Вправе ли я преподавать в колледже такие дисциплины, как педагогика и психология?

Профессия — Преподаватель колледжа

Вправе ли я преподавать в колледже такие дисциплины, как педагогика и психология?

Честно говоря, много про эту профессию не скажешь. По большому счёту, эта даже не собственно профессия, а квалификация в преподавательской профессии.

То есть в дипломе у преподавателя колледжа, как правило, записано, что ему присвоена квалификация преподавателя средне-специального учебного заведения. Однако далеко не все преподаватели колледжа или техникума (училища) имеют в дипломе о полученном образовании такую запись.

В первую очередь это касается мастеров производственной практики, а также многих преподавателей сугубо специальных дисциплин, к примеру, основ зубного протезирования (для стоматологического колледжа), основ ремонта и эксплуатации санитарной техники, основ парикмахерского искусства и других, преподавать которые должен специалист-практик, не обязательно имеющий высшее педагогическое образование.

То есть, если вы, получив какую-либо профессию, освоите её достаточно хорошо для того чтобы успешно передавать свои знания и опыт другим людям, то при наличии в ближайшем к вам колледже (техникуме, училище) острой потребности в преподавателе вашей специальности вы вполне можете занять это место.

Кадров именно с педагогическим образованием, владеющих в совершенстве техническими и другими прикладными дисциплинами (то есть не просто знающих предмет обучения, а умеющих работать специалистом, на которого ведётся обучение), сегодня в средне-специальных (тем более технических) учебных заведениях (ссузах) не хватает.

Тем не менее, если руководство ссуза посчитает вас пригодным для замещения вакантной должности преподавателя, оно всё равно в течение учебного года направит вас на государственные курсы повышения квалификации.

Там вы освоите очень важные для преподавательской практики методические материалы (мало уметь – надо ещё и знать, как преподавать, с чего начинать, что говорить учащимся, с чего вообще начинать учебное занятие), причём придётся вам сдать квалификационный минимум по методике преподавания, дидактике,

психологии и педагогике, прежде чем вам выдадут квалификационный сертификат, закрепляющий ваше право преподавать в ссузе.

Но и этого может оказаться недостаточно, и вас направят (чаще всего это делается летом, в каникулы) на дополнительное повышение квалификации на соответствующую кафедру вуза профессиональной сфера, в которой обучает принявший вас на работу техникум (колледж). Там уже вас ознакомят с новыми достижениями в области вашей основной профессии, основы которой вы преподаёте, и снова вам придётся сдать государственный квалификационный минимум.

Квалификацию преподавателя какой-либо специальной дисциплины ссуза можно получить и в высшем учебном заведении соответствующего профиля, в котором есть педагогическая кафедра или отделение. Если вы защитите дипломную работу на этой кафедре (или окончите это отделение), то получите дополнительную (или основную) квалификацию преподавателя.

Но не будем забывать о том, что в колледжах, техникумах и училищах преподаются и общие академические дисциплины – математика, физика, русский язык и литература и т.д. Эти дисциплины ведутся даже в музыкальном училище (автор этой статьи в таком учился) – для тех, кто поступил после девятого класса. Что уж говорить о ссузах технического профиля?

Кстати, поступивших в ссуз после 11-го класса общие академические предметы тоже не минуют.

В технических ссузах это, как правило, математика, основы начертательной геометрии, физика, химия – не все школьные предметы, а в зависимости от специальности, по которой идёт обучение (ясно, что будущему агроному не обойтись без химии и ботаники, а будущему геодезисту – без географии, черчения, математики и начертательной геометрии). Причём что-то из академической программы учащимся ссузов уже известно (проходили в школе), а что-то покажется новым. Кто же преподаёт в техникумах (колледжах, училищах) предметы общеобразовательного цикла?

Чаще всего это дипломированные преподаватели, окончившие педагогический вуз или академический университет и получившие дополнительную квалификацию преподавателя средне-специального учебного заведения. Но нередко в ссузе преподают по совместительству и обычные школьные учителя, и преподаватели вузов, также прошедшие переподготовку.

Дело в том, что даже в технических ссузах программа по академическим дисциплинам во многом разнится с вузовской (всё-таки средне-специальное образование, а не высшее здесь получают). Но это ещё не всё, что отличает преподавание в вузе от преподавания в ссузе.

В техникум или колледж в основном приходят выпускники девятых классов. Есть там, конечно, и группы для обучения на базе законченного среднего образования.

Однако программы по большинству специальных и, тем более, академических дисциплин рассчитаны на учащихся, способных больше к практике, чем к теории.

Задача любого вуза – не только дать студентам высшее образование, но и выявить из их числа будущих учёных и преподавателей.

Техникумы же (колледжи и училища) готовят специалистов-практиков среднего звена, например, техник-электрик, техник по обслуживанию и ремонту контрольно-измерительных приборов, специалист по ремонту и обслуживанию компьютерной техники, специалист по обслуживанию стандартных компьютерных программ (сетевой администратор).

Или же, если речь об учебных заведениях социально-гуманитарного профиля, то, к примеру, библиотекарь, медицинская сестра, социальный работник средней квалификации, культурно-просветительский работник и т.д.  Понятное дело, что методики преподавания в ссузе заметно отличаются от вузовских.

Более того, в ссузе несколько иное отношение к учащимся. По сути, оно почти как в школе, только профессионально ориентированной.

В колледжах даже есть классные руководители, которые, как и в школе, могут созвониться или встретиться с родителями учащегося.

В вузе такое тоже не возбраняется, но и не является обязанностью кого-либо из преподавателей, поскольку считается, что в вузе учатся в принципе взрослые люди, многих из которых поступают уже совершеннолетними.

То есть, если вы, думая о преподавательской карьере в средне-специальном учебном заведении, исходите из представления, будто там работать легче, чем в школе или вузе, то имейте в виду, что это не так. Везде своя специфика.

А главное – вы должны вначале определиться, кем вы всё-таки хотите быть – в первую очередь специалистом в какой-то конкретной области, а потом уже преподавателем, или же вас привлекает именно педагогическая работа и конкретный школьный предмет.

Если вы больше нацелены на практику, чем на теорию, и при этом считаете, что призваны посвящать в профессию других людей, то лучше вам окончить вуз по избранной специальности и получить дополнительную квалификацию преподавателя ссуза.

Если же вам больше по душе передавать учащимся знания по какой-либо из академических дисциплин, то поступайте в педвуз, а уже получив педагогическое образование по избранной дисциплине, целенаправленно ищите работу в любом ссузе. Тут сразу наперёд ничего не посоветуешь и не предугадаешь. А как сложится ваша преподавательская судьба, во многом зависит от того, насколько упорно вы будете идти к этой цели. Успехов.

Источник: http://yaspecialist.ru/professii/professiya-prepodavatel-kolledzha.html

Педагогическое образование за рубежом| Hotcourses Russia

Вправе ли я преподавать в колледже такие дисциплины, как педагогика и психология?

В любой точке земного шара учеба является важной составляющей жизни людей. Таким образом, профессия педагога – не только одна из самых уважаемых и благородных, но и одна из самых востребованных.

Изучение педагогики за рубежом подходит вам, если вы собираетесь посвятить себя передаче знаний другим людям, от детей до взрослых студентов.

А пока почему бы не скачать бесплатно брошюры вузов, где можно изучать педагогику.

Карьерные перспективы

Получая педагогическое образование за границей, вы можете подготовиться к работе учителя начальной школы или учителя старшей школы и университета.

Учитель начальной школы – это ответственная работа с детьми, совмещающая обучение и воспитание. Для получения этой работы необходима общая подготовка по ряду предметов, которые преподаются в начальной школе, а также рабочая практика. Для начала работы достаточно среднего специального образования или степени бакалавра.

Учитель старшей школы или университета – профессия, требующая специализации в конкретном предмете. Для получения специализации обычно получают степень бакалавра по предмету, который вы будете преподавать, а затем степень магистра педагогики. Для работы в вузе пригодится степень PhD, а также необходима рабочая практика.

Помимо этого, можно изучать саму педагогику, как науку, или получить специализированное образование по педагогической работе с людьми с особыми потребностями или особенностями развития.

Опции обучения

Для будущих педагогов существуют различные варианты обучения:

  • Вы можете поступить в зарубежный вуз на изучение педагогики после школы. Дополнительные преимущества при зачислении вам дадут начальные знания и/или хорошие оценки, по предмету, который вы хотите преподавать в будущем.
  • Также можно продолжить обучение за рубежом по специальности педагог. Для этого нужно иметь опыт изучения педагогики как науки и, в ряде случаев, конкретного предмета. Также пригодятся навыки работы с ПК и знание иностранных языков.
  • В магистратуру по педагогической специальности можно поступить, имея степень бакалавра в педагогике, психологии или конкретном предмете, который вы собираетесь преподавать.

Правильный выбор страны обучения и вуза крайне важен для будущих педагогов. Системы образования различны в зависимости от страны, поэтому получать образование педагога рекомендуется именно в той стране, в которой вы потом собираетесь работать по специальности.

Длительность и стоимость обучения

В зависимости от страны, период изучения конкретного предмета, который вы собираетесь преподавать, в бакалавриате длится 3-4 года. Период получения степени магистра педагогики составляет 1-2 года.

Обучение по программам в области педагогики может стоить по-разному, это зависит от специализации и уровня обучения. Например, Уорикский университет предлагает дорогостоящие программы, год обучения здесь стоит от US$24,000. При этом в той же Англии можно найти более доступные опции – Университет Центрального Ланкашира предлагает аналогичные курсы по стоимости £15,900 за год обучения.

Специализации

В области педагогики существует несколько основных специализаций:

Для получения той или иной педагогической профессии в процессе учебы студент должен приобрести навыки работы с людьми, устные и письменные коммуникационные навыки, умение поддерживать актуальность передаваемой информации, а также специализацию в конкретном предмете или общую специализацию.

Доступные стипендии

Студенты, изучающие педагогику за рубежом, могут претендовать на специальные стипендии в области педагогики и на общие стипендии.

British Chevening Scholarships

Данная государственная стипендиальная программа предлагает полную или частичную финансовую поддержку иностранным студентам, учащимся в вузах Великобритании на уровне магистратуры по любой специальности.

EpilepsyActionPostgraduateResearchBursaries

Стипендии в размере £3,000 предлагаются иностранным студентам британских вузов, которые на уровне магистратуры специализируются на педагогической и психологической работе с детьми, больными эпилепсией.

  • Другие стипендии за границей

Интересные учебные программы

По мере развития образовательного сектора неизбежно появляются новые педагогические специальности. Сегодня на международном уровне делается ставка на разностороннее образование, доступное всем, поэтому учебные заведения нуждаются в специалистах новых категорий.

В частности, среди студентов сейчас популярны программы, готовящие их к работе с детьми, имеющими физические или умственные отклонения. Программы такого рода предлагаются во многих вузах на средне специальном и высшем уровне.

Кроме того, все более популярными становятся университетские степени в персональном обучении и коучинге, а также квалификации тренеров и фасилитаторов.

Данные специальности также ориентированы на обучение и передачу знаний в любой сфере в рамках индивидуальной работы, семинаров, мастер-классов, воркшопов, независимых лекций и др.

Вы можете узнать больше о программах из университетских брошюр.

Лучшие университеты в области педагогики

University of Warwick, Великобритания

Ориентировочная стоимость обучения: $24,000-26,000 в год

Уорикский университет занимает одну из лидирующих позиций в Великобритании по качеству преподавания, а значит, будущим педагогам есть, что перенять и чему поучиться у здешних преподавателей!

Вуз включает в свой состав Центр педагогических наук, входящий в топ-20 школ Великобритании по уровню исследований в сфере педагогики.

На базе центра на уровне бакалавриата можно изучать педагогику, как науку, а также педагогическую философию, теорию и практику.

На уровне магистратуры предлагаются исследовательские и академические программы в области педагогики, педагогических инноваций, педагогического лидерства и менеджмента. 

Universiti Teknologi Mara, Малайзия

Ориентировочная стоимость обучения: $2,000 в год

Располагая кампусами по всей стране, Технологический университет Мара является ведущим высшим учебным заведением Малайзии и предлагает иностранцам доступные программы на английском языке. На базе Факультета педагогики вуз предлагает целый ряд англоязычных программ бакалавриата и магистратуры, которые готовят преподавателей отдельных предметов.

Так, здесь можно получить степень бакалавра в преподавании таких предметов, как математика, биология, физика, химия, английский язык, физкультура, искусства и дизайн. Далее студенты могут продолжить образование по выбранной специальности в магистратуре. Помимо этого, на уровне магистратуры можно получить исследовательскую степень или степень в педагогическом менеджменте и лидерстве.

University of Bridgeport, США

Ориентировочная стоимость обучения: $29,000 в год

Бриджпортский университет находится в удивительном месте – на берегу океана, всего в часе езды от Нью-Йорка. Вуз предлагает качественное обучение в небольших группах с индивидуальным подходом.

Студентам доступнв передовые очные программы магистратуры со специализацией в начальном или высшем образовании. Для получения диплома магистра здесь необходимо набрать 33 кредита. На уровне бакалавриата также предлагается 4-годичная программа музыкальной педагогики. 

RWTH Aachen University, Германия

Ориентировочная стоимость обучения: бесплатно (взнос $293 за семестр)

Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена входит в число лучших вузов Германии и предлагает доступное образование не только на немецком, но и на английском языке. В состав университета входит отдельная Школа педагогики и педагогических исследований, на базе которой предлагается широкий ряд программ, и проводятся передовые исследования.

Вуз готовит студентов к педагогической работе в детских садах, в начальной, средней и старшей школах, в гимназиях, колледжах и университетах. Учащиеся могут получить как общую, так и узкоспециализированную степень.

Например, на уровне бакалавриата и магистратуры в вузе готовят учителей биологии, химии, физики, литературы, экономики, истории и других дисциплин. Помимо этого, в вузе готовят преподавателей немецкого и английского языков, а также специалистов по католическому религиозному образованию. 

University of Limerick, Ирландия

Ориентировочная стоимость обучения: $15,800 в год

Школа педагогики в составе Лимерикского университета является крупнейшим и самым востребованным провайдером специализированного педагогического образования в Ирландии.

Школа предлагает широкий выбор высококлассных программ и отличается прекрасным современным оборудованием.

На уровне бакалавриата вуз предлагает пять программ по подготовке педагогов в области архитектурных технологий, инженерных технологий, педагогического образования, физического образования, физики и химии.

Программы магистратуры дают специализации в педагогическом лидерстве, наставничестве и консультировании. Помимо этого, студентам доступно шесть профессиональных магистерских программ по подготовке преподавателей бизнес-дисциплин, иностранных языков, музыки, математики, физического образования и технологического образования.

Важная особенность педагогического образования в университете заключается в обязательном прохождении студентами рабочей практики, которая ведет к получению ценного опыта и последующему трудоустройству.

Edith Cowan University, Австралия

Ориентировочная стоимость обучения: $21,200 в год

Университет Эдит Кован находится в Перте, Австралия, и является крупным мультикампусным учебным заведением. В состав вуза входит Школа педагогики, которая предлагает карьерно-ориентированные учебные курсы, основанные на практике.

На уровне бакалавриата здесь можно получить степень бакалавра педагогики в детском, среднем и высшем образовании. По основным педагогическим специальностям также можно получить степень магистра, высший сертификат или диплом.

Trent University, Канада

Ориентировочная стоимость обучения: $16,400 в год

Канадский Университет Трент отличается высоким уровнем трудоустройства выпускников и интернациональностью, студенты приезжают сюда на учебу со всего мира. В состав вуза входит одна из лучших в стране Школа педагогики, которая дает студентам все необходимые навыки для развития преподавательской карьеры на разных уровнях.

В частности, школа предлагает программы бакалавриата на получение степени B.Ed. со специализацией в дошкольном и начальном образовании.

Также студентам доступны программы магистратуры и высшие дипломы, которые готовят к работе более высокой категории, в старших школах, колледжах и вузах.

В школе студенты не только получают знания, но и вносят вклад в развитие местного образования за счет прохождения рабочей практики и стажировок.

University of Central Lancashire, Великобритания

Ориентировочная стоимость обучения: $16,100 в год

Университет Центрального Ланкашира обучает студентов 100 национальностей и предлагает 500 программ бакалавриата и 200 программ магистратуры и докторантуры.

В состав вуза входит отдельный Факультет педагогики и социальных наук, на базе которого предлагаются различные интересные программы.

Например, здесь можно учиться на преподавателя английского или других языков для иностранцев или на частного инструктора по фитнесу. Будущим педагогам предлагаются совмещенные степени педагогики и психологии, социологии, истории или лидерства.

Разнообразные курсы проводятся в сфере детского образования и обучения глухонемых детей и детей с инвалидностью.

Auckland University of Technology, Новая Зеландия

Ориентировочная стоимость обучения: $22,400 в год

Среди более чем 250 учебных программ Оклендского технологического университета программы педагогического образования выделяются не только своим количеством, но и популярностью.

Вуз действительно является одним из лучших провайдеров педагогического образования в стране, а его выпускники получают всю необходимую помощь при трудоустройстве и становятся востребованными преподавателями в самой Новой Зеландии и за ее пределами.

Университет выдает сертификаты, степени бакалавра педагогики и бакалавра искусств, высшие сертификаты, высшие дипломы, степени магистра и доктора с педагогическими специализациями. В частности, в вузе можно подготовиться к работе в дошкольном, начальном, среднем и высшем образовании, а также к работе с особенными детьми на разных уровнях.

Здесь можно изучать педагогическое лидерство, наставничество и практику. В процессе обучения студенты проходят стажировки на реальных рабочих местах и имеют возможность отправиться за рубеж на семестр или год по программе студенческого обмена.

National University California, США

Ориентировочная стоимость обучения: $354 за предмет

Национальный университет в Калифорнии является вторым крупнейшим частным вузом штата, дает сравнительно недорогое образование иностранным студентам и включает в свой состав Школу педагогики. За последние 13 лет школа выпустила больше практикующих педагогов, чем любое другое учебное заведение в Калифорнии.

На уровне бакалавриата и магистратуры здесь можно изучать педагогику, как науку, теорию и практику педагогики, дошкольное обучение, элементарную и детскую педагогику, школьное и университетское преподавание со специализацией в конкретном предмете, онлайн-преподавание, педагогические технологии, мультипредметное и междисциплинарное преподавание, детскую и подростковую психологию, педагогическую работу с аутистами и многое другое.

Источник: https://www.hotcourses.ru/study-abroad-info/subject-guides/studying-education-and-training-abroad/

Педагогическое образование в Великобритании

Вправе ли я преподавать в колледже такие дисциплины, как педагогика и психология?

Раньше педагогика в Объединённом Королевстве ассоциировалась с телесными наказаниями и изнурительными уроками.

Однако битьё розгами в качестве воспитательной меры было отменено ещё в прошлом столетии, а в учебную программу с каждым годом вводится всё больше современных методик.

Система преподавания в Великобритании не зря считается эталонной, учитель здесь – и любящий опекун, и требовательный наставник. Так что где, как не здесь, будущему преподавателю учиться сочетать в себе эти качества?

Педагогическая профориентация в школах Великобритании

Учиться на преподавателя в Великобритании некоторые начинают уже со школьной скамьи. 6th form, или старшие классы, посвящены профессиональной ориентации ребёнка и его подготовке в университет. На этом этапе старшеклассник может на базовом уровне изучать психологию преподавания, а после выпуска пройти небольшую ознакомительную практику в начальных классах.

Педагогическое образование в двухлетних технических колледжах

Колледжи с двухлетним обучением – эквивалент профессионального образования. Они не выдают диплом бакалавра, но их выпускники могут работать школьными ассистентами или лаборантами.

Это хороший вариант для тех, кто пока не уверен в выборе своей профессии: обучение длиться всего два года, стоимость значительно ниже, чем в университетах, и студент уже получает специализацию.

Учебная программа двухлетних колледжей включает общеобразовательные предметы и несколько педагогических дисциплин.

Степень бакалавра в Великобритании

Чтобы стать квалифицированным учителем в Великобритании, необходим диплом бакалавриата. Его получают в четырёхлетних колледжах, институтах и университетах. В Англии, Уэльсе и Ирландии обучение длиться три года, в Шотландии – четыре. По окончании студент может работать учителем младших классов, в редких случаях – средней школы.

Педагогика в Великобритании на уровне бакалавриата предполагает два вариант обучения:

  • Получение степени бакалавра образования. Это полноценное педагогическое образование, которое охватывает изучение профильного предмета, педагогических дисциплин (психология, социология, история образования, педагогика в цифровое время и т.д.) и общеобразовательных предметов.
  • Получение степени бакалавра искусств или наук по профильному предмету. Студенты поступают на факультет той дисциплины, которую впоследствии хотят преподавать. Они изучают её в течение трёх лет, а на четвёртом году обучения проходят курс педподготовки. 

По окончании любой из этих двух программ студенты проходит годовую практику в школах.

Степень магистра и доктора в Великобритании

Диплом магистратуры необходим преподавателям средних и старших классов. В Англии, Уэльсе и Ирландии обучение длиться год, в Шотландии – два. Учителя поступают в магистратуру для повышения квалификации, смены профильного предмета или проведения своего исследования. Как правило, если студенты начали писать научную работу, они продолжают обучение в докторантуре.

Докторскую степень в области педагогики получают в течение трёх-пяти лет. Она предназначена для тех, кто хочет изучить научный аспект преподавательской деятельности или для тех, кто планирует преподавать в высших учебных заведениях.

Самые перспективные специальности для преподавания в Великобритании

С каждым годом в Объединенном Королевстве увеличивается нехватка преподавательского состава, особенного молодого возраста.

По данным Education at a Glance 2017, треть школьных учителей начальных и средних классов в Англии старше 50 лет.

Получение педагогического образования сегодня поощряется на государственном уровне, например, увеличивается число грантов и стипендий для местных и  иностранных студентов.

Нехватка учителей прослеживается в следующих специальностях:

  • Английский
  • Математика
  • Иностранные языки
  • Естественные науки (география, физика, химия, биология)
  • Информатика
  • Экономика
  • Религия

Поступление в педагогические вузы в Великобритании

Самыми главными условиями поступления на педагогическую специальность для иностранных граждан являются высокий уровень английского язык и отличные оценки по вашим профильным предметам. Поэтому при подготовке стоит обратиться внимание именно на эти два пункта.

Основные требования для поступления:

  • Электронная заявка на сайте вуза
  • Диплом о высшем образовании (для магистратуры)
  • GCSE/ A-level/ IB/ программа подготовки (большинство британских университетов не признают российские школьные аттестаты, вместо них иностранцы либо проходят подготовительную программу, либо сдают местные экзамены)
  • Языковой тест IELTS
  • Мотивационное письмо
  • Рекомендательные письма
  • Индивидуальные требования вуза (интервью, вступительные экзамен и т.д.)

Педагогическое образование в Великобритании не самое дорогое. В зависимости от престижа вуза и его расположения (Лондон и юг Англии – самые дорогие) цены будут варьироваться, но в среднем программа обойдётся в 9-12 тыс. фунтов стерлингов в год.

Педагогическое образование в Великобритании с Allterra Education

Система педагогического образования в Великобритании очень вариативна и не предполагает универсального пути. Необходимо учитывать своё предыдущее образование, профильную дисциплину, желаемое место работы, ценовую политику вузов и многое другое.

Специалисты Allterra Education рассмотрят все эти условия и подберут для вас лучшее место учёбы. Подробнее о педагогическом образовании в Великобритании вы можете узнать на бесплатной консультации.

Звоните:

  • в Москве: +7 (495) 510-6445
  • в Санкт-Петербурге: +7 (812) 313-6445
  • бесплатный звонок по России: +7 (800) 700-6435

менеджер образовательных программ

Источник: https://allterra.ru/articles/177858/

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Вправе ли я преподавать в колледже такие дисциплины, как педагогика и психология?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Вопросы по закону
Добавить комментарий