Возможно привлечение доверенного лица к уголовной ответственности?

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Возможно привлечение доверенного лица к уголовной ответственности?

Доверенность – полномочие представлять или действовать от имени другого лица в правоотношениях.

Стороны доверенности

Сторонами доверенности выступают доверитель («представляемый») и доверенное лицо («представитель», «поверенный»). Доверителем является как физическое, так и юридическое лицо, которое передает и оформляет часть своих полномочий и обязанностей постороннему человеку для осуществления последним юридически значимых манипуляций. 

Представителем считается гражданин, который действует в интересах доверителя и замещает его в проведении различных процедур. Этот человек должен быть совершеннолетним и дееспособным.

Доверенным лицом чаще всего выступает близкий родственник (родители, супруг, дети), друг, коллега по работе или совсем посторонний человек. Также не запрещается оформлять доверенность на иностранного гражданина.

Стороны доверенности связаны двусторонне-обязывающей договоренностью,  следовательно участники наделяются правами и обязанностями по отношению друг к другу.

Характеристика доверенности и гражданское законодательство

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (пункт 1 статьи 185 ГК РФ).

Основанием выдачи доверенности служат договоры, определяющие внутренние отношения между представителем и представляемым (трудовой договор, договор поручения и т. д.).

С правовой точки зрения доверенность является односторонней сделкой, указывающей полномочия представителя. К доверенности применяются правила, применяемые к односторонней сделке, но действуют специальные нормы.

Правила ГК РФ к доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений (пункт 4 статьи 185 ГК РФ).

Доверенность может выдаваться как непосредственно гражданину, так и юридическому лицу. Однако полномочия юридического лица, указанные в доверенности, должны ограничиваться рамками его специальной правоспособности. В противном случае доверенность признается недействительной (ст. 168, 173 ч. 1 ГК РФ).

Исходя из понятия можно выделить следующие признаки доверенности:

  • Во-первых, для доверенности обязательна письменная форма. В зависимости от того кто является Доверителем и случаев, при которых будет необходимо предъявление доверенности, будет необходимо нотариальное закрепление доверенности.
  • Во-вторых, Доверенность – это односторонняя сделка, так как Доверитель наделяет лицо определенными полномочиями для совершения необходимых действий;
  • В-третьих, Доверенность является срочным документом (ст. 186 Гражданского Кодекса РФ). Если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата её совершения, является ничтожной;
  • В-четвертых, Доверенность имеет две стороны, это: доверитель  (лицо которое уполномачивает) и доверенное лицо (представитель; лицо, которому передают полномочия).

Права и обязанности доверителя

К правам и обязанностям доверителя относятся:

  • право наделить представителя перечнем полномочий;
  • право в любое время отозвать документ, т. е. аннулировать его положения;
  • право  не согласиться с кандидатурой, подобранной доверенным лицом, действующим в порядке передоверия;
  • обязанность оформить доверенность и выдать ее доверенному лицу;
  • обязанность покрывать финансовые издержки представителя или изначально выдать некую сумму денег для выполнения поручения;
  • обязанность принять все полученное в ходе выполнения договоренности от доверенного лица – документы, денежные средства и т. д.;
  • обязанность выплатить вознаграждение, если заключенное соглашение возмездное.

Полномочия поверенного лица

Полномочия поверенного лица при оформлении доверенности состоят из:

  • возможности отказаться быть доверенным лицом;
  • точного выполнения поручений, прописанных в условиях доверенности;
  • самостоятельного исполнения обязательств;
  • поиска заместителя, если доверитель прописал подобную возможность;
  • уведомления представляемого о ходе осуществления поручения;
  • незамедлительной передачи всех полученных документов, денег, ценностей и т. д.;
  • по окончании срока действия представитель обязуется отдать доверительный акт.

Оформлять доверенность следует с четким перечислением обязанностей доверенного лица.

Несоблюдение представителем условий, прописанных в документе, будет расцениваться как незаконное действие.

Виды доверенностей

Доверенности можно классифицировать по следующим видам:

По объему полномочий, которыми наделяется представитель, различают следующие вида доверенностей:

  • Разовая доверенность – доверенность на выполнение определённого конкретного действия. Например, разовая доверенность выдается на совершение одного определенного действия (получение товара со склада, продажу дома и т. д.).
  • Специальная доверенность – на совершение каких-либо однородных действий. Такой, например, является доверенность, выдаваемая экспедитору предприятия для получения товаров, прибывших на железнодорожную станцию в адрес предприятия; кассиру на получение денег и денежных документов в банке и т. д. Одной из разновидностей специальной доверенности являлась доверенность на право управления механическим транспортным средством.
  • Общая (генеральная) доверенность — на совершение любых по характеру действий перед любыми третьими лицами (объем полномочий в данной доверенности не ограничен). Общая доверенность дает представителю возможность совершать разнообразные сделки по управлению имуществом. Например, директор филиала универмага на основе общей доверенности осуществляет всю административно-хозяйственную и оперативно-торговую деятельность магазина, управляет его делами, имуществом и средствами, в частности, заключает необходимые для выполнения возложенных на магазин задач договоры, сделки, подписывает акты, расчетно-денежные документы, представляет магазин во всех государственных учреждениях, предприятиях, ведет в судебных учреждениях и органах арбитражного суда дела магазина со всеми правами стороны в процессе.
  • Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия. Лицо, которому выдана доверенность, может передоверить её другому лицу, если оно уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность. Передоверие — это передача полномочия представителем другому лицу.

По количеству доверителей и поверенных:

  • Односторонние доверенности – где доверитель и поверенный выступают в единственном лице.
  • Многосторонние доверенности – где доверителей и/или поверенных два и более.

По форме различают два вида доверенности:

  • совершенную в простой письменной форме
  • совершенную в нотариальной форме (нотариально удостоверенную).

По сроку различают два вида доверенности:

  • Срочная доверенность – выданная на определенный срок.
  • Бессрочная доверенность – может быть отменена только в определенных случаях.

В зависимости от органов и организаций:

  • банковская;
  • почтовая;
  • судебная– для представления интересов в суде по гражданским делам, уголовным делам, административным делам, по делам рассматриваемым арбитражным судом;
  • для представительства в исполнительном производстве;
  • для представительства в налоговых органах;
  • для представительства в муниципальных образованиях;
  • для представительства в органах внутренних дел (милиции, ГИБДД, дознания, следствия);
  • для представительства в органах Прокуратуры РФ и т.д.

Генеральная доверенность

Главное отличие её от всех видов доверенностей в том что она имеет наибольший круг полномочий в различных сферах, в то время как другие виды имеют достаточно узкий круг полномочий и в основном в одной из сфер.

Генеральная доверенность может включать в себя остальные виды доверенностей, но и в ней могут отсутствовать некоторые полномочия.

Почтовая доверенность

Данный вид доверенности выдается лицу для получения почтовых отправлений. Оформляют такую доверенность как физические лица, так и юридические лица. Почтовая доверенность может быть как разовой, так и длительной. Если почтовая доверенность выдается от физического лица, то эта доверенность должна быть нотариально оформленной.

Банковская доверенность

Банковскую доверенность оформляют как физические, так и юридические лица. Такая доверенность может быть как внутрибанковской (то есть оформляет ее сам банк), так и нотариально оформленной.

Банковская доверенность может быть как и разовой, так и длительной.

Полномочия доверенностей

Полномочия,  которые можно закрепить в доверенности, разделяют на два вида:

  • Исключительные полномочия. Полномочия являются исключительными, если они должны быть специально дословно прописаны в соответствии с нормой права. Если указанное требование не будет соблюдено и текст не будет указан, значит у доверенного лица будет отсутствовать право на совершение этих полномочий;
  • Общие полномочия. Общие полномочия – это совокупность полномочий которые доверенное лицо может осуществлять без специального дословного закрепления, достаточно указать общий текст и ссылку на норму права.

Удостоверение доверенности

Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена (пункт 1 статьи 185.1 ГК РФ).

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (пункт 4, статьи 185.1 ГК РФ).

Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий или на получение корреспонденции, за исключением ценной корреспонденции, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится (пункт 3, статьи 185.1 ГК РФ).

Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации.

Безотзывная доверенность должна быть нотариально удостоверена и содержать прямое указание на ограничение возможности ее отмены (пункт 2, статьи. 188.1 ГК РФ).

Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя (пункт 3, статьи 185 ГК РФ).

Письменное уполномочие на получение представителем гражданина его вклада в банке, внесение денежных средств на его счет по вкладу, на совершение операций по его банковскому счету, в том числе получение денежных средств с его банковского счета, а также на получение адресованной ему корреспонденции в организации связи может быть представлено представляемым непосредственно банку или организации связи (пункт 3, статьи 185 ГК РФ).

Срок доверенности

Если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения, а доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (пункт 1 статьи 186 ГК РФ).

Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срок действия доверенности, на основании которой она выдана (пункт 4 статьи 187 ГК РФ).

Доверенность может быть выдана на неограниченный срок (безотзывная доверенность, нотариально удостоверенная) (статья 188.1 ГК РФ).

Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указание о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность (п. 2, ст. 186 ГК РФ).

Основания прекращения доверенности

Действие доверенности прекращается вследствие (статья 188 ГК РФ):

  • истечения срока доверенности;
  • отказа лица, которому выдана доверенность, от полномочий;
  • отмены доверенности лицом, выдавшим ее, или одним из лиц, выдавших доверенность совместно;
  • прекращения юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу;
  • смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
  • смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
  • введения в отношении представляемого или представителя такой процедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности.

Лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность (пункт 1 статьи 189 ГК РФ).

 По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность (пункт 3 статьи 189 ГК РФ).

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/doverennost.html

Статья 41. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов

Возможно привлечение доверенного лица к уголовной ответственности?

Статья 41. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов

1.

 Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

2. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

3. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

4.

 Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию.

При даче согласия на привлечение зарегистрированного кандидата к уголовной ответственности, на его арест прокурор обязан известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

5.

 Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 настоящего Федерального закона, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии – с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное ание, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное ание, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного ания.

6. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 71 настоящего Федерального закона, кандидат, занявший место выбывшего кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата.

Комментируемая статья определяет широкий спектр правовых средств, обеспечивающих трудовые права кандидата и препятствующих его необоснованному привлечению к уголовной или административной ответственности, а также устанавливает сроки прекращения статуса зарегистрированного кандидата.

Вместе с тем в комментируемой статье устанавливается только небольшая часть гарантий зарегистрированного кандидата.

В других статьях комментируемого Федерального закона определяются гарантии зарегистрированного кандидата на получение и распространение информации о выборах и на проведение предвыборной агитации; на возможность присутствия на избирательных участках при ании и подсчете избирателей; на обжалование нарушений избирательных прав и т.д.

1. Важнейшей гарантией для кандидата является возможность располагать временем, необходимым для проведения предвыборной агитации в СМИ, встреч с избирателями, других мероприятий. Для этого он имеет гарантированное право на освобождение от работы, службы, учебы. Основанием для освобождения является подача заявления.

Вместе с заявлением (рапортом) зарегистрированный кандидат должен представить работодателю (командиру воинской части, руководителю) решение соответствующей комиссии о его регистрации. В заявлении целесообразно сделать ссылки на нормы законодательства, дающие право на освобождение.

Если для лиц, указанных в пункте 2 комментируемой статьи, подача такого заявления является обязанностью, то для иных работников или учащихся – правом.

Администрация обязана издать соответствующий приказ (распоряжение) об освобождении лица от его обязанностей по работе, службе или учебе со дня, указанного в заявлении и на любое время в пределахопределенного срока избирательной кампании(до официального опубликования результатов выборов).

Как следует из статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан предоставить работнику – зарегистрированному кандидату в указанных в комментируемом пункте случаях отпуск без сохранения заработной платы.

Однако по согласованию между работодателем и работником (зарегистрированным кандидатом) последнему в соответствующий период может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случае отказа в предоставлении предусмотренного комментируемым Федеральным законом отпуска для участия в выборах виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 5.7 КоАП РФ. Продолжительность и периоды отпуска определяются зарегистрированным кандидатом самостоятельно. Освобождение зарегистрированного кандидата от работы, службы или учебы может производиться на любой срок, указанный в заявлении или рапорте. Это может быть весь период, определенный законом либо любой временной отрезок в его пределах. Обращение зарегистрированного кандидата об его освобождении может быть разовым или неоднократным.

2. В комментируемом пункте установлены правовые гарантии защиты трудовых и иных интересов зарегистрированных кандидатов.

Зарегистрированный кандидат без его согласия не может по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Что касается военной службы, то комментируемый Федеральный закон, определяя гарантии зарегистрированного кандидата, препятствующие его увольнению со службы, не устанавливает запрет по его переводу на иное место службы. Вместе с тем данная гарантия вытекает из смысла комментируемого пункта, так как каждый кандидат должен иметь возможность проводить агитацию в равных условиях.

3. Время участия зарегистрированного кандидата в избирательной кампании включается в его общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.

Статья 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166?ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 1 раскрывает понятие «трудовой стаж»: стаж, в который включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2 . Статья 10 указанного Федерального закона определяет периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

____________
1 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831 (в редакции Федеральных законов от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ, от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, от 11 ноября 2003 года № 141-ФЗ, от 8 мая 2004 года № 34-ФЗ, от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, от 25 ноября 2006 года № 196-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 27. Ч. 1. Ст. 2700, № 46. Ч. 1. Ст. 4437; 2004. № 19. Ч. 1.

Ст. 1835, № 35. Ст. 3607; 2006. № 48. Ст. 4946.
2 СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. I. Ст.

 4920 (в редакции Федеральных законов от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ, от 31 декабря 2002 года № 198-ФЗ, от 29 ноября 2003 года № 154-ФЗ, от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, от 14 февраля 2005 года № 3-ФЗ, от 3 июня 2006 года № 70-ФЗ, от 3 июня 2006 года № 77-ФЗ, с изменениями, внесенными на основе постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года № 11-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2005 года № 231-О) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 1. Ст. 13, № 48. Ст. 4587; 2004. № 27. Ст. 2711, № 35. Ст. 3607; 2005. № 8. Ст. 605; 2006. № 23. Ст. 2377, № 23. Ст. 2384.

4.

 Нормы, определяющие порядок привлечения зарегистрированного кандидата к уголовной ответственности и применения к нему административного наказания в судебном порядке исключительно с согласия прокурора (соответственно уровню выборов), призваны обеспечить гарантию деятельности зарегистрированных кандидатов, исключающую возможность неправомерного давления на них. Требования по предварительному согласованию с прокурором применения мер к зарегистрированному кандидату действуют со дня регистрации и до дня опубликования результатов выборов, за исключением случаев утраты зарегистрированным кандидатом своего статуса до дня ания в связи с выбытием, отзывом кандидата избирательным объединением либо отменой регистрации кандидата, списка кандидатов. Вместе с тем необходимо отметить, что практическому применению комментируемой нормы в части привлечения к уголовной ответственности препятствует то, что в статье 447 УПК РФ зарегистрированные кандидаты не отнесены к категории лиц, к которым применяется особый порядок привлечения к уголовной ответственности 1 . Что касается применения положения о том, что зарегистрированный кандидат без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) не может быть подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, – практическая его реализация может осуществляться в рамках следующих организационных процедур.

Источник: http://cikrf.ru/law/federal_law/comment/st41.php

Вопросы по закону
Добавить комментарий