Законно ли супругам работать вместе в гос. учреждении?

Ограничение совместной работы близких лиц: советы юристов

Законно ли супругам работать вместе в гос. учреждении?

Особенности ограничений совместной работы близких лиц в государственном и частном секторах прокомментировали Лидия Санжаровская, старший юрист, и Кристина Демченко, младший юрист юридической компании «Правовой Альянс».

Недавно стали известны результаты выборов во Франции, которые оправдали опасения политологов относительно непрохождения во второй тур одного из кандидатов – бывшего премьер-министра Франции Франсуа Фийона, связанного со скандальной информацией о найме его жены в качестве помощника в период пребывания Фийона на должности депутата.

Вопрос в данном случае касался, в первую очередь, наличия подозрений в фиктивности трудовых отношений как таковых, а не самого факта прямого подчинения. Украинское же законодательство расставляет и иные, не менее важные акценты в подобных ситуациях, с которыми постоянно приходится сталкиваться юристам трудовой практики нашей компании.

Читайте еще: Проблемные увольнения: 3 кейса и варианты решений

Ограничения совместной работы близких лиц в государственном секторе

Так, ст. 27 Закона Украины «О предотвращении коррупции» устанавливает ограничение относительно совместной работы близких лиц (на данный момент в государственном секторе), которое заключается в следующем:

1.

Отдельная категория лиц, к которой, к примеру, относятся Президент Украины, государственные служащие, должностные лица местного самоуправления, судьи, военные должностные лица Вооруженных Сил Украины, должностные и служебные лица органов прокуратуры, члены Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, члены Центральной избирательной комиссии,  полицейские, не может иметь в прямом подчинении близких им лиц или быть прямо подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам.

2. Лица, претендующие на занятие таких должностей, обязаны сообщить руководству органа, на должность в котором они претендуют, о работающих в этом органе близких им лицах.

При этом к близким относятся лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности с субъектом ответственности (кроме лиц, взаимные права и обязанности которых с субъектом не имеют характера семейных), в том числе лица, которые совместно проживают, но не состоят в браке, а также – независимо от указанных условий – муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, родной брат, родная сестра, дед, бабушка, прадед, прабабушка, внук, внучка, правнук, правнучка, зять, невестка, тесть, теща, свекор, свекровь, усыновитель или усыновленный, опекун или попечитель, лицо, находящееся под опекой или попечительством упомянутого субъекта (абз. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О предотвращении коррупции»).

Если указанное прямое подчинение выявлено, то такие ответственные лица, а также их близкие родственники должны предпринять действия, направленные на устранения нарушения этого ограничения в 15-дневный срок (абз. 1 ч. 2 ст. 27 Закона Украины «О предотвращении коррупции»).

Если же такие лица ничего не предприняли, остается два выхода:

  • ответственное лицо или его близкого родственника переведут в установленном порядке на иную должность, которая исключит прямое подчинение, на что дается месяц (абз. 2 ч. 2 ст. 27 Закона Украины «О предотвращении коррупции»);
  • или же, при невозможности такого перевода, лицо в подчинении будет уволено с занимаемой им должности (абз. 3 ч. 2 ст. 27 Закона Украины «О предотвращении коррупции»).

Также следует отметить, что Кодекс законов о труде Украины предусматривает пребывание вопреки требованиям Закона Украины «О предупреждении коррупции» в прямом подчинении у близкого человека одним из дополнительных оснований для расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа (п. 4 ч. 1 ст. 41 Кодекса законов о труде Украины).

Читайте еще: 4 причини обрати цивільно-правовий договір замість трудового

Особенности ограничений в частном секторе

Для частного сектора установлены вполне логичные послабления в отношении найма и, как следствие, прямого подчинения близких лиц.

Иначе сложно было бы представить себе существование традиционных семейных кафе, ремесленных мастерских и иного мелкого бизнеса.

Однако для крупных и тем более международных компаний такое прямое подчинение обычно уже на уровне корпоративной культуры неприемлемо.

Именно для подобных случаев законодателем предусмотрено, что собственник вправе вводить ограничения относительно совместной работы на одном и том же предприятии, в учреждении, организации лиц, являющихся близкими родственниками или свояками (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также родители, братья, сестры и дети супругов), если в связи с исполнением трудовых обязанностей они непосредственно подчинены или подконтрольны друг другу (ч. 1 ст. 25-1 Кодекса законов о труде Украины).

Источник: https://prohr.rabota.ua/ogranichenie-sovmestnoy-rabotyi-blizkih-lits-sovetyi-yuristov/

Допустимость совместной службы близких родственников (Ожаров Ж.К., правозащитник)

Законно ли супругам работать вместе в гос. учреждении?

Допустимость совместной службы
близких родственников

Ожаров Ж.К.

Правозащитник

Согласно статьи 11 Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года № 267-I «О борьбе с коррупцией» совместная служба близких родственников недопустима.

Так, должностные и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним, не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым их близкими родственниками (родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой), за исключением случаев, предусмотренных законами.

Отсылочная норма, касающаяся исключений в законах по совместной службе близких родственников дает большую тень сомнения соответствия диспозиции пункта 1 данной статьи основным принципам борьбы с коррупцией указанной статье 5 закона «О борьбе с коррупцией» – равенства всех перед законом и судом. Данная норма в точности дублирует конституционную статью 14 из раздела II Человек и гражданин.

Таким образом, во исполнение ограничений по совместной службе близких родственников 17 миллионное население Казахстана с 190 тысячной армией государственных служащих, военнослужащих и других, т.е. потенциальных субъектов на которых распространяется указанная норма, обязаны состоять на службе в разных должностях, не являющихся в подчинении друг другу.

Норма закона направлена на запрет должностному лицу намеренно принимать к себе в подчинение, либо в подчинение своего подчиненного своих либо его близких родственников, чтобы оказать протекцию. Однако, если норма направлена для абсолютного исключения протекции, то она ошибочна.

Протекция оказывается и может быть оказана любому подчиненному, который не за просто так может коррумпировать своего начальника, где то его скомпрометировать либо приблизиться к начальству путем шантажа, проникновения в его тайны.

На данные действия подчиненный вынужден пойти в связи с чувством неравенства при движении по карьерной лестнице.

Реалии жизни показывают, что перенятая от зарубежных законодательных актов норма по ограничению совместной службы близких родственников в условиях Казахстана слабо приемлема.

Учитывая небольшое население на огромной ее территории, имеющиеся вековые традиции и уклад жизни, имеющие глубокие корни полагаю возможным использование совместной службы близких родственников в эффективности выполнения возложенных задач на подразделения, ведомства для реализации основополагающих принципов деятельности страны как экономическое развитие на благо всего народа.

Так, не утраченное в обществе уважение к старшим, плюс привитое в период советской власти чинопочитание у большинства населения можно вполне использовать для предотвращения коррупционных проявлений и достижения максимальных эффективных результатов по выполнению функции и задач государственным служащим перед населением.

Пункт 2 данной статьи для лиц, нарушивших требования пункта 1 статьи, если они добровольно в течение трех месяцев с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность, а при невозможности такого перевода один из этих служащих подлежит увольнению с должности или иному освобождению от указанных функций.

Достаточно понятно стало, что обнаружение ближнего родства это какая-то проверка, ревизия или чье-то заявление. Что может и не случиться. Проверка может не выявить, заявление никто не напишет, потому что начальник справедлив, а подчиненный родственник с присущей только казахстанцу – «будет неудобно» моральными обязательствами будет добросовестно выполнять свои обязанности.

Теперь добровольное устранение требований означает переподчинение, т.е. изменение штатного расписания, создание иного подразделения, изменение функций подразделений и т.д.

Зададимся вопросом – Нужны ли эти громоздкие движения? Не лучше ли силы направить на выполнение основных задач государственного служащего – обеспечение соблюдения и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.

И наконец в пункте 3 статьи указано, что, лица, уволенные в связи с близким родством с начальником, имеют право поступления на государственную и иную службу, сопряженную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, в другие органы, организации.

Вышеуказанная лояльность вообще вызывает сомнение о необходимости не только пункта 3, но и самой статьи.

Резюмируя изложенное, целесообразнее рассмотреть использование близкого родства путем добровольного принятия дополнительных обязательств близким родственником начальника в организации. Ввести некоторые ограничения (собственноручное согласие) родственнику начальника в повышении по должности, получения государственных наград и т.п. в данной организации.

Источник: https://www.zakon.kz/4691676-dopustimost-sovmestnojj-sluzhby.html

Вопросы по закону
Добавить комментарий