверки будет выявлено, что гражданско-правовой договор прикрывает трудовые отношения, то его признают притворным. Тогда работодателя могут привлечь к административной ответственности. Кроме того, придется доначислить взносы на социальное страхование.

Еще читайте: как работодателю вести электронные трудовые книжки

Подробнее – https://vip.1gl.ru/#/document/11/17005/tpos2/.

Если решите заключить трудовой договор, то необходимо будет заново оформить трудовую книжку в Вашем случае.

Подробнее по вопросу – https://vip.1gl.ru/#/document/11/18386/.

2. Трудовой договор о дистанционной работе с иностранным гражданином Вы можете заключить, так как он будет работать на территории РФ, если речь идет именно о дистанционной работе.

Дистанционной работой является выполнение трудовой функции на территории России:

– вне места нахождения работодателя (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, включая расположенные в другой местности);

– вне стационарного рабочего места;

– вне территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя.

Необходимый пакет документов для трудоустройства дистанционный сотрудник представляет в электронной форме. При этом работодатель может потребовать направить ему нотариально заверенные копии данных документов на бумаге по почте заказным письмом с уведомлением (ч. 3 ст. 312.2 ТК).

Со своей стороны работодатель еще до заключения трудового договора должен ознакомить сотрудника с локальными актами (Правилами трудового распорядка, положением о премировании и т. п.).

Сделать это можно путем обмена электронными документами с электронной подписью между работодателем и дистанционным сотрудником. Это следует из положений части 5 статьи 312.1, части 5 статьи 312.

2 Трудового кодекса, статьи 6 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ.

Далее отношения оформите по общим правилам, установленным трудовым законодательством, с соблюдением требований статьи 68 Трудового кодекса. А именно:

– оформите трудовой договор;

– издайте приказ о приеме на работу;

– заведите личную карточку;

– внесите запись в трудовую книжку.

Также в данном случае применима рекомендация о том, как принять на работнику сотрудника-иностранца, о которой шла речь выше, ее правила применимы при заключении трудового договора дистанционно.

О том, как заключить трудовой договор – в обосновании.

Обоснование

Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

Кто может нанимать иностранцев

Нанимать на работу иностранцев могут работодатели, заказчики работ и услуг. В этой роли могут выступать:

1. российские организации всех организационно-правовых форм;

2. граждане России, в том числе и зарегистрированные как индивидуальные предприниматели;

3. иностранные организации;

4. иностранные граждане, только если они зарегистрированы как индивидуальные предприниматели.

Нанять иностранца можно, заключив с ним трудовой или гражданско-правовой договор. Кроме того, может понадобиться соблюсти целый ряд формальностей. Такой порядок установлен положениями пунктов 2 и 3 статьи 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Ситуация: нужно ли заново оформлять трудовую книжку сотруднику-иностранцу из ближнего зарубежья или продолжать вести ту, которую он предъявил при приеме на работу

Да, нужно, если у человека нет трудовой книжки советского или российского образца.

Если ее завели еще в СССР, то нужно продолжать ее заполнять. На территории России действуют трудовые книжки образца 1974 и 2004 годов. Серии трудовых книжек, которые выпускались в России (СССР) в этот период, приведены в таблице.

Если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и ведется на иностранном языке, сотруднику-иностранцу нужно оформить документ российского образца. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории иностранного государства в него переносить не нужно. Аналогичная точка зрения приведена в письме Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1.

ГПД не заменяет трудовой договор

Заключать гражданско-правовой договор с человеком, который на самом деле будет выполнять функции штатного сотрудника и подчиняться внутренним правилам и распорядку, нельзя. Это прямо установлено частью 4 статьи 11 и частью 2 статьи 15 Трудового кодекса РФ.

Внимание: если в ходе проверки будет выявлено, что гражданско-правовой договор прикрывает трудовые отношения, то его признают притворным. Тогда работодателя могут привлечь к административной ответственности. Кроме того, придется доначислить взносы на социальное страхование.

Можно ли заключить трудовой договор о дистанционной работе, если российский или иностранный гражданин будет выполнять свою работу за границей

Заключать трудовые договоры об удаленной работе в описанной ситуации не рекомендуется. В таких случаях оптимально заключить гражданско-правовой договор.

 Трудовой кодекс не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с сотрудником, который фактически будет выполнять работу за границей.

При этом неважен статус работника: гражданин России,иностранец или лицо без гражданства.

Дело в том, что работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда всех своих сотрудников, в том числе дистанционных (ст. 312.3 ТК). При этом нормативно-правовые документы Российской Федерации, которые содержат нормы труда, действуют только на территории России (ст. 13 ТК).

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/264915-priem-na-rabotu-grajdanina-armenii

Как нанять иностранного специалиста для работы в Беларуси

Трудоустройство гражданина Армении

14 января 2020г.

По состоянию на январь 2020 года

Периодически у нанимателей Республики Беларусь возникает потребность в привлечении иностранных специалистов для работы на территории Республики Беларусь. В этом случае важно учитывать, что законодательство Республики Беларусь предусматривает особый порядок найма иностранцев для работы у белорусских нанимателей.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок трудоустройства иностранных граждан в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-З «О внешней трудовой миграции». Эта процедура также регулируется рядом подзаконных актов, принятых в его исполнение.

По общему правилу для занятия трудовой деятельностью в Беларуси иностранцу необходимо получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – Специальное разрешение).

Однако есть и исключения из этого правила, в частности, получать Специальное разрешение не требуется для:

  • граждан стран Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Казахстан, Армения, Кыргызстан); 
  • руководителей представительств иностранных организаций в Республике Беларусь;
  • иностранцев, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь (т.е. имеющих разрешение на постоянное проживание);
  • иностранцев, заключивших трудовой договор (контракт) с резидентом Парка высоких технологий;
  • иностранцев, являющихся победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов, отмеченных наградами в сфере их профессиональной деятельности.

Наниматель Республики Беларусь обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (далее – Разрешение) в случае, если он имеет намерение трудоустроить более 10 иностранных граждан, за исключением:

  • иностранных граждан, имеющих высокий уровень профессиональных знаний, стаж работы по специальности не менее 5 лет и размер заработной платы не менее 15 минимальных заработных плат (в настоящее время 5625 белорусских рублей, что эквивалентно ориентировочно 2390 евро) (далее – высококвалифицированный работник);
  • иностранных граждан, привлекаемых на должность руководителя коммерческой организации, в создании которых они участвовали (в качестве собственника имущества, учредителя, участника).

Рассмотрим подробнее процедуры получения Специального разрешения и разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь

Специальные разрешения выдаются по заявлению нанимателя Республики Беларусь на имя конкретного иностранного гражданина.

В данном заявлении, помимо иных данных, наниматель должен обосновать необходимость привлечения иностранца на имеющуюся у нанимателя вакансию.

При описании обоснования необходимости найма иностранного гражданина нанимателю также следует указать то, какие меры он предпринял для поиска граждан Беларуси на имеющееся свободное рабочее место, например, о направлении им сведений о свободных рабочих местах (вакансиях) в отдел трудоустройства органов по труду, занятости и социальной защите населения.

Высококвалифицированным работникам и иностранному гражданину, привлекаемому на должность руководителя коммерческой организации в создании которой он участвовал, Специальное разрешение выдается миграционным органом без учета заключения органа по труду, занятости и социальной защите.

По общему правилу срок рассмотрения заявления составляет 15 дней с момента подачи заявления. Для отдельных категорий юридических лиц установлен более короткий срок:

  • инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта – 7 дней;
  • организации – резидентов Парка высоких технологий и членов научно-технологической ассоциации «Инфопарк» – 7 дней;
  • резидента, участника строительства объектов, инвестора Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», Китайско-Белорусского совместного закрытого акционерного общества «Компания по развитию индустриального парка» – 5 дней.

Специальное разрешение может быть выдано на следующий срок:

  • 2 года – в отношении высококвалифицированных работников;
  • 1 год – в отношении иных работников

Срок действия Специального разрешения может быть однократно продлен. После однократного продления наниматель вправе обратиться за получением нового Специального разрешения.

Размер платы, взимаемой за рассмотрение заявления, по общему правилу, составляет 5 базовых величин (в настоящее время 135 белорусских рублей, что эквивалентно ориентировочно 57 евро).

Специальное разрешение выдается бесплатно, если нанимателем трудящегося-иммигранта является инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта, или резидент, участник строительства объектов, инвестор Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», Китайско-Белорусского совместного закрытого акционерного общества «Компания по развитию индустриального парка»

При осуществлении трудовой деятельности у нескольких нанимателей Республики Беларусь иностранный гражданин обязаны получить Специальное разрешение для работы у каждого из них.

После получения Специального разрешения нанимателю Республики Беларусь следует заключить трудового договор (контракт) с иностранным гражданином. Здесь важно учитывать следующее:

  • срок действия трудового договора (контракта) не может превышать срока действия специального разрешения;
  • трудовой договор (контракт) должен включать особые положения, предусмотренные белорусским миграционным законодательством (в том числе, условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта);
  • трудовой договор (контракт) должен быть составлен на русском и (или) белорусском языках, а также на родном или ином понятном для иностранного гражданина языке(если русский и (или) белорусский языки не являются родными или понятными для иностранного гражданина);
  • трудовой договор (контракт) должен быть зарегистрирован в органе по гражданству и миграции в месячный срок со дня его заключения.

Обращаем внимание, что изменения и/или дополнения к трудовому договору (контракту) также должны быть зарегистрированы в органе по миграции в месячный срок со дня их внесения.

Специальное разрешение выдается по разрешительному принципу. Одним из возможных оснований для отказа является отрицательное заключение соответствующих органов по труду, занятости и социальной защите.

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Обязательным условием выдачи Разрешения является наличие положительного заключения о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев для осуществления трудовой деятельности на ее территории.

Такое заключение выдается Комитетом по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов или Минского городского исполнительного комитета (по местонахождению нанимателя) по запросу миграционного органа.

Для получения Разрешения наниматель подает заявление в орган по гражданству и миграции с приложением пакета документов, определенного законодательством.

По общему правилу, срок принятия решения по заявлению – 15 дней, а для инвесторов и (или) организаций, в установленном порядке созданных в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта, – 2 дня.

Срок принятия решения по заявлению – 15 дней. Максимальный срок действия Разрешения 1 год.

Размер платы за выдачу Разрешения составляет 5 базовых величин (в настоящее время 135 белорусских рублей, что эквивалентно ориентировочно 57 евро).

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдается бесплатно, если заявителем является инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта, или резидент, участник строительства объектов, инвестор Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», Китайско-Белорусского совместного закрытого акционерного общества «Компания по развитию индустриального парка».

В случае, если по истечении года после выдачи разрешения наниматель намерен продолжать использовать труд более десяти иностранцев не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, ему следует обратиться в Департамент с заявлением о продлении срока действия разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы. При этом обратиться с таким заявлением необходимо заблаговременно, таким образом, чтобы срок действия Разрешения не прерывался.

Основания для отказа в выдаче Разрешения установлены в ст. 27 Закона «О внешней трудовой миграции». По аналогии с выдачей Специального разрешения к таким основаниям, в частности, относится наличие отрицательного заключения органа по труду, занятости и социальной защите о возможности найма иностранных граждан.

Ответственность

За найм иностранных граждан без наличия необходимых разрешений наниматель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст.23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Санкция: предупреждение или взыскание штрафа в размере до 20 базовых величин (в настоящее время составляет 540 белорусских рублей, что эквивалентно ориентировочно 230 евро).

Кроме того, к ответственности может быть привлечен и сам иностранный гражданин на основании ч. 1 ст.23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В данном случае возможны следующие санкции: предупреждение, депортация или взыскание штрафа в размере до 50 базовых величин (в настоящее время составляет 1350 белорусских рублей, что эквивалентно ориентировочно 575 евро).

Мы будем рады проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с трудоустройством иностранных граждан в Республике Беларусь.

По всем вопросам связывайтесь с руководителем практики “Трудовое право”  партнером Светланой Дашук (svetlana.dashuk@vmp.by).  

© АБ “ВМП Власова, Михель и Партнеры”

Источник: http://vmp.by/publications/trudoustroystvo-inostrannyih-grazhdan/

Вопросы по закону
Добавить комментарий